СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку, для обучающихся с ЗПР, 6 класс.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку, для обучающихся с задержкой психического развития, 6 классс.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку, для обучающихся с ЗПР, 6 класс.»

I. Пояснительная записка.

Данная рабочая программа по русскому языку разработана для обучающихся 6 класса с ЗПР. Программа составлена на основе нормативно-правовых документов:

- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ);

- Приказ МО РФ от 31.03.2014г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

- Приказ МО РФ от 08.06.2015 № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014г. № 253»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. № 158 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

- Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для детей с задержкой психического развития;

- Положение о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов;

- Учебный план.

Рабочая программа направлена на достижение следующих целей и задач:

- воспитание духовно-богатой, нравственно ори­ентированной личности с развитым чувством са­мосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою Родину, знающего и уважающего родной язык, созна­тельно относящегося к нему как явлению куль­туры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;

- овладение системой знаний, языковыми и рече­выми умениями и навыками, развитие готовно­сти и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, само­образования;

- приобретение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функциониро­вания, развитие способности опознавать, ана­лизировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение ак­тивного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грам­матических средств, совершенствование орфо­графической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;

- развитие интеллектуальных и творческих спо­собностей обучающихся, их речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому са­мосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;

- совершенствование коммуникативных способ­ностей. формирование готовности к сотрудниче­ству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные ком­промиссы.

II. Общая характеристика учебного предмета.

Программа строит обучение  детей с ЗПР на основе принципа коррекционно-развивающей направленности  учебно-воспитательного процесса. То есть учебный материал учитывает особенности детей, на каждом уроке русского языка включаются задания, обеспечивающие восприятие учебного материала.

Обучающиеся с ЗПР имеют следующие особенности:

- наиболее ярким признаком является незрелость эмоционально-волевой сферы; ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо;

- нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость;

- нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе;

- особенности памяти: дети значительно лучше запоминают наглядный материал (неречевой), чем вербальный.

- задержка психического развития нередко сопровождается проблемами речи, связанными с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны.

- у детей с задержкой психического развития наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно - логическое мышление. Дети не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование).

Данная программа реализуется через следующие методы и формы:

- адаптация содержания, очищение от сложности подробностей и многообразия учебного материала;

- одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;

- использование опорных сигналов;

- комментированные упражнения.

Основной целью обучения по русскому языку в 6 классе является формирование специальных умений и навыков по разделам программы «Лексика», «Фразеология», «Словообразование», «Орфография», «Морфология» большое внимание уделяется развитию устной речи и письменной. Требуется проведение достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в системе от простого к сложному (закрепление навыков письма, развитие мелких мышц и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, достижение ритмичности, плавности письма, отработка навыков безошибочного списывания, письма под диктовку, повышение уровня грамотности), а также развитию познавательных способностей и интересов учащихся 6 класса.

Наиболее оптимальной формой контроля знаний по русскому языку в 6 классе для обучающихся с ЗПР являются контрольные работы: диктанты, списывания, словарные диктанты. В связи со спецификой работы Центра

входные и итоговые контрольные работы проводятся ежемесячно с учётом графика заезда детей. Плановая итоговая контрольная работа является входящей контрольной работой для обучающихся, поступающих на следующий период сопровождения.

III. Описание места учебного предмета в учебном плане.

Количество часов по учебному плану на 2017-2018 учебный год – 6 часов в неделю, всего 204 часов (34 учебных недель).

IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

Программа рассчитана на реализацию следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты.

1. Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования.

2. Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому совершенствованию.

3. Достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты.

1. Владение видами речевой деятельности:

- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

- владение чтением;

- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;

- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с помощью или без помощи учителя, в зависимости от возможностей учащихся с ОВЗ;

- обучение правильному изложению своей мысли в устной и письменной форме;

- обучение различным видам монолога и диалога;

- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета.

2. Применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.

3. Коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях.

Предметные результаты.

