СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ВД "Психологическая азбука"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ВД "Психологическая азбука"»


Ростовская область Мартыновский район х. Кривой Лиман, пер.Южный,1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №22 х.Кривой Лиман

«Утверждаю»

Директор МБОУ- СОШ №22

Приказ от 29.08.2022г. № 241

___________ Редько Г.А.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности «Психологическая азбука» на 2022-2023 учебный год Уровень общего образования: начальное общее образование 1 класс. Количество часов: 32

учитель: Попова О.А. Программа разработана на основе следующих документов:

  • Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

  • приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

  • Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;

  • Основной образовательной программы МБОУ-СОШ №22 х.Кривой Лиман, утвержденной приказом от 29.08.2022 № 241.



Изменения и дополнения, внесённые в рабочую программу в течение учебного года.

Основание (дата и номер приказа)

Дата

















1. Содержание программы «Психологическая азбука»


Содержание программы «Психологическая азбука» (32 ч., 1 ч в неделю)

Основная задача – первичное осознание позиции школьника, прежде всего через новые обязанности, которые ребенок учиться выполнять.

Первые дни в школе требуют целенаправленной работы по формированию установки на преодоление школьных трудностей и способности получать удовлетворение от процесса познания. Ребенок убежден в том, что у него должно все получаться хорошо, поэтому сильно переживает свои неудачи, не всегда понимая их причины. Поэтому на групповых психологических занятиях значительное место отводиться заданиям, в которых каждый ребенок вне зависимости от учебных успехов чувствует собственную ценность и значимость.

В групповые занятия должны включаться игровые и двигательные задания. Первоклассники еще не могут контролировать свои действия. Поэтому главной задачей занятий становиться содействие развитию рефлексии учащихся, помощь в осознании ими своих эмоциональных состояний.

Предлагаемая программа психологических занятий уделяет серьезное внимание способам формирования учебной установки в близких и доступных детям формах, прежде всего в форме игры и сказок. Через игровые роли и сказочные образы дети получают возможность осознавать собственные трудности, их причины и находить пути их преодоления. Ситуации, в которые попадают герои сказок, проецируются на реальные школьные проблемы, ребенок получает возможность посмотреть на них со стороны и в то же время идентифицировать проблемы героя с собственными. В результате к концу первого года обучения дети привыкают адекватно анализировать свои проблемы.

Для первоклассников самой значимой фигурой становиться учитель. Его похвала или порицание часто более важны, чем тот же отзыв, полученный от родителей. Детям кажется, что они занимают центральное место в жизни педагога, что все его беды и радости связаны только со школой и с ними. Поэтому полезно включать в занятия задания, которые дают возможность понять, что радовать и огорчать учителя могут не только их успехи или дисциплина на уроке, но и чтение книг, к примеру, или общение с собственными детьми. Это поможет учащимся справиться с возможным страхом перед учителем.

Другая важная задача в работе с первоклассниками – установление атмосферы дружелюбия.


Раздел 1.Я школьник (16 часов)

I вариант Знакомство. Введение в мир психологии. Как зовут ребят моего класса. Зачем мне нужно ходить в школу. Я в школе. Мой класс. Какие ребята в моем классе. Мои друзья в классе. Мои успехи в школе. Моя «учебная сила».

II вариант Я умею управлять собой. Я умею преодолевать трудности. Я умею слушать других. Я умею учиться у ошибки.

Я учусь быть доброжелательным: я умею быть доброжелательным. Я доброжелательный. Я умею быть ласковым. Я становлюсь сильным духом. Я умею делать задание вместе. Я умею слушать мнение другого. Умеем играть вместе. Я учусь решать конфликты. Я умею решать конфликты. Я умею справляться с плохим настроением.

Раздел 2. Мои чувства (16 часов)

Радость Что такое мимика. Радость. Как ее доставить другому человеку. Жесты. Радость можно передать прикосновением. Радость можно подарить взглядом. Грусть. Страх. Страх. Его относительность. Как справиться со страхом. Страх и как его преодолеть. Гнев. С какими чувствами он дружит. Может ли гнев принести пользу. Обида. Разные чувства. Итоговое занятие.


2. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

1 класс

Регулятивные УУД:

  • овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;

  • извлекать с помощью учителя необходимую информацию из литературного текста

  • определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя

  • учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению

  • строить речевое высказывание в устной форме

Познавательные УУД:

  • уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя

  • учиться исследовать свои качества и свои особенности

  • учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя

  • учиться наблюдать

  • моделировать ситуацию с помощью учителя

Коммуникативные УУД:

  • учиться доверительно и открыто говорить о своих чувствах

  • учиться работать в паре и в группе

  • выполнять различные роли

  • слушать и понимать речь других ребят

  • осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией.


