Приложение к Основной образовательной программе основного общего образования МБОУ «СОШ№2»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа
Ивантеевка Московской области "Средняя общеобразовательная школа №2"
Рабочая программа
по русскому родному языку
для 8 класса
базовый уровень
Составители:
Дегтярёва Л.Ю., Тетюхин С.Г., Киселева Н.С.
2021 / 2022 учебный год
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Русский родной язык» для 8 класса составлена на основе образовательной программы МБОУ «СОШ №2», примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования (протокол от 31.01.2018 года № 2/1. 8), учебника Александровой О.М., Загоровской О.В., Богданова С.И. и др. «Русский родной язык. 8 класс: учеб. Для общеобразоват. Организаций. — М.: Просвещение, 2020».
Программой предусматривается расширение и углубление межпредметного взаимодействия в обучении русскому родному языку не только в филологических образовательных областях, но и во всём комплексе изучаемых дисциплин естественнонаучного и гуманитарного циклов.
Школьный курс русского родного языка опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и литература», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы (блоки программы) соотносятся с основными содержательными линиями основного курса русского языка в образовательной организации, но не дублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированный характер.
Индивидуальные особенности обучающихся учитываются педагогом при выборе технологий и методов обучения при подготовке к уроку. Рабочая программа соответствует виду, миссии, целям и особенностям МБОУ «СОШ №2».
Результаты освоения учебного предмета
2.1. Личностные.
осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России);
осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовность и способность обучающихся к самопознанию, саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
понимание родного языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; анализ общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; об основных нормах русского литературного языка; способность обогащать свой словарный запас; формировать навыки анализа и оценки языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной и чужой речью;
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
формирование социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах (интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала);
формирование эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные, научные и публицистические тексты, отражающие разные этнокультурные традиции; эстетическое, эмоционально- ценностное видение окружающего мира;
способности к эмоционально- ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека.
2.2. Метапредметные.
самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
умению соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства и ресурсы для решения задачи и достижения цели;
составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения.
определять совместно с педагогом критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик результата;
2.3 Предметные результаты
владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, ресурсы Интернета;
владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);
понимать взаимосвязь языка, культуры и истории народа, говорящего на нём;
осознавать роль русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире;
осознавать роль русского родного языка в жизни человека;
осознавать язык как развивающегося явления, взаимосвязь исторического развития языка с историей общества;
понимать и истолковывать значения слов с национально-культурным компонентом, правильно употреблять их в речи;
понимать национальное своеобразие общеязыковых и художественных метафор, народных и поэтических слов – символов, обладающей традиционной метафорической образностью;
истолковывать значения фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом; комментировать истории происхождения таких фразеологических оборотов, уместно употреблять их в современных ситуациях речевого общения;
понимать и истолковывать значения пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; знать источники крылатых слов и выражений; правильное употреблять пословицы, поговорки, крылатые слова и выражения в современных ситуациях речевого общения;
характеризовать лексику с точки зрения происхождения: лексика исконно русская и заимствованная; понимать процессы заимствования лексики как результата взаимодействия национальных культур; характеризовать заимствования слов по языку – источнику, времени вхождения; понимать роль старославянского языка в развитии русского литературного языка;
понимать роль заимствованной лексики в современном русском языке; распознавать слов, заимствованных русским языком из языков народов России и мира; общим представлениям об особенностях освоения иноязычной лексики; целесообразно употреблять иноязычные слова;
понимать причины изменений в словарном составе языка, определять значения устаревших слов и неологизмов;
определять различия между литературным языком и диалектами; осознавать диалект как части народной культуры;
осознание изменений в языке как объективного процесса; понимание внешних и внутренних факторов языковых изменений; общее представление об активных процессах в современном русском языке;
использовать словари, учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностей строения его словарной статьи;
основным нормам русского литературного языка (орфоэпическим, лексическим, грамматическим, стилистическим), нормам речевого этикета при создании устных и письменных высказываний;
участвовать в беседе, споре, владение правилами корректного речевого поведения в споре;
создавать устные и письменные тексты описательного типа: определение, собственно описание, пояснение;
владеть различными видами устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации):
владеть различными видами слушания монологической речи, учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально- смысловых типов речи; различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, поисковым) учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;
умению дифференцировать и интегрировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных; классифицировать фактический материал по определённому признаку; выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связь между выявленными фактами;
соотносить части прослушанного и прочитанного текста: устанавливать причинно– следственные отношения, логические связи между абзацами и частями текста и определять средства их выражения; определять начало и конец темы; выявлять логический план текста;
проводить анализ прослушанного или прочитанного текста с точки зрения его композиционных особенностей, количества микротем; основных типов текстовых структур;
информационно перерабатывать прослушанный или прочитанный текст; работать с заголовком текста, оглавлением, списком литературы, примечаниями и т.д.; основными способами и средствами получения, перерабатывать и преобразовывать информацию (аннотация, конспект); использовать графики, диаграммы, схемы для представления информации;
правилам информационной безопасности при общении в социальных сетях;
использовать коммуникативные стратегии и тактики устного общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация, просьба, поздравление; сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.