- формирование у учащихся интереса к языку и языковому обобщению

- развитие умения коммуникативно оправданно пользоваться речью как средством общения, обеспечивая для реализации этой задачи четкость произносительных навыков, необходимый словарь, точность в построении предложения, связность устного высказывания

- использование детьми связной письменной речи как видом общения

- обучение школьников правильному, выразительному и осмысленному чтению доступных их пониманию текстов с постепенным переходом на более совершенные способы чтения

- осуществление нравственного, эстетического и экологического воспитания школьников

- приобщение к культуре русского народа, а через нее и к мировой

- воспитание толерантности, национального самосознания, этнической культуры

V. Содержание учебного предмета

При обучении русскому языку учащихся 6 класса с ЗПР формируются такие виды речевой деятельности как:

1. Слушание (аудирование). Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух основной и второстепенной информации предъявляемого текста, определение его основной мысли, передача его содержания по вопросам;

2. Говорение. Формирование умений начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями разных типов (описание, повествование, рассуждение) на доступные детям темы. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

3. Чтение. Чтение и понимание учебного текста (орфографических правил, грамматических понятий, формулировок вопросов и заданий), выборочное чтение с целью нахождения необходимого учебного материала.

4. Письмо. Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки. Правильное начертание букв и их соединений. Постепенный переход на скорописное письмо.

5.Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Изложение текста-повествования, повествования с элементами описания. Создание небольших текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин).

6.Текст. Осознание текста как результата речевой деятельности (на практическом уровне). Признаки текста. Выделение в тексте темы, основной мысли. Составление плана текста. Особенности текста-повествования и текста-описания. Создание простейших текстов различного типа в соответствии условиями общения в учебной и бытовой сферах, текстов образного характера (после детальной предварительной подготовки).

1 раздел.

Язык. Речь. Общение ( 5 ч)

Русский язык - один из развитых языков мира. Язык, речь. Общение. Ситуация общения

2 раздел.

Повторение изученного в 5 классе ( 10 ч).

Фонетика. Орфоэпия. Морфемы в слове. Орфоэпия. Морфемы в приставках и корнях слов. Части речи. Орфограммы в окончаниях слов. Словосочетания. Простое предложение. Знаки препинания. Сложное предложение . запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений. Прямая речь. Диалог. Типы речи. Стиль речи. Основная мысль текста, Составление диалога.

3 раздел.

Текст (9 ч).

Текст его особенности. Тема и основная мысль Заглавие текста. Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова. Основные признаки : и стили речи. Официально-деловой стиль, Речь устная и письменная; диалогическая монологическая. Основная мысль текста,

4 раздел.

Лексика. Культура речь (13 ч).

Слово и его лексическое значение. Собирание материалов к сочинению. Общеупотребительные слова. Профессионализмы. Диалектизмы. Исконно- русские и заимствованные слова. Неологизмы. Устаревшие сло­ва. Словари. Повторение.

5 раздел.

Фразеология. Культура речи (3 ч).

Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. По­вторение.

6 раздел.

Словообразование. Орфография. Культура речи (31 ч.)

Морфемика и словообразование. Описание поме­щения. Основные способы образования слов в русском языке. Этимология слов. Систематизация материа­лов к сочинению. Сложный план. Буквы а и о в кор­не –кас - кос-. Буквы а я о в корне –гар - гор-. Буквы

а и о в корне -зар зор-. Буквы ы, и после приста­вок. Гласные в приставках пре- и при-. Соединительные гласные о и е в сложных словах. Сложносокращенные слова. Морфемный и словообразовательный разбор слова. Повторение.

7 раздел.

Морфология. Орфография. Культура речи ( 123 ч).

Имя существительное

Имя существительное как часть речи. Разно­склоняемые имена существительные. Буква е в суф­фиксе -ен- существительных на -мя. Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имен существительных. Имена существительные обще­го рода. Морфологический разбор имени сущест­вительного. Не с существительными. Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик (-щик). Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных. Повторение.

