Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №58»
РАССМОТРЕНО на ШМО учителей естественно-математического цикла __________ Яшкова М.Н. протокол № _1_ « 31 » _августа_ 2018 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _____________________ Кожина Е.В. « » _________ 2018 г. | УТВЕРЖДЕНО Приказом МБОУ СШ № 58 От « » _________ 2018 г. № ______ |
Рабочая программа учебного предмета
Биология. Многообразие живых организмов:
Животные
8 класс
Составитель:
Яшкова Марина Николаевна,
учитель биологии и химии,
1квалификационная категория.
г. Арзамас,
2018– 2019 учебный год.
1. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СШ № 58, учебного плана МБОУ СШ № 58 на 2018-2019 учебный год. и авторской программы по биологии: авторы Н.И.Сонин. В. Б. Захаров, Биология. 5-9 классы. Линейный курс. М.: Дрофа, 2015г.
Цели и задачи курса:
Целями курса «Биология» на ступени основного общего образования на глобальном, метапредметном, личностном и предметном уровнях являются:
обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность как носителей ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки;
знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной.
Задачи:
Биология как учебная дисциплина обеспечивает:
картины мира;
овладение научным подходом к решению различных задач;
овладение умениями формулировать гипотезы, проводить эксперименты и
оценивать полученные результаты;
объективными реалиями жизни;
осознание значимости концепции устойчивого развития;
оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путем применения межпредметного анализа учебных задач.
2. Место учебного предмета в учебном плане.
Учебный предмет «Биология» входит в предметную область «Естественно-научные предметы» и является обязательным для изучения учебным предметом на уровне основного общего образования. Программа для 8 класса рассчитана на 70 часов в год, 2 часа в неделю, из них 6 часов на резервное время. Из резервного времени 2 часа отведены на входной и итоговый мониторинг, 1 час добавлен на изучение темы "Млекопитающие"
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника авторов Н.И.Сонин, В.Б. Захаров Биология. Многообразие живых организмов. Животные. 8класс (линейный курс)– М.: Дрофа, 2017.
Планируемые результаты освоения учебного предмета (личностные, метапредметные, предметные ).
Предметные результаты изучения курса «Биология: Многообразие живых организмов: Животные» (8 класс)включают в себя:
понимать смысл биологических терминов;
характеризовать методы биологической науки (наблюдение, эксперимент, измерение) и
оценивать их роль в познании живой природы;
осуществлять элементарные биологические исследования;
проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты;
пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и
перечислять свойства живого;
бактерий;
развитие, размножение;
организмов (бактерии, растения, животные, грибы), а также основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и покрытосеменные);
сравнения;
организмов;
определять роль в природе различных групп организмов;
объяснять роль живых организмов в круговороте веществ в биосфере;
составлять элементарные пищевые цепи;
приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
находить черты, свидетельствующие об усложнении и упрощении строения живых
организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйственной деятельности человека;
различать съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;
описывать порядок оказания первой доврачебной помощи пострадавшим;
формулировать правила техники безопасности в кабинете биологии при выполнении
лабораторных работ;
жизни;
анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
демонстрировать знание и соблюдать правила работы в кабинете биологии;
соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами
(препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
растениями;
Метапредметные результаты изучения «Биология: Многообразие живых организмов: Животные» (8 класс)включают в себя:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений;
осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
вычитывать все уровни текстовой информации.
уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
в дискуссии уметь вы двинуть аргументы и контраргументы;
учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством ошибочность своего мнения и корректировать его;
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Личностные результаты изучения курса «Биология: Многообразие живых организмов: Животные» (8 класс)включают в себя:
и объяснения на основе достижений науки;
постепенное выстраивание собственной целостной картины мира;
осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках
самостоятельной деятельности вне школы (умение доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и т.д.);
поступки с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле;
сохранения здоровья;
реализация установок здорового образа жизни;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;
эстетическое отношение к живым объектам.
Содержание учебного предмета и результаты изучения предмета
Биология. Многообразие живых организмов. Животные. 8 класс
(70 ч, 2 ч в неделю)
Раздел 1. Царство Животные (52 ч)
Тема 1.1. ВВЕДЕНИЕ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЖИВОТНЫХ
(2 ч)
Организм животных как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов животных. Регуляция жизнедеятельности животных: нервная и эндокринная регуляции. Особенности жизнедеятельности животных, отличающие их от представителей других царств живой природы. Систематика животных. Таксономические категории. Одноклеточные и многоклеточные (беспозвоночные и хордовые) животные. Взаимоотношения животных в биоценозах. Трофические уровни и цепи питания.
