СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного курса физики в 9 классе

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного курса физики для 9 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, на основе примерных программ основного общего образования по физике и авторской программы курса физики для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений (составитель Е.М. Гутник, А.В. Перышкин).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного курса физики в 9 классе»





МБОУ «Арх-Голицынская основная общеобразовательная школа»

Рузаевского района Республики Мордовия



Рассмотрена и одобрена на заседании методического объединения


Руководитель МО

___________ /Соловьёва О.В./


«____» ____________2017 г


Согласована


Заместитель директора по УВР

______________ Сорокина Н.В.


«____»____________2017 г.


Утверждена


Директор МБОУ «Арх-Голицынская ООШ»

________________ Михалкина Е.В.


«____»______________2017 г.











Рабочая программа

учебного курса физики

в 9 классе






Составитель: Марченкова А.А.











2017г.


Рабочая программа учебного курса физики для 9 класса основной общеобразовательной школы составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, на основе примерных программ основного общего образования по физике и авторской программы курса физики для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений (составитель Е.М. Гутник, А.В. Перышкин).


Место предмета в учебном плане


Согласно учебному плану МБОУ «Арх-Голицынская ООШ» на изучение учебного предмета «Физика» в 9 классе отводится 68 учебных часов, из расчета 2 часа в неделю.


Планируемые результаты

В примерной программе по физике для 9 класса основной школы, составленной на основе федерального государственного образовательного стандарта, определены требования к результатам освоения образовательной программы основного общего образования.


Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:

1) сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

2) убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; уважение к творцам науки и техники; отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

3) самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

4) готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

5) мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

6) формирование ценностного отношения друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.


Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:

1) овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности; умением предвидеть возможные результаты своих действий;

2) понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами; овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

3) формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

4) приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

5) развитие монологической и диалогической речи, умений выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

6) освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

7) формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.


Общими предметными результатами обучения физике в основной школе являются:

1) знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

2) умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

3) умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

4) умения и навыки применения полученных знаний для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

5) формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, объективности научного знания, высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

6) развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

7) коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.


Частными предметными результатами изучения курса физики в 9 классе являются:

1) понимание и способность объяснять такие физические явления, как свободное падение тел, колебания нитяного и пружинного маятников, атмосферное давление, плавание тел, диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел, процессы испарения и плавления вещества, охлаждение жидкости при испарении, изменение внутренней энергии тела в результате теплопередачи или работы внешних сил, электризация тел, нагревание проводников электрическим токов, электромагнитная индукция, отражение и преломление света, дисперсия света, возникновение линейчатого спектра излучения;

2) умение измерять расстояние, промежуток времени, скорость ускорение, массу, силу, импульс, работу силы, мощность, кинетическую энергию, потенциальную энергию, температуру, количество теплоты, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления вещества, влажность воздуха, силу электрического тока, электрическое напряжение, электрический заряд, электрическое сопротивление, фокусное расстояние собирающей линзы, оптическую силу линзы;

3) овладение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести от массы тела, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления, силы Архимеда от объема вытесненной воды, периода колебаний маятника от его длины, объема газа от давления при постоянной температуре, силы тока на участке цепи от электрического напряжения, электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала, направления индукционного тока от условий его возбуждения, угла отражения от угла падения света;

4) понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике (законы динамики Ньютона, закон всемирного тяготения, законы Паскаля и Архимеда, закон сохранения импульса, закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля – Ленца);

5) понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, способов обеспечения безопасности при их использовании;

6) овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики;

7) способность использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ФИЗИКИ В 9 КЛАССЕ


I. Законы взаимодействия и движения тел (26 ч)

Материальная точка. Система отсчёта.

Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения.

Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение.

Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении.

Относительность механического движения.

Инерциальные системы отсчёта. Первый, второй и третий законы Ньютона.

Свободное падение. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли.

Импульс. Закон сохранения импульса. Ракеты.

Фронтальные лабораторные работы.

  1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.

  2. Измерение ускорения свободного падения.


II. Механические колебания и волны. Звук (12 ч)

Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний.

Превращения энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания.

Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Связь длины волны со скоростью её распространения и периодом (частотой).

Звуковые волны. Скорость звука. Высота и громкость звука. Эхо.

Фронтальная лабораторная работа.

  1. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от его длины.


III. Электромагнитные явления (13 ч)

Однородное и неоднородное магнитное поле.

Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика.

Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки.

Индукция магнитного поля Магнитный поток. Электромагнитная индукция.

Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Экологические проблемы, связанные с тепловыми и гидроэлектростанциями.

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Электромагнитная природа света.

Фронтальная лабораторная работа.

  1. Изучение явления электромагнитной индукции.


IV. Строение атома и атомного ядра (14 ч)

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета и гамма-излучения.

Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома.

Радиоактивные превращения атомных ядер.

Протонно-нейтронная модель ядра. Зарядовое и массовое числа.

Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях.

Энергия связи частиц в ядре. Выделение энергии при делении и синтезе ядер. Излучение звёзд. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций.

Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике. Дозиметрия.

Фронтальные лабораторные работы.

  1. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.

  2. Изучение деления ядра урана по фотографии треков.

V. Обобщающее повторение (3 ч)


Демонстрации.

  1. Прямолинейное и криволинейное движение.

  2. Направление скорости при движении по окружности.

