СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета Биология. Многообразие живых организмов: Животные 8 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного предмета Биология. Многообразие живых организмов: Животные  8 класс, авторы Н.И.Сонин. В. Б. Захаров

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета Биология. Многообразие живых организмов: Животные 8 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №58»



РАССМОТРЕНО

на ШМО учителей естественно-математического цикла

__________ Яшкова М.Н.

протокол № _1_

« 31 » _августа_ 2018 г.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_____________________

Кожина Е.В.

« » _________ 2018 г.


УТВЕРЖДЕНО

Приказом МБОУ СШ № 58

От « » _________ 2018 г.

№ ______





Рабочая программа учебного предмета

Биология. Многообразие живых организмов:

Животные

8 класс







Составитель:

Яшкова Марина Николаевна,

учитель биологии и химии,

1квалификационная категория.









г. Арзамас,

2018– 2019 учебный год.

1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Феде­рального государственного образовательного стан­дарта основного общего образования, основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СШ № 58, учебного плана МБОУ СШ № 58 на 2018-2019 учебный год. и авторской программы по биологии: авторы Н.И.Сонин. В. Б. Захаров, Биология. 5-9 классы. Линейный курс. М.: Дрофа, 2015г.





Цели и задачи курса:



Целями курса «Биология» на ступени основного общего образования на глобальном, метапредметном, личностном и предметном уровнях являются:

  • социализация обучаемых - вхождение в мир культуры и социальных отношений,

обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность как носителей ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

  • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных)

ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки;

  • развитие познавательных мотивов обучающихся, направленных на получение

знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

  • создание условий для овладения обучающимися ключевыми компетентностями:

учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной.

Задачи:

Биология как учебная дисциплина обеспечивает:

  • формирование системы биологических знаний как компонента целостной научной

картины мира;

  • овладение научным подходом к решению различных задач;

  • овладение умениями формулировать гипотезы, проводить эксперименты и

оценивать полученные результаты;

  • овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с

объективными реалиями жизни;

  • воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде,

осознание значимости концепции устойчивого развития;

  • формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного

оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путем применения межпредметного анализа учебных задач.



2. Место учебного предмета в учебном плане.

Учебный предмет «Биология» входит в предметную область «Естественно-научные предметы» и является обязательным для изучения учебным предметом на уровне основного общего образования. Программа для 8 класса рассчитана на 70 часов в год, 2 часа в неделю, из них 6 часов на резервное время. Из резервного времени 2 часа отведены на входной и итоговый мониторинг, 1 час добавлен на изучение темы "Млекопитающие"

Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника авторов Н.И.Сонин, В.Б. Захаров Биология. Многообразие живых организмов. Животные. 8класс (линейный курс)– М.: Дрофа, 2017.


    1. Планируемые результаты освоения учебного предмета (личностные, метапредметные, предметные ).



Предметные результаты изучения курса «Биология: Многообразие живых организмов: Животные» (8 класс)включают в себя:

  • понимать смысл биологических терминов;

  • характеризовать методы биологической науки (наблюдение, эксперимент, измерение) и

оценивать их роль в познании живой природы;

  • осуществлять элементарные биологические исследования;

  • проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты;

  • пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и

перечислять свойства живого;

  • выделять существенные признаки клеток и организмов растений, животных, грибов и

бактерий;

  • описывать процессы: обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, рост,

развитие, размножение;

  • различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные группы живых

организмов (бактерии, растения, животные, грибы), а также основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и покрытосеменные);

  • сравнивать биологические объекты и процессы, делать выводы и умозаключения на основе

сравнения;

  • характеризовать особенности строения и жизнедеятельности изученных групп живых

организмов;

  • определять роль в природе различных групп организмов;

  • объяснять роль живых организмов в круговороте веществ в биосфере;

  • составлять элементарные пищевые цепи;

  • приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

  • находить черты, свидетельствующие об усложнении и упрощении строения живых

организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

  • объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйственной деятельности человека;

  • различать съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;

  • описывать порядок оказания первой доврачебной помощи пострадавшим;

  • формулировать правила техники безопасности в кабинете биологии при выполнении

лабораторных работ;

  • демонстрировать знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа

жизни;

  • анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

  • демонстрировать знание и соблюдать правила работы в кабинете биологии;

  • соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами

(препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

  • демонстрировать навыки оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами и

растениями;

  • уметь оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.


