СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного курса по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного курса по русскому языку "Русский язык в "реке времни" 9 класс (17 часов)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного курса по русскому языку»



Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Листопадовская средняя общеобразовательная школа Грибановского муниципального района Воронежской области 397223, с Листопадовка, ул. Глотова, 2, тел./факс (47348) 3-11-74, e-mail: listopadovka.shkola@yandex.ru ИНН – 360900389, КПП – 360901001 , Л/с – 01043113900231151150

Принята решением педагогического совета«28 » августа 2020 года (протокол № 1)

«Утверждаю» Директор школы _______Л.А.Чернавина

Приказ №1 от «01» сентября 2020 года.







ПРОГРАММА

учебного курса по русскому языку

«Русский язык в «реке времени» 9 класс

УМК: 1.Родной язык в «реке времени» (история языка и история общества): элективный курс / сост. Н.М.Божко. - Волгоград: Учитель, 2008.

2.Произведения древнерусской литературы.




Составила: Слабженинова Л.В.

учитель русского языка и литературы

I квалификационной категории


с. Листопадовка

2018-2019 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Элективный курс «Русский язык в «реке времени» рассчитан на 17 часов для учащихся 9 класса. В нем рассматриваются вопросы, связанные с историей развития языка и общества. Представленный информационный и иллюстрированный материал используется в сочетании с такими формами работы, которые позволяют учащимся осознать роль языка как исторически развивающегося явления, расширить их познания в этой области:

-лекции учителя с различными видами заданий;

-доклады, рефераты, сообщения и их защита учащимися;

-беседы;

-работа в больших и малых группах;

-самостоятельная работа учащихся – наблюдения над языковыми явлениями и выводы об изменениях;

-упражнения с языковым материалом;

-самостоятельный отбор материала;

-проведение деловых игр и т.д.

Основными целями данного курса являются:

-формирование коммуникативных умений и навыков учащихся;

-создание предпосылок заинтересованности учащихся в свободном владении языком и его ресурсами.



Содержание учебного курса

1. Цели, задачи курса.

История языка и история общества. Язык – средство социализации человека. Язык и его роль в обществе.

Работа со словом «грамота».

2. Как жили наши предки-славяне?

Образование праславянского языка. В семье славянских языков. Возникновение древнерусского государства и его роль в развитии языка древнерусской народности (восточные славяне)

3. Как жили наши предки-славяне?

Образование праславянского языка. В семье славянских языков. Возникновение древнерусского государства и его роль в развитии языка древнерусской народности (восточные славяне)

4. Развитие письменности на Руси(несколько историй из жизни букв).

Типы начертания букв: устав, полуустав, скоропись. Второе южнославянское влияние. Формирование принципов орфографии. История её реформ.

5. Славянский алфавит и его особенности. Сравнение с современным алфавитом. Изменения в кириллице. Надстрочные знаки. Обозначение чисел буквами. Судьба отдельных букв. Краткие сведения из истории русской графики и её реформ.

6. Как учили грамоте на Руси.

Школа и просвещение. История учебных книг и возникновение первых библиотек, первых школ. Азбука Ивана Федорова (1754г). М.В. Ломоносов. Из истории грамматических терминов.

7. «Владимир посеял книжные слова, а мы пожинаем…». Язык «Повести временных лет». Аналитическое наблюдение - исследование текстов сборника «Повесть временных лет».

8. Русский язык в кругу славянских народов.

«Общеславянский язык - прародитель славянских языков». «Языки - братья».

«Слово о полку Игореве» - один из древнейших текстов славянской письменной речи. «Из истории славянской письменности», «Первоучители Кирилл и Мефодий», «Славянский праздник в нашей стране», «Первые книги на Руси.

9. «Дыхание времени (основные тенденции развития в звуковой системе русского языка).

Изменение в звуковой системе, возникновение чередований (появление носовых гласных, полногласных и неполногласных сочетаний шипящих, свистящих, упрощение групп согласных, изменение в системе гласных (падение редуцированных) и согласных) за несколько столетий.

Как появились беглые гласные? Какой рифмой пользовался А.С. Пушкин? (Судьба звука, обозначенного буквой Ь). Процесс перехода Е в О. Изменение качества шипящих и Ц. Появление вторично смягчённых согласных. Сокращение количество гласных фонем и увеличение количества согласных.

10. « Первородные и усыновлённые слова» (Л.Козловский).

Самостоятельные исследования, выводы. Исконно русская лексика. Старославянизмы в лексике русского языка. Заимствованные слова.