Средства формирования УУД: словесные методы, методы проблемного обучения, метод погружения, метод проектов, метод наблюдения, метод экспериментальной психологии, анализ продуктов деятельности, анкетирование и др.

А также методы, адаптированные к условиям школьного обучения. К ним относятся: игровые методы (дидактические, ролевые, дискуссионные и творческие игры), метод творческого самовыражения (литературное, художественное и др. виды творчества), методы психической саморегуляции и тренировки психических функций (аутогенная тренировка, психофизическая гимнастика, приемы эмоциональной разгрузки), когнитивные методы.

Обучение основано на использовании традиционных принципов дидактики: принцип воспитывающего обучения, научности, наглядности, сознательности и активности, систематичности, прочности, доступности. Индивидуальный подход, учет возрастных возможностей для преподавания психологии в обучении младших школьников имеют исключительное значение.

К результатам обучения относятся психологические знания (понятия, факты, идеи, законы науки психологии, способы психической деятельности), психологические умения (чем для самого человека становятся те знания и способы действия, которые он приобретает в процессе обучения), навыки (привычка мыслить и действовать в соответствии с психологической культурой), опыт творческой самодеятельности, овладение культурой психической деятельности, формирование эмоционально-целостного отношения к психологической реальности и действительности в целом.











3. Тематическое планирование


п/п

Тема

Кол-во часов

Форма занятия

Сроки изучения

1

Тема «Знакомство. Введение в мир психологии»

1

Беседа

06.09

2

Тема «Как зовут ребят моего класса»

1

Арт-терапия

13.09

3-4

Тема «Зачем мне нужно ходить в школу»

2

Практическое занятие

20.09

27.09

5

Тема «Я в школе»

1

Беседа

04.10

6-7

Тема «Мой класс»

2

Рисунок,

Диагности-ка

11.10

18.10

8-9

Тема «Какие ребята в моем классе»

2

Беседа, диагности-ка

25.10

08.11

10-11

Тема «Мои друзья в классе»

2

Арт-терапия

15.11

22.11

12-13

Тема «Мои успехи в школе»

2

Сказкотерапия

29.11

06.12

14

Тема «Моя «учебная сила»»

1

Беседа

13.12

15

Тема «Радость. Что такое мимика»

1

Практ. занятие

20.12

16

Тема «Радость. Как ее доставить другому человеку»

1

Арт-терапия

27.12

17

Тема «Жесты»

1

Практ. занятие

10.01

18-19

Тема «Радость можно передать прикосновением. Радость можно подарить взглядом»

2

Практ. занятие

17.01

24.01

20

Тема «Грусть»

1

Беседа

31.01

21

Тема «Страх»

1

Арт-терапия

07.02

22

Тема «Страх. Его относительность»

1

Арт-терапия

14.02

23

Тема «Как справиться со страхом»

1

Практ. занятие

28.02

24

Тема «Страх и как его преодолеть»

1

Практ. занятие

07.03


25-26

Тема «Гнев. С какими чувствами он дружит»

2

Беседа, диагности-ка

14.03

28.03

27-28

Тема «Может ли гнев принести пользу»

2

Беседа, диагности-ка

04.04

11.04

29

Тема «Обида»

1

Арт-терапия

18.04


30-31

Тема «Разные чувства»

2

Беседа, диагности-ка

25.04

02.05

32

Тема «Итоговое занятие»

1

Диагностика

16.05


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_______________ Липуга Е.Г.



Календарно-тематическое планирование.


урока

Тема

Кол-во часов

Содержание

Сроки проведения

1

Тема «Знакомство. Введение в мир психологии»

1

Знакомство с предметом психология, с учителем и одноклассниками.

Упражнения «Знакомство», «Имя оживает», «Ласковое имя», «Рисунок имени»


2

Тема «Как зовут ребят моего класса»

1

Разминка «Ролевая гимнастика». Упражнения «Мое имя», «Имя начинается с буквы», «Имя соседа», «Я - солнышко», «Нарисуем имя мамы»


3-4

Тема «Зачем мне нужно ходить в школу»

2

Разминка «Ролевая гимнастика». Упражнения «Закончи предложение», «Какой урок важнее».


