___________ В.А. Некрасов
«_____» ____________ 2015г.
23.02.05 Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики (по видам транспорта)
2015г.
Разработчик: Л.Н. Заикина, преподаватель
Рассмотрена и одобрена на заседании предметной (цикловой) комиссии преподавателей профессионального цикла по направлению подготовки «Химические технологии»
Председатель ПЦК_____ А.Н. Белкина
Протокол № 11 от 10 июня 2015 г.
Председатель методического совета ___________________ Г.Н. Галахова
Заместитель директора ___________________ А.В. Ляхов
Заведующий отделением ___________________ В.И. Паньков
Методист ___________________ Г.В. Буровникова
Рабочая программа учебного предмета является частью общеобразовательного цикла профессиональной программы в соответствии с ФГОС по специальности 23.02.05 Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики (по видам транспорта) (базовая подготовка), входящей в состав укрупненной группы специальностей 230000 Транспортные средства
самостоятельной работы обучающегося - 78 часов.
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
| Химия | 78 | |
Раздел 1. Общая и неорганическая химия | | | |
Тема 1.1. Основные понятия и законы химии | Содержание учебного материала: | 4 |
Введение в химию | 2 |
Основные законы и понятия химии. |
Самостоятельная работа обучающихся: | 1 | |
Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практической работе, подготовка к ее защите. |
Тема 1.2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева и строение атома | Содержание учебного материала: | 2 |
Строение атома и периодический закон. | 2 |
Практическое занятие | 2 | 3 |
1. Составление электронных формул атомов элементов и графических схем. |
Самостоятельная работа обучающихся: | 1 | |
Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практической работе, подготовка к ее защите. |
Тема 1.3. Строение вещества | Содержание учебного материала: | 2 |
Химическая связь | 2 |
Тема 1.4. Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация | Содержание учебного материала: | | |
Практические занятия | 4 |
1. Составление схем электролитической диссоциации. | 3 |
2. Решение расчетных задачи на нахождение массовой доли растворенного вещества. |
Самостоятельная работа обучающихся: | 1 | |
Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, подготовка к их защите. |
Тема 1.5. Классификация неорганических соединений и их свойств | Содержание учебного материала: | 2 |
Основные классы неорганических соединений. Понятие о водородном показателе. | 2 |
3 |
Практическое занятие: | 2 | 3 |
1. Составление уравнений реакций гидролиза солей. |
Лабораторное занятие: | 2 |
1. Определение рН раствора универсальным индикатором. |
Тема 1.6. Химические реакции | Содержание учебного материала: | 2 |
Типы химических реакций. Понятие о скорости реакции. | 2 |
Практическое занятие: | 4 | 3 |
1. Составление уравнений реакций ионного обмена. |
2. Составление уравнений ОВР методом электронного баланса. |
Тема 1.7. Металлы и неметаллы | Содержание учебного материала: | 4 |
Металлы и неметаллы, положение в таблице, свойства. Контрольная работа №1 по Разделу 1.Общая и неорганическая химия | 3 |
Лабораторное занятие: | 4 | 3 |
1. Исследование свойств металлов. |
2. Получение, собирание и распознавание газов. |
Самостоятельная работа обучающихся: | 1 | |
Подготовка к лабораторным работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторных работ, подготовка к их защите. Подготовка сообщений по теме: «Металлы и неметаллы». Подготовка к контрольной работе. |
Раздел 2. Органическая химия | | |
Тема 2.1. Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений | Содержание учебного материала: | 2 |
Предмет органической химии. Теория строения органических веществ, классификация. | 2 |
Практическое занятие | 4 | 3 |
1. Изготовление моделей молекул гомологов и изомеров органических соединений. |
2. Выполнение упражнений на составление структурных формул углеводородов. |
Самостоятельная работа обучающихся: | 1 | |
Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, подготовка к их защите. Выполнение заданий на составление структурных формул углеводородов. |
Тема 2.2. Углеводороды и их природные источники | Содержание учебного материала: | 10 |
Понятие об алканах. Строение, номенклатура, изомерия, свойства парафинов. | 2 |
Понятие об алкенах и диенах. Строение, номенклатура, изомерия, свойства углеводородов с двойной связью. |
Алкины. Особенности углеводородов с тройной связью. |
Бензол. Особенности ароматических углеводородов. |
Природные источники углеводородов. |
Практическое занятие: | 4 | 3 |
1. Выполнение упражнений на знание номенклатуры и изомерии углеводородов. |
2. Решение расчетных задач на вывод формул органических веществ. |
Лабораторное занятие: | 2 |
1.Получение этилена и ацетилена, анализ свойств непредельных углеводородов. |
Самостоятельная работа обучающихся: | 1 | |
Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы и подготовка ответов на вопросы, выданные преподавателем (работа с конспектами, учебной и специальной химической литературой). Подготовка к практическим и лабораторной работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление работ, подготовка к их защите. Решение расчетных задач. |
Тема 2.3. Кислородсодержащие органические соединения | Содержание учебного материала: | 10 |
Спирты и фенолы. Особенности классов. | 2 |
Особенности органических веществ с карбонильной группой. |
Особенности органических веществ с карбоксильной группой. |
Мыла, сложные эфиры, жиры как производные карбоновых кислот. |
Понятие об углеводах, классификация, отдельные представители. |
3 |
Практическое занятие | 2 | 3 |
1. Составление структурных формул и выполнение упражнений на номенклатуру спиртов. |
Лабораторное занятие: | 4 |
1. Исследование и анализ химических свойств спиртов и фенолов. |
2. Выявление сходства и различия между свойствами карбонильных и карбоксильных соединений. |
Самостоятельная работа обучающихся: | 1 | |
Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы и подготовка ответов на вопросы, выданные преподавателем (работа с конспектами, учебной и специальной химической литературой). Подготовка к лабораторным и практической работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление работ, подготовка к их защите. Подготовка к контрольной работе. |
Тема 2.4. Азотсодержащие органические соединения | Содержание учебного материала: | 2 |
Амины. Аминокислоты. Белки. Понятие о природных биополимерах. Контрольная работа №2 по Разделу 2.Органическая химия. | 3 |
Практическое занятие: | 2 | 3 |
1. Распознавание пластмасс и химических волокон. |
Лабораторное занятие: | 2 |
1. Исследование и анализ свойств белков. |
Самостоятельная работа обучающихся: | | |
Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы и подготовка ответов на вопросы, выданные преподавателем (работа с конспектами, учебной и специальной химической литературой). Подготовка к лабораторным и практической работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление работ, подготовка к их защите. Подготовка к контрольной работе | 2 | |
| Биология | 78 | |
Введение | Введение в биологию | 1 | 2 |
Раздел 1. Общие представления о жизни. | | 1 | 2 |
Тема 1.1. Многообразие живого мира | Содержание учебного материала: | 1 | 2 |
1. Отличительные признаки и основные уровни организации живой природы |
2. Биологические системы |
3. Критерии живых систем |
4. Современная естественнонаучная картина мира |
5. Методы познания живой природы |
Раздел 2. Учение о клетке | | 12 |
Тема 2.1. Цитология – наука о клетке | Содержание учебного материала: | 2 | 3 |
Практические занятия: |
№1. Исследование цитологических методов изучения клетки. Анализ основных положений клеточной теории. |
Тема 2.2. Химическая организация клетки | Содержание учебного материала: | 2 | 3 |
Практические занятия: |
№2. Анализ химического состава клетки, определение функций неорганических и органических веществ, входящих в ее состав. |
Тема 2.3. Строение и функции клетки | Содержание учебного материала: | 4 | 3 |
1. Основные части и органоиды клетки, их функции |
2. Доядерные и ядерные клетки |
3. Вирусы и меры профилактики распространения вирусных заболеваний, профилактика СПИДа |
4. Строение и функции хромосом |
5. ДНК |
6. Ген и генетический код |
Практические занятия: |
№3. Анализ особенностей строения растительной и животной клетки. |
Тема 2.4. Обмен веществ и превращение энергии в клетке | Содержание учебного материала: | 2 | 2 |
1. Сущность метаболизма как совокупности реакций обмена веществ и энергии |
2. Биосинтез белка; транскрипция и трансляция – основные этапы биосинтеза белка |
3. Энергетический обмен и его этапы |
4. Фотосинтез и хемосинтез |
5. Автотрофные и гетеротрофные организмы |
Тема 2.5. Деление клетки | Содержание учебного материала: | 2 | 3 |
Практические занятия: |
№4. Проведение сравнительного анализа способов деления клетки. |
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 | |
Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы и подготовка ответов на вопросы, выданные преподавателем (работа с конспектами, учебной и специальной литературой). Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практической работы, подготовка к ее защите. Подготовка сообщений на темы: «Размножение амебы», «Размножение гидры» и « Двойное оплодотворение у цветковых растений». |
Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов | | 6 |
Тема 3.1. Формы размножения организмов. Бесполое и половое размножение. | Содержание учебного материала: | 2 | 3 |
Практические занятия: |
№5. Систематизация информации о половом и бесполом размножении организмов, их особенностях и значении для эволюции. |
Тема 3.2. Эмбриональное развитие животных | Содержание учебного материала: | 2 | 2 |
1. Сущность онтогенеза |
2. Причины нарушений развития организмов |
3. Индивидуальное развитие человека |
4. Репродуктивное здоровье |
Тема 3.3. Постэмбриональное развитие | Содержание учебного материала: | 2 | 3 |
Практические занятия: |