11. «Огоньки крестьянской речи» (О. Шестинский).

Диалект, наречие, говор. Диалектология. Диалекты русского языка. Отношения между диалектами и литературным языком. Словари местных слов. Выявление своеобразия русской речи родного края.

12. «Русской речи государь по прозванию Словарь» (Л. Козловский).

Лексикография. Типы словарей. Энциклопедические и лингвистические словари. Многоязычные и одноязычные словари.

13. С какого времени начинался современный русский литературный язык?

Понятие нормы. Её динамический характер. Формирование орфоэпических, лексических, синтаксических и других норм. Изменение норм. Литературный язык.

14-15.Что? Как? Почему? Истории частей речи.

История имён существительных: почему в языке есть несклоняемые существительные? Как изменилось распределение существительных по типам склонения? Почему у некоторых существительных в одном и том же падеже есть разные окончания( из леса - из лесу)? Хорошо ли знал Грибоедов русский язык? («У вдове, у докторше крестить»).

Как обратиться к собеседнику (о звательной форме)?

История имён прилагательных: какие прилагательные возникли раньше - полные или краткие? Как появилась превосходная степень?

История имён числительных. Как считали славяне в древности? Почему пишем пятнадцать, но пятьдесят?

История местоимений.

История глаголов.

История наречий.

16. Из истории русской пунктуации.


17. «Русский язык «в реке времени» ( история языка и история общества)»

Подготовка и презентация устного журнала.









Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема и содержание занятия

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

1.

История языка и история общества. Язык – средство социализации человека. Язык и его роль в обществе.

1



2.

Как жили наши предки-славяне?

Образование праславянского языка. В семье славянских языков. Возникновение древнерусского языка.

1



3.

Создание славянского алфавита Кириллом и Мефодием. История письменности на Руси. Важнейшие памятники письменности.

1



4.

Развитие письменности на Руси.

Формирование принципов орфографии. История её реформ.

1



5.

Славянский алфавит и его особенности. Сравнение с современным алфавитом. Краткие сведения из истории русской графики.

1



6.

Как учили грамоте на Руси.

Школа и просвещение. История учебных книг и возникновение первых библиотек, первых школ.

1



7.

Язык «Повести временных лет». Аналитическое наблюдение - исследование текстов сборника «Повесть временных лет».

1



8.

Русский язык в кругу славянских народов.

«Общеславянский язык - прародитель славянских языков». «Языки - братья».

1



9.

«Дыхание времени (основные тенденции развития в звуковой системе русского языка).

1



10.

« Первородные и усыновлённые слова» (Л.Козловский).

Исконно русская лексика. Старославянизмы в лексике русского языка. Заимствованные слова.

1



11.

«Огоньки крестьянской речи»

(О. Шестинский).

Диалект, наречие, говор. Диалекты русского языка.

1



12.

«Русской речи государь по прозванию Словарь» (Л. Козловский).

Лексикография. Типы словарей.

1



13.

С какого времени начинался современный русский литературный язык?

Понятие нормы. Изменение норм. Литературный язык.

1



14-15.

Что? Как? Почему?

Истории частей речи.

2



16.

Из истории русской пунктуации.

1



17.

«Русский язык «в реке времени» (история языка и история общества)»

Подготовка и презентация устного журнала.

1





Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны уметь:

  1. анализировать содержание и проблематику прочитанного текста ;

  2. комментировать проблемы исходного текста, позицию автора ;

  3. выражать и аргументировать собственное мнение;

  1. последовательно и логично излагать свои мысли ;

  2. использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство русского языка ;

  3. продемонстрировать практическую грамотность – навыки оформления высказывания в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и лексическими нормами современного русского литературного языка.

















Литература

1.Родной язык в «реке времени» (история языка и история общества): элективный курс / сост. Н.М.Божко. - Волгоград: Учитель, 2008.

2.Произведения древнерусской литературы.

3.С.И.Ожегов. Словарь русского языка. – М.:ООО «Изд-во Оникс» : ООО «Изд-во «Мир и Образование», 2008.

4.Школьный этимологический словарь / сост. Г.А.Крылов. – Ростов н /Д: Феникс, 2010.

5.Школьный словообразовательный словарь/ сост.Б.Н.Круковер.-Ростов н/Д: Феникс, 2010

6.Школьный словарь иностранных слов /сост.А.А.Медведев. – М.:Центрполиграф, 2009.

7.Современный орфографический словарь русского языка./ Б.З.Букчина. –М.: АСТ: Астрель, 2009.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!