СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учителя биологии 5- 9 классы

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учителя биологии 5- 9 классы»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ


«Школа № 116 города Донецка»



РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора


_____________А.Н. Потапенкова



« » 2021 г.

УТВЕРЖДЕНО

На заседании методического объединения учителей

Директор

естественно-математического цикла


________И.Е. Сташевская


Протокол

от « »



« » _________2021 г.






Рабочая программа учителя


по БИОЛОГИИ


Базовый уровень


5 - 9 классы


на 2021-2022 учебный год





Составитель рабочей программы:

Олюнина Елена Алексеевна













Донецк

2021 год

Пояснительная записка


Рабочая программа по учебному предмету «Биология. 5-9 класс» составлена на основании:

Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании» (с изменениями);

Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07 августа 2020 г. №120-НП (в ред. Приказа Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 23 июня 2021 г. № 79-НП);

Примерной основной образовательной программы основного общего образования (далее – ПООП ООО, утвержденной приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 13.08.2021г. № 682.


Согласно Рабочему учебному плану на изучение предмета отводится в 5, 6, 7 классах – 34 часа, 8 - 9 классах 68 часов.

Школьный курс изучения биологии на базовом уровне направлен на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности, формирование у обучающихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции; о человеке как биосоциальном существе.

При отборе содержания учебной дисциплины «Биология» использован культуро-сообразный подход, в соответствии с которым обучающиеся должны усвоить знания и умения, необходимые для формирования общей культуры, определяющей адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и в практической деятельности. Программа предусматривает формирование у учащихся общих биологических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе, где особое значение приобретают мировоззренческие, теоретические понятия.

Перечень проверочных работ:


5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

Лабораторные работы

7

4

7

6

3

Практические работы

-

4

-

2

1

Контрольные работы

4

4

4

4

4

























БИОЛОГИЯ 5 класс 34 часа (1 час в неделю)



№ урока


Содержание учебного материала

Дата

Примечание



план

факт

Введение (2 ч)

1.

Биология – наука о живой природе. Методы исследова- ния в биологии. Свойства живых организмов (обмен веществ, движение, размножение, развитие, раздражимость) их проявление у живых организмов.




2.

Среды обитания и связь организмов со средой обитания. Факторы окружающей среды и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, её охрана.




Тема 1. Клеточное строение организмов (8 ч)

3.

Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Лабораторная работа 1. Изучение устройства увеличительных приборов. Правила работы с ними.




4.

Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов. История изучения клетки.




5.

Строение и жизнедеятельность клетки.




6.

Строение и жизнедеятельность клетки.




7.

Контрольная работа № 1 по теме «Клеточное строение организмов»




8.

Лабораторная работа 2. Приготовление микропрепара- та кожицы чешуи лука.




9.

Клеточные и неклеточные формы жизни. Организм. Одноклеточные и многоклеточные организмы.




10.

Классификация организмов. Принципы классификации. Основные царства живой природы.




Тема 2. Царство Бактерии (2 ч)

11.

Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий.




12.

Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.




Тема 3. Царство Грибы (6 ч)

13.

Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность.




14.

Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы.




15.

Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Контрольная работа № 2 по темам «Царство Бактерии», «Царство Грибы»




16.

Дрожжи, плесневые грибы. Лабораторная работа 3. Изучение строения плесневых грибов.




17.

Грибы‑паразиты.




18.

Роль грибов в природе и жизни человека.




Тема 4. Царство Растения (9 ч)

19.

Ботаника – наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Значение растений в природе. Охрана растений.




20.

Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).

Водоросли. Среда обитания водорослей. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Лабораторная работа 4. Изучения строения водорослей (на примере хламидомонады и спирогиры).




21.

Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания.




22.

Мхи. Среда обитания. Строение мха кукушкин лён.




23.

Папоротники, хвощи, плауны, их строение, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.

Лабораторная работа 5. Строение папоротника щитовник мужской




24.

Голосеменные, их разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.

Лабораторная работа 6. Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).




25.

Покрытосеменные растения, их многообразие. Среда обитания.




26.

Контрольная работа № 3 по теме «Царство Растения»




27.

Значение цветковых в природе и жизни человека.

Лабораторная работа 7. Изучение внешнего строения покрытосеменных растений.




Тема 5. Царство животные ( 7 ч)

28.

Зоология – наука о животных. Методы изучения животных. Общая характеристика животного царства.




29.

Подцарство Одноклеточные. Типичные представители одноклеточных животных.




30.