Имя прилагательное

Имя прилагательное как часть речи. Описание природы. Степени сравнения имен прилагательных. Разряды прилагательных по значению. Качественные прилагательные. Относительные прилагательные. Притяжательные прилагательные. Морфологический разбор имени прилагательного. Не с прилагательными.

Буквы о, е после шипящих и в суффиксах прила­гательных. Одна и две буквы н в суффиксах прилага­тельных. Различение на письме суффиксов прилага­тельных -к, ск-. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. Повторение.

Имя числительное

Имя числительное как часть речи. Простые и со­ставные числительные. Мягкий знак на конце и в се­редине числительных. Порядковые числительные. Раз­ряды количественных числительных. Числительные, обозначающие целые числа. Дробные числительные. Собирательные числительные. Морфологический раз­бор имени числительного. Повторение.

Местоимение.

Местоимение как часть речи. Личные местоиме­ния. Возвратное местоимение себя. Вопросительные и относительные местоимения. Неопределенные ме­стоимения. Отрицательные местоимения. Притяжа­тельные местоимения. Рассуждение. Указательные местоимения. Определительные местоимения. Место­имения и другие части речи. Морфологический разбор местоимения. Повторение.

Глагол

Глагол как часть речи. Разноспрягаемые глаголы. Глаголы переходные и непереходные. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Условное на­клонение. Повелительное наклонение. Употребление наклонений. Безличные глаголы. Морфологический разбор глагола. Рассказ на основе услышанного. Пра­вописание гласных в суффиксах глагола. Повторение.

8 раздел.

Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классе (10 ч).

Разделы науки о языке. Орфография. Лексика и фразеология. Словообразование. Синтаксис.

VI. Учебно-тематический план.

Наименование разделов и тем

Количество часов

1

Язык. Речь. Общение.

5 ч

2

Повторение изученного в 5 классе.

10 ч

3

Текст .

9 ч

4

Лексика. Культура речь.

13 ч

5

Фразеология. Культура речи

3 ч

6

Словообразование. Орфография. Культура речи.

31 ч

7

Морфология. Орфография. Культура речи.

123 ч

8

Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классе

10 ч

9

Итого:

204 ч

VII. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.


Методическое обеспечение

Дидактическое обеспечение

Электронные образовательные ресурсы


Ресурсы Интернета

1.Т.А.Ладыженская, М.Т. Баранов. Русский язык.6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с электронным приложением. В2ч.М. «Просвещение», 2012г.

2.Н.В.Егорова.

Поурочные разработки К учебникам

М.Т. Баранова и др. (М.: Просвещение):

ММ. Разумовской и др. (М.: Дрофа), москва 2014.


1.Уроки русского языка в 6 классе: кн. Для учителя / Г. А. Богданова. –3-е изд. – М.: Просвещение, 2007.

2.Соловьева Т. В. Словарик современного школьника: Учеб. пособие для учащихся 5-9 кл. – 2-е изд. Перераб. и доп. – Челябинск: Взгляд, 2006.

3.Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 кл.: кн. Для учителя / Г. А. Богданова. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2009.


1.http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

2.http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета

1.http://repetitor.1c.ru/ - серия учебных компьютерных программ по русскому языку, 2.http://www.gramota.ru/- все о русском языке на страницах справочно-информационного портала.

3.http://www.gramma.ru/ - пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка.

4.http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»


Материально-техническое обеспечение

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Рабочее место учителя

1

Рабочее место ученика

6

Стульев

12

Доска

1

Стенды

7

VIII. Планируемые результаты изучения учебного предмета

І четверть.

- уметь выполнять фонетический разбор слов;

- уметь выполнять морфемный разбор слов;

- уметь выполнять морфологический разбор слов;

- знать и уметь определять тип и стиль речи в тексте, его основную мысль;

- уметь выделить в речи общеупотребительные слова.

- уметь находить профессионализмы в тексах учебника и толковом словаре;

- знать диалектизмы и уметь находить в текстах учебника и толковом словаре.

-знать фразеологизмы и уметь находить в тексте.

ІІ четверть.

