СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОВПб.03 ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ для специальности: 23.02.05 Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики (по видам транспорта)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа общеобразовательного учебного предмета «Естествознание» предна­значена для изучения естествознания в ОБПОУ «КЭМТ», реализующего образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования, при подготовке квалифициро­ванных рабочих, служащих, специалистов среднего звена.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОВПб.03 ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ для специальности: 23.02.05 Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики (по видам транспорта)»

Комитет образования и науки Курской области

Областное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Курский электромеханический техникум»


УТВЕРЖДАЮ

Директор техникума

___________ В.А. Некрасов

«_____» ____________ 2015г.









Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ОВПб.03 Естествознание

для специальности:

23.02.05 Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики (по видам транспорта)






















2015г.



Организация-разработчик: областное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение «Курский электромеханический техникум»


Разработчик: Л.Н. Заикина, преподаватель

первой квалификационной

категории

(подпись)

Рабочая программа учебного предмета ОВПб.03 Естествознание

Рассмотрена и одобрена на заседании предметной (цикловой) комиссии преподавателей профессионального цикла по направлению подготовки «Химические технологии»


Протокол № 11 от «9» июня 2015 г


Председатель ПЦК_____ А.Н. Белкина


Рассмотрена и одобрена на заседании методического совета

Протокол № 11 от 10 июня 2015 г.




Председатель методического совета ___________________ Г.Н. Галахова

Заместитель директора ___________________ А.В. Ляхов

Заведующий отделением ___________________ В.И. Паньков

Методист ___________________ Г.В. Буровникова


СОДЕРЖАНИЕ



стр.

  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

7

  1. условия реализации программы учебного предмета

20

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебного предмета

22



1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ОВПб.03 Естествознание

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебного предмета является частью общеобразовательного цикла профессиональной программы в соответствии с ФГОС по специальности 23.02.05 Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики (по видам транспорта) (базовая подготовка), входящей в состав укрупненной группы специальностей 230000 Транспортные средства

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в состав общеобразовательного цикла.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • называть: изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатурам;

  • определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических и органических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений;

  • характеризовать: s-, p-, d-элементы по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и свойства органических соединений (углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов, кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и углеводов);

  • объяснять: зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в Периодической системе Д.И. Менделеева; зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения, природу химической связи, зависимость скорости химической реакции от различных факторов;

  • выполнять химический эксперимент: по распознаванию важнейших неорганических и органических соединений;

  • проводить: расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;

  • осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формировании современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

  • описывать особенности видов по морфологическому критерию;

  • сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародышей человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества;

  • важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, ион, радикал, аллотропия, нуклиды и изотопы, атомные s-, p-, d-орбитали, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, комплексные соединения, дисперсные системы, истинные растворы, электролитическая диссоциация, кислотно-оснóвные реакции в водных растворах, гидролиз, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, механизм реакции, катализ, тепловой эффект реакции, энтальпия, теплота образования, энтропия, химическое равновесие, константа равновесия, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, индуктивный и мезомерный эффекты, электрофил, нуклеофил, основные типы реакций в неорганической и органической химии;

  • основные законы химии: закон сохранения массы веществ, закон постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева, закон Гесса, закон Авогадро;

  • основные теории химии; строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических и неорганических соединений (включая стереохимию), химическую кинетику и химическую термодинамику;

  • классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений;

  • важнейшие вещества и материалы: важнейшие металлы и сплавы; важнейшие органические и неорганические соединения.

  • основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;

  • строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;

  • сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;

  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

  • биологическую терминологию и символику.


1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося - 174 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 156 часов;

самостоятельной работы обучающегося - 78 часов.

2. СТРУКТУРА и содержание учебного предмета

2.1. Объем учебного предмета и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка

234

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

156

в том числе:


практические занятия

78

контрольные работы

3

Самостоятельная работа обучающегося

78

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета


2.2. Тематический план и содержание учебного предмета ОВПб.03 Естествознание



Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4


Химия

78


Раздел 1.

Общая и неорганическая химия




Тема 1.1.

Основные понятия и законы химии

Содержание учебного материала:

4

Введение в химию

2

Основные законы и понятия химии.

Самостоятельная работа обучающихся:

1


Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практической работе, подготовка к ее защите.

Тема 1.2.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева и строение атома

Содержание учебного материала:

2

Строение атома и периодический закон.

