Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Донская средняя общеобразовательная школа Зерноградского района
имени генерала армии Лелюшенко Д.Д
Утверждена
приказом от 01.09.2020 №220
Директор МБОУ Донской СОШ
____________ С.А. Гордиенко
Рабочая программа
по внеурочной деятельности детей
«Моя экологическая грамотность» для 5-6 классов
Количество часов 34 часа
Учитель Данильченко Елена Сергеевна
2020 – 2021 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность» авторы Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный, А.Ю. Либеров, М.: Просвещение, 2018.
На преподавание внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность» в 5 -6 классах в выделено 34 часа, 1 час в неделю.
Программа направлена на развитие у обучающихся мотивации и готовности к повышению своей экологической грамотности.
Выполнение учащимися исследовательских проектов в рамках программ способствует развитию коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий.
Программа построена на основе общенациональных ценностей российского общества, таких, как природа, здоровье, гражданственность, экологическая культура, и направлена на развитие мотивации и готовности к повышению своей экологической грамотности;
способности обнаруживать экологические проблемы в повседневной жизни;
действовать предусмотрительно; осознанно придерживаться ресурсосберегающего поведения, здорового и экологически безопасного образа жизни; вести работу по экологическому просвещению;
ценить природу как источник духовного развития, информации, красоты, здоровья, материального благополучия.
Содержание программы структурировано в виде разделов-модулей:
— Экономное потребление: учусь быть взрослым.
— Экологическая безопасность в природной среде.
— Мой вклад в экологическое просвещение.
— Формула правильного питания.
Основными целями экологического образования являются формирование научного знания:
об экологических связях в окружающем мире, их противоречиях; экологических рисках и способах их контроля;
об этических и правовых нормах экологической безопасности;
об историческом опыте экологической культуры разных народов;
о правилах экологически сообразного здорового образа жизни;
об экологической составляющей разных фрагментов культуры человечества.
Деятельностным средством формирования у обучающихся экологической грамотности и основ экологической культуры выступает развитие у них
экологического мышления,
рефлексивно-оценочных действий по определению личностного смысла ценностей природы, здоровья, экологической безопасности;
способов экологически ориентированной проектной деятельности;
готовности к общественной деятельности экологической направленности.
В разнообразных личностно и социально значимых учебно-проектных и социально-практических ситуациях с экологической и здоровьесберегающей тематикой можно применить системно - деятельностный подход.
В программе соблюдается преемственная связь с внеурочной деятельностью начального образования.
Формируется личный опыт самоограничения при решении ключевого противоречия экологического сознания этого возраста «хочу — нельзя» и его эмоционально-ценностного переживания. Основными источниками содержания выступают экологические образы в традициях и творчестве разных народов, художественной литературе, искусстве, а также элементы научного знания.
Формируемые ценности:
природа, здоровье, экологическая культура, экологически безопасное поведение, гражданское общество, этнокультурная и общероссийская идентичность; устойчивое развитие страны; экологическая этика;
здоровье как личная и общественная категория; социальное партнёрство по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды и здоровья населения; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни;
экологическая культура; гражданская ответственность за настоящее и будущее своей страны;
эколого-культурные традиции многонационального народа России.
Накапливается опыт проектирования экологически безопасной среды жизни; учебного и социального позиционирования в жизненных экологических ситуациях в качестве гражданина, представителя местного сообщества, потребителя, члена семьи.
Формируется опыт решения противоречий экологического сознания подросткового возраста (индивидуальное — коллективное, мораль — право, наука — традиции бытового поведения). Ведущие источники отбора содержания — наука, технология, экологическое право, экологическая этика, экологическая культура разных социальных групп, отдельных личностей.
Основное педагогическое средство организации работы факультатива: развивающие ситуации учебно-проектного типа.
