СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету "Математика" для 7В класса

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету "Математика" для 7В класса»







ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая образовательная программа по предмету «Математика, математические представления, основы арифметики» разработана на основе следующих нормативных документов:

1. Адаптированной основной общеобразовательной программы Казенного общеобразовательного учреждения ХМАО-Югры «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №2» для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью;

2. Учебного плана Казенного общеобразовательного учреждения ХМАО-Югры «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 2» на 2021-2022 уч. год.

3. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на 2021-2022 уч. год приказ № 254 от 20.05.2020г.

4. Приказа Минобрнауки РФ от 9 июня 2016 г. № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ».

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Целью уроков «Математика, математические представления, основы арифметики» в 7 классе является: формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни. Содержание учебного предмета «Математические представления и конструирование» направлено на формирование и преобразование получаемого учащимися элементарного математического и конструктивного опыта путем активного, преднамеренного, осознанного овладения ими физической и социальной картиной мира, значимой для их социально-бытовой адаптации. Эта задача решается в предметно-манипулятивной, предметно-практической, игровой, трудовой, речевой, а также в элементарной учебной деятельности.

В ходе обучения учебному предмету «Математика, математические представления, основы арифметики» в «Программе» выделя­ются следующие основные задачи:

- развитие элементарной, жизнеобеспечивающей ори­ентировки в пространственно-величинных, временных и количественных отношениях окружающей действительно­сти;

- формирование практических навыков и умений в сче­те, вычислениях, измерении на наглядно представленном материале в бытовых ситуациях;

- формирование элементарных общеучебных умений;

- овладение элементарной терминологией, значимой для социально-бытовой ориентировки в окружающей действи­тельности;

- развитие познавательных интересов жизнеобеспечи­вающего характера на основе ознакомления с бытовыми, здоровьесберегающими ситуациями, развитие наглядно-действенного мышления и элементов наглядно-образного и ло­гического мышления;

- общее развитие учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с множественными нарушениями развития попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и т.д.

У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание практических ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является важным приемом в обучении. Ребенок учится использовать математические представления для решения жизненных задач: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплачиваться в магазине за покупку, брать необходимое количество продуктов для приготовления блюда (например, 2 помидора, 1 ложка растительного масла) и т.п.

Цель обучения математике – формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни.

Примерная программа построена на основе следующих разделов: «Количественные представления», «Представления о форме», «Представления о величине», «Пространственные представления», «Временные представления».

  • Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных практических задач. Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия могут использоваться при сервировке стола, при раздаче материала и инструментов участникам какого-то общего дела, при посадке семян в горшочки и т.д. Умение пересчитывать предметы необходимо при выборе ингредиентов для приготовления блюда, при отсчитывании заданного количества листов в блокноте, при определении количества испеченных пирожков, изготовленных блокнотов и т.д. Изучая цифры, у ребенка закрепляются сведения о дате рождения, домашнем адресе, номере телефона, календарных датах, номерах пассажирского транспорта, каналах телевизионных передач и многое другое. ознакомительно-ориентировочные действия в предметно-развивающей среде;

  • упражнения, игровые ситуации, игры со строительными материалами и дидактическими игрушками (сборно-разборными, мозаикой, палочками);

  • игры и упражнения на ознакомление со свойствами и качествами конструктивных материалов и расположением их в пространстве;

  • конструирование из строительного, природного и бросового материалов;

  • формирование количественных представлений;

  • «чтение» и письмо цифр;

  • формирование представлений о форме;

  • формирование представлений о величине;

формирование пространственно-временных представле­ний и ориентировок. Количественные, пространственные, временные и другие математические представления формируются у учащихся, исходя из их индивидуально-типологических особенностей. Поэтому возможный предел, например, счетных навыков определяется учителем в ходе уроков-занятий сучащимися. В программе предлагается максимально доступный предел математических представлений, прежде всего счетных навыков, для учащихся с умеренной умственной отсталостью. В ходе обучения учитель определяет пределы математических представлений, которые могут быть усвоены учащимися, и ориентируется на возможности каждого из них. Обучение строится таким образом, чтобы достичь максимальной активности учеников, используя в процессе формирования элементарных математических представлений и навыков конструирования занимательные игровые материалы, полифункциональное игровое оборудование,

красочное и эмоциональное оформление уроков-занятий. Процесс обучения осуществляется с использованием практических, наглядных методов в сочетании со словесными.