Демонстрация
Распределение животных и растений по планете: биогеографические области.
Лабораторные и практические работы
Анализ структуры различных биомов суши и Мирового океана на схемах и иллюстрациях.
Тема 1.2. ПОДЦАРСТВО ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ (4 ч)
Общая характеристика простейших. Клетка одноклеточных животных как целостный организм. Особенности организации клеток простейших, специальные органоиды. Разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Тип Саркожгутиконосцы. Многообразие форм саркодовых и жгутиковых. Тип Споровики. Споровики — паразиты человека и животных. Особенности организации представителей. Тип Инфузории. Многообразие инфузорий и их роль в биоценозах.
Демонстрация
Схемы строения амёбы, эвглены зелёной и инфузории туфельки. Представители различных групп одноклеточных.
Лабораторные и практические работы
Строение амёбы, эвглены зелёной и инфузории туфельки.
Тема 1.3. ПОДЦАРСТВО МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ (2 ч)
Общая характеристика многоклеточных животных; типы симметрии. Клетки и ткани животных. Простейшие многоклеточные— губки; их распространение и экологическое значение.
Демонстрация
Типы симметрии у многоклеточных животных. Многообразие губок.
Тема 1.4. КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ (2 ч)
Особенности организации кишечнополостных. Бесполое и половое размножение. Многообразие и распространение кишечнополостных. Классы: Гидроидные, Сцифоидные и Кораллы. Роль в природных сообществах.
Демонстрация
Схема строения гидры, медузы и колонии коралловых полипов. Биоценоз кораллового рифа. Внешнее и внутреннее строение кишечнополостных.
Лабораторные и практические работы
Изучение плакатов и таблиц, отражающих ход регенерации у гидры.
Тема 1.5. ТИП ПЛОСКИЕ ЧЕРВИ (2 ч)
Особенности организации плоских червей. Свободноживущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах. Приспособления к паразитизму у плоских червей. Классы Сосальщики и Ленточные черви. Понятие о жизненном цикле. Циклы развития печёночного
сосальщика и бычьего цепня. Многообразие плоских червей-паразитов. Меры профилактики паразитарных заболеваний.
Демонстрация
Схемы строения плоских червей, ведущих свободный и паразитический образ жизни. Различные представители ресничных червей. Схемы жизненных циклов печёночного сосальщика и бычьего цепня.
Лабораторные и практические работы
Жизненные циклы печёночного сосальщика и бычьего цепня.
Тема 1.6. ТИП КРУГЛЫЕ ЧЕРВИ (2 ч)
Особенности организации круглых червей (на примере человеческой аскариды). Свободноживущие и паразитические круглые черви. Цикл развития человеческой аскариды. Меры профилактики аскаридоза.
Демонстрация
Схема строения и цикл развития человеческой аскариды.
Различные свободноживущие и паразитические формы круглых червей.
Лабораторные и практические работы
Жизненный цикл человеческой аскариды.
Тема 1.7. ТИП КОЛЬЧАТЫЕ ЧЕРВИ (2 ч)
Особенности организации кольчатых червей (на примере многощетинкового червя нереиды). Вторичная полость тела. Многообразие кольчатых червей. Классы: Многощетинковые, Малощетинковые, Пиявки. Значение кольчатых червей в биоценозах.
Демонстрация
Схема строения многощетинкового и малощетинкового кольчатых червей. Различные представители типа кольчатых червей.
Лабораторные и практические работы
Внешнее строение дождевого червя.
Тема 1.8. ТИП МОЛЛЮСКИ (2 ч)
Особенности организации моллюсков. Смешанная полость тела. Многообразие моллюсков. Классы Брюхоногие, Двустворчатые и Головоногие моллюски. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Демонстрация
Схема строения брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Различные представители типа моллюсков.
Лабораторные и практические работы
Внешнее строение моллюсков.