Программа направлена
на развитие познавательных универсальных учебных действий младших подростков: расширение видов источников информации, в которых обучающийся может самостоятельно найти необходимую информацию, обработать её, преобразовать и публично представить;
освоение экосистемной познавательной модели и её применение для выявления экологических опасностей в узнаваемых жизненных ситуациях;
формирование коммуникативных умений работы в малых группах сотрудничества; чувственно-эмоционального опыта общения с природными объектами;
регулятивных умений осознанного самоограничения в целях ресурсосбережения; ведения эколого-просветительской деятельности;
субъект-субъектного непрагматического отношения к природе; ценности принципа предосторожности.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
В процессе обучения у обучающихся формируются личностные, метапредметные и предметные универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
Личностные результаты предусматривают умения:
- оценивать значимость для личности эколого – культурного опыта коренных народов своего региона для осознанного выбора экологически безопасного образа жизни;
- позиционировать себя в роли учителя, популяризатора экологически безопасного образа жизни, ресурсосберегающего поведения;
- выражать отношение к случаям экологического вандализма, расточительному потребительскому ресурсопользованию, вредным привычкам;
- демонстрировать личную готовность к непрагматическому отношению к природе; к самоограничению в потреблении материальных благ в целях сохранения экологического качества окружающей среды, здоровья человека, безопасности жизни.
Метапредметными результатами являются умения:
- объяснять смысл экологического мышления как общенаучного метода изучения взаимосвязей живого с окружающей средой;
- представлять экосистемную познавательную модель в виде последовательности аналитических действий;
- рефлексировать личные затруднения при работе с информацией; формулировать индивидуальные учебные задачи по преодолению этих затруднений;
- находит необходимую информацию в библиотеке, Интернете, музее, у представителей старшего поколения, специалистов;
- представлять информацию в кратком виде, без искажения её смысла;
- перессказывать полученную информацию своими словами, публично представлять её;
- различать достоверные объективные знания и субъективные мнения о них;
- называть признаки ложной информации, способы проверки информации на достоверность;
- выполнять проект;
- называть правила работы в группе сотрудничества, участвовать в планировании её действий;
- позиционировать себя в роли учителя, эксперта, консультанта.
Предметными результатами являются представления:
- о научной области экологии, предмете её изучения;
- о принципе предосторожности;
- о способах экологически безопасного образа жизни в местных условиях;
- об историческом опыте экологически грамотного поведения коренных народов своей местности;
- о моделях поведения в условиях экологической опасности: избегание опасности, приспособление к ней, устранение её;
- о способах ресурсосбережения;
- о роли природы в сохранении и укреплении здоровья человека, удовлетворении материальных запросов и духовных потребностей человека;
Содержание рабочей программы соответствует содержанию авторской программы.
Виды учебной деятельности: научно-исследовательская, организационно-коммуникативная, рефлексивно-оценочная, креативная, проектная, ролевая игра, проблемно-ценностное и досуговое общение, социально-творческая и общественно полезная практика, а также трудовая и профильная ориентация.
Формы учебной деятельности:
исследовательская работа в библиотеке, Интернете; деятельность редколлегии классной газеты «ЭКООКО», пресс-конференция «Наши полезные советы»;
оформление информационного уголка класса, проекты-исследования по экономному использованию энергии, предметов, материалов; дискуссии, ролевые ситуационные игры; просветительские проекты.
Тематическое планирование
Содержание работы кружка структурировано в виде четырех разделов-модулей.
Раздел 1. Экономное потребление: учусь быть взрослым (9 часов) направлен на развитие ценностей бережного отношения к природным ресурсам в фольклоре, в художественных произведениях, в верованиях разных народов. Необходимость экономии природных ресурсов, рационального природопользования, чувства меры в повседневном потреблении для здоровья окружающей среды, здоровья человека и его долголетия. В области ресурсосбережения, бережного расходования пресной воды, изделий из дерева и др.
Раздел 2. Экологическая безопасность в природной среде (10 часов) направлен на формирование экологической безопасности человека в условиях местной природы, на формирование своего отношения к красоте природы, как к источнику творческого вдохновения, эмоционального благополучия, духовного самосовершенствования, возможности духовного общения с природой у разных народов. Аргументировать суждения о роли природы в сохранении и укреплении психологического и нравственного здоровья человека.
