СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» для 1-4 классов (образовательная программа «Начальная школа XXI века»)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая   программа по учебному предмету «Музыка» для  1-4 классов (образовательная программа «Начальная школа XXI века»)  разработана на основе  авторской программы по музыке - «Музыка» 1-4 классы,  авторов:  В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, В.А. Школяр, М.:Вентана-Граф, 2018г.  Данная программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и учебным планом муниципального автономного общеобразовательного учреждения "СОШ № 40".

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» для 1-4 классов (образовательная программа «Начальная школа XXI века»)»





















































Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» для 1-4 классов (образовательная программа «Начальная школа XXI века») разработана на основе авторской программы по музыке - «Музыка» 1-4 классы, авторов: В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, В.А. Школяр, М.:Вентана-Граф, 2018г.

Данная программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и учебным планом муниципального автономного общеобразовательного учреждения "СОШ № 40".

Цель программы: воспитание у учащихся музыкальной культуры как части всей их духовной культуры.

Задачи программы:

- раскрытие природы музыкального искусства как ре­зультата творческой деятельности человека-творца.

- формирование у учащихся эмоционально-ценностно­го отношения к музыке.

- воспитание устойчивого интереса к деятельности му­зыканта — человека, сочиняющего, исполняющего и слу­шающего музыку.

- развитие музыкального восприятия как творческого процесса — основы приобщения к искусству.

- овладение интонационно-образным языком музыки на основе складывающегося опыта творческой деятель­ности и взаимосвязей между различными видами искус­ства.

- воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эсте­тических чувств: любви к ближнему, своему народу, Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре раз­ных народов мира.

- освоение музыкальных произведений и знаний о му­зыке.

- овладение практическими умениями и навыка­ми в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инстру­ментах, музыкально-пластическом движении и импрови­зации.

На учебный предмет «Музыка» отводится 132 часа из расчета 1 час в неделю в каждом классе, а именно: в 1 классе – 30 часов, во 2-4 классах – по 34 часа в каждом.

Проведение контрольных работ за год:

в 1 классах – два: 1 тест и творческое задание;

во 2 классах – три: 2 теста, урок-концерт;

в 3 классах – три: 2 теста, урок-концерт;

в 4 классах – три: 2 теста, урок-концерт.


В соответствии с положением о внутришкольном контроле предусмотрено 3 вида контроля: входной, промежуточный, итоговый.

Рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплектом:

для I класса:

  • В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, учебник «Музыка»: 1 класс, - М.:Вентана-Граф, 2016;

  • О.В.Кузьмина, В.О.Усачева, Л.В.Школяр «Музыка: Блокнот для учащихся 1 класса образовательных учреждений,- М.:Вентана-Граф, 2016;

  • Фонохрестоматия к учебному пособию «Музыка», 1 класс, в 2- частях.

  • Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка».1 класс. (СD)

для II класса:

  • В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, учебник «Музыка»: 2 класс, - М.:Вентана-Граф, 2016;

  • О.В.Кузьмина, В.О.Усачева, Л.В.Школяр «Музыка: Блокнот для учащихся 2 класса образовательных учреждений,- М.:Вентана-Граф, 2016;

  • Фонохрестоматия к учебному пособию «Музыка», 2 класс, в 2- частях.

  • Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка».2 класс. (СD)

для III класса:

  • В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, учебник «Музыка»: 3 класс, - М.:Вентана-Граф, 2016;

  • О.В.Кузьмина, В.О.Усачева, Л.В.Школяр «Музыка: Блокнот для учащихся3 класса образовательных учреждений,- М.:Вентана-Граф, 2016;

  • Фонохрестоматия к учебному пособию «Музыка», 3 класс, в 2- частях.

  • Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка».3 класс. (СD)


для IV класса:

  • В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, учебник «Музыка»: 4 класс, - М.:Вентана-Граф, 2016;

  • О.В.Кузьмина, В.О.Усачева, Л.В.Школяр «Музыка: Блокнот для учащихся 4 класса образовательных учреждений,- М.:Вентана-Граф, 2016;

  • Фонохрестоматия к учебному пособию «Музыка», 4 класс, в 2- частях.

  • Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка».4 класс. (СD)


Планируемые результаты изучения учебного курса


В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны при­обрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России,

- формирование основ гражданской идентичности, чув­ства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности.

- формирование целостного, социально ориентиро­ванного взгляда на мир в его органичном единстве и разно­образии природы, народов, культур и религий;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения из­бегать конфликтов;

- умение ориентироваться в культурном мно­гообразии окружающей действительности, участие в музы­кальной жизни класса, школы, города и др.;

- уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащих­ся, проявляющихся в познавательной и практической дея­тельности:

- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,

- поиск средств ее осуществле­ния в разных формах и видах музыкальной деятельности;

- освоение способов решения проблем творческого и по­искового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; при­знавать возможность существования различных точек зре­ния и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и ар­гументировать свою точку зрения и оценку событий%

- готовность конструктивно разрешать конфликты по­средством компромисса и сотрудничества;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; при­знавать возможность существования различных точек зре­ния и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и ар­гументировать свою точку зрения и оценку событий;

- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-твор­ческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешколь­ной музыкально-эстетической деятельности;

- использование различных способов поиска (в спра­вочных источниках и открытом учебном информаци­онном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпритации инфор­мации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Музыка»; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио- видео и графическим сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учеб­ными моделями);

- определение общей цели и путей её достижения; до­говариваться о распределении функций и ролей в совмест­ной деятельности; осуществлять взаимный контроль в со­вместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:

- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

- формирование общего представления о музыкальной картине мира;

- сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музы­кальному искусству и музыкальной деятельности.

- умение воспринимать музыку и выражать своё отно­шение к музыкальному произведению;

- использование музыкальных образов при создании те­атрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импрови­зации;

- умение воспринимать музыку и выражать своё отно­шение к музыкальному произведению;

- разви­тие художественного вкуса и интереса к музыкальному искус­ству и музыкальной деятельности.


Содержание учебного курса «Музыка» 1-4 классы

1 класс.

Истоки возникновения музыки (8 ч)

Исследование звучания окружающего мира: природы, музыкальных инструментов, самого себя. Жанры музыки, как исторически сложившиеся обобщения типических му­зыкально-языковых и образно-эмоциональных сфер: «мар­шевый порядок», «человек танцующий», «песенное дыха­ние».

Экспериментируя со «звучащей материей», в собствен­ной музыкально-художественной деятельности ищем обще­человеческие истоки музыкального искусства. Сущность деятельности музыканта: искусство выражения в музыкаль­но-художественных образах жизненных явлений.

Содержание и формы бытования музыки (16 ч)

Неоднозначность, диалектическая противоречивость жизненных явлений — добро и зло, жизнь и смерть, любовь и ненависть, прекрасное и безобразное, день и ночь, осень и весна — в музыке отражён весь мир.

Многообразие и многообразность отражения мира в конкретных жанрах и формах; общее и различное при со­отнесении произведений малых (камерных) и крупных (синтетических) форм: песня, опера, танец, балет, марш, симфония, концерт и т. д.

Язык музыки (9 ч)

Музыкально-выразительные средства: мелодические, метроритмические и фактурные особенности с точки зре­ния их выразительных возможностей, лад, тембр, регистр, музыкальный инструментарий. Введение в язык музыки как знаковой системы (где звук-нота выступает в одном ряду с буквой и цифрой).


2 класс.

Всеобщее в жизни и в музыке (8 ч)

От исследования происхождения всеобщих для музыки языковых сфер (жанров) песенности, танцевальности, маршевости как состояний природы, человека, искусства, через отношения сходного и различного, их взаимодейст­вие в жизни и в музыке к пониманию того, как в музыке обыденное становится художественным. Изучения самих себя для воплощения в музыке сложности, богатства внут­реннего мира.

Музыка — искусство интонируемого смысла (10 ч)

Интонация как феномен человеческой речи и музыки, как их смысловая единица. Интонация — «звукокомплекс», выступающий как единство содержания и формы. Испол­нительская интонация (прочтение и воплощение автор­ского интонационного замысла).

