Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учителя биологии 5- 9 классы»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Школа № 116 города Донецка»
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора _____________А.Н. Потапенкова « » 2021 г. | УТВЕРЖДЕНО |
На заседании методического объединения учителей | Директор |
естественно-математического цикла | ________И.Е. Сташевская |
Протокол от « » № | « » _________2021 г. |
Рабочая программа учителя
по БИОЛОГИИ
Базовый уровень
5 - 9 классы
на 2021-2022 учебный год
Составитель рабочей программы:
Олюнина Елена Алексеевна
Донецк
2021 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Биология. 5-9 класс» составлена на основании:
Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании» (с изменениями);
Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07 августа 2020 г. №120-НП (в ред. Приказа Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 23 июня 2021 г. № 79-НП);
Примерной основной образовательной программы основного общего образования (далее – ПООП ООО, утвержденной приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 13.08.2021г. № 682.
Согласно Рабочему учебному плану на изучение предмета отводится в 5, 6, 7 классах – 34 часа, 8 - 9 классах 68 часов.
Школьный курс изучения биологии на базовом уровне направлен на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности, формирование у обучающихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции; о человеке как биосоциальном существе.
При отборе содержания учебной дисциплины «Биология» использован культуро-сообразный подход, в соответствии с которым обучающиеся должны усвоить знания и умения, необходимые для формирования общей культуры, определяющей адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и в практической деятельности. Программа предусматривает формирование у учащихся общих биологических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе, где особое значение приобретают мировоззренческие, теоретические понятия.
Перечень проверочных работ:
| 5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс |
Лабораторные работы | 7 | 4 | 7 | 6 | 3 |
Практические работы | - | 4 | - | 2 | 1 |
Контрольные работы | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
БИОЛОГИЯ 5 класс 34 часа (1 час в неделю)
№ урока | Содержание учебного материала | Дата | Примечание |
| |
план | факт |
Введение (2 ч) |
1. | Биология – наука о живой природе. Методы исследова- ния в биологии. Свойства живых организмов (обмен веществ, движение, размножение, развитие, раздражимость) их проявление у живых организмов. | | | |
2. | Среды обитания и связь организмов со средой обитания. Факторы окружающей среды и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, её охрана. | | | |
Тема 1. Клеточное строение организмов (8 ч) |
3. | Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Лабораторная работа 1. Изучение устройства увеличительных приборов. Правила работы с ними. | | | |
4. | Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов. История изучения клетки. | | | |
5. | Строение и жизнедеятельность клетки. | | | |
6. | Строение и жизнедеятельность клетки. | | | |
7. | Контрольная работа № 1 по теме «Клеточное строение организмов» | | | |
8. | Лабораторная работа 2. Приготовление микропрепара- та кожицы чешуи лука. | | | |
9. | Клеточные и неклеточные формы жизни. Организм. Одноклеточные и многоклеточные организмы. | | | |
10. | Классификация организмов. Принципы классификации. Основные царства живой природы. | | | |
Тема 2. Царство Бактерии (2 ч) |
11. | Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. | | | |
12. | Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе. | | | |
Тема 3. Царство Грибы (6 ч) |
13. | Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. | | | |
14. | Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. | | | |
15. | Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Контрольная работа № 2 по темам «Царство Бактерии», «Царство Грибы» | | | |
16. | Дрожжи, плесневые грибы. Лабораторная работа 3. Изучение строения плесневых грибов. | | | |
17. | Грибы‑паразиты. | | | |
18. | Роль грибов в природе и жизни человека. | | | |
Тема 4. Царство Растения (9 ч) |