  3. Падение тел в разряжённом пространстве (в трубке Ньютона).

  4. Свободные колебания груза на нити и груза на пружине.

  5. Образование и распространение поперечных и продольных волн.

  6. Колеблющееся тело как источник звука.

  7. Второй закон Ньютона.

  8. Третий закон Ньютона.

  9. Закон сохранения импульса.

  10. Реактивное движение.

  11. Модель ракеты.

  12. Стробоскопический метод изучения движения тела.

  13. Запись колебательного движения.

  14. Взаимодействие постоянных магнитов.

  15. Расположение магнитных стрелок вокруг прямого проводника и катушки с током.

  16. Действие магнитного поля на ток.

  17. Движение прямого проводника и рамки с током в магнитном поле.

  18. Электромагнитная индукция.

  19. Получение переменного тока при вращении витка в магнитном поле.

  20. Модель опыта Резерфорда.

  21. Наблюдение треков частиц в камере Вильсона.

  22. Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

В том числе на

Лабораторные работы

Контрольные работы

1

Законы взаимодействий и движения тел

26

2

2

2

Механические колебания и волны. Звук

12

1

1

3

Электромагнитные явления

13

1

1

4

Строение атома и атомного ядра

14

2

1

5

Повторение

3




Календарно-тематическое планирование


уро

ка

Раздел, тема

Кол-во

часов

Планируемая дата

Фактическая дата

Законы взаимодействия и движения тел

1

Материальная точка. Система отсчёта. Перемещение.

1



2

Определение координаты движущегося тела.

1



3

Перемещение при прямолинейном равномерном движении.

1



4

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение.

1



5

Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости.

1



6

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении.

1



7

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости.

1



8

Лабораторная работа №1. «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости».

1



9

Решение задач по теме: «Основы кинематики»

1



10

Контрольная работа № 1. «Основы кинематики».

1



11

Относительность движения. Инерциальные системы отсчёта. Первый закон Ньютона.

1



12

Второй закон Ньютона.

1



13

Третий закон Ньютона.

1



14

Свободное падение тел.

1



15

Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость.

1



16

Лабораторная работа №2. «Измерение ускорения свободного падения».

1



17

Закон всемирного тяготения.

1



18

Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах.

Открытие планет Нептун и Плутон.

1



19

Прямолинейное и криволинейное движение.

1



20

Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.

1



21

Искусственные спутники Земли.

1



22

Импульс тела. Закон сохранения импульса.

1



23

Реактивное движение. Ракеты.

1



24

Вывод закона сохранения механической энергии.

1



25

Решение задач по теме: «Основы динамики»

1



26

Контрольная работа № 2. «Основы динамики».

1



Механические колебания и волны. Звук

27

Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы Маятник.

1



28

Величины, характеризующие колебательное движение. Гармонические колебания.

1



29

Итоговая контрольная работа за I полугодие

1



30

Лабораторная работа № 3. «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины».

1



31

Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.

1



32

Распространение колебаний в среде. Волны. Продольные и поперечные волны.

1



33

Длина волны. Скорость распространения волн.

1



34

Источники звука. Звуковые колебания. Высота и тембр звука. Громкость звука.

1



35

Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука.

1



36

Отражение звука. Эхо. Звуковой резонанс.

1



37

Интерференция звука. Решение задач по теме: «Механические колебания и волны. Звук»

1



38

Контрольная работа № 3. «Механические колебания и волны. Звук».

1



Электромагнитное поле

39

Магнитное поле и его графическое изображение. Неоднородное и однородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля.

1



40

Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки. Индукция магнитного поля.

1



41

Магнитный поток. Явление электромагнитной индукции. Направление индукционного тока. Правило Ленца.

1



42

Лабораторная работа № 4. «Изучение явления электромагнитной индукции».

1



43

Явление самоиндукции. Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор.

1



44

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны.

1



45

Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний.

1



46

Принципы радиосвязи и телевидения. Интерференция света. Электромагнитная природа света.

1



47

Преломление света. Физический смысл показателя преломления. Дисперсия света. Цвета тел.

1



48

Спектрограф и спектроскоп. Типы оптических спектров.

1



49

Спектральный анализ. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

1



50

Решение задач «Электромагнитное поле»




51

Контрольная работа № 4. «Электромагнитное поле».

1



Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер

52

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Модели атомов. Опыт Резерфорда.

1



53

Радиоактивные превращения радиоактивных атомов.

1



54

Экспериментальные методы исследования частиц.

1



55

Лабораторная работа №5. «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям».

1



56

Открытие протона. Открытие нейтрона.

1



57

Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число.

1



58

Ядерные силы. Энергия связи. Дефект масс.

1



59

Лабораторная работа № 6. «Изучение деления ядра урана по фотографии треков».

1



60

Ядерный реактор.

Атомная энергетика.

1



61

Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада.

1



62

Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада.

1



63

Термоядерная реакция. Элементарные частицы. Античастицы.

1



64

Решение задач по теме «Ядерная физика»

1



65

Контрольная работа № 5. «Ядерная физика. Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер».

1



66

Законы взаимодействия и движения тел. (п.п. 1 – 23)

1



67

Механические колебания и волны. Звук. Электромагнитное поле. (п.п. 24 – 54)

1



68

Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер.

Повторение

1











































Лист изменений в тематическом планировании


записи

Дата

Изменения, внесённые

в КТП

Причина

Согласование с зам. директора по УВР



































































































10




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!