СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности по художественно- прикладному направлению курса «Умелые ручки» для обучающихся 1 класса по ФГОС ОО УО (ИН)

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Новизной и отличительной особенностью программы  является развитие у детей творческого характера,  исследовательского интереса, заключающегося в знакомстве и познании свойств разнообразных, необычных материалов, используемых в работе, а также  использование нетрадиционных методов в  развития детского художественного творчества.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности по художественно- прикладному направлению курса «Умелые ручки» для обучающихся 1 класса по ФГОС ОО УО (ИН)»







Список учащихся 1 класса, посещающие кружок

«Умелые ручки»

Руководитель: Москвитина О.С.

Четверг – 12.20-12.50




п/п

ФИО
учащегося

Возраст

Категория

1

Буркова Вера

7 лет


2

Летунова Полина

7 лет

ребёнок- инвалид

3

Павлов Антон

9 лет


4

Чижов Артем

8 лет









































Пояснительная записка


Рабочая программа курса внеурочной деятельности: «Умелые ручки» составлена в соответствии c адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» на 2021-2022 учебный год; требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), и на основании следующих нормативно-правовых документов:

1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 – «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

3. СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".

У детей с ограниченными возможностями здоровья свой мир, но развиваются они по тем же закономерностям, что и другие ребята. Это относится и к развитию познавательной деятельности, и к эмоционально-волевой сфере, и к моторике детей в целом. В условиях специально организованного обучения и воспитания у детей накапливается определённый жизненный опыт, эмоционально-эстетические впечатления, которые стимулируют ребят заниматься творчеством. 
Особенности психофизического развития таких детей затрудняют вхождение их в социум, так как социальная среда высокоорганизованная, имеет сложную структуру и многоуровневые функциональные связи. В норме социальная адаптация у детей происходит по подражанию, влиянию различной информации, которую они самостоятельно усваивают, принимают к сведению и используют. Ребёнок, ограниченный в интеллектуальном развитии в силу первичного дефекта, не в состоянии сам её освоить. По сути, он лишён основы самостоятельного, сколько-нибудь благополучного существования в сложном современном мире.

Социальная адаптация ребёнка с проблемами в развитии существенно затруднена в силу ограничений, накладываемых на него дефектом в области познавательной деятельности. Поэтому такого ребёнка нужно специально обучать тому, что обычный ребёнок усваивает не задумываясь, то есть всему, что для него будет жизненно необходимым. Как и для любого человека, это будут знания и умения, приобретенные в области быта, труда и досуга. В основе социального благополучия любого человека лежит его успешность в труде, самостоятельность в быту и насыщенность в свободное время. Творческие уроки формируют правильное социальное поведение у детей. В процессе этой деятельности у учащихся развиваются коммуникативные навыки: доброжелательность, усидчивость, аккуратность, взаимопомощь и сотрудничество со сверстниками и учителем.

Кружок «Умелые ручки» рассчитан на детей 1 класса НБСКОШ. Основной идеей кружковой работы является развитие художественного и творческого потенциала детей через использование различных материалов и техник.

«Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» (В.А. Сухомлинский)

Актуальность. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности.

Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни.

Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок и т.д. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата.

Новизной и отличительной особенностью программы является развитие у детей творческого характера, исследовательского интереса, заключающегося в знакомстве и познании свойств разнообразных, необычных материалов, используемых в работе, а также использование нетрадиционных методов в развития детского художественного творчества.

Ребенок узнает мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения. У ребенка особая острота восприятия.  Восприятие  красивого,  формирует у детей эстетическое чувство, уважение и  бережное отношение к искусству. Основным помощником ребенка в этом важнейшем для него деле, является художественный труд.

Художественный ручной труд – это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетичные значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда и отдыха). Такой труд является декоративной, художественно – прикладной деятельностью ребенка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетичные качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта, приобретенных в процессе трудовой деятельности и на художественных занятиях в детском саду.

 Цель кружка: развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности в процессе создания образов, используя различные материалы и техники.

Основные задачи:

Обучающие:

- формировать креативное мышление дошкольников с помощью ознакомления с методами и приемами, применяемыми в художественно-конструктивном дизайне;

- создать условия для формирования знаний, умений, навыков для достижения определенных результатов.

Развивающие:

- развивать интерес к художественно-конструктивной деятельности;

- развивать художественный и творческий потенциал;

- развивать образное мышление, воображение, устойчивое внимание, наблюдательность, аккуратность.

Воспитывающие:

- формировать способности последовательно осуществлять свой замысел, умело обращаться с материалами и инструментами;

- развивать интерес у детей усидчивость, старательность в работе, трудовые умения;

- учить работать вместе, уступать друг другу, договариваться о совместной работе.

