СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Вязание крючком"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Вязание крючком"»

Пояснительная записка.

Вязание - один из самых древних видов рукоделия, к тому же очень распространенный и любимый сегодня. В настоящее время вязание крючком относится к одному из видов декоративно-прикладного искусства и применяется для оформления одежды и интерьера комнаты, позволяет создать особые и неповторимые изделия.

Приобщение школьников к ручному труду, в частности к вязанию крючком, способствует воспитанию усидчивости, трудолюбия, аккуратности, хорошего вкуса, развитию пальцев рук, благотворно влияет на нервную систему и приносит удовлетворение от выполненной работы.

Актуальность программы обусловлена её практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт для изготовления подарков к различным праздникам (ко Дню рождения, к 8 марта и т.д.), для оформления интерьера своей комнаты, для собственных нужд (сумочка для телефона, кулон). То есть учащиеся учатся своими руками создавать работы в технике декоративно-прикладного творчества.

Новизна программы заключается в том, что в образовательный процесс введено такое направление декоративно-прикладного искусства, как вязание крючком, что способствует развитию таких качеств, как настойчивость, терпение; формированию хорошего эстетического вкуса, обогащению собственного досуга старинным и таким молодым и современным рукоделием, каким является вязание крючком.

     При составлении программы учитывались правила дидактики: логичность, доступность, научность, наглядность, простота в изложении, переход от  простого  к сложному. Основанием данной программы является создание благоприятных условий  реализации духовных, познавательных и творческих потребностей развивающейся личности.

Данному рукоделию могут обучаться школьники с 1 класса. В этом возрасте дети легко осваивают технику вязания, с интересом вяжут небольшие изделия, быстро видя результаты своего труда. При подборе изделий были учтены доступность и посильность работы, возможность формирования у детей специальных знаний, умений, навыков.

На каждом этапе обучения учащиеся изучают новые приемы и способы вязания крючком, знакомятся с их условными обозначениями. Знание и понимание условных обозначений помогает школьникам зарисовывать схемы узоров вязки и свободно пользоваться схемами, которые печатаются в журналах по вязанию. Происходит усложнение выполняемых изделий. 

В процессе реализации программы у учащихся формируются ЗУН в области декоративно-прикладного искусства, происходит обучение рациональному использованию материалов и правильной организации труда, развиваются творческие способности, внимание, память, мышление, воображение. Школьники учатся работать не только самостоятельно, но и коллективно.

Цель программы - нравственно-эстетическое воспитание детей в процессе обучения основам вязания крючком.

Задачи

Образовательные:

- обучать основным приёмам вязания крючком;

- учить различать виды пряжи;

- обучать чтению схем и вязанию по ним;

- учить выполнять технику безопасности при работе с колюще-режущими инструментами.

Развивающие:

- развить образное мышление;

- развить внимание;

- развить моторные навыки;

- развить творческие способности;

- развить фантазию;

- выработать эстетический и художественный вкус.

Воспитательные:

- привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, эстетическое отношение к действительности;

- воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам;

- привить основы культуры труда.

Сроки реализации программы, возраст детей

Программа рассчитана на 2 года обучения – 2 раза по 1 часу в неделю. В группы приходят дети, не имеющие специальных навыков из области вязания крючком. -Программа разработана для обучающихся 7- 10 лет, количество детей в группе 12-15 человек.

Отличительные особенности программы

Отличительной особенностью от уже существующих программ является то, что на основе минимальных полученных знаний обучающиеся включаются в творческую деятельность и уже имеют возможность самостоятельно в творческом процессе изготавливать сувениры и игрушки, вязаные изделия.  

  Формы организации учащихся на занятии:

Обучение по программе предполагает групповые, фронтальные, индивидуальные, коллективные формы занятий:

- Фронтальная, в зависимости от изучаемой темы;

- Индивидуальная – каждый ребенок работает над созданием своего изделия;

- Коллективная –оформление выставки и демонстрация изделий

Занятия в объединении организованы в систему, в основе которой лежат два вида деятельности воспитанников: это творческая практика и изучение теории.

Планируемые результаты освоения программы представляют собой:

Освоение детьми программы по вязанию крбчком направлена на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

- учебно – познавательного интерес к вязанию, как одному из видов народного творчества;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;

- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;

- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;

- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

Дети младшего школьного возраста получат возможность для формирования:

- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;

- осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;

- эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.