Раздел 3. Мой вклад в экологическое просвещение (6 часов) направлен на развитие регулятивного умения осознанного самоограничения цели просветительской работы и ее формы, экологического грамотного поведения. Участие в просветительских акциях: публичные выступления; уроки для школьников, родителей; выпуск газеты, изготовление плакатов, листовок, коллективное обсуждение кинофильмов.
Раздел 4. Формула правильного питания (9 часов) направлен на формирование грамотного правильного питания, умению обосновывать и аргументировать свой выбор полезные и вредные для здоровья человека продуктов питания. Участие в просветительских акциях, публично представлять результаты своих исследований.
Цели и результаты факультатива в 5-6 классах формулируются на личностном, метапредметном и предметном уровне в соответствии со стратегическими целями школьного образования в области экологии и здоровья.
Требования к уровню подготовки обучающихся 5-6 классов процессе реализации программы внеурочной деятельности
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по социальному направлению «Моя экологоческая грамотность» обучающиеся 5- 6 классах
Изучат:
- научную область экологии, предмете её изучения;
- принцип предосторожности;
- способы экологически безопасного образа жизни в местных условиях;
- исторические опыты экологически грамотного поведения коренных народов своей местности;
- модели поведения в условиях экологической опасности: избегание опасности, приспособление к ней, устранение её;
- способы ресурсосбережения;
- роль природы в сохранении и укреплении здоровья человека, удовлетворении материальных запросов и духовных потребностей человека;
Научатся:
- давать определение понятиям «экологический риск», «экологическая безопасность»;
- применять экосистемную познавательную модель для обнаружения экологической опасности в реальной жизненной ситуации;
- устанавливать причинно – следственные связи между ограниченностью природных ресурсов на планете и потребностями расточительного потребительства;
- называть источники информации, из которых можно узнать об экологических опасностях в своей местности, формы оповещения о ней;
- приводить примеры экологически сообразного образа жизни и нерасточительного природопользования в местных условиях.
Цели школьного экологического здоровьесберегающего образования определяются приоритетными общенациональными задачами обеспечения экологического качества окружающей среды;
здоровья и экологической безопасности граждан страны;
международными рекомендациями в области образования в интересах устойчивого развития как генеральной гуманитарной стратегии XXI в., направленной на выживание человечества и предотвращение глобальной экологической катастрофы.
На этапе основной школы решается задача формирования экологически образованной личности с экологическим стилем мышления, осознающей ответственность за личный вклад в экологическую безопасность страны, со сформированной гражданской и нравственной позицией, готовностью к социальному партнёрству, законопослушанию;
исследовательским, коммуникативным и практическим действиям по сохранению и улучшению качества окружающей среды, здоровья людей, безопасности жизни в интересах устойчивого развития общества.
Раздел | Кол-во часов |
Экономное потребление: учусь быть взрослым | 9 |
Экологическая безопасность в природной среде | 10 |
Мой вклад в экологическое просвещение | 6 |
Формула правильного питания | 9 |
ИТОГО: | 34 |
| |
Календарно-тематическое планирование
«Моя экологическая грамотность» 5-6 классы.