Подцарство многоклеточных. Беспозвоночные животные. Основные группы беспозвоночных животных.




31.

Позвоночные животные. Основные группы позвоночных животных.




32.

Многообразие животных, их связь со средой обитания. Значение животных в природе. Охрана животных.




33.

Контрольная работа № 4 по теме «Царство животные»




34.

Обобщение и систематизация полученных знаний.








БИОЛОГИЯ 6 класс 34 часа (1 час в неделю)



№ урока


Содержание учебного материала

Дата

Примечание



план

факт

Введение (1 ч)

1.

Биология как наука. Методы изучения живых организмов. Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности человека. Свойства живых организмов.




Тема 1. Клеточное строение организмов (2 ч)

2.

Увеличительные приборы: лупа и микроскоп. Правила работы с увеличительными приборами.




3.

Строение и жизнедеятельность растительной клетки. Основные процессы жизнедеятельности клетки (рост, деление, дыхание). Понятие о тканях.

Лабораторная работа 1. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука.




Тема 2. Царство Растения (4 ч)

4.

Общее знакомство с цветковыми растениями. Растительные ткани и органы растений. Вегетативные и генеративные органы.




5.

Лабораторная работа 2. Морфологическое строение вегетативных органов цветкового растения.




6.

Жизненные формы растений. Растение - целостный организм.




7.

Контрольная работа №1 по темам «Клеточное строение организмов», «Царство растения»




Тема 3. Органы цветкового растения. Жизнедеятельность цветковых растений (8 ч)

8.

Корень, виды корней, типы корневых систем, видоизменения корней. Зоны корня. Минеральное питание растений из грунта.




9.

Практическая работа 1. Видоизменения корня, стебля, листа.




10.

Побег: строение и основные функции. Типы почек по строению, расположению и активности.




11.

Стебель – осевая часть побега. Видоизменения побегов.




12.

Лист – боковая часть побега. Внешнее строение листа. Внутреннее строение листа в связи с его функциями. Видоизменения листьев.




13.

Фотосинтез, дыхание, испарение воды.




14.

Вегетативное размножение растений. Практическая работа 2. Вегетативное размножение комнатных растений.




15.

Контрольная работа №2 по теме «Органы цветкового растения. Жизнедеятельность цветковых растений»




Тема 4. Генеративные органы и половое размножение цветковых растений (9 ч)

16.

Строение цветка в связи с его функциями. Разнообразие цветков.




17.

Лабораторная работа 3. Строение цветка.




18.

Соцветия. Опыление.




19.

Оплодотворение.




20.

Строение и разнообразие плодов.




21.

Семя, условия прорастания семян.




22.

Лабораторная работа 4. Изучение строения семян фасоли и пшеницы




23.

Способы распространения плодов и семян в природе.




24.

Контрольная работа №3 по теме «Генеративные органы и половое размножение цветковых растений»




Тема 5. Классификация покрытосеменных растений (10 ч)

25.

Покрытосеменные растения – господствующая группа на Земле.




26.

Сравнительная характеристика однодольных и двудольных растений.




27.

Практическая работа 3. Определение признаков класса и семейства в строении растения




28.

Характеристика отдельных семейств класса двудольных.




29.

Характеристика отдельных семейств класса однодольных.




30.

Практическая работа 4. Определение нескольких травянистых растений одного двух семейств




31.

Значение покрытосеменных растений в природе и жизни человека.




32.

Сельскохозяйственные, лекарственные, декоративные растения.




33.

Контрольная работа №4 по теме «Классификация покрытосеменных растений»




34.

Космическая роль зеленых растений.






























БИОЛОГИЯ 7 класс 34 часа (1 час в неделю)



№ урока


Содержание учебного материала

Дата

Примечание



план

факт

Введение. Зоология - наука о животных (1 ч)

1.

Зоология - наука о животных. Систематика и классификация животных. Отличительные черты животных от растений и грибов. Среды обитания животных. Приспособления животных к различным средам обитания.





Тема 1. Одноклеточные животные, или Простейшие (2 ч)

2.

Общая характеристика простейших. Значение простейших в природе и жизни человека.

Лабораторная работа 1. Изучение строения и передвижения одноклеточных животных




3.

Пути заражения человека и животных паразитическими простейшими. Меры профилактики заболеваний, вызываемых одноклеточными животными.




Тема 2. Тип Кишечнополостные (2 ч)

4.

Многоклеточные животные. Общая характеристика типа Кишечнополостные. Регенерация. Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.




5.

