СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету "Живой мир"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету "Живой мир"»








ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая образовательная программа по предмету «Живой мир» разработана на основе следующих нормативных документов:

1. Адаптированной основной общеобразовательной программы Казенного общеобразовательного учреждения ХМАО-Югры «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №2» для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью;

2. Учебного плана Казенного общеобразовательного учреждения ХМАО-Югры «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 2» на 2021-2022 уч. год.

3. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на 2021-2022 уч. год приказ №254 от 20.05.2020г.

4. Приказа Минобрнауки РФ от 9 июня 2016 г. № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ».

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Важным аспектом обучения детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с (интеллектуальными нарушениями) является расширение представлений об окружающем природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Живой мир» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.

Цель- формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.

Основными задачами являются:

  1. формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы;

  2. формирование временных представлений;

  3. формирование представлений о растительном и животном мире;

  4. развитие способности видеть, сравнивать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности;

  5. воспитание у обучающихся трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Важным аспектом обучения детей с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является расширение представлений об окружающем природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Живой мир» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.

Данный учебный предмет является важным в обучении учащихся с нарушением интеллекта, так как у данной группы детей отмечаются проблемы в овладении общеречевыми навыками, их кругозор узок, представления о себе и окружающем мире недостаточно сформированы. В ходе обучения у обучающихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые для обучения другим учебным предметам, происходит адаптация, социализация, развитие познавательной и личностной сфер ребенка.

Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин. Главным компонентом беседы является речь самих обучающихся.

На экскурсиях обучающиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.

Задачи формирования представлений детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) о себе и об окружающем мире, развития их речи решаются на комплексной основе с использова­нием деятельностного подхода к обучению. Они структурируют­ся в виде тематических групп: «Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления», «Объекты неживой природы».

Такая структура обеспечивает эмоциональное и социально-личностное развитие обучающихся, формирование их представлений о себе, об окружающей предметной и социальной действительно­сти.

Растительный мир. Узнавание (различение) дикорастущих цветочно-декоративных растений (ромашка, фиалка, колокольчик, лютик, василек, подснежник, ландыш); знание строения цветов (корень, стебель, листья, цветок). Соотнесение цветения цветочно-декоративных растений со временем года. Знание значения цветочно-декоративных растений в природе и жизни человека. Узнавание травянистых растений. Узнавание (различение) культурных и дикорастущих травянистых растений (петрушка, укроп, базилик, кориандр, мята, одуванчик, подорожник, крапива). Знание значения трав в жизни человека. Узнавание (различение) лекарственных растений (зверобой, ромашка, календула и др.). Знание значения лекарственных растений в жизни человека. Узнавание (различение) комнатных растений (герань, кактус, фиалка, фикус). Знание строения растения. Знание особенностей ухода за комнатными растениями. Знание значения комнатных растений в жизни человека. Узнавание (различение) зерновых культур (пшеница, просо, ячмень, рожь, кукуруза, горох, фасоль, бобы) по внешнему виду. Знание значения зерновых культур в жизни человека. Узнавание (различение) растений природных зон холодного пояса (мох, карликовая береза). Знание особенностей растений природных зон холодного пояса. Узнавание (различение) растений природных зон жаркого пояса (кактус, верблюжья колючка, пальма, лиана, бамбук). Знание особенностей растений природных зон жаркого пояса.

Животный мир. Знание строения домашнего (дикого) животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги, копыта, рога, грива, пятачок, вымя, уши). Знание основных признаков животного. Установление связи строения тела животного с его образом жизни. Узнавание (различение) домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака). Знание питания домашних животных. Знание способов передвижения домашних животных.

