СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя экологическая грамотность" для 5-6 классов

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа охватывает все сферы, которые требуют экологичного решения. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя экологическая грамотность" для 5-6 классов»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Донская средняя общеобразовательная школа Зерноградского района

имени генерала армии Лелюшенко Д.Д





Утверждена

приказом от 01.09.2020 №220

Директор МБОУ Донской СОШ

____________ С.А. Гордиенко







Рабочая программа

по внеурочной деятельности детей

«Моя экологическая грамотность» для 5-6 классов

Количество часов 34 часа

Учитель Данильченко Елена Сергеевна


















2020 – 2021 учебный год


Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность» авторы Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный, А.Ю. Либеров, М.: Просвещение, 2018.

На преподавание внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность» в 5 -6 классах в выделено 34 часа, 1 час в неделю.

Программа направлена на развитие у обучающихся мотивации и готовности к повышению своей экологической грамотности.

Выполнение учащимися исследовательских проектов в рамках программ способствует развитию коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий.

Программа построена на основе общенациональных цен­ностей российского общества, таких, как природа, здоровье, гражданственность, экологическая культура, и направлена на развитие мотивации и готовности к повышению своей экологической грамотности;

способности обнаруживать эко­логические проблемы в повседневной жизни;

действовать предусмотрительно; осознанно придерживаться ресурсосбе­регающего поведения, здорового и экологически безопасного образа жизни; вести работу по экологическому просвещению;

ценить природу как источник духовного развития, информа­ции, красоты, здоровья, материального благополучия.

Содержание программы структурировано в виде разделов-модулей:

— Экономное потребление: учусь быть взрослым.

— Экологическая безопасность в природной среде.

— Мой вклад в экологическое просвещение.

— Формула правильного питания.

Основными целями экологического образования являются формирование научного знания:

  • об экологических связях в окружающем мире, их противоречиях; экологиче­ских рисках и способах их контроля;

  • об этических и правовых нормах экологической безопасности;

  • об историческом опыте экологической культуры разных народов;

  • о правилах экологи­чески сообразного здорового образа жизни;

  • об экологической составляющей разных фрагментов культуры человечества.

Деятельностным средством формирования у обучающихся экологической грамотности и основ экологической культуры выступает развитие у них

  • экологического мышления,

  • реф­лексивно-оценочных действий по определению личностного смысла ценностей природы, здоровья, экологической без­опасности;

  • способов экологически ориентированной проект­ной деятельности;

  • готовности к общественной деятельности экологической направленности.

В разнообразных личностно и социально значимых учебно-проектных и социально-практических ситуациях с экологической и здоровьесберегающей тематикой можно применить системно - деятельностный подход.

В программе соблюдается преемственная связь с внеурочной деятельностью начально­го образования.

Формируется личный опыт самоограничения при решении ключевого противоречия экологического сознания этого возраста «хочу — нельзя» и его эмоционально-цен­ностного переживания. Основными источниками содержания выступают экологические образы в традициях и творчестве разных народов, художественной литературе, искусстве, а так­же элементы научного знания.

Формируемые ценно­сти:

природа, здоровье, экологическая культура, экологиче­ски безопасное поведение, гражданское общество, эт­нокультурная и общероссийская идентичность; устойчивое развитие страны; экологическая этика;

здоровье как личная и общественная категория; социальное партнёрство по во­просам улучшения экологического качества окружающей среды и здоровья населения; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни;

экологическая куль­тура; гражданская ответственность за настоящее и будущее своей страны;

эколого-культурные традиции многонацио­нального народа России.

Накапливается опыт проек­тирования экологически безопасной среды жизни; учебного и социального позиционирования в жизненных экологи­ческих ситуациях в качестве гражданина, представителя местного сообщества, потребителя, члена семьи.

Формиру­ется опыт решения противоречий экологического сознания подросткового возраста (индивидуальное — коллективное, мораль — право, наука — традиции бытового поведения). Ведущие источники отбора содержания — наука, технология, экологическое право, экологическая этика, экологическая культура разных социальных групп, отдельных личностей.