Для процесса обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

математическим представлениям и конструированию характерны индивидуальный и дифференцированный подход, значительно сниженный темп обучения, структурная простота знаний и умений, максимально возможная самостоятельность и активность учеников, многократная повторяемость материала при небольшом увеличении объема и усложнении его.

Учебный процесс по предмету «Математические представления и конструирование» построен на основе образовательных ситуаций. Среди них наиболее широко используются уроки-занятия (чаще всего на интегрированной основе), экскурсии, наблюдения, специальные игровые упражнения и игры

(отобразительные, подвижные, сюжетно-дидактические, конструктивные, строительно-конструктивные), коллективный труд, рисование.

Предмет «Математические представления» интегрируется с различными учебными предметами и направлениями коррекционно-адаптационной работы.


МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Образовательная область: математика

Предмет «Математика, математические представления, основы арифметики» включен в федеральную (базисную) часть учебного плана, рассчитан на 3 часа неделю, общее количество часов за год 103ч.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Планируемые результаты усвоения программы по учебному предмету «Математические представления»

Личностные результаты:

  • развитие мотивации к обучению;

  • овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в

  • повседневной жизни (представления об устройстве домашней и школьной

  • жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела);

  • владение элементарными навыками коммуникации и принятыми

  • ритуалами социального взаимодействия;

  • развитие положительных свойств и качеств личности.

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственной норме,

  • развитие эстетических чувств,

  • формирование уважительного отношения к окружающим


Предметные результаты:


  1. элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления:

  • выделять один и много предметов из группы с помощью взрослого,

  • умение выделять большее и меньшее количество на предметном материале;

  • складывать фигурки из счетных палочек по подражанию и по показу,

  • чертить прямую, волнистую линию по подражанию

  • умение различать предметы по заданному признаку: цвет, форма,

  1. представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребёнку пределах, счёт, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность:

  • умения различать положение предметов в пространстве относительно себя:

  • умение ориентироваться на листе бумаги;

  • умение сравнивать жидкости и сыпучие вещества по объему;

  • знание частей суток;

  • умение считать в пределах 20;

  • сравнивать числа на предметном материале в пределах 10;

  • решение примеров в пределах 6 на предметном материале;

  • решение и составление простых арифметических задач на основе предметно-практических действий;

  1. овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач:

  • умение определять длину (длинный- короткий), вес (лёгкий- тяжёлый), температуру (тепло- холодно), время (части суток);

  • умение устанавливать взаимно- однозначные соответствия;

  • умение распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса, телефона и др.;

  • умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся:

К концу учебного года у учащихся могут сформироваться следующие универсальные учебные действия:

  • Конструировать по объемному образцу с последующим выкладыванием аналогичных конструкций из плоскостных элементов на магнитной доске, конструировать из палочек.

  • Выполнять действия с монетами достоинством 1, 5 копеек, 1, 2, 5 рублей (различение, набор и размен монет).

  • Решать арифметические задачи-иллюстрации с открытым результатом на наглядном материале в пределах шести, арифметические задачи-иллюстрации с закрытым результатом в пределах двух-трех, увеличивать и уменьшать каждое число на 1 (в пределах 6).

  • Изменять положения частей тела (поднять руки, вытянуть их вперед, поднять одну руку) по образцу, по словесной инструкции, стоя рядом с учителем, напротив него (ориентировка в противоположных направлениях), использовать вербальные и

  • невербальные средства в процессе показа и называния пространственных отношений.

  • Использовать часы в реальной жизни. Показывать стрелки часов, называть и показывать время от 1 до 6 часов на часах, переводить стрелки на указанное время (по образцу, по словесной инструкции), регулировать время по часам (по песочным часам, по таймеру), выполнять практические действия за определенное время (до 5 минут).

  • овладение манипуляторными действиями предметами, значимыми для математической и конструктивной деятельности и для элементарных навыков жизнеобеспечения.

  • формирование навыков предметно-практической деятельности с объемными и плоскостными объектами и элементарных коммуникативных навыков.