Метапредметные результаты изучения «Биология: Многообразие живых организмов: Животные» (8 класс)включают в себя:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы

  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений;

  • осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

  • составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

  • вычитывать все уровни текстовой информации.

  • уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

  • в дискуссии уметь вы двинуть аргументы и контраргументы;

  • учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством ошибочность своего мнения и корректировать его;

  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);

  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.


Личностные результаты изучения курса «Биология: Многообразие живых организмов: Животные» (8 класс)включают в себя:

  • осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания

и объяснения на основе достижений науки;

  • постепенное выстраивание собственной целостной картины мира;

  • осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках

самостоятельной деятельности вне школы (умение доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и т.д.);

  • оценка экологического риска взаимоотношений человека и природы;

  • формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и

поступки с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле;

  • оценка жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и

сохранения здоровья;

  • реализация установок здорового образа жизни;

  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;

  • эстетическое отношение к живым объектам.



Содержание учебного предмета и результаты изучения предмета

Биология. Многообразие живых организмов. Животные. 8 класс

(70 ч, 2 ч в неделю)

Раздел 1. Царство Животные (52 ч)

Тема 1.1. ВВЕДЕНИЕ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЖИВОТНЫХ

(2 ч)

Организм животных как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов животных. Регуляция жизнедеятельности животных: нервная и эндокринная регуляции. Особенности жизнедеятельности животных, отличающие их от представителей других царств живой природы. Систематика животных. Таксономические категории. Одноклеточные и многоклеточные (беспозвоночные и хордовые) животные. Взаимоотношения животных в биоценозах. Трофические уровни и цепи питания.

Демонстрация

Распределение животных и растений по планете: биогеографические области.

Лабораторные и практические работы

Анализ структуры различных биомов суши и Мирового океана на схемах и иллюстрациях.

Тема 1.2. ПОДЦАРСТВО ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ (4 ч)

Общая характеристика простейших. Клетка одноклеточных животных как целостный организм. Особенности организации клеток простейших, специальные органоиды. Разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Тип Саркожгутиконосцы. Многообразие форм саркодовых и жгутиковых. Тип Споровики. Споровики — паразиты человека и животных. Особенности организации представителей. Тип Инфузории. Многообразие инфузорий и их роль в биоценозах.

Демонстрация

Схемы строения амёбы, эвглены зелёной и инфузории туфельки. Представители различных групп одноклеточных.

Лабораторные и практические работы

Строение амёбы, эвглены зелёной и инфузории туфельки.

Тема 1.3. ПОДЦАРСТВО МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ (2 ч)

Общая характеристика многоклеточных животныхтипы симметрии. Клетки и ткани животных. Простейшие многоклеточные— губкиих распространение и экологическое значение.

Демонстрация

Типы симметрии у многоклеточных животных. Многообразие губок.

Тема 1.4. КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ (2 ч)

Особенности организации кишечнополостных. Бесполое и половое размножение. Многообразие и распространение кишечнополостных. Классы: Гидроидные, Сцифоидные и Кораллы. Роль в природных сообществах.

Демонстрация

Схема строения гидры, медузы и колонии коралловых полипов. Биоценоз кораллового рифа. Внешнее и внутреннее строение кишечнополостных.

Лабораторные и практические работы

Изучение плакатов и таблиц, отражающих ход регенерации у гидры.

Тема 1.5. ТИП ПЛОСКИЕ ЧЕРВИ (2 ч)

Особенности организации плоских червей. Свободноживущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах. Приспособления к паразитизму у плоских червей. Классы Сосальщики и Ленточные черви. Понятие о жизненном цикле. Циклы развития печёночного

сосальщика и бычьего цепня. Многообразие плоских червей-паразитов. Меры профилактики паразитарных заболеваний.

Демонстрация

Схемы строения плоских червей, ведущих свободный и паразитический образ жизни. Различные представители ресничных червей. Схемы жизненных циклов печёночного сосальщика и бычьего цепня.

Лабораторные и практические работы

Жизненные циклы печёночного сосальщика и бычьего цепня.

Тема 1.6. ТИП КРУГЛЫЕ ЧЕРВИ (2 ч)

Особенности организации круглых червей (на примере человеческой аскариды). Свободноживущие и паразитические круглые черви. Цикл развития человеческой аскариды. Меры профилактики аскаридоза.

