Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
| УТВЕРЖДЕНО приказом № 45 от 31 августа 2020 г. |
Рабочая программа
учебного предмета «Родной русский язык»
в соответствии с ФГОС ООО
для 5-9 классов
Составитель:
Ананьева Анастасия Юрьевна
учитель русского языка и литературы
г. Воскресенск
2020 год
Рабочая программа по учебному предмету «Родной русский язык» для 6 класса составлена в соответствии с:
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, в редакции приказа Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 г. № 1644, от 31 декабря 2015 г № 1577);
Образовательной программой основного общего образования в соответствии с ФГОС ООО МОУ «СОШ №9»;
Авторской программой «Русский язык» (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский и др.]. —М.: Просвещение, 2016).
Примерной основной образовательной программой основного общего образования (одобрена Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию. Протокол заседания от 8 апреля 2015г. №1/15);
Примерной программой по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организация, реализующих программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию Протокол от 31 января 2018 года № 2/18) (О. М. Александрова, Л. А. Вербицкая, С. И. Богданов, Е. И. Казакова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко, В. Ю. Романова, Рябинина Л. А., Соколова О. В.).
Для реализации программного содержания используется учебник по предмету «Русский родной язык» 9 класс, авторы: Александрова О.М., Вербицкая Л.А., Богданов С.И., Казакова Е.И., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю. – М.: Просвещение. 2018.
В соответствии с учебным планом образовательной организации на изучение учебного предмета «Родной русского язык» отводится:
в 6в классе – 0,5 часа в неделю (17 часов в год, 34 учебные недели).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Родной русский язык»
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать
роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; ситуация речевого общения;
основные признаки стилей языка;
признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
основные единицы языка, их признаки;
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные) для данного периода обучения; нормы речевого этикета;
уметь
различать разговорную речь и другие стили;
определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи;
опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки. Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в VI классе.
По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
По связной речи. Составлять сложный план. Подробно, сжато и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания помещения, пейзажа и действий. Собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли. Описывать помещение, пейзаж, действия, составлять рассказ на основе услышанного и по воображению. Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Основные содержательные линии программы учебного предмета «Русский родной язык»
Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русского родного языка опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и литература», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы (блоки программы) соотносятся с основными содержательными линиями основного курса русского языка в образовательной организации, но не дублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированный характер.
В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки:
В первом блоке – «Язык и культура» – представлено содержание, изучение которого позволит раскрыть взаимосвязь языка и истории, языка и материальной и духовной культуры русского народа, национальнокультурную специфику русского языка, обеспечит овладение нормами русского речевого этикета в различных сферах общения, выявление общего и специфического в языках и культурах русского и других народов России и мира, овладение культурой межнационального общения.
Второй блок – «Культура речи» – ориентирован на формирование у учащихся ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни, повышение речевой культуры подрастающего поколения, практическое овладение культурой речи: навыками сознательного и произвольного использования норм русского литературного языка для создания правильной речи и конструирования речевых высказываний в устной и письменной форме с учётом требований уместности, точности, логичности, чистоты, богатства и выразительности; понимание вариантов норм; развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться ими.
В третьем блоке – «Речь. Речевая деятельность. Текст» – представлено содержание, направленное на совершенствование видов речевой деятельности в их взаимосвязи и культуры устной и письменной речи, развитие базовых умений и навыков использования языка в жизненно важных для школьников ситуациях общения: умений определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации; понимать, анализировать и создавать тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.
Содержание учебного предмета «Родной русский язык»
6 класс
Язык и культура (5 ч)
Краткая история русского литературного языка
Роль церковнославянского (старославянского) языка в развитии русского языка.
Диалекты как часть народной культуры.
Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира.
Национально-культурная специфика русской фразеологии.
Культура речи (5 ч)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
Синонимы и точность речи
Антонимы и точность речи.
Лексические омонимы и точность речи.
Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы имен существительных.
Речь. Речевая деятельность (7 ч)
Язык и речь.
Виды речевой деятельности.
Текст как единица языка и речи.
Разговорная речь.
Учебно-научный стиль.
Публицистический стиль.
Язык художественной литературы.
Учебно-тематический план
Название блока | Кол-во часов |
«Язык и культура» | 5 |
«Культура речи» | 5 |
«Речь. Речевая деятельность. Текст» | 7 |
ИТОГО | 17 |
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР __________/Белякова О.А./
«31» августа 2020 г.
СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО
учителей гуманитарных дисциплин,
рекомендуется к утверждению
протокол № 1 от «28» августа 2020 г.
Руководитель ШМО _____________ /Хуртина Л.А./