  • развитие навыков общения по содержанию предмета «Математические представления и конструирование» на наглядной основе, овладение предметно-игровой деятельностью и элементами бытовой.




МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Требования к материально-техническим условиям

Материально-техническая база реализации АОПО обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных организаций.


Временной режим образования обучающихся

Временной режим соответствует постановлению СанПиН 2.4.2.3286-15  «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»№ 26 от 10.07.2015г.

Постановление об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4. 3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой короновирусной инфекции «COVID – 19» № 16 от 30.06.2020.


Технические средства обучения


  • Компьютер

  • ЭОР (разработки мультимедийных презентаций, виртуальных экскурсий, учебных фильмов)

Специальный учебный и дидактический материал, отвечающий особым образовательным потребностям обучающихся.

Обучение математике обеспечивается учебниками и пособиями:

учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Т.В. Алышева, Математика 1 класс ,в 2х частях, М.: Просвещение, 2018

Принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья, так как именно наглядность лежит в основе формирования умения работать с моделями. В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия: натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы, объекты-заместители); изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы).

В ходе изучения предмета «Математика» младшие школьники на доступном для них уровне овладевают методами познания, включая моделирование ситуаций, требующих упорядочения предметов и математических объектов (по длине, массе, вместимости и времени), наблюдение, измерение. Для этого образовательный процесс оснащается необходимыми измерительными приборами: часами и их моделями, сантиметровыми линейками. Среди средств обучения в обязательном порядке представлены объекты для выполнения предметных действий, а также разнообразный раздаточный материал. Раздаточный материал включает реальные объекты (различные объекты живой и неживой природы), изображения реальных объектов (разрезные карточки, лото), предметы – заместители реальных объектов (счётные палочки, раздаточный геометрический









Тематическое планирование

Тема

Количество часов

Виды деятельности обучающихся

1.

Количественные представления.


59

Игры и упражнения на выделение одного-пяти предметов из множества (формирование представлений о возможности разъединения множе­ства из любых предметов).

Обучение учащихся практическим действиям, присчитывания: к каждому объекту может быть присоединен только один объект.

Обозначение общего количества сосчитанных объектов последним произнесенным числом совместно с учителей, сопровождение обводящим движением руки и показом сосчитанного количества на пальцах.

Демонстрация учителем счета объектов в любом порядке (формирование представлений о том, что любая совокуп­ность объектов может быть сосчитана).

Выбор соответствующего количества предметов без перечета и с пересчетом, с проверкой своих действий способами прикладывания или накладывания одного количества предметов или картинок на другое.

Упражнения в узнавании цифр 0, 1, 2, 3, 4, 5 в правильном и перевернутом расположении, дорисовывание цифр

Рисование цифр от 1 до 5 по трафарету, по опорным точкам, самостоятельно. Лепка цифр из пластилина, конструирование из деталей (их частей разрезанных шаблоном цифр, палочек и т. п.).

Знакомство с монетами достоинством 1, 5 копеек, 1, 2, 5 рублей (различение, набор и размен монет).

Упражнения в счете на различных абаках и счетах разной величины в вертикальном и горизонтальном располо­жении (напольные счеты, настольные счеты).


2.

Представления о форме.


12

Наблюдения, игры, игровые упражнения на сопоставление объектов по величине (боль­шой — маленький, длинный- короткий), используя приемы наложения и приложения. Знакомство обучающихся с величинными представлениями: тонкий- толстый. Выполнение заданий на раскрашивание, штриховку, обводку по трафаретам изображений различной величины, по опорным точкам (вместе с учителем и самостоятельно). Выбор учащимися шара, куба, треугольной призмы (крыши), прямоугольной призмы (бруска), круга, квадрата, треугольника, прямоугольника (по образцу и по словесной инструкции).

Невербальная классификация, сериация фигур по одному и двум признакам на основе использования логических блоков Дьенеша.

Соотнесение плоскостных и пространственных фигур Рисование круга, квадрата, треугольника по трафаретим, опорным точкам и самостоятельно. Лепка пространствен­ных фигур из пластилина, пата и т. п. Рисование фигур на песке, манке (пшеничке), грифельной доске, в тетра­ди.