Узнавание (различение) диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, еж, кабан, тигр). Знание питания диких животных. Знание способов передвижения диких животных. Объединение диких животных в группу «дикие животные». Знание значения диких животных в жизни человека. Узнавание (различение) детенышей диких животных (волчонок, лисенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок, ежонок). Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах холодного пояса (белый медведь, пингвин, олень, песец, тюлень, морж). Установление связи строения животного с его местом обитания. Знание питания животных. Знание способов передвижения животных. Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах жаркого пояса (верблюд, лев, слон, жираф, зебра, черепаха, носорог, обезьяна, бегемот, крокодил). Установление связи строения животного с его местом обитания. Знание питания животных. Знание способов передвижения животных. Знание строения птицы. Установление связи строения тела птицы с ее образом жизни. Знание питания птиц. Узнавание (различение) домашних птиц (курица (петух), утка, гусь, индюк). Знание особенностей внешнего вида птиц. Знание питания птиц. Объединение домашних птиц в группу «домашние птицы». Знание значения домашних птиц в жизни человека. Знание питания птиц. Объединение перелетных птиц в группу «перелетные птицы». Объединение зимующих птиц в группу «зимующие птицы». Знание значения птиц в жизни человека, в природе. Узнавание (различение) водоплавающих птиц (лебедь, утка, гусь, пеликан). Знание значения птиц в жизни человека, в природе. Знание строения рыбы (голова, туловище, хвост, плавники, жабры). Установление связи строения тела рыбы с ее образом жизни. Знание питания рыб. Узнавание (различение) речных рыб (сом, окунь, щука). Знание значения речных рыб в жизни человека, в природе. Знание строения насекомого. Установление связи строения тела насекомого с его образом жизни. Знание питания насекомых. Узнавание (различение) речных насекомых (жук, бабочка, стрекоза, муравей, кузнечик, муха, комар, пчела, таракан). Знание способов передвижения насекомых. Знание значения насекомых в жизни человека, в природе. Узнавание (различение) морских обитателей (кит, дельфин, морская звезда, медуза, морской конек, осьминог, креветка). Знание строения морских обитателей. Установление связи строения тела морского обитателя с его образом жизни. Знание питания морских обитателей. Знание значения морских обитателей в жизни человека, в природе. Узнавание (различение) животных, живущих в квартире (кошка, собака, декоративные птицы, аквариумные рыбки, черепахи, хомяки). Знание особенностей ухода (питание, содержание и др.).

Объекты природы.

Узнавание Солнца. Знание значения солнца в жизни человека и в природе. Узнавание Луны. Знание значения луны в жизни человека и в природе. Узнавание (различение) небесных тел (планета, звезда). Знание знаменитых космонавтов. Узнавание изображения Земли из космоса. Узнавание глобуса – модели Земли. Знание свойств воздуха. Знание значения воздуха в природе и жизни человека. Различение земли, неба. Определение месторасположения земли и неба. Определение месторасположения объектов на земле и небе.

Узнавание (различение) форм земной поверхности. Знание значения горы (оврага, равнины) в природе и жизни человека. Изображение земной поверхности на карте. Узнавание (различение) суши (водоема). Узнавание леса. Знание значения леса в природе и жизни человека. Различение растений (животных) леса. Соблюдение правил поведения в лесу. Узнавание луга. Узнавание луговых цветов. Знание значения луга в природе и жизни человека. Узнавание некоторых полезных ископаемых (например: уголь, гранит, известняк, песок, глина и др), знание способов их добычи и значения в жизни человека. Узнавание воды. Знание свойств воды. Знание значения воды в природе и жизни человека. Узнавание реки. Знание значения реки (ручья) в природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения на реке. Узнавание водоема. Знание значения водоемов в природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения на озере (пруду). Узнавание огня. Знание свойств огня (полезные свойства, отрицательное). Знание значения огня в жизни человека. Соблюдение правил обращения с огнем.


Временные представления.

Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь). Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь). Соотнесение частей суток с видами деятельности. Определение частей суток по расположению солнца. Узнавание (различение) дней недели. Представление о неделе как о последовательности 7 дней. Различение выходных и рабочих дней. Соотнесение дней недели с определенными видами деятельности. Узнавание (различение) месяцев. Представление о годе как о последовательности 12 месяцев. Соотнесение месяцев с временами года. Узнавание (различение) календарей (настенный, настольный и др.). Ориентация в календаре (определение года, текущего месяца, дней недели, предстоящей даты и т.д.). Узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам. Представление о годе как о последовательности сезонов. Знание изменений, происходящих в жизни человека в разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни животных в разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни растений в разное время года. Узнавание (различение) явлений природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер). Соотнесение явлений природы с временем года. Рассказ о погоде текущего дня.


МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Образовательная область: естествознание

Предмет «Живой мир» включен в федеральную (базисную) часть учебного плана, рассчитан на 2 часа в неделю, общее количество часов за год 69 ч.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные

1. Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;

2. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Предметные результаты

  • представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времён года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умений адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям;

  • расширение представлений об объектах неживой природы (солнце, луна, звёзды, вода, воздух, земля)

  • представления о временах года, характерных признаках времён года, погодных изменениях, их влияние на жизнь человека;

  • представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека:

  • умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и др.).