«Тема» и «развитие» — жизнь художественного образа (10 ч)

Одно из основных понятий музыки — «тема» — единство жизненного содержания и его интонационного воплоще­ния. Диалектичность понятия «музыкальная тема».

«Развитие» как отражение сложности жизни, богатства человеческих чувств, как процесс взаимодействия музы­кальных образов (тем), образных сфер (частей) на основе тождества и контраста.

Развитие как становление художественной формы (6 ч)

Форма (построение музыки) как процесс закономер­ной организации всего комплекса музыкальных средств для выражения содержания. Исторически сложившиеся музыкальные формы — двухчастная, трёхчастная, рондо, вариации.

3 класс.

Характерные черты русской музыки (8 ч)

Введение: интонационно-образный язык музыки М.И. Глин­ки, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского (музыкальные портреты).

Понятия «русская» и «российская» музыка — различное и общее. Различное: яркая многоголосная ткань Юга России, холодноватая скромная «вязь» Севера, особенная лихость, сила и стройность казачьей песни и «многоголосица» дру­гих музыкальных культур внутри России. Общее — интона­ционные корни.

Народное музыкальное творчество — «энциклопедия» русской интонационности (12 ч)

Обрядовость как сущность русского фольклора. Своеоб­разие героики в народном былинном эпосе. Знаменный распев. Протяжная песня как особый интонационный склад русской музыки. Частушки и страдания. Танцеваль­ные жанры. Инструментальные плясовые наигрыши.

Истоки русского классического романса (6 ч)

Интонационная сфера городского музицирования: взаи­модействие крестьянской песни и городского салонного ро­манса, городская лирика (популярная), старинный романс.

Композиторская музыка для церкви (2 часа)

Народная и профессионально-композиторская музыка в русской музыкальной культуре (6 ч)

Обработки народных песен. Переосмысление интона­ционной сферы русской песенности в творчестве компо­зиторов: два пути — точное цитирование и сочинение му­зыки в народном духе.

Величие России в музыке русских классиков.


4 класс.

Многоцветие музыкальной картины мира (7 ч)

Знакомство с музыкальной речью стран мира: Германии, Польши, Венгрии, Испании, Норвегии, США. Специфика музыкального высказывания. Взаимосвязь музыкального языка и фонетического звучания национальной разговор­ной речи. Соотнесение особенностей западноевропейской музыки со славянскими корнями русской музыки.

Музыка мира сквозь «призму» русской классики (8 ч)

Роль восточных мотивов в становлении русской музы­кальной классики. Музыкальное «путешествие» русских классиков в Италию и Испанию, Японию и Украину. «Рус­ское» как характерное — через взаимодействие музыкаль­ных культур, через выведение интонационного общего и частного, традиционного и специфического.

Музыкальное общение без границ (10 ч)

Знакомство с музыкой ближнего зарубежья — Беларуси, Украины, Молдовы, Казахстана, стран Балтии и др., общее и различное. Выдающиеся представители зарубежных на­циональных музыкальных культур — Бах, Моцарт, Шуберт, Шуман, Шопен, Лист, Дебюсси. «Музыкальный салон» как форма музыкального представительства.

Искусство слышать музыку (9 ч)

Восприятие произведений крупной формы как крите­рий сформированное музыкальной культуры человека. Обобщение проблематики начальной школы от родовых истоков музыкального искусства до основ музыкальной дра­матургии.

В основе лежат следующие ценности музыки:

Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.

1 класс:

Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодо­творной взаимосвязь образования, культуры и искусства.

Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музы­кально-творческой деятельности, приобретение знаний и уме­ний, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.

2 класс:

Внимание на уроках музыки акцентируется на лич­ностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьни­ков через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстети­ческий отклик на музыку. Уже на начальном этапе постиже­ния музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного станов­ления, развивает способность сопереживать, встать на пози­цию другого человека, вести диалог, участвовать в обсужде­нии значимых для человека явлений жизни и искусства.

3 класс:

Обучающиеся про­дуктивно сотрудничают со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальней­шему овладению различными видами музыкальной деятель­ности и организации своего культурно-познавательного досуга.