19. | Ботаника – наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Значение растений в природе. Охрана растений. | | | |
20. | Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). Водоросли. Среда обитания водорослей. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Лабораторная работа 4. Изучения строения водорослей (на примере хламидомонады и спирогиры). | | | |
21. | Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. | | | |
22. | Мхи. Среда обитания. Строение мха кукушкин лён. | | | |
23. | Папоротники, хвощи, плауны, их строение, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Лабораторная работа 5. Строение папоротника щитовник мужской | | | |
24. | Голосеменные, их разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Лабораторная работа 6. Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов). | | | |
25. | Покрытосеменные растения, их многообразие. Среда обитания. | | | |
26. | Контрольная работа № 3 по теме «Царство Растения» | | | |
27. | Значение цветковых в природе и жизни человека. Лабораторная работа 7. Изучение внешнего строения покрытосеменных растений. | | | |
Тема 5. Царство животные ( 7 ч) |
28. | Зоология – наука о животных. Методы изучения животных. Общая характеристика животного царства. | | | |
29. | Подцарство Одноклеточные. Типичные представители одноклеточных животных. | | | |
30. | Подцарство многоклеточных. Беспозвоночные животные. Основные группы беспозвоночных животных. | | | |
31. | Позвоночные животные. Основные группы позвоночных животных. | | | |
32. | Многообразие животных, их связь со средой обитания. Значение животных в природе. Охрана животных. | | | |
33. | Контрольная работа № 4 по теме «Царство животные» | | | |
34. | Обобщение и систематизация полученных знаний. | | | |
БИОЛОГИЯ 6 класс 34 часа (1 час в неделю)
№ урока | Содержание учебного материала | Дата | Примечание |
| |
план | факт |
Введение (1 ч) |
1. | Биология как наука. Методы изучения живых организмов. Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности человека. Свойства живых организмов. | | | |
Тема 1. Клеточное строение организмов (2 ч) |
2. | Увеличительные приборы: лупа и микроскоп. Правила работы с увеличительными приборами. | | | |
3. | Строение и жизнедеятельность растительной клетки. Основные процессы жизнедеятельности клетки (рост, деление, дыхание). Понятие о тканях. Лабораторная работа 1. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука. | | | |
Тема 2. Царство Растения (4 ч) |
4. | Общее знакомство с цветковыми растениями. Растительные ткани и органы растений. Вегетативные и генеративные органы. | | | |
5. | Лабораторная работа 2. Морфологическое строение вегетативных органов цветкового растения. | | | |
6. | Жизненные формы растений. Растение - целостный организм. | | | |
7. | Контрольная работа №1 по темам «Клеточное строение организмов», «Царство растения» | | | |
Тема 3. Органы цветкового растения. Жизнедеятельность цветковых растений (8 ч) |
8. | Корень, виды корней, типы корневых систем, видоизменения корней. Зоны корня. Минеральное питание растений из грунта. | | | |
9. | Практическая работа 1. Видоизменения корня, стебля, листа. | | | |
10. | Побег: строение и основные функции. Типы почек по строению, расположению и активности. | | | |
11. | Стебель – осевая часть побега. Видоизменения побегов. | | | |
12. | Лист – боковая часть побега. Внешнее строение листа. Внутреннее строение листа в связи с его функциями. Видоизменения листьев. | | | |
13. | Фотосинтез, дыхание, испарение воды. | | | |
14. | Вегетативное размножение растений. Практическая работа 2. Вегетативное размножение комнатных растений. | | | |
15. | Контрольная работа №2 по теме «Органы цветкового растения. Жизнедеятельность цветковых растений» | | | |
Тема 4. Генеративные органы и половое размножение цветковых растений (9 ч) |
16. | Строение цветка в связи с его функциями. Разнообразие цветков. | | | |
17. | Лабораторная работа 3. Строение цветка. | | | |
18. | Соцветия. Опыление. | | | |
19. | Оплодотворение. | | | |
20. | Строение и разнообразие плодов. | | | |
21. | Семя, условия прорастания семян. | | | |
22. | Лабораторная работа 4. Изучение строения семян фасоли и пшеницы | | | |