2

Практическое занятие

2

3

1. Составление электронных формул атомов элементов и графических схем.

Самостоятельная работа обучающихся:

1


Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практической работе, подготовка к ее защите.

Тема 1.3.

Строение вещества

Содержание учебного материала:

2

Химическая связь

2

Тема 1.4.

Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация

Содержание учебного материала:



Практические занятия

4

1. Составление схем электролитической диссоциации.

3

2. Решение расчетных задачи на нахождение массовой доли растворенного вещества.

Самостоятельная работа обучающихся:

1


Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, подготовка к их защите.

Тема 1.5.

Классификация неорганических соединений и их свойств

Содержание учебного материала:

2

Основные классы неорганических соединений.

Понятие о водородном показателе.

2

3

Практическое занятие:

2

3

1. Составление уравнений реакций гидролиза солей.

Лабораторное занятие:

2

1. Определение рН раствора универсальным индикатором.

Тема 1.6.

Химические реакции

Содержание учебного материала:

2

Типы химических реакций. Понятие о скорости реакции.

2

Практическое занятие:

4

3

1. Составление уравнений реакций ионного обмена.

2. Составление уравнений ОВР методом электронного баланса.

Тема 1.7.

Металлы и неметаллы

Содержание учебного материала:

4

Металлы и неметаллы, положение в таблице, свойства.

Контрольная работа №1 по Разделу 1.Общая и неорганическая химия

3

Лабораторное занятие:

4

3

1. Исследование свойств металлов.

2. Получение, собирание и распознавание газов.

Самостоятельная работа обучающихся:

1


Подготовка к лабораторным работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторных работ, подготовка к их защите.

Подготовка сообщений по теме: «Металлы и неметаллы».

Подготовка к контрольной работе.

Раздел 2.

Органическая химия



Тема 2.1.

Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений

Содержание учебного материала:

2

Предмет органической химии. Теория строения органических веществ, классификация.

2

Практическое занятие

4

3

1. Изготовление моделей молекул гомологов и изомеров органических соединений.

2. Выполнение упражнений на составление структурных формул углеводородов.

Самостоятельная работа обучающихся:

1


Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, подготовка к их защите.

Выполнение заданий на составление структурных формул углеводородов.

Тема 2.2.

Углеводороды и их природные источники

Содержание учебного материала:


10

Понятие об алканах. Строение, номенклатура, изомерия, свойства парафинов.

2

Понятие об алкенах и диенах. Строение, номенклатура, изомерия, свойства углеводородов с двойной связью.

Алкины. Особенности углеводородов с тройной связью.

Бензол. Особенности ароматических углеводородов.

Природные источники углеводородов.

Практическое занятие:

4

3

1. Выполнение упражнений на знание номенклатуры и изомерии углеводородов.

2. Решение расчетных задач на вывод формул органических веществ.

Лабораторное занятие:

2

1.Получение этилена и ацетилена, анализ свойств непредельных углеводородов.

Самостоятельная работа обучающихся:

1


Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы и подготовка ответов на вопросы, выданные преподавателем (работа с конспектами, учебной и специальной химической литературой).

Подготовка к практическим и лабораторной работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление работ, подготовка к их защите.

Решение расчетных задач.

Тема 2.3.

Кислородсодержащие органические соединения

Содержание учебного материала:

10

Спирты и фенолы. Особенности классов.

2

Особенности органических веществ с карбонильной группой.

Особенности органических веществ с карбоксильной группой.

Мыла, сложные эфиры, жиры как производные карбоновых кислот.

Понятие об углеводах, классификация, отдельные представители.

3

Практическое занятие

2

3

1. Составление структурных формул и выполнение упражнений на номенклатуру спиртов.

Лабораторное занятие:

4

1. Исследование и анализ химических свойств спиртов и фенолов.

2. Выявление сходства и различия между свойствами карбонильных и карбоксильных соединений.

Самостоятельная работа обучающихся:

1


Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы и подготовка ответов на вопросы, выданные преподавателем (работа с конспектами, учебной и специальной химической литературой).

Подготовка к лабораторным и практической работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление работ, подготовка к их защите.

Подготовка к контрольной работе.

Тема 2.4.

Азотсодержащие органические соединения

Содержание учебного материала:

2

Амины. Аминокислоты. Белки. Понятие о природных биополимерах.

Контрольная работа №2 по Разделу 2.Органическая химия.

3

Практическое занятие:

2

3

1. Распознавание пластмасс и химических волокон.