Контрольная работа № 1 по темам «Одноклеточные животные, или Простейшие», «Тип Кишечнополостные»




Тема 3. Типы Червей (3 ч)

6.

Тип Плоские черви, общая характеристика. Тип Круглые черви, общая характеристика.




7.

Тип Кольчатые черви, общая характеристика. Значение дождевых червей в почвообразовании. Лабораторная работа 2. Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением.




8.

Паразитические плоские и круглые черви. Пути заражения человека и животных паразитическими червями. Меры профилактики заражения.




Тема 4. Тип Членистоногие (5 ч)

9.

Общая характеристика типа Членистоногие. Среды жизни. Класс Ракообразные. Особенности строения и жизнедеятельности ракообразных, их значение в природе и жизни человека.




10.

Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных, их значение в природе и жизни человека. Клещи – переносчики возбудителей заболеваний животных и человека. Меры профилактики.




11.

Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности насекомых. Лабораторные работа 3. Изучение внешнего строения насекомого.




12.

Поведение насекомых, инстинкты. Значение насекомых в природе и сельскохозяйственной деятельности человека. Лабораторные работа 4. Изучение типов развития насекомых.




13.

Контрольная работа № 2 по темам «Типы Червей», «Тип Членистоногие»




Тема 5. Тип Моллюски (2 ч)

14.

Общая характеристика типа Моллюски.




15.

Многообразие моллюсков. Значение моллюсков в природе и жизни человека.




Тема 6. Тип Хордовые. Подтип Черепные, или Позвоночные. Общая характеристика надкласса Рыбы (4 ч)

16.

Общая характеристика типа Хордовых. Подтип Бесчерепные. Ланцетник.




17.

Среда обитания и внешнее строение рыб. Лабораторная работа 5. Изучение внешнего строения и передвижения рыб.




18.

Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности у рыб в связи с водным образом жизни. Размножение и развитие и миграция рыб в природе.




19.

Основные систематические группы рыб. Значение рыб в природе и жизни человека.




Тема 7. Класс Земноводные, или Амфибии (2 ч)

20.

Общая характеристика класса Земноводные. Среда обитания и распространение земноводных. Особенности внешнего строения в связи с образом жизни. Размножение и развитие земноводных.




21.

Многообразие современных земноводных и их охрана. Значение земноводных в природе и жизни человека.




Тема 8. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (3 ч)

22.

Общая характеристика класса Пресмыкающиеся. Среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся.




23.

Размножение пресмыкающихся. Происхождение и многообразие древних пресмыкающихся.

Значение пресмыкающихся в природе и жизни человека.




24.

Контрольная работа № 3 по темам «Тип Хордовые. Подтип Черепные, или Позвоночные. Общая характеристика надкласса Рыбы», «Класс Земноводные, или Амфибии», «Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии»




Тема 9. Класс Птицы (4 ч)

25.

Общая характеристика класса Птицы. Особенности внешнего и внутреннего строения.




26.

Приспособления к полёту. Лабораторная работа 6. Изучение внешнего строения и перьевого покрова птиц.




27.

Размножение и развитие птиц. Сезонные явления в жизни птиц.




28.

Происхождение птиц. Значение птиц в природе и жизни человека. Охрана птиц.




Тема 10. Класс Млекопитающие (4 ч)

29.

Общая характеристика класса Млекопитающие. Среды жизни млекопитающих. Особенности внешнего и внутреннего строения. Лабораторная работа 7. Изучение внешнего строения, скелета и зубной системы млекопитающих.




30.

Размножение и развитие млекопитающих. Плацента. Смена сезонов и жизнедеятельность млекопитающих.




31.

Разнообразие млекопитающих. Систематические группы млекопитающих. Подклассы: Первозвери, Сумчатые, Плацентарные. Отряды плацентарных млекопитающих. Значение млекопитающих в природе и жизни человека.




32.

Контрольная работа № 4 по темам «Класс Птицы», «Класс Млекопитающие»




Тема 11. Историческое развитие животного мира (2 ч)

33.

Понятие об историческом развитии животного мира: палеонтологические доказательства. Эволюция животного мира: одноклеточные, колониальные, многоклеточные. Многообразие беспозвоночных.




34.

Эволюционные аспекты Типа Хордовые. Филогенез систем органов у животных. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат исторического развития.






































БИОЛОГИЯ 8 класс 68 часов (2 часа в неделю)



№ урока


Содержание учебного материала

Дата

Примечание



план

факт

Введение в науки о человеке (2 ч)

1.

