.
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа составлена по адаптированной рабочей программе по русскому языку для детей с ОВЗ (ЗПР) и предназначена для проведения коррекционных занятий по русскому языку в 9 классе.
Необходимость коррекционных занятий определяется прежде всего тем, что учащиеся с ОВЗ (ЗПР) в силу своих индивидуальных психофизических особенностей не могут освоить Программу по русскому языку в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта, предъявляемого к учащимся общеобразовательных классов, так как испытывают затруднения при чтении, не могут выделить главное в информации, затрудняются при анализе, сравнении, обобщении, систематизации, обладают неустойчивым вниманием, бедным словарным запасом, имеют нарушения фонематического слуха и графомоторных навыков. Учащиеся с ЗПР работают на уровне репродуктивного восприятия, основой при обучении является пассивное механическое запоминание изучаемого материала, таким детям с трудом даются приемы умственной деятельности, овладение интеллектуальными умениями. Также новые элементарные навыки вырабатываются у таких детей крайне медленно. Для их закрепления требуются многократные указания и упражнения. Как правило, сначала отрабатываются базовые умения с их автоматизированными навыками, а потом на подготовленную основу накладывается необходимая теория. Которая нередко уже в ходе практической деятельности самостоятельно осознается учащимися, поэтому данная программа дает дополнительную возможность коррекции знаний, умений и навыков по русскому языку.
Таким образом, обучение в специальном коррекционном классе позволят создать образовательную среду и условия, позволяющие детям с ограниченными возможностями получить качественное образование по русскому языку, подготовить разносторонне развитую личность, обладающую коммуникативной, языковой и культуроведческой компетенциями, способную использовать полученные знания для успешной социализации, дальнейшего образования и трудовой деятельности.
Цель программы:коррекция и развитие учебно-познавательной деятельности школьников с ЗПР с целью освоения ими учебного материала и создания условий успешности.
Задачи:
Образовательные:
Коррекция грамматико-аналитических орфографических и пунктуационных навыков.
Систематизация знаний, умений и навыков учащихся по основным разделам русского языка.
Восполнение пробелов в знаниях.
Препедевтика изучения трудных тем.
Обогащение и расширение активного словарного запаса учащихся.
Формирование умения строить связный устный или письменный текст разных типов и стилей.
Формирование умения сознательно пользоваться предложением для выражения своих мыслей.
Формирование положительной мотивации к обучению.
Развивающие:
Развивать общеинтеллектуальные умения: анализ, синтез, сравнение, обобщение, группировка, классификация.
Развивать мышление (словесно-логическое, образное, творческое), память (вербальную, зрительную), воображение, произвольное внимание.Развивать активный словарный запас.
Развивать универсальные учебные действия: работа с книгой, справочной литературой, текстом, статьей, параграфом и т.д.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к русскому языку, слову, языковую культуру.
Воспитывать навыки самоконтроля, самооценки, саморегуляции.
Структура программы
Структура программы состоит из четырех направлений ( не включает диагностику), позволяющих корректировать и развивать учебно-познавательную деятельность школьников с ОВЗ (ЗПР) с целью усвоения ими учебного материала и создание условий успешности.
Диагностика навыков учащихся по предмету.
Коррекция грамматико-аналитических навыков.
Восполнение пробелов в знаниях.
Пропедевтика изучения трудных тем.
Развитие речи.
В начале учебного года необходимо проведение диагностики навыков учащихся по предмету: наличие знаний, умений, навыков по основным разделам программы. Формы проведение этих занятий: собеседование, диктант, списывание, тест, творческая работа, выполнение заданий по инструкции/образцу, грамматический разбор, работа со словарем, справочной литературой, письмо по памяти. Место индивидуально-групповых коррекционных занятий в учебном плане.
Виды и формы контроля
Виды: вводный, тематический, промежуточный, итоговый. Это занятия предваряющие данные виды контроля на основных уроках по русскому языку, проводимы с целью максимально подготовить учащихся к предстоящим контрольным работам, а также проверить уровень готовности к ним.