5

Тема «Я в школе»

1

Разминка «Ролевая гимнастика». Упражнения «Работа со сказкой», рисунок «Я в школе»


6-7

Тема «Мой класс»

2

Разминка «Ролевая гимнастика». Упражнения «Сколько в нашем классе», «Какого цвета», «Буратино хочет в школу», «Буратино хочет к нам в гости», «Буратино проголодался». Работа со сказкой «Два города». Рисунок сказки


8-9

Тема «Какие ребята в моем классе»

2

Разминка «Ролевая гимнастика». Упражнения «Сколько в моем классе», «Закончи предложение», «Мы», «Вспомни хорошие поступки», «Мы любим». Работа со сказкой «Кто самый лучший»


10-12

Тема «Мои друзья в классе»

3

Разминка «Ролевая гимнастика». Упражнения «Кто умеет хорошо», «Закончи предложение», «Тропинка к сердцу», «Портрет моего друга», «Изобрази предмет», «Буквы на спине», «Спасибо, что помог», «Ниточки тепла», «Как можно помириться», «Да», «У кого самое лучшее зрение». Работа со сказкой «Про белоцветик», «Фло», «Снежинка».


13-14

Тема «Мои успехи в школе»

2

Разминка «Ролевая гимнастика». Упражнения «Закончи предложение», «Буратино забыл слова», «Мне помогли», «Считалка». Работа со сказкой «Яшок и «звездная болезнь»


15

Тема «Моя «учебная сила»»

1

Разминка «Ролевая гимнастика». Упражнения «Я тоже», «Встаньте, у кого это есть», «Главная учебная сила». Работа со сказкой «Козленок Хрупигав»


16

Тема «Радость. Что такое мимика»

1

Разминка «Зайчик рассмеялся – зайчик испугался», «Раз, два, три, за мною повтори». Упражнения «Закончи предложение», «Зоопарк», «Рисунок радости».


17

Тема «Радость. Как ее доставить другому человеку»

1

Разминка «Угадай, где я иду», «Превратись в животное». Кричалка «Я очень хороший» Упражнения беседа «Как доставить радость другому человеку», «Собираем добрые слова», «Скажи мишке добрые слова».


18

Тема «Жесты»

1

Разминка «Угадай, где я иду». Упражнения «Радость можно выразить жестом», «Передай сообщение», «Объясни задание». Работа со сказкой «Когда молочные зубы сменились постоянными»


19-21

Тема «Радость можно передать прикосновением. Радость можно подарить взглядом»

3

Разминка «Муха», «Превратись в животное», «Фотоохота», «мысленная картинка», «Врунишка». Кричалка «Ура успешной фотоохоте». Упражнения «Радость можно передать прикосновением», «Радость можно подарить взглядом», «Котенок». Работа со сказкой «О муравьишке, который пошел в школу», «Нужная вещь»


22

Тема «Грусть»

1

Разминка «Покажи профессию», «Скажи да и нет». Упражнения «Закончи предложение», «Грустные ситуации», «Котенок загрустил». Работа со сказкой «Сказка про котенка Ваську»


23

Тема «Страх»

1

Разминка «Дотронься до…». Упражнения «Мысленная картинка», «Покажи страшилку». Работа со сказкой «Девочка с мишкой», «Темноландия»


24

Тема «Страх. Его относительность»

1

Разминка «неопределенные фигуры». Упражнения «Конкурс пугалок», «Чужие рисунки», «Закончи предложение». Работа со сказкой «Мы просто очень боялись за вас»


25

Тема «Как справиться со страхом»

1

Разминка «Страшные персонажи телеэкрана», «Придумай веселый конец». Упражнения «Картинная галерея». Работа со сказкой «Маленькая луна»


26

Тема «Страх и как его преодолеть»

1

Разминка «Почему подрались дети», «Испугаем по-разному». Упражнения «Страшная маска». Работа со сказкой «Сказка звезд»


27-28

Тема «Гнев. С какими чувствами он дружит»

2

Разминка «Художники», «Попугай», «Покажи дневник маме». Работа со сказкой «О мальчике Сереже, который всего боялся, и потому дрался», «Как ромашки с васильками поссорились».


29-30

Тема «Может ли гнев принести пользу»

2

Разминка «Черная рука – белая рука», «Разозлились - одумались», «Поссорились - помирились». Упражнения «Закончи предложение». Работа со сказкой «О путнике и его беде»


31

Тема «Обида»

1

Разминка «Массаж чувствами», «Пусть всегда будет», «Весеннее настроение». Упражнения «закончи предложение», «Какая у меня обида», «Напрасная обида». Работа со сказкой «Обида»


32-33

Тема «Разные чувства»

2

Разминка «Попугай», «Покажи дневник маме», «Шурум-бурум», «Море волнуется», «Волны». Упражнения «Закончи предложение», «Ожившее чувство», «Рисунок чувств».


34

Тема «Итоговое занятие»

1

Игра-конкурс

Обобщение основных знаний и навыков






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!