Комплекс наук, изучающих организм человека. Место человека в системе животного мира. Сходства и отличия человека и животных.




2.

Особенности человека как социального существа. Происхождение современного человека. Расы.




Тема 1. Общие свойства организма человека. ( 2 ч. )

3.

Клетка – основа строения, жизнедеятельности и развития организмов. Строение, химический состав, жизненные свойства клетки. Ткани, органы и системы органов организма человека.




4.

Организм человека как биосистема. Внутренняя среда организма (кровь, лимфа, тканевая жидкость). Лабораторная работа 1. Выявление особенностей строения клеток разных тканей




Тема 2. Опора и движение. ( 7 ч.)

5.

Опорно-двигательная система: строение, функции. Кость: химический состав, строение, рост. Соединение костей.




6.

Скелет человека. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на развитие скелета.




7.

Лабораторная работа 2. Выявление особенностей строения позвонков




8.

Практическая работа 1. Выявление нарушения осанки и наличия плоскостопия.




9.

Мышцы и их функции. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Гиподинамия.




10.

Профилактика травматизма. Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата.




11.

Контрольная работа № 1 по теме «Опора и движение.»




Тема 3. Кровь и кровообращение. (9 ч. )

12.

Функции крови и лимфы. Поддержание постоянства внутренней среды. Гомеостаз.




13.

Состав крови. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Лабораторная работа 3. Сравнение микроскопического строения крови человека и лягушки.




14.

Группы крови. Резус-фактор. Переливание крови. Свертывание крови.




15.

Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Роль прививок в борьбе с инфекционными заболеваниями.




16.

Кровеносная и лимфатическая системы: строение, функции.




17.

Строение сосудов. Движение крови по сосудам.




18.

Строение и работа сердца. Сердечный цикл. Пульс. Давление крови.




19.

Гигиена сердечно-сосудистой системы. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Практическая работа 2. Подсчёт пульса в разных условиях.




20.

Виды кровотечений, приемы оказания первой помощи при кровотечениях.




Тема 4. Дыхание. ( 5 ч. )

21.

Дыхательная система: строение и функции.




22.

Газообмен в легких и тканях. Этапы дыхания. Регуляция дыхания.




23.

Гигиена дыхания. Вред табакокурения. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма.




24.

Первая помощь при остановке дыхания.




25.

Контрольная работа № 2 по темам «Кровь и кровообращение.», «Дыхание»




Тема 5. Пищеварение. ( 6 ч. )

26.

Питание. Пищеварение. Пищеварительная система: строение и функции.




27.

Ферменты, роль ферментов в пищеварении. Обработка пищи в ротовой полости. Зубы и уход за ними. Слюна и слюнные железы. Глотание. Лабораторная работа 4. Действие ферментов слюны на крахмал.




28.

Пищеварение в желудке. Желудочный сок.




29.

Пищеварение в тонком кишечнике. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении.




30.

Всасывание питательных веществ. Особенности пищеварения в толстом кишечнике.




31.

Гигиена питания, предотвращение желудочно-кишечных заболеваний.




Тема 6. Обмен веществ и энергии. ( 3 ч. )

32.

Обмен веществ и превращение энергии. Две стороны обмена веществ и энергии. Обмен органических и неорганических веществ.




33.

Витамины. Проявление гиповитаминозов и авитаминозов, и меры их предупреждения.




34.

Энергетический обмен и питание. Пищевые рационы. Нормы питания. Регуляция обмена веществ.




Тема 7. Выделение. ( 2 ч. )

35.

Мочевыделительная система: строение и функции.




36.

Процесс образования и выделения мочи, его регуляция. Заболевания органов мочевыделительной системы и меры их предупреждения.




Тема 8. Покровы тела. ( 2 ч. )

37.

Покровы тела. Поддержание температуры тела. Терморегуляция при разных условиях среды. Роль кожи в процессах терморегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями.




38.

Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.




Тема 9. Нейрогуморальная регуляция функций организма ( 11 ч. )

39.

Регуляция функций организма, способы регуляции. Механизмы регуляции функций.




40.

Нервная система: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная.




41.

Нейроны, нервы, нервные узлы.




42.

Рефлекторный принцип работы нервной системы. Рефлекторная дуга.




43.

Спинной мозг.




44.

Головной мозг. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение.




45.

Лабораторная работа 5. Изучение строения головного мозга




46.

Железы и их классификация. Эндокринная система. Гормоны, их роль в регуляции физиологических функций организма.




47.