Тема 1.9. ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ (6 ч)
Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразие членистоногих. Классы Ракообразные, Паукообразные, Насекомые и Многоножки. Класс Ракообразные. Общая характеристика класса на примере речного рака. Высшие и низшие раки. Многообразие и значение ракообразных в биоценозах. Класс Паукообразные. Общая
характеристика. Пауки, скорпионы, клещи. Многообразие и значение паукообразных в биоценозах. Класс Насекомые. Многообразие насекомых. Общая характеристика класса. Отряды насекомых с полным и неполным превращением (метаморфозом). Многообразие и значение насекомых в
биоценозах. Многоножки.
Демонстрация
Схема строения речного рака. Различные представители низших и высших ракообразных. Схема строения паука-крестовика. Различные представители класса паукообразных. Схемы строения насекомых различных отрядов. Схемы строения многоножек.
Лабораторные и практические работы
Изучение внешнего строения и многообразие членистоногих*.
Тема 1.10. ТИП ИГЛОКОЖИЕ (1 ч)
Общая характеристика типа. Многообразие иглокожих. Классы Морские звёзды, Морские ежи, Голотурии. Многообразие и экологическое значение.
Демонстрация
Схемы строения морской звезды, морского ежа и голотурии.
Схема придонного биоценоза.
Тема 1.11. ТИП ХОРДОВЫЕ. ПОДТИП БЕСЧЕРЕПНЫЕ (1 ч)
Происхождение хордовых. Подтипы Бесчерепные и Позвоночные. Общая характеристика типа. Подтип Бесчерепные: ланцетник, особенности его организации и распространения.
Демонстрация
Схема строения ланцетника. Схема метаморфоза у асцидий.
Тема 1.12. ПОДТИП ПОЗВОНОЧНЫЕ (ЧЕРЕПНЫЕ).
НАДКЛАСС РЫБЫ (4 ч)
Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб. Классы Хрящевые (акулы и скаты) и Костные рыбы. Многообразие костныхрыб: хрящекостные, кистепёрые, двоякодышащие и лучепёрыерыбы.Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. Экологическое и хозяйственное значение рыб.
Демонстрация
Многообразие рыб. Схемы строения кистепёрых и лучепёрых рыб.
Лабораторные и практические работы
Особенности внешнего строения рыб, связанные с их образом жизни*.
Тема 1.13. КЛАСС ЗЕМНОВОДНЫЕ (4 ч)
Первые земноводные. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии. Многообразие, среда обитания и экологические особенности. Структурно-функциональная организация земноводных на примере лягушки. Экологическая роль и многообразие земноводных.
Демонстрация
Многообразие амфибий. Схемы строения кистепёрых рыб и земноводных.
Лабораторные и практические работы
Особенности внешнего строения лягушки, связанные с её образом жизни*.
Тема 1.14. КЛАСС ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ (4 ч)
Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первично-наземных животных. Структурно-функциональная организация пресмыкающихся на примере ящерицы. Чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), Крокодилы и Черепахи. Распространение и многообразие форм рептилий. Положение в экологических системах. Вымершие группы пресмыкающихся.
Демонстрация
Многообразие пресмыкающихся. Схемы строения земноводных и рептилий.
Лабораторные и практические работы
Сравнительный анализ строения скелетов черепахи, ящерицы и змеи.
Тема 1.15. КЛАСС ПТИЦЫ (4 ч)
Происхождение птиц. Первоптицы и их предки. Настоящие птицы. Килегрудые, или Летающие, Бескилевые, или Бегающие, Пингвины, или Плавающие птицы. Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц (птицы леса, степей и пустынь, открытых воздушных пространств, болот, водоёмов и побережий). Охрана и привлечение птиц. Домашние птицы. Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Демонстрация
Многообразие птиц. Схемы строения рептилий и птиц.
Лабораторные и практические работы
Особенности внешнего строения птиц, связанные с их образом жизни*.
Тема 1.16. КЛАСС МЛЕКОПИТАЮЩИЕ (6 ч)
Происхождение млекопитающих. Первозвери (утконос и ехидна). Низшие звери (сумчатые). Настоящие звери (плацентарные). Структурно-функциональные особенности организации млекопитающих на примере собаки. Экологическая роль млекопитающих в процессе развития живой
природы в кайнозойской эре. Основные отряды плацентарных млекопитающих: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные, Ластоногие, Китообразные, Непарнокопытные, Парнокопытные, Приматы. Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана ценных зверей. Домашние млекопитающие (крупный и мелкий рогатый скот, другие сельскохозяйственные животные).