№ п/п | Наименование раздела и темы | Характеристика основных видов деятельности обучающихся | План. | Факт. |
Раздел 1. Экономное потребление: учусь быть взрослым (9ч) |
1 – я четверть |
1 | Ценность бережного отношения к природным ресурсам в фольклоре. | Приводить примеры (из фольклора, художественных произведений, религиозных текстов) нерасточительного отношения к природным ресурсам. Своими словами пересказывать смысл рекомендаций Хартии Земли по бережному отношению к природе. Объяснять необходимость экономии природных ресурсов, рационального природопользования, чувства меры в повседневном потреблении для здоровья окружающей среды, здоровья человека и его долголетия. Выполнять проект в области ресурсосбережения, бережного расходования пресной воды, изделий из дерева и др. Обосновывать роль ресурсосбережения для безопасности государства, развития экономики, роста благосостояния населения, его здоровья. Высказывать свое мнение по вопросам самоограничения при потреблении материальных благ в целях сохранения качества окружающей среды. Представлять результаты проектов в классной газете. | 01.09.20 | |
2 | Ценность бережного отношения к природным ресурсам в художественных произведениях. | 08.09.20 | |
3 | Ценность бережного отношения к природным ресурсам в верованиях разных народов. | 15.09.20 | |
4 | Ограниченность природных ресурсов на планете. | 22.09.20 | |
5 | Энергосбережение. | 29.09.20 | |
6 | Экономное использование изделий из дерева. | 6.10.20 | |
7 | Бережное расходование пресной воды. | 13.10.20 | |
8 | Готовность к самоограничению в целях сохранения качества окружающей среды. | 20.10.20 | |
9 | Международная Хартия Земли. | 03.10.20 | |
Раздел 2. Экологическая безопасность в природной среде (10 ч) |
10 | Экологическая безопасность человека в условиях местной природы. | Доказывать, что природные ресурсы являются источником удовлетворения не только материальных, но и духовных потребностей человека. Выражать свое отношение к красоте природы, как к источнику творческого вдохновения, эмоционального благополучия, духовного самосовершенствования. Описывать возможности духовного общения с природой у разных народов. Высказывать аргументированные суждения о роли природы в сохранении и укреплении психологического и нравственного здоровья человека. Составлять инструкцию по экологически грамотному поведению в природной среде, учитывающему местные экологические риски (кровососущие насекомые, ядовитые змеи, состояние питьевых источников). Обосновывать целесообразность такого поведения с точки зрения экологической безопасности личности и сохранения экологической безопасности личности и сохранения экологического качества природной среды. | 10.11.20 | |
11 | Роль природы в сохранении и укреплении здоровья человека. | 17.11.20 | |
12 | Природные ресурсы как источник удовлетворения материальных запросов человека. | 24.11.20 | |
13 | Природа и духовные потребности человека. | 01.12.20 | |
14 | Чувственно - эмоциональное общение человека с природой. | 08.12.20 | |
15 | Культурные традиции духовного общения с природой у разных народов. | 15.12.20 | |
16 | Чувство единения с природой. | 22.12.20 | |
17 | Фотоокно в природу. | 12.01.21 | |
18 | Ценность эстетической привлекательности природной среды. | 19.01.21 | |
19 | Отсутствие следов пребывания человека в природе как показатель его культуры. | 26.01.21 | |
Раздел 3. Мой вклад в экологическое просвещение (6 ч) |
20 | Экологическое просвещение и его формы. | Называть цели просветительской работы и ее формы. Формулировать правила экологически грамотного поведения в школе, дома, в городской, сельской местности, природной среде. Описывать личный опыт экологически грамотного поведения. Участвовать в просветительских акциях (публичные выступления; уроки для школьников, родителей; выпуск газеты, изготовление плакатов, листовок, коллективное обсуждение кинофильмов). | 02.02.21 | |
21 | Правила экологически грамотного поведения. | 09.02.21 | |
22 | Изготовление плакатов по теме «Я и экология!» | 16.02.21 | |
23 | Экологическая безопасность. Модели поведения: избегание экологической опасности, приспособление к ней или её устранение | 02.03.21 | |
24 | Отношение к вредным привычкам, расточительному природопользованию, случаям экологического вандализма | 09.03.21 | |
25 | Надёжные способы снижения экологического риска при экологически опасном качестве питьевой воды, воздуха, питания | 16.03.21 | |
Раздел 4. Формула правильного питания (9 ч.) |
26 | Продукты разные нужны, блюда разные важны. | Называть полезные и вредные для здоровья человека продукты, обосновывать и аргументировать свой выбор. Доказывать, что вид и качество пищи напрямую связаны с состоянием здоровья человека. Составлять грамотное меню, с учетом возраста и состояния здоровья человека. Описывать личный опыт правильного питания. Приводить примеры полезных кулинарных традиций народов разных стран и разных культур. Выполнить проект «Необычное кулинарное путешествие». Участвовать в просветительских акциях, публично представлять результаты своих исследований. | 30.03.21 | |
27 | Режим питания. | 6.04.21 | |
28 | Энергия пищи. | 13.04.21 | |
29 | Где и как мы едим. | 20.04.21 | |
30 | Ты – покупатель. | 27.04.21 | |
31 | Кухни разных народов. | 04.05.21 | |
32 | Кулинарная история. | 11.05.21 | |
33 | Как питались на Руси и в России. | 18.05.21 | |
34 | Необычное кулинарное путешествие. Подведение итогов. | 25.05.21 | |
| ИТОГО: | | 34 ч | |
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И
МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность», 5-6 классы, авторы Е. Н. Дзятковская, А. Н. Захлебный, А. Ю. Либеров. - М.: Просвещение, 2018 г. (Работаем по новым стандартам).