Демонстрация

Схема строения и цикл развития человеческой аскариды.

Различные свободноживущие и паразитические формы круглых червей.

Лабораторные и практические работы

Жизненный цикл человеческой аскариды.

Тема 1.7. ТИП КОЛЬЧАТЫЕ ЧЕРВИ (2 ч)

Особенности организации кольчатых червей (на примере многощетинкового червя нереиды). Вторичная полость тела. Многообразие кольчатых червей. Классы: Многощетинковые, Малощетинковые, Пиявки. Значение кольчатых червей в биоценозах.

Демонстрация

Схема строения многощетинкового и малощетинкового кольчатых червей. Различные представители типа кольчатых червей.

Лабораторные и практические работы

Внешнее строение дождевого червя.

Тема 1.8. ТИП МОЛЛЮСКИ (2 ч)

Особенности организации моллюсков. Смешанная полость тела. Многообразие моллюсков. Классы Брюхоногие, Двустворчатые и Головоногие моллюски. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Демонстрация

Схема строения брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Различные представители типа моллюсков.

Лабораторные и практические работы

Внешнее строение моллюсков.

Тема 1.9. ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ (6 ч)

Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразие членистоногих. Классы Ракообразные, Паукообразные, Насекомые и Многоножки. Класс Ракообразные. Общая характеристика класса на примере речного рака. Высшие и низшие раки. Многообразие и значение ракообразных в биоценозах. Класс Паукообразные. Общая

характеристика. Пауки, скорпионы, клещи. Многообразие и значение паукообразных в биоценозах. Класс Насекомые. Многообразие насекомых. Общая характеристика класса. Отряды насекомых с полным и неполным превращением (метаморфозом). Многообразие и значение насекомых в

биоценозах. Многоножки.

Демонстрация

Схема строения речного рака. Различные представители низших и высших ракообразных. Схема строения паука-крестовика. Различные представители класса паукообразных. Схемы строения насекомых различных отрядов. Схемы строения многоножек.

Лабораторные и практические работы

Изучение внешнего строения и многообразие членистоногих*.

Тема 1.10. ТИП ИГЛОКОЖИЕ (1 ч)

Общая характеристика типа. Многообразие иглокожих. Классы Морские звёзды, Морские ежи, Голотурии. Многообразие и экологическое значение.

Демонстрация

Схемы строения морской звезды, морского ежа и голотурии.

Схема придонного биоценоза.

Тема 1.11. ТИП ХОРДОВЫЕ. ПОДТИП БЕСЧЕРЕПНЫЕ (1 ч)

Происхождение хордовых. Подтипы Бесчерепные и Позвоночные. Общая характеристика типа. Подтип Бесчерепные: ланцетник, особенности его организации и распространения.

Демонстрация

Схема строения ланцетника. Схема метаморфоза у асцидий.

Тема 1.12. ПОДТИП ПОЗВОНОЧНЫЕ (ЧЕРЕПНЫЕ).

НАДКЛАСС РЫБЫ (4 ч)

Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб. Классы Хрящевые (акулы и скаты) и Костные рыбы. Многообразие костныхрыбхрящекостные, кистепёрые, двоякодышащие и лучепёрыерыбы.Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. Экологическое и хозяйственное значение рыб.

Демонстрация

Многообразие рыб. Схемы строения кистепёрых и лучепёрых рыб.

Лабораторные и практические работы

Особенности внешнего строения рыб, связанные с их образом жизни*.

Тема 1.13. КЛАСС ЗЕМНОВОДНЫЕ (4 ч)

Первые земноводные. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии. Многообразие, среда обитания и экологические особенности. Структурно-функциональная организация земноводных на примере лягушки. Экологическая роль и многообразие земноводных.

Демонстрация

Многообразие амфибий. Схемы строения кистепёрых рыб и земноводных.

Лабораторные и практические работы

Особенности внешнего строения лягушки, связанные с её образом жизни*.




Тема 1.14. КЛАСС ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ (4 ч)

Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первично-наземных животных. Структурно-функциональная организация пресмыкающихся на примере ящерицы. Чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), Крокодилы и Черепахи. Распространение и многообразие форм рептилий. Положение в экологических системах. Вымершие группы пресмыкающихся.