Основное педагогическое средство организации работы факультатива: развивающие ситуа­ции учебно-проектного типа.

Программа направлена

  • на развитие познавательных универсальных учебных действий младших подростков: расширение видов источников информации, в которых обучающийся может самостоятельно найти не­обходимую информацию, обработать её, преобразовать и публично представить;

  • освоение экосистемной познаватель­ной модели и её применение для выявления экологических опасностей в узнаваемых жизненных ситуациях;

  • формирование коммуникативных умений работы в малых группах со­трудничества; чувственно-эмоционального опыта общения с природными объектами;

  • регулятивных умений осознанного самоограничения в целях ресурсосбережения; ведения эколого-просветительской деятельности;

  • субъект-субъектного не­прагматического отношения к природе; ценности принципа предосторожности.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

В процессе обучения у обучающихся формируются личностные, метапредметные и предметные универсальные учебные действия.

Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:

Личностные результаты предусматривают умения:

- оценивать значимость для личности эколого – культурного опыта коренных народов своего региона для осознанного выбора экологически безопасного образа жизни;

- позиционировать себя в роли учителя, популяризатора экологически безопасного образа жизни, ресурсосберегающего поведения;

- выражать отношение к случаям экологического вандализма, расточительному потребительскому ресурсопользованию, вредным привычкам;

- демонстрировать личную готовность к непрагматическому отношению к природе; к самоограничению в потреблении материальных благ в целях сохранения экологического качества окружающей среды, здоровья человека, безопасности жизни.

Метапредметными результатами являются умения:

- объяснять смысл экологического мышления как общенаучного метода изучения взаимосвязей живого с окружающей средой;

- представлять экосистемную познавательную модель в виде последовательности аналитических действий;

- рефлексировать личные затруднения при работе с информацией; формулировать индивидуальные учебные задачи по преодолению этих затруднений;

- находит необходимую информацию в библиотеке, Интернете, музее, у представителей старшего поколения, специалистов;

- представлять информацию в кратком виде, без искажения её смысла;

- перессказывать полученную информацию своими словами, публично представлять её;

- различать достоверные объективные знания и субъективные мнения о них;

- называть признаки ложной информации, способы проверки информации на достоверность;

- выполнять проект;

- называть правила работы в группе сотрудничества, участвовать в планировании её действий;

- позиционировать себя в роли учителя, эксперта, консультанта.

Предметными результатами являются представления:

- о научной области экологии, предмете её изучения;

- о принципе предосторожности;

- о способах экологически безопасного образа жизни в местных условиях;

- об историческом опыте экологически грамотного поведения коренных народов своей местности;

- о моделях поведения в условиях экологической опасности: избегание опасности, приспособление к ней, устранение её;

- о способах ресурсосбережения;

- о роли природы в сохранении и укреплении здоровья человека, удовлетворении материальных запросов и духовных потребностей человека;

Содержание рабочей программы соответствует содержанию авторской программы.

Виды учебной деятельности: научно-исследовательская, организационно-коммуникативная, рефлексивно-оценочная, креативная, проектная, ролевая игра, проблемно-ценностное и досуговое общение, социально-творческая и общественно полезная практика, а также трудовая и профильная ори­ентация.

Формы учебной деятельности:

исследовательская работа в библиотеке, Интернете; деятельность редколлегии классной газеты «ЭКООКО», пресс-конференция «Наши по­лезные советы»;

оформление информационного уголка клас­са, проекты-исследования по экономному использованию энергии, предметов, материалов; дискуссии, ролевые ситуационные игры; просветительские проекты.


Тематическое планирование

Содержание работы кружка структурировано в виде четырех разделов-модулей.

Раздел 1. Экономное потребление: учусь быть взрослым (9 часов) направлен на разви­тие ценностей бережного отношения к природным ресурсам в фольклоре, в художественных произведениях, в верованиях разных народов. Необходимость экономии природных ресурсов, рационального природопользования, чувства меры в повседневном потреблении для здоровья окружающей среды, здоровья человека и его долголетия. В области ресурсосбережения, бережного расходования пресной воды, изделий из дерева и др.

