СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Родной русский язык. 8 класс"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа к учебнику Александровой О.М. "Просвещение" 2020 г.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Родной русский язык. 8 класс"»

Приложение к Основной образовательной программе основного общего образования МБОУ «СОШ№2»





Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа

Ивантеевка Московской области "Средняя общеобразовательная школа №2"







Рабочая программа
по русскому родному языку
для 8 класса

базовый уровень



Составители:

Дегтярёва Л.Ю., Тетюхин С.Г., Киселева Н.С.




2021 / 2022 учебный год

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Русский родной язык» для 8 класса составлена на основе образовательной программы МБОУ «СОШ №2», примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования (протокол от 31.01.2018 года № 2/1. 8), учебника Александровой О.М., Загоровской О.В., Богданова С.И. и др. «Русский родной язык. 8 класс: учеб. Для общеобразоват. Организаций. — М.: Просвещение, 2020».

Программой предусматривается расширение и углубление межпредметного взаимодействия в обучении русскому родному языку не только в филологических образовательных областях, но и во всём комплексе изучаемых дисциплин естественнонаучного и гуманитарного циклов.

Школьный курс русского родного языка опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и литература», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы (блоки программы) соотносятся с основными содержательными линиями основного курса русского языка в образовательной организации, но не дублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированный характер.

Индивидуальные особенности обучающихся учитываются педагогом при выборе технологий и методов обучения при подготовке к уроку. Рабочая программа соответствует виду, миссии, целям и особенностям МБОУ «СОШ №2».

  1. Результаты освоения учебного предмета

2.1. Личностные.

  • осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России);

  • осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;

  • готовность и способность обучающихся к самопознанию, саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • понимание родного языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; анализ общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; об основных нормах русского литературного языка; способность обогащать свой словарный запас; формировать навыки анализа и оценки языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями;

  • осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

  • достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной и чужой речью;

  • формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • формирование социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах (интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала);

  • формирование эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные, научные и публицистические тексты, отражающие разные этнокультурные традиции; эстетическое, эмоционально- ценностное видение окружающего мира;

  • способности к эмоционально- ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека.


2.2. Метапредметные.

  • самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

  • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

  • умению соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства и ресурсы для решения задачи и достижения цели;

  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения.

  • определять совместно с педагогом критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

  • вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик результата;


2.3 Предметные результаты

  • владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, ресурсы Интернета;

  • владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);

  • понимать взаимосвязь языка, культуры и истории народа, говорящего на нём;

  • осознавать роль русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире;

  • осознавать роль русского родного языка в жизни человека;

  • осознавать язык как развивающегося явления, взаимосвязь исторического развития языка с историей общества;

  • понимать и истолковывать значения слов с национально-культурным компонентом, правильно употреблять их в речи;

  • понимать национальное своеобразие общеязыковых и художественных метафор, народных и поэтических слов – символов, обладающей традиционной метафорической образностью;

  • истолковывать значения фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом; комментировать истории происхождения таких фразеологических оборотов, уместно употреблять их в современных ситуациях речевого общения;

  • понимать и истолковывать значения пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; знать источники крылатых слов и выражений; правильное употреблять пословицы, поговорки, крылатые слова и выражения в современных ситуациях речевого общения;

  • характеризовать лексику с точки зрения происхождения: лексика исконно русская и заимствованная; понимать процессы заимствования лексики как результата взаимодействия национальных культур; характеризовать заимствования слов по языку – источнику, времени вхождения; понимать роль старославянского языка в развитии русского литературного языка;

  • понимать роль заимствованной лексики в современном русском языке; распознавать слов, заимствованных русским языком из языков народов России и мира; общим представлениям об особенностях освоения иноязычной лексики; целесообразно употреблять иноязычные слова;

  • понимать причины изменений в словарном составе языка, определять значения устаревших слов и неологизмов;

  • определять различия между литературным языком и диалектами; осознавать диалект как части народной культуры;

  • осознание изменений в языке как объективного процесса; понимание внешних и внутренних факторов языковых изменений; общее представление об активных процессах в современном русском языке;

  • использовать словари, учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностей строения его словарной статьи;

  • основным нормам русского литературного языка (орфоэпическим, лексическим, грамматическим, стилистическим), нормам речевого этикета при создании устных и письменных высказываний;