Демонстрация

Многообразие пресмыкающихся. Схемы строения земноводных и рептилий.

Лабораторные и практические работы

Сравнительный анализ строения скелетов черепахи, ящерицы и змеи.

Тема 1.15. КЛАСС ПТИЦЫ (4 ч)

Происхождение птиц. Первоптицы и их предки. Настоящие птицы. Килегрудые, или Летающие, Бескилевые, или Бегающие, Пингвины, или Плавающие птицы. Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц (птицы леса, степей и пустынь, открытых воздушных пространств, болот, водоёмов и побережий). Охрана и привлечение птиц. Домашние птицы. Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Демонстрация

Многообразие птиц. Схемы строения рептилий и птиц.

Лабораторные и практические работы

Особенности внешнего строения птиц, связанные с их образом жизни*.

Тема 1.16. КЛАСС МЛЕКОПИТАЮЩИЕ (6 ч)

Происхождение млекопитающих. Первозвери (утконос и ехидна). Низшие звери (сумчатые). Настоящие звери (плацентарные). Структурно-функциональные особенности организации млекопитающих на примере собаки. Экологическая роль млекопитающих в процессе развития живой

природы в кайнозойской эре. Основные отряды плацентарных млекопитающих: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные, Ластоногие, Китообразные, Непарнокопытные, Парнокопытные, Приматы. Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана ценных зверей. Домашние млекопитающие (крупный и мелкий рогатый скот, другие сельскохозяйственные животные).

Демонстрация

Схемы, отражающие экологическую дифференцировку млекопитающих. Многообразие млекопитающих.

Схемы строения рептилий и млекопитающих.

Лабораторные и практические работы

Изучение внутреннего строения млекопитающих*.

Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения в жизни человека*.

Тема 1.17. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЖИВОТНЫХ (2 ч)

Возникновение одноклеточных эукариот в протерозойскую эру. Эволюция и широкое расселение одноклеточных. Появление многоклеточных животных: губок, кишечнополостных и плоских червей. Направления развития древних плоских червей. Возникновение всех известных групп беспозвоночных. Эволюция кольчатых червей. Возникновение хордовых. Появление позвоночных в силурийском периоде палеозойской эры. Выход позвоночных на сушу. Первые земноводные. Господство рептилий в мезозойской эре. Появление млекопитающих и птиц. Основные направления эволюции животных.

Демонстрация

Схемы организации ископаемых животных всех известных систематических групп.

Лабораторные и практические работы

Анализ родословного древа царства Животные.

Тема 1.18. ЖИВОТНЫЕ И ЧЕЛОВЕК (2 ч)

Значение животных в природе и жизни человека.

История взаимоотношений человека и животных: охота и рыбная ловля древних людей. Значение сельскохозяйственного производства для обеспечения человечества пищей. Роль животных в экосистемах. Домашние животные.

Демонстрация

Использование животных человеком.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—признаки организма как целостной системы;

—основные свойства животных организмов;

—сходство и различия между растительными и животными организмами;

—что такое зоология, какова её структура;

—признаки одноклеточного организма;

—основные систематические группы одноклеточных и их представителей;

—значение одноклеточных животных в экологических системах;

—паразитических простейших и вызываемые ими заболевания у человека, меры профилактики;

—современные представления о возникновении многоклеточных животных;

—общую характеристику типа Кишечнополостные;

—общую характеристику типа Плоские черви;

—общую характеристику типа Круглые черви;

—общую характеристику типа Кольчатые черви;

—общую характеристику типа Членистоногие;

—современные представления о возникновении хордовых животных;

—основные направления эволюции хордовых;

—общую характеристику надкласса Рыбы;

—общую характеристику класса Земноводные;

—общую характеристику класса Пресмыкающиеся;

—общую характеристику класса Птицы;

—общую характеристику класса Млекопитающие;

—гипотезу о возникновении эукариотических организмов;

—основные черты организации представителей всех групп животных;

—крупные изменения в строении организма, сопровождавшие возникновение каждой группы животных;

—значение животных в природе и жизни человека;

—воздействие человека на природу;

—сферы человеческой деятельности, в которых используются животные;

—методы создания новых пород сельскохозяйственных

животных и повышения эффективности сельскохозяйственного производства;

—особенности жизнедеятельности домашних животных.