Формы текущего контроля знаний: диктант, устное изложение текста, сжатое и подробное изложение, сочинение, мини-сочинение.
Методы и формы организации деятельности учащихся: индивидуальная и групповая работа в форме диалога, беседы, проблемного задания, рассказа, работы с текстом, письменных ответов на вопросы, составления плана и т.д.
Примерное распределение часов по направлениям
Вводное занятие (1зан.) Формирование и развитие грамматико-аналитических орфографических и пунктуационных навыков (10 зан.)
Восполнение пробелов в знаниях (5 зан.)
Пропедевтика изучения трудных тем 7 зан.)
Развитие речи (12 зан.)
ВСЕГО 35 занятия
Основное содержание программы
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ. 1 зан. Выявление знаний, умений и навыков учащихся по грамматике и правописанию. Формирование групп на основе сходства у обучающихся коррегируемых недостатков.
КОРРЕКЦИЯ ГРАММАТИКО-АНАЛИТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ. 10 зан. Систематизация и обобщение знаний по орфографии. Развитие орфографической и пунктуационной зоркости. Упражнения по дифференциации видов предложений.
Грамматические разборы: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, пунктуационный.
ВОСПОЛНЕНИЕ ПРОБЕЛОВ В ЗНАНИЯХ. 5 зан. Виды предложений. Знаки препинания в простом предложении. Знаки препинания в сложном предложении. Осложненные предложения.
ПРОПЕДЕВТИКА ИЗУЧЕНИЯ СЛОЖНЫХ ТЕМ. 7 зан. Сложносочиненные предложения с общим второстепенным членом. Знаки препинания в них. Сложноподчиненные предложения с различными видами подчинения. Знаки препинания в них. Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в них.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. 12 зан. Расширение активного словарного запаса. Совершенствование умения строить устное и письменное высказывание (текст) в соответствии с темой, основной мыслью, типом и стилем речи. Совершенствовать умение строить устное и письменное высказывание (текст) в различных жанрах: изложение (сжатое, подробное), сочинение. Микротемы в тексте. Компрессия текста. Композиция сочинения. Сочинение-рассуждение на морально-нравственную тему.
Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса
Учащиеся должны знать:
- понятия основных разделов языка;
- теоретические сведения основных разделов русского языка;
- орфографические и пунктуационные правила.
Учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- отличать ПП от СП;
- определять виды ССП и СПП;
- отличать ССП, СПП, БСП;
- правильно ставить знаки препинания в сложном предложении.
Развитие речи:
- строить устное и письменное высказывание (текст) в соответствии с темой, основной мыслью, типом и стилем речи;
- строить устное и письменное высказывание (текст) на морально нравственную тему;
- определять микротемы в тексте;
Знать основные способы сжатия текста и уметь их применять.
Тематическое планирование
Тема занятия |
1.Вводное занятие. |
2. Предложения с обособленными членами |
3. Обращения, вводные слова и вставные конструкции. |
4 Строение сложных предложений. Союзные и бессоюзные сложные предложения. |
5. Союзные и бессоюзные сложные предложения. |
6. Установление логических связей при изучении темы «Сложносочинённые предложения» |
7. Сложносочинённые предложения с разными видами знаков препинания |
8. Синтаксический разбор сложного предложения |
9.Сложноподчинённые предложения. |
10. Способы сжатия текста |
11. Способы сжатия текста |
12. Основные группы сложноподчинённых предложений. |
13. Написание мини-изложения |
14. Пунктуационный разбор сложного предложения. |
15. Написание мини-сочинения (ответ на поставленный вопрос морально-нравственного характера). |
16. «Сложноподчинённые предложения с придаточными времени, места, условия». |
17. Сложноподчинённые предложения с придаточными причины, цели |
18. «Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнительными». |
19.Составление простого плана и написание мини-изложения |
20. Подготовка материалов к написанию сочинения |
21. Сочинение по картине. |
22. Бессоюзное сложное предложение |
23. Бессоюзное сложное предложение и знаки препинания при них». |
24 «Бессоюзное сложное предложение и знаки препинания при них». |
25 «Бессоюзное сложное предложение и знаки препинания при них». |
26 «Бессоюзное сложное предложение и знаки препинания при них». |
27. «Способы сжатия текста». |
28. Работе с текстом. |
29. Устное изложение текста |
30. Написание изложения (подготовка к ГВЭ) |
31. Корректирование и редактирование изложения |
32. Устное сочинение на заданную тему (подготовка к ГВЭ |
33. Корректирование и редактирование сочинения (подготовка к ГВЭ) |
34.Творческое задание в форме сочинения (в формате ГВЭ) |
35. Корректирование и редактирование творческого задания в форме сочинения (в формате ГВЭ). Оценка достижения планируемых результатов |
На коррекционных занятиях учащимся не ставятся отметки. Цель таких занятий – создание условий успешности. В качестве показателей результативности и эффективности коррекционной работы рассматриваются:
- индивидуальные достижения учащихся в образовательной и вне образовательной деятельности;
- мониторинги;
- анализ результатов, полученных в ходе мониторинга
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Литература для учителя
Тростенцова Л. А. Обучение русскому языку в 9 классе / Л. А. Тростенцова. -М.: Просвещение, 2009.
