СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности по направлению обеспечения безопасности жизнедеятельности курса «Разговор о здоровье» для обучающихся 1 класса по ФГОС ОО УО (ИН)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс внеурочной деятельности  «Разговор о здоровье» направлен на достижение общих целей воспитания младших школьников – формирование в процессе внеурочной деятельности мировоззренческо - ценностных ориентиров на здоровье, здоровый образ жизни и устойчивые модели поведения в природной и социальной среде.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности по направлению обеспечения безопасности жизнедеятельности курса «Разговор о здоровье» для обучающихся 1 класса по ФГОС ОО УО (ИН)»





Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат»

671325 Заиграевский район с. Новая Брянь тел/факс 8(30136)53-3-02 ул. Школьная, 5 эл.адрес: nbskoshi@yandex.ru



«Согласовано»



Зам. директора по УМР

_______ Е.Г. Сапожникова

от___________________

«Утверждено»



Директор школы

_________С.О. Будаев

от_________________





Рабочая программа внеурочной деятельности

курс: «Разговор о здоровье»


направление: обеспечение безопасности жизнедеятельности

1 класс

2021-2022 учебный год








Учитель: Москвитина О.С.















с. Новая Брянь




Пояснительная записка.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Разговор о здоровье» разработана в соответствии с Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной отсталостью ГБОУ «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа — интернат» на 2021-2022 учебный год;

- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), и на основании следующих нормативно-правовых документов:

1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 – «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

3. СанПиН 2.4.2.3286-15"Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".

Программа внеурочной деятельности «Разговор о здоровье» по направлению обеспечение безопасности жизнедеятельности направлена на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, способствующей гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Задачи:

1.Всестороннее гармоническое развитие личности обучающихся.

2.Воспитание физически здорового человека.

3.Формирование у обучающихся мотивации к сохранению и укреплению здоровья.

4.Формирование представлений о факторах, положительно влияющих на здоровье.

5.Развитие умений принимать решения в пользу сво­его здоровья и оказывать первую помощь в сложных критических ситуациях, связанных с угрозой здоровью.

6.Развитие умений сотрудничать, нести ответственность за принятие решений.

7.Развитие навыков самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья.

Целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлены состоянием здоровья обучающихся.

Программа рассчитана на четыре года обучения. На каждом году обучения вводятся определенные разделы изучения материала.


Общая характеристика курса.

Курс внеурочной деятельности «Разговор о здоровье» направлен на достижение общих целей воспитания младших школьников – формирование в процессе внеурочной деятельности мировоззренческо - ценностных ориентиров на здоровье, здоровый образ жизни и устойчивые модели поведения в природной и социальной среде. Курс носит интегрированный характер, обеспечивает преемственность с основными учебными дисциплинами начальной школы и на первом году обучения и состоит из следующих разделов:

«Я и школа», «Что такое здоровье?», «Мир вокруг и я», «Дыхание и жизнь», «Хотим быть здоровыми – действуем!"

При проведении занятий используется деятельностный подход, который позволяет осуществлять новую образовательную парадигму, способствующую накоплению у обучающихся «эмпирического опыта» в вопросах здоровья и здорового и безопасного образа жизни.

Занятия организуются на основе диалогового общения учителя и ученика, чему способствуют современные педагогические технологии.

Формы организации занятий: игровые и проблемные ситуации, элементы тренинга, «мозгового штурма», различные виды совместной работы. Это позволяет каждому обучающемуся приобретать собственный положительный опыт в решении проблем и ситуаций. В ходе такой подготовки стремление к здоровью у ребёнка становиться естественной потребностью жизни.

Главным результатом являются практические навыки детей, их умение принимать решение в пользу своего здоровья и оказывать первую помощь в сложных критических ситуациях, связанных с угрозой здоровью или жизни. Результатом занятий можно считать изменение взглядов и представлений обучающихся о своём здоровье и способах его сохранения и преумножения. Эти результаты оцениваются посредством анкетирования, диагностирования обучающихся.

Описание места курса в учебном плане.


Программа рассчитана на 33 часа в год (1час в неделю).


Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Предполагаемые результаты реализации программы.

1.Результаты первого уровня (приобретение обучающимися социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах здорового образа жизни; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.

2.Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения обучающихся к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.

3.Результаты третьего уровня (приобретение обучающимися опыта самостоятельного социального действия): приобретение опыта исследовательской деятельности, публичного выступления, самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социо-культурным опытом.