Учащиеся должны уметь:

—объяснять структуру зоологической науки, основные этапы её развития, систематические категории;

—представлять эволюционный путь развития животного мира;

—классифицировать животные объекты по их принадлежности к систематическим группам;

—применять двойные названия животных при подготовке сообщений, докладов, презентаций;

—объяснять значения зоологических знаний для сохранения жизни на планете, разведения редких и охраняемых животных, выведения новых пород животных;

—использовать знания по зоологии в повседневной жизни;

—работать с живыми культурами простейших, используя при этом увеличительные приборы;

—распознавать одноклеточных возбудителей заболеваний человека;

—раскрывать значение одноклеточных животных в природе и жизни человека;

—применять полученные знания в практической жизни;

—наблюдать за поведением животных в природе;

—определять систематическую принадлежность животных к той или иной таксономической группе;

—работать с живыми животными и фиксированными препаратами (коллекциями, влажными и микропрепаратами, чучелами и др.);

—объяснять взаимосвязь строения и функций органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных;

—использовать меры профилактики паразитарных заболеваний;

—характеризовать экологическую роль хордовых животных;

—характеризовать народнохозяйственное значение позвоночных;

—наблюдать за поведением животных в природе;

—оказывать первую медицинскую помощь при укусе опасным или ядовитым животным;

—характеризовать основные направления эволюции животных;

—объяснять причины возникновения и вымирания отдельных групп организмов;

—описывать распространение и роль отдельных групп животных на разных этапах развития жизни;

—анализировать и оценивать воздействие человека на животный мир;

—выстраивать своё поведение при встрече с дикими животными в природе;

—обращаться с домашними животными;

—разрабатывать режим кормления и условия содержания для разных домашних животных;

—оказывать первую помощь при травмах и отравлениях.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

—давать характеристику методов изучения биологических объектов;

—наблюдать и описывать различных представителей животного мира;

—находить в различных источниках необходимую информацию о животных;

—избирательно относиться к биологической информации, содержащейся в средствах массовой информации;

—работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

—составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке;

—разрабатывать план-конспект темы, используя разные источники информации;

—готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников;

—пользоваться поисковыми системами Интернета;

—сравнивать и сопоставлять животных изученных таксономических групп между собой;

—использовать индуктивный и дедуктивный подходы при изучении крупных таксонов;

—выявлять признаки сходства и различия в строении, образе жизни и поведении животных;

—обобщать и делать выводы по изученному материалу;

—представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий;

—выявлять причинно-следственные связи принадлежности животных к разным категориям в Красной книге;

—выявлять признаки сходства и отличия территорий различной степени охраны;

—находить в тексте учебника отличительные признаки основных биологических объектов;

—находить в словарях и справочниках значения терминов;

—выделять тезисы и делать конспект текста.



Раздел 2. Вирусы (2 ч)

Тема 2.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И СВОЙСТВА ВИРУСОВ

(2 ч)

Общая характеристика вирусов. История их открытия. Строение вируса на примере вируса табачной мозаики. Взаимодействие вируса и клетки. Вирусы — возбудители опасных заболеваний человека. Профилактика заболевания гриппом. Происхождение вирусов.

Демонстрация

Модели различных вирусных частиц. Схемы взаимодействия вируса и клетки при горизонтальном и вертикальном типе передачи инфекции. Схемы, отражающие процесс развития вирусных заболеваний.



Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—общие принципы строения вирусов животных, растений и бактерий;

—пути проникновения вирусов в организм;

—этапы взаимодействия вируса и клетки;

—меры профилактики вирусных заболеваний.

Учащиеся должны уметь:

—выявлять признаки сходства и различия в строении вирусов;

—объяснять механизмы взаимодействия вирусов и клеток;

—характеризовать опасные вирусные заболевания человека (СПИД,

гепатит С и др.);

—осуществлять на практике мероприятия по профилактике вирусных заболеваний.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

—обобщать информацию и делать выводы по изученному материалу;

—работать с дополнительными источниками информации и использовать возможности Интернета;

представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий.



Раздел 3. Экосистема (10 ч)

Тема 3.1. СРЕДА ОБИТАНИЯ. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ (2 ч)

Понятие о среде обитания. Экология — наука о взаимоотношениях организмов между собой и средой обитания. Абиотические и биотические факторы среды. Взаимоотношения между организмами. Антропогенный фактор. Влияние факторов среды на животных и растения.

