СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа с календарно - тематическим планированием по музыке 4 класс

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа с календарно - тематическим планированием по музыке 4 класс»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ПЕРМИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 55 ИМЕНИ ДВАЖДЫ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Г.Ф.СИВКОВА» г. ПЕРМИ




СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

Методическим советом приказом № 059-08/70-01-06 /4-369

Протокол от 30.08.2022 № 17









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по Музыке

для 4 класса

2022-2023 г.



Составитель:

Усынина Т. А.

учитель музыки




Пермь, 2022






Пояснительная записка


Рабочая программа по музыке для 4 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.


Примерной программы начального образования по музыке и содержания программы «Музыка» для 1-4 классов авторов Е.Д.Критской и Г.П.Сергеевой и основными положениями художественно-педагогической концепции Д.Б.Кабалевского.

Рабочая программа учебного курса музыка составлена на основании ООП ООО МАОУ «СОШ № 55» на 2022-2023 уч.г;


Цель массового музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духов­ного потенциала подрастающего поколения.

Задачи музыкального образования младших школьников:

  • воспитание интереса, эмоционально-ценностного отно­шения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближне­му, к своему народу, к Родине; уважения к истории, тради­циям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем мно­гообразии его форм и жанров;

  • воспитание чувства музыки как основы музыкальной гра­мотности;

  • « развитие образно-ассоциативного мышления детей, му­зыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувство­ванного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;

  • накопление тезауруса — багажа музыкальных впечатле­ний, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музициро­вания, хорового исполнительства на основе развития певчес­кого голоса, творческих способностей в различных видах му­зыкальной деятельности.

Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю для обязательного изучения учебного предмета «Музыка», всего- 34 часа, в том числе 2 обобщающих урока. Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи.


Основное содержание учебного предмета

Содержание программы базируется на художественно-об­разном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального ис­кусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произве­дений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в дан­ной программе является введение ребенка в мир музыки че­рез интонации, темы и образы русской музыкальной культу­ры — «от родного порога», по выражению народного худож­ника России Б.М. Йеменского, в мир культуры других народов. Это оказывает позитивное влияние на формирова­ние семейных ценностей, составляющих духовное и нрав­ственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искус­ства разных народов мира, в котором находят отражение фак­ты истории, отношение человека к родному краю, его при­роде, труду людей, предполагает изучение основных фольк­лорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологи­ческом подходе, который дает возможность учащимся осваи­вать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.

Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его свя­зях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытова­ния в окружающем мире, специфики воздействия на духов­ный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики ис­кусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.

Критерии отбора музыкального материала в данную про­грамму заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского — это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообраз­ность.

Основными методическими принципами программы яв­ляются: увлеченность, триединство деятельности композито­ра — исполнителя — слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру.

Освоение музыкального материала, включенного в про­грамму с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус.

Виды музыкальной деятельности разнообразны и на­правлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Пости­жение одного и того же музыкального произведения подразу­мевает различные формы общения ребенка с музыкой. В ис­полнительскую деятельность входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально ­ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкаль­ной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

Помимо этого, дети проявляют творческое начало в раз­мышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбив­шихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и деко­раций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в состав­лении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в до­машнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочи­нений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др.

В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении да­ют возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкально­го искусства, что формирует у младших школьников универ­сальные учебные действия.

Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музы­кальные произведения. Названия разделов являются выраже­нием художественно-педагогической идеи блока уроков, чет­верти, года.

Творческий подход учителя музыки к данной программе — залог успеха его музыкально-педагогической деятельности.

Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодо­творной взаимосвязь образования, культуры и искусства.

Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и уме­ний, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.

Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на лич­ностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьни­ков через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Уже на начальном этапе постиже­ния музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного станов­ления, развивает способность сопереживать, встать на пози­цию другого человека, вести диалог, участвовать в обсужде­нии значимых для человека явлений жизни и искусства, про­дуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальней­шему овладению различными видами музыкальной деятель­ности и организации своего культурно-познавательного досуга.

Содержание обучения ориентировано на целенаправлен­ную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, ком­муникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную кар­тину мира.

Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музы­кальная картина мира».

Музыка в жизни человека. Истоки возникновения му­зыки. Рождение музыки как естественное проявление челове­ческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы, на­строений, чувств и характера человека.

Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жан­ров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфо­ния, концерт, сюита, кантата, мюзикл.

Отечественные народные музыкальные традиции. Народ­ное творчество России. Музыкальный и поэтический фольк­лор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.

Основные закономерности музыкального искусства.

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей.

Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация — источник музыкальной речи. Основные сред­ства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, ди­намика, тембр, лад и др.).

Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор — исполнитель — слу­шатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях компо­зиторов, ее выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.

Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художест­венных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст).

Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Формы од­ночастные, двух- и трехчастные, вариации, рондо и др.

Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллек­тивы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио- и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (СО, ОУО).

Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, сме­шанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфоничес­кий, духовой, народных инструментов.

Народное и профессиональное музыкальное творчество раз­ных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.

Личностные, метапредметные и предметные результаты учащихся

В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны при­обрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

  • чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и националь­ной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских компо­зиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;

  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, националь­ных стилей;

  • умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их пони­мание и оценка — умение ориентироваться в культурном мно­гообразии окружающей действительности, участие в музы­кальной жизни класса, школы, города и др.;

  • уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учите­лем и сверстниками;

  • ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, шко­лы, города и др.;

  • формирование этических чувств доброжелательности

и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • развитие музыкально-эстетического чувства, проявляю­щего себя в эмоционально-ценностном отношении к искус­ству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированное универсальных учебных действий учащих­ся, проявляющихся в познавательной и практической дея­тельности:

  • овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществле­ния в разных формах и видах музыкальной деятельности;

  • освоение способов решения проблем творческого и по­искового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания со­держания музыкальных образов; определять наиболее эффек­тивные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

  • продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-твор­ческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешколь­ной музыкально-эстетической деятельности;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих, музыкально-твор­ческих возможностей;

  • овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответ­ствии с целями и задачами деятельности;

  • приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направ­лений в соответствии с задачами коммуникации;

  • формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе инто­национно-образного и жанрового, стилевого анализа музы­кальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;

  • умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презен­тации, работу с интерактивной доской и т. п.).

Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:

  • формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

  • формирование общего представления о музыкальной картине мира;

  • знание основных закономерностей музыкального искус­ства на примере изучаемых музыкальных произведений;

  • формирование основ музыкальной культуры, в том чис­ле на материале музыкальной культуры родного края, разви­тие художественного вкуса и интереса к музыкальному искус­ству и музыкальной деятельности;

  • формирование устойчивого интереса к музыке и различ­ным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

  • умение воспринимать музыку и выражать свое отноше­ние к музыкальным произведениям;

  • умение эмоционально и осознанно относиться к музы­ке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержа­ние, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;

  • умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музы­кальная картина мира».

Музыка в жизни человека. Истоки возникновения му­зыки. Рождение музыки как естественное проявление челове­ческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы, на­строений, чувств и характера человека.

Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жан­ров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфо­ния, концерт, сюита, кантата, мюзикл.

Отечественные народные музыкальные традиции. Народ­ное творчество России. Музыкальный и поэтический фольк­лор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.

Основные закономерности музыкального искусства.

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей.

Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация — источник музыкальной речи. Основные сред­ства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, ди­намика, тембр, лад и др.).

Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор — исполнитель — слу­шатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях компо­зиторов, ее выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.

Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художест­венных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст).

Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Формы од­ночастные, двух- и трехчастные, вариации, рондо и др.

Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллек­тивы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио- и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (СО, ОУО).

Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, сме­шанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфоничес­кий, духовой, народных инструментов.

Народное и профессиональное музыкальное творчество раз­ных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.



Требования к уровню подготовки учащихся

4 класс

  • расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой разных народов, стилей, композиторов;

  • выявление характерных особенностей русской музыки (народной и профессиональной) в сравнении с музыкой других народов и стран;

  • воспитание навыков эмоционально-осознанного восприятия музыки, умения анализировать ее содержание, форму, музыкальный язык на интонационно-образной основе;

  • расширение представлений о взаимосвязи музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр) и развитие на этой основе ассоциативно-образного мышления учащихся и творческих способностей;

  • развитие умения давать личностную оценку музыке, умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства.

  • совершенствование умений и навыков музыкально-творческой деятельности.


Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 4 класса обучающиеся должны уметь:


- продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;

- воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;

- проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов;

- высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;

- продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;

- эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;

- показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;

- выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование);

- передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее;

- охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;

-продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;

- определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;

- использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;

- узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;

- исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).


Критерии и нормы оценки предметных результатов обучающихся

применительно к различным формам контроля

по музыке

Слушание музыки.

На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения, давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности, умение сравнивать, обобщать; знание музыкальной литературы.

Учитывается:

-степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через средства музыкальной выразительности;

-самостоятельность в разборе музыкального произведения;

-умение учащегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на основе полученных знаний.

Оценка «5» ставится, если:

-дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ

самостоятельный.

Оценка «4» ставится, если:

- ответ правильный, но неполный:

- дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими вопросами учителя.

Оценка «3» ставится, если:

-ответ правильный, но неполный, средства музыкальной

выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя.

Оценка «2» ставится, если:

- ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.

Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.


Хоровое пение.

