ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая образовательная программа по предмету «Математика, математические представления, основы арифметики» разработана на основе следующих нормативных документов:
1. Адаптированной основной общеобразовательной программы Казенного общеобразовательного учреждения ХМАО-Югры «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №2» для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью;
2. Учебного плана Казенного общеобразовательного учреждения ХМАО-Югры «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 2» на 2021-2022 уч. год.
3. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на 2021-2022 уч. год приказ № 254 от 20.05.2020г.
4. Приказа Минобрнауки РФ от 9 июня 2016 г. № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ».
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Целью уроков «Математика, математические представления, основы арифметики» в 7 классе является: формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни. Содержание учебного предмета «Математические представления и конструирование» направлено на формирование и преобразование получаемого учащимися элементарного математического и конструктивного опыта путем активного, преднамеренного, осознанного овладения ими физической и социальной картиной мира, значимой для их социально-бытовой адаптации. Эта задача решается в предметно-манипулятивной, предметно-практической, игровой, трудовой, речевой, а также в элементарной учебной деятельности.
В ходе обучения учебному предмету «Математика, математические представления, основы арифметики» в «Программе» выделяются следующие основные задачи:
- развитие элементарной, жизнеобеспечивающей ориентировки в пространственно-величинных, временных и количественных отношениях окружающей действительности;
- формирование практических навыков и умений в счете, вычислениях, измерении на наглядно представленном материале в бытовых ситуациях;
- формирование элементарных общеучебных умений;
- овладение элементарной терминологией, значимой для социально-бытовой ориентировки в окружающей действительности;
- развитие познавательных интересов жизнеобеспечивающего характера на основе ознакомления с бытовыми, здоровьесберегающими ситуациями, развитие наглядно-действенного мышления и элементов наглядно-образного и логического мышления;
- общее развитие учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с множественными нарушениями развития попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и т.д.
У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание практических ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является важным приемом в обучении. Ребенок учится использовать математические представления для решения жизненных задач: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплачиваться в магазине за покупку, брать необходимое количество продуктов для приготовления блюда (например, 2 помидора, 1 ложка растительного масла) и т.п.
Цель обучения математике – формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни.
Примерная программа построена на основе следующих разделов: «Количественные представления», «Представления о форме», «Представления о величине», «Пространственные представления», «Временные представления».
Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных практических задач. Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия могут использоваться при сервировке стола, при раздаче материала и инструментов участникам какого-то общего дела, при посадке семян в горшочки и т.д. Умение пересчитывать предметы необходимо при выборе ингредиентов для приготовления блюда, при отсчитывании заданного количества листов в блокноте, при определении количества испеченных пирожков, изготовленных блокнотов и т.д. Изучая цифры, у ребенка закрепляются сведения о дате рождения, домашнем адресе, номере телефона, календарных датах, номерах пассажирского транспорта, каналах телевизионных передач и многое другое. ознакомительно-ориентировочные действия в предметно-развивающей среде;
упражнения, игровые ситуации, игры со строительными материалами и дидактическими игрушками (сборно-разборными, мозаикой, палочками);
игры и упражнения на ознакомление со свойствами и качествами конструктивных материалов и расположением их в пространстве;
конструирование из строительного, природного и бросового материалов;
формирование количественных представлений;
«чтение» и письмо цифр;
формирование представлений о форме;
формирование представлений о величине;
формирование пространственно-временных представлений и ориентировок. Количественные, пространственные, временные и другие математические представления формируются у учащихся, исходя из их индивидуально-типологических особенностей. Поэтому возможный предел, например, счетных навыков определяется учителем в ходе уроков-занятий сучащимися. В программе предлагается максимально доступный предел математических представлений, прежде всего счетных навыков, для учащихся с умеренной умственной отсталостью. В ходе обучения учитель определяет пределы математических представлений, которые могут быть усвоены учащимися, и ориентируется на возможности каждого из них. Обучение строится таким образом, чтобы достичь максимальной активности учеников, используя в процессе формирования элементарных математических представлений и навыков конструирования занимательные игровые материалы, полифункциональное игровое оборудование,
красочное и эмоциональное оформление уроков-занятий. Процесс обучения осуществляется с использованием практических, наглядных методов в сочетании со словесными.
Для процесса обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
математическим представлениям и конструированию характерны индивидуальный и дифференцированный подход, значительно сниженный темп обучения, структурная простота знаний и умений, максимально возможная самостоятельность и активность учеников, многократная повторяемость материала при небольшом увеличении объема и усложнении его.