Лабораторное занятие:

2

1. Исследование и анализ свойств белков.

Самостоятельная работа обучающихся:



Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы и подготовка ответов на вопросы, выданные преподавателем (работа с конспектами, учебной и специальной химической литературой).

Подготовка к лабораторным и практической работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление работ, подготовка к их защите.

Подготовка к контрольной работе




2



Биология

78


Введение

Введение в биологию

1

2

Раздел 1.

Общие представления о жизни.


1

2

Тема 1.1.

Многообразие живого мира

Содержание учебного материала:

1

2

1. Отличительные признаки и основные уровни организации живой природы

2. Биологические системы

3. Критерии живых систем

4. Современная естественнонаучная картина мира

5. Методы познания живой природы

Раздел 2.

Учение о клетке


12

Тема 2.1.

Цитология – наука о клетке

Содержание учебного материала:

2

3

Практические занятия:

№1. Исследование цитологических методов изучения клетки. Анализ основных положений клеточной теории.

Тема 2.2.

Химическая организация клетки

Содержание учебного материала:

2

3

Практические занятия:

№2. Анализ химического состава клетки, определение функций неорганических и органических веществ, входящих в ее состав.

Тема 2.3.

Строение и функции клетки

Содержание учебного материала:

4

3

1. Основные части и органоиды клетки, их функции

2. Доядерные и ядерные клетки

3. Вирусы и меры профилактики распространения вирусных заболеваний, профилактика СПИДа

4. Строение и функции хромосом

5. ДНК

6. Ген и генетический код

Практические занятия:

№3. Анализ особенностей строения растительной и животной клетки.

Тема 2.4.

Обмен веществ и превращение энергии в клетке

Содержание учебного материала:

2

2

1. Сущность метаболизма как совокупности реакций обмена веществ и энергии

2. Биосинтез белка; транскрипция и трансляция – основные этапы биосинтеза белка

3. Энергетический обмен и его этапы

4. Фотосинтез и хемосинтез

5. Автотрофные и гетеротрофные организмы

Тема 2.5.

Деление клетки

Содержание учебного материала:

2

3

Практические занятия:

№4. Проведение сравнительного анализа способов деления клетки.

Самостоятельная работа обучающихся:

2


Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы и подготовка ответов на вопросы, выданные преподавателем (работа с конспектами, учебной и специальной литературой).

Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практической работы, подготовка к ее защите.

Подготовка сообщений на темы: «Размножение амебы», «Размножение гидры» и « Двойное оплодотворение у цветковых растений».

Раздел 3.

Размножение и индивидуальное развитие организмов


6

Тема 3.1.

Формы размножения организмов. Бесполое и половое размножение.

Содержание учебного материала:

2

3

Практические занятия:

№5. Систематизация информации о половом и бесполом размножении организмов, их особенностях и значении для эволюции.

Тема 3.2.

Эмбриональное развитие животных

Содержание учебного материала:

2

2

1. Сущность онтогенеза

2. Причины нарушений развития организмов

3. Индивидуальное развитие человека

4. Репродуктивное здоровье

Тема 3.3.

Постэмбриональное развитие

Содержание учебного материала:

2

3

Практические занятия:

№6. Определение роли внутренних и внешних факторов в изменении нормального хода онтогенеза.

Самостоятельная работа обучающихся:

2


Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы и подготовка ответов на вопросы, выданные преподавателем (работа с конспектами, учебной и специальной литературой).

Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практической работы, подготовка к ее защите.

Раздел 4.

Основы генетики и селекции


14

Тема 4.1.

Основные понятия генетики

Содержание учебного материала:

2

2

1. Наследственность и изменчивость как свойства организмов

2. Понятие о гене. Доминантные и рецессивные признаки

3. Современные представления о гене и геноме

4. Генетическая терминология и символика

5. Значение генетики для медицины

6. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика

Тема 4.2.

Основные закономерности наследственности

Содержание учебного материала:

6


2

1. Гибридологический метод изучения наследственности

2. Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем

3. 1,2 и 3 законы Менделя

4. Закон чистоты гамет

5. Анализирующее скрещивание

6. Сцепленное наследование

7. Закон Т. Моргана

8. Генетика пола

9. Наследование признаков, сцепленных с полом

10. Взаимодействие генов

Практические занятия:

№7. Решение генетических задач на моногибридное скрещивание

№8. Решение генетических задач на дигибридное и анализирующее скрещивание

Тема 4.3.