Демонстрация

Схемы и таблицы, иллюстрирующие влияние факторов среды на организм. Распространение животных в природных биоценозах и агроценозах.

Лабораторные и практические работы

Влияние света и интенсивности полива на всхожесть семян.

Тема 3.2. ЭКОСИСТЕМА (2 ч)

Экологические системы. Биогеоценоз и его характеристики. Продуценты, консументы и редуценты. Цепи и сети питания. Экологическая пирамида.

Демонстрация

Экологические пирамиды: пирамида энергии, пирамида чисел, пирамида биомассы.

Лабораторные и практические работы

Анализ цепей и сетей питания.

Тема 3.3. БИОСФЕРА — ГЛОБАЛЬНАЯ ЭКОСИСТЕМА (2 ч)

Учение В. И. Вернадского о биосфере. Границы и компоненты биосферы. Биомасса биосферы, её объём и динамика обновления.

Демонстрация

Схемы и таблицы, демонстрирующие границы биосферы, её компоненты.

Тема 3.4. КРУГОВОРОТ ВЕЩЕСТВ В БИОСФЕРЕ (2 ч)

Главная функция биосферы. Биотические круговороты. Круговорот воды. Круговорот углерода. Круговорот азота. Круговорот фосфора и серы.

Демонстрация

Схемы круговоротов веществ в природе с участием живых организмов.

Тема 3.5. РОЛЬ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ В БИОСФЕРЕ (2 ч)

Преобразование планеты живыми организмами. Изменение состава атмосферы. Возникновение осадочных пород и почвы. Формирование полезных ископаемых: нефти, газа, каменного угля, торфа, месторождений руд.

Демонстрация

Виды почв, полезные ископаемые биогенного происхождения.




Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—определение науки экологии;

—абиотические и биотические факторы среды;

—определение экологических систем;

—определение биогеоценоза и его характеристики;

—учение В. И. Вернадского о биосфере;

—биотические круговороты;

—характер преобразования планеты живыми организмами.

Учащиеся должны уметь:

—характеризовать взаимоотношения между организмами;

—анализировать последствия деятельности человека на животных и природу в целом;

—выявлять и описывать влияние факторов среды на животных и растения;

—приводить примеры цепей и сетей питания;

—давать определение понятия «экологическая пирамида»;

—характеризовать биомассу биосферы, её состав, объём и динамику обновления;

—описывать круговороты основных химических элементов и воды;

—сопоставлять естественные и искусственные биоценозы;

—устанавливать причинно-следственные связи при объяснении устойчивости биоценозов;

—приводить примеры продуцентов, консументов и редуцентов;

—выявлять черты сходства и отличия естественных и искусственных биоценозов, цепей питания и пищевых цепей.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

—самостоятельно использовать непосредственные наблюдения, обобщать и делать выводы;

—находить в тексте учебника отличительные признаки основных биологических объектов и явлений;

—находить значения терминов в словарях и справочниках;

—выделять тезисы и делать конспект текста;

—делать выводы из непосредственного наблюдения.

Личностные результаты обучения

—Проявление учащимися чувства российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

—осознание ответственности и долга перед Родиной;

—проявление учащимися ответственного отношения к обучению, готовности и способности к самообразованию;

—формирование мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору будущей профессии;

—построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений;

—формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

—соблюдение и пропаганда правил поведения в природе, участие в природоохранной деятельности;

—осознание учащимися сущности взаимоотношений человека и природы;

—умение реализовывать теоретические познания на практике;

—осознание значения образования для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;

—проведение работы над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;

—привить учащимся любовь к природе, чувство уважения к учёным, изучающим животный мир, эстетические чувства от общения с живыми организмами;

—признание учащимися права каждого человека на собственное аргументированное мнение;

—проявление готовности к самостоятельным поступкам и активным действиям на природоохранительном поприще;

—умение аргументировать и обоснованно отстаивать свою точку зрения;

—критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за их результаты;

—осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;

—формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

—умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.



    1. Календарно - тематическое планирование

Тема

Количество часов

Дата

Раздел 1. Царство Животные (53 часа)

Тема 1.1. Введение (2 часа)

По плану

Фактичес

ки

По плану

Фактичес

ки

1

Общая характеристика животных. Организм животных как целостная система.

