СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Музыкальная Брянщина"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Музыкальная Брянщина"»


Данная рабочая программа по музыке для 8 класса создана на основе авторской программы «Музыкальная культура Брянщины» Е.К. Мониной (Брянск: Курсив, 2012). Рабочая программа рассчитана на преподавание по учебному пособию для учащихся средних общеобразовательных заведений Брянской области «Музыкальная культура Брянщины» (Брянск: Курсив, 2012). Содержание соответствует целям основного общего образования и предметной области «Искусство», куда входит «Музыка», и базируется на положениях «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России».

Русский народ создал замечательную, одну из величайших в мире, музыкальную культуру. Она развивалась на протяжении длительного времени на обширных пространствах нашей страны при тесном взаимодействии с культурами других народов. Определенный вклад в формирование национальной культуры внесло и население тех земель, которые ныне входят в состав Брянской области.


Задача программы: познакомить учащихся общеобразовательных школ Брянщины с основными проявлениями музыкальной культуры их родного края, помочь осознать её как малую, но вполне достойную уважения часть национальной (и мировой) культуры.

Соотношение общего и регионального в той или иной культуре сложны и специфичны в каждом отдельном случае. Общее складывается из частностей, развивается на их основе; с другой стороны, частное развивается на общем фоне и подпитывается им. А потому оценить по достоинству культуру отдельного региона и его вклад в общенародное достояние можно только глубоко зная эту местную культуру.

Согласно программе «Музыкальная культура Брянщины» на изучение учебного материала в 8 классе отведено 17 часов.


Планируемые результаты освоения учебного предмета


Программа включает следующие содержательные компоненты:

Знания:

конкретных музыкальных произведений, характерных для музыкальной культуры Брянщины в разные периоды её развития – закличек, колядок, песен, игр, танцев и др.;

имён выдающихся представителей музыкальной культуры Брянщины, основных творческих коллективов своего района, области; дат, важнейших событий культурной жизни области;

тенденций развития музыкальной культуры Брянщины;

основополагающей роли местной музыкальной культуры, в том числе музыкального фольклора, для профессионального музыкального искусства.

Умения:

исполнять характерные музыкальные произведения – колядки, песни, хороводы, игровые обрядовые действа; импровизировать по образцам музыкального фольклора;

оценивать музыкальные произведения и их исполнение.

Навыки:

восприятия музыкальных произведений; исполнения песен и музыкально-обрядовых действий с использованием приёмов народного пения, характерных для Брянщины;

организации музыкальных коллективов – фольклорных ансамблей, вокально-инструментальных групп, исполняющих местную музыку;

составления концертных программ; проведения утренников, концертов, смотров, посиделок и так далее, актуализирующих местную музыку.

Убеждения: в высокой художественной ценности местной музыкальной культуры, её высоком нравственном потенциале, в перспективности её развития.

Вкусы и интересы: ориентация на здоровые силы, на жизнеутверждающие произведения, на лучшие образцы местной, а также русской и мировой культуры.


Таким образом, личностными результатами изучения предмета являются:

- становление музыкальной культуры как неотъемлемой части всей духовной культуры личности;

- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству и жизни;

- формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всём многообразии его стилей, форм и жанров;

- потребность общения с музыкальным искусством своего народа;

- овладение художественными умениями и навыками в разных видах музыкально-творческой деятельности.


Метапредметными результатами изучения предмета являются:

- анализ собственных умений и навыков освоения музыкального искусства;

- наличие собственной позиции и аргументированной оценки различных событий и явлений музыкальной жизни Брянщины;

- убеждённость в преобразующем воздействии музыки и других искусств на человека и на жизнь в целом;

- умение работать с разными источниками информации, применять информационно-коммуникативные технологии в собственной художественно-творческой деятельности.