Для оценивания качества выполнения учениками певческих заданий необходимо предварительно провести индивидуальное прослушивание каждого ребёнка, чтобы иметь данные о диапазоне его певческого голоса.

Учёт полученных данных, с одной стороны, позволит дать более объективную оценку качества выполнения учеником певческого задания, с другой стороны, учесть при выборе задания индивидуальные особенности его музыкального развития и, таким образом, создать наиболее благоприятные условия опроса. Так, например, предлагая ученику

исполнить песню, нужно знать рабочий диапазон его голоса и, если он не соответствует диапазону песни, предложить ученику исполнить его в другой, более удобной для него тональности или исполнить только фрагмент песни: куплет, припев, фразу.

Оценка «5» ставится, если:

-наблюдается знание мелодической линии и текста песни;

-чистое интонирование и ритмически точное исполнение;

-выразительное исполнение.

Оценка «4» ставится, если:

-наблюдается знание мелодической линии и текста песни;

- в основном чистое интонирование, ритмически правильное;

- пение недостаточно выразительное.

Оценка «3» ставится, если:

-допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни; -неуверенное и не вполне точное, иногда фальшивое исполнение, есть

ритмические неточности;

- пение не выразительное.

Оценка «2» ставится, если:

-исполнение не уверенное, фальшивое.


Выполнение тестовых заданий оценивается следующим образом:

Оценка «5» ставится, если верно выполнено 86-100% заданий;

Оценка «4» ставится, если верно выполнено 71-85 заданий;

Оценка «3» ставится, если верно выполнено 40-70% заданий;

Оценка «2» ставится, если верно выполнено менее 40% заданий






Перечень учебно-методического и электронного обеспечения Учебно-методический комплект ориентирован на использование

  • Учебник «Музыка» 4 класс Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.; М. «Просвещение», 2012.

  • Тетрадь «Музыка» 4 класс Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.; М. «Просвещение», 2012.

  • Фонохрестоматия «Музыка» 4 класс М. «Просвещение», 2002.

  • Методическое пособие «Музыка 1-4 класс» Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.; М. «Просвещение», 2010.

  • Мультимедийная программа «Музыкальный класс» 000 «Нью Медиа Дженерейшн»., 2005

  • Мультимедийная программа «Музыкальные инструменты» 000 «Нью Медиа Дженерейшн», 2005

  • Электронное пособие «Праздничный календарь с музыкальным приложением» 2 компакт- диска Изд-во «Учитель» Волгоград.:2008.

  • Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

  • Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

  • Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/

  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов- http:// fcior.edu.ru/



Список литературы

  • Аверкин А. «С песней по России», Изд-во «Советская Россия», М.: 1969 .

  • Булучевский Ю. , В.Фомин, Краткий музыкальный словарь для учащихся, Изд-во «Музыка» Ленинград, 1986

  • Киселева Г. « Песни для детей и не только…» сборник песен. Педобщество России , Саратов, 2006

  • Кошмина И. « Владимир Шаинский и его песни» Изд-во «Музыка» М.:1986.

  • Малахова М. «Рождественские праздники в школе» Изд-во «Учитель» Волгоград, 2005

  • Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах.,Изд-во «Советский композитор» М.: 1086

  • «Музыка в школе» №4,5,6, Научно-методический журнал, Изд-во «Музыка в школе» М.: 2004

  • «Праздники, музыкальное сопровождение и оформление» Изд-во « Учитель» Волгоград, 1997

  • Фадин В.В. «Музыка 1-7 классов» Изд-во «Учитель» Волгоград., 1997

Календарно-тематический план 4 класс

Дата

Тема урока

(тип урока)

Кол-во часов

Элементы содержания

Основные виды учебной деятельности

ИМО

Домашнее задание

план

факт









Предметные УУД

Метапредмет-ные УУД

Личностные УУД



РОССИЯ-РОДИНА МОЯ - 3 часа



1



Мелодия (Вводный)

1

Общность сюжетов, тем, интонаций народной музыки и музыки С.В.Рахманинова, М.П.Мусоргского, П.И.Чайковского

-Концерт №3 для фор-но с оркестром С.В.Рахманинова,

-« Ты, река ль моя, реченька», рус.нар.песня;

-«Песня о России» В.Локтева;

-«Школьный корабль» Г.Струве, К.Ибряева

Знать понятия: народная и композиторская музыка, мелодия.

-внимательно слушать и запоминать названия и авторов произведений.

Уметь проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки




Проникаться эмоциональным содержанием музыки



Аудиокас-сеты для 4 класса



2



«Что не выразишь словами, звуком на душу навей» (Сообщение и усвоение новых знаний)

1

Вокализ, его отличительные особенности от песни и романса. Глубина чувств выраженная в вокализе

-«Вокализ» С.В.Рахманинова (сопрано);

-«Школьный корабль» Г.Струве;

-«Все начинается со школьного звонка» Я.Дубравина, В.Суслова

Знать понятия: вокализ, песня, романс, вокальная музыка

Подбирать ассоциативные ряды художественным произведениям различных видов искусства.