23. | Способы распространения плодов и семян в природе. | | | |
24. | Контрольная работа №3 по теме «Генеративные органы и половое размножение цветковых растений» | | | |
Тема 5. Классификация покрытосеменных растений (10 ч) |
25. | Покрытосеменные растения – господствующая группа на Земле. | | | |
26. | Сравнительная характеристика однодольных и двудольных растений. | | | |
27. | Практическая работа 3. Определение признаков класса и семейства в строении растения | | | |
28. | Характеристика отдельных семейств класса двудольных. | | | |
29. | Характеристика отдельных семейств класса однодольных. | | | |
30. | Практическая работа 4. Определение нескольких травянистых растений одного двух семейств | | | |
31. | Значение покрытосеменных растений в природе и жизни человека. | | | |
32. | Сельскохозяйственные, лекарственные, декоративные растения. | | | |
33. | Контрольная работа №4 по теме «Классификация покрытосеменных растений» | | | |
34. | Космическая роль зеленых растений. | | | |
БИОЛОГИЯ 7 класс 34 часа (1 час в неделю)
№ урока | Содержание учебного материала | Дата | Примечание |
| |
план | факт |
Введение. Зоология - наука о животных (1 ч) |
1. | Зоология - наука о животных. Систематика и классификация животных. Отличительные черты животных от растений и грибов. Среды обитания животных. Приспособления животных к различным средам обитания. | | | |
Тема 1. Одноклеточные животные, или Простейшие (2 ч) |
2. | Общая характеристика простейших. Значение простейших в природе и жизни человека. Лабораторная работа 1. Изучение строения и передвижения одноклеточных животных | | | |
3. | Пути заражения человека и животных паразитическими простейшими. Меры профилактики заболеваний, вызываемых одноклеточными животными. | | | |
Тема 2. Тип Кишечнополостные (2 ч) |
4. | Многоклеточные животные. Общая характеристика типа Кишечнополостные. Регенерация. Значение кишечнополостных в природе и жизни человека. | | | |
5. | Контрольная работа № 1 по темам «Одноклеточные животные, или Простейшие», «Тип Кишечнополостные» | | | |
Тема 3. Типы Червей (3 ч) |
6. | Тип Плоские черви, общая характеристика. Тип Круглые черви, общая характеристика. | | | |
7. | Тип Кольчатые черви, общая характеристика. Значение дождевых червей в почвообразовании. Лабораторная работа 2. Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением. | | | |
8. | Паразитические плоские и круглые черви. Пути заражения человека и животных паразитическими червями. Меры профилактики заражения. | | | |
Тема 4. Тип Членистоногие (5 ч) |
9. | Общая характеристика типа Членистоногие. Среды жизни. Класс Ракообразные. Особенности строения и жизнедеятельности ракообразных, их значение в природе и жизни человека. | | | |
10. | Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных, их значение в природе и жизни человека. Клещи – переносчики возбудителей заболеваний животных и человека. Меры профилактики. | | | |
11. | Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности насекомых. Лабораторные работа 3. Изучение внешнего строения насекомого. | | | |
12. | Поведение насекомых, инстинкты. Значение насекомых в природе и сельскохозяйственной деятельности человека. Лабораторные работа 4. Изучение типов развития насекомых. | | | |
13. | Контрольная работа № 2 по темам «Типы Червей», «Тип Членистоногие» | | | |
Тема 5. Тип Моллюски (2 ч) |
14. | Общая характеристика типа Моллюски. | | | |
15. | Многообразие моллюсков. Значение моллюсков в природе и жизни человека. | | | |
Тема 6. Тип Хордовые. Подтип Черепные, или Позвоночные. Общая характеристика надкласса Рыбы (4 ч) |
16. | Общая характеристика типа Хордовых. Подтип Бесчерепные. Ланцетник. | | | |
17. | Среда обитания и внешнее строение рыб. Лабораторная работа 5. Изучение внешнего строения и передвижения рыб. | | | |
18. | Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности у рыб в связи с водным образом жизни. Размножение и развитие и миграция рыб в природе. | | | |
19. | Основные систематические группы рыб. Значение рыб в природе и жизни человека. | | | |
Тема 7. Класс Земноводные, или Амфибии (2 ч) |
20. | Общая характеристика класса Земноводные. Среда обитания и распространение земноводных. Особенности внешнего строения в связи с образом жизни. Размножение и развитие земноводных. | | | |