Формы и методы работы

Для реализации задач кружка используются различные формы и методы обучения и воспитания. Формы работы: беседы, занятия, индивидуальная работа, игра. Методы: наглядный, исследовательский, практический, объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, словесный, стимулирующий. В начале занятий проводится пальчиковая гимнастика. В ходе занятия проводятся физкультминутки.

Структура и этапы реализации программы

Программа кружка рассчитана на 1 год обучения. Образовательная деятельность проводится 1 раз в неделю в течение всего учебного года. Продолжительность занятий составляет 30 минут. Форма работы может быть разной: с подгруппами, индивидуально.

Содержание занятий кружка состоит из нескольких разделов:

- работа с бумагой и картоном;

- работа с бросовым материалом;

- работа с нитками и тканью

- работа с природным материалом

- работа с пластилином

Содержание занятий составлено с учетом возрастных особенностей детей, при условии систематического и планомерного обучения.

Программа кружка реализуется в течение 33 недель.

Материально-техническое обеспечение

В процессе образовательной деятельности используются ТСО, наглядно-демонстрационный материал, а также различные материалы (бумага, картон, бросовый материал, пластилин, диски, , различный природный материал, нитки, ткань, салфетки, пуговицы и т.д).



Правила техники безопасности на занятиях по художественному труду

Правила безопасной работы с режущими инструментами (ножницами, резаком):

  1. Необходимо работать с хорошо заточенными и отрегулированными ножницами.

  2. Ножницы должны иметь тупые, округлые концы.

  3. Ножницы во время работы находятся справа кольцами к себе.

  4. Лезвия ножниц в не рабочем состоянии должны быть сомкнуты.

  5. Передавать ножницы нужно кольцами вперёд с сомкнутыми лезвиями.

  6. Нельзя резать на ходу.

  7. При работе с ножницами необходимо следить за направлением резания и пальцами левой руки, которые поддерживают материал.

  8. Не играть с ножницами, не подносить их к лицу.

  9. Использовать режущие инструменты только по назначению.

Правила безопасной работы с жидкими веществами ( клеем).

1. Содержать рабочее место в чистоте, не допускать загромождения рабочего места посторонними предметами, которые не используются в работе в данное время.

2. При работе с клеем стол закрывать клеёнкой.

3. Банку с клеем необходимо ставить прямо перед собой в стороне от материалов и инструментов.

4. При работе с клеем использовать кисточку, если это необходимо.

5. Избегать попадания клея в глаз, в рот, на слизистые носа.

6. При попадании клея в глаза промыть их водой.

7. При работе с клеем для рук использовать влажную тряпку.

8. Во время работы нужно быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других.

9. По окончании работы клей закрыть, вымыть кисть для клея вымыть посуду,


Правила пользования рисовальными принадлежностями и соблюдения гигиенических норм.

1. Перед началом занятия готовится рабочее место: раскладываются по столам карандаши, краски, бумага. Разливается в баночки вода для работы красками.

2. Необходима палитра для смешивания красок, тряпочка для вытирания кисти и влажные салфетки для рук.

3. Для слива грязной воды необходимо иметь ведро.

4. Сидеть при рисовании ребенок должен свободно и прямо. Педагог должен следить за тем, чтобы ребенок не горбился, рисунок держал на расстоянии и все время сравнивал его с натурой.

5. Аккуратно работать красками, кистями, карандашами. Не размахивать ими перед своим лицом и лицом соседа.

6. Нельзя краски пробовать на вкус.

7. После окончания работы кисти должны быть вымыты и вытерты, а весь другой рабочий материал убран.

8. После завершения занятия рабочие столы должны быть вымыты.

9. На протяжении всего занятия необходимо следить за чистотой рук и рабочего стола.

Формы проведения итогов реализации программы

Контроль над эффективностью проведения занятий ведется в ходе индивидуального подхода к изучению продуктивной деятельности ребенка, систематической организации выставок внутри группы. В конце года плановая диагностика уровня усвоения поставленных задач. Диагностика в начале года проводится с целью определения имеющихся у ребенка навыков и умений к художественному и ручному труду.

Критерии качества освоения ребенком художественного и ручного труда

  1. Имеет представление о материале, из которого сделана поделка.

  2. Владеет приемами работы с различными материалами.

  3. Самостоятельно определяет последовательность выполнения работы.

  4. Умеет самостоятельно провести анализ поделки.

  5. Использует свои конструктивные решения в процессе работы.

  6. Учитывает яркость, оригинальность при выполнении поделки.

  7. Выполняет работу по замыслу.

  8. Умеет выбирать материал, соответствующий данной конструкции и способы скрепления, соединения деталей.