Основные личностные результаты внеурочной деятельности:

- ценностное отношение и любовь к близким, к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России;

-осознание себя как члена общества, гражданина Российской Федерации, жителя конкретного региона;

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее охраны;

-уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов;

-готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и профессиональной деятельности;

-потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных видах практической, художественно-эстетической, спортивно-физкультурной деятельности;

- развитие представлений об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов;

- расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; принятие и освоение различных социальных ролей;

-принятие и освоение различных социальных ролей, умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;

-владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

-способность к организации своей жизни в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, нормах социального взаимодействия;

- способность ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать элементарные решения;

- способность организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

- мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

В результате освоения курса «Разговор о здоровье» на конец обучения в 1 классе у обучающихся будут сформированы следующие знания и умения:

-знание о ценности своего здоровья и здоровья других людей для самореализации личности, и вреде, который можно нанести здоровью различными действиями;

-знание о взаимозависимости физического и психического здоровья, здоровья человека и окружающей среды;

-знание о болезнях (инфекционных и неинфекционных), причинах их вызывающих;

-знание о правилах личной и общественной гигиены;

-знание о своем единстве с окружающим миром (природой и социумом); как с помощью органов чувств они изучают окружающий мир;

-знание о дыхании – основном свойстве всего живого, умение следить за гигиеной дыхания;

-умение вести игры на свежем воздухе;

-знание правил безопасного поведения в окружающем мире (поведение на водоемах в разное время года; поведение с незнакомыми людьми);

-умение передать полученные знания по основам ведения здорового образа жизни другим людям в виде совета или практической помощи.

Личностные результаты освоения курса «Разговор о здоровье»:

-умение определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

-умение делать выбор (при поддержке других участников группы и педагога), как поступить, в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения;

Регулятивные результаты освоения курса «Разговор о здоровье»:

- умение определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

- умение проговаривать последовательность действий;

- умение высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, умение работать по предложенному учителем плану;

- умение совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса;

Познавательные результаты освоения курса «Разговор о здоровье»:

- умение преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);

- умение находить и формулировать свое решение с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков);

Коммуникативные результаты освоения курса «Разговор о здоровье»:

- умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

- слушать и понимать речь других;

- умение работать в парах и малых группах, выполняя различные роли в группе (лидера, исполнителя).

Содержание курса внеурочной деятельности.

Я и школа. Знакомство. Как взаимодействовать и контак­тировать друг с другом, с учителями в стенах школы. Мои инте­ресы и здоровье.

Что такое здоровье. Здоровье, от чего оно зависит. Ос­новные факторы здоровья и их взаимосвязь. Здоровье тела и души. Здоровье и природа. Здоровье и общество. Образ жизни и здоровье. Нездоровье и болезнь. Какие бывают болезни, причины, их вызывающие. Что нужно знать, чтобы избежать инфекций. Основные правила личной гигиены: умывание, чистые руки, носо­вой платок, чистые зубы, баня, душ. Основные правила обществен­ной гигиены: чистота жилища, улиц, чистота воды, воздуха и почвы.

Мир вокруг и я. Как я воспринимаю окружающий мир. Мои чувства, как они возникают. Органы зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Как чувствуют животные. Нервная система, зачем она человеку. Гигиена зрения, слуха и других органов чувств. Почему надо заботиться о зрении. Близорукость и дальнозор­кость. Почему вреден шум, громкие звуки и громкая музыка.

Адаптация к условиям природы. Что такое погода, климат. Закаливание организма. Спорт. Игры на свежем воздухе. Как играть на улице, во дворе. Основные правила дорожного движе­ния. Ты и транспорт.

Купание. Правила безопасности на водоемах зимой и летом. Как при этом не попасть в беду. Как оказать первую помощь.

Я и мой внутренний мир. Как я устроен. Мышцы и скелет. Что такое правильная осанка. Основные внутренние органы. Мой мозг и моя душа. Я — личность. Основные качества личности (эмоции, душевные качества, деловые качества, образованность). Какой я сейчас — каким стану.

Мои решения — моя будущая жизнь.

Дыхание и жизнь. Дыхание — основное свойство всего живого. Чем мы дышим. Как мы дышим, как дышат животные и растения. Чистый воздух — это здоровье. Режим и правила ды­хания. Как дышат девочки и мальчики. Дыхательные упражне­ния. Правильно ли мы дышим. Какие опасности угрожают дыха­нию. Как помочь человеку в беде, если он потерял дыхание. Спо­собы искусственного дыхания.

Чистый воздух и инфекционные болезни. Почему вредна пыль дома и на улице. Проветривание помещений. Гигиена жилища (влажная уборка). Как сохранять чистый воздух. Легкие и чис­тота.

