Пояснительная записка к рабочей программе по учебному предмету «Информатика и ИКТ» для 10 класса
Рабочая программа по учебному предмету «Информатика и ИКТ» для 10 класса разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (базовый уровень), примерной программы изучения дисциплины на базовом уровне, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации, с учётом авторской программы по информатике и ИКТ для 10-11 классов средней общеобразовательной школы (базовый уровень) Семакина И.Г., Хеннера Е.К., Шеиной Т.Ю., требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Рабочая программа в соответствии с учебным планом рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 10 классов в течение 35 часов (из расчёта 1 час в неделю). Данная рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям.
Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых Обязательным минимумом содержания образования по информатике.
Обучение осуществляется по учебнику Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер. – 8-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 246 с.: ил. согласно федерального перечня учебников.
Для учащихся, испытывающих трудности в изучении предмета, предполагается использование упрощённых заданий в школе (в основном это практические работы и компьютерное тестирование). Для домашней работы выбираются задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала. Меньшим числом упражнений, но поданных в определённой системе, достигается больший эффект. В содержание самостоятельной работы включаются упражнения по коррекции знаний, устранению ошибок, допущенных при ответах.
Для учащихся с высокой мотивацией учебной деятельности формируется устойчивое положительное отношение к предмету, реализуется переход учителя от позиции носителя знаний (дающего знания) в позицию организатора познавательной деятельности, т.е. учитель управляет познавательной деятельностью ученика. Для этого предусмотрены индивидуальные (в т.ч. исследовательского характера) домашние задания, а также видеоуроки других учителей по изучаемой теме. Освоение курса «Информатика и ИКТ» в 10 классе предполагает, помимо посещения коллективных занятий (уроки, лекции, практические занятия и др.), выполнение внеурочных (домашних) заданий не только по темам курса, но и индивидуальное решение типовых тренировочных заданий ЕГЭ. Это позволяет заранее осуществить психологическую, организационную, техническую подготовку школьников к выпускному экзамену. Для подготовки домашнего задания используются задания с сайта ФИПИ, с сайта «Сдам ЕГЭ».
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Информатика и ИКТ»
Требования к уровню подготовки учащихся 10 классов:
знать/понимать
• различные подходы к определению понятия «информация»;
• методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный; знать единицы измерения информации;
• назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);
• назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;
• использование алгоритма как модели автоматизации деятельности;
• назначение и функции операционных систем;
уметь
• оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
• распознавать информационные процессы в различных системах;
• использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
• осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
• иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
• создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
• просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в БД;
• осуществлять поиск информации в БД, компьютерных сетях и пр.;
• представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);
• соблюдать правила ТБ и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• эффективной организации индивидуального информационного пространства;
• автоматизации коммуникационной деятельности;
• эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.
владеть компетенциями: познавательной, коммуникативной, информационной и рефлексивной
решать следующие жизненно практические задачи:
• самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях, работать в группах;
• аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
• уметь слушать других, извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа объектов;
• пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников, поисковыми системами электронных средств хранения данных для нахождения информации;
• самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных проблем.
Содержание учебного предмета «Информатика и ИКТ» в 10 классе
1. Передача информации в компьютерных сетях. 1 час
Техника безопасности и правила поведения в кабинете информатики. Вводный инструктаж. Структура информатики. Предметная область информатики.
2. Информация. Представление информации. 3 часа
Техника безопасности. Информация. Виды и свойства информации. Три философские концепции информации. Языки кодирования и представления информации. Кодирование и декодирование. Азбука Морзе, телеграфный код Бодо. Шифрование и дешифрование.
3. Измерение информации. 3 часа
Измерение информации. Три подхода к измерению информации и их сущность. Определение бита с позиции алфавитного подхода. Связь между единицами измерения информации.
4. Введение в теорию систем. 2 часа
Система и её основные свойства. Информационные процессы в системах. Основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема. Системный подход в науке и практике.
5. Процессы хранения и передачи информации. 3 часа
Действия с информацией. Носитель информации и его основные характеристики. Модель К. Шеннона для технических каналов связи, их основные характеристики (скорость передачи, пропускная способность). Понятие «шум» и способы защиты от него.
6. Обработка информации. 3 часа
Обработка информации. Алгоритм и его свойства. Основные типы задач обработки информации; понятие исполнителя обработки информации; понятие алгоритма обработки информации. Автоматическая обработка информации. Система команд исполнителя. Алгоритмические машины в теории алгоритмов.