21. | Многообразие современных земноводных и их охрана. Значение земноводных в природе и жизни человека. | | | |
Тема 8. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (3 ч) |
22. | Общая характеристика класса Пресмыкающиеся. Среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся. | | | |
23. | Размножение пресмыкающихся. Происхождение и многообразие древних пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся в природе и жизни человека. | | | |
24. | Контрольная работа № 3 по темам «Тип Хордовые. Подтип Черепные, или Позвоночные. Общая характеристика надкласса Рыбы», «Класс Земноводные, или Амфибии», «Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии» | | | |
Тема 9. Класс Птицы (4 ч) |
25. | Общая характеристика класса Птицы. Особенности внешнего и внутреннего строения. | | | |
26. | Приспособления к полёту. Лабораторная работа 6. Изучение внешнего строения и перьевого покрова птиц. | | | |
27. | Размножение и развитие птиц. Сезонные явления в жизни птиц. | | | |
28. | Происхождение птиц. Значение птиц в природе и жизни человека. Охрана птиц. | | | |
Тема 10. Класс Млекопитающие (4 ч) |
29. | Общая характеристика класса Млекопитающие. Среды жизни млекопитающих. Особенности внешнего и внутреннего строения. Лабораторная работа 7. Изучение внешнего строения, скелета и зубной системы млекопитающих. | | | |
30. | Размножение и развитие млекопитающих. Плацента. Смена сезонов и жизнедеятельность млекопитающих. | | | |
31. | Разнообразие млекопитающих. Систематические группы млекопитающих. Подклассы: Первозвери, Сумчатые, Плацентарные. Отряды плацентарных млекопитающих. Значение млекопитающих в природе и жизни человека. | | | |
32. | Контрольная работа № 4 по темам «Класс Птицы», «Класс Млекопитающие» | | | |
Тема 11. Историческое развитие животного мира (2 ч) |
33. | Понятие об историческом развитии животного мира: палеонтологические доказательства. Эволюция животного мира: одноклеточные, колониальные, многоклеточные. Многообразие беспозвоночных. | | | |
34. | Эволюционные аспекты Типа Хордовые. Филогенез систем органов у животных. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат исторического развития. | | | |
БИОЛОГИЯ 8 класс 68 часов (2 часа в неделю)
№ урока | Содержание учебного материала | Дата | Примечание |
| |
план | факт |
Введение в науки о человеке (2 ч) |
1. | Комплекс наук, изучающих организм человека. Место человека в системе животного мира. Сходства и отличия человека и животных. | | | |
2. | Особенности человека как социального существа. Происхождение современного человека. Расы. | | | |
Тема 1. Общие свойства организма человека. ( 2 ч. ) |
3. | Клетка – основа строения, жизнедеятельности и развития организмов. Строение, химический состав, жизненные свойства клетки. Ткани, органы и системы органов организма человека. | | | |
4. | Организм человека как биосистема. Внутренняя среда организма (кровь, лимфа, тканевая жидкость). Лабораторная работа 1. Выявление особенностей строения клеток разных тканей | | | |
Тема 2. Опора и движение. ( 7 ч.) |
5. | Опорно-двигательная система: строение, функции. Кость: химический состав, строение, рост. Соединение костей. | | | |
6. | Скелет человека. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на развитие скелета. | | | |
7. | Лабораторная работа 2. Выявление особенностей строения позвонков | | | |
8. | Практическая работа 1. Выявление нарушения осанки и наличия плоскостопия. | | | |
9. | Мышцы и их функции. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Гиподинамия. | | | |
10. | Профилактика травматизма. Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата. | | | |
11. | Контрольная работа № 1 по теме «Опора и движение.» | | | |
Тема 3. Кровь и кровообращение. (9 ч. ) |
12. | Функции крови и лимфы. Поддержание постоянства внутренней среды. Гомеостаз. | | | |
13. | Состав крови. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Лабораторная работа 3. Сравнение микроскопического строения крови человека и лягушки. | | | |
14. | Группы крови. Резус-фактор. Переливание крови. Свертывание крови. | | | |
15. | Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Роль прививок в борьбе с инфекционными заболеваниями. | | | |