Основные закономерности изменчивости

Содержание учебного материала:

4

2

1. Генотипическая изменчивость – мутационная и комбинативная

2. Механизмы возникновения различных комбинаций генов

3. Мутации, причины их возникновения, классификация, степень частоты их возникновения

4. Влияние внешней среды на частоту мутаций у человека

5. Фенотипическая изменчивость

6. Статистические закономерности модификационной изменчивости

7. Вариационный ряд. Вариационная кривая

8. Норма реакции

Контрольная работа №3 по разделам: 2. «Учение о клетке»; 3. «Размножение и индивидуальное развитие организмов»; 4. «Основы генетики и селекции»

Практические занятия:

№9. Построение вариационного ряда и вариационной кривой

Тема 4.4.

Селекция растений, животных и микроорганизмов

Содержание учебного материала:

2

3

Практические занятия:

№10. Решение кроссворда и определение основных методов селекции.


Самостоятельная работа обучающихся:

1


Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы и подготовка ответов на вопросы, выданные преподавателем (работа с конспектами, учебной и специальной литературой).

Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практической работы, подготовка к ее защите.

Подготовка рефератов на темы: «Биография и труды К.Линнея», «Биография и труды Ж.Б.Ламарка», «Биография и труды Ж.Кювье», «Философские представления о эволюции».

Раздел 5.

Эволюционное учение


20

Тема 5.1.

Общая характеристика биологии в додарвинский период

Содержание учебного материала:

4

3

1. История эволюционных идей, значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина

2. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира

3. Труды Ж.Кювье

4. Первые русские эволюционисты

Практические занятия:

№11. Определение и анализ работ эволюционистов додарвинского периода.

Тема 5.2.

Дарвинизм

Содержание учебного материала:

6

2

1. Научные и социально-экономические предпосылки учения Ч.Дарвина

2. Доказательства эволюции

3. Основные положения теории Ч.Дарвина

4. Движущие силы эволюции

5. Борьба за существование, ее формы

6. Учение Дарвина о естественном и искусственном отборе

7. Приспособленность организмов к условиям существования

8. Относительный характер приспособленности

9. Приспособления – результат естественного отбора

Практические занятия:

№12. Определение различных форм приспособленности организмов к среде обитания.

Тема 5.3.

Критерии и структура вида

Содержание учебного материала:

4

3

1. Вид – элементарная единица эволюции

2. Критерии вида

3. Репродуктивная изоляция – важнейшее условие существование вида

4. Критерии популяций

5. Способы видообразований

Практические занятия:

№13. Определение механизмов репродуктивной изоляции в природе.

Тема 5.4.

Микроэволюция

Содержание учебного материала:

2

2

1. Эволюционная структура

2. Эволюционный материал, эволюционное явление

3. Генетические процессы в популяциях

4. Эволюционная роль мутаций

5. Естественный отбор – направляющий фактор эволюции

6. Видообразование как результат микроэволюции

7. Волны численности

8. Современные представления о видообразовании

9. Работы С.С.Четверикова и И.И.Шмальцгаузена

Тема 5.5.

Макроэволюция

Содержание учебного материала:

4

2

1. Главные направления биологической эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация

2. Биологический прогресс, биологический регресс

3. Систематические группы – как отражение эволюции

4. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм

5. Необратимость эволюционных преобразований

6. Многообразие видов, органическая целесообразность, усложнение организации – результат эволюции

7. Правила эволюции

Практические занятия:

№14. Анализ главных направлений и основных закономерностей эволюции.

Самостоятельная работа обучающихся:

1


Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы и подготовка ответов на вопросы, выданные преподавателем (работа с конспектами, учебной и специальной литературой).

Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, подготовка к их защите.

Раздел 6.

Развитие жизни на Земле


8

Тема 6.1.

Возникновение жизни на Земле. Развитие органического мира

Содержание учебного материала:

6

2

1. Гипотезы представлений о возникновении жизни на Земле

2. Опыты С.Миллера

3. Гипотеза академика А.И.Опарина

4. Современные представления о возникновении жизни на Земле

5. Предпосылки для возникновения жизни

6. Особенности химического состава живых организмов

7. Возникновение первых клеточных организмов

8. Доказательства эволюции органического мира: сравнительная анатомия, гомология и аналогия, рудименты и атавизмы. Переходные формы, сравнительная эмбриология

9. Подразделение истории Земли на эры и периоды.