Предметными результатами изучения предмета являются:

- наличие эстетического восприятия произведений музыкального искусства и явлений действительности;

- общие представления о закономерностях и интонационно-образной природе музыки, выразительности музыкального языка, о единстве содержания и формы;

- знания о музыкальных и культурных традициях своего народа;

- сформированность опыта творческой деятельности, практических умений и навыков в исполнении музыки родного края;

- использование музыкальной терминологии для обозначения содержания, средств выразительности и их свойств в произведениях искусства;

- понимание значения деятельности композитора, исполнителя, слушателя, знание творческих биографий, конкретных произведений.



Содержание учебного предмета


Материал в программе расположен в соответствии с логикой его исторического развития – от истоков музыкальной культуры Брянщины до её современного состояния.


Раздел программы

Кол.

часов

Содержание

Темы уроков, на которых реализуется

1

Введение

1

Музыка – часть нашей жизни во все времена.

Музыка – часть нашей жизни во все времена.

2

Музыкальная культура Брянщины времён Древнерусского государства. (X–XVI вв.)


2

Истоки музыкальной культуры Брянщины.

Древнейшие известия о музыкальной культуре славян – по греческим, арабским и византийским источникам, древнерусским летописям и былинам, данным археологии и др.

Настенная фреска Софии Киевской «Скоморохи» (XI–XII вв.)

Миниатюра Радзивилловской летописи «Игрища вятичей» (XIII–XIV вв.)

Легенда о древнерусском певце-сказителе Бояне (XII – XIII вв.). Памятник Баяну в Трубчевске; пел ли Боян в Трубчевске? Образ Баяна в художественной литературе (А.С. Пушкин) и в музыке (М.И. Глинка).

Музыкальные инструменты Древней Руси – духовые, струнные, ударные. Кувиклы – их строй, манера исполнения на них, использование современными фольклорными ансамблями.

Языческие хороводы и игрища. Современные их интерпретации – «Кострома», «Махоня», «Дрема» и др.

Из глубины веков. Истоки музыкальной культуры Брянщины.


Музыкальные инструменты Древней Руси.

3

Музыкальная культуры Брянщины времён Московского государства (XV–XVII вв.).

2

Консерватизм культурных традиций и условность периодизации музыкальной культуры в соответствии с этапами развития государства.

Музыкальный фольклор – основа музыкальной культуры Брянщины в Средние века и в Новое время. Его основные жанры. Календарно-обрядовая музыка: заклички, веснянки, масленичные, жнивные песни, колядки, щедровки; трудовые песни.

«Камаринская» – песня-пляска. Время и обстоятельства её возникновения.


Языческие хороводы через века.


Народная плясовая «Камаринская».

4

Музыкальная культура Брянщины времён Российской империи (XVIII – начало XX вв.).

3

Развитие музыкального фольклора в XVIII–XIX вв. Песни трудовые, лирические, святочные, масленичные, казачьи. Песни свадебного обряда.

Становление на Брянщине профессиональной музыкальной культуры. Творческая деятельность классика русской духовной музыки П. Турчанинова в Севске. Крепостной театр Д.И. Ширая в Спиридоновой Буде. Роговой оркестр К.Г. Разумовского в Почепе.

М.И. Глинка на родине «Камаринской».

Музыкально-просветительская деятельность А.И. Рубца в Стародубе: запись и обработка народных песен, постановка оперы оперы М.И Глинки «Жизнь за царя», открытие музыкальной школы. Изображение А.И. Рубца на картине И.Е. Репина.

Брянский хор Василия Калинникова, его концертная деятельность. Детские песни Виктора Калинникова.

Литературно-музыкальные вечера в Селище. Селищенская тема в переписке Масловых и С.И. Танеева с П.И. Чайковским.

Просветительская и меценатская деятельность М.К. Тенишевой. Открытие в Бежице Общественного собрания (клуба). Приезд в Хотылёвское имение Тенишевых певицы Н. Забелы и художника М. Врубеля, создание картины «Пан».

Звезда русской эстрады «Несравненная» А.Д. Вяльцева, уроженка Алтухово, её вклад в создание и становление русской профессиональной эстрады.

Развитие музыкального фольклора в XVIII–XIX вв.


Становление на Брянщине профессиональной музыкальной культуры.