Демонстрация
Схемы, отражающие экологическую дифференцировку млекопитающих. Многообразие млекопитающих.
Схемы строения рептилий и млекопитающих.
Лабораторные и практические работы
Изучение внутреннего строения млекопитающих*.
Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения в жизни человека*.
Тема 1.17. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЖИВОТНЫХ (2 ч)
Возникновение одноклеточных эукариот в протерозойскую эру. Эволюция и широкое расселение одноклеточных. Появление многоклеточных животных: губок, кишечнополостных и плоских червей. Направления развития древних плоских червей. Возникновение всех известных групп беспозвоночных. Эволюция кольчатых червей. Возникновение хордовых. Появление позвоночных в силурийском периоде палеозойской эры. Выход позвоночных на сушу. Первые земноводные. Господство рептилий в мезозойской эре. Появление млекопитающих и птиц. Основные направления эволюции животных.
Демонстрация
Схемы организации ископаемых животных всех известных систематических групп.
Лабораторные и практические работы
Анализ родословного древа царства Животные.
Тема 1.18. ЖИВОТНЫЕ И ЧЕЛОВЕК (2 ч)
Значение животных в природе и жизни человека.
История взаимоотношений человека и животных: охота и рыбная ловля древних людей. Значение сельскохозяйственного производства для обеспечения человечества пищей. Роль животных в экосистемах. Домашние животные.
Демонстрация
Использование животных человеком.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—признаки организма как целостной системы;
—основные свойства животных организмов;
—сходство и различия между растительными и животными организмами;
—что такое зоология, какова её структура;
—признаки одноклеточного организма;
—основные систематические группы одноклеточных и их представителей;
—значение одноклеточных животных в экологических системах;
—паразитических простейших и вызываемые ими заболевания у человека, меры профилактики;
—современные представления о возникновении многоклеточных животных;
—общую характеристику типа Кишечнополостные;
—общую характеристику типа Плоские черви;
—общую характеристику типа Круглые черви;
—общую характеристику типа Кольчатые черви;
—общую характеристику типа Членистоногие;
—современные представления о возникновении хордовых животных;
—основные направления эволюции хордовых;
—общую характеристику надкласса Рыбы;
—общую характеристику класса Земноводные;
—общую характеристику класса Пресмыкающиеся;
—общую характеристику класса Птицы;
—общую характеристику класса Млекопитающие;
—гипотезу о возникновении эукариотических организмов;
—основные черты организации представителей всех групп животных;
—крупные изменения в строении организма, сопровождавшие возникновение каждой группы животных;
—значение животных в природе и жизни человека;
—воздействие человека на природу;
—сферы человеческой деятельности, в которых используются животные;
—методы создания новых пород сельскохозяйственных
животных и повышения эффективности сельскохозяйственного производства;
—особенности жизнедеятельности домашних животных.
Учащиеся должны уметь:
—объяснять структуру зоологической науки, основные этапы её развития, систематические категории;
—представлять эволюционный путь развития животного мира;
—классифицировать животные объекты по их принадлежности к систематическим группам;
—применять двойные названия животных при подготовке сообщений, докладов, презентаций;
—объяснять значения зоологических знаний для сохранения жизни на планете, разведения редких и охраняемых животных, выведения новых пород животных;
—использовать знания по зоологии в повседневной жизни;
—работать с живыми культурами простейших, используя при этом увеличительные приборы;
—распознавать одноклеточных возбудителей заболеваний человека;
—раскрывать значение одноклеточных животных в природе и жизни человека;
—применять полученные знания в практической жизни;
—наблюдать за поведением животных в природе;
—определять систематическую принадлежность животных к той или иной таксономической группе;
—работать с живыми животными и фиксированными препаратами (коллекциями, влажными и микропрепаратами, чучелами и др.);
—объяснять взаимосвязь строения и функций органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных;
—использовать меры профилактики паразитарных заболеваний;
—характеризовать экологическую роль хордовых животных;
—характеризовать народнохозяйственное значение позвоночных;
—наблюдать за поведением животных в природе;
—оказывать первую медицинскую помощь при укусе опасным или ядовитым животным;
—характеризовать основные направления эволюции животных;
—объяснять причины возникновения и вымирания отдельных групп организмов;
—описывать распространение и роль отдельных групп животных на разных этапах развития жизни;
—анализировать и оценивать воздействие человека на животный мир;
—выстраивать своё поведение при встрече с дикими животными в природе;
—обращаться с домашними животными;
—разрабатывать режим кормления и условия содержания для разных домашних животных;
—оказывать первую помощь при травмах и отравлениях.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—давать характеристику методов изучения биологических объектов;
—наблюдать и описывать различных представителей животного мира;
—находить в различных источниках необходимую информацию о животных;
—избирательно относиться к биологической информации, содержащейся в средствах массовой информации;
—работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
—составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке;
—разрабатывать план-конспект темы, используя разные источники информации;
—готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников;
—пользоваться поисковыми системами Интернета;
—сравнивать и сопоставлять животных изученных таксономических групп между собой;
—использовать индуктивный и дедуктивный подходы при изучении крупных таксонов;
—выявлять признаки сходства и различия в строении, образе жизни и поведении животных;
—обобщать и делать выводы по изученному материалу;
—представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий;
—выявлять причинно-следственные связи принадлежности животных к разным категориям в Красной книге;
—выявлять признаки сходства и отличия территорий различной степени охраны;
—находить в тексте учебника отличительные признаки основных биологических объектов;
—находить в словарях и справочниках значения терминов;
—выделять тезисы и делать конспект текста.