Раздел 2. Экологическая безопасность в природной среде (10 часов) направлен на формирование экологической безопасности человека в условиях местной природы, на формирование своего отношения к красоте природы, как к источнику творческого вдохновения, эмоционального благополучия, духовного самосовершенствования, возможности духовного общения с природой у разных народов. Аргументировать суждения о роли природы в сохранении и укреплении психологического и нравственного здоровья человека.

Раздел 3. Мой вклад в экологическое просвещение (6 часов) направлен на развитие регулятивного умения осо­знанного самоограничения цели просветительской работы и ее формы, экологического грамотного поведения. Участие в просветительских акциях: публичные выступления; уроки для школьников, родителей; выпуск газеты, изготовление плакатов, листовок, коллективное обсуждение кинофильмов.

Раздел 4. Формула правильного питания (9 часов) направлен на формирование грамотного правильного питания, умению обосновывать и аргументировать свой выбор полезные и вредные для здоровья человека продуктов питания. Участие в просветительских акциях, публично представлять результаты своих исследований.

Цели и результаты факультатива в 5-6 клас­сах формулируются на личностном, метапредметном и пред­метном уровне в соответствии со стратегическими целями школьного образования в области экологии и здоровья.

Требования к уровню подготовки обучающихся 5-6 классов процессе реализации программы внеурочной деятельности

В ходе реализация программы внеурочной деятельности по социальному направлению «Моя экологоческая грамотность» обучающиеся 5- 6 классах

Изучат:

- научную область экологии, предмете её изучения;

- принцип предосторожности;

- способы экологически безопасного образа жизни в местных условиях;

- исторические опыты экологически грамотного поведения коренных народов своей местности;

- модели поведения в условиях экологической опасности: избегание опасности, приспособление к ней, устранение её;

- способы ресурсосбережения;

- роль природы в сохранении и укреплении здоровья человека, удовлетворении материальных запросов и духовных потребностей человека;

Научатся:

- давать определение понятиям «экологический риск», «экологическая безопасность»;

- применять экосистемную познавательную модель для обнаружения экологической опасности в реальной жизненной ситуации;

- устанавливать причинно – следственные связи между ограниченностью природных ресурсов на планете и потребностями расточительного потребительства;

- называть источники информации, из которых можно узнать об экологических опасностях в своей местности, формы оповещения о ней;

- приводить примеры экологически сообразного образа жизни и нерасточительного природопользования в местных условиях.

Цели школьного экологического здоровьесберегающего образования определяются приоритетными общенациональными задачами обеспечения экологического качества окружающей среды;

здоровья и экологической без­опасности граждан страны;

международными рекомендация­ми в области образования в интересах устойчивого развития как генеральной гуманитарной стратегии XXI в., направлен­ной на выживание человечества и предотвращение глобаль­ной экологической катастрофы.

На этапе основной школы решается задача формирования экологически образованной личности с экологическим сти­лем мышления, осознающей ответственность за личный вклад в экологическую безопасность страны, со сформированной гражданской и нравственной позицией, готовностью к соци­альному партнёрству, законопослушанию;

исследовательским, коммуникативным и практическим действиям по сохранению и улучшению качества окружающей среды, здоровья людей, без­опасности жизни в интересах устойчивого развития общества.

Раздел

Кол-во часов

Экономное потребление: учусь быть взрослым

9

Экологическая безопасность в природной среде

10

Мой вклад в экологическое просвещение

6

Формула правильного питания

9

ИТОГО:

34






Календарно-тематическое планирование

«Моя экологическая грамотность» 5-6 классы.


п/п

Наименование раздела и темы

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

План.

Факт.

Раздел 1. Экономное потребление: учусь быть взрослым (9ч)


1 – я четверть

1

Ценность бережного отношения к природным ресурсам в фольклоре.