Уметь размышлять о музыке.

применять вокально-хоровые знания на практике Оценивать собственную музыкально-творчес­кую деятельность


Сочинить мелодию или песню на стихи любимого поэта. Биография Рахманинова


3



Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности (Расширение и углубления знаний)

1

Как складываются народные песни. Жанры народных песен, их особенности. Обсуждение: как складывается народная песня. Какие жанры народных песен знают дети

-«Колыбельная» обработка А.Лядова;

-« У зори-то, у зореньки», рус.нар.песня;

«Солдатушки, бравы

ребятушки», рус. Нар. Песня;

-«Милый мой хоровод», рус.нар.песня;

-«А мы просо сеяли», рус.нар.песня

Знать жанры народных песен и их особенности


Уметь отвечать на проблемные вопросы;

-размышлять о музыке


применять вокально-хоровые знания на практике

Аудиокас-сеты для 4 класса


Нарисовать рисунок по теме


«О РОССИИ ПЕТЬ, ЧТО СТРЕМИТЬСЯ В ХРАМ» - 3 часа




4, 5



« Я пойду по полю белому…» «На великий праздник собралася Русь!» (Расширение и углубления знаний)

2

Патриотическая тема в кантате С.С.Прокофьева «Александр Невский». Горестные последствия боя.

-«Вставайте, люди русские!» (№4) -«Мертвое поле» (№6) из кантаты «Александр Невский» С.С.Прокофьева;

-«Школьный корабль» Г.Струве;

-«Родные места» Ю.Антонова, М. Пляцковского

Знать понятия: кантата, хор, меццо-сопрано, народная и композиторская музыка, опера, кант.

Сравнивать музыкальные образы народных и церковных праздников.



Сопоставлять выразительные особенности язы­ка музыки, живописи, иконы, фрески, скульптуры. Уметь проводить Интонационно-образный анализ прослушанной музыки

-определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях



Рассуждать о значении колокольных звонов и колокольности в музыке русских композиторов. Петь легко, свободно, уметь правильно дышать.

Аудиокас-сеты для 4 класса

Изображе-ние горестных последствий войны, разлуки с близкими в песенном фольклоре Националь-но-патриоти-ческие идеи в песенно-музыкаль-ном творчестве

Выучить текст песни


6



Святые земли Русской (Расширение и углубления знаний)

1

Святые земли Русской: княгиня Ольга, князь Владимир, Илья Муромец. Стихира русским святым. Величание. Былина.

-«Земля русская» , стихиры русским богатырям;

-«Былина об Илье Муромце», былинный напев;

-симфония №2 («Богатырская») А.Бородина;

-«Родные места» Ю. Антонова, М.Пляцковского

Знать понятия: имена святых, их житие, подвиги русских святых, стихира, величание


Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки


узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов

Аудиокас-сеты для 4 класса

ИКТ- Репродукция картины В.Васнецо-ва «Богатыри»

Презентации по теме, сообщения.


ДЕНЬ ПОЛНЫЙ СОБЫТИЙ» - 5часов




7



« Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…» (Сообщение и усвоение новых знаний. Интегрированный)

1

Образ осени в поэзии А.С.Пушкина и в музыке русских композиторов. Лирика в поэзии и музыке

-«В деревне» М.П.Мусоргского

-«Пастораль», «Осень» из музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина «Метиель» Г.Свиридова;

-«Осенняя песня» из форт. Цикла «Времена года» П.И.Чайковского;

-«Родная песенка» Ю.Чичкова, К.Ибряев

Знать понятия: лад (мажор, минор).

Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки русских композиторов и поэ­зии А. Пушкина Понимать особенности построения (формы) музыкальных и литературных произведений.


Уметь сопоставлять поэтические и музыкальные произведения

Анализировать и обобщать жанрово-стилисти­ческие особенности музыкальных произведений.

Определять виды музыки, сопоставлять музы­кальные образы в звучании различных музыкаль­ных инструментов.


Проявлять навыки вокально-хоровой деятельности, исполнять на легатто, нон легатто, правильно распределять дыхание по фразам. Распознавать их художественный смысл.

Интонационно осмысленно исполнять сочине­ния разных жанров и стилей.