  9. Показывает уровень воображения и фантазии.

Качества оцениваются по трем уровням:

- высокий;

- средний;

- низкий



Ожидаемые результаты реализации программы:

В конце учебного года дети могут:

  • владеть элементарными трудовыми умениями при работе с бумагой, картоном, самоклеящейся бумагой, нитками, использовать по образцу крупы, семена растений, бисером, ткани и простейшими инструментами (ножницами);

  • выполнять правила безопасного пользования ножницами и клеем;

  • планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла;

  • разрезать бумагу по нанесенным метка;

  • изготовлять поделки из природного материала;

  • переводить рисунок на бумагу, картон;

  • участвовать в оформлении поделок на выставку (располагать поделки на демонстрационном стенде, сочетая размеры изделия, цветовую гамму);

  • эпизодически включать ручной художественный труд в игровой сюжет;

  • использовать ручные умения в повседневной жизни детского сада и семьи (изготовление подарков, сувениров, проявляя при этом творчество);

  • реализовать творческий замысел, воплощая то, что запланировали.

Владеют умениями, обеспечивающими культуру труда на всех этапах трудового процесса: экономное расходование материала, бережное обращение с инструментами, поддержание порядка на рабочем месте.




Тематическое планирование



Название занятия

Содержание


I четверть - 9 часов

1

«Компот из фруктов»

Создание композиции из пластилина. Продолжать учить выбирать цвет для создания объема фруктов. Закрепление отдельных приемов лепки.

2

«Осенний лес»

Создание композиции из пластилина и семян тыквы и кабачков. Учить передавать в работе особенности осенних деревьев. Учить раскрашивать семена красками.

3

Панно «Анютины глазки»

Создание композиции из природного материала (высушенные листья и цветы). Учит детей аккуратно работать с высушенным материалом. Развивать чувство композиции.

4

«Лягушка»

Создание поделки с использование бумаги и картона. Закрепить некоторые навыки в работе с бумагой и картоном. Продолжить учить детей выполнять работу согласно инструкции.

5

«Паучок»

Создание композиции из природного и бросового материала (нитки, осенние листья, грецкий орех). Учит сочетать в работе различный материал. Закрепить навыки работы с ним. Развивать аккуратность и точность при выполнении работы.

6

«Птица счастья»

Продолжить учить детей складывать бумагу гармошкой, проявляя точность и аккуратность при складывании.

7

«Божья коровка»

Создание поделки из природного материала (грецкий орех). Учить красить орехи. При помощи краски и пластилина передать образ насекомого.

8-9

«Осенний пейзаж»


Создание картины из сухих осенних листьев. Продолжить учить работать с природным материалом (сухие листья), аккуратно наносить клей. Развивать фантазию и индивидуальность в работе.


II четверть -7 часов

1

«Нарядное платье для мамы»

Изготовление подарка из ткани для мамы к Дню Матери. Продолжить учить работать с тканью. Развивать фантазию и индивидуальность при оформлении платья.

2

«Веселые страусы»

Продолжить учить складывать бумагу гармошкой. Закрепить определенные навыки работы с бумагой. Учить передавать характер и особенности птиц.

3

«Любимый котик»

Создание композиции с использование крупы (рис, гречка, пшено). Передавать индивидуальные чертв героя через использование различных видов круп.

4

«Ёжик»

Создание композиции из ниток. Учить детей выкладывать контур фигуры из ниток. Продолжить учить аккуратно использоваться в работе клей ПВА.

5

«Балерина»

Создание композиции из бросового материала (стружка от цветных карандашей) продолжить учить работать с данным материалом. Развивать у детей фантазию и индивидуальность в работе.

6

«Елочные украшения»

Создание объемной елочной игрушки из бумаги. Закрепить умение работать с бумагой, ножницами, клеем. Продолжить учить выполнять работу по инструкции.


7

«Забавные снеговики»

Создание поделки из бумаги. Продолжить учить детей делать фигуру из узких полосок бумаги, склеивать их аккуратно и в определенной последовательности.



III четверть – 9 часов

1

«Пингвин на льдине»

Создание поделки из природного материала (шишки). Продолжать учить использовать пластилин для завершения образа. Закрепить некоторые приемы лепки.

2

«Осьминожьи»

Создание поделки из бумаги и картона. Учить детей закручивать бумагу при помощи карандаша.

3

«Лоскутный коврик»

Создание поделки из ткани. Закрепить свойства ткани, умение резать и наклеивать ткань. Развивать фантазию и индивидуальность при выполнении работы.

4

«Пчелиная семья»

Создание коллективной композиции. Продолжать использовать в работе яйца «киндер». Познакомить с новым материалом для работы – макаронами, его свойствами и способами работы.