строить устные учебно– научные сообщения (ответы на уроке) различных видов (ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-добавление, ответ группировка); принимать участие в учебно – научной дискуссии;
создавать устные и письменные тексты аргументативного типа (рассуждение, доказательство, объяснение) с использованием различных способов аргументации; оценивать причины неэффективной аргументации в учебно-научном общении;
создавать текст как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять реферат в письменной форме и представлять его в устной форме;
редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы.
3. Тематическое планирование с содержанием учебного предмета
На изучение предмета «Русский язык» в 8 классе в соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ №2» отводится 0,5 часа в неделю, итого 17 часов за учебный год, что является базовым изучением. В МБОУ «СОШ №2» курс вводится в первом полугодии, поэтому рабочая программа и КТП составлены из расчёта 1 час в неделю (17 часов в первом полугодии).
№ п/п | Наименование разделов | Кол-во часов | Элементы содержания | Планируемые предметные результаты с учётом рабочей программы воспитания | Практические и лабораторные работы, творческие и проектные работы, экскурсии и др. |
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
1 | Язык и культура | 5 | Исконно русская лексика и её особенности; собственно русские слова; старославянизмы и их приметы; ранние и поздние иноязычные заимствования; дисплейные и книжные тексты; нравственные формулы общения, формулы речевого этикета | Аргументировать основные положения о роли русского родного языка в современном мире. Участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета. Определять старославянизмы и их роль в русском литературном языке. Уместно использовать в своей речи иноязычную лексику. Соблюдать культурно-речевые нормы в тексте. | Оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления. Осуществлять речевой самоконтроль в практике речевого общения. Оценивать эстетическую сторону речевого высказывания собеседника и при анализе текстов художественной литературы. | |
2 | Культура речи | 4 | | | | |
| Орфоэпические нормы | | Основные орфоэпические нормы современного литературного языка. Понятие о варианте нормы. Равноправные и допустимые варианты произношения. Нерекомендуемые и неправильные варианты произношения. Типичные орфоэпические и акцентологические ошибки. | Различать равноправные и допустимые варианты произношения, нерекомендуемые и неправильные варианты произношения, правильно использовать орфоэпические нормы в письменной и устной речи. | Использовать полученные знания об орфоэпии, при решении орфоэпических и орфографических задач на практике | |
| Лексические нормы | | Термины, интернациональные словообразовательные элементы; точность словоупотребления, термины в переносном значении | Использовать основные стилистические ресурсы лексики и фразеологии русского языка; использовать словари, учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностей строения его словарной статьи; | Использовать изученные лексические группы слов для создания развёрнутых выразительных, образных устных и письменных текстов. ; | |
| Грамматические нормы | | Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Категория рода: род заимствованных несклоняемых имѐн существительных (шимпанзе, колибри, евро, авеню, салями и др.); род сложных существительных (плащ-палатка, диван – кровать и др.); род имѐн собственных (географических названий); род аббревиатур. Формы существительных мужского рода множественного числа с окончаниями – а(-я), -ы(-и), различающиеся по смыслу: корпуса (здания) – корпусы (туловища); образа (иконы) – образы (литературные); кондуктора (работники транспорта) – кондукторы (приспособление в технике); меха (выделанные шкуры) – мехи (кузнечные); соболя (меха) – соболи (животные). Трудные случаи согласования. | Находить грамматические, речевые ошибки и недочёты и исправлять их. Определять форму существительного, изменять существительные, правильно определять род. | Использовать полученные знания об основных грамматических нормах современного русского языка при решении орфографических задач на практике. | |