3.

Представления о величине.


22

Сравнение величины путем сопоставления двух объектов (большой — маленький, длин­ный — короткий, широкий — узкий, высокий — низкий). Использование приемов наложения и приложения.

Раскрашивание, штриховка, обводка по трафаретам, по шторным точкам изображений различной величины (вместе с учителем и самостоятельно).

Наблюдения, дидактические игры и игровые упражнения, направленные на формирование представлений учащихся об относительности (транзитивности) величины.


4.

Временные представления.

11

Обучение учащихся использованию часов в реальной жиз­ни. Показ стрелок часов. Называние и показ времени — от 1 до 5 часов на часах. Игры с игрушечными часами, перевод стрелок на указанное время (по образцу, по словесной инструкции).

Выделение по наиболее характерным признакам и назы­вание времени года. Определение времени года по иллюстра­циям, по ситуациям на стендовом театре. Театрализованные игры на темы времени года.

Уточнение представлений учащихся об астрономических символах: солнце, луне, звездах (показ на небе и на иллю­страциях). Рисование по внутренним и внешним трафаретам солнца, луны, звезд, туч, облаков. Пиктограммы о природ­ных явлениях. Составление коротких рассказов с использованием картинного материала, пиктограмм.

Работа с календарями природы и погоды.


Итого: 104 часа



























1 четверть



урока


Наименование раздела

и темы урока

Кол-во часов

Календарные сроки

План.

Факт.

Представление о форме. (7ч)

1

1

Геометрические фигуры: круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник.

1

02.09


2

2

Соотнесение формы предмета с геометрическими телами. Круг. Треугольник. Квадрат. Прямоугольник.

1

06.09


3

3

Построение квадрата, треугольника, прямоугольника по точкам

1

07.09


4-5

4-5

Линии: отрезок, прямая, ломаная.

2

09.09

13.09


6

6

Практическая работа. Отрезок, прямая.

1

14.09


7

7

Сравнение отрезков по длине.

1

16.09


Представления о величине. (6 ч)

8

1

Различение однородных (разнородных по одному признаку) предметов по величине.

1

20.09


9

2

Различение однородных (разнородных по одному признаку) предметов по длине.

1

21.09


10

3

Пространственные представления: слева- справа, в середине – между.

1

23.09


11

4

Пространственные представления: первый, последний, крайний, после, следом, следующий за.

1

27.09


12-13

5-6

Сравнение отрезков по длине.

2

28.09-30.09


Количественные представления. (12ч)


14

15

16

1

2

3

Нумерация. Повторение. Числовой ряд 1 – 10.

3

04.10

05.10

07.10


17

18

4

5

Сравнение чисел в пределах 10.

2

11.10

12.10


19

20

6

7

Решение примеров на сложение в пределах десяти.

2

14.10

18.10


21

22

8

9

Решение примеров на вычитание в пределах десяти.

2

19.10-21.10


23

24

25

10

11

12

Решение и составление на наглядной основе простых арифметических задач

3

25.10

26.10

28.10


Итого: 25 часов

2 четверть


урока

Наименование раздела и темы урока

Кол-во

часов

Календарные сроки

План.

Факт.

Временные представления (5ч)

26

1

Сегодня. Завтра. Вчера. На следующий день.

1

08.11


27

2

Давно. Недавно.

1

09.11


28

3

Соотнесение деятельности с временным промежутком: сейчас, потом, вчера, сегодня, завтра, на следующий день, позавчера, послезавтра, давно, недавно.

1

11.11


29

4

Части суток: утро, день, вечер, ночь.

1

15.11


30

5

Неделя.

1

16.11


Количественные представления (19 ч)

31

32

1-2

Число и цифра 7.

Соотношение количества, числа и цифры 7.

2

18.11

22.11


33

34

3-4

Составление, запись и решение примеров на сложение в пределах7.

2

23.11

25.11


35

36

5-6

Решение задач на увеличение на одну(несколько) единиц в пределах 7.

2

29.11

30.11


37

38

7-8

Пересчет предметов по единице в пределах 10.

2

02.12

06.12


39

40

41

9-10-11


Прибавление числа 2.