Учебный процесс по предмету «Математические представления и конструирование» построен на основе образовательных ситуаций. Среди них наиболее широко используются уроки-занятия (чаще всего на интегрированной основе), экскурсии, наблюдения, специальные игровые упражнения и игры
(отобразительные, подвижные, сюжетно-дидактические, конструктивные, строительно-конструктивные), коллективный труд, рисование.
Предмет «Математические представления» интегрируется с различными учебными предметами и направлениями коррекционно-адаптационной работы.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Образовательная область: математика
Предмет «Математика, математические представления, основы арифметики» включен в федеральную (базисную) часть учебного плана, рассчитан на 3 часа неделю, общее количество часов за год 103ч.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Планируемые результаты усвоения программы по учебному предмету «Математические представления»
Личностные результаты:
развитие мотивации к обучению;
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в
повседневной жизни (представления об устройстве домашней и школьной
жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела);
владение элементарными навыками коммуникации и принятыми
ритуалами социального взаимодействия;
развитие положительных свойств и качеств личности.
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственной норме,
развитие эстетических чувств,
формирование уважительного отношения к окружающим
Предметные результаты:
элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления:
выделять один и много предметов из группы с помощью взрослого,
умение выделять большее и меньшее количество на предметном материале;
складывать фигурки из счетных палочек по подражанию и по показу,
чертить прямую, волнистую линию по подражанию
умение различать предметы по заданному признаку: цвет, форма,
представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребёнку пределах, счёт, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность:
умения различать положение предметов в пространстве относительно себя:
умение ориентироваться на листе бумаги;
умение сравнивать жидкости и сыпучие вещества по объему;
знание частей суток;
умение считать в пределах 20;
сравнивать числа на предметном материале в пределах 10;
решение примеров в пределах 6 на предметном материале;
решение и составление простых арифметических задач на основе предметно-практических действий;
овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач:
умение определять длину (длинный- короткий), вес (лёгкий- тяжёлый), температуру (тепло- холодно), время (части суток);
умение устанавливать взаимно- однозначные соответствия;
умение распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса, телефона и др.;
умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
К концу учебного года у учащихся могут сформироваться следующие универсальные учебные действия:
Конструировать по объемному образцу с последующим выкладыванием аналогичных конструкций из плоскостных элементов на магнитной доске, конструировать из палочек.
Выполнять действия с монетами достоинством 1, 5 копеек, 1, 2, 5 рублей (различение, набор и размен монет).
Решать арифметические задачи-иллюстрации с открытым результатом на наглядном материале в пределах шести, арифметические задачи-иллюстрации с закрытым результатом в пределах двух-трех, увеличивать и уменьшать каждое число на 1 (в пределах 6).
Изменять положения частей тела (поднять руки, вытянуть их вперед, поднять одну руку) по образцу, по словесной инструкции, стоя рядом с учителем, напротив него (ориентировка в противоположных направлениях), использовать вербальные и
невербальные средства в процессе показа и называния пространственных отношений.
Использовать часы в реальной жизни. Показывать стрелки часов, называть и показывать время от 1 до 6 часов на часах, переводить стрелки на указанное время (по образцу, по словесной инструкции), регулировать время по часам (по песочным часам, по таймеру), выполнять практические действия за определенное время (до 5 минут).
овладение манипуляторными действиями предметами, значимыми для математической и конструктивной деятельности и для элементарных навыков жизнеобеспечения.
формирование навыков предметно-практической деятельности с объемными и плоскостными объектами и элементарных коммуникативных навыков.
развитие навыков общения по содержанию предмета «Математические представления и конструирование» на наглядной основе, овладение предметно-игровой деятельностью и элементами бытовой.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Требования к материально-техническим условиям
Материально-техническая база реализации АОПО обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных организаций.
Временной режим образования обучающихся
Временной режим соответствует постановлению СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»№ 26 от 10.07.2015г.
Постановление об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4. 3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой короновирусной инфекции «COVID – 19» № 16 от 30.06.2020.
Технические средства обучения
Компьютер
ЭОР (разработки мультимедийных презентаций, виртуальных экскурсий, учебных фильмов)
Специальный учебный и дидактический материал, отвечающий особым образовательным потребностям обучающихся.