№6. Определение роли внутренних и внешних факторов в изменении нормального хода онтогенеза. |
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 | |
Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы и подготовка ответов на вопросы, выданные преподавателем (работа с конспектами, учебной и специальной литературой). Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практической работы, подготовка к ее защите. |
Раздел 4. Основы генетики и селекции | | 14 |
Тема 4.1. Основные понятия генетики | Содержание учебного материала: | 2 | 2 |
1. Наследственность и изменчивость как свойства организмов |
2. Понятие о гене. Доминантные и рецессивные признаки |
3. Современные представления о гене и геноме |
4. Генетическая терминология и символика |
5. Значение генетики для медицины |
6. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика |
Тема 4.2. Основные закономерности наследственности | Содержание учебного материала: | 6 | 2 |
1. Гибридологический метод изучения наследственности |
2. Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем |
3. 1,2 и 3 законы Менделя |
4. Закон чистоты гамет |
5. Анализирующее скрещивание |
6. Сцепленное наследование |
7. Закон Т. Моргана |
8. Генетика пола |
9. Наследование признаков, сцепленных с полом |
10. Взаимодействие генов |
Практические занятия: |
№7. Решение генетических задач на моногибридное скрещивание |
№8. Решение генетических задач на дигибридное и анализирующее скрещивание |
Тема 4.3. Основные закономерности изменчивости | Содержание учебного материала: | 4 | 2 |
1. Генотипическая изменчивость – мутационная и комбинативная |
2. Механизмы возникновения различных комбинаций генов |
3. Мутации, причины их возникновения, классификация, степень частоты их возникновения |
4. Влияние внешней среды на частоту мутаций у человека |
5. Фенотипическая изменчивость |
6. Статистические закономерности модификационной изменчивости |
7. Вариационный ряд. Вариационная кривая |
8. Норма реакции Контрольная работа №3 по разделам: 2. «Учение о клетке»; 3. «Размножение и индивидуальное развитие организмов»; 4. «Основы генетики и селекции» |
Практические занятия: |
№9. Построение вариационного ряда и вариационной кривой |
Тема 4.4. Селекция растений, животных и микроорганизмов | Содержание учебного материала: | 2 | 3 |
Практические занятия: |
№10. Решение кроссворда и определение основных методов селекции. |
Самостоятельная работа обучающихся: | 1 | |
Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы и подготовка ответов на вопросы, выданные преподавателем (работа с конспектами, учебной и специальной литературой). Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практической работы, подготовка к ее защите. Подготовка рефератов на темы: «Биография и труды К.Линнея», «Биография и труды Ж.Б.Ламарка», «Биография и труды Ж.Кювье», «Философские представления о эволюции». |
Раздел 5. Эволюционное учение | | 20 |
Тема 5.1. Общая характеристика биологии в додарвинский период | Содержание учебного материала: | 4 | 3 |
1. История эволюционных идей, значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина |
2. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира |
3. Труды Ж.Кювье |
4. Первые русские эволюционисты |
Практические занятия: |
№11. Определение и анализ работ эволюционистов додарвинского периода. |
Тема 5.2. Дарвинизм | Содержание учебного материала: | 6 | 2 |
1. Научные и социально-экономические предпосылки учения Ч.Дарвина |
2. Доказательства эволюции |
3. Основные положения теории Ч.Дарвина |
4. Движущие силы эволюции |
5. Борьба за существование, ее формы |
6. Учение Дарвина о естественном и искусственном отборе |
7. Приспособленность организмов к условиям существования |
8. Относительный характер приспособленности |
9. Приспособления – результат естественного отбора |
Практические занятия: |
№12. Определение различных форм приспособленности организмов к среде обитания. |
Тема 5.3. Критерии и структура вида | Содержание учебного материала: | 4 | 3 |
1. Вид – элементарная единица эволюции |
2. Критерии вида |
3. Репродуктивная изоляция – важнейшее условие существование вида |
4. Критерии популяций |
5. Способы видообразований |
Практические занятия: |
№13. Определение механизмов репродуктивной изоляции в природе. |
Тема 5.4. Микроэволюция | Содержание учебного материала: | 2 | 2 |
1. Эволюционная структура |
2. Эволюционный материал, эволюционное явление |
3. Генетические процессы в популяциях |
4. Эволюционная роль мутаций |
5. Естественный отбор – направляющий фактор эволюции |
6. Видообразование как результат микроэволюции |
7. Волны численности |
8. Современные представления о видообразовании |
9. Работы С.С.Четверикова и И.И.Шмальцгаузена |
Тема 5.5. Макроэволюция | Содержание учебного материала: | 4 | 2 |
1. Главные направления биологической эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация |
2. Биологический прогресс, биологический регресс |
3. Систематические группы – как отражение эволюции |
4. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм |
5. Необратимость эволюционных преобразований |
