Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Рамонский лицей» имени Е.М. Ольденбургской
Рамонского муниципального района
Воронежской области
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
На заседании МО Руководитель Приказ «___» от
Протокол №___ от методического совета «___»________2018 г «__» _________2018г «___»____________2018г
Руководитель _________И.В. Кувшинкина
___________И.А. Радченко
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Природа родного края »
2 класс, возраст обучающихся7-8 лет
2018-2019 учебный год
Разработчик программы:
Слободянюк Наталья Александровна
учитель начальных классов, высшая квалификационная категория
р.п. Рамонь
2018
Пояснительная записка
Рабочая программа предназначена для 2 класса.
Количество часов в год – 35.
Количество часов в неделю -1.
Программа по внеурочной деятельности «Мир природы» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Теоретические основы программы - исследования возрастной психологии, экологической педагогики и психологии С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин, идеи экологической этики В. Е. Борейко и концепция личностно ориентированного образования В. В. Сериков .
Организация процесса обучения регламентирована следующими нормативными документами:
Конституция Российской Федерации (ст. 43, 44).
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ;
- от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- от 26.11.2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373;
- от 31.03.14 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (в редакции приказов Минобрнауки России от 08.06.2015г. № 576, от 26.01.2016г. № 38);
- от 09.06.2016 г. № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- от 29.12.2010 г. №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- от 24.11.2015 г. N 81 «О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»;
Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования от 25.05. 2015 г. №08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в общеобразовательных организациях;
Примерная основная образовательная программа начального общего образования; примерные программы отдельных учебных предметов;
Программа «Земля – наш дом», имеет эколого-биологическую направленность. Представленная целостная программа разработана для учащихся начальной школы, состоит из четырех частей, органически связанных друг с другом, рассчитана на 268 часов. Содержание программы выстроено в рамках единой логики:
1-й год обучения - «Знакомые незнакомцы» (33 часа):
2-й год обучен и я – «Экология моего дома» (34 часа)
3-й год обучения – «Неживое в природе. Жизнь растений и грибов» (34 часа)
4-й год обучения - «Познавательная экология» (34 часа).
Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Программа составлена в соответствии с образовательным компонентом «Окружающий мир» для начальной школы, утвержденным Министерством образования
Основные принципы содержания программы:
принцип единства сознания и деятельности;
принцип наглядности;
принцип личностной ориентации;
принцип системности и целостности;
принцип экологического гуманизма;
принцип краеведческий;
принцип практической направленности.
Курс включает и раскрывает основные содержательные линии:
Земля - единая экосистема.
Человек – существо, биосоциальное часть экологической системы.
Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы проявления.
Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.
В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, звеньевая, кружковая.
Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток. Результативность и целесообразность работы по программе «Юный эколог» выявляется с помощью комплекса диагностических методик. В конце каждого года обучения проводятся тестирование и анкетирование учащихся, анкетирование педагогов и родителей; в течение учебного года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей. Формами подведения итогов и результатов реализации программы выступают ежегодные Недели экологии, традиционные экологические праздники: ярмарка «Золотая осень», «День птиц», «День Земли» и др.
Метапредметные УУД
Показатели в личностной сфере ребенка:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
-осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Учащиеся должны знать:
-наиболее типичных представителей животного мира России, Воронежского края;
-какую пользу приносят представители животного мира;
-некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;
- планета Земля - наш большой дом;
- Солнце - источник жизни на Земле;
- неживое и живое в природе;
-основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);
- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
- самоценность любого организма;
- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);
- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);
-организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и не которые меры борьбы с ними;
- человек существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;
-условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни чело века и природы;
- различия съедобных и несъедобных грибов;
- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
-способы сохранения окружающей природы;
-что такое наблюдение и опыт;
-экология - наука об общем доме;
-экологически сообразные правила поведения в природе.
Учащиеся должны уметь:
- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;
-ухаживать за домашними животными и птицами;
-выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
-применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
-ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
-составлять экологические модели, трофические цепи;
-доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
-заботиться о здоровом образе жизни;
-заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
-предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
-осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
-наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
-оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
-ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;
2. Содержание учебного курса
№ п/п | Название темы | Количество часов | Основное содержание темы, термины и понятия. | Формы организации учебных занятий | Основные виды учебной деятельности |
-
| Условия жизни животных | 12ч | Многообразие живых организмов. Мир животных и его значение в природе и жизни человека. Разнообразие животных: размеры, продолжительность жизни. Среды обитания и условия жизни животных. Пища животных и способы добывания пищи. Жилища животных. | Практическая работа; коллективное обсуждение; индивидуальная работа; экскурсия, викторина. | Простейшая классификация экологических связей: связи между неживой и живой природой; связи внутри живой природы. |
-
| Животный мир суши
| 9ч | Наша планета Земля – дом для огромного числа животных. Природные зоны. Животные природно-климатических зон Земли: тундры, лесов Московской области, степей, пустынь, тропических лесов и горных областей. | самостоятельная работа; практическая работа; коллективное обсуждение; индивидуальная работа; | Конкурс рисунков «Калейдоскоп изученных животных». Подготовка и выступление с сообщением на тему: «Это мое любимое животное суши».
