СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мой мир - изобразительного искусства» 5-7 класс

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности  «Мой мир - изобразительного искусства» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мой мир - изобразительного искусства» 5-7 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №16

имени Романа Георгиевича Цецульникова»














Рабочая программа по внеурочной деятельности

«Мой мир - изобразительного искусства»

5-7 класс









Составитель:

учитель изобразительного искусства первой квалификационной категории

Степанова Елена Юрьевна














Кемерово

2020 год

СОДЕРЖАНИЕ



  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности.……………..……………..……………………........3стр

  2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности………………...………...………………………… 10стр

  3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы………………………….……………...................................15стр











































Рабочая программа внеурочной деятельности «Мой мир - изобразительного искусства» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.


  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Освоение учащихся внеурочного курса «Мой мир - изобразительного искусства» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

В сфере личностных универсальных учебных действий у обучающихся будут сформированы:

- учебно – познавательного интерес к изобразительному искусству;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;

- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;

- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;

- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

Обущающиеся получат возможность для формирования:

- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;

- осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;

- эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий обучающиеся научатся:

- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;

- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;

- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;

- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.

Обучающиеся получат возможность научиться:

-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

- пользоваться средствами выразительности языка изобразительного искусства;

- моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами изобразительного творчества.

-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;

-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;

В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся научатся:

- различать изученные виды изобразительного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;

- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;

- осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в изобразительном искусстве;

- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;

- художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;

- развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;

- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного искусства;

Учащиеся получат возможность научиться:

-создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;

- понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;

- более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно – творческой деятельности в целом.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий обучающиеся научатся:

-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;

- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми − формировать собственное мнение и позицию;

Обучающиеся получат возможность научиться:

- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

В результате занятий изобразительным искусством у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.


Оценка планируемых результатов освоения программы

Система отслеживания и оценивания результатов обучения учеников проходит через участие их в выставках, конкурсах, массовых мероприятиях, создании портфолио.

Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий

Выставки могут быть:

- однодневные − проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;

- постоянные − проводятся в помещении, где работают дети;

- тематические − по итогам изучения разделов, тем;

- итоговые – в конце года организуется выставка практических работ обучающихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.



  1. Содержание программы внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.



В соответствии с ООП ООО в основе программы внеурочной деятельности по курсу «Мой мир - изобразительного искусства» лежит системно-деятельностный подход, который заключается в вовлечении обучающихся в учебную деятельность, формировании компетентности учащегося в рамках программы. Он реализуется не только за счёт подбора содержания образования, но и за счёт определения наиболее оптимальных форм организации и видов деятельности учащихся:


5 класс (17 ч.)

1. Основные характеристики цвета: цветовой тон, насыщенность цвета. (1ч).

Упражнения: изменение насыщенности основных цветов.

Задание: Сделать растяжку к черному от основных цветов.

Материал: бумагаА4,гуашь, кисть.


2. Восприятие цвета. Упражнения: «цвет – чувства». (1ч)

Задание: на ассоциации. Передать цветом определенные словосочетания

Материал: разнообразные материалы (акварель, пастель, гуашь), бумага А3.


3.Упражнения на смешивание красок («Волшебный цветок», «Осенний лист»). (2ч)

Задачи: знакомство с основными и составными цветами, со способами смешения красок, закрепление полученных знаний на практике.

Материалы: бумага ф А4, гуашь, кисти.

4.Линии бывают разные. (2ч)

Задачи: овладение навыками в проведении различных линий (прямых, волнистых, ломаных, толстых, тонких и т.д.), развитие образного мышления.

Задание: заполнить лист различными линиями, затем найти изображения каких-либо животных и раскрасить их.

Материалы: бумага, фломастеры.

5. Пейзаж. (2ч)

Задачи: закрепление полученных ранее знаний и навыков, применение их на практике, развитие образного мышления, знакомств с новыми материалами.

Задание: выполнить пейзаж, применяя различные виды линий (горы - ломаная, море - волнистая и т.д.)

Материалы: бумага фА3, акварель, восковые мелки, кисти.

Материалы: бумага фА4, гуашь, кисти.

6. Морозный узор на окне. (2ч)

Задачи: развитие наблюдательности, образного мышления, закрепление практических навыков работы в материале.

Материалы: бумага фА3, акварель, восковые мелки, кисти.

7. Сказочная птица. (2ч)

Задачи: выбор размера изображения по отношению к размеру листа, работа яркими цветами, воспитание аккуратности в работе.

Материалы: бумага фА4, гуашь, кисти.

8. Как в пятне увидеть зверя? (2ч)

Задачи: знакомство с понятием «пятно», «силуэт», развитие фантазии и воображения.