3

07.12

09.12

13.12


42

43

12

13

Вычитание числа 2.

2

14.12

16.12



44

45

14

15

Составление, запись и решение примеров на вычитание в пределах 8.

2

20.12

21.12


46

47

16

17

Выполнение арифметических действий на калькуляторе.

2

23.12

27.12


48

18

Определение места числа от 0-10 в числовом ряду.

1

28.12


49

19

Сравнение чисел в пределах 10.

1

30.12


Итого: 24 часа

Всего: 49 часов

















Календарно-тематическое планирование

3четверть



урока

Наименование раздела и темы урока

Кол-во

часов

Календарные сроки


План

Факт


Представление о форме (4 ч)


50

1

Конструирование по образцу и словесной инструкции из меньших геометрических фигур большей.

1




51

2

Конструирование из мозаики по печатному образцу

1




52-53

3-4

Конструирование из крышек по печатному образцу

2




Представления о величине (6ч)


54-55

5-6

Меры стоимости. Рубль.

2




56-57

7-8

Решение задач на сложение с применением мер стоимости.

2




58-59

9-10

Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин.

2




Количественные представления (14 ч)


60

1

Второй десяток. Нумерация.

1




61

2

Решение задач на нахождение суммы в пределах 10.

1




62

3

Увеличение числа на несколько единиц.

1




63

4

Счет равными числовыми группами (по 2 , по3, по 5)

1




64

5

Число 14. Образование числа 14 = 10+4.

Решение задач на увеличение числа на несколько единиц.

1




65

6

Число 14. Порядковый счет в пределах 14. Последующие числа числового ряда.

1




66

7

Составление, запись и решение примеров на сложение и вычитание вида 10+4, 14-4, 14 -10.

1




67

8

Сложение и вычитание с нулем.

1




68

9

Решение задач на нахождение суммы в пределах 14.

1




69

10

Число 15. Образование числа 15 = 10+5.

Решение задач на увеличение числа на несколько единиц.

1




70

11

Число 15. Порядковый счет в пределах 15. Последующие числа числового ряда.

1




71

12

Составление, запись и решение примеров на сложение и вычитание вида 10+5, 15-5, 15 -10.

1




72-73

13-14

Выполнение арифметических действий на калькуляторе.

2




Представления о величине (5 ч)


74

1

Измерение веса предметов, материалов с помощью весов. Практическая работа.

1




75


2

Узнавание весов, частей весов; их назначение.

1




76

3

Меры массы: Килограмм.

1




77-78

4-5

Дидактическая игра: «Магазин».

2




Итого: 29 часов


4 четверть


Количественные представления.(8ч)


79

1

Число 16. Образование числа 16 = 10+6.

Решение задач на увеличение числа на несколько единиц.

1




80-81

2-3

Число 16. Порядковый счет в пределах 16. Последующие числа числового ряда.

2




82

4

Составление, запись и решение примеров на сложение и вычитание вида 10+6, 16-6, 16 -10.

1




83

84

5-6

Выполнение арифметических действий на калькуляторе.

2




85

7

Уменьшение числа на несколько единиц.

1




86

8


Увеличение числа на несколько единиц.

1




Представление о величине.(6 ч)


87-89

1-2

Проведение линий через одну точку. Практическая работа.

2




90-91

3-4

Луч. Определение частей луча.

2




92-93

5-6

Сравнение луча с прямой линией и отрезком.

2




Количественные представления (12 ч)


94

1

Число 17. Образование числа 17 = 10+7.

1




95

2

Число 17. Порядковый счет в пределах 17. Последующие числа числового ряда.

1




96-97

3-4

Составление, запись и решение примеров на вычитание в пределах 17.

2




98

5

Составление, запись и решение примеров на сложение и вычитание вида

10+7, 17-7, 17-10.

1




99-100

6-7

Число 18. Образование числа 18= 10+8.

Решение задач на увеличение числа на несколько единиц

2




101

102

8-9

Число 18. Порядковый счет в пределах 18. Последующие числа числового ряда.

2




103

10

Составление, запись и решение примеров на вычитание в пределах 18.

1




104-

11-12

Сложение с числом 0.

2






Итого: 26часов

Всего: 56 часов

За год: 104 часа






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!