Обучение математике обеспечивается учебниками и пособиями:
учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Т.В. Алышева, Математика 1 класс ,в 2х частях, М.: Просвещение, 2018
Принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья, так как именно наглядность лежит в основе формирования умения работать с моделями. В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия: натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы, объекты-заместители); изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы).
В ходе изучения предмета «Математика» младшие школьники на доступном для них уровне овладевают методами познания, включая моделирование ситуаций, требующих упорядочения предметов и математических объектов (по длине, массе, вместимости и времени), наблюдение, измерение. Для этого образовательный процесс оснащается необходимыми измерительными приборами: часами и их моделями, сантиметровыми линейками. Среди средств обучения в обязательном порядке представлены объекты для выполнения предметных действий, а также разнообразный раздаточный материал. Раздаточный материал включает реальные объекты (различные объекты живой и неживой природы), изображения реальных объектов (разрезные карточки, лото), предметы – заместители реальных объектов (счётные палочки, раздаточный геометрический
Тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов | Виды деятельности обучающихся |
1. | Количественные представления. | 59 | Игры и упражнения на выделение одного-пяти предметов из множества (формирование представлений о возможности разъединения множества из любых предметов). Обучение учащихся практическим действиям, присчитывания: к каждому объекту может быть присоединен только один объект. Обозначение общего количества сосчитанных объектов последним произнесенным числом совместно с учителей, сопровождение обводящим движением руки и показом сосчитанного количества на пальцах. Демонстрация учителем счета объектов в любом порядке (формирование представлений о том, что любая совокупность объектов может быть сосчитана). Выбор соответствующего количества предметов без перечета и с пересчетом, с проверкой своих действий способами прикладывания или накладывания одного количества предметов или картинок на другое. Упражнения в узнавании цифр 0, 1, 2, 3, 4, 5 в правильном и перевернутом расположении, дорисовывание цифр Рисование цифр от 1 до 5 по трафарету, по опорным точкам, самостоятельно. Лепка цифр из пластилина, конструирование из деталей (их частей разрезанных шаблоном цифр, палочек и т. п.). Знакомство с монетами достоинством 1, 5 копеек, 1, 2, 5 рублей (различение, набор и размен монет). Упражнения в счете на различных абаках и счетах разной величины в вертикальном и горизонтальном расположении (напольные счеты, настольные счеты). |
2. | Представления о форме. | 12 | Наблюдения, игры, игровые упражнения на сопоставление объектов по величине (большой — маленький, длинный- короткий), используя приемы наложения и приложения. Знакомство обучающихся с величинными представлениями: тонкий- толстый. Выполнение заданий на раскрашивание, штриховку, обводку по трафаретам изображений различной величины, по опорным точкам (вместе с учителем и самостоятельно). Выбор учащимися шара, куба, треугольной призмы (крыши), прямоугольной призмы (бруска), круга, квадрата, треугольника, прямоугольника (по образцу и по словесной инструкции). Невербальная классификация, сериация фигур по одному и двум признакам на основе использования логических блоков Дьенеша. Соотнесение плоскостных и пространственных фигур Рисование круга, квадрата, треугольника по трафаретим, опорным точкам и самостоятельно. Лепка пространственных фигур из пластилина, пата и т. п. Рисование фигур на песке, манке (пшеничке), грифельной доске, в тетради. |
