СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета « Окружающий мир»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с:

 - требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373 (в редакции приказов от 26 ноября 2010 № 1241, от 22 сентября 2011 года № 2357, от 31 декабря 2015 г № 1576);

- основной образовательной программой начального общего образования МОУ «Лицей №23», утвержденной приказом № 356от 28.08.2019г.,

- учебным планом МОУ «Лицей №23», утверждённым приказом № 315 от 14.06.2019 г.;

- календарным учебным планом МОУ «Лицей №23», утверждённым приказом      № 316 от 14.06.2019 г.;

- на основе авторской   программы   А.А. Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы» (УМК «Школа России») без изменений.

 

В соответствии с учебным планом МОУ «Лицей №23» на изучение предмета «Окружающий мир» в 3 классе отводится 68 ч (2 часа в неделю, 34 учебные недели).

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета « Окружающий мир»»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лицей №23»






УТВЕРЖДЕНА

приказом от 29.08.19 №360/1





Рабочая программа

учебного предмета « Окружающий мир»

для 3 класса
















Составитель

Петкова Я.В.,

учитель начальных классов

высшей квалификационной

категории










Воскресенск

2019 год



Пояснительная записка


Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с:

- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373 (в редакции приказов от 26 ноября 2010 № 1241, от 22 сентября 2011 года № 2357, от 31 декабря 2015 г № 1576);

- основной образовательной программой начального общего образования МОУ «Лицей №23», утвержденной приказом № 356от 28.08.2019г.,

- учебным планом МОУ «Лицей №23», утверждённым приказом № 315 от 14.06.2019 г.;

- календарным учебным планом МОУ «Лицей №23», утверждённым приказом № 316 от 14.06.2019 г.;

- на основе авторской   программы А.А. Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы» (УМК «Школа России») без изменений.


В соответствии с учебным планом МОУ «Лицей №23» на изучение предмета «Окружающий мир» в 3 классе отводится 68 ч (2 часа в неделю, 34 учебные недели).


Планируемые результаты освоения учебного предмета


Личностные результаты

  • овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;

  • проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;

  • формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;

  • целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе,  между природой и человеком, между разными странами и народами;

  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;

  • формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;

  • внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные); осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;

  • осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;

  • эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стан мира;

  • этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики;

  • способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных  ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;

  • установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в повседневной жизни;

  • мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.

Метапредметные результаты
Регулятивные


  • понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;

  • сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);

  • выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);

  • планировать свои действия в течение урока;

  • фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

  • оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;

  • соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;

  • контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные


  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;

  • выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);

  • использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;

  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;

  • анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;

  • классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;

  • сравнивать объекты по различным признакам;

  • осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и  пр.;

  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;

  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;

  • моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).



Коммуникативные


  • включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;

  • формулировать ответы на вопросы;

  • слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;

  • проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;

  • признавать свои ошибки, озвучивать их;

  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

  • понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;

  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);

  • готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;

  • составлять рассказ на заданную тему;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.

Предметные результаты

Учащийся 3 класса научится:

  • находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;

  • осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;

  • находить на карте страны — соседи России и их столицы;

  • определять  и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;

  • осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;

  • различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;

  • различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;

  • проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;

  • исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;

  • классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам;

  • пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;

  • обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

  • приводить примеры растений и животных из Красной книги России;

  • использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;

  • устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;

  • использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;

  • оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;

  • вырабатывать правильную осанку;

  • выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней;

  • понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;

  • правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;

  • соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;

  • понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;

  • соблюдать правила безопасного поведения в природе;

  • понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;

  • раскрывать роль экономики в нашей жизни;

  • осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения  к природным богатствам;

  • различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;

  • понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;

  • объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;

  • понимать, как ведётся хозяйство семьи;

  • обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы;

  • рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника);

  • приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;

  • использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.

Учащиеся 3 классаполучат возможность научиться:

- распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наи­более распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедоб­ные грибы;

- проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практиче­ские работы, фиксировать их результаты;

- объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между при­родой и человеком;

- выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;

- выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; правильно обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;

- владеть элементарными приемами чтения карты;

- приводить примеры городов России, стран - соседей России, стран зарубежной Ев­ропы и их столиц.


Содержание учебного предмета

Как устроен мир (6 ч)

Природа, ее разнообразие. Классификация объектов природы. Растения, животные, грибы, бактерии — царства живой природы. Биология – наука о живой природе. Ценность природы для людей.

Человек — часть природы. Отличия человека от других существ. Внутренний мир человека. Ступеньки познания человеком окружающего мира.

Общество. Семья, народ, государство — части общества. Человек — часть общества. Человечество. Символы государства. Глава государства. Мы – граждане России.

Мир глазами эколога. Окружающая среда. Экология — наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в жизни человека и общества. Экологические связи, их разнообразие. Влияние людей на природу (отрицательное и положительное). Охрана природы. Заповедники и национальные парки – особо охраняемые природные территории.

            Эта удивительная природа (18 ч)

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы. Химия – наука о веществах. Кислотные дожди.