Аудиокас-сеты для 4 класса


Вспомнить стихотворения А.С.Пушкина




8



« Что за прелесть эти сказки…» (Интегрированный)

1

Образы пушкинских сказок в музыке русских композиторв. «Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкина и опреа Н.А.Римского-Корсакова. Музыкальная живопись

-«Сказочка» из альбома «Детская музыка» С.Прокофьева;

-«Три чуда», оркестровое вступление ко 2-картине 4 дейст. Из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А.Римского-Корсакова;

-«Родная песенка» Ю.Чичкова, К.Ибряева

Знать понятия: регистр, опера, тембр.

Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов


Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки

Передавать настроение музыки и его изменение в пении.

ЦОР – «Сказка о царе Салтане»

Аудиокас-сеты для 4 класса


Вспомнить сказки А.С.Пушкина




9



Музыка ярмарочных гуляний (Расширение и углубления знаний)

1

Музыка ярмарочных гуляний: народные песни, наигрыши, обработка народной музыки

-«Девицы, красавицы»,

-« Уж как по мосту, мосточку» из оперы «ЕвгенийОнегин» П.И.Чайковского

-«Все сбывается на свете» Е.Крылатова

Знать понятия: жанры народной музыки


Анализировать и обобщать жанрово-стилисти­ческие особенности музыкальных произведений

Уметь определять на слух основные жанры музыки;

-проявлять навыки вокально-хоровой деятельности

ЦОР

Аудиокас-сеты для 4 класса


Вспомнить русские народные песни, которые использовали композиторы




10

11



Святогорский монастырь.

«Приют сияньем муз одетый…» (Сообщение и усвоение новых знаний.)

2

Музыка, связанная со Святогорским монастырем. Колокольные звоны. Вступление к опере М.П.Мусоргского « Борис Годунов» Музыка Тригорского ( Пушкинские горы). Картины природы в романсе «Венецианская ночь» М.И.Глинка

Знать понятие опера, романс, дуэт, ансамбль

Анализировать и обобщать жанрово-стилисти­ческие особенности музыкальных произведений

Проводить интонационно-образный анализ музыки

Аудиокас-сеты для 4 класса


Придумать программу музыкаль-ного вечера




«ГОРИ, ГОРИ ЯСНО, ЧТОБЫ НЕ ПОГАСЛО!» -3 часа




12



Композитор- имя ему народ (Расширение и углубления знаний)

1

Народная песня- летопись жизни народа, ее интонационная выразительность. Песни разных народов. Музыка в народном стиле

-«Реченька», белорусская народная песня, обработка А.Свешникова;

-«Солнце, в дом войди», грузинская нар. Песня, обр.Д. Аракишвили;

-«Вишня», японская нар. Песня

-«Аисты», узбекская народная песня;

-русские народные наигрыши


Знать понятия: народная музыка, музыка в народном стиле. Различать тембры народных музыкал. инструментов и оркестров.

Знать народные обычаи, обряды, осей проведения народных праздников.


Исследовать историю создания музы инструментов.



Осуществлять опыты импровизации на предлагаемые тексты.

Овладевать приемами мелодического подпевания, ритмического вождения.

Рассуждать о значении музыки.

ЦОР

Аудиокас-сеты для 4 класса

Музыкаль-ный фольклор и отражение в нем важнейших событий истории

Вспомнить знакомые русские народные песни




13



Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов (Расширение и углубления знаний)

1

Многообразие народных инструментов. История возникновения первых музыкальных инструментов. Состав оркестра русских народных инструментов. Ведущие инструменты оркестра.

-«Светит месяц», р.н.п.;

-«Камаринская» из фор-го цикла «Детский альбом» П.И.Чайковского;

«Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова;

-«Все сбывается на свете» Е.Крылатова

Знать понятия: тембра народных инструментов, состав и ведущие инструменты оркестра


Уметь отмечать звучание различных музыкальных инструментов

-передавать настроение музыки и ее изменения в пении


правильно дышать при пении, распределять дыхание, следить за четкой дикцией

Аудиокас-сеты для 4 класса


Вспомнить норвеж-скую народную песню «Волшеб-ный смычок»




14



О музыке и музыкантах (Расширение и углубления знаний)

1

Мифы, легенды, предания и сказки о музыке и музыкантах

Уметь приводить примеры литературного фольклора о музыке и музыкантах





Аудиокас-сеты для 4 класса


Повторить слова песни




В КОНЦЕРТНОМ ЗАЛЕ – 4 часа




15



Музыкальные инструменты (Расширение и углубления знаний)

1

Музыкальные инструменты: скрипка и виолончель. Струнный квартет. Музыкальный жанр- ноктюрн. Музыкальная форма –вариация

-«Ноктюрн» из оперы «Князь Игорь» А.П.Бородина;

-фрагмент Струнного квартета А.П.Бородина;

-« Музыкант» Б.Окуджавы;

-«Тонкая рябина», вариации на тему р.н.п.

Знать понятия: ноктюрн, квартет, вариации.

Определять и соотносить различные по

смыслу интонации (выразительные и изобразите.