16. | Кровеносная и лимфатическая системы: строение, функции. | | | |
17. | Строение сосудов. Движение крови по сосудам. | | | |
18. | Строение и работа сердца. Сердечный цикл. Пульс. Давление крови. | | | |
19. | Гигиена сердечно-сосудистой системы. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Практическая работа 2. Подсчёт пульса в разных условиях. | | | |
20. | Виды кровотечений, приемы оказания первой помощи при кровотечениях. | | | |
Тема 4. Дыхание. ( 5 ч. ) |
21. | Дыхательная система: строение и функции. | | | |
22. | Газообмен в легких и тканях. Этапы дыхания. Регуляция дыхания. | | | |
23. | Гигиена дыхания. Вред табакокурения. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. | | | |
24. | Первая помощь при остановке дыхания. | | | |
25. | Контрольная работа № 2 по темам «Кровь и кровообращение.», «Дыхание» | | | |
Тема 5. Пищеварение. ( 6 ч. ) |
26. | Питание. Пищеварение. Пищеварительная система: строение и функции. | | | |
27. | Ферменты, роль ферментов в пищеварении. Обработка пищи в ротовой полости. Зубы и уход за ними. Слюна и слюнные железы. Глотание. Лабораторная работа 4. Действие ферментов слюны на крахмал. | | | |
28. | Пищеварение в желудке. Желудочный сок. | | | |
29. | Пищеварение в тонком кишечнике. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении. | | | |
30. | Всасывание питательных веществ. Особенности пищеварения в толстом кишечнике. | | | |
31. | Гигиена питания, предотвращение желудочно-кишечных заболеваний. | | | |
Тема 6. Обмен веществ и энергии. ( 3 ч. ) |
32. | Обмен веществ и превращение энергии. Две стороны обмена веществ и энергии. Обмен органических и неорганических веществ. | | | |
33. | Витамины. Проявление гиповитаминозов и авитаминозов, и меры их предупреждения. | | | |
34. | Энергетический обмен и питание. Пищевые рационы. Нормы питания. Регуляция обмена веществ. | | | |
Тема 7. Выделение. ( 2 ч. ) |
35. | Мочевыделительная система: строение и функции. | | | |
36. | Процесс образования и выделения мочи, его регуляция. Заболевания органов мочевыделительной системы и меры их предупреждения. | | | |
Тема 8. Покровы тела. ( 2 ч. ) |
37. | Покровы тела. Поддержание температуры тела. Терморегуляция при разных условиях среды. Роль кожи в процессах терморегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями. | | | |
38. | Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. | | | |
Тема 9. Нейрогуморальная регуляция функций организма ( 11 ч. ) |
39. | Регуляция функций организма, способы регуляции. Механизмы регуляции функций. | | | |
40. | Нервная система: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная. | | | |
41. | Нейроны, нервы, нервные узлы. | | | |
42. | Рефлекторный принцип работы нервной системы. Рефлекторная дуга. | | | |
43. | Спинной мозг. | | | |
44. | Головной мозг. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение. | | | |
45. | Лабораторная работа 5. Изучение строения головного мозга | | | |
46. | Железы и их классификация. Эндокринная система. Гормоны, их роль в регуляции физиологических функций организма. | | | |
47. | Железы внутренней секреции: гипофиз, эпифиз, щитовидная железа, надпочечники. | | | |
48. | Железы смешанной секреции: поджелудочная и половые железы. Регуляция функций эндокринных желез. | | | |
49. | Контрольная работа № 3 по теме «Нейрогуморальная регуляция функций организма» | | | |
Тема 10. Сенсорные системы (анализаторы). ( 5 ч. ) |
50. | Органы чувств и их значение в жизни человека. Сенсорные системы, их строение и функции. | | | |
51. | Глаз и зрение. Оптическая система глаза. Сетчатка. Зрительные рецепторы: палочки и колбочки. | | | |
52. | Нарушения зрения и их предупреждение. Лабораторная работа 6. Изучение строения и работы органа зрения. | | | |
53. | Ухо и слух. Строение и функции органа слуха. Гигиена слуха | | | |
54. | Органы равновесия, мышечного чувства, осязания, обоняния и вкуса. Взаимодействие сенсорных систем. Влияние экологических факторов на органы чувств. | | | |
Тема 11. Высшая нервная деятельность (7 ч.) |
55. | Высшая нервная деятельность человека. Безусловные и условные рефлексы, их значение. | | | |
56. | Познавательная деятельность мозга. Эмоции, память, мышление, речь. | | | |