- знать об основных понятиях морфемики и словообразования;

-уметь составлять словосочетания;

- уметь различать способы образования слов;

- знать правила написания гласных в корнях с чередованиями;

- знать правила написания гласных в приставках;

- усвоить понятие сложносокращенные слова;

- знать морфологические признаки существительного.

ІІІ четверть.

-знать морфологические признаки имени прилагательного;

- уметь составлять словосочетания с именами прилагательными;

- уметь образовывать сравнительную и превосходную степени имён прилагательных;

- знать и уметь различать разряды и степени сравнения имен прилагательных;

-знать морфологические признаки числительных;

-уметь различать простые и составные числительные;

-уметь определять разряды числительных.

-знать и уметь определять местоимения;

- уметь составлять словосочетания с местоимениями;

-уметь характеризовать местоимения по морфологическим признакам и синтаксической роли, выполнять устный и письменный разбор местоимений;

- знать морфологические признаки глагола;

- уметь определять вид, форму, наклонение и спряжение глаголов;

ІV четверть.

-уметь расставлять знаки препинания в предложениях,

-уметь указывать падежи именным частям речи;

-определять основную мысль в тексте;

-выделять однородные члены предложения;

-знать, чем словосочетание отличается от слова

- знать порядок разбора словосочетания;

- знать основные признаки предложения;

- уметь находить грамматическую основу предложения;

- уметь производить морфемный разбор (устный и письменный) слова.

- уметь производить морфологические разборы.

IX. Приложения

Приложение №1

График проведения входных и итоговых контрольных работ по русскому языку.

п\п

Дата

Наименования контрольных работ

1.

Сентябрь

Входная контрольная работа «Необычайная красота».

Итоговая контрольная работа «Ночлег в лесу».

2.

Октябрь

Входная контрольная работа «Ночлег в лесу».

Итоговая контрольная работа «Лес».

3.

Ноябрь

Входная контрольная работа «Лес».

Итоговая контрольная работа «Новый день».

4.

Декабрь

Входная контрольная работа «Новый день».

Итоговая контрольная работа «Русская зима».

5.

Январь

Входная контрольная работа «Русская зима».

Итоговая контрольная работа «Лучик солнца».

6.

Февраль

Входная контрольная работа «Лучик солнца».

Итоговая контрольная работа «Байкал».

7.

Март

Входная контрольная работа «Байкал».

Итоговая контрольная работа «Весна».

8.

Апрель

Входная контрольная работа «Весна».

Итоговая контрольная работа «Заячьи следы».

9.

Май

Входная контрольная работа «Заячьи следы».

Итоговая контрольная работа за год «Беляк».

Приложение №2

Контрольно-измерительные материалы.


Диктант №1.

Необычайная красота.

Девочка спрыгнула с постели. Домик не двигался. Солнце ярко светило в окно. Элли подбежала к двери, распахнула ее и вскрикнула от удивления.

Ураган занес домик в страну необычайной красоты. Вокруг расстилался зеленый лес, по краям росли деревья со спелыми плодами. На полях виднелись клумбы розовых, белых, голубых цветов. В воздухе порхали крошечные птички, разноцветные бабочки.

(А.Волков.)

Грамматические задания.

1) Выполните синтаксический разбор предложений:

1 вариант – Девочка спрыгнула с постели.

2 вариант - Солнце ярко светило в окно.

2) В любом сложном предложении обозначьте грамматические основы.

3) Выполните морфемный анализ слов:

1 вариант – спрыгнула;

2 вариант – расстилался.

Диктант№2.

Ночлег в лесу.

Ребята расположились на опушке леса. Одни побежали собирать хворост, другие рубили ветви для шалаша. Остальные разбирали вещи, вынимали съестное, котелки, кружки, ложки.

Между тем заря угасла. Смеркалось. Вот из лесу раздаются веселые голоса. В ответ послышались радостные крики ожидающих. Большие вязанки хвороста сгружаются на полянке.