Железы внутренней секреции: гипофиз, эпифиз, щитовидная железа, надпочечники.




48.

Железы смешанной секреции: поджелудочная и половые железы. Регуляция функций эндокринных желез.




49.

Контрольная работа № 3 по теме «Нейрогуморальная регуляция функций организма»




Тема 10. Сенсорные системы (анализаторы). ( 5 ч. )

50.

Органы чувств и их значение в жизни человека. Сенсорные системы, их строение и функции.




51.

Глаз и зрение. Оптическая система глаза. Сетчатка. Зрительные рецепторы: палочки и колбочки.




52.

Нарушения зрения и их предупреждение. Лабораторная работа 6. Изучение строения и работы органа зрения.




53.

Ухо и слух. Строение и функции органа слуха. Гигиена слуха




54.

Органы равновесия, мышечного чувства, осязания, обоняния и вкуса. Взаимодействие сенсорных систем. Влияние экологических факторов на органы чувств.




Тема 11. Высшая нервная деятельность (7 ч.)

55.

Высшая нервная деятельность человека. Безусловные и условные рефлексы, их значение.




56.

Познавательная деятельность мозга. Эмоции, память, мышление, речь.




57.

Сон и бодрствование. Значение сна. Предупреждение нарушений сна.




58.

Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации.




59.

Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер, одаренность. Психология и поведение человека. Цели и мотивы деятельности.




60.

Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека.




61.

Контрольная работа № 4 по теме «Высшая нервная деятельность »




Тема 12. Размножение и развитие ( 5 ч. )

62.

Половая система: строение и функции.




63.

Оплодотворение и внутриутробное развитие.




64.

Роды. Рост и развитие ребенка. Половое созревание.




65.

Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение.




66.

Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем и их профилактика. ВИЧ, профилактика СПИДа.




Тема 13. Здоровье человека и его охрана ( 2 ч. )

67.

Здоровье человека. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание. Влияние физических упражнений на органы и системы органов.




68.

Защитно-приспособительные реакции организма. Факторы, нарушающие здоровье (гиподинамия, курение, употребление алкоголя, несбалансированное питание, стресс). Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.























БИОЛОГИЯ 9 класс 68 часов (2 часа в неделю)



№ урока


Содержание учебного материала

Дата

Примечание



план

факт

Введение. Биология как наука ( 1 ч. )

1.

Биология как наука. Методы биологических исследований. Значение биологической науки для человека. Свойства живых организмов. Уровни организации живой материи.




Тема 1. Химический состав клетки. ( 8 ч. )

2.

Элементный состав клеток. Неорганические соединения. Биологические функции воды.




3.

Органические вещества клетки. Биополимеры. Функции липидов и углеводов.




4.

Строение белков и их биологические функции. Ферменты.




5.

Лабораторная работа 1. «Расщепление Н2О2 с помощью ферментов в растительных клетках».




6.

Особенности строения, свойства и функции нуклеиновых кислот.




7.

Строение и биологическое значение АТФ.




8.

Применение знаний о построении комплементарных

последовательностей нуклеотидов в нуклеиновых кислотах и определении качественного и количественного состава молекул нуклеиновых кислот.




9.

Контрольная работа № 1 по теме «Химический состав клетки.»




Тема 2. Обмен веществ и энергии в клетке. ( 10 ч. )

10.

Цитология как наука. Методы цитологических исследований.




11.

Основные положения клеточной теории.




12.

Структурно-функциональная организация эукариотической клетки.




13.

Ядро. Организация наследственного материала клетки. Хромосомы.




14.

Лабораторная работа 2. «Особенности строения растительной, животной и грибной клетки».




15.

Особенности вирусов как внутриклеточных паразитов.




16.

Обмен веществ и энергии в клетке. Процессы диссимиляции: клеточное дыхание.




17.

Фотосинтез как ассимиляционный процесс. Значение и механизм фотосинтеза.




18.

Понятие о гене. Механизм биосинтеза белка.




19.

Механизм биосинтеза белка. Генетический код.




Тема 3. Биология индивидуального развития. ( 6 ч. )

20.

Клеточный цикл. Митотическое деление клеток.




21.

Мейоз. Биологическое значение мейоза.




22.

Формы размножения организмов. Способы бесполого и полового размножения. Оплодотворение.




23.

Этапы онтогенеза организмов. Типы онтогенеза животных.




24.

Влияние факторов внешней среды на онтогенез. Адаптации организмов к условиям обитания и виды адаптаций.




25.