Раздел 2. Вирусы (2 ч)
Тема 2.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И СВОЙСТВА ВИРУСОВ
(2 ч)
Общая характеристика вирусов. История их открытия. Строение вируса на примере вируса табачной мозаики. Взаимодействие вируса и клетки. Вирусы — возбудители опасных заболеваний человека. Профилактика заболевания гриппом. Происхождение вирусов.
Демонстрация
Модели различных вирусных частиц. Схемы взаимодействия вируса и клетки при горизонтальном и вертикальном типе передачи инфекции. Схемы, отражающие процесс развития вирусных заболеваний.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—общие принципы строения вирусов животных, растений и бактерий;
—пути проникновения вирусов в организм;
—этапы взаимодействия вируса и клетки;
—меры профилактики вирусных заболеваний.
Учащиеся должны уметь:
—выявлять признаки сходства и различия в строении вирусов;
—объяснять механизмы взаимодействия вирусов и клеток;
—характеризовать опасные вирусные заболевания человека (СПИД,
гепатит С и др.);
—осуществлять на практике мероприятия по профилактике вирусных заболеваний.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—обобщать информацию и делать выводы по изученному материалу;
—работать с дополнительными источниками информации и использовать возможности Интернета;
представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий.
Раздел 3. Экосистема (10 ч)
Тема 3.1. СРЕДА ОБИТАНИЯ. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ (2 ч)
Понятие о среде обитания. Экология — наука о взаимоотношениях организмов между собой и средой обитания. Абиотические и биотические факторы среды. Взаимоотношения между организмами. Антропогенный фактор. Влияние факторов среды на животных и растения.
Демонстрация
Схемы и таблицы, иллюстрирующие влияние факторов среды на организм. Распространение животных в природных биоценозах и агроценозах.
Лабораторные и практические работы
Влияние света и интенсивности полива на всхожесть семян.
Тема 3.2. ЭКОСИСТЕМА (2 ч)
Экологические системы. Биогеоценоз и его характеристики. Продуценты, консументы и редуценты. Цепи и сети питания. Экологическая пирамида.
Демонстрация
Экологические пирамиды: пирамида энергии, пирамида чисел, пирамида биомассы.
Лабораторные и практические работы
Анализ цепей и сетей питания.
Тема 3.3. БИОСФЕРА — ГЛОБАЛЬНАЯ ЭКОСИСТЕМА (2 ч)
Учение В. И. Вернадского о биосфере. Границы и компоненты биосферы. Биомасса биосферы, её объём и динамика обновления.
Демонстрация
Схемы и таблицы, демонстрирующие границы биосферы, её компоненты.
Тема 3.4. КРУГОВОРОТ ВЕЩЕСТВ В БИОСФЕРЕ (2 ч)
Главная функция биосферы. Биотические круговороты. Круговорот воды. Круговорот углерода. Круговорот азота. Круговорот фосфора и серы.
Демонстрация
Схемы круговоротов веществ в природе с участием живых организмов.
Тема 3.5. РОЛЬ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ В БИОСФЕРЕ (2 ч)
Преобразование планеты живыми организмами. Изменение состава атмосферы. Возникновение осадочных пород и почвы. Формирование полезных ископаемых: нефти, газа, каменного угля, торфа, месторождений руд.