1





2

Систематика животных. Взаимоотношения животных в биогеоценозах. Пр/р №1 "Анализ структуры биомов суши и Мирового океана на схемах и иллюстрациях" (обуч.).

1





Тема 1.2. Подцарство Одноклеточные животные (5 часов)

3

Общая характеристика Простейших.

1





4

Тип Саркожгутиконосцы. Класс Саркодовые. Класс Жгутиковые

1





5

Тип Инфузории. Л/р №1 "Строение амебы, эвглены зеленой и инфузории туфельки".

1





6

Тип Споровики.

1





7

Входящий мониторинг.






Тема 1.3. Подцарство Многоклеточные животные (2 часа)

8

Общая характеристика Многоклеточных животных.

1





9

Простейшие многоклеточные - губки, их распространение и экология, значение.

1





Тема 1.4. Тип Кишечнополостные (2 часа)





10

Тип Кишечнополостные. Особенности организации Кишечнополостных. Бесполое и половое размножение.

Л/р №2 "Изучение таблиц, отражающих ход регенерации у гидры" (обуч.).

1





11

Многообразие и распространение Кишечнополостных.

1





Тема 1.5. Тип Плоские черви (2 часа)





12

Тип Плоские черви. Особенности организации плоских червей.Свободноживущие ресничные черви

1





13

Паразитические плоские черви.

Л/р №3 "Жизненные циклы печеночного сосальщика и бычьего цепня".

1





Тема 1.6. Тип Круглые черви (2 часа)





14

Особенности организации круглых червей.

1





15

Паразитические круглые черви.

Л/ р №4 «Жизненный цикл человеческой аскариды»

1





Тема 1.7. Тип Кольчатые черви (2 часа)





16

Особенности организации кольчатых червей на примере малощетинковых червей. Л/р №5 "Внешнее строение дождевого червя".

1





17

Многообразие кольчатых червей. Класс Многощетинковые. Класс Пиявки.

1





Тема 1.8. Тип Моллюски (2часа)





18

Особенности организации и происхождение моллюсков. Л/р №6 "Внешнее строение Моллюсков".

1





19

Многообразие моллюсков, их значение в природе и жизни человека

1





Тема 1.9. Тип Членистоногие (6 часов)





20

Тип Членистоногие. Происхождение и особенности организации членистоногих.

1





21

Многообразие Членистоногих. Л/р №7 "Изучение внешнего строения и многообразие Членистоногих".

1





22

Класс Ракообразные. Общая характеристика, многообразие и значение в биоценозах.

1





23

Класс Паукообразные. Общая характеристика, многообразие и значение в биоценозах.

1





24

Класс Насекомые. Общая характеристика класса.

1





25

Размножение и развитие насекомыхМногообразие насекомых, их значение в природе и жизни человека.

1





Тема 1.10. Тип Иглокожие (1 час)





26

Тип Иглокожие. Общая характеристика.

1





Тема 1.11. Тип Хордовые.Подтип Бесчерепные (1 час)





27

Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные. Общая характеристика.

1





Тема 1.12. Подтип позвоночные (черепные) Надкласс Рыбы (4 часа)

28

Подтип Позвоночные (Черепные). Рыбы — водные позвоночные животные. Л/р №8 "Особенности внешнего строения рыб, связанный с их образом жизни".

1





29

Особенности внутреннего строения рыб

1





30

Размножение и развитие рыб

1





31

Многообразие рыб. Экологическое и хозяйственное значение рыб

1





Тема 1.13. Класс Земноводные (4 часа)





32

Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Л/р №9 "Особенности внешнего строения лягушки, связанные с ее образом жизни".

1





33

Особенности внутреннего строения земноводных.

1





34

Размножение и развитие земноводных.

1





35

Многообразие земноводных.

1





Тема 1.14. Класс Пресмыкающиеся (4 часа)





36

Общая характеристика пресмыкающихся как первичноназемных животных.

1





37

Особенности внутреннего строения и размножения пресмыкающихся. Л/р №10 "Сравнительный анализ строения скелетов черепахи, ящерицы, змеи" (обуч.)

1





38

Многообразие пресмыкающихся, их значение в природе и жизни человека

1





39

Происхождение и многообразие древних пресмыкающихся

1





Тема 1.15. Класс Птицы (4 часа)





40

Класс Птицы. Происхождение птиц. Общая характеристика птиц.

1





41

Особенности строения Птиц. Л/р №11 "Особенности внешнего строения птиц, связанных с их образом жизни".