Распознавать художественный смысл различ­ных музыкальных форм.

Передавать в пении, драматизации, музыкаль­но-пластическом движении, инструментальном му­зицировании, импровизации и др. образное содер­жание музыкальных произведений различных форм и жанров.



Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки

Наблюдать за процессом и результатом музы­кального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов.

Узнавать по звучанию различные виды музыки (вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая) из произведений программы.


Аудиокас-сеты для 4 класса


Вспомнить басню И.А.Крылова «Квартет»




16



Старый замок. «Счастье в сирени живет…» (Расширение и углубле-ние знаний)

1

Сюита. Старинная музыка. Сравнительный анализ. Романс. Образы родной природы.

-«Старинный замок» из М.П.Мусоргского

-«Сирень» С.Рахманинова, Е.Бекетовой

-«Снежная песенка» Д.Львова-Компанейца

Знать понятия: сюита, романс.

Наблюдать за процессом и результатом музы­кального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов.



Узнавать по звучанию различные виды музыки (вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая) из произведений программы.

Корректировать собственное исполнение.

Соотносить особенности музыкального языка русской и зарубежной музыки.

Интонационно осмысленно исполнять сочине­ния разных жанров и стилей.

Уметь на слух определять трехчастную музыкальную форму

Аудиокас-сеты для 4 класса


Сочинить рассказ к музыке




17



«Не молкнет сердце чуткое Шопена…» (Сообщение и усвоение новых знаний)

1

Судьба и творчество Шопена. Музыкальные жанры: полонез, мазурка, вальс, песня. Форма музыки трехчастная

-Полонез №3 Ф.Шопена;

-Вальс №10 Ф Шопена;

-«Желание» Ф.Шопена;

-«Снежная песенка» Д.Львова-Компанейца

Знать многообразие танцевальных жанров.




ЦОР

Аудиокас-сеты для 4 класса


Выучить текст песни




18



«Патетическая соната» Л.Бетховена. годы странствий. «Царит гармония оркестра…» (Расширение и углубление знаний)

1

Жанры камерной музыки: соната, романс, баркорола, симфоническая увертюра

-Соната №8 Л.Бетховена

-«Ваши глаза» Е.Крылатова, Ю. Энтина;

-« Мир похож на цветной луг» В.Шаинского, М.Пляцковского

Знать понятия: музыкальные жанры, соната, романс, баркарола, симфоническая увертюра, оркестр, дирижер



ЦОР

Аудиокас-сеты для 4 класса


Вспомнить знакомые произведе-ния Л.Бетхове-на




ДЕНЬ ПОЛНЫЙ СОБЫТИЙ – 1 час




19



Зимнее утро. Зимний вечер (Сообщение и усвоение новых знаний интегрированный)

1

Образ зимнего утра , зимнего вечера в поэзии А.С.Пушкина и в музыке русских композиторов. «Зимний вечер». Музыкальное прочтение стихотворения. Выразительность и изобразитель-ность в музыке.

-«Зимнее утро» из «Детский альбом» П.И.Чайковского;

-«Зимняя дорога» В.Шебалина, А.С.Пушкина;

-«Сквазь волнистые туманы» р.н.п;

-«У камелька» из «Времена года» П.И.Чайковского;

-«Зимний вечер» М.Яковлева, А.С.Пушкина

Знать понятия: выразительность и изобразительность в музыке, лад.

Понимать особенности построения (формы) музыкальных и литературных произведений

Распознавать их художественный смысл.

Анализировать и обобщать жанрово-стилисти­ческие особенности музыкальных произведений.

Интонационно осмысленно исполнять сочине­ния разных жанров и стилей.

Определять виды музыки, сопоставлять музы­кальные образы в звучании различных музыкаль­ных инструментов.


Уметь проводить интонационно-образный , сравнительный анализ музыки

Аудиокас-сеты для 4 класса


Нарисовать рисунок по теме урока




В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ - 6 часов




20



Опера М.И.Глинки « Иван Сусанин» ( 2-3 действ) (Изучение нового материала)

1

Бал в замке польского короля. Народная музыка представляет две стороны: польскую и русскую. «За Русь мы все стеной стоим!» смена темы семейного счастья, темы разговора Сусанина с поляками. Ответ Сусанина.

-«Полонез»

-«Мазурка»

-«Краковяк»

-«Вальс» из оперы «Иван Сусанин» М.И.Глинки

Знать процесс воплощения художественного замысла в музыке; содержание оперы.

Оценивать и соотносить содержание и музы­кальный язык народного и профессионального му­зыкального творчества разных стран мира и народов России.


Воплощать особенности музыки в исполни­тельской деятельности с использованием знаний основных средств музыкальной выразительности.

Определять особенности взаимодействия и раз­вития различных образов музыкального спектакля.