Приводить примеры (из фольклора, художественных произведений, религиозных текстов) нерасточительного отношения к природным ресурсам. Своими словами пересказывать смысл рекомендаций Хартии Земли по бережному отношению к природе.

Объяснять необходимость экономии природных ресурсов, рационального природопользования, чувства меры в повседневном потреблении для здоровья окружающей среды, здоровья человека и его долголетия.

Выполнять проект в области ресурсосбережения, бережного расходования пресной воды, изделий из дерева и др.

Обосновывать роль ресурсосбережения для безопасности государства, развития экономики, роста благосостояния населения, его здоровья.

Высказывать свое мнение по вопросам самоограничения при потреблении материальных благ в целях сохранения качества окружающей среды.

Представлять результаты проектов в классной газете.

01.09.20


2

Ценность бережного отношения к природным ресурсам в художественных произведениях.

08.09.20


3

Ценность бережного отношения к природным ресурсам в верованиях разных народов.

15.09.20


4

Ограниченность природных ресурсов на планете.

22.09.20


5

Энергосбережение.

29.09.20


6

Экономное использование изделий из дерева.

6.10.20


7

Бережное расходование пресной воды.

13.10.20


8

Готовность к самоограничению в целях сохранения качества окружающей среды.

20.10.20


9

Международная Хартия Земли.

03.10.20


Раздел 2. Экологическая безопасность в природной среде (10 ч)

10

Экологическая безопасность человека в условиях местной природы.

Доказывать, что природные ресурсы являются источником удовлетворения не только материальных, но и духовных потребностей человека.

Выражать свое отношение к красоте природы, как к источнику творческого вдохновения, эмоционального благополучия, духовного самосовершенствования.

Описывать возможности духовного общения с природой у разных народов.

Высказывать аргументированные суждения о роли природы в сохранении и укреплении психологического и нравственного здоровья человека.

Составлять инструкцию по экологически грамотному поведению в природной среде, учитывающему местные экологические риски (кровососущие насекомые, ядовитые змеи, состояние питьевых источников).

Обосновывать целесообразность такого поведения с точки зрения экологической безопасности личности и сохранения экологической безопасности личности и сохранения экологического качества природной среды.

10.11.20


11

Роль природы в сохранении и укреплении здоровья человека.

17.11.20


12

Природные ресурсы как источник удовлетворения материальных запросов человека.

24.11.20


13

Природа и духовные потребности человека.

01.12.20


14

Чувственно - эмоциональное общение человека с природой.

08.12.20


15

Культурные традиции духовного общения с природой у разных народов.

15.12.20


16

Чувство единения с природой.

22.12.20


17

Фотоокно в природу.

12.01.21


18

Ценность эстетической привлекательности природной среды.

19.01.21


19

Отсутствие следов пребывания человека в природе как показатель его культуры.

26.01.21


Раздел 3. Мой вклад в экологическое просвещение (6 ч)

20

Экологическое просвещение и его формы.

Называть цели просветительской работы и ее формы.

Формулировать правила экологически грамотного поведения в школе, дома, в городской, сельской местности, природной среде.

Описывать личный опыт экологически грамотного поведения.

Участвовать в просветительских акциях (публичные выступления; уроки для школьников, родителей; выпуск газеты, изготовление плакатов, листовок, коллективное обсуждение кинофильмов).

02.02.21


21

Правила экологически грамотного поведения.

09.02.21


22

Изготовление плакатов по теме «Я и экология!»

16.02.21


23

Экологическая без­опасность. Модели поведения: избега­ние экологической опасности, приспо­собление к ней или её устранение

02.03.21


24

Отношение к вредным привычкам, расточительному природопользованию, случаям экологического вандализма

09.03.21


25

Надёжные способы снижения экологического риска при экологически опасном качестве питье­вой воды, воздуха, питания

16.03.21


Раздел 4. Формула правильного питания (9 ч.)

26

Продукты разные нужны, блюда разные важны.

Называть полезные и вредные для здоровья человека продукты, обосновывать и аргументировать свой выбор.

Доказывать, что вид и качество пищи напрямую связаны с состоянием здоровья человека.