5

«Царевна- лягушка»

Продолжить работать в технике пластилинографии. Учить использовать различные цвета для передачи сказочного образа героя.

6

«Открытка к 23 февраля»

Создание объемной аппликации к празднику. Закрепить навыки работы с бумагой, клеем и ножницами.

7

«Ваза для цветов»

Создание поделки с использование бросового материала (крупы, бусинки). Продолжить учить детей наносить пластилин на основау (банку) тонким слоем. Проявлять фантазию пр украшении вазы.

8

«Веточка мимозы»

Создание композиции из природного материала (кукуруза). Использование в работе бумаги, клея ПВА. Создание праздничной картины для мамы.

9

«Лошадка»

Создание композиции из бросового материала (спички). Закрепить навыки работы с бумагой и пластилином.


IV четверть- 8 часов

1

«Мы построили скворечник»

Создание композиции из пластилина, салфеток и спичечных коробков. Формировать у детей желание ярко и красочно выполнять работу и доводить ее до конца.

2

«Ветка сакуры»

Создание композиции из пластилина и салфеток. Показать красоту данного дерева. Учить передавать цвет при помощи пищевых продуктов (чай каркадэ)

3

«Золотой петушок»

Продолжить работать в технике пластилинографии. Учить использовать различные цвета для передачи сказочного образа героя.

4

«Яичко расписное»

Создание поделки из ткани с использованием бросового материала для украшения. Развивать у детей фантазию и индивидуальность в работе.

5

«Аист»

Создание композиции из крупы и природного материала (соломы). Передавать при помощи материала характерные особенности птицы и места его проживания.

6

«Гвоздики к 9 мая»

Познакомить детей с гофрированной бумагой, ее свойствами. Учить создавать объемные цветы.

7

«Бабочка»

Создание поделки из полос бумаги. Закрепить умение нарезать тонкие полоски, аккуратно их складывать и наклеивать.

8

«Земляника»

Создание поделки из природного материала (грецкие орехи).Закрепить навыки работы с пластилином. Проявлять аккуратность в работе и выполнять согласно инструкции.



Список использованной литературы

1. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий./Под ред. Грибовской А.А.– М: ТЦ «Сфера», 2005. – 192с.

2. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.

3. Цветные ладошки Е.Лыковой

4. Ручной труд под редакцией И.Климовой, Москва «Мозаика-Синтез, 2006г

 5. Чудеса для детей из ненужных вещей, М.И. Нагибина, Ярославль «Академия Развития», 1998г.

6. Мозаика из круп и семян Г.И. Перевертень, Издательство «Сталкер», 2006г.

7. Смешные игрушки из пластмассы, Л.В. Куликова, О.А. Соломенникова, Москва «Мозаика-Синтез, 2012г

8. Поделки из природного материала»/авт.-сост. О.В. Белякова. – АСТ Москва, 2009г

9. О.Соболева Фигурки и игрушки из бумаги и яиц

10. Аппликация из ткани/автор-сост.С.С. Пискултга, . – Волгоград, 2015

Цифровые образовательные ресурсы (список сайтов)

  1. www.detstvоpress.ru издательство «Детство – пресс».

  2. www.uchitel.avtlg.ru – издательство «Учитель»

  3. http://pedmir.ru- издательство СМИ «Педагогический мир»

  4. www.viki.rdf.ru

  5. http://all-origami.ru/

  1. http://ru.wikipedia.

  2. http://www.librero.ru/


























Календарно - тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Умелые ручки»

1 класс 2021-22 учебный год 33 часа


п/п

Тема урока

Дата


I четверть - 9 часов


1

«Компот из фруктов»


2

«Осенний лес»


3

Панно «Анютины глазки»


4

«Лягушка»


5

«Паучок»


6

«Птица счастья»


7

«Божья коровка»


8-9

«Осенний пейзаж»




II четверть -7 часов


1

«Нарядное платье для мамы»


2

«Веселые страусы»


3

«Любимый котик»


4

«Ёжик»


5

«Балерина»


6

«Елочные украшения»


7

«Забавные снеговики»



III четверть – 9 часов


1

«Пингвин на льдине»


2

«Осьминожьи»


3

«Лоскутный коврик»


4

«Пчелиная семья»


5

«Царевна- лягушка»


6

«Открытка к 23 февраля»


7

«Ваза для цветов»


8

«Веточка мимозы»


9

«Лошадка»



IV четверть- 8 часов


1

«Мы построили скворечник»


2

«Ветка сакуры»


3

«Золотой петушок»


4

«Яичко расписное»


5

«Аист»


6

«Гвоздики к 9 мая»


7

«Бабочка»


8

«Земляника»







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!