СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Природа родного края »

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Природа родного края »  2 класс, возраст обучающихся7-8 лет

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Природа родного края »»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Рамонский лицей» имени Е.М. Ольденбургской

Рамонского муниципального района

Воронежской области




РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

На заседании МО Руководитель Приказ «___» от

Протокол №___ от методического совета «___»________2018 г «__» _________2018г «___»____________2018г

Руководитель _________И.В. Кувшинкина

___________И.А. Радченко










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Природа родного края »

2 класс, возраст обучающихся7-8 лет

2018-2019 учебный год














Разработчик программы:

Слободянюк Наталья Александровна

учитель начальных классов, высшая квалификационная категория










р.п. Рамонь

2018


  1. Пояснительная записка

 Рабочая программа предназначена для 2 класса.

Количество часов в год – 35.

Количество часов в неделю -1.

Программа по внеурочной деятельности «Мир природы» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.  Теоретические основы программы - исследования возрастной психологии, экологической педагогики и психологии С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин, идеи экологической этики В. Е. Борейко и концепция личностно ориентированного образования В. В. Сериков .

Организация процесса обучения регламентирована следующими нормативными документами:

  • Конституция Российской Федерации (ст. 43, 44).

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г.

№ 273-ФЗ;

  • Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:

- от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

- от 26.11.2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373;

- от 31.03.14 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (в редакции приказов Минобрнауки России от 08.06.2015г. № 576, от 26.01.2016г. № 38);

- от 09.06.2016 г. № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

  • Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации:

- от 29.12.2010 г. №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

- от 24.11.2015 г. N 81 «О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»;

  • Письмо Министерства образования Российской Федерации от 20.04.2001 г. № 408/13-13 «О рекомендациях по организации обучения первоклассников в адаптационный период»;

  • Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования от 25.05. 2015 г. №08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в общеобразовательных организациях;

  • Примерная основная образовательная программа начального общего образования; примерные программы отдельных учебных предметов;

  • Устав МКОУ «Рамонский лицей» им. Е.М. Ольденбургской;

  • Основная образовательная программа начального общего образования МКОУ «Рамонский лицей» им. Е.М. Ольденбургской.

Программа «Земля – наш дом», имеет эколого-биологическую направленность. Представленная целостная программа разработана для учащихся начальной школы, состоит из четырех частей, органически связанных друг с другом, рассчитана на 268 часов. Содержание программы выстроено в рамках единой логики:

1-й год обучения - «Знакомые незнакомцы» (33 часа):

2-й год обучен и я – «Экология моего дома» (34 часа)

3-й год обучения – «Неживое в природе. Жизнь растений и грибов» (34 часа)

4-й год обучения - «Познавательная экология» (34 часа).

Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Программа составлена в соответствии с образовательным компонентом «Окружающий мир» для начальной школы, утвержденным Министерством образования

Основные принципы содержания программы:

принцип единства сознания и деятельности;

принцип наглядности;

принцип личностной ориентации;

принцип системности и целостности;

принцип экологического гуманизма;

принцип краеведческий;

принцип практической направленности.

Курс включает и раскрывает основные содержательные линии:

Земля - единая экосистема.

Человек – существо, биосоциальное часть экологической системы.

Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы проявления.

      Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.

        В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

        Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, звеньевая, кружковая.

               Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток. Результативность и целесообразность работы по программе «Юный эколог» выявляется с помощью комплекса диагностических методик. В конце каждого года обучения проводятся тестирование и анкетирование учащихся, анкетирование педагогов и родителей; в течение учебного года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей. Формами подведения итогов и результатов реализации программы выступают ежегодные Недели экологии, традиционные экологические праздники: ярмарка «Золотая осень», «День птиц», «День Земли» и др.

Метапредметные УУД

Показатели в личностной сфере ребенка:

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных  поступков;

-осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Учащиеся должны знать:

   -наиболее типичных представителей животного мира России, Воронежского края;

   -какую пользу приносят представители животного мира;

   -некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;

- планета Земля - наш большой дом;

- Солнце - источник жизни на Земле;

- неживое и живое в природе;

-основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);

- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);

- самоценность любого организма;

- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);

- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;

- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;

- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);

-организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и не которые меры борьбы с ними;

- человек   существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;

-условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни чело века и природы;

- различия съедобных и несъедобных грибов;

- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;

-способы сохранения окружающей природы;

-что такое наблюдение и опыт;

-экология - наука об общем доме;

-экологически сообразные правила поведения в природе.

Учащиеся должны уметь:

- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;

-ухаживать за домашними животными и птицами;

-выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

-применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;

-ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);

-составлять экологические модели, трофические цепи;

-доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;

-заботиться о здоровом образе жизни;

-заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;

-предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

-осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;

-наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;

-оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;

-ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;



2. Содержание учебного курса

№ п/п

Название темы

Количество

часов

Основное содержание

темы, термины и понятия.

Формы организации учебных занятий


Основные виды учебной деятельности

Условия жизни животных


12ч

Многообразие живых организмов. Мир животных и его значение в природе и жизни человека. Разнообразие животных: размеры, продолжительность жизни. Среды обитания и условия жизни животных. Пища животных и способы добывания пищи. Жилища животных.