Задание: цветовое пятно на палитре превратить в предмет, несколько цветовых пятен объединить в одну композицию.

Материалы: бумага, гуашь, кисти.

9. Пейзаж «теплая гамма» (природа). (2ч)

Задание: Выполнить пейзаж на свободную тему в теплой гамме.

Материал: бумага А4 (для эскиза), карандаш, бумага А3, гуашь, акварель или акварельные карандаши.

10. Пейзаж «холодная гамма» (городской). (1ч)

Задание: выполнить городской пейзаж в холодной гамме.

Материал: бумага А4, бумага А3, карандаш, акварель или гуашь и т. д



6 класс (17 ч.)

1.Осенний пейзаж утренний, ночной (техника «мазок»). (2ч)

Задание: выполнить пейзаж в теплой светлой гамме.

Материал: бумага А3,гуашь или акварель.


2.Зарисовки осенних веток с натуры. (1ч)

Задачи: овладение приемами работы новым материалом (сангина, уголь), развитие глазомера, создание фантазийного фона в работе.

Материалы: бумага фА3, сангина или уголь.

3.Упражнения: цветовой, тоновой и размерный акцент. (1ч)

Задачи: Прослушать лекцию на тему Акцент. Выполнить упражнение на закрепление темы.

Материалы: бумага фА4, гуашь, кисти.


4. Симметрия и асимметрия (бабочка и ракушка), витраж. (2ч)

Задачи: знакомство с понятием Симметрия и асимметрия. Выполнение упр. На закрепление темы.

Материалы: бумага фА3, (гуашь или краски по стеклу и стекло), кисти.

5. Упражнения: перспектива (линейная, воздушная). (2ч)

Задание: Изучение темы перспектива. Выполнение упр. на закрепление материала.

Материалы: бумага фА3, восковые мелки (или гуашь).


6. «Деревья» (колорит). (1ч)

Задание: изобразить деревья в определенном колористическом решении.

Материал: бумага А4, гуашь.

7.Сундук с изумрудами. (2ч)

Задачи: выполнение работы оттенками зеленого цвета, создание цельной композиции.

Материалы: бумага фА4, гуашь, кисти.


8.Фрукты. (2ч)

Задачи: компоновка изображения в листе, закрепление умений рисовать округлые и овальные формы, закрепление умений и навыков работы акварелью.

Материалы: бумага фА4, акварель, кисти.

9. Моя любимая сказка. (2ч)

Чтение отрывков сказок о животных («Гадкий утенок», «Серая шейка» и др.)

Задачи: создание композиции по мотивам сказок, компоновка в листе 2-3 предметов, передача настроения в работе.

Материалы: бумага фА4, гуашь, кисти.

10. Весенний пейзаж. (2ч)

Задачи: дать понятие о теплых цветах, создание композиции с использованием теплой цветовой гаммы, передача настроения в работе.

Материалы: бумага фА3, акварель, восковые мелки, кисти.


11.Экзотический пейзаж. (1ч)

Задачи: знакомство с понятием «плановость пространства», передача планов при помощи уменьшения размеров деревьев, понятие цветовой гаммы, разъяснение ее роли в композиции.

Материалы: бумага фА4, гуашь, кисти.



7 класс (17 ч.)

1. Пластические (пространственные) виды искусства (1ч)

Тема: Графика и живопись как виды изобразительного искусства. Знакомство с графикой и живописью как изобразительными видами искусства. Виды графики. Книжная графика. Декоративная графика. Виды и жанры живописи.

Практическая часть: Работа с репродукциями.


2. Динамические (временные) виды искусства (1ч)

Тема: Литература как вид искусства. Поэзия и проза. Литературные ритмы. Художественный образ. Литература и изобразительное искусство. Искусство иллюстрации.

Практическая часть: Выполнение иллюстрации к любому литературному произведению или чтение отрывков литературных произведений, выбранных преподавателем.


3. Синтетические (зрелищные) виды искусства (1ч)

Танец и виды танцевального искусства. Бальные танцы, балет, акробатические, исторические, народные, ритуальные, спортивные, степ, современные танцы.

Практическая часть: Выполнение несложных зарисовок человека в движении (используется стилизация изображения).

4. Язык изобразительного искусства (1ч)

Виды изображений в картине. Стилевые особенности различных изображений (реалистическое, декоративное, абстрактное). Сравнительный анализ произведений живописи (Н.Хруцкий, А.Матисс, К.Малевич).

Практическая часть: Работа с репродукциями известных художников.


5.Повторение изученного - основных этапов развития искусства древнего мира(1ч)

Основные этапы развития искусства древнего мира. Понятия «канон» и «ордер». Типы ордера. Черты, характерные для древнеегипетской и древнегреческой скульптуры.