3. | Представления о величине. | 22 | Сравнение величины путем сопоставления двух объектов (большой — маленький, длинный — короткий, широкий — узкий, высокий — низкий). Использование приемов наложения и приложения. Раскрашивание, штриховка, обводка по трафаретам, по шторным точкам изображений различной величины (вместе с учителем и самостоятельно). Наблюдения, дидактические игры и игровые упражнения, направленные на формирование представлений учащихся об относительности (транзитивности) величины. |
4. | Временные представления. | 11 | Обучение учащихся использованию часов в реальной жизни. Показ стрелок часов. Называние и показ времени — от 1 до 5 часов на часах. Игры с игрушечными часами, перевод стрелок на указанное время (по образцу, по словесной инструкции). Выделение по наиболее характерным признакам и называние времени года. Определение времени года по иллюстрациям, по ситуациям на стендовом театре. Театрализованные игры на темы времени года. Уточнение представлений учащихся об астрономических символах: солнце, луне, звездах (показ на небе и на иллюстрациях). Рисование по внутренним и внешним трафаретам солнца, луны, звезд, туч, облаков. Пиктограммы о природных явлениях. Составление коротких рассказов с использованием картинного материала, пиктограмм. Работа с календарями природы и погоды. |
Итого: 104 часа |
1 четверть
№ | № урока | Наименование раздела и темы урока | Кол-во часов | Календарные сроки |
План. | Факт. |
Представление о форме. (7ч) |
1 | 1 | Геометрические фигуры: круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник. | 1 | 02.09 | |
2 | 2 | Соотнесение формы предмета с геометрическими телами. Круг. Треугольник. Квадрат. Прямоугольник. | 1 | 06.09 | |
3 | 3 | Построение квадрата, треугольника, прямоугольника по точкам | 1 | 07.09 | |
4-5 | 4-5 | Линии: отрезок, прямая, ломаная. | 2 | 09.09 13.09 | |
6 | 6 | Практическая работа. Отрезок, прямая. | 1 | 14.09 | |
7 | 7 | Сравнение отрезков по длине. | 1 | 16.09 | |
Представления о величине. (6 ч) |
8 | 1 | Различение однородных (разнородных по одному признаку) предметов по величине. | 1 | 20.09 | |
9 | 2 | Различение однородных (разнородных по одному признаку) предметов по длине. | 1 | 21.09 | |
10 | 3 | Пространственные представления: слева- справа, в середине – между. | 1 | 23.09 | |
11 | 4 | Пространственные представления: первый, последний, крайний, после, следом, следующий за. | 1 | 27.09 | |
12-13 | 5-6 | Сравнение отрезков по длине. | 2 | 28.09-30.09 | |
Количественные представления. (12ч) |
14 15 16 | 1 2 3 | Нумерация. Повторение. Числовой ряд 1 – 10. | 3 | 04.10 05.10 07.10 | |
17 18 | 4 5 | Сравнение чисел в пределах 10. | 2 | 11.10 12.10 | |
19 20 | 6 7 | Решение примеров на сложение в пределах десяти. | 2 | 14.10 18.10 | |
21 22 | 8 9 | Решение примеров на вычитание в пределах десяти. | 2 | 19.10-21.10 | |
23 24 25 | 10 11 12 | Решение и составление на наглядной основе простых арифметических задач | 3 | 25.10 26.10 28.10 | |
Итого: 25 часов |
2 четверть |
№ | № урока | Наименование раздела и темы урока | Кол-во часов | Календарные сроки |
План. | Факт. |
Временные представления (5ч) |
26 | 1 | Сегодня. Завтра. Вчера. На следующий день. | 1 | 08.11 | |
27 | 2 | Давно. Недавно. | 1 | 09.11 | |
28 | 3 | Соотнесение деятельности с временным промежутком: сейчас, потом, вчера, сегодня, завтра, на следующий день, позавчера, послезавтра, давно, недавно. | 1 | 11.11 | |
29 | 4 | Части суток: утро, день, вечер, ночь. | 1 | 15.11 | |
30 | 5 | Неделя. | 1 | 16.11 | |
Количественные представления (19 ч) |
31 32 | 1-2 | Число и цифра 7. Соотношение количества, числа и цифры 7. | 2 | 18.11 22.11 | |
33 34 | 3-4 | Составление, запись и решение примеров на сложение в пределах7. | 2 | 23.11 25.11 | |
35 36 | 5-6 | Решение задач на увеличение на одну(несколько) единиц в пределах 7. | 2 | 29.11 30.11 | |
37 38 | 7-8 | Пересчет предметов по единице в пределах 10. | 2 | 02.12 06.12 | |
39 40 41 | 9-10-11 | Прибавление числа 2. | 3 | 07.12 09.12 13.12 | |
42 43 | 12 13 | Вычитание числа 2. | 2 | 14.12 16.12 | |
44 45 | 14 15 | Составление, запись и решение примеров на вычитание в пределах 8. | 2 | 20.12 21.12 | |