Просветительская и меценатская деятельность М.К. Тенишевой. «Чайка» русской эстрады.

5

Музыкальная культура Брянщины XX века.

4

Выдающиеся музыканты, родившиеся на Брянщине: авангардист Н.А. Рославец, Народный артист СССР, автор всемирно известной «Катюши» М. Блантер, Народная артистка СССР, «королева фуг» Т.П. Николаева, «соловей России» Е. Беляев, Почётный гражданин г. Брянска Г. Каменный. Их вклад в развитие русской музыкальной культуры. Влияние культурных центров страны на музыкальную жизнь Брянщины: подготовка высококвалифицированных кадров; воздействие кино, радио, телевидения, прессы; гастроли по области выдающихся музыкантов и творческих коллективов. Государственное управление культурой как характерная черта эпохи. Музыкальное образование на Брянщине – от музыкальных школ и музыкального техникума – к музыкальному училищу.

Выдающиеся музыканты Брянщины. Н.А. Рославец.


Гимн Брянской области.


Выдающиеся музыканты Брянщины. Т.П. Николаева.


Выдающиеся музыканты Брянщины. Е. Беляев, Г. Каменный

6

Современная музыкальная культура Брянщины.


Крупнейшие профессиональные и самодеятельные творческие коллективы Брянска и районных центров. Дворцы и Дома культуры, Центры внешкольной работы, детские школы искусств и общеобразовательные школы как центры музыкальной культуры

Международный фестиваль современного искусства им. Н. Рославца и Н. Габо, Межгосударственный конкурс юных пианистов им. Т. Николаевой, конкурс самодеятельных исполнителей-вокалистов им. А. Вяльцевой. Областные конкурсы, районные праздники – «Севская частушка», «На земле Бояна» и др.

Музыкальный фольклор сегодня: песни, частушки, хороводы. Популярные фольклорные ансамбли: «Красная горка», «Макоша» «Дрема», «Калинка», «Соловушка» и др. Фольклорные экспедиции в сёла Брянщины.

Творчество брянских самодеятельных композиторов. Ю. Формин, А. Стрекалов и др.

Творчество брянских профессиональных музыкантов. Марк Белодубровский, Григорий Гладков, Владимир Дубинин, Валентина Игошина и др.

Юные дарования.

Возрождение русского авангарда на Брянщине.


Наследники авангарда.


Самодеятельные композиторы.


Профессиональные коллективы.

7

Заключение

1

Обобщающий урок.



Виды контроля: итоговые контрольная работа и творческая работа (концертное выступление, сообщение, компьютерная презентация и т.д., которые предлагаются с учетом интересов, познавательных возможностей учащихся).


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

на 2018/2019 учебный год.

Предмет Музыка класс 8


урока

дата

Тема урока

Виды контроля

1


Музыка – часть нашей жизни во все времена.


Музыкальная культура Брянщины времён Древнерусского государства (2 ч)

2


Из глубины веков. Истоки музыкальной культуры Брянщины.


3


Музыкальные инструменты Древней Руси.


Музыкальная культуры Брянщины времён Московского государства (2 ч)

4


Языческие хороводы через века


5


Народная плясовая «Камаринская»


Музыкальная культура Брянщины времён Российской империи

(3 ч)

6


Развитие музыкального фольклора в XVIII–XIX вв


7


Становление на Брянщине профессиональной музыкальной культуры


8


Просветительская и меценатская деятельность М.К. Тенишевой. «Чайка» русской эстрады.


Музыкальная культура Брянщины XX века (4 ч)

9


Выдающиеся музыканты Брянщины. Н.А. Рославец.


10


Гимн Брянской области


11


Выдающиеся музыканты Брянщины. Т.П. Николаева


12


Выдающиеся музыканты Брянщины. Е. Беляев, Г. Каменный


Современная музыкальная культура Брянщины (4 ч)

13


Возрождение русского авангарда на Брянщине


14


Наследники авангарда


15


Самодеятельные композиторы


16


Профессиональные коллективы


17


Обобщающий урок





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!