|
-
| Животный мир морей и рек
| 7ч | Многообразие животных Мирового океана: поверхности и толщи воды, донные животные. Разнообразие животных Мирового океана. Животные пресных водоемов: прудов, рек и озер. | самостоятельная работа; коллективное обсуждение; индивидуальная работа; Оформление альбома «Животный мир морей и рек». КВН: «Знатоки животных морей и рек». | Познавательная деятельность. Проблемно ценностное общение. Исследование.
|
4. | Животный мир почвы | 2ч | . Почва – среда обитания многих видов животных. Мелкие животные, обитающие в почве. Животные землерои и их подземные ходы.
| Рассматривание животных почвы с использованием коллекции по зоологии» | Познавательная деятельность. Проблемно ценностное общение. Исследование.
|
5. | Охрана животных Красная книга животных. Как охраняют животных в нашей стране. Заповедные территории. Влияние хозяйственной деятельности человека на животный мир. Конкурс рисунков «Животное Красной книги Московской области». Итоговая игра «А, знаешь ли ты животных?» | 5 | Красная книга животных. Как охраняют животных в нашей стране. Заповедные территории. Влияние хозяйственной деятельности человека на животный мир | Конкурс рисунков «Животное Красной книги Воронежской области». Итоговая игра «А, знаешь ли ты животных?» | Познавательная деятельность. Проблемно ценностное общение. Исследование.
|
3.Тематическое планирование.
№ п\п | Тема | Примерные сроки изучения | Фактическая дата проведения | Примечание |
I. Условия жизни животных – 11 часов |
1. | Начало осени – замечательная пора. | 03-07.09.2018 | | |
2. | Осенние прогулки | 10-14.09.2018 | | |
3. | Загадки об осени | 17-21.09.2018 | | |
4. | В царстве растений. | 24-28.09.2018 | | |
5. | Чем богаты воронежские леса? | 01-05.10.2018 | | |
6. | В царстве животных. | 08-12.10.2018 | | |
7. | Перелётные и зимующие птицы. | 15-19.10.2018 | | |
8. | В царстве рыб. | 22-26.10.2018 | | |
9. | Народные приметы осени. | 05-09.11.2018 | | |
10. | Кто и как готовится к зиме. | 12-16.11.2018 | | |
11. | Происхождение названий месяцев. | 19-23.11.2018 | | |
12. | Народный зимний календарь. | 26-30.11.2018 | | |
13. | Экскурсия. «Зима – время отдыха природы» | 03-07.12.2018 | | |
14. | Зимние праздники. | 10-14.12.2018 | | |
15. | Январь – году начало, зиме – середина. | 17-21.12.2018 | | |
16. | Зимние забавы. | 24-25.12.2018 | | |
17. | Жизнь животных зимой. | 14-18.01.2019 | | |
18. | Жизнь животных зимой. | 21-25.01.2019 | | |
19. | Растения зимой. | 28.01.2019-01.02.2019 | | |
20. | Растения зимой. | 04-08.02.2019 | | |
21. | Февраль - перелом зимы. | 11-15.02.2019 | | |
22. | Народные приметы зимы. | 18-22.02.2019 | | |
23. | Март – утро года. | 25.02.2019-01.03.2019 | | |
24. | Приметы весны. | 04-08.03.2019 | | |
25. | Верные друзья | 11-15.03.2019 | | |
26. | Приметы весны. Экскурсия | 18-22.03.2019 | | |
27. | Апрель – пора большой воды. | 01-05.04.2019 | | |
28. | Первоцветы Воронежского края. | 08-12.04.2019 | | |
29. | Жизнь животных. Здравствуйте, пернатые друзья. | 15-19.04.2019 | | |
30. | Первые насекомые. | 22-26.04.2019 | | |
31. | Проснулись ящерицы, змеи, лягушки. | 29-30.04.2019 | | |
32. | Черемуховый, ландышевый май. | 06-08.05.2019 | | |
33. | Признаки хорошей погоды. Ненастья. От чего бывает радуга? | 13-17.05.2019 | | |
34. | Охраняемые природные территории и объекты. | 20-24.05.2019 | | |
35. | Что узнали? Чему научились? | 27.05-30.05.2019 | | |
4. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
образовательного процесса
Учебно-методическое обеспечение:
Класс | Методическое, дидактическое обеспечение |
2 | Большой атлас природы России: иллюстрированная энциклопедия для детей. - М.: Эгмонт, Россия Лтд, 2015. Брем А. Э. Жизнь животных: в 3 т. / А. Э. Брем. - Москва. Терра -Terra, 2016. Букин А. П. В дружбе с природой / А. П. Букин. - М, 1991. Грехова Л. И. В союзе с природой: эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми / Л. И. Грехова. – М, Илекса; Ставрополь, 2000. Дыбина О. В. Неизведанное рядом / О. В. Дыбина Н. П. Рахманова В. В. Щетинина. – М, Сфера, 2001. |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
Набор рабочих инструментов для практических занятий;
Микроскоп, лупа;
Компьютер, принтер, сканер, мультимедиа проектор;
Набор ЦОР по окружающему миру.