Сколько охотников разводить костер! Ребята с увлечением раздувают первые искры огоньков. Дым от костра расстилается густой завесой, и скоро он разгорается. Весело забулькала в котелке вода.

Вскоре все отужинали и стали готовиться ко сну.

(По А.Зуеву.)

Грамматические задания.

1) Выполните синтаксический разбор предложений:

Дым от костра расстилается густой завесой, и скоро он разгорается.

2) Разберите слово по составу:1 вариант – побежали, съестное; 2 вариант – отужинали, рассвет.

Диктант№3.

Лес.

Во все времена года хорош русский лес: зимой, летом, осенью и весной.

В тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах, дышишь и не надышишься. Под деревьями расстилаются белые сугробы. Над лесными тропинками согнулись под тяжестью инея молодые березки.

Хорош лес ранней и поздней весной. Тает снег. Все больше слышатся в лесу голоса птиц. На лесных полянках появляются проталины. Ковром разрастаются подснежники. На кочках видишь крепкие листочки брусники.

Многое услышишь в весеннем лесу. На вершине высокой ели распевает дрозд. Тонко пищат рябчики. На болоте возятся журавли. Над желтыми пуховками ивы жужжат пчелы.

      (По И. Соколову-Микитову.)

Грамматические задания.

1) Озаглавьте текст.

2) Выполните синтаксический разбор предложения

3) Выполните словообразовательный анализ слов:

Весенний, лесных, журавли.

Диктант№4.

Новый день.

В зрелом возрасте много раз наблюдал я восход солнца. Я встречал его в лесу, когда перед рассветом проходит над макушками ветер. На траве лежит роса. Множеством блесток сверкает растянутая в лесу паутина. Пахнет смолою росистым утром. Сквозь лесную чащобу стараешься проложить тропинку к реке.

Видел я восход солнца над родными полями. В прозрачном зеркале воды отражаются побледневшие звезды и тонкий серп месяца. Под пение птиц и шепот камышей поднимается солнце. Прохладная роса на лугах сияет алмазной россыпью. Располагаешься на берегу и ждешь рождения нового дня.

(По И. Соколову-Микитову.)

Грамматические задания.

1) Озаглавьте текст.

2) Выполните морфемный и словообразовательный анализ слов:

1 вариант – росистый, прохладная;

2 вариант – алмазная, бесчисленный.

3) Выпишите слова с орфограммой "Безударная гласная, проверяемая ударением". Обозначьте орфограмму. Подберите проверочное слово.

Диктант№5.

Русская зима.

Хороши снежные зимы в России! Непогоду сменяют ясные дни. Блестят на солнце глубокие сугробы. Скрылись подо льдом большие реки и маленькие речонки. Припорошила зима землю снежной шубкой. Отдыхает земля, набирает силу.

Наполняется жизнью зимний лес. Вот простучал по сухому дереву дятел. По всему лесу отбивает дробь лесной барабанщик. Стайка веселых клестов расселась на ветках ели. Стоишь и любуешься, как ловко они вонзают свои клювики в шишки, выбирают из них семена. С сучка на сучок перепрыгивает шустрый бельчонок.

      (По И. Соколову-Микитову.)

Грамматические задания.

1) Произведите морфологический анализ слов:

1 вариант – непогоду, на сучок;

2 вариант – жизнью, на ветках.

2) Произведите морфемный анализ слов:

1 вариант – речонка;

2 вариант – бельчонок.

3) Произведите синтаксический разбор 3 (1 вариант) и 5 (2 вариант) предложений.

Диктант№6.

Лучик солнца.

Лучик солнца блеснул из-за леса. Дрожь света пробежала по саду, и заискрились алмазами росинки на придорожной траве.

Разгорелось солнце, и словно пламенем вспыхнули густые ветки деревьев.
Первая пчелка зазвенела в теплом воздухе притихшего утра. За ней метнулась другая, третья. Синяя стрекоза присела на улей, но пчелы равнодушны к беззаботной попрыгунье. У них нет времени. Они делают круги над пасекой, выбирают направление и улетают в леса, в луга.