Контрольная работа № 2 по теме: «Биология индивидуального развития.»




Тема 4. Закономерности наследственности и изменчивости. ( 12 часов )

26.

Становление генетики. Генетика как наука. Предмет изучения генетики. Методы генетических исследований.




27.

Фенотип и генотип организмов. Основные понятия и символы генетики.




28.

Закономерности наследования признаков при моногибридном скрещивании (полное и неполное доминирование). Законы Г. Менделя.




29.

Законы Г. Менделя. Практическое применение знаний о принципах наследования признаков при моногибридном скрещивании.




30.

Законы Г. Менделя. Практическое применение знаний о принципах наследования признаков при моногибридном скрещивании.




31.

Особенности сцепленного наследования признаков. Хромосомная теория наследственности.




32.

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование признаков.




33.

Изменчивость, ее значение и виды. Мутационная изменчивость. Явление полиплоидии у растений.




34.

Комбинативная изменчивость.




35.

Модификационная изменчивость, причины и свойства модификаций. Норма реакции.




36.

Лабораторная работа 3. «Определение изменчивости у растений. Вариационный ряд, вариационная кривая ».




37.

Контрольная работа № 3 по теме «Закономерности наследственности и изменчивости»




Тема 5. Генетика человека. ( 4 ч.)

38.

Особенности человека как генетического объекта. Методы генетических исследований человека.




39.

Генетическое разнообразие человечества.




40.

Наследственные заболевания человека.




41.

Наследственные заболевания человека. Профилактика возникновения генетических болезней человека.




Тема 6. Селекция и биотехнология. ( 3 ч. )

42.

Селекция, ее задачи и направления. Обзор основных методов селекции. Современные методы экспериментальной биологии.




43.

Достижения селекционной науки. Основные направления и перспективы биотехнологии.




44.

Генетически модифицированные организмы.




Тема 7. Эволюционное учение. Понятие о виде. ( 8 ч. )

45.

Эволюция. Эволюционная теория Ч. Дарвина.




46.

Биологический вид. Критерии вида. Популяция как элементарная эволюционная единица.




47.

Особенности эволюционных процессов на уровне популяций (микроэволюция). Стадии и типы видообразования.




48.

Движущие силы эволюции. Борьба за существование.




49

Естественный отбор.




50.

Адаптации как результат естественного отбора.




51.

Практическая работа 1 . «Изучение приспособленности организмов к среде обитания».




52.

Современные аспекты в вопросах теории эволюции.




Тема 8. Возникновение и развитие жизни на Земле. ( 4 ч. )

53.

Гипотезы происхождения жизни на Земле. Гипотеза биохимической эволюции.




54.

Гипотеза биопоэза. Этапы процесса возникновения и развития жизни на Земле.




55.

Этапы развития органического мира на Земле.




56.

Этапы антропогенеза.




Тема 9. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. ( 12 ч. )

57.

Экология как наука. Задачи и разделы экологии. Классификация экологических факторов.




58.

Закономерности действия экологических факторов.




59.

Среды обитания и черты приспособленности организмов к различным средам обитания.




60.

Местообитание и экологические ниши организмов.




61.

Экологическая характеристика популяций.




62.

Типы экологических взаимоотношений организмов.




63.

Экосистемный уровень организации жизни. Компоненты экосистем.




64.

Структура экосистем. Круговорот веществ и поток энергии в экосистемах.




65.

Поток энергии и пищевые цепи.




66.

Контрольная работа № 4 по теме «Экосистемы»




67.

Искусственные экосистемы.




68.

Современные экологические проблемы и способы их решения. Основные направления природоохранной деятельности.


















Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения



  1. Пасечник В. В. Биология. 5-6 классы. Учеб. для общеобразоват. организаций. (Линия жизни) / [В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова]; под ред. Пасечника В. В. – М.: Просвещение, 2016. – 160 с.

  2. Пасечник В.В. Биология. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. (Линия жизни) / [В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова]; под ред. Пасечника В. В. – М.: Просвещение, 2016. – 256 с.

  3. Пасечник В. В. Биология. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. (Линия жизни)/ [В. В. Пасечник, А. А. Каменский, Г. Г. Швецов]; под ред. Пасечника В. В. – М.: Просвещение, 2016. – 256 с.

  4. Пасечник В. В. Биология. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций (Линия жизни) / [В. В. Пасечник, А. А. Каменский, Г. Г. Швецов]; под ред. Пасечника В. В. – М.: Просвещение, 2016. – 207 с.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!