Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» для 1-4 классов (образовательная программа «Начальная школа XXI века») разработана на основе авторской программы по музыке - «Музыка» 1-4 классы, авторов: В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, В.А. Школяр, М.:Вентана-Граф, 2018г.
Данная программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и учебным планом муниципального автономного общеобразовательного учреждения "СОШ № 40".
Цель программы: воспитание у учащихся музыкальной культуры как части всей их духовной культуры.
Задачи программы:
- раскрытие природы музыкального искусства как результата творческой деятельности человека-творца.
- формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке.
- воспитание устойчивого интереса к деятельности музыканта — человека, сочиняющего, исполняющего и слушающего музыку.
- развитие музыкального восприятия как творческого процесса — основы приобщения к искусству.
- овладение интонационно-образным языком музыки на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства.
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, своему народу, Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира.
- освоение музыкальных произведений и знаний о музыке.
- овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.
На учебный предмет «Музыка» отводится 132 часа из расчета 1 час в неделю в каждом классе, а именно: в 1 классе – 30 часов, во 2-4 классах – по 34 часа в каждом.
Проведение контрольных работ за год:
в 1 классах – два: 1 тест и творческое задание;
во 2 классах – три: 2 теста, урок-концерт;
в 3 классах – три: 2 теста, урок-концерт;
в 4 классах – три: 2 теста, урок-концерт.
В соответствии с положением о внутришкольном контроле предусмотрено 3 вида контроля: входной, промежуточный, итоговый.
Рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплектом:
для I класса:
В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, учебник «Музыка»: 1 класс, - М.:Вентана-Граф, 2016;
О.В.Кузьмина, В.О.Усачева, Л.В.Школяр «Музыка: Блокнот для учащихся 1 класса образовательных учреждений,- М.:Вентана-Граф, 2016;
Фонохрестоматия к учебному пособию «Музыка», 1 класс, в 2- частях.
Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка».1 класс. (СD)
для II класса:
В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, учебник «Музыка»: 2 класс, - М.:Вентана-Граф, 2016;
О.В.Кузьмина, В.О.Усачева, Л.В.Школяр «Музыка: Блокнот для учащихся 2 класса образовательных учреждений,- М.:Вентана-Граф, 2016;
Фонохрестоматия к учебному пособию «Музыка», 2 класс, в 2- частях.
Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка».2 класс. (СD)
для III класса:
В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, учебник «Музыка»: 3 класс, - М.:Вентана-Граф, 2016;
О.В.Кузьмина, В.О.Усачева, Л.В.Школяр «Музыка: Блокнот для учащихся3 класса образовательных учреждений,- М.:Вентана-Граф, 2016;
Фонохрестоматия к учебному пособию «Музыка», 3 класс, в 2- частях.
Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка».3 класс. (СD)
для IV класса:
В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, учебник «Музыка»: 4 класс, - М.:Вентана-Граф, 2016;
О.В.Кузьмина, В.О.Усачева, Л.В.Школяр «Музыка: Блокнот для учащихся 4 класса образовательных учреждений,- М.:Вентана-Граф, 2016;
Фонохрестоматия к учебному пособию «Музыка», 4 класс, в 2- частях.
Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка».4 класс. (СD)
Планируемые результаты изучения учебного курса
В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
- формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности.
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов;
- умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
- поиск средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий%
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством компромисса и сотрудничества;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпритации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Музыка»; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио- видео и графическим сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями);
- определение общей цели и путей её достижения; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
- формирование общего представления о музыкальной картине мира;
- сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.
- умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению;
- использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации;
- умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению;
- развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.
Содержание учебного курса «Музыка» 1-4 классы
1 класс.
Истоки возникновения музыки (8 ч)
Исследование звучания окружающего мира: природы, музыкальных инструментов, самого себя. Жанры музыки, как исторически сложившиеся обобщения типических музыкально-языковых и образно-эмоциональных сфер: «маршевый порядок», «человек танцующий», «песенное дыхание».
Экспериментируя со «звучащей материей», в собственной музыкально-художественной деятельности ищем общечеловеческие истоки музыкального искусства. Сущность деятельности музыканта: искусство выражения в музыкально-художественных образах жизненных явлений.
Содержание и формы бытования музыки (16 ч)
Неоднозначность, диалектическая противоречивость жизненных явлений — добро и зло, жизнь и смерть, любовь и ненависть, прекрасное и безобразное, день и ночь, осень и весна — в музыке отражён весь мир.