Все больше оживляются ульи, и вот уже кружатся клубами воздушной пряжи сборщики нектара. У края дороги растет подсолнух. Он привлекает к себе пчел, но больше всего любят они цветы липы.

 (На основе книги Д. Зуева «Времена года»)

Грамматические задания.

1) Озаглавьте текст.

2) Произведите морфологический анализ слов:

1 вариант – на улей;

2 вариант – сборщики.

3) Произведите морфемный анализ слов:

1 вариант – лучик;

2 вариант – пчелка.

4) Произведите синтаксический разбор.

У края дороги растет подсолнух.

Он привлекает к себе пчел, но больше всего любят они цветы липы.

Диктант№7.

Байкал.

Глубина озера Байкал – 1640 метров. Оно самое глубокое на планете. В нем содержится пятая часть мирового запаса пресной воды. В Байкал впадает 336 рек, а вытекает одна – Ангара.

Совсем недавно жители пили воду прямо из озера. Сейчас оно страдает от промышленных отходов.

Окрестности Байкала одеваются в зимний наряд раньше самого озера. Уже в октябре зима заковывает скалистые берега в сверкающие белоснежные доспехи. Превращает ели и кедры в блестящие ледяные фигуры.

Январские морозы покрывают озеро толстым льдом. Местами его толщина достигает двух метров. Он похож на неровное одеяло.

(По материалам книги «Энциклопедия чудес природы»)

Грамматические задания.

1) Озаглавьте текст.

2) Произведите морфологический анализ слов: пятая часть.

3) Произведите синтаксический разбор предложения.

Январские морозы покрывают озеро толстым льдом.

4) Найти и подчеркнуть имена числительные.

Диктант№8.

Весна.

Еще хмурится небо. В просветах облаков пробивается луч солнца. Весна набирает скорость.

По утрам легкий холодок держится в низинах. На южной стороне пригорка загорелись желтые огоньки какого-то растения. Это мать-и-мачеха. Ни с чем не спутаешь желтые корзинки ее цветка.

Из кустов доносится пение. Звенит серебряный колокольчик. Овсянки! Зимой они вялые, а сейчас заговорили полным голосом. Пройдет неделя, и грачиный гомон и песни жаворонков объявят о победе весны. Вернутся и другие птицы.

(По материалам книги «Энциклопедия чудес природы»)

Грамматические задания.

1) Озаглавьте текст.

2) Подчеркнуть местоимения

3) Произведите синтаксический разбор 2 (1 вариант) и 5 (2 вариант) .

4) Разобрать по составу колокольчик, жёлтые, заговорили.

Диктант№9.

Заячьи следы.

Зимой зайцы кормятся корой деревьев. За ночь они протаптывают глубокий след в снегу. Если бы заяц ходил прямо, то его сразу поймали бы. Трусость спасает косого. Он бесстрашно ходит ночью по полям и лесам и прокладывает прямые следы. Когда приходит утро, он от страха мечется из стороны в сторону. Услышит какой-нибудь шорох – со всего размаха прыгнет в сторону и поскачет дальше от прежнего следа. Стукнет что-нибудь – косой опять повернется назад и направится в сторону. Когда светлеет, он ложится в снег.
Утром охотники разбирают заячьи следы, путаются в них и удивляются хитрости косого. А он и не думает хитрить. Он просто всего боится.

(По Л. Толстому)

Грамматические задания.

1) Озаглавьте текст.

2) Определите наклонение.

1 вариант – поймали бы, светлеет;

2 вариант – ходил бы, боится.

3) Разобрать 1 предложение.

Диктант№10.

Беляк.

Вот выглядывает месяц. Серебряным сиянием заливает небольшую поляну. Ничто не нарушает тишины.

Вдруг хрустнул снег под чьими-то тяжелыми ногами. Это вышагивает дымчато-серый лось. Пробирается к осинке и белогубой пастью хватает пахучую хвою.