Ашихмина Т. Я. Школьный экологический мониторинг.- М.: Агар,2015.
Гагарин А. В. Воспитание природой. Некоторые аспекты гуманизации экологического образования и воспитания. – М.: Московский городской психолого-педагогический институт,2018.
Гринин А. С. Экологическая безопасность. Защита территории и населения при чрезвычайных ситуациях.- М.: ФАИР – ПРЕСС, 2010.
Дзятковская Е. Н. Экологическая безопасность в школе и дома.- М.: Образование и экология, 2009.
Захлебный А. Н. На экологической тропе. – М.:Педагогика,2016.
Маглыш С. С. Экологическое воспитание школьников во внеклассной работе.- М.: ТетраСистемс, 2009.
Пономарёва О. Н. Народные традиции в экологическом образовании.- М.: Скрипторий, 2014.
Ревель П. Среда нашего обитания.- М.: Мир,2016
.
Для учащихся
Дзятковская Е. Н. Учусь общаться: рабочая тетрадь для 5—76кл. / Е. Н. Дзятковская. — М.: Образование и экология, 2009.
Лихачёв Д. С. Письма о добром и прекрасном. Беседы прошлых лет / Д. С. Лихачёв. — М.: Прогресс, 1997.
Селевко Г. К. Научи себя учиться / Г. К. Селевко. — М.: Народное образование: НИИ школьных технологий, 2009. - Ч. 4, 9, 10, 17, 19, 20.
Селевко Г. К. Утверждай себя / Г. К. Селевко. — М.: Народное образование: НИИ школьных технологий, 2006. — Ч. 5-7, 9, 11, 13, 14.
Селевко Г. К. Управляй собой / Г. К.. Селевко. — М.: Народное образование: НИИ школьных технологий, 2006. — Ч. 6—14.
Трешневиков А. Н. Экологический букварь: для сред, и ст. кл. — М.: ЭКОС-информ, 1995.
Психология: учеб. пособие: 6 кл. / под ред. И. В. Дубровиной. — М.: Изд-во МПСИ, 2007.
Хартия Земли — http://earthcharter.ru
Экологические афоризмы, пословицы, поговорки: справочное пособие / сост. Н. Ф. Церцек. — М.: Либирея-Бибинформ, 2007.
Экологический атлас для школьников / под ред. А. Т. Зверева. - М.: АСТ-Пресс, 2001.
Учебное оборудование
- компьютер
- проектор
- экран
- видеофильмы
- изобразительные инструменты и материалы
Согласовано Протокол заседания методического совета МБОУ Донской СОШ имени генерала армии Лелюшенко Д.Д. 28.08.2020 №1 Руководитель методсовета _____________ И.А. Тарасенко | Согласовано Заместитель директора по УВР ________________И.А.Тарасенко 28.08.2020 |
10