Костяева Т. А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку: 9 кл.: Пособие для учителя / Т. А. Костяева. - М.: Просвещение, 2009.
Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 8-9 кл.: Пособие для учителя / С. И. Львова. - М.: Мнемозина, 2009.
Текучева И. В. Русский язык: Контрольные и проверочные работы: 9 кл. / И. В. Текучева. - М.: Астрель, 2008.
Уроки русского языка в 9 классе: Кн. для учителя / Г. А. Богданова. - М.: Просвещение, 2006.
Угроватова Т. Ю. Русский язык: 9 класс / Т. Ю. Угроватова. - М.: Просвещение, 2008.
Николина Н. А. Обучение русскому языку в 9 классе / Н. А. Николина, К. И. Мишина, В. А. Федорова. - М.: Просвещение, 2005..
Пучкова Л. И. Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку: Грамматика. Речь / Л. И. Пучкова, Ю. М. Гостева. - М.: Просвещение, 2010.
Голуб И. Б. Основы культуры речи / И. Б. Голуб. - М.: Просвещение, 2005.
Цыбулько И. П. Единый государственный экзамен: Русский язык: Методика подготовки / И. П. Цыбулько. - М.: Просвещение, 2014
Сенина Н. А. Русский язык: 9-11 класс. Государственный выпускной экзамен (ГВЭ) Учебное пособие издательства «Легион» Ростов-на-Дону, 2015г.
Литература для учащихся
1.Тростенцова А. А. Русский язык 9 кл. / А. А. Тростенцова. - М.: Просвещение, 2009J
2.Рабочая тетрадь: Тесты по русскому языку: 9кл. - Саратов: Лицей, 2011.
3.Ахременкова Л. А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русс язык: 9 класс / Л. А. Ахременкова. - М.: Просвещение, 2011.
4.Лидман-Орлова Г. К. Учимся писать изложения / Г. К. Лидман-Орлова. - М.: Д фа, 2009.
5.Селезнева Л. Б. Русский язык. Орфография и пунктуация. Обобщающие алгоритм и упражнения / Л. Б. Селезнева. - М.: Просвещение, 2009.
6.Шаповалова Т. Е. Русский язык: Сложное предложение. Тематическая те радь / Т. Е. Шаповалова. - М.: Дрофа, 2008.
7.Войлова К. А. Русский язык. Культура речи / К. А. Войлова. - М.: Дрофа, 2008.
8.Дейкина А. Д. Русский язык: Раздаточные материалы: 9 класс / А. Д. Дейкина. М.: Дрофа, 2009.
Электронные образовательные ресурсы. Образовательные порталы
http://www.edu.ru – Образовательный портал «Российской образование»
http://www.school.edu.ru – Национальный портал «Российский общеобразовательный портал»
http://www.valeo.edu.ru/data/index.php - Специализированный портал «Здоровье и образование»
Материально-техническое обеспечение
Компьютер.
Мультимедийный проектор.
Экспозиционный экран.