Многообразие и многообразность отражения мира в конкретных жанрах и формах; общее и различное при соотнесении произведений малых (камерных) и крупных (синтетических) форм: песня, опера, танец, балет, марш, симфония, концерт и т. д.
Язык музыки (9 ч)
Музыкально-выразительные средства: мелодические, метроритмические и фактурные особенности с точки зрения их выразительных возможностей, лад, тембр, регистр, музыкальный инструментарий. Введение в язык музыки как знаковой системы (где звук-нота выступает в одном ряду с буквой и цифрой).
2 класс.
Всеобщее в жизни и в музыке (8 ч)
От исследования происхождения всеобщих для музыки языковых сфер (жанров) песенности, танцевальности, маршевости как состояний природы, человека, искусства, через отношения сходного и различного, их взаимодействие в жизни и в музыке к пониманию того, как в музыке обыденное становится художественным. Изучения самих себя для воплощения в музыке сложности, богатства внутреннего мира.
Музыка — искусство интонируемого смысла (10 ч)
Интонация как феномен человеческой речи и музыки, как их смысловая единица. Интонация — «звукокомплекс», выступающий как единство содержания и формы. Исполнительская интонация (прочтение и воплощение авторского интонационного замысла).
«Тема» и «развитие» — жизнь художественного образа (10 ч)
Одно из основных понятий музыки — «тема» — единство жизненного содержания и его интонационного воплощения. Диалектичность понятия «музыкальная тема».
«Развитие» как отражение сложности жизни, богатства человеческих чувств, как процесс взаимодействия музыкальных образов (тем), образных сфер (частей) на основе тождества и контраста.
Развитие как становление художественной формы (6 ч)
Форма (построение музыки) как процесс закономерной организации всего комплекса музыкальных средств для выражения содержания. Исторически сложившиеся музыкальные формы — двухчастная, трёхчастная, рондо, вариации.
3 класс.
Характерные черты русской музыки (8 ч)
Введение: интонационно-образный язык музыки М.И. Глинки, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского (музыкальные портреты).
Понятия «русская» и «российская» музыка — различное и общее. Различное: яркая многоголосная ткань Юга России, холодноватая скромная «вязь» Севера, особенная лихость, сила и стройность казачьей песни и «многоголосица» других музыкальных культур внутри России. Общее — интонационные корни.
Народное музыкальное творчество — «энциклопедия» русской интонационности (12 ч)
Обрядовость как сущность русского фольклора. Своеобразие героики в народном былинном эпосе. Знаменный распев. Протяжная песня как особый интонационный склад русской музыки. Частушки и страдания. Танцевальные жанры. Инструментальные плясовые наигрыши.
Истоки русского классического романса (6 ч)
Интонационная сфера городского музицирования: взаимодействие крестьянской песни и городского салонного романса, городская лирика (популярная), старинный романс.
Композиторская музыка для церкви (2 часа)
Народная и профессионально-композиторская музыка в русской музыкальной культуре (6 ч)
Обработки народных песен. Переосмысление интонационной сферы русской песенности в творчестве композиторов: два пути — точное цитирование и сочинение музыки в народном духе.
Величие России в музыке русских классиков.
4 класс.
Многоцветие музыкальной картины мира (7 ч)
Знакомство с музыкальной речью стран мира: Германии, Польши, Венгрии, Испании, Норвегии, США. Специфика музыкального высказывания. Взаимосвязь музыкального языка и фонетического звучания национальной разговорной речи. Соотнесение особенностей западноевропейской музыки со славянскими корнями русской музыки.
Музыка мира сквозь «призму» русской классики (8 ч)
Роль восточных мотивов в становлении русской музыкальной классики. Музыкальное «путешествие» русских классиков в Италию и Испанию, Японию и Украину. «Русское» как характерное — через взаимодействие музыкальных культур, через выведение интонационного общего и частного, традиционного и специфического.
Музыкальное общение без границ (10 ч)
Знакомство с музыкой ближнего зарубежья — Беларуси, Украины, Молдовы, Казахстана, стран Балтии и др., общее и различное. Выдающиеся представители зарубежных национальных музыкальных культур — Бах, Моцарт, Шуберт, Шуман, Шопен, Лист, Дебюсси. «Музыкальный салон» как форма музыкального представительства.
Искусство слышать музыку (9 ч)
Восприятие произведений крупной формы как критерий сформированное музыкальной культуры человека. Обобщение проблематики начальной школы от родовых истоков музыкального искусства до основ музыкальной драматургии.
В основе лежат следующие ценности музыки:
Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.
1 класс:
Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.
Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.
2 класс:
Внимание на уроках музыки акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства.
3 класс:
Обучающиеся продуктивно сотрудничают со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного досуга.