4 класс:

Содержание обучения ориентировано на целенаправлен­ную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, ком­муникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную кар­тину мира.

Изучение курса «Музыка» на уровне начального общего образования направлено на формирование музыкальной культуры личности, освоение музыкальной культуры мира; развитие и углубление интереса к музыке и музыкальной деятельности, развитие музыкальной памяти и слуха, ассоциативного мышления, фантазии и воображения; развитие творческих способностей учащихся в различных видах музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, игра на музыкальных инструментах, импровизация и др.).

В программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Формы организации учебного процесса: совместная с учителем учебно-познавательная деятельность, работа в группах и самостоятельная работа детей. Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроках являются: урок-игра, урок – путешествие.





























Тематическое планирование


1 класс (30 ч)

п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

1

Раздел 1. Истоки возникновения

музыки.

Как можно услышать музыку?

(7 ч.)



1

2

Что значит слышать музыку?

1

3

Колыбельная песня. Творческое задание №1

1

4

Родные корни: родная речь, родной музыкальный язык

1

5

В мире сказочных мелодий русских композиторов

1

6

Играем сказку


1

7

Музыкальные краски осени

1

8

Раздел 2. Содержание и формы бытования музыки.

Былина, былинность, как художественное явление.

(16 ч.)





1

9

Детство композитора в творчестве.

1

10

Детство композитора в творчестве.

1

11

Поход в музыкальный зоопарк. Тест №1

1

12

И шелест к шороху спешит (бумажная симфония).

1

13

Новогодний карнавал

1

14

Зима в музыке.


1

15

Музыка и движение.

1


16

Где живут ноты?

1


17

Музыка передаёт характер сказочных героев.

1

18

Музы не молчали.

1

19

Русские обряды – масле ница.

1

20

Природа просыпается. Весна в музыке.

1

21

Музыка и стихи о маме Творч. Зад.№2

1

22

Мелодии и краски природы в жизни человека

1


Раздел 3. Язык музыки.


(9 ч.)




23

В детском музыкальном театре (балет).

1

24

Легко ли стать музыкальным исполнителем?

1

25

На концерте.

1


26

Русские народные инструменты


1

27

Музыкальная прогулка по выставке.

1

28

Легко ли стать музыкантом? Тест №2

1

29

Заключительный урок – концерт

1


Итого:

30









2 класс (34 ч)

п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

1


















Всеобщее в жизни и музыке.


8

1. Всеобщие для музыки языковые сферы (жанры) - песенность как состояние человека, природы, искусства. В инструментальной музыке.


2

2. Всеобщие для музыки языковые сферы (жанры) - песенность как состояние человека, природы, искусства. В вокальной музыке.

2

3. Всеобщие для музыки языковые сферы (жанры)- Маршевость как состояние человека, природы,искусства.

2

4.Взаимодействие явлений в жизни и в музыке, переход от обыденного к художественному.


1

5. Раскрытие в музыке внутреннего мира человека.

1

2


Музыка - искусство интонируемого смысла.

10




1. Интонация как феномен человеческой речи и музыки. Музыкальные инструменты: фортепиано.

1




2. Интонация как Смысловая единица. Природа и музыка.

Творческое задание №1

1


3. Прогулка.


1


4. Интонация – «Звукокомплекс»


1


5. Колыбельные.

1


6. Интонация. Единство содержания и формы.

Тест № 1

2









3


7.Исполнительская интонация. Выразительные интонации.


1

8.Исполнительская интонация. Изобразительные интонации.

1

9.Исполнительская интонация. Зерно-интонация.

1

«Тема» и «развитие» — жизнь художественного образа.

10

1.Исполнительское развитие музыки.


1

2. Развитие музыки в симфонической сказке. Петя и волк. С. Прокофьев.


Творческое задание №2

3

3. Виды музыкального развития. Тембровое, повторение.


1

4. Ладовое и динамическое развитие музыки.


1

5. Мелодическое, ритмическое развитие музыки.

1









4

6. Развитие музыки в русском фольклоре.