  • участвовать в беседе, споре, владение правилами корректного речевого поведения в споре;

  • создавать устные и письменные тексты описательного типа: определение, собственно описание, пояснение;

  • владеть различными видами устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации):

  • владеть различными видами слушания монологической речи, учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально- смысловых типов речи; различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, поисковым) учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;

  • умению дифференцировать и интегрировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных; классифицировать фактический материал по определённому признаку; выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связь между выявленными фактами;

  • соотносить части прослушанного и прочитанного текста: устанавливать причинно– следственные отношения, логические связи между абзацами и частями текста и определять средства их выражения; определять начало и конец темы; выявлять логический план текста;

  • проводить анализ прослушанного или прочитанного текста с точки зрения его композиционных особенностей, количества микротем; основных типов текстовых структур;

  • информационно перерабатывать прослушанный или прочитанный текст; работать с заголовком текста, оглавлением, списком литературы, примечаниями и т.д.; основными способами и средствами получения, перерабатывать и преобразовывать информацию (аннотация, конспект); использовать графики, диаграммы, схемы для представления информации;

  • правилам информационной безопасности при общении в социальных сетях;

  • использовать коммуникативные стратегии и тактики устного общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация, просьба, поздравление; сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.

  • строить устные учебно– научные сообщения (ответы на уроке) различных видов (ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-добавление, ответ группировка); принимать участие в учебно – научной дискуссии;

  • создавать устные и письменные тексты аргументативного типа (рассуждение, доказательство, объяснение) с использованием различных способов аргументации; оценивать причины неэффективной аргументации в учебно-научном общении;

  • создавать текст как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять реферат в письменной форме и представлять его в устной форме;

  • редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы.



3. Тематическое планирование с содержанием учебного предмета

На изучение предмета «Русский язык» в 8 классе в соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ №2» отводится 0,5 часа в неделю, итого 17 часов за учебный год, что является базовым изучением. В МБОУ «СОШ №2» курс вводится в первом полугодии, поэтому рабочая программа и КТП составлены из расчёта 1 час в неделю (17 часов в первом полугодии).


п/п

Наименование разделов

Кол-во часов

Элементы содержания

Планируемые предметные результаты с учётом

рабочей программы воспитания

Практические и

лабораторные

работы, творческие и

проектные работы,

экскурсии и др.

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

1

Язык и культура

5

Исконно русская лексика и её особенности; собственно русские слова; старославянизмы и их приметы; ранние и поздние иноязычные заимствования; дисплейные и книжные тексты; нравственные формулы общения, формулы речевого этикета

Аргументировать основные положения о роли русского родного языка в современном мире.

Участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета.

Определять старославянизмы и их роль в русском литературном языке.

Уместно использовать в своей речи иноязычную лексику.

Соблюдать культурно-речевые нормы в тексте.

Оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления. Осуществлять речевой самоконтроль в практике речевого общения.

Оценивать эстетическую сторону речевого высказывания собеседника и при анализе текстов художественной литературы.



2

Культура речи

4






Орфоэпические нормы


Основные орфоэпические нормы современного литературного языка. Понятие о варианте нормы. Равноправные и допустимые варианты произношения. Нерекомендуемые и неправильные варианты произношения. Типичные орфоэпические и акцентологические ошибки.

Различать равноправные и допустимые варианты произношения, нерекомендуемые и неправильные варианты произношения, правильно использовать орфоэпические нормы в письменной и устной речи.

Использовать полученные знания об орфоэпии, при решении орфоэпических и орфографических задач на практике



Лексические нормы


Термины, интернациональные словообразовательные элементы; точность словоупотребления, термины в переносном значении

Использовать основные стилистические ресурсы лексики и фразеологии русского языка;

использовать словари, учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностей строения его словарной статьи;


Использовать изученные лексические группы слов для создания развёрнутых выразительных, образных устных и письменных текстов.

;



Грамматические нормы


Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Категория рода: род заимствованных несклоняемых имѐн существительных (шимпанзе, колибри, евро, авеню, салями и др.); род сложных существительных (плащ-палатка, диван – кровать и др.); род имѐн собственных (географических названий); род аббревиатур.