4 класс:
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.
Изучение курса «Музыка» на уровне начального общего образования направлено на формирование музыкальной культуры личности, освоение музыкальной культуры мира; развитие и углубление интереса к музыке и музыкальной деятельности, развитие музыкальной памяти и слуха, ассоциативного мышления, фантазии и воображения; развитие творческих способностей учащихся в различных видах музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, игра на музыкальных инструментах, импровизация и др.).
В программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Формы организации учебного процесса: совместная с учителем учебно-познавательная деятельность, работа в группах и самостоятельная работа детей. Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроках являются: урок-игра, урок – путешествие.
Тематическое планирование
1 класс (30 ч)
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени |
1 | Раздел 1. Истоки возникновения музыки. Как можно услышать музыку? | (7 ч.) 1 |
2 | Что значит слышать музыку? | 1 |
3 | Колыбельная песня. Творческое задание №1 | 1 |
4 | Родные корни: родная речь, родной музыкальный язык | 1 |
5 | В мире сказочных мелодий русских композиторов | 1 |
6 | Играем сказку | 1 |
7 | Музыкальные краски осени | 1 |
8 | Раздел 2. Содержание и формы бытования музыки. Былина, былинность, как художественное явление. | (16 ч.) 1 |
9 | Детство композитора в творчестве. | 1 |
10 | Детство композитора в творчестве. | 1 |
11 | Поход в музыкальный зоопарк. Тест №1 | 1 |
12 | И шелест к шороху спешит (бумажная симфония). | 1 |
13 | Новогодний карнавал | 1 |
14 | Зима в музыке. | 1 |
15 | Музыка и движение. | 1 |
16 | Где живут ноты? | 1 |
17 | Музыка передаёт характер сказочных героев. | 1 |
18 | Музы не молчали. | 1 |
19 | Русские обряды – масле ница. | 1 |
20 | Природа просыпается. Весна в музыке. | 1 |
21 | Музыка и стихи о маме Творч. Зад.№2 | 1 |
22 | Мелодии и краски природы в жизни человека | 1 |
| Раздел 3. Язык музыки. | (9 ч.) |
23 | В детском музыкальном театре (балет). | 1 |
24 | Легко ли стать музыкальным исполнителем? | 1 |
25 | На концерте. | 1 |
26 | Русские народные инструменты | 1 |
27 | Музыкальная прогулка по выставке. | 1 |
28 | Легко ли стать музыкантом? Тест №2 | 1 |
29 | Заключительный урок – концерт | 1 |
| Итого: | 30 |
2 класс (34 ч)
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени |
1 | Всеобщее в жизни и музыке. | 8 |
1. Всеобщие для музыки языковые сферы (жанры) - песенность как состояние человека, природы, искусства. В инструментальной музыке. | 2 |
2. Всеобщие для музыки языковые сферы (жанры) - песенность как состояние человека, природы, искусства. В вокальной музыке. | 2 |
3. Всеобщие для музыки языковые сферы (жанры)- Маршевость как состояние человека, природы,искусства. | 2 |
4.Взаимодействие явлений в жизни и в музыке, переход от обыденного к художественному. | 1 |
5. Раскрытие в музыке внутреннего мира человека. | 1 |
2 | Музыка - искусство интонируемого смысла. | 10 |
| 1. Интонация как феномен человеческой речи и музыки. Музыкальные инструменты: фортепиано. | 1 |
| 2. Интонация как Смысловая единица. Природа и музыка. Творческое задание №1 | 1 |
| 3. Прогулка. | 1 |
| 4. Интонация – «Звукокомплекс» | 1 |
| 5. Колыбельные. | 1 |
| 6. Интонация. Единство содержания и формы. Тест № 1 | 2 |
3 | 7.Исполнительская интонация. Выразительные интонации. | 1 |
8.Исполнительская интонация. Изобразительные интонации. | 1 |
9.Исполнительская интонация. Зерно-интонация. | 1 |
«Тема» и «развитие» — жизнь художественного образа. | 10 |
1.Исполнительское развитие музыки. | 1 |
2. Развитие музыки в симфонической сказке. Петя и волк. С. Прокофьев. Творческое задание №2 | 3 |
3. Виды музыкального развития. Тембровое, повторение. | 1 |
4. Ладовое и динамическое развитие музыки. | 1 |
5. Мелодическое, ритмическое развитие музыки. | 1 |