Практическая работа; коллективное обсуждение;

индивидуальная работа; экскурсия, викторина.

Простейшая классификация экологических связей: связи между неживой и живой природой; связи внутри живой природы.


Животный мир суши




Наша планета Земля – дом для огромного числа животных. Природные зоны. Животные природно-климатических зон Земли: тундры, лесов Московской области, степей, пустынь, тропических лесов и горных областей.

самостоятельная работа; практическая работа;

коллективное обсуждение;

индивидуальная работа;

Конкурс рисунков «Калейдоскоп изученных животных». Подготовка и выступление с сообщением на тему: «Это мое любимое животное суши».















Животный мир морей и рек






Многообразие животных Мирового океана: поверхности и толщи воды, донные животные. Разнообразие животных Мирового океана. Животные пресных водоемов: прудов, рек и озер.

самостоятельная работа;

коллективное обсуждение;

индивидуальная работа;

Оформление альбома «Животный мир морей и рек». КВН: «Знатоки животных морей и рек».


Познавательная деятельность. Проблемно ценностное общение. Исследование.




4.

Животный мир почвы


. Почва – среда обитания многих видов животных. Мелкие животные, обитающие в почве. Животные землерои и их подземные ходы.




Рассматривание животных почвы с использованием коллекции по зоологии»


Познавательная деятельность. Проблемно ценностное общение. Исследование.














5.

Охрана животных

Красная книга животных. Как охраняют животных в нашей стране. Заповедные территории. Влияние хозяйственной деятельности человека на животный мир. Конкурс рисунков «Животное Красной книги Московской области». Итоговая игра «А, знаешь ли ты животных?»


5

Красная книга животных. Как охраняют животных в нашей стране. Заповедные территории. Влияние хозяйственной деятельности человека на животный мир

Конкурс рисунков «Животное Красной книги Воронежской области». Итоговая игра «А, знаешь ли ты животных?»


Познавательная деятельность. Проблемно ценностное общение. Исследование.

















3.Тематическое планирование.


№ п\п

Тема

Примерные сроки изучения

Фактическая дата проведения

Примечание

I. Условия жизни животных – 11 часов

1.

Начало осени – замечательная пора.

03-07.09.2018



2.

Осенние прогулки

10-14.09.2018



3.

Загадки об осени

17-21.09.2018



4.

В царстве растений.

24-28.09.2018



5.

Чем богаты воронежские леса?

01-05.10.2018



6.

В царстве животных.


08-12.10.2018



7.

Перелётные и зимующие птицы.

15-19.10.2018



8.

В царстве рыб.

22-26.10.2018



9.

Народные приметы осени.

05-09.11.2018



10.

Кто и как готовится к зиме.

12-16.11.2018



11.

Происхождение названий месяцев.

19-23.11.2018



12.

Народный зимний календарь.

26-30.11.2018



13.

Экскурсия. «Зима – время отдыха природы»

03-07.12.2018



14.

Зимние праздники.

10-14.12.2018



15.

Январь – году начало, зиме – середина.

17-21.12.2018



16.

Зимние забавы.

24-25.12.2018



17.

Жизнь животных зимой.

14-18.01.2019



18.

Жизнь животных зимой.

21-25.01.2019



19.

Растения зимой.

28.01.2019-01.02.2019



20.

Растения зимой.

04-08.02.2019



21.

Февраль - перелом зимы.

11-15.02.2019



22.

Народные приметы зимы.

18-22.02.2019



23.

Март – утро года.

25.02.2019-01.03.2019



24.

Приметы весны.


04-08.03.2019



25.

Верные друзья

11-15.03.2019



26.

Приметы весны.

Экскурсия

18-22.03.2019



27.

Апрель – пора большой воды.

01-05.04.2019



28.

Первоцветы Воронежского края.

08-12.04.2019



29.

Жизнь животных.

Здравствуйте, пернатые друзья.

15-19.04.2019



30.

Первые насекомые.


22-26.04.2019



31.

Проснулись ящерицы, змеи, лягушки.

29-30.04.2019



32.

Черемуховый, ландышевый май.

06-08.05.2019



33.

Признаки хорошей погоды. Ненастья. От чего бывает радуга?

13-17.05.2019



34.

Охраняемые природные территории и объекты.

20-24.05.2019



35.

Что узнали? Чему научились?

27.05-30.05.2019




4. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения

образовательного процесса

Учебно-методическое обеспечение:

Класс

Методическое, дидактическое обеспечение

2

  1. Большой атлас природы России: иллюстрированная энциклопедия для     детей. - М.: Эгмонт, Россия Лтд, 2015.

  2. Брем  А. Э. Жизнь животных: в 3 т. / А. Э. Брем. - Москва. Терра -Terra, 2016.

  3. Букин  А. П. В дружбе с природой / А. П. Букин. - М, 1991.

  4.  Грехова  Л. И. В союзе с природой: эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми / Л. И. Грехова. – М, Илекса; Ставрополь, 2000.

  5. Дыбина  О. В. Неизведанное рядом / О. В. Дыбина  Н. П. Рахманова  В. В. Щетинина. – М, Сфера, 2001.




Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

Набор рабочих инструментов для практических занятий;

Микроскоп, лупа;

Компьютер, принтер, сканер, мультимедиа проектор;

Набор ЦОР по окружающему миру.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!