10. Эволюция растений от папоротникообразных до покрытосеменных

11. Эволюция животного мира от земноводных до современных млекопитающих

12. Соотношение различных видов эволюции

13. Космическая роль растений

Практические занятия:

№15. Анализ и оценка различных гипотез возникновения жизни на Земле.

№16. Составление геохронологической таблицы.

Тема 6.2.

Происхождение человека

Содержание учебного материала:

2

2

1. Доказательства происхождения человека от животных

2. Сравнительная эмбриология

3. Положение человека в системе животного мира. Дарвин о животном происхождении человека

4. Эволюция приматов

5. Движущие силы антропогенеза

6. Направления эволюции человека

7. Единство происхождения человеческих рас

8. Ф.Энгельс о роли труда в процессе становления человека

9. Ведущая роль законов общественной жизни в социальном прогрессе человечества

Самостоятельная работа обучающихся:

2


Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы и подготовка ответов на вопросы, выданные преподавателем (работа с конспектами, учебной и специальной литературой).

Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, подготовка к их защите.

Подготовка сообщений на тему: «Антропогенез».

Раздел 7.

Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии.


14

Тема 7.1.

Учение о биосфере

Содержание учебного материала:

4

2

1. Биосфера и ее границы

2. Биомасса поверхности суши и Мирового океана

3. Круговорот веществ в природе и превращение энергии в биосфере

4. Круговорот воды в природе

5. Учение В.И.Вернадского о биосфере

Практические занятия:

№17. Составление схематических рисунков на тему: «Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере»

Тема 7.2.

Основы экологии

Содержание учебного материала:

4

2

1. Экологические факторы, их значение в жизни организмов

2. Последствия деятельности человека в окружающей среде

3. Глобальные экологические проблемы и пути их решения

4. Правила поведения в природной среде

Практические занятия:

№18. Решение экологических задач

Тема 7.3.

Биосфера и человек

Содержание учебного материала:

6

2

1. Биосфера как глобальная экосистема

2. Учение В.И.Вернадского о биосфере

3. Роль живых организмов в биосфере

4. Биомасса

5. Биологический круговорот (на примере круговорота углерода)

6. Эволюция биосферы

7. Рациональное природопользование

8. Охрана окружающей среды

9. Экологические комплексы

10. Памятники природы, биосферные заповедники

11. Мероприятия по охране окружающей среды: мониторинги, научные программы, форумы по запрещению проведения испытаний ядерного, химического бактериологического оружия

Практические занятия:

№19-№20 Научно-практическая конференция на тему: « Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды».

Самостоятельная работа обучающихся:

1


Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы и подготовка ответов на вопросы, выданные преподавателем (работа с конспектами, учебной и специальной литературой).

Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, подготовка к их защите.

Подготовка к конференции на тему: «Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды».

Раздел 8.

Бионика


2


Тема 8.1.

Генная инженерия. Биотехнологии

Содержание учебного материала:

1

2

1. Задача генной инженерии – управление генетическим материалом

2. Практическое применение принципов генной инженерии в различных областях

3. Клоны

4. Генно-модифицированные продукты

Зачетное занятие


1



Максимальная учебная нагрузка

Обязательная аудиторная учебная нагрузка

Самостоятельная работа обучающегося

174

156

18



Для характеристики уровня освоения учебного материала (графа 4) используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

    1. Материально-техническое обеспечение


Для реализации учебного предмета имеется кабинет «Химические дисциплины. Биология».


Оборудование учебного кабинета:

  • Посадочные места по количеству обучающихся

  • Рабочее место преподавателя

  • Методические рекомендации по выполнению практических работ

  • Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы

  • Микроскопы

  • Таблицы по химии и биологии


Технические средства обучения:

  • Персональный компьютер Acer с лицензионным программным обеспечением MSOffice (Open Office), включающий MS Word, MS Excel, MS Power Point и мультимедиапроектор NEC.


    1. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

  1. Ю.М. Ерохин. Химия.(учебник). – М.: Академия, 2012.

  2. О.Е. Саенко. Химия для колледжей: учебник-Изд.2-е – ростов н/Д: Феникс,2012. – 282с. – (СПО).

  3. С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров. «Общая биология»: - учебник для студентов средних специальных учебных заведений, М., «Высшая школа», 2011.

  4. Н.Д. Андреева «Биология» 10-11 класс (ФГОС), М., Мнемозина, 2013г.


Дополнительные источники:

  1. Габриелян О.С. Химия в тестах, задачах, упражнениях: учеб. пособие для студ. сред. проф. учебных заведений / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова – М.: Академия, 2012.

  2. Габриелян О.С. Химия: учеб. для студ. проф. учеб. заведений / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – М.:Академия, 2011.

  3. Габриелян О.С. Практикум по общей, неорганической и органической химии: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Дорофеева Н.М. – М., 2012.

  4. Габриелян, О.С. Химия для профессий и специальностей технического профиля: учебник для образовательных учреждений среднего и начального проф. образования / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. - 5-е изд., стер. - М. : Академия, 2012. - 255 с. : ил. - (Начальное и среднее профессиональное образование).

  5. Габриелян О.С. Лысова Г.Г. Химия для преподавателя: методическое пособие. – М., 2012.

  6. Ю.М. Ерохин. Сборник тестовых заданий по химии (учебное пособие для начального и среднего проф. образования).- М.: Академия, 2012

  7. Пустовалова, Л.М. Химия: учебник для студентов образовательных учреждений среднего проф. образования / Л.М. Пустовалова, И.Е. Никанорова. - М. : КНОРУС, 2012.

  8. Г.П. Хомченко, И.Г. Хомченко. Сборник задач по химии для поступающих в вузы. М.: Новая волна, 2011.

  9. Вертьянов С.Ю.Общая биология: 10-11 классы/ под редакцией Ю.П.Алтухова.-М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006.

  10. Суматохин С.В., Ермакова А.С. Биология. Поурочные разработки. 10-11 классы. – М.: Просвещение, 2010.

  11. Журнал «В мире науки»

  12. Журнал «Биология в школе»


Интернет ресурсы:

  1. Сайт о химии http://www.xumuk.ru/

  2. «Мир химии» - информационный сайт о химии http://chemistry.narod.ru/

  3. Сайт «Алхимик» http://www.alhimik.ru/

  4. Электронный журнал «Химия и химики» http://chemistry-chemists.com/

  5. Химия - NeoChemistry - мы знаем о химии всё http://neochemistry.ru/
  6. Сайт «Вся биология» http://sbio.info/

  7. Сайт учителя биологии http://tana.ucoz.ru/

  8. Интернет-ресурсы на уроках биологии http://festival.1september.ru/

  9. Биология http://biology.ru/

  10. Биологический портал http://www.bioports.ru/

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.


Результаты обучения

(освоенные умения,

усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь:

  • называть: изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатурам;

  • определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических и органических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений;

  • характеризовать: s-, p-, d-элементы по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и свойства органических соединений (углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов, кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и углеводов);

  • объяснять: зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в Периодической системе Д.И. Менделеева; зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения, природу химической связи, зависимость скорости химической реакции от различных факторов;

  • выполнять химический эксперимент: по распознаванию важнейших неорганических и органических соединений;

  • проводить: расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;

  • осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формировании современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

  • описывать особенности видов по морфологическому критерию;

  • сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародышей человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать.

Знать:

  • роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества;

  • важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, ион, радикал, аллотропия, нуклиды и изотопы, атомные s-, p-, d-орбитали, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, комплексные соединения, дисперсные системы, истинные растворы, электролитическая диссоциация, кислотно-оснóвные реакции в водных растворах, гидролиз, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, механизм реакции, катализ, тепловой эффект реакции, энтальпия, теплота образования, энтропия, химическое равновесие, константа равновесия, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, индуктивный и мезомерный эффекты, электрофил, нуклеофил, основные типы реакций в неорганической и органической химии;

  • основные законы химии: закон сохранения массы веществ, закон постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева, закон Гесса, закон Авогадро;

  • основные теории химии; строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических и неорганических соединений (включая стереохимию), химическую кинетику и химическую термодинамику;

  • классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений;

  • важнейшие вещества и материалы: важнейшие металлы и сплавы; важнейшие органические и неорганические соединения.

  • основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;

  • строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;

  • сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;

  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

  • биологическую терминологию и символику.



Оценка в ходе проведения и защиты практических и творческих работ



Интерпретация результатов наблюдения за деятельностью обучающихся в процессе подготовки устных сообщений, тестирования, выполнения тренировочных упражнений



Оценка выполненных самостоятельных работ















































































Оценка результатов контрольных работ и химических и биологических диктантов


Оценка результатов устных опросов


Оценка выполненных самостоятельных работ























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!