7. Поиск данных. 1 час
Основные понятия базы данных
8. Защита информации. Поиск данных. 2 часа
Методы защиты информации. Виды угроз для числовой информации. Физические способы защиты информации. Программные средства защиты информации. Криптография. Цифровая подпись и цифровой сертификат.
9. Информационные модели и структуры данных. 4 часа
Модель. Виды моделей. Компьютерное информационное моделирование. Этапы информационного моделирования на компьютере. Структуры данных. Граф, дерево, сеть. Табличные информационные модели.
10. Алгоритм – модель деятельности. 2 часа
Понятие алгоритмической модели. Способы описания алгоритмов (блок-схема, алгоритмический язык). Трассировка алгоритма. Алгоритмы управления исполнителями.
11. Компьютер: аппаратное и программное обеспечение. 4 часа
Аппаратное обеспечение компьютера. Архитектура современных компьютеров. Средства мультимедиа, сетевое оборудование.
Программное обеспечение компьютера. Операционная система. Программное обеспечение ПК. Структура ПО ПК. Прикладные программы, системное ПО. Функции ОС. Системы программирования.
12. Дискретные модели данных в компьютере. 5 часов
Дискретные модели данных в компьютере. Представление чисел в памяти ПК. Основные принципы представления данных в памяти компьютера; представление целых и вещественных чисел. Принципы представления вещественных чисел. Дискретные модели данных в компьютере. Представление текста, графики и звука. Представление текста; представление изображения; цветовые модели. Векторная и растровая графика. Дискретное (цифровое) представление звука.
13. Многопроцессорные системы и сети. 2 часа
Архитектура вычислительных систем. Идея распараллеливания вычислений. Многопроцессорные вычислительные комплексы. Варианты их реализации. Организация локальных и глобальных компьютерных сетей. Назначение и топология локальных сетей. Технические средства локальных сетей (каналы связи, серверы, рабочие станции). Основные функции сетевой операционной системы.
10 КЛАСС – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема раздела, тема урока | Дата | Кор-ректи-ровка | Основные вопросы содержания |
Глава 1. Передача информации в компьютерных сетях. 1 ч |
1 | Техника безопасности и правила поведения в кабинете информатики. Вводный инструктаж. Структура информатики | | | Повторение правил поведения и ТБ. Цели и задачи изучения курса в 10-11 классах; из каких частей состоит предметная область информатики |
Глава 2. Информация. Представление информации. 3 ч |
2 | Первичный инструктаж по технике безопасности в кабинете информатики. Основные подходы к определению понятия «информация». Виды и свойства информации | | | Повторение правил работы за компьютером. Три философские концепции информации; понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации; виды информации; свойства информации |
3 | Способы представления информации. Языки кодирования | | | Язык представления информации; какие бывают языки; понятия «кодирование» и «декодирование» информации; примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо; понятия «шифрование», «дешифрование» |
4 | Практическая работа № 1 по теме: Представление информации» | | | Решение задач по теме: «Представление информации» |
Глава 3. Измерение информации. 3 ч |
5 | Измерение информации. Алфавитный подход к измерению количества информации | | | Единицы измерения количества информации; сущность алфавитного подхода к измерению информации; определение бита с позиции алфавитного подхода; связь между единицами измерения информации: бит, Байт, Кб, Мб, Гб, КБ, МБ, ГБ |
6 | Измерение информации. Содержательный подход к измерению количества информации | | | Сущность содержательного подхода к измерению информации; определение бита с позиции содержательного подхода |
7 | Практическая работа № 2 по теме: «Измерение информации» | | | Решение задач по теме: «Измерение информации» |
Глава 4. Введение в теорию систем. 2 ч |
8 | Система. Основные свойства систем. Информационные процессы в системах | | | Основные понятия системологии (система, структура, системный эффект, подсистема); основные свойства систем; системный подход в науке и практике |
9 | Практическая работа № 3 по теме: «Система. Информационные процессы в системах» | | | Исследование и построение систем |
Глава 5. Процессы хранения и передачи информации. 3 ч |
10 | Действия с информацией. Хранение информации | | | История развития носителей информации; современные типы носителей информации и их основные характеристики |
11 | Действия с информацией. Передача информации | | | Модель К. Шеннона передачи информации по техническим каналам связи; основные характеристики каналов связи (скорость передачи, пропускная способность); понятие «шум» и способы защиты от шума |
12 | Практическая работа № 4 по теме: «Процессы хранения и передачи информации» | | | Решение задач по теме: «Процессы хранения и передачи информации» |
