СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа специально разработанного учебного курса, обеспечивающего интересы и потребности участников образовательных отношений «Ступеньки орфографии»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа специально разработанного учебного курса, обеспечивающего интересы и потребности участников образовательных отношений «Ступеньки орфографии»»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Поляновская основная общеобразовательная школа

Вяземского района Смоленской области





«Рассмотрено»

Руководитель МО

________/Е.А.Логунова ФИО

Протокол №_____

от «___» __________ 2016г


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ Поляновской ООШ

________/_Л.А.Дмитриева

ФИО

«___» ___________2016г

«Утверждаю»

Директор МБОУ Поляновской ООШ

_______/_М.М.Сергеева

ФИО

Приказ №____

от «___» ________2016г.









Рабочая программа

специально разработанного учебного курса, обеспечивающего интересы и потребности участников образовательных отношений

«Ступеньки орфографии»

8 класс

 

2016 -2017 учебный год









Составитель программы:

Сергеева М.М.






Пояснительная записка



Класс 8

Количество часов: всего – 34, в неделю – 1 час


Рабочая программа специально разработанного учебного курса, обеспечивающего интересы и потребности участников образовательных отношений «Ступеньки орфографии» для 8 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, Положением ОУ о рабочей программе учебного предмета (курса), учебным планом МБОУ Поляновской ООШ Вяземского района Смоленской области.































Планируемые результаты освоения учебного курса


К концу специально разработанного учебного курса, обеспечивающего интересы и потребности участников образовательных отношений «Ступеньки орфографии» учащиеся должны повысить уровень грамотности, сформировать умения нормативного, целесообразного использования языковых средств через различные виды деятельности.

Результатами изучения этого курса являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.


Программа обеспечивает достижение учащимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:


Личностные результаты:

  1. понимание русского языка как одной из основ­ных национально-культурных ценностей русского на­рода; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и мораль­ных качеств личности; его значения в процессе полу­чения школьного образования;

  2. осознание эстетической ценности русского язы­ка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к ре­чевому самосовершенствованию;

  3. достаточный объем словарного запаса и усво­енных грамматических средств для свободного выра­жения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты освоения русского языка:

познавательные УУД: владение всеми видами речевой деятельности:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

  • владение разными видами чтения;

  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;

  • способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой инфор­мации, компакт-диски учебного назначения, ре­сурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной лите­ратурой;

  • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;

  • умение сопоставлять и сравнивать речевые вы­сказывания с точки зрения их содержания, сти­листических особенностей и использованных языковых средств;

  • способность определять цели предстоящей учеб­ной деятельности (индивидуальной и коллек­тивной), последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

  • умение воспроизводить прослушанный или про­читанный текст с разной степенью свернутости;

  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  • владение разными видами монолога и диалога;

  • соблюдение в практике речевого общения ос­новных орфоэпических, лексических, грамма­тических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение ос­новных правил орфографии и пунктуации в про­цессе письменного общения;

  • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;

  • способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, не­дочеты, исправлять их; умение совершенство­вать и редактировать собственные тексты;

  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;

регулятивные УУД:

применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность исполь­зовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

коммуникативные УУД:

коммуникативно-целесообразное взаимодейст­вие с окружающими людьми в процессе речевого об­щения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение националь­но-культурными нормами речевого поведения в раз­личных ситуациях формального и неформального меж­личностного и межкультурного общения.

Предметные результаты:

Учащийся научится:

Фонетика и орфоэпия:

• проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;

• правильно произносить широко употребляемые служебные части речи;

• анализировать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;


Морфемика и словообразование:

• по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;

• объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словооб­разовательный анализ и морфемные модели слов разных частей речи;

• определять способы образования слов разных частей речи;

•анализировать словообразовательные гнезда на основе учебного словообразовательного словаря;

• составлять словообразовательные гнезда однокоренных слов (простые случаи);

• с помощью школьного этимологического словаря комментировать исторические изменения в морфемной структуре слова;

лексикология и фразеология:

• соблюдать лексические нормы, употреблять слова в соответствии с их лексическим значени­ем, а также с условиями и задачами общения;

• толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;

пользоваться различными видами лексических словарей;

• находить справку о значении и происхождении фразеологического сочетания во фразеологи­ческом словаре;

• использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;

•проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем примеры упот­ребления слова в переносном значении;

Морфология:

• различать постоянные и непостоянные морфологические признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи;

• сознательно употреблять слова изученных частей речи;

Орфография:

•владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;

•учитывать значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слова при выбо­ре правильного написания;

•аргументировать тезис о системном характере русской орфографии.