Участвовать в сценическом воплощении от­дельных фрагментов оперы, балета, оперетты.

Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки

Аудиокас-сеты для 4 класса


Нарисовать рисунок по теме




21



Опера М.И.Глинки « Иван Сусанин» ( 4 действ)( Изучение нового материала)

1

Сцена в лесу.

Изменение в образе поляков. Кульминация. Ария Сусанина

-сцена «Иван Сусанин с поляками в лесу» из оперы «Иван Сусанин» М.И.Глинки

Знать певческие голоса, виды оркестров и хоров



Уметь

-размышлять о музыке, оценивать ее эмоциональный характер и определять образное содержание

Аудиокас-сеты для 4 класса


Повторить слова песни




22



«Исходила младешенька…» (Расширение и углубления знаний)

1

Характеристика главной героини оперы М.П.Мусоргского «Хованщина». Сравнительный анализ песни -песня Марфы « Исходила младешенька…»

вступление к опере «Хованщина» М.П.Мусоргского

-«Ваши глаза» Е.Крылатова, Ю. Энтина




Аудиокас-сеты для 4 класса


Выучить текст песни




23



Русский Восток. Восточные мотивы (Сообщение и усвоение новых знаний)

1

Поэтизация Востока русскими композиторами. Нашла свое отражение в различных музыкальных жанрах: опере, балете, сюите. Музыка А.И.Хачатуряна

-«Пляска персидок» из оперы «Хованщина» М.П.Мусоргского

-«Персидский хор» из оперы «Руслан иЛюдмила» М.И.Глинки;

-«Колыбельная Гаянэ», «Танец саблями» из балета «Гаянэ» А.Хачатуряна;

-«Ваши глаза» Е.Крылатова, Ю.Энтина

Оценивать и соотносить содержание и музы­кальный язык народного и профессионального му­зыкального творчества разных стран мира и народов России.


.

Уметь определять мелодико-ритмическое своеобразие восточной музыки; проводить интонационно-образный анализ

-размышлять о музыке

Участвовать в сценическом воплощении от­дельных фрагментов оперы, балета, оперетты

ЦОР

Аудиокас-сеты для 4 класса


Нарисовать рисунок по теме




24



Балет И.Стравинского «Петрушка» (Расширение и углубления знаний)

1

Персонаж народного кукольного театра – Петрушка. Музыка в народном стиле. Оркестровые тембры.

-«Ярмарка» из балета «Петрушка И.Ф.Стравинского-«Ваши глаза» Е.Крылатова, Ю.Энтина

Знать процесс выполнения художественного замысла в музыке. Значение народного праздника Масленица.


Уметь определять мелодико-ритмическое своеобразие восточной музыки; проводить интонационно-образный анализ

-размышлять о музыке

Уметь определять оркестровые тембры

ЦОР

Аудиокас-сеты для 4 класса


Вспомнить масленич-ные песни и забавы




25



Театр музыкальной комедии (Сообщение и усвоение новых знаний)

1

Жанры: оперетта, мюзикл. Понятие об этих жанрах и история их развития

-«Вальс» из оперетты «Летучая мышь» И.Штрауса;

-«Я танцевать могу» сцена из мюзикла «Моя прекрасная леди» Ф.Лоу;

-«С чего начинается Родина?» В.Баснера, М.Матусовского

Знать, что такое оперетта и мюзикл, их особенности и историю развития



Уметь узнавать изученные музыкальные произведения и называть их авторов

-определять на слух основные жанры музыки

ЦОР

Аудиокас-сеты для 4 класса


Вспомнить названия и фрагменты мюзиклов и оперетт




«ЧТОБ МУЗЫКАНТОМ БЫТЬ, ТАК НАДОБНО УМЕНЬЕ…» - 2 часа




26



Исповедь души (Сообщение и усвоение новых знаний)

1

Музыкальный жанр: прелюдия, этюд. Музыкальная форма. Трехчастная. Развитие музыкального образа. Любовь к Родине

-Прелюдия С.В.Рахманинова

-Прелюдии№7,20

-этюд №12 Ф.Шопена;

-«С чего начинается Родина?» В.Баснера, М.Матусовского

Знать понятия: этюд, прелюдия Называть имена выдающихся композиторов и исполнителей разных стран мира

Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии.

Распознавать художественный смысл различ­ных музыкальных форм.

Общаться и взаимодействовать в процессе , коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.

Уметь проводить интонационно-образный анализ Наблюдать за процессом и результатом музы­кального развития в произведениях разных жанров.


Аудиокас-сеты для 4 класса


Выучить текст песни




27



Мастерство исполнителя (Расширение и углубления знаний)

1

Многообразие музыкальных жанров. Исполнитель. Слушатель. Интонационная выразительность музыкальной речи.