Формы существительных мужского рода множественного числа с окончаниями – а(-я), -ы(-и), различающиеся по смыслу: корпуса (здания) – корпусы (туловища); образа (иконы) – образы (литературные); кондуктора (работники транспорта) – кондукторы (приспособление в технике); меха (выделанные шкуры) – мехи (кузнечные); соболя (меха) – соболи (животные). Трудные случаи согласования.

Находить грамматические, речевые ошибки и недочёты и исправлять их. Определять форму существительного, изменять существительные, правильно определять род.

Использовать полученные знания об основных грамматических нормах современного русского языка при решении орфографических задач на практике.



Речевой этикет


Речевой этикет. Правила речевого этикета: нормы и традиции. Устойчивые формы речевого этикета в общении. История этикетной формулы обращения в русском языке. Особенности употребления в качестве обращений собственных имѐн, названий людей по степени родства, по положению в обществе, по профессии, должности; по возрасту и полу. Речевая ситуация речевая агрессия.

Использовать в общении устойчивые формы речевого этикета, этикетные формулы обращения в русском языке

участвовать в беседе, споре, владение правилами корректного речевого поведения в той или иной речевой ситуации


3

Речь. Текст.

7






Информация. Слушание как вид речевой деятельности.


Информация, способы переработки информации, средства переработки информации, достоверность и полнота информации, форма представления информации, виды речевой деятельности, приёмы слушания.

Практическому владению способами восприятия, понимания информации и интерпретации текста в целях извлечения информации.

Приёмам построения текста и развития основной мысли.


Способам воздействия на читателя (слушателя): с помощью логических аргументов, ярких фактов, художественных образов.


Способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации




Текст как единица языка и речи


Текст как единица языка и речи. Текст и его основные признаки. Аргументация, виды аргументации; доказательство, структура доказательства, виды доказательства

Осознанному выбору средств выразительности на этапе оформления текста.

Понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;

выделять основную мысль, структурные части исходного текста;

писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей и типов);

владение техникой чтения; умение выделять в тексте главную и второстепенную информацию;

разбивать текст на смысловые части и составлять простой план

отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;

прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника;

умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения



Функциональные разновидности языка


Стили речи. Разговорная речь, самопрезентация, внутренняя речь, портфолио. Научный стиль речи, реферат, учебно-научная дискуссия. Язык художественной литературы. Жанр письма, композиция письма.

Различать типы речи, стили речи

адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; создавать проекты и рефераты на заданную тему, создавать тексты в жанре письма.


Создавать высказывания, тексты, используя разные типы и стили речи.


4

Систематизация. Обобщение. Повторение

1





Итого

17





4. Календарно-тематическое планирование


урока


Наименование разделов и тем

Количество часов

Плановые сроки

прохождения

Скорректированные сроки

прохождения



Язык и культура (5 часов)



1

Исконно русская лексика и её особенности

1

1 неделя




2

Старославянизмы и их роль в развитии русского литературного языка

1

2 неделя




3

Иноязычные слова в разговорной речи, дисплейных текстах, современной публицистике.

1

3 неделя




4

Речевой этикет в русской культуре и его основные особенности.


4 неделя




5

Русский человек в обращении к другим

1

5 неделя




Культура речи (4 часа)



6

Типичные орфоэпические и акцентологические ошибки в современной речи

1

6 неделя




7

Нормы употребления терминов

1

7 неделя




8

Трудные случаи согласования в русском языке

1

8 неделя




9

Особенности современного речевого этикета

1

9 неделя




Речь. Текст (8 часов)




1

Информация: способы и средства её получения и переработки

1

10 неделя




11

Слушание как вид речевой деятельности. Эффективные приёмы слушания

1

11 неделя




12

Аргументация. Правила эффективной аргументации

1

12 неделя




13

Доказательство и его структура. Виды доказательств

1

13 неделя




14

Разговорная речь. Самопрезентация

1

14 неделя




15

Научный стиль речи. Реферат. Учебно-научная дискуссия

1

15 неделя




16

Язык художественной литературы. Сочинение в жанре письма

1

16 неделя




17

Обобщение изученного. Итоговый урок.

1

17 неделя




Обсуждено на заседании ШМО.

Протокол № _ от « » ____________ 2021г.

Руководитель ШМО

___________ Миронова М.Е.



Согласовано.

Зам.директора по УВР

_________ Миронова М.Е.

« »___________ 2021г.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!