  • Умение различать части суток, дни недели, времена года;

  • Представления о течении времени: смена событий дня, суток.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Требования к материально-техническим условиям

Материально-техническая база реализации АОПО обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных организаций. Материально-техническое обеспечение предмета включает: объекты природы: камни, почва, семена, комнатные растения и другие образцы природного материала (в т.ч. собранного вместе с детьми в ходе экскурсий); наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки для демонстрации обучающимся); муляжи овощей, фруктов; пиктограммы с изображениями действий, операций по уходу за растениями, животными; различные календари; изображения сезонных изменений в природе; рабочие тетради с различными объектами природы для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных представлений о природе;

Временной режим образования обучающихся

Временной режим соответствует постановлению СанПиН 2.4.2.3286-15  «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»№ 26 от 10.07.2015г.

Постановление об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4. 3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой короновирусной инфекции «COVID – 19» № 16 от 30.06.2020.г

Технические средства обучения:

  • Компьютер

  • ЭОР (разработки мультимедийных презентаций, виртуальных экскурсий, учебных фильмов)

Специальный учебный и дидактический материал, отвечающий особым образовательным потребностям обучающихся.

Учебник«Живой мир» для 4 класса специальных (коррекционных) школ VIII вида. Авторы - составители: Н.Б. Матвеева, М.А. Попова, Т.О. Куртова, М.: «Просвещение», 2018г.

Главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия. В процессе обучения используются:

  1. Натуральные объекты предметов, которые предусмотрены программой;

  2. Печатные пособия (таблицы) по разделам программы;

  3. Предметные и сюжетные картинки по темам.













Тематическое планирование

Тема

Колич. часов

Виды деятельности обучающихся.

Растительный мир

11ч


Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава). Работа с учебником, наблюдение, с раздаточным материалом, опыты, рассматривание наглядных пособий, посадка растений, уход за комнатными растениями. практическая работа, выполнение дидактических игр. Знание значения фруктов в жизни человека. Знание способов переработки фруктов. Узнавание (различение) комнатных растений (герань, кактус, фиалка, фикус). Знание строения растения.

Животный мир

26 ч





Знание строения домашнего (дикого) животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги, копыта, рога, грива, пятачок, вымя, уши). Знание основных признаков животного. Установление связи строения тела животного с его образом жизни. Узнавание (различение) домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака). Знание питания домашних животных. Знание способов передвижения домашних животных.

Объединение животных в группу «домашние животные».

Объекты неживой природы.

23 ч

Различение земли, неба. Определение месторасположения земли и неба. Определение месторасположения объектов на земле и небе. Узнавание воды. Знание свойств воды. Знание значения воды в природе и жизни человека. Узнавание реки. Знание значения реки (ручья) в природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения на реке. Узнавание водоема. Знание значения водоемов в природе и жизни человека.


Временные представления

Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь). Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь). Соотнесение частей суток с видами деятельности. Определение частей суток по расположению солнца. Узнавание (различение) дней недели. Представление о неделе как о последовательности 7 дней. Различение выходных и рабочих дней. Соотнесение дней недели с определенными видами деятельности.

Человек

Знание строения человека (скелет, мышцы, кожа). Узнавание (различение) внутренних органов человека (на схеме тела) (сердце, легкие, печень, почки, желудок). Знание назначения внутренних органов. Знание вредных привычек. Сообщение о состоянии своего здоровья. Называние своего имени и фамилии. Называние своего возраста (даты рождения). Знание видов деятельности для организации своего свободного времени. Сообщение сведений о себе. Рассказ о себе. Знание возрастных изменений человека.

Всего:

69ч






Календарно – поурочное планирование на 1 четверть

урока

Наименование раздела и темы урока

Кол-во

часов

Календарные сроки

План.

Факт.

Объекты неживой природы (4ч)

1

1

Живая и неживая природа. Времена года.

1

06.09


2

2

Знание значения солнца в жизни человека и в природе. Сезонные изменения в природе.

1

08.09


3

3

Знание значения воздуха в природе и жизни человека.

1

13.09


4

4

Небесные тела: звезды, планеты.

1

15.09


Растительный мир (9ч)

5

1

Разнообразие растительного мира. Деревья. Кустарники. Травы.

1

20.09


6

2

Узнавание (различение) частей растений (корень, ствол/ стебель, ветка, лист, цветок).

1

22.09


7

3

Лиственные деревья. Осина. Клен.