-Соната №8 Л.Бетховена;

-«Шутка» И.С.Баха;

-«Утро» Э. Грига;

-«Сказка по лесу идет» С.Никитина, Ю. Мориц

Знать понятия: композитор, исполнитель, слушатель, интонация.



Уметь «сочинять» - импровизировать мелодию, начинающуюся с 4 звуков с передачей разного настроения

Аудиокас-сеты для 4 класса


Назвать известных исполните-лей классиче-ской музыки




«О РОССИИ ПЕТЬ, ЧТО СТРЕМИТЬСЯ В ХРАМ» - 3 часа




28



«Праздников праздник, торжество из торжеств» (Сообщение и усвоение новых знаний)

1

Светлый праздник- Пасха. Тема праздника в духовной и народной музыке. Тропарь, молитва, народные песни.

Знать понятия: тропарь, волочебники.


Сравнивать музыкальные образы народных и церковных праздников.

Сопоставлять выразительные особенности язы­ка музыки, живописи, иконы, фрески, скульптуры.

Рассуждать о значении колокольных звонов и колокольности в музыке русских композиторов.

Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки

Аудиокас-сеты для 4 класса

Пасха- светлое Христово Воскресенье-великий праздник.

Повторить слова песни




29



Светлый праздник (Расширение и углубления знаний)

1

Тема праздника Пасхи в произведениях русских композиторов. Сюита С.В.Рахманинова « Светлый праздник»

Знать понятия: сюита, трезвон



Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки.

Аудиокас-сеты для 4 класса


Повторить слова песни




30



Создатели славянской письменности Кирилл и Мефодий (Сообщение и усвоение новых знаний)

1

«Житие» и дела святых равноапостоль-ных Кирилла и Мефодия. Гимн. Праздник- день славянской письменности

-«Величание Кириллу и Мефодию», обиходный распев;

-«Гимн Кириллу и Мефодию» П.Пипкова, О.Михайловски

Знать «житие» и дела святых Кирилла и Мефодия;

понятия: гимн, величание



Аудиокас-сеты для 4 класса


Придумать ритмиче-ский рисунок




«Гори, гори ясно, чтобы не погасло» -1 час




31



Праздники русского народа: Троицин день (Сообщение и усвоение новых знаний)

1

Народные праздники: троицин день. Обычаи и обряды, связанные с этим праздником. «Троица» А.Рублева

-троицкие народные песни: «Ты, березка», «Посею я лен», «как у бабушки козел»;

-«Во поле березка стояла»р.н.п.;

-симфония №4 (финал) П.И.Чайковского;

-«Музыкант» Б.Окуджавы

Знать содержание и значение народного праздника

Различать тембры народных музыкальных инструментов и оркестров. Знать народные обычаи, обряды, осей проведения народных праздников.



Исследовать историю создания музыкальных инструментов.


Уметь сочинять мелодию на заданный текст

-определять на слух основные жанры музыки

Аудиокас-сеты для 4 класса

Взаимопереплетение в жизни людей христианских и народ-ных празд-ников

Сочинить мелодию на текст народной песни «Березонь-ка кудрявая»




«ЧТОБ МУЗЫКАНТОМ БЫТЬ, ТАК НАДОБНО УМЕНЬЕ…» - 3 часа




32



Музыкальные инструменты (Расширение и углубления знаний)

1

Музыкальный инструмент- гитара. История этого инструмента. Импровизация, обработка, переложение музыки для гитары. Гитара- универсальный инструмент. Авторская песня

Знать историю инструмента- гитара, понятия: обработка, импровизация, переложение музыки; авторская песня.


Распознавать художественный смысл различ­ных музыкальных форм.

Наблюдать за процессом и результатом музы­кального развития в произведениях разных жанров

Уметь на слух различать тембры гитары

ИКТ- Музыкаль-ные инструменты

Аудиокас-сеты для 4 класса


Повторить слова песни




33



Музыкальный сказочник (Расширение и углубления знаний)

1

Н.А.Римский-Корсаков- величайший музыкант сказочник. Сюита «Шехерезада» . музыкальные образы. Образы моря в операх и сюите. Музыкальная живопись

Знать художественное единство в музыке и в живописи


Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки.

Аудиокас-сеты для 4 класса


Вспомнить симфоническую сказку «Петя и волк» С.С.Прокофьева




34



Рассвет на Москве -реке (Повторение и обобщение полученных знаний)

1

Симфоническая картина М.П.Мусоргского « Рассвет на Москве –реке». Образ Родины

-«Рассвет на Москве-реке», вступление к опере М.П.Мусоргского

Знать понятия: изобразительность в музыке.


Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки.

ИКТ- М.П. Мусоргский Аудиокас-сеты для 4 класса






ИТОГО 34 часа







10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!