Глава 6. Обработка информации. 3 ч |
13 | Действия с информацией. Обработка информации. Алгоритм | | | Основные типы задач обработки информации; понятие исполнителя обработки информации; понятие алгоритма обработки информации |
14 | Автоматическая обработка информации. Система команд | | | Алгоритмические машины в теории алгоритмов; определение и свойства алгоритма; устройство и систему команд алгоритмической машины Поста |
15 | Практическая работа № 5 по теме: «Обработка информации» | | | Решение задач на программное управление алгоритмической машиной Поста |
Глава 7. Поиск данных. 1 ч |
16 | Основные понятия базы данных | | | |
Глава 8. Защита информации Поиск данных. 2 ч |
17 | Защита информации. Методы защиты | | | Какая информация требует защиты; виды угроз для числовой информации; физические способы защиты информации; программные средства защиты информации; что такое криптография; что такое цифровая подпись и цифровой сертификат |
18 | Практическая работа № 6 по теме: «Защита информации» | | | Решение задач на кодирование и декодирование текстовой информации |
Глава 9. Информационные модели и структуры данных. 4 ч |
19 | Модель. Виды моделей. Компьютерное информационно е моделирование | | | Определение модели; что такое информационная модель; этапы информационного моделирования на компьютере |
20 | Структуры данных. Практическая работа № 7 по теме: «Исследование моделей» | | | Граф, дерево, сеть |
21 | Табличные информационные модели | | | Структура таблиц; основные типы табличных моделей; многотабличная модель данных; связывание таблицы |
22 | Практическая работа № 8 по теме: «Исследование моделей» | | | Исследование и построение табличных моделей |
Глава 10. Алгоритм – модель деятельности. 2 ч |
23 | Алгоритм как модель деятельности | | | Понятие алгоритмической модели; способы описания алгоритмов (блок-схема, алгоритмический язык); трассировка алгоритма. Алгоритмы управления учебными исполнителями; осуществлять трассировку алгоритма работы с величинами путем заполнения трассировочной таблицы |
24 | Практическая работа № 9 по теме: «Исследование моделей» | | | Исследование физических и математических моделей. Определение результата выполнения алгоритма по его блок-схеме |
Глава 11. Компьютер: аппаратное и программное обеспечение. 4 ч |
25 | Аппаратное обеспечение компьютера. Архитектуры современных компьютеров | | | Архитектура ПК; контроллер внешнего устройства ПК; назначение шины; принцип открытой архитектуры ПК; основные виды памяти ПК; назначение дополнительных устройств: сканер, средства мультимедиа, сетевое оборудование и др. |
26 | Практическая работа №10 по теме: «Аппаратное обеспечение компьютера» | | | Работа с графическим интерфейсом ОС, определение характеристик ПК |
27 | Программное обеспечение компьютера. Операционная система | | | Программное обеспечение ПК; структура ПО ПК; прикладные программы и их назначение; системное ПО; функции ОС; системы программирования |
28 | Практическая работа №11 по теме: «Компьютер и программное обеспечение» | | | Работа с графическим интерфейсом ОС, файловыми приложениями, архиваторами и антивирусными программами |
Глава 12. Дискретные модели данных в компьютере. 5 ч |
29 | Дискретные модели данных в компьютере. Представление чисел | | | Основные принципы представления данных в памяти компьютера; представление целых чисел; диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком; принципы представления вещественных чисел. |
30 | Практическая работа №12 по теме: «Дискретные модели. Представление чисел» | | | Представление целых чисел (положительных и отрицательных) в памяти компьютера |
31 | Дискретные модели данных в компьютере. Представление текста, графики и звука | | | Представление текста; представление изображения; цветовые модели; различие растровой и векторной графики; дискретное (цифровое) представление звука; |
32 | Практическая работа №13 по теме: «Дискретные модели. Представление текста, графики и звука» | | | Вычисление размера цветовой палитры по значению битовой глубины цвета |
33 | Практическая работа №14 по теме: «Дискретные модели. Представление текста, графики и звука» | | | Представление текста, графики и звука в памяти компьютера |
Глава 13. Многопроцессорные системы и сети. 2 ч |
34 | Развитие архитектуры вычислительных систем | | | Идея распараллеливания вычислений; многопроцессорные вычислительные комплексы; какие существуют варианты их реализации |
35 | Организация локальных и глобальных компьютерных сетей | | | Назначение и топология локальных сетей; технические средства локальных сетей (каналы связи, серверы, рабочие станции); основные функции сетевой операционной системы; историю возникновения и развития глобальных сетей; Интернет; систему адресации в Интернете (IP-адреса, доменная система имен); способы организации связи в Интернете; принцип пакетной передачи данных и протокол TCP/IP |