1





42

Экологические группы Птиц.

1





43

Роль птиц в природе и жизни человека.Охрана и привлечение птиц

1





Тема 1.16. Класс Млекопитающие (7 часов)





44

Класс Млекопитающие. Происхождение млекопитающих. Первозвери. Общая характеристика Класса Млекопитающие.

1





45

Особенности внутреннего строения Млекопитающих.

1





46

Особенности внутреннего строения Млекопитающих. Л/р №12 "Изучение внутреннего строения млекопитающих".

1





47

Размножение и развитие млекопитающих.

1





48

Многообразие млекопитающих.

1





49

Многообразие млекопитающих. Л/р №13 "Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения в жизни человека".

1





50

Роль Млекопитающих в природе и жизни человека.

1





Тема 1.17. Основные этапы развития животных (2 часа)

51

Основные этапы развития животных.

1





52

Основные этапы развития животных. Л/р №14 "Анализ родословного древа царства Животные" (обуч.)

1





Тема 1.18. Животные и человек (2 часа)




53

Животные и человек. История взаимоотношений человека и животных. Значение с/х производства.

1





54

Значение животных в природе и жизни человека. Домашние животные.

1





Раздел 2. Вирусы (2 часа)





Тема 2.1. Общая характеристика и свойства вирусов (2 часа)




55

Вирусы. Общая характеристика Вирусов.

1





56

Вирусы — возбудители опасных заболеваний человека.

1





Раздел 3. Экосистема (10часов)





Тема 3.1. Среда обитания. Экологические факторы. (2 часа)




57

Среда обитания. Абиотические факторы среды. Л/ р №14 «Влияние света и интенсивности полива на всхожесть семян» (обуч.)

1





58

Биотические и антропогенные факторы среды

1





Тема 3.2. Экосистема (2часа)




59

Экологические системы.

1





60

Структура экосистемы. Пищевые цепи. Л/р №15 "Анализ цепей и сетей питания" (обуч.)

1





Тема 3.3. Биосфера - глобальная экосистема (2часа)




61

Оболочки биосферы. Учение В. И. Вернадского о биосфере.

1





62

Состав биосферы

1





Тема 3.4. Круговорот веществ в биосфере (3часа)



63

Круговорот веществ в природе. Круговорот воды. Круговорот углерода

1





64

Круговорот азота. Круговорот серы. Круговорот фосфора

1





65

Итоговый мониторинг.






Тема 3.5. Роль живых организмов в биосфере (2часа)





66

Преобразование природы живыми организмами

1





67

Обобщение, систематизация и контроль знаний учащихся по курсу

1






Резерв

3










Описание учебно-методического иматериально-технического обеспечения образовательного процесса:

УМК:

  • Рабочая программа – Захаров, В.Б. Биология. 5-9 классы: рабочая программа к линии УМК «Живой организм»: учебно-методическое пособие/ В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. – М.: Дрофа, 2017. – 46 с.

  • Учебник – Сонин, Н.И. Биология: Многообразие живых организмов: Животные. 8 кл.: учебник/ Н.И Сонин, В.Б. Захаров. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2017. - 222, [2]с.: ил.

  • Электронное приложение к учебнику.



Литература для учителя:

  1. Биология.7-8 классы: Тесты /авт.-сост. М.В. Оданович. – Волгоград: Учитель, 2007.- 150 с.

  2. Демьяненков Е.Н. Биология в вопросах и ответах.- М.: Просвещение, 2010, - 196 с.

  3. Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5-11 классы/авт.-сост. М. М.Боднарук, Н.В. Ковылина. Волгоград: Учитель, 2007.-174 с.

Литература для обучающегося:

1. Акимушкин И. Мир животных (млекопитающие, или звери). М.: Мысль, 2006;

2. Акимушкин И. Мир животных (насекомые, пауки, домашние животные). М.: Мысль, 2004;

3. Никишов В. И. Справочник школьника по биологии: 6-9 классы. - М.: Дрофа, 2007;



Материально-техническое обеспечение учебного процесса:

1. Аудиоколонки.

2. Мультимедиа проектор.

3. Персональный компьютер.

4. Принтер.

5. Экран.


Интернет-ресурсы:

Режим доступа:

http://www.edu.ru– федеральный портал «Российское образование»

http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал

http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена

http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!