Учащийся получит возможность научиться:

- анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;

- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

- использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;

- самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Содержание учебного курса


Содержание программы направлено на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка, его лингвистических единиц, на базе усвоения основных норм русского литературного языка.


Тема 1. Теоретический практикум (5 ч)

Орфография как система правил правописания слов и их форм. Понятие орфограммы. Правописание безударных гласных, правописание согласных в корне слова (алгоритм). Опознавательные признаки орфограмм. Правописание гласных И, А, У после шипящих. Самостоятельная работа на умение опознавать орфограмму, безошибочно писать слова с ней. Творческое задание - составление предложений, где используется изучаемая орфограмма.


Тема 2. Орфография. Правописание ъ и ь разделительных знаков (2 ч)

Работа с текстом. Распознавание изучаемой орфограммы, работа с пособием « К пятёрке шаг за шагом», работа с таблицей, заполнение её примерами. В качестве закрепления материала проводится объяснительный диктант.


Тема 3. Состав слова. (4 ч)

Знакомство учащихся с морфемным разбором. Практические задание разного уровня сложности на изучаемый материал, использование игровых моментов. Редактирование предложенного в пособии текста. В качестве контроля проводится тестирование. (стр.18)


Тема 4. Правописание предлогов и приставок (2 ч)

Повторение правописания предлогов и приставок со словами.


Тема 5. Фонетика (2 ч)

Определение роли фонетических процессов. Классификация звуков речи. Работа с лингвистическим портфолио, составление таблицы, схемы. Выявление двойной роли букв е, ё, ю, я. Знакомство с особенностями фонетического разбора. Контроль- выполнение тестовых заданий.


Тема 6. Чередующиеся гласные в корнях (-раст-рос-; -лаг-лож- ) (4 ч)

Составление таблицы – выбора чередующейся гласной. Выполнение заданий с выбором ответа и заданий повышенной сложности (пособие, стр. 24). Выполнение тестовых заданий типа (А 13, в форме ЕГЭ ). Игра «Передай мелок».


Тема 7. Орфография. Правописание гласных -о-е- после шипящих в корне слова, буквы –ы-и- после –ц- (2ч)

Знакомство с правилом, работа с портфолио, составление алгоритма «Как не ошибиться в выборе нужной гласной». Выполнение задания в пособии (стр. 12). В качестве контроля проведение взаимодиктанта, лингвистической дуэли.


Тема 8. Гласные е, и в падежных окончаниях имен существительных (2 ч)

Составление таблицы «-Е-И- в окончаниях существительных». Практические занятия в игровой форме: «Третий лишний», « Отгадай слово». Самостоятельная работа на стр.24.


Тема 9. Падежные окончания имен прилагательных (2 ч)

Составление и запись правила-помощника «Пиши окончания прилагательных правильно!» Пользуясь правилом, выполнение задания с комментированием выбора.


Тема 10. Морфология. Глагол как часть речи, -ться- тся- в глаголах (2 ч)

Портфолио. Классификация признаков глагола. Морфологический разбор глагола. Творческая работа учащихся. Редактирование текстов на (стр.34). Тестовые задания типа А15 в ЕГЭ.


Тема 11. Не с глаголами. (1ч)

Повторение правописания не с глаголами.


Тема 12. Безударные личные окончания глаголов. (3 ч)

Алгоритм написания безударных личных окончаний глаголов. Тренировка в их правописании.