Метапредметные рузультаты

Регулятивные

- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;

- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;

- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;

- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.

Дети получат возможность научиться:

-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

- пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования ;

- моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества.

-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;

-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;


Познавательные

- различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;

- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в вязании;

- осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в вязании.

- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;

- художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;

- развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;

- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям вязания;

Младшие школьники получат возможность научиться:

-создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;

- понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;

- более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно – творческой деятельности в целом.

Коммуникативные

-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;

- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми

- формировать собственное мнение и позицию;

дети младшего школьного возраста получат возможность научиться:

- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

В результате занятий декоративным творчеством у детей должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.


Формы подведения итогов реализации программы -

При обучении и воспитании используются следующие методы:

Словесный метод обучения (теория): беседа, рассказ, лекции, комментарии педагога - необходимые как информационная и методическая основа для самостоятельной работы обучающихся.

Наглядный метод обучения: показ и иллюстрации схем, карт последовательности должны усиливать и дополнять словесные методы обучения.

Практические занятия: является наиболее эффективной формой обучения, т.к. предусматривает лучшего освоения различных видов творческой деятельности. Индивидуальный подход: работа с каждым ребенком. Постоянное общение побуждает ребенка быть более раскованным, активным, отвечать расширенно и объемно. Физкультминутка: Так как работа в кружке требует усидчивости, которая сопровождается ментальной и физической загруженностью организма детей, необходимо проведение регулярной физкультминутки в целях увеличения внимания, работоспособности и улучшения психологического и физического здоровья обучающихся.

Проведение итогового контроля (выставка): С целью определения уровня мастерства, культуры, техники исполнения творческих продуктов, а также с целью выявления творческих способностей учащихся в форме персональной и коллективной выставки.


Формы аттестации /контроля – Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие этапы контроля:

- начальный (вводный) контроль;

- текущий контроль;

- промежуточный контроль;

- итоговый контроль;


Оценочные материалы – Результатом реализации данной учебной программы являются выставки детских работ, как местные (на базе школы, города), так и районные, областные. Поделки-сувениры используются в качестве подарков для первоклассников, дошкольников, ветеранов, учителей, родителей и т.д.; оформления зала для проведения праздничных утренников

























Содержание программы 1 года обучения.

Тема 1. Вводное занятие

Из истории возникновения рукоделия. План и задачи занятий по вязанию. Материалы и инструменты, подготовка к работе.

Тема 2.О пряже и волокнах 

Из истории ниток. Виды пряжи. Как выбрать пряжу для вязания. Твоё рабочее место. Техника безопасности при работе с колюще-режущими инструментами. Изделие «Куклы из ниток».

Тема 3. Основные элементы вязания крючком 

Положение рук и крючка, образование первой петли. Техника безопасности при работе крючком. Косичка из воздушных петель.

Полустолбик. Столбик без накида. Закрепление петли последнего ряда. Выполнение изделий.

Тема 4.Выполнение художественных изделий

Материалы. Подбор текстиля и ниток по фактуре и расцветке. Изделие «Панно».

Тема 5. Вывязывание полотен различной формы. 

Технология выполнения круглого полотна. Изделия круглой формы.

Тема 6. Вязание по схемам.

Условные обозначения на схемах. Чтение и составление схем для вязания. Вязание листиков и цветов по схемам.

Тема 6.  Подведение итогов. Оформление выставки работ.



Содержание программы 2 года обучения.

Тема 1. Вводное занятие

Материалы и инструменты, подготовка к работе. Подбор ниток и крючков для работы. Техника безопасности при работе с колюще-режущими инструментами. Закрепление основных элементов вязания крючком.

Тема 2. Элементы вязания крючком. 

Столбик с 1-м и более накидами. Пышный столбик. Длинные петли. Полотна разной рельефности. Прибавление и убавление числа петель. Сохранение длины ряда. Убавление высоты столбиков. Связывание краёв двух деталей.

Тема 3. Схемы вязания и работа по ним. 

Условные обозначения при вязании крючком. Упражнения в вывязывании образцов по схемам вязания.

Тема 4. Амигуруми.