4 | 6. Развитие музыки в русском фольклоре. | 1 |
7. Имитация- прием развития музыки. «Со вьюном я хожу» | 1 |
8. Развитие музыки в произведениях Ф Шуберта, Э. Грига. | 1 |
Развитие как становление художественной формы. | 6 |
1. Построение ( Формы) музыки. Куплетная форма. | 1 |
2. Двухчастная форма музыки. | 1 |
3. Трехчастная форма музыки. | 1 |
4. Построение музыки. Форма. Вариации. Рондо в турецком стиле. В. Моцарт. | 1 |
5. Построение музыки. Форма. Вариации. Камаринская. Обобщение за год. Тест № 2 | 2 |
Итого: | 34 |
3 класс (34 ч)
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени |
1 | Характерные черты русской музыки. | 8 |
1. Интонационно-образный язык русской музыки. | 1 |
2. Музыкальный портрет П.И.Чайковского. | 1 |
3. Музыкальный портрет М.П.Мусоргкого. | 1 |
4. Интонационно-образный язык музыки русских композиторов. | 1 |
5. Музыкальная культура России. | 2 |
6. Итоговый урок по теме: «Характерные черты русской музыки». | 2 |
2 | Народное музыкальное творчество — энциклопедия русской интонационности. | 12 |
1. Обрядовость - ведущее начало русского фольклора. | 1 |
2. Героика в народном былинном эпосе. | 1 |
3. Знаменный распев. | 1 |
4. Протяжная песня как особый интонационный склад русской музыки. | 1 |
5. Частушки и страдания. | 1 |
6. Танцевальные жанры. | 1 |
7. Народное музыкальное творчество - «энциклопедия» русской интонационности». Тест № 1 | 2 |
8.Инструментальные плясовые наигрыши. | 1 |
9. Обрядовые песни. | 1 |
10. Путешествие по страницам русской музыки. | 2 |
3 | Истоки русского классического романса. | 6 |
1. Интонационная сфера городского музицирования. | 2 |
| 2. Крестьянская песня и городской салонный романс. | 1 |
2. Крестьянская песня и городской салонный романс. | 1 |
3. Городская лирика (общепопулярная) и старинный романс. | 2 |
4 | Композиторская музыка для церкви. | 2 |
1. Музыка для церкви как часть культуры России. | 1 |
2. Композиторская музыка для церкви. | 1 |
5 | Народная и профессионально-композиторская музыка в русской культуре. | 6 |
1. Обработки народных песен. | 2 |
2. Композиторская музыка в русском стиле. | 1 |
3. «Народная и профессионально-композиторская музыка в русской музыкальной культуре». Тест № 2 | 2 |
4. Урок-концерт. | 1 |
Итого: | 34 |
4 класс (34 ч)
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени |
| Многоцветие музыкальной картины мира. | 8 |
1 | 1. Музыка стран мира: Германии, Польши, Венгрии. | 1 |
2 | 2.Музыка стран мира: Испании, Норвегии, США. | 1 |
3 | 3.Специфика музыкального высказывания . | 2 |
4 | 4.Взаимосвязь музыкального языка и национальной разговорной речи. | 2 |
5 | 5.Музыкальная картина мира. | 1 |
| Музыка мира сквозь «призму» русской классики. | 8 |
6 | 1.Музыка мира сквозь «призму» русской классики. | 1 |
7 | 2.Роль восточных мотивов в становлении русской музыкальной классики. | 1 |
8 | 3.Путешествие в Италию. | 2 |
9 | 4.Путешествие в Испанию. | 2 |
10 | 5.Путешествие в Японию. | 1 |
11 | 6.Путешествие на Украину. | 1 |
| Музыкальное общение без границ. | 10 |
12 | 1.Знакомство с музыкой ближнего зарубежья – Беларусь. Украина. | 1 |
13 | 2.Знакомство с музыкой ближнего зарубежья – Молдова, Казахстан. | 2 |
14 | 3.Знакомство с музыкой ближнего зарубежья – Балтия. | 1 |
15 | 4.Музыкальные портреты выдающихся представителей зарубежных национальных музыкальных культур – Бах, Моцарт, Шуберт. | 2 |
16 | 5.Музыкальные портреты выдающихся представителей зарубежных национальных музыкальных культур – Шуман, Шопен. | 2 |
17 | 6.Музыкальный салон как форма музыкального представительства. | 2 |
18 | Искусство слышать музыку. | 9 |
19 | 1.Произведения крупной формы, как этап развития музыкальной культуры человека . | 2 |
20 | 2.Разучивание песен. | 1 |
21 | 3.Русская опера. | 2 |
22 | 4.Западная опера. | 1 |
23 | 5.Обобщение проблематики - от родовых истоков музыкального искусства до основ музыкальной драматургии. Разучивание песен | 1 |
| Итого: | 34 |
16