57. | Сон и бодрствование. Значение сна. Предупреждение нарушений сна. | | | |
58. | Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. | | | |
59. | Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер, одаренность. Психология и поведение человека. Цели и мотивы деятельности. | | | |
60. | Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. | | | |
61. | Контрольная работа № 4 по теме «Высшая нервная деятельность » | | | |
Тема 12. Размножение и развитие ( 5 ч. ) |
62. | Половая система: строение и функции. | | | |
63. | Оплодотворение и внутриутробное развитие. | | | |
64. | Роды. Рост и развитие ребенка. Половое созревание. | | | |
65. | Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. | | | |
66. | Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем и их профилактика. ВИЧ, профилактика СПИДа. | | | |
Тема 13. Здоровье человека и его охрана ( 2 ч. ) |
67. | Здоровье человека. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. | | | |
68. | Защитно-приспособительные реакции организма. Факторы, нарушающие здоровье (гиподинамия, курение, употребление алкоголя, несбалансированное питание, стресс). Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. | | | |
БИОЛОГИЯ 9 класс 68 часов (2 часа в неделю)
№ урока | Содержание учебного материала | Дата | Примечание |
| |
план | факт |
Введение. Биология как наука ( 1 ч. ) |
1. | Биология как наука. Методы биологических исследований. Значение биологической науки для человека. Свойства живых организмов. Уровни организации живой материи. | | | |
Тема 1. Химический состав клетки. ( 8 ч. ) |
2. | Элементный состав клеток. Неорганические соединения. Биологические функции воды. | | | |
3. | Органические вещества клетки. Биополимеры. Функции липидов и углеводов. | | | |
4. | Строение белков и их биологические функции. Ферменты. | | | |
5. | Лабораторная работа 1. «Расщепление Н2О2 с помощью ферментов в растительных клетках». | | | |
6. | Особенности строения, свойства и функции нуклеиновых кислот. | | | |
7. | Строение и биологическое значение АТФ. | | | |
8. | Применение знаний о построении комплементарных последовательностей нуклеотидов в нуклеиновых кислотах и определении качественного и количественного состава молекул нуклеиновых кислот. | | | |
9. | Контрольная работа № 1 по теме «Химический состав клетки.» | | | |
Тема 2. Обмен веществ и энергии в клетке. ( 10 ч. ) |
10. | Цитология как наука. Методы цитологических исследований. | | | |
11. | Основные положения клеточной теории. | | | |
12. | Структурно-функциональная организация эукариотической клетки. | | | |
13. | Ядро. Организация наследственного материала клетки. Хромосомы. | | | |
14. | Лабораторная работа 2. «Особенности строения растительной, животной и грибной клетки». | | | |
15. | Особенности вирусов как внутриклеточных паразитов. | | | |
16. | Обмен веществ и энергии в клетке. Процессы диссимиляции: клеточное дыхание. | | | |
17. | Фотосинтез как ассимиляционный процесс. Значение и механизм фотосинтеза. | | | |
18. | Понятие о гене. Механизм биосинтеза белка. | | | |
19. | Механизм биосинтеза белка. Генетический код. | | | |
Тема 3. Биология индивидуального развития. ( 6 ч. ) |
20. | Клеточный цикл. Митотическое деление клеток. | | | |
21. | Мейоз. Биологическое значение мейоза. | | | |
22. | Формы размножения организмов. Способы бесполого и полового размножения. Оплодотворение. | | | |
23. | Этапы онтогенеза организмов. Типы онтогенеза животных. | | | |
24. | Влияние факторов внешней среды на онтогенез. Адаптации организмов к условиям обитания и виды адаптаций. | | | |
25. | Контрольная работа № 2 по теме: «Биология индивидуального развития.» | | | |
Тема 4. Закономерности наследственности и изменчивости. ( 12 часов ) |
26. | Становление генетики. Генетика как наука. Предмет изучения генетики. Методы генетических исследований. | | | |
27. | Фенотип и генотип организмов. Основные понятия и символы генетики. | | | |
28. | Закономерности наследования признаков при моногибридном скрещивании (полное и неполное доминирование). Законы Г. Менделя. | | | |
29. | Законы Г. Менделя. Практическое применение знаний о принципах наследования признаков при моногибридном скрещивании. | | | |