Демонстрация
Виды почв, полезные ископаемые биогенного происхождения.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—определение науки экологии;
—абиотические и биотические факторы среды;
—определение экологических систем;
—определение биогеоценоза и его характеристики;
—учение В. И. Вернадского о биосфере;
—биотические круговороты;
—характер преобразования планеты живыми организмами.
Учащиеся должны уметь:
—характеризовать взаимоотношения между организмами;
—анализировать последствия деятельности человека на животных и природу в целом;
—выявлять и описывать влияние факторов среды на животных и растения;
—приводить примеры цепей и сетей питания;
—давать определение понятия «экологическая пирамида»;
—характеризовать биомассу биосферы, её состав, объём и динамику обновления;
—описывать круговороты основных химических элементов и воды;
—сопоставлять естественные и искусственные биоценозы;
—устанавливать причинно-следственные связи при объяснении устойчивости биоценозов;
—приводить примеры продуцентов, консументов и редуцентов;
—выявлять черты сходства и отличия естественных и искусственных биоценозов, цепей питания и пищевых цепей.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—самостоятельно использовать непосредственные наблюдения, обобщать и делать выводы;
—находить в тексте учебника отличительные признаки основных биологических объектов и явлений;
—находить значения терминов в словарях и справочниках;
—выделять тезисы и делать конспект текста;
—делать выводы из непосредственного наблюдения.
Личностные результаты обучения
—Проявление учащимися чувства российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
—осознание ответственности и долга перед Родиной;
—проявление учащимися ответственного отношения к обучению, готовности и способности к самообразованию;
—формирование мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору будущей профессии;
—построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений;
—формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
—соблюдение и пропаганда правил поведения в природе, участие в природоохранной деятельности;
—осознание учащимися сущности взаимоотношений человека и природы;
—умение реализовывать теоретические познания на практике;
—осознание значения образования для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
—проведение работы над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
—привить учащимся любовь к природе, чувство уважения к учёным, изучающим животный мир, эстетические чувства от общения с живыми организмами;
—признание учащимися права каждого человека на собственное аргументированное мнение;
—проявление готовности к самостоятельным поступкам и активным действиям на природоохранительном поприще;
—умение аргументировать и обоснованно отстаивать свою точку зрения;
—критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за их результаты;
—осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;
—формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
—умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.
Календарно - тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов | Дата |
Раздел 1. Царство Животные (53 часа) | 8А | 8Б |
Тема 1.1. Введение (2 часа) | По плану | Фактичес ки | По плану | Фактичес ки |
1 | Общая характеристика животных. Организм животных как целостная система. | 1 | | | | |
2 | Систематика животных. Взаимоотношения животных в биогеоценозах. Пр/р №1 "Анализ структуры биомов суши и Мирового океана на схемах и иллюстрациях" (обуч.). | 1 | | | | |
Тема 1.2. Подцарство Одноклеточные животные (5 часов) |
3 | Общая характеристика Простейших. | 1 | | | | |
4 | Тип Саркожгутиконосцы. Класс Саркодовые. Класс Жгутиковые | 1 | | | | |
5 | Тип Инфузории. Л/р №1 "Строение амебы, эвглены зеленой и инфузории туфельки". | 1 | | | | |
6 | Тип Споровики. | 1 | | | | |
7 | Входящий мониторинг. | | | | | |
Тема 1.3. Подцарство Многоклеточные животные (2 часа) |