Воздух-смесь газов. Состав и свойства воздуха. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана чистоты воздуха.

Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономное использование воды.

Разрушение твердых пород в природе, причины и последствия. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Образование и разрушение почвы. Значение почвы для живых организмов. Охрана почвы.

Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Ботаника – наука о растениях. Дыхание и питание растений. Роль растений в природе и жизни человека. Размножение и развитие растений. Опыление. Развитие растений из семян. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Меры охраны растений. Правила поведения в природе

Животные, их разнообразие. Классификация животных (черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери). Виды животных. Зоология – наука о животных.

Подготовка к выполнению проекта «Разнообразие природы родного края». Классификация животных по способу питания: растительноядные, насекомоядные, хищники, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида.

Размножение и развитие животных разных групп. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Меры по охране животного мира.

Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Взаимосвязь грибов с деревьями. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Правила сбора грибов. Лишайники.

Круговорот веществ и его звенья (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.

Практические работы: обнаружение крахмала в продуктах питания; изучение свойств воды, очистка загрязненной воды с помощью фильтра; исследование состава почвы.

            Мы и наше здоровье (10ч)

Анатомия, физиология, гигиена как науки. Организм человека. Органы и системы органов тела человека: нервная система, пищеварительная система, кровеносная система.

Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.

Кожа, ее значение и гигиена. Свойства кожи. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.

Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.

Наше питание. Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания. Подготовка к выполнению проекта «Школа кулинаров».

Дыхательная и кровеносная системы, их строение и роль в организме. Взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем. Пульс, его частота.

Закаливание. Способы закаливания. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Правила поведения при заболевании. Здоровый образ жизни. Правила здорового образа жизни для школьников.

Практические работы: измерение роста и массы тела человека; распознавание предметов на ощупь и по запаху изучение свойств кожи; оказание первой помощи при небольших повреждениях кожи; изучение содержания питательных веществ в различных продуктах (по информации на упаковках); подсчет ударов пульса при разной нагрузке.

            Наша безопасность (7 ч)

Действия при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.

Правила безопасного поведения пешехода на улице. Правила поведения по дороге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, езде в автомобиле, общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.

Подготовка к выполнению проекта «Кто нас защищает».

Правила поведения в потенциально опасных местах: балконе, подоконнике, лифте, стройплощадке, трансформаторной будке, пустыре, проходном дворе, парке, лесу и др. Лед на улице, водоеме — источник опасности.

Опасности природного характера (гроза, ядовитые растения и грибы, опасные животные). Как избежать отравления растениями и грибами. Правила безопасного обращения с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Цепь загрязнения. Правила экологической безопасности.

Практическая работа: знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды.

            Чему учит экономика (12 ч)

Потребности  людей.   Удовлетворение потребностей людей – главная задача экономики. Товары и услуги. Природные богатства и труд людей — основа экономики. Использование природных богатств в экономике. Бережное использование природных богатств. Труд умственный и физический. Роль образования в экономике.

Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана полезных ископаемых.

Сельское хозяйство – составная часть экономики. Растениеводство и животноводство — отрасли сельского хозяйства. Классификация культурных растений. Труд растениеводов. Домашние сельскохозяйственные животные. Труд животноводов.

Промышленность и ее основные отрасли: добывающая, электроэнергетика, металлургия, машиностроение, химическая, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.

Подготовка к выполнению проекта «Экономика родного края».

Обмен товарами: бартер, купля – продажа. Роль денег в экономике. Виды денежных знаков (банкноты и монеты). Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата и сбережения.

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Источники доходов. Налоги. Основные статьи расходов государства.

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.

Воздействие экономики на окружающую среду (положительное и отрицательное). Взаимосвязь экономики и экологии. Экологические прогнозы, их влияние на экономику. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества в XXI веке.

Практические работы: рассматривание и определение образцов полезных ископаемых; знакомство с культурными растениями, составление устного описания рассмотренных растений; знакомство с современными российскими монетами.

      Путешествие по городам и странам (15 ч, в т. ч. 1 ч. - резервный)

Золотое кольцо России — слава и гордость страны. Города Золотого кольца России, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.

Государства, граничащие с Россией, их столицы.

Страны зарубежной Европы, их многообразие. Страны севера Европы (Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Исландия). Страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург). Страны центра Европы: Германия, Австрия, Швейцария. Франция и Великобритания. Страны юга Европы: Греция и Италия. Географическое положение, столицы, государственное устройство, государственные языки, государственные символы, достопримечательности, знаменитые люди.

Знаменитые места мира: выдающиеся памятники архитектуры и искусства - символы стран, в которых они находятся (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).

Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.

Подготовка к выполнению проекта «Музей путешествий».


Тематическое планирование.

№ раздела

Наименование раздела

Количество часов

Номера уроков

1.

Как устроен мир

6

№ 1 - № 6

2.

Эта удивительная природа

18

№ 7 - № 24

3.

Мы и наше здоровье

10

№ 25- № 34

4.

Наша безопасность

7

№ 35 - № 41

5.

Чему учит экономика

12

№ 42 - № 53

6.

Путешествие по городам и странам

15

№ 54 - № 68


Итого

68






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!