| Речевой этикет | | Речевой этикет. Правила речевого этикета: нормы и традиции. Устойчивые формы речевого этикета в общении. История этикетной формулы обращения в русском языке. Особенности употребления в качестве обращений собственных имѐн, названий людей по степени родства, по положению в обществе, по профессии, должности; по возрасту и полу. Речевая ситуация речевая агрессия. | Использовать в общении устойчивые формы речевого этикета, этикетные формулы обращения в русском языке | участвовать в беседе, споре, владение правилами корректного речевого поведения в той или иной речевой ситуации | |
3 | Речь. Текст. | 7 | | | | |
| Информация. Слушание как вид речевой деятельности. | | Информация, способы переработки информации, средства переработки информации, достоверность и полнота информации, форма представления информации, виды речевой деятельности, приёмы слушания. | Практическому владению способами восприятия, понимания информации и интерпретации текста в целях извлечения информации. Приёмам построения текста и развития основной мысли. Способам воздействия на читателя (слушателя): с помощью логических аргументов, ярких фактов, художественных образов. | Способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации | |
| Текст как единица языка и речи | | Текст как единица языка и речи. Текст и его основные признаки. Аргументация, виды аргументации; доказательство, структура доказательства, виды доказательства | Осознанному выбору средств выразительности на этапе оформления текста. Понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух; выделять основную мысль, структурные части исходного текста; писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей и типов); владение техникой чтения; умение выделять в тексте главную и второстепенную информацию; разбивать текст на смысловые части и составлять простой план | отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; владеть ознакомительным и изучающим видами чтения; прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация); умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения | |
| Функциональные разновидности языка | | Стили речи. Разговорная речь, самопрезентация, внутренняя речь, портфолио. Научный стиль речи, реферат, учебно-научная дискуссия. Язык художественной литературы. Жанр письма, композиция письма. | Различать типы речи, стили речи адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; создавать проекты и рефераты на заданную тему, создавать тексты в жанре письма. | Создавать высказывания, тексты, используя разные типы и стили речи. | |
4 | Систематизация. Обобщение. Повторение | 1 | | | | |
Итого | 17 | | | | |
4. Календарно-тематическое планирование
| № урока | Наименование разделов и тем | Количество часов | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения | |
| Язык и культура (5 часов) | |
| 1 | Исконно русская лексика и её особенности | 1 | 1 неделя | | |
| 2 | Старославянизмы и их роль в развитии русского литературного языка | 1 | 2 неделя | | |
| 3 | Иноязычные слова в разговорной речи, дисплейных текстах, современной публицистике. | 1 | 3 неделя | | |
| 4 | Речевой этикет в русской культуре и его основные особенности. | | 4 неделя | | |
| 5 | Русский человек в обращении к другим | 1 | 5 неделя | | |
| Культура речи (4 часа) | |
| 6 | Типичные орфоэпические и акцентологические ошибки в современной речи | 1 | 6 неделя | | |
| 7 | Нормы употребления терминов | 1 | 7 неделя | | |
| 8 | Трудные случаи согласования в русском языке | 1 | 8 неделя | | |
| 9 | Особенности современного речевого этикета | 1 | 9 неделя | | |
| Речь. Текст (8 часов) | |
| 1 | Информация: способы и средства её получения и переработки | 1 | 10 неделя | | |
| 11 | Слушание как вид речевой деятельности. Эффективные приёмы слушания | 1 | 11 неделя | | |
| 12 | Аргументация. Правила эффективной аргументации | 1 | 12 неделя | | |
| 13 | Доказательство и его структура. Виды доказательств | 1 | 13 неделя | | |
| 14 | Разговорная речь. Самопрезентация | 1 | 14 неделя | | |
| 15 | Научный стиль речи. Реферат. Учебно-научная дискуссия | 1 | 15 неделя | | |
| 16 | Язык художественной литературы. Сочинение в жанре письма | 1 | 16 неделя | | |
| 17 | Обобщение изученного. Итоговый урок. | 1 | 17 неделя | | |
Обсуждено на заседании ШМО. Протокол № _ от « » ____________ 2021г. Руководитель ШМО ___________ Миронова М.Е. | Согласовано. Зам.директора по УВР _________ Миронова М.Е. « »___________ 2021г. |