Тема 13. Чередующиеся гласные –е –и- в корнях. (2 ч)

Составление таблицы « Условия выбора гласной». Тренировочные упражнения на страницах пособия (42-44). В качестве контроля проводится распределительный диктант.


Тема 14. Теоретический практикум (1 ч)

Групповая работа. Итоговое занятие. Орфографическая работа с текстом. Вставить пропущенные орфограммы, расставить недостающие знаки препинания. Предложенный текст из пособий учителя. Проверяем играя. « Лингвистический винегрет»: найти среди слов нужную орфограмму.










Тематическое планирование


№ п/п

Содержание

Кол-во часов

1

Теоретический практикум

2

Орфография. Правописание ъ и ь разделительных знаков.

2 ч

3

Состав слова.

4

Правописание предлогов и приставок.

5

Фонетика.

2 ч

6

Чередующиеся гласные в корнях (-раст-рос-; -лаг-лож- ).

7

Орфография. Правописание гласных -о-е- после шипящих в корне слова, буквы –ы-и- после –ц-.

8

Гласные е, и в падежных окончаниях имен существительных

9

Падежные окончания имен прилагательных.

10

Морфология. Глагол как часть речи, -ться- тся- в глаголах.

11

Не с глаголами.

12

Безударные личные окончания глаголов.

13

Чередующиеся гласные –е –и- в корнях.

14

Теоретический практикум. Промежуточная аттестация. Итоговое тестирование


Всего

34ч




















Календарно-тематическое планирование



Темы


Кол-во часов


Виды деятельности

Дата

1. Теоретический практикум. Орфография. Гласные и согласные корня.

3

Работа с портфолио, составление алгоритма проверки безударных гласных в корне слова.


2. Теоретический практикум. Гласные а, и ,у после шипящих.

2

Творческое задание( составить 5 предложений на школьную тему, используя изучаемый материал.


3. Орфография. Правописание ъ и ь разделительных знаков

2

Составление таблицы с примерами слов, в которых пишутся ь и ъ знаки, объяснительный диктант


4. Состав слова. Теоретический практикум

4

Морфемный разбор, игра «Лингвистический винегрет»


5. Правописание приставок.

1

Составление таблицы с примерами слов


6. Приставки и предлоги

1

Составление таблицы с примерами слов. Выполнение тестовых заданий


7. Фонетика. Теоретический практикум. Характеристика звуков, роль букв е, ё, ю, я

2

Работа с портфолио, составление таблицы с классификацией звуков. Двойная роль е,ё,ю,я,( схема- условие). Выполнение тестовых заданий по фонетике.


8. Чередующиеся гласные в корнях (-раст-, -рос). Теоретический практикум .

2

Портфолио. Составление таблицы-условия выбора чередующихся гласных, игра «Передай мелок» на закрепление материала.


9. Чередующиеся гласные в корнях (-лаг-, -лож -).

2

Составление таблицы-условия выбора чередующихся гласных Проверочный диктант


10. Орфография. Правописание гласных о , е после шипящих в корне слова, ы- и после ц. Практикум.

2

Составление алгоритма выбора нужной гласной, работа со схемами в лингвистическом портфолио, взаимодиктант, лингвистическая дуэль.


11. Гласные е-и в падежных окончаниях существительных.

2

Составление таблицы « е-и в окончаниях существительных» Игра « Третий лишний», «Отгадай слово».


12. Теоретический практикум . Падежные окончания прилагательных.

2

Составление «правило- помощник», комментированное письмо


13. Морфология. Глагол как часть речи, -ться и

-тся в глаголах.

2

Работа в портфолио, выявление морфологических признаков глагола..


14. Не с глаголами.

1

Творческое задание- редактирование текста Тестовые задания.


15. Безударные личные окончания глаголов

3

Работа в портфолио, выявление морфологических признаков глагола.


16. Чередующиеся гласные е-и в корнях.

2

Составление таблицы. Распределительный диктант


17. Теоретический практикум.

1

Групповая работа. Орфографическая работа с текстом, пунктуационный разбор.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!