1

7. Имитация- прием развития музыки. «Со вьюном я хожу»

1

8. Развитие музыки в произведениях Ф Шуберта, Э. Грига.

1

Развитие как становление художественной формы.


6

1. Построение

( Формы) музыки.

Куплетная форма.

1

2. Двухчастная форма музыки.

1

3. Трехчастная форма музыки.


1

4. Построение музыки. Форма. Вариации. Рондо в турецком стиле. В. Моцарт.

1

5. Построение музыки. Форма. Вариации. Камаринская.

Обобщение за год.

Тест № 2

2

Итого:

34






3 класс (34 ч)

п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

1


Характерные черты русской музыки.

8

1. Интонационно-образный язык русской музыки.


1

2. Музыкальный портрет П.И.Чайковского.


1

3. Музыкальный портрет М.П.Мусоргкого.


1

4. Интонационно-образный язык музыки русских композиторов.

1

5. Музыкальная культура России.

2

6. Итоговый урок по теме: «Характерные черты русской музыки».


2

2

Народное музыкальное творчество — энциклопедия русской интонационности.


12

1. Обрядовость - ведущее начало русского фольклора.


1

2. Героика в народном былинном эпосе.

1

3. Знаменный распев.


1

4. Протяжная песня как особый интонационный склад русской музыки.

1

5. Частушки и страдания.

1

6. Танцевальные жанры.

1

7. Народное музыкальное творчество - «энциклопедия» русской интонационности».

Тест № 1

2

8.Инструментальные плясовые наигрыши.

1

9. Обрядовые песни.

1

10. Путешествие по страницам русской музыки.

2

3

Истоки русского классического романса.

6

1. Интонационная сфера городского музицирования.

2


2. Крестьянская песня и городской

салонный романс.

1

2. Крестьянская песня и городской салонный романс.



1



3. Городская лирика (общепопулярная) и старинный романс.



2

4


Композиторская музыка для церкви.

2

1. Музыка для церкви как часть культуры России.

1

2. Композиторская музыка для церкви.

1

5

Народная и профессионально-композиторская музыка в русской культуре.

6

1. Обработки народных песен.

2

2. Композиторская музыка в русском стиле.

1

3. «Народная и профессионально-композиторская музыка в русской музыкальной культуре».

Тест № 2

2

4. Урок-концерт.

1

Итого:

34

























4 класс (34 ч)


п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени


Многоцветие музыкальной картины мира.

8

1

1. Музыка стран мира: Германии, Польши, Венгрии.


1

2

2.Музыка стран мира: Испании, Норвегии, США.


1


3

3.Специфика музыкального высказывания .

2


4

4.Взаимосвязь музыкального языка и национальной разговорной речи.

2

5


5.Музыкальная картина мира.


1


Музыка мира сквозь «призму» русской классики.

8

6

1.Музыка мира сквозь «призму» русской классики.


1

7





2.Роль восточных мотивов в становлении русской музыкальной классики.


1

8


3.Путешествие в Италию.


2

9

4.Путешествие в Испанию.


2

10

5.Путешествие в Японию.


1

11

6.Путешествие на Украину.


1


Музыкальное общение без границ.


10

12

1.Знакомство с музыкой ближнего зарубежья – Беларусь. Украина.


1

13

2.Знакомство с музыкой ближнего зарубежья – Молдова, Казахстан.


2

14

3.Знакомство с музыкой ближнего зарубежья – Балтия.

1

15

4.Музыкальные портреты выдающихся представителей зарубежных национальных музыкальных культур – Бах, Моцарт, Шуберт.

2

16

5.Музыкальные портреты выдающихся представителей зарубежных национальных музыкальных культур – Шуман, Шопен.

2

17

6.Музыкальный салон как форма музыкального представительства.


2

18

Искусство слышать музыку.


9

19

1.Произведения крупной формы, как этап развития музыкальной культуры человека .



2

20

2.Разучивание песен.


1

21

3.Русская опера.


2

22

4.Западная опера.


1

23

5.Обобщение проблематики - от родовых истоков музыкального искусства до основ музыкальной драматургии. Разучивание песен

1


Итого:

34


















16



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!