46 47 | 16 17 | Выполнение арифметических действий на калькуляторе. | 2 | 23.12 27.12 | |
48 | 18 | Определение места числа от 0-10 в числовом ряду. | 1 | 28.12 | |
49 | 19 | Сравнение чисел в пределах 10. | 1 | 30.12 | |
Итого: 24 часа |
Всего: 49 часов |
Календарно-тематическое планирование
3четверть
№ | № урока | Наименование раздела и темы урока | Кол-во часов | Календарные сроки | |
План | Факт | |
Представление о форме (4 ч) | |
50 | 1 | Конструирование по образцу и словесной инструкции из меньших геометрических фигур большей. | 1 | | | |
51 | 2 | Конструирование из мозаики по печатному образцу | 1 | | | |
52-53 | 3-4 | Конструирование из крышек по печатному образцу | 2 | | | |
Представления о величине (6ч) | |
54-55 | 5-6 | Меры стоимости. Рубль. | 2 | | | |
56-57 | 7-8 | Решение задач на сложение с применением мер стоимости. | 2 | | | |
58-59 | 9-10 | Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин. | 2 | | | |
Количественные представления (14 ч) | |
60 | 1 | Второй десяток. Нумерация. | 1 | | | |
61 | 2 | Решение задач на нахождение суммы в пределах 10. | 1 | | | |
62 | 3 | Увеличение числа на несколько единиц. | 1 | | | |
63 | 4 | Счет равными числовыми группами (по 2 , по3, по 5) | 1 | | | |
64 | 5 | Число 14. Образование числа 14 = 10+4. Решение задач на увеличение числа на несколько единиц. | 1 | | | |
65 | 6 | Число 14. Порядковый счет в пределах 14. Последующие числа числового ряда. | 1 | | | |
66 | 7 | Составление, запись и решение примеров на сложение и вычитание вида 10+4, 14-4, 14 -10. | 1 | | | |
67 | 8 | Сложение и вычитание с нулем. | 1 | | | |
68 | 9 | Решение задач на нахождение суммы в пределах 14. | 1 | | | |
69 | 10 | Число 15. Образование числа 15 = 10+5. Решение задач на увеличение числа на несколько единиц. | 1 | | | |
70 | 11 | Число 15. Порядковый счет в пределах 15. Последующие числа числового ряда. | 1 | | | |
71 | 12 | Составление, запись и решение примеров на сложение и вычитание вида 10+5, 15-5, 15 -10. | 1 | | | |
72-73 | 13-14 | Выполнение арифметических действий на калькуляторе. | 2 | | | |
Представления о величине (5 ч) | |
74 | 1 | Измерение веса предметов, материалов с помощью весов. Практическая работа. | 1 | | | |
75 | 2 | Узнавание весов, частей весов; их назначение. | 1 | | | |
76 | 3 | Меры массы: Килограмм. | 1 | | | |
77-78 | 4-5 | Дидактическая игра: «Магазин». | 2 | | | |
Итого: 29 часов | |
4 четверть | |
Количественные представления.(8ч) | |
79 | 1 | Число 16. Образование числа 16 = 10+6. Решение задач на увеличение числа на несколько единиц. | 1 | | | |
80-81 | 2-3 | Число 16. Порядковый счет в пределах 16. Последующие числа числового ряда. | 2 | | | |
82 | 4 | Составление, запись и решение примеров на сложение и вычитание вида 10+6, 16-6, 16 -10. | 1 | | | |
83 84 | 5-6 | Выполнение арифметических действий на калькуляторе. | 2 | | | |
85 | 7 | Уменьшение числа на несколько единиц. | 1 | | | |
86 | 8 | Увеличение числа на несколько единиц. | 1 | | | |
Представление о величине.(6 ч) | |
87-89 | 1-2 | Проведение линий через одну точку. Практическая работа. | 2 | | | |
90-91 | 3-4 | Луч. Определение частей луча. | 2 | | | |
92-93 | 5-6 | Сравнение луча с прямой линией и отрезком. | 2 | | | |
Количественные представления (12 ч) | |
94 | 1 | Число 17. Образование числа 17 = 10+7. | 1 | | | |
95 | 2 | Число 17. Порядковый счет в пределах 17. Последующие числа числового ряда. | 1 | | | |
96-97 | 3-4 | Составление, запись и решение примеров на вычитание в пределах 17. | 2 | | | |
98 | 5 | Составление, запись и решение примеров на сложение и вычитание вида 10+7, 17-7, 17-10. | 1 | | | |
99-100 | 6-7 | Число 18. Образование числа 18= 10+8. Решение задач на увеличение числа на несколько единиц | 2 | | | |
101 102 | 8-9 | Число 18. Порядковый счет в пределах 18. Последующие числа числового ряда. | 2 | | | |
103 | 10 | Составление, запись и решение примеров на вычитание в пределах 18. | 1 | | | |
104- | 11-12 | Сложение с числом 0. | 2 | | | |
| |
Итого: 26часов Всего: 56 часов За год: 104 часа | |