История амигуруми. Технология создания объёмной формы в вязаном изделии. Вязание отдельных деталей. Композиция «В ожидании Пасхи», Изделие «Медвежонок».)

Тема 5. Закрепление навыков вязания. Игрушки.

Основные приёмы вязания игрушек. Вязание по схеме. Соединение деталей. Оформление игрушек. Кукольная одежда.

Тема 6.Итоговое занятие

Подведение итогов. Оформление итоговой выставки.













Календарно – тематическое планирование

1 год обучения

Тема

Количество часов

1

Вводное занятие.

2

2

Работа с нитями. Узелки. Петельки.

2


Панно «Осеннее дерево»

1


Панно «Ёжик»

1

3

Основные приёмы вязания.

37


Косичка из воздушных петель.

15


Плетение косички.

1


Изделие « Улитка »

1


Цифры из косичек.

2


Изделие «Карандашница»

3


Бусы в подарок.

2


Вязаная азбука

6


Полустолбик.

10


Прием вывязывания полустолбика

1


Обвязывание полустолбиком различных деталей

1


Изделие «Воздушный змей»

2


Цветы «Ромашка»

2


Изделие «Панно  с  ромашками»

4


Столбик без накида.

12


Приём вывязывания столбика без накида.

1


Приёмы обвязки колечка

1


Изделие «Корзинка с цветами»

2


Панно «Дерево с яблоками»

2


Изделие «Домик»

3


Подставка «Котёнок»

3

4

Вывязывание полотен различной формы.

15


Вязание по кругу.

2


Вязание по кругу. Убавки и прибавки петель.

2


Изделие «Яблоко»

3


Изделие «Божья коровка»

3


Изделие «Солнышко»

3


Прихватка «Цветок» (из 6 кругов)

4


Подставка «Курочка – наседка»

4


Изделие «Игольница «Шапочка»»

4

5

Условные обозначения при вязании крючком.

2


Листики разной формы.

1


Цветочки разной формы.

1

6

Организация выставки

1

7

Заключительное занятие

1


Резерв

1


Итого: 72 часа




2 год обучения

Тема

Количество часов

1

Вводное занятие.

2


Вводное занятие. Инструктаж по ТБ

1


Повторение основных приёмов вязания

1

2

Элементы вязания крючком.

50


Столбик с накидом

2


Вывязывание цветов для украшения платья

2


Брошь «Розы»

2


Столбик с 2-мя накидами.

2


Изделие «Салфетка с цветочками».

3


Пышный столбик

3


Изделие «Собачка-карандашница»

3


Длинные петли.

3


Панно «Ёжик»

4


Прибавление и убавление числа петель.

2


Сохранение длины ряда.

2


Изделие «Рыба»,

3


Убавление высоты столбиков.

2


Закладка «Волна»

2


Полотна разной рельефности.

3


Панно «В море»

4


Связывание краёв двух деталей

2


Ёлочное украшение «Пряничный домик»

5

3

Схемы вязания и работа по ним 

6


Повторение системы обозначения на схемах.

1


Простая салфетка по схеме.

3


Кружева по схеме.

2

4

Амигуруми

10


История амигуруми.

1


Технология создания объёмной формы в вязаном изделии.

2


Вязание отдельных деталей.

3


Пальчиковые игрушки для кукольного театра.

5

5

Закрепление навыков вязания. Игрушки.

Основные приёмы вязания игрушек. Вязание по схеме. Соединение деталей.

3


Оформление игрушек. Кукольная одежда.

2

6

Итоговое занятие. 

1


Подведение итогов. Оформление итоговой выставки.

1


Итого: 72 часа












































Список  литературы.

 

  1. Карельская И.Ю. Вязаная игрушка.

  2. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. – М.: Просвещение, 1988. -  С. 69 – 72.

  3. Ракова С.А. вязание крючком. – Ярославль: Академия развития, 2002. – 160 с.

  4. Тарасенко С.Ф. Вязаная игрушка.

  5. Тимаер А. Нарядные прихватки. – М.: Мой мир, 2005. – 80 с.

  6. Фомичева Э.А. Начинаем вязать спицами и крючком. – М.: Просвещение, 1991. – 95 с.

  7. Журналы «Валя - Валентина»

  8. Журналы «Рукоделие для всех»















































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!