Составлять грамотное меню, с учетом возраста и состояния здоровья человека.

Описывать личный опыт правильного питания.

Приводить примеры полезных кулинарных традиций народов разных стран и разных культур.

Выполнить проект «Необычное кулинарное путешествие».

Участвовать в просветительских акциях, публично представлять результаты своих исследований.

30.03.21


27

Режим питания.

6.04.21


28

Энергия пищи.

13.04.21


29

Где и как мы едим.

20.04.21


30

Ты – покупатель.

27.04.21


31

Кухни разных народов.

04.05.21


32

Кулинарная история.

11.05.21


33

Как питались на Руси и в России.





18.05.21


34

Необычное кулинарное путешествие. Подведение итогов.

25.05.21



ИТОГО:



34 ч



























ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И

МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ


  1. Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность», 5-6 классы, авторы Е. Н. Дзятковская, А. Н. Захлебный, А. Ю. Либеров. - М.: Просвещение, 2018 г. (Работаем по новым стандартам).

  2. Ашихмина Т. Я. Школьный экологический мониторинг.- М.: Агар,2015.

  3. Гагарин А. В. Воспитание природой. Некоторые аспекты гуманизации экологического образования и воспитания. – М.: Московский городской психолого-педагогический институт,2018.

  4. Гринин А. С. Экологическая безопасность. Защита территории и населения при чрезвычайных ситуациях.- М.: ФАИР – ПРЕСС, 2010.

  5. Дзятковская Е. Н. Экологическая безопасность в школе и дома.- М.: Образование и экология, 2009.

  6. Захлебный А. Н. На экологической тропе. – М.:Педагогика,2016.

  7. Маглыш С. С. Экологическое воспитание школьников во внеклассной работе.- М.: ТетраСистемс, 2009.

  8. Пономарёва О. Н. Народные традиции в экологическом образовании.- М.: Скрипторий, 2014.

  9. Ревель П. Среда нашего обитания.- М.: Мир,2016

.

Для учащихся

  1. Дзятковская Е. Н. Учусь общаться: рабочая тетрадь для 5—76кл. / Е. Н. Дзятковская. — М.: Образование и экология, 2009.

  2. Лихачёв Д. С. Письма о добром и прекрасном. Беседы прошлых лет / Д. С. Лихачёв. — М.: Прогресс, 1997.

  3. Селевко Г. К. Научи себя учиться / Г. К. Селевко. — М.: Народное образование: НИИ школьных технологий, 2009. - Ч. 4, 9, 10, 17, 19, 20.

  4. Селевко Г. К. Утверждай себя / Г. К. Селевко. — М.: На­родное образование: НИИ школьных технологий, 2006. — Ч. 5-7, 9, 11, 13, 14.

  5. Селевко Г. К. Управляй собой / Г. К.. Селевко. — М.: Народ­ное образование: НИИ школьных технологий, 2006. — Ч. 6—14.

  6. Трешневиков А. Н. Экологический букварь: для сред, и ст. кл. — М.: ЭКОС-информ, 1995.

Психология: учеб. пособие: 6 кл. / под ред. И. В. Дубро­виной. — М.: Изд-во МПСИ, 2007.

  1. Хартия Земли — http://earthcharter.ru

Экологические афоризмы, пословицы, поговорки: справочное пособие / сост. Н. Ф. Церцек. — М.: Либирея-Бибинформ, 2007.

  1. Экологический атлас для школьников / под ред. А. Т. Зве­рева. - М.: АСТ-Пресс, 2001.


Учебное оборудование

- компьютер

- проектор

- экран

- видеофильмы

- изобразительные инструменты и материалы








Согласовано

Протокол заседания методического совета

МБОУ Донской СОШ имени генерала армии

Лелюшенко Д.Д.

28.08.2020 №1

Руководитель методсовета

_____________ И.А. Тарасенко

Согласовано

Заместитель директора по УВР


________________И.А.Тарасенко

28.08.2020
















10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Посмотрите вебинар для учителей к началу учебного года

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!