6. Искусство Древней Греции (2ч)

Лекция. Этапы развития искусства Древней Греции. Эгейская культура (Троя, о.Крит, г.Микены).

Беседа, просмотр иллюстраций. Мифология Древней Греции.

Практическое задание: зарисовать и подписать олимпийских богов.

Архитектура Древней Греции. Сложение и эволюция ордера как эстетический конструктивной системы. Три типа ордера. Сложение классического типа древнегреческого храма. Ансамбль Афинского акрополя, как высшая точка в развитии классического искусства Древней Греции.

Эволюция древнегреческой скульптуры. Скульптура периода архаики и ранней классики: «курос» и «кора».

Искусство высокой классики. Создание гармоничного прекрасного образа свободного человека: Мирон- «Дискобол», Поликлет- «Дорифор».Соединение гуманистического идеала с совершенной пластической формой: Фидий-ансамбль Афинского акрополя.

Поздняя классика. Реалистические искания в скульптуре.

Эллинизм. Возрождение монументального героического искусства: «Ника Самофракийская». Продолжение традиций высокой классики: «Венера Милосская».

Письменная работа: описание скульптуры.

Чернофигурная и краснофигурная вазопись и ее сюжет.

Практическая работа: выполнить эскиз вазы на альбомном листе

Глиптика. Просмотр слайдов.

Практическая работа: выполнение камеи из соленого теста.

Составление схемы по искусству Древней Греции. Повторение.


7. Искусство Востока. (2ч)

Искусство мусульманского Востока. Запрет на изображение живых существ, вследствие чего развитие получили архитектура, книж миниатюра, декоративно-прикладное искусство.

Искусство Индии. Возникновение буддизма.

Основные этапы развития искусства Индии. Храмовые пещерные комплексы .Тадж-Махал –жемчужина индийской архитектуры. Индийская миниатюра.

Сходство и различие в искусстве стран с мусульманской и буддисткой религией.

8.Искусство Древнего Рима. (2ч)

Лекция. Искусство этрусков. Архитектура, скульптура, живопись. Влияние искусства этрусков на древнеримское.

Практическая работа-составление схемы.

Архитектура. Вклад римлян в архитектуру и разнообразие типов архитектурных сооружений в Древнем Риме (форумы, базилики, термы, акведуки, амфитеатры и т.д.).

Развитие художественных традиций Древней Греции в древнеримской монументальной живописи (росписи и мозаики в Помпеях). Фаюмские портреты.

Эволюция древнеримского скульптурного портрета, его реалистичность, психологизм (скульптурные портреты предков, статуя Августа, конная статуя Марка Аврелия, портрет Каракаллы и др.).

Значение искусства Древнего Рима.

Повторение. Письменная работа по вопросам.

9. Искусство Византии (2ч)

Лекция. Архитектура Византии. Сложение типа крестово-купольного храма. Значение интерьера в архитектуре Византии. Храм св.Софии (конструкция, интерьер).

Мозаичные ансамбли Равенны. Сила эмоционального воздействия монументального искусства Византии. Инонопись. Канон- как отражение незыблемости христианской идеи. Период иконоборчества. Расцвет и упадок искусства Византии.

Практическая работа - зарисовки с икон.

Письменная работа по репродукциям икон.

10.Романское и готическое искусство (2ч)

Лекция. Распад Римской империи

Средневековое искусство- искусство эпохи феодальной формации. Господство религиозного мировоззрения в средние века. Место художника в феодальном обществе.

Ведущая роль архитектура в синтезе искусств средневековья.

Романский стиль. Строительство замков, форкрепостей, монастырей, церквей. Конструктивные особенности романских сооружений. Выразительность скульптуры романских соборов. Фрески.

Готика. Синтез искусств в готическом соборе (архитектура, скульптура, живопись, витражи и др.). Конструктивные особенности готических соборов. Усиление роли скульптуры в архитектурном ансамбле. Внутренняя динамика, отражение жизненных наблюдений в готической скульптуре. Витражи.

Собор Парижской Богоматери, соборы в Реймсе, Шартре,

Страсбурге, капелла Сент.Шапель, Кельнский собор, скульптура из собора в Наумбурге.

Заполнение таблицы «Сравнительная характеристика романского и готического искусства». Работа по таблице.

Практическая работа - зарисовки соборов.

Письменная работа- «Экскурсия по собору» (на выбор).

Практическая работа-определение по картинкам романских и готических соборов.

11. Искусство Эпохи Возрождения (2ч)

Основные черты эпохи Возрождения. Формирование гуманистического мировоззрения в эпоху Возрождения. Периодизация искусства Возрождения.