Хотим быть здоровыми - действуем! Знаешь, как быть здоровым, - расскажи своим близким. Помоги другим советом, добрым делом, своими знаниями. Правила общения с товарищами, друзьями, взрослыми. Знакомые и незнакомые люди. Как себя вести среди людей. Стоит ли безоглядно доверять незнакомым людям. Что такое осторожность. Как вести себя и взаимодей­ствовать на «Уроках здоровья».


Тематическое планирование.


Тема

Кол-во часов

Основные формы организации занятий и виды деятельности

I

Я и школа

3

Беседы, коллективная игра, практические занятия

сюжетно-ролевая игра

1

Знакомство


2

Как взаимодействовать и контактировать друг с другом, с учителями в стенах школы


3

Мои интересы и здоровье


II

Что такое здоровье?

8

Рассказ-беседа,

ведение диалогов

дискуссий



Тесты «Как я оцениваю своё здоровье»



практические занятия


4

Здоровье, от чего оно зависит.


5

Основные факторы здоровья и их взаимосвязь. Здоровье тела и души.


6

Здоровье и природа.


7

Здоровье и общество.


8

Образ жизни и здоровье.


9

Нездоровье и болезнь. Болезни, причины, их вызывающие. Что нужно знать, чтобы избежать инфекций


10

Основные правила личной гигиены: умывание, чистые руки, носовой платок, чистые зубы, баня, душ


11

Основные правила общественной гигиены: чистота жилища, улиц, чистота воды, воздуха и почвы


III

Мир вокруг и я

10

Познавательные беседы, практические занятия





конкурсы рисунков,

работа в группе,










12

Как я воспринимаю этот окружающий мир. Мои чувства, как они возникают. Органы зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса


13

Как чувствуют другие животные. Нервная система, зачем она человеку


14

Гигиена зрения, слуха и других органов чувств. Почему надо заботиться о зрении, близорукость и дальнозоркость. Вред шума, громких звуков и громкой музыки.


15

Адаптация к условиям природы. Погода, климат.


16

Закаливание организма. Спорт. Игры на свежем воздухе


17

Как играть на улице, во дворе. Основные правила дорожного движения. Ты и транспорт.


18

Купание. Правила безопасности на водоёмах зимой и летом. Как при этом не попасть в беду. Как оказать первую помощь


19

Как я устроен. Мышцы и скелет. Правильная осанка.


беседы-размышления, ролевые игры

20

Мой мозг и моя душа. Я – личность. Основные качества личности(эмоции, душевные качества, деловые качества, образованность)


21

Какой я сейчас? Каким стану? Мои решения. Моя будущая жизнь


IV

Дыхание и жизнь

8

познавательные беседы, практические занятия;



Тест «Как правильно дышать»



работа в группе,

игры, беседы-размышления, ролевые игры, мини-выступления

22

Дыхание – основное свойство всего живого. Чем мы дышим?


23

Как мы дышим, как дышат животные и растения.


24

Чистый воздух – это здоровье. Режим и правила дыхания.


25

Как дышат девочки и мальчики. Дыхательные упражнения. Правильно ли мы дышим?


26

Опасности, угрожающие дыханию. Помощь при потере сознания. Способы искусственного дыхания.


27

Чисты воздух и инфекционные болезни


28

Вред пыли дома и на улице. Проветривание помещений. Гигиена жилища (влажная уборка)


29

Лёгкие и чистота. Как сохранить чистый воздух в природе.


V

Хотим быть здоровыми – действуем

4

Познавательные беседы


30

Знаешь, как быть здоровым, - расскажи своим близким


31

Как правильно помочь окружающим советом, добрым делом, своими знаниями. Правила общения с товарищами, друзьями, взрослыми


32

Правила поведения с людьми (знакомыми и незнакомыми)


33

Стоит ли доверять незнакомым людям. Осторожность. Как вести себя на «Уроках здоровья».



Материально – техническое обеспечение.

Методическая литература.

1. Абросимова И.Ю. Формирование ценностных ориентаций на здоровый образ жизни у младших школьников: методические рекомендации. Н.Новгород: НГПУ, 2009.

2. Гладышева О.С. Уроки здоровья и основы безопасности жизни: программа интегрированного курса для внеурочной деятельности (начальная школа)

3. Гладышева О.С. Уроки здоровья и ОБЖ. 1-й год обучения: методические рекомендации для учителя. Н.Новгород: НГЦ. 2000.

4. Гостюшин А.В. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 1 – 4 классов общеобразовательных учреждений. – М.:ООО «Издательство Астель-АСТ», 2004.

5. Обухова Л. А., Лемяскина Н.А. Тридцать уроков здоровья для первоклассников: Методическое пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2003.

Материально-техническое обеспечение.

Компьютер, акустические колонки.

Интерактивная доска.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!