8 | Общая характеристика Многоклеточных животных. | 1 | | | | |
9 | Простейшие многоклеточные - губки, их распространение и экология, значение. | 1 | | | | |
Тема 1.4. Тип Кишечнополостные (2 часа) | | | | |
10 | Тип Кишечнополостные. Особенности организации Кишечнополостных. Бесполое и половое размножение. Л/р №2 "Изучение таблиц, отражающих ход регенерации у гидры" (обуч.). | 1 | | | | |
11 | Многообразие и распространение Кишечнополостных. | 1 | | | | |
Тема 1.5. Тип Плоские черви (2 часа) | | | | |
12 | Тип Плоские черви. Особенности организации плоских червей.Свободноживущие ресничные черви | 1 | | | | |
13 | Паразитические плоские черви. Л/р №3 "Жизненные циклы печеночного сосальщика и бычьего цепня". | 1 | | | | |
Тема 1.6. Тип Круглые черви (2 часа) | | | | |
14 | Особенности организации круглых червей. | 1 | | | | |
15 | Паразитические круглые черви. Л/ р №4 «Жизненный цикл человеческой аскариды» | 1 | | | | |
Тема 1.7. Тип Кольчатые черви (2 часа) | | | | |
16 | Особенности организации кольчатых червей на примере малощетинковых червей. Л/р №5 "Внешнее строение дождевого червя". | 1 | | | | |
17 | Многообразие кольчатых червей. Класс Многощетинковые. Класс Пиявки. | 1 | | | | |
Тема 1.8. Тип Моллюски (2часа) | | | | |
18 | Особенности организации и происхождение моллюсков. Л/р №6 "Внешнее строение Моллюсков". | 1 | | | | |
19 | Многообразие моллюсков, их значение в природе и жизни человека | 1 | | | | |
Тема 1.9. Тип Членистоногие (6 часов) | | | | |
20 | Тип Членистоногие. Происхождение и особенности организации членистоногих. | 1 | | | | |
21 | Многообразие Членистоногих. Л/р №7 "Изучение внешнего строения и многообразие Членистоногих". | 1 | | | | |
22 | Класс Ракообразные. Общая характеристика, многообразие и значение в биоценозах. | 1 | | | | |
23 | Класс Паукообразные. Общая характеристика, многообразие и значение в биоценозах. | 1 | | | | |
24 | Класс Насекомые. Общая характеристика класса. | 1 | | | | |
25 | Размножение и развитие насекомыхМногообразие насекомых, их значение в природе и жизни человека. | 1 | | | | |
Тема 1.10. Тип Иглокожие (1 час) | | | | |
26 | Тип Иглокожие. Общая характеристика. | 1 | | | | |
Тема 1.11. Тип Хордовые.Подтип Бесчерепные (1 час) | | | | |
27 | Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные. Общая характеристика. | 1 | | | | |
Тема 1.12. Подтип позвоночные (черепные) Надкласс Рыбы (4 часа) |
28 | Подтип Позвоночные (Черепные). Рыбы — водные позвоночные животные. Л/р №8 "Особенности внешнего строения рыб, связанный с их образом жизни". | 1 | | | | |
29 | Особенности внутреннего строения рыб | 1 | | | | |
30 | Размножение и развитие рыб | 1 | | | | |
31 | Многообразие рыб. Экологическое и хозяйственное значение рыб | 1 | | | | |
Тема 1.13. Класс Земноводные (4 часа) | | | | |
32 | Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Л/р №9 "Особенности внешнего строения лягушки, связанные с ее образом жизни". | 1 | | | | |
33 | Особенности внутреннего строения земноводных. | 1 | | | | |
34 | Размножение и развитие земноводных. | 1 | | | | |
35 | Многообразие земноводных. | 1 | | | | |
Тема 1.14. Класс Пресмыкающиеся (4 часа) | | | | |
36 | Общая характеристика пресмыкающихся как первичноназемных животных. | 1 | | | | |
37 | Особенности внутреннего строения и размножения пресмыкающихся. Л/р №10 "Сравнительный анализ строения скелетов черепахи, ящерицы, змеи" (обуч.) | 1 | | | | |
38 | Многообразие пресмыкающихся, их значение в природе и жизни человека | 1 | | | | |
39 | Происхождение и многообразие древних пресмыкающихся | 1 | | | | |
Тема 1.15. Класс Птицы (4 часа) | | | | |
40 | Класс Птицы. Происхождение птиц. Общая характеристика птиц. | 1 | | | | |
41 | Особенности строения Птиц. Л/р №11 "Особенности внешнего строения птиц, связанных с их образом жизни". | 1 | | | | |
42 | Экологические группы Птиц. | 1 | | | | |
43 | Роль птиц в природе и жизни человека.Охрана и привлечение птиц | 1 | | | | |
Тема 1.16. Класс Млекопитающие (7 часов) | | | | |
44 | Класс Млекопитающие. Происхождение млекопитающих. Первозвери. Общая характеристика Класса Млекопитающие. | 1 | | | | |
45 | Особенности внутреннего строения Млекопитающих. | 1 | | | | |
46 | Особенности внутреннего строения Млекопитающих. Л/р №12 "Изучение внутреннего строения млекопитающих". | 1 | | | | |
47 | Размножение и развитие млекопитающих. | 1 | | | | |
48 | Многообразие млекопитающих. | 1 | | | | |
49 | Многообразие млекопитающих. Л/р №13 "Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения в жизни человека". | 1 | | | | |
50 | Роль Млекопитающих в природе и жизни человека. | 1 | | | | |
Тема 1.17. Основные этапы развития животных (2 часа) |
51 | Основные этапы развития животных. | 1 | | | | |
52 | Основные этапы развития животных. Л/р №14 "Анализ родословного древа царства Животные" (обуч.) | 1 | | | | |
Тема 1.18. Животные и человек (2 часа) | | | |
53 | Животные и человек. История взаимоотношений человека и животных. Значение с/х производства. | 1 | | | | |
54 | Значение животных в природе и жизни человека. Домашние животные. | 1 | | | | |
Раздел 2. Вирусы (2 часа) | | | | |
Тема 2.1. Общая характеристика и свойства вирусов (2 часа) | | | |
55 | Вирусы. Общая характеристика Вирусов. | 1 | | | | |
56 | Вирусы — возбудители опасных заболеваний человека. | 1 | | | | |
Раздел 3. Экосистема (10часов) | | | | |
Тема 3.1. Среда обитания. Экологические факторы. (2 часа) | | | |
57 | Среда обитания. Абиотические факторы среды. Л/ р №14 «Влияние света и интенсивности полива на всхожесть семян» (обуч.) | 1 | | | | |
58 | Биотические и антропогенные факторы среды | 1 | | | | |
Тема 3.2. Экосистема (2часа) | | | |
59 | Экологические системы. | 1 | | | | |
60 | Структура экосистемы. Пищевые цепи. Л/р №15 "Анализ цепей и сетей питания" (обуч.) | 1 | | | | |
Тема 3.3. Биосфера - глобальная экосистема (2часа) | | | |
61 | Оболочки биосферы. Учение В. И. Вернадского о биосфере. | 1 | | | | |
62 | Состав биосферы | 1 | | | | |
Тема 3.4. Круговорот веществ в биосфере (3часа) | | |
63 | Круговорот веществ в природе. Круговорот воды. Круговорот углерода | 1 | | | | |
64 | Круговорот азота. Круговорот серы. Круговорот фосфора | 1 | | | | |
65 | Итоговый мониторинг. | | | | | |
Тема 3.5. Роль живых организмов в биосфере (2часа) | | | | |
66 | Преобразование природы живыми организмами | 1 | | | | |
67 | Обобщение, систематизация и контроль знаний учащихся по курсу | 1 | | | | |
| Резерв | 3 | | | | |
Описание учебно-методического иматериально-технического обеспечения образовательного процесса:
УМК:
Рабочая программа – Захаров, В.Б. Биология. 5-9 классы: рабочая программа к линии УМК «Живой организм»: учебно-методическое пособие/ В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. – М.: Дрофа, 2017. – 46 с.
Учебник – Сонин, Н.И. Биология: Многообразие живых организмов: Животные. 8 кл.: учебник/ Н.И Сонин, В.Б. Захаров. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2017. - 222, [2]с.: ил.
Электронное приложение к учебнику.
Литература для учителя:
Биология.7-8 классы: Тесты /авт.-сост. М.В. Оданович. – Волгоград: Учитель, 2007.- 150 с.
Демьяненков Е.Н. Биология в вопросах и ответах.- М.: Просвещение, 2010, - 196 с.
Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5-11 классы/авт.-сост. М. М.Боднарук, Н.В. Ковылина. Волгоград: Учитель, 2007.-174 с.
Литература для обучающегося:
1. Акимушкин И. Мир животных (млекопитающие, или звери). М.: Мысль, 2006;
2. Акимушкин И. Мир животных (насекомые, пауки, домашние животные). М.: Мысль, 2004;
3. Никишов В. И. Справочник школьника по биологии: 6-9 классы. - М.: Дрофа, 2007;
Материально-техническое обеспечение учебного процесса:
1. Аудиоколонки.
2. Мультимедиа проектор.
3. Персональный компьютер.
4. Принтер.
5. Экран.
Интернет-ресурсы:
Режим доступа:
http://www.edu.ru– федеральный портал «Российское образование»
http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал
http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.