Высокий авторитет искусства и художника в эпоху Возрождения. Создание гуманистического идеала. Теоретические и практические изыскания художников.

Изучение античного наследия, перспективы, анатомии.

Античные мифы и библейские сюжеты - основные темы в искусстве Возрождения. Письменная работа.

Раннее Возрождение. Реалистическая реформа Джотто и ее распространение в итальянской живописи треченто. Росписи, капеллы дель Арена в Падуе. Воспроизведение трехмерного пространства, передача пластического объема.

Новаторство в понимании объема и пространства в архитектуре: творчество Брунеллески.

Новаторская сущность творчества Донателло: «Давид» и «Кондотьер Гаттамелата». Воплощение гуманистического идеала в скульптуре. Сочетание монументальной декоративности и реалистического портрета в скульптуре.

Творчество Мазаччо. Овладение средствами линейной и воздушной перспективы. Фрески капеллы Бранкаччи.

Утонченность, хрупкость образов Боттичелли: «Весна», «Рождение Венеры».

Высокое Возрождение. Творческий путь Леонардо да Винчи. Характерные черты: философское осмысление жизни, создание обогащенного типа человеческой красоты: Мадонна Бенуа, Мадонна Литта. Философская глубина и композиционное решение темы «Тайной вечери».Глубина портретов Леонардо: «Автопортрет», «Джоконда». Значение творчества Леонардо.

Письменная работа по репродукциям.

Поиски в творчестве Рафаэля идеала гармонически развитого совершенного человека. Станцы Рафаэля «Сикстинская Мадонна». Значение творчества Рафаэля в развитии классического рисунка, композиции, портрета и монументальной живописи.

Творчество Микеланджело как наиболее яркое выражение идеалов Высокого Возрождения. Высокий гражданский пафос :«Давид», «Рабы», «Пьета»,ансамбль капеллы Медичи. Роспись Сикстинской капеллы. Архитектурные работы Микелеанжело. Значение его творчества.

Урок-семинар.

Сравнительная характеристика флорентийской и венецианской школ живописи.

Творчество Тициана. Блистательный колорит Тициана, передача радости и гармонии бытия. Тема страдания и гибели героя в позднем творчестве

Тициана как следствие общего кризиса Возрождения.

Джорджоне. Загадочность композиций художника.

Маньеризм. Возрождение идеалов эпохи Возрождения



Ш. Тематическое планирование

Разделы

Количество часов

1

2

3

Цветоведение.

Творчество

Пейзаж

Итого

5

2

10

17



5 класс

урока

Наименование разделов, тем

Количество часов

I

Цветоведение.

5

1

Основные характеристики цвета: цветовой тон, насыщенность цвета.

1

2

Восприятие цвета. Упражнения: «цвет – чувства».

1

3

4

Упражнения на смешивание красок («Волшебный цветок», «Осенний лист»).

2

5

6

Линии бывают разные.

2

7

8

Пейзаж

2

9

10

Морозный узор на окне.

2

11

12

Сказочная птица.

2

13

14

Как в пятне увидеть зверя?

2

15

16

Пейзаж «теплая гамма» (природа).

2

17


Пейзаж «холодная гамма» (городской).

1



6 класс

Разделы

Количество часов

1

2

3

Технические приемы.

Композиции.

Экзотические пейзажи

Итого

7

7

3

17

Тематическое планирование


урока

Наименование разделов, тем

Количество часов

I

Технические приемы

7

1

Осенний пейзаж утренний, ночной (техника «мазок»).

1

2

Зарисовки осенних веток с натуры

1

3

Упражнения: цветовой, тоновой и размерный акцент

1

4

5

Симметрия и асимметрия (бабочка и ракушка), витраж

2

6

7

Упражнения: перспектива (линейная, воздушная).

2

II.

Композиции.

7

8

«Деревья» (колорит).

1

9

10

Сундук с изумрудами

2

11

12

Фрукты.

2

13

14

Моя любимая сказка.

2

III.

Экзотические пейзажи

3

15

16

Весенний пейзаж

2

17


Экзотический пейзаж.

1





7 класс

урока

Наименование разделов, тем

Количество часов

1

Пластические (пространственные) виды искусства

1

2

Динамические (временные) виды искусства

1

3

Синтетические (зрелищные) виды искусства

1

4

Язык изобразительного искусства

1

5

Повторение изученного - основных этапов развития искусства древнего мира

1

6

7

Искусство Древней Греции

2

8

9

Искусство Востока

2

10

11

Искусство Древнего Рима

2

12

13

Искусство Византии

2

14

15

Романское и готическое искусство

2

16

17

Искусство Эпохи Возрождения

2





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!