Прискакал беляк, пристроился под невысокой, но ветвистой елкой. Осинка помешала лосю. Он махнул головой, и с треском обломилась ветка. Зайчик оживился, приподнялся на задних лапках. Аппетитная веточка притягивает его. Зайцы всегда подбирают за лосями побеги осин.

Лось стоит среди блестящих от лунного света снегов, жует хвою, а рядом зайчонок грызет лосиный подарок. Горечь осинки косому слаще сахара.

(По Д. Зуеву.)

Грамматические задания.

1) Озаглавьте текст.

2) Произведите морфологический анализ

1 вариант – любого существительного;

2 вариант – любого прилагательного.

3) Произведите синтаксический разбор

Аппетитная веточка притягивает его.


Приложение №3

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки.

Ошибки:

- нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены и вставки лишних букв в словах;

- неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);

- отсутствие изученных знаков препинания в тексте {в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);

- наличие ошибок на изученные правила по орфографии;

- существенные отступления от авторского текста при  написании изложения, искажающие смысл произведения;

- отсутствие  главной  части  изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;

- употребление слов в несвойственном им значении (в изложении).

Недочеты:

- отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы; отсутствие «красной» строки;

- неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило;

- незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.

При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения. Исправления, которые сделал учащийся, не влияют на оценку (за исключением такого вида работ, как контрольное списывание). Учитывается только последнее написание. Оформление работы также не должно влиять на оценку, ибо в таком случае проверяющий может быть недостаточно объективным. При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык.

При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок. Например, ошибка на невнимание в меньшей мере влияет на оценку, чем ошибки на изученные орфограммы.

При оценке изложения необходимо обратить внимание на полноту передачи основного содержания текста, на наличие пропусков существенных моментов в тексте, на искажения при передаче авторского замысла, на отсутствие главной части повествования.

Характеристика цифровой оценки (отметки):

- «5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

- «4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

- «3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

- «2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Оценка письменных работ по русскому языку.

Диктант:

- «5» – за работу, в которой нет ошибок.

- «4» – за работу, в которой допущено 1 – 2 ошибки.

- «3» – за работу, в которой допущено 3 – 5 ошибок.

- «2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.

Примечание: повторная ошибка в одном и том же слове считается за одну ошибку, а ошибки, допущенные на одно и то же правило в разных словах считаются как две.

Грамматическое задание:

- «5» – без ошибок.

- «4» – правильно выполнено не менее 3/4 заданий.

- «3» – правильно выполнено не менее 1/2 заданий.

- «2» – правильно выполнено менее 1/2 заданий.

Контрольное списывание:

- «5» – за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.

- «4» –  за работу, в которой допущена 1 ошибка, 1 – 2 исправления.

- «3» – за работу, в которой допущено 2 – 3 ошибки.

- «2» – за работу, в которой допущены больше 4 ошибок.

Изложение:

- «5» – правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1 – 2 исправления.

- «4» – незначительно нарушена последовательность изложения   мыслей,   имеются  единичные  (1 – 2) фактические и речевые неточности, 1 – 2 орфографические ошибки, 1 – 2 исправления.

- «3» – имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении двух-трех предложений, беден словарь, 3 – 6 орфографических ошибки и 1 – 2 исправления.

- «2» – имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между   частями,    отдельными    предложениями, крайне однообразен словарь, 7 – 8 орфографических ошибок, 3 – 5 исправлений.

Сочинение:

- «5» – логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1—2 исправления.

- «4» – незначительно нарушена последовательность изложения  мыслей,   имеются  единичные  (1 – 2) фактические и речевые неточности, 1 – 2 орфографические ошибки, 1 – 2 исправления.

- «3» – имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2 – 3 предложений, беден словарь,  3 – 6 орфографических ошибки и 1 – 2 исправления.

- «2» – имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7 – 8 орфографических ошибок, 3 – 5 исправлений.

Примечание: учитывая, что вид работ в начальной школе носит обучающий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только за «контрольные» изложения и сочинения.



































Лист замечаний







18



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!