30. | Законы Г. Менделя. Практическое применение знаний о принципах наследования признаков при моногибридном скрещивании. | | | |
31. | Особенности сцепленного наследования признаков. Хромосомная теория наследственности. | | | |
32. | Генетика пола. Сцепленное с полом наследование признаков. | | | |
33. | Изменчивость, ее значение и виды. Мутационная изменчивость. Явление полиплоидии у растений. | | | |
34. | Комбинативная изменчивость. | | | |
35. | Модификационная изменчивость, причины и свойства модификаций. Норма реакции. | | | |
36. | Лабораторная работа 3. «Определение изменчивости у растений. Вариационный ряд, вариационная кривая ». | | | |
37. | Контрольная работа № 3 по теме «Закономерности наследственности и изменчивости» | | | |
Тема 5. Генетика человека. ( 4 ч.) |
38. | Особенности человека как генетического объекта. Методы генетических исследований человека. | | | |
39. | Генетическое разнообразие человечества. | | | |
40. | Наследственные заболевания человека. | | | |
41. | Наследственные заболевания человека. Профилактика возникновения генетических болезней человека. | | | |
Тема 6. Селекция и биотехнология. ( 3 ч. ) |
42. | Селекция, ее задачи и направления. Обзор основных методов селекции. Современные методы экспериментальной биологии. | | | |
43. | Достижения селекционной науки. Основные направления и перспективы биотехнологии. | | | |
44. | Генетически модифицированные организмы. | | | |
Тема 7. Эволюционное учение. Понятие о виде. ( 8 ч. ) |
45. | Эволюция. Эволюционная теория Ч. Дарвина. | | | |
46. | Биологический вид. Критерии вида. Популяция как элементарная эволюционная единица. | | | |
47. | Особенности эволюционных процессов на уровне популяций (микроэволюция). Стадии и типы видообразования. | | | |
48. | Движущие силы эволюции. Борьба за существование. | | | |
49 | Естественный отбор. | | | |
50. | Адаптации как результат естественного отбора. | | | |
51. | Практическая работа 1 . «Изучение приспособленности организмов к среде обитания». | | | |
52. | Современные аспекты в вопросах теории эволюции. | | | |
Тема 8. Возникновение и развитие жизни на Земле. ( 4 ч. ) |
53. | Гипотезы происхождения жизни на Земле. Гипотеза биохимической эволюции. | | | |
54. | Гипотеза биопоэза. Этапы процесса возникновения и развития жизни на Земле. | | | |
55. | Этапы развития органического мира на Земле. | | | |
56. | Этапы антропогенеза. | | | |
Тема 9. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. ( 12 ч. ) |
57. | Экология как наука. Задачи и разделы экологии. Классификация экологических факторов. | | | |
58. | Закономерности действия экологических факторов. | | | |
59. | Среды обитания и черты приспособленности организмов к различным средам обитания. | | | |
60. | Местообитание и экологические ниши организмов. | | | |
61. | Экологическая характеристика популяций. | | | |
62. | Типы экологических взаимоотношений организмов. | | | |
63. | Экосистемный уровень организации жизни. Компоненты экосистем. | | | |
64. | Структура экосистем. Круговорот веществ и поток энергии в экосистемах. | | | |
65. | Поток энергии и пищевые цепи. | | | |
66. | Контрольная работа № 4 по теме «Экосистемы» | | | |
67. | Искусственные экосистемы. | | | |
68. | Современные экологические проблемы и способы их решения. Основные направления природоохранной деятельности. | | | |
Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения
Пасечник В. В. Биология. 5-6 классы. Учеб. для общеобразоват. организаций. (Линия жизни) / [В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова]; под ред. Пасечника В. В. – М.: Просвещение, 2016. – 160 с.
Пасечник В.В. Биология. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. (Линия жизни) / [В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова]; под ред. Пасечника В. В. – М.: Просвещение, 2016. – 256 с.
Пасечник В. В. Биология. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. (Линия жизни)/ [В. В. Пасечник, А. А. Каменский, Г. Г. Швецов]; под ред. Пасечника В. В. – М.: Просвещение, 2016. – 256 с.
Пасечник В. В. Биология. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций (Линия жизни) / [В. В. Пасечник, А. А. Каменский, Г. Г. Швецов]; под ред. Пасечника В. В. – М.: Просвещение, 2016. – 207 с.