1

27.09


8

4

Хвойные деревья. Ель. Сосна. Лиственница. Сравнение по веточкам, хвоинкам.

1

29.09


9

5

Значение растений в природе и в жизни человека.

1

04.10


10

6

Садовые деревья.

1

06.10


11

7

Дикорастущие и культурные растения. Узнавание (различение) лесных и садовых кустарников.

1

11.10


12

8

Травы. Подорожник. Ромашка. Петрушка.

1

13.10


13

9

Растения огорода. Овощи.

1

18.10


Временные представления (3ч).

14

1

Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь).

1

20.10


15

2

Соотнесение частей суток с видами деятельности.

1

25.10


16

3

Определение частей суток по расположению солнца.

1

27.10


Итого: 16 часов

2 четверть

Неживая природа (6ч)

17

1

Значение солнца и луны в природе и жизни человека

1

08.11


18

2

Определение месторасположения объектов на земле и небе.

1

10.11


19-20

3

Узнавание почвы. Знание значения почвы в природе и жизни человека.

2

15.11

17.11


21

4

Что такое песок и глина?

1

22.11


22

5

Какого цвета камни?

1

24.11


23-24

6

Путешествие по поверхности Земли. Горы, холмы. Равнины.

2

29.11

01.12


Животный мир (10ч)

25-26

1-2

Какие бывают животные. Среда обитания животных.

2

06.12

08.12


27

3

Домашние животные и их детёныши. Лошадь. Свинья. Овца.

1

13.12


28

4

Дикие животные и их детёныши.

1

15.12


29

5

Домашние птицы. Утки. Гуси. Индюк. Цесарка.

1

20.12


30

6

Дикие птицы. Лебедь. Цапля. Журавль.

1

22.12


31

7

Зимующие птицы. ( Снегирь, синица, ворона, голубь)

1

27.12


32

8

Хищные птицы нашего края. Орлан белохвостый.

1

29.12


Итого: 16 часов

Всего: 32 часа

Календарно – поурочное планирование 3 четверть

урока

Наименование раздела и темы урока

Кол-во

часов

Календарные сроки


План.

Факт.


Объекты неживой природы. (10 ч)


33

1

Узнавание (различение) явлений природы зимой. Иней. Изморось. Гололед. Снегопад.

1




34-35

2-3

Сезонные изменения зимой в жизни растений.

2




36

4

Сезонные изменения зимой в жизни животных.

1




37-38

5

Вода на Земле.

2




39-40

6

Пресные водоемы. Река. Озеро.

2




41-42

7

Море. его значение для человека.

2




Животный мир (10 ч).


43

1

Узнавание (различение) речных рыб (сом, окунь, щука).

1




44-45

2-3

Знание значения речных рыб в жизни человека, в природе.

2




46

4

Узнавание (различение) морских обитателей (морская звезда, медуза, морской конек.

1




47-48

5-6

Животные суши и водоемов.

2




49

7

Обитатели жарких стран.

1




50-51

8-9

Обитатели Севера.

2




52

10

Животные живого уголка. Аквариумные рыбки.

1




Итого: 20 часов


4 четверть

Неживая природа (3ч)


53

1

Сезонные изменения в неживой природе: весна – потепление, сосульки, таяние снега, прилет птиц.

1




54

2

Наблюдения за погодой. Экскурсия в природу.

1




55

3

Наблюдения: потепление, таяние снега, прилет птиц, набухание почек, появление листьев.

1




Животный мир (6 ч)


56

1

Узнавание (различение) перелетных птиц (аист, ласточка, дикая утка, дикий гусь, грач, журавль).

1




57

2

Узнавание (различение) водоплавающих птиц (лебедь, утка, гусь).

1




58

3

Знание значения птиц в жизни человека, в природе.

1




59

4

Насекомые. Знание значения насекомых в жизни человека, в природе.

1




60

5

Узнавание полезных насекомых. (Пчела).

1




61

6

Вредные насекомые. (Майский жук).

1




Человек (6ч)


62

1

Строения человека (скелет, мышцы, кожа). Узнавание (различение) внутренних органов человека (на схеме тела) (сердце, легкие, печень, почки, желудок.

1




63

2

Здоровье человека.

1




64

3

Осанка.

1




65

4

Органы чувств.

1




66

5

Здоровое питание.

1




67

6

Оказание первой медицинской помощи.

1




Растительный мир (2ч).


68

1

Декоративные растения.

1




69

2

Лекарственные растения.

1




Итого: 17 уроков


За полугодие: 37 уроков

За год: 69 часов









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!