- формирование научных представлений, которые составляют первоначальные основы нравственной, правовой, экономической и экологической культуры;
повышение интереса к изучению физики, развитие познавательных и творческих способностей учащихся, формирование умений применять полученные знания на практике, подготовке к ОГЭ.
Достижению этих целей в большей мере способствует процесс самостоятельного познания мира, а не процесс передачи готовых знаний. Поэтому на занятиях , при организации самостоятельной работы учащихся над индивидуальными исследовательскими или конструкторскими проектами целесообразно возможно чаще ставить школьника в положение не слушателя, а докладчика, первооткрывателя, изобретателя. Самостоятельно обнаружив явление, открытое Ньютоном или Фарадеем за много лет до него, ученик испытывает эмоциональный подъем. «Открытие» известного в физике закона или изобретение способа измерения физической величины для ученика является объективным доказательством его способности к самостоятельному творчеству, позволяет приобрести необходимую уверенность в своих силах и способностях.
На развитие творческих способностей влияет характер педагогического общения учителя и учащихся в процессе обучения. Специфике внеурочных занятий соответствуют эвристические беседы, дискуссии, во время которых каждый имеет возможность высказать собственную точку зрения.
- формирование представлений учащихся о природных явлениях и их практической значимости;
- формирование умения анализировать изучаемые явления.
Рабочая программа предполагает использование новых подходов в работе, направленных на формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности, направленной на актуализацию знаний по основным темам курса.
В современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний.
Занятия, где организована работа с компьютером, формируют у учащихся более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому важное значение играют занятия с использованием компьютерных презентаций по темам, привлечение данных сети Интернет.
1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
В результате изучения курса «Внеурочные занятия «Физика в задачах» у обучающегося будут сформированы метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия.
Познавательные универсальные учебные действия.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
2. Содержание курса
Тепловое равновесие. Температура. Тепловое расширение твёрдых, жидких и газообразных тел. Термометры. Особенности теплового расширения воды, их значение в природе. Теплопередача и теплоизоляция. Плавление и кристаллизация. Аморфные тела. Закон сохранения энергии в тепловых процессах.
Состав атмосферы. Влажность воздуха. Образование тумана и облаков. Возможность выпадения кислотных дождей. Образование ветра. Парниковый эффект и его пагубное влияние.
Электризация тел. Электрический ток в растворах электролитов. Электролиз, использование его в технике. Электрические явления в атмосфере. Электризация пылинок и загрязнение воздуха. Конденсатор. Постоянный электрический ток. Работа и мощность электрического тока.
Устройство электроизмерительных приборов. Применение электромагнитного реле. Электромагнитная индукция. Получение переменного тока. Влияние электромагнитных полей на животных, растения и человека. Изменение в электромагнитном поле Земли. Магнитные бури.
Курса внеурочной деятельности «Физика в задачах» реализуется в форме кружка с использованием таких видов деятельности учащихся как:
-игровая.
№ | Тема | Количество часов по разделам | Общее количество часов |
1 | Вводное занятие. Цели и задачи курса. Техника безопасности. | | 1 |
| Тепловые явления | | 9 |
2 | Роль эксперимента в познании. Фундаментальные эксперименты по физике, их роль в науке и место в процессе естественно-научного познания. | 1 | |
3 | Измерение температуры. Виды термометров. Градуирование термометра. | 1 | |
4 | Решение олимпиадных задач на уравнение теплового баланса | 1 | |
5 | Измерение удельной теплоёмкости различных веществ. | 1 | |
6 | «Тёплый дом», работа над исследовательскими проектами. | 1 | |
7 | Решение олимпиадных задач на расчёт тепловых процессов | 1 | |
8 | Аморфные тела. Плавление аморфных тел. | 1 | |
9 | Лаборатория кристаллографии. | 1 | |
10 | Решение олимпиадных задач на закон сохранения энергии. | 1 | |
| Физика отмосферы | | 3 |
11 | Состав атмосферы, наблюдение перехода ненасыщенных паров в насыщенные. | 1 | |
12 | Влажность