6. Многообразие видов, органическая целесообразность, усложнение организации – результат эволюции |
7. Правила эволюции |
Практические занятия: |
№14. Анализ главных направлений и основных закономерностей эволюции. |
Самостоятельная работа обучающихся: | 1 | |
Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы и подготовка ответов на вопросы, выданные преподавателем (работа с конспектами, учебной и специальной литературой). Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, подготовка к их защите. |
Раздел 6. Развитие жизни на Земле | | 8 |
Тема 6.1. Возникновение жизни на Земле. Развитие органического мира | Содержание учебного материала: | 6 | 2 |
1. Гипотезы представлений о возникновении жизни на Земле |
2. Опыты С.Миллера |
3. Гипотеза академика А.И.Опарина |
4. Современные представления о возникновении жизни на Земле |
5. Предпосылки для возникновения жизни |
6. Особенности химического состава живых организмов |
7. Возникновение первых клеточных организмов |
8. Доказательства эволюции органического мира: сравнительная анатомия, гомология и аналогия, рудименты и атавизмы. Переходные формы, сравнительная эмбриология |
9. Подразделение истории Земли на эры и периоды. |
10. Эволюция растений от папоротникообразных до покрытосеменных |
11. Эволюция животного мира от земноводных до современных млекопитающих |
12. Соотношение различных видов эволюции |
13. Космическая роль растений |
Практические занятия: |
№15. Анализ и оценка различных гипотез возникновения жизни на Земле. |
№16. Составление геохронологической таблицы. |
Тема 6.2. Происхождение человека | Содержание учебного материала: | 2 | 2 |
1. Доказательства происхождения человека от животных |
2. Сравнительная эмбриология |
3. Положение человека в системе животного мира. Дарвин о животном происхождении человека |
4. Эволюция приматов |
5. Движущие силы антропогенеза |
6. Направления эволюции человека |
7. Единство происхождения человеческих рас |
8. Ф.Энгельс о роли труда в процессе становления человека |
9. Ведущая роль законов общественной жизни в социальном прогрессе человечества |
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 | |
Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы и подготовка ответов на вопросы, выданные преподавателем (работа с конспектами, учебной и специальной литературой). Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, подготовка к их защите. Подготовка сообщений на тему: «Антропогенез». |
Раздел 7. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии. | | 14 |
Тема 7.1. Учение о биосфере | Содержание учебного материала: | 4 | 2 |
1. Биосфера и ее границы |
2. Биомасса поверхности суши и Мирового океана |
3. Круговорот веществ в природе и превращение энергии в биосфере |
4. Круговорот воды в природе |
5. Учение В.И.Вернадского о биосфере |
Практические занятия: |
№17. Составление схематических рисунков на тему: «Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере» |
Тема 7.2. Основы экологии | Содержание учебного материала: | 4 | 2 |
1. Экологические факторы, их значение в жизни организмов |
2. Последствия деятельности человека в окружающей среде |
3. Глобальные экологические проблемы и пути их решения |
4. Правила поведения в природной среде |
Практические занятия: |
№18. Решение экологических задач |
Тема 7.3. Биосфера и человек | Содержание учебного материала: | 6 | 2 |
1. Биосфера как глобальная экосистема |
2. Учение В.И.Вернадского о биосфере |
3. Роль живых организмов в биосфере |
4. Биомасса |
5. Биологический круговорот (на примере круговорота углерода) |
6. Эволюция биосферы |
7. Рациональное природопользование |
8. Охрана окружающей среды |
9. Экологические комплексы |
10. Памятники природы, биосферные заповедники |
11. Мероприятия по охране окружающей среды: мониторинги, научные программы, форумы по запрещению проведения испытаний ядерного, химического бактериологического оружия |
Практические занятия: |
№19-№20 Научно-практическая конференция на тему: « Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды». |
Самостоятельная работа обучающихся: | 1 | |
Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы и подготовка ответов на вопросы, выданные преподавателем (работа с конспектами, учебной и специальной литературой). Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, подготовка к их защите. Подготовка к конференции на тему: «Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды». |
Раздел 8. Бионика | | 2 | |
Тема 8.1. Генная инженерия. Биотехнологии | Содержание учебного материала: | 1 | 2 |
1. Задача генной инженерии – управление генетическим материалом |
2. Практическое применение принципов генной инженерии в различных областях |
3. Клоны |
4. Генно-модифицированные продукты |
Зачетное занятие | | 1 | |
| Максимальная учебная нагрузка Обязательная аудиторная учебная нагрузка Самостоятельная работа обучающегося | 174 156 18 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала (графа 4) используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)