Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 76 п. Гигант
Утверждаю
Директор МБОУ СОШ № 76 п. Гигант
Приказ № 145 от 28.08.2020
Коваль Н.М.__________________
М.П
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Мир профессий»
(приложение № 6 к ООП
МБОУ СОШ № 76 п. Гигант)
(класс) 1 «А»
количество часов 33
учитель Герасименко О.В.
2020-2021 уч. год
п. Гигант
2. Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Мир профессий» помогает расширить представления детей о мире профессий и научить детей исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.
Программа внеурочной деятельности «Мир профессий» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся первых классов (33 часов, 1 час в неделю).
Данная программа является интегративной. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Отличительными особенностями программы внеурочной деятельности «Мир профессий» являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2.В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, родителями.
5. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.
Общая характеристика учебного курса
Цель: формирование учебно-познавательных мотивов у учащихся начальной школы, возможность испытать себя в приближенной к реальности игровой ситуации. Формирование целостного знания, потребности в творческой деятельности, развитие интеллектуальных и творческих возможностей ребенка.
Задачи:
расширить представление детей о мире профессий;
научить детей исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии;
развивать творческие способности детей;
развивать речевую деятельность;
приобщить детей к работе со справочной и энциклопедической литературой.
Принципы:
- доступность, познавательность и наглядность;
- учет возрастных особенностей;
- сочетание теоретических и практических форм деятельности;
- усиление прикладной направленности обучения;
- психологическая комфортность.
Количество часов: 1 час в неделю, 33 часа в год.
Программа: программа внеурочной деятельности «Мир профессий» составлена на основе авторской программы «развитие учебно-познавательных мотивов младших школьников» Г. Семёновой.
Программу обеспечивают:
Климов Е.В. «Как выбирать профессию», - М.: Просвещение, 2013
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, - М.: Просвещение, 2012
Арсий В. «Твоя профессия», - М.: Знание, 2012
3.Планируемые результаты
освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Мир профессий»
Личностные результаты:
овладение начальными сведениями об особенностях различных профессий, их происхождении и назначении;
формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
предвосхищать результат;
адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
формулировать собственное мнение и позицию;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия:
ставить и формулировать проблемы;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов;
запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
установление причинно-следственных связей.
Содержание программы
№ | Раздел / Тема | Теория | Практические действия или трудовые операции (примерные) |
1 | Введение в мир профессий | Беседа с презентацией «Профессии вокруг нас» | Составление кроссворда «Профессии наших родителей». Аппликация «Профессии» (работа в группах) |
«Человек - человек» |
2 | Профессия - следователь | Получение информации через интернет о профессии следователя, его необходимых профессиональных качествах | Сюжетная игра «Найди по описанию» |
3 | Профессия - врач | Использование информации из дополнительных источников | Изготовление аппликации «Врач» |
4 | Профессия - парикмахер | Правила гигиены волос | Аппликация «Прически» |
5 | Профессия - юрист | Короткая справка о профессии юриста, его качествах | Составление и разгадывание ребусов |
6 | Профессия - продавец | Беседа с презентацией | Игра «Магазин» (работа в группах) |
«Человек - техника» |
7 | Профессия - водитель | Информация из справочника | Проект «Макет светофора», «Транспорт» |
8 | Профессия - строитель | Историческая справка | Лепка дома из кирпичиков (пластилин) |
9 | Профессия - инженер | Историческая справка | Сборка моделей станков из деталей конструктора |
10 | Профессия - программист | Экскурсия в кабинет информатики | Работа на компьютере (тема «Интернет») |
11 | Профессия - повар | Беседа с работником школьной столовой о «секретах» данной профессии. Правила этикета | Сюжетная игра «Накрываем на стол» Составление рецепта (работа в группах). |
12 | Профессия - портной | Посещение выставки в школьном кабинете технологии | Сюжетная игра «Накрываем на стол» Составление рецепта (работа в группах). Защита |
13 | Профессия - космонавт | Презентация «Космос» | Моделирование одежды из бумаги и ткани |
«Человек - художественный образ» |
14 | Профессия - писатель | Использование информации из дополнительных источников о профессии писателя | Почему мне нравится профессия |
15 | Профессия - актер | Личные наблюдения из просмотра фильмов, концертов, спектаклей | Мини-спектакль |
16 | Профессия - фотограф | Беседа с презентацией | Составление презентации |
17 | Профессия - архитектор | Информация из дополнительной литературы | Проект. «Мое село. Мой дом» |
«Человек - знаковая система» |
18 | Профессия - бухгалтер | Беседа с презентацией | Сюжетная игра «Семейный бюджет» |
19 | Профессия - журналист | Информация из справочника | Заметка на школьный сайт |
«Человек - природа» |
20 | Профессия - биолог | Экскурсия в школьный кабинет биологии | Рисование восковыми мелками и лепка из соленого теста животных и растений |
21 | Профессия - агроном | Роль растений в жизни человека. Презентация «Они с нами рядом» | Уход (полив, рыхление, посадка) комнатных растений. Составление памятки по уходу за комнатными растениями |
22 | Профессия - эколог | Информация из справочника | Виртуальная экскурсия в заповедник |
23 | Все профессии хороши – выбирай на вкус. | Подведение итогов курса | |
Тематическое планирование программы внеурочной деятельности
«Мир профессий»
№ п/п | Раздел | Кол-во часов |
1 | Человек – человек | 8 |
2 | Человек – техника | 8 |
3 | Человек – художественный образ | 6 |
5 | Человек – знаковая система | 4 |
6 | Человек - природа | 7 |
| Итого | 33 |
6.Календарно-тематическое планирование программы внеурочной деятельности «Мир профессий»
№ п/п | Кол-во часов | Дата | Тема |
«Человек – человек» |
1 | 1 | 04.09 | Введение в мир профессий. |
2 | 1 | 11.09 | Профессия – следователь. |
3 | 1 | 18.09 | Профессия – следователь. |
4 | 1 | 25.09 | Профессия – врач. |
5 | 1 | 02.10 | Профессия – врач. |
6 | 1 | 09.10 | Профессия – парикмахер. |
7 | 1 | 16.10 | Профессия – юрист. |
8 | 1 | 23.10 | Профессия – продавец. |
«Человек – техника» |
9 | 1 | 30.10 | Профессия – водитель. |
10 | 1 | 13.11 | Профессия – строитель. |
11 | 1 | 20.11 | Профессия – инженер. |
12 | 1 | 27.11 | Профессия – программист. |
13 | 1 | 04.12 | Профессия – повар. |
14 | 1 | 11.12 | Профессия – портной. |
15 | 1 | 18.12 | Профессия – космонавт. |
16 | 1 | 25.12 | Профессия – космонавт. |
«Человек – художественный образ» |
17 | 1 | 15.01 | Профессия – писатель. |
18 | 1 | 22.01 | Профессия – писатель. |
19 | 1 | 29.01 | Профессия – актёр. |
20 | 1 | 05.02 | Профессия – фотограф. |
21 | 1 | 12.02 | Профессия – архитектор. |
22 | 1 | 26.02 | Профессия – архитектор. |
«Человек – знаковая система» |
23 | 1 | 05.03 | Профессия – бухгалтер. |
24 | 1 | 12.03 | Профессия – бухгалтер. |
25 | 1 | 19.03 | Профессия – журналист. |
26 | 1 | 02.04 | Профессия – журналист. |
«Человек – природа» |
27 | 1 | 09.04 | Профессия – биолог. |
28 | 1 | 16.04 | Профессия – биолог. |
29 | 1 | 23.04 | Профессия – агроном. |
30 | 1 | 30.04 | Профессия – эколог. |
31 | 1 | 07.05 | Профессия – эколог. |
32 | 1 | 14.05 | Все профессии хороши, выбирай на вкус. |
33 | 1 | 21.05 | Все профессии хороши, выбирай на вкус. |
Лист внесения изменений
Дата | Тема | Причина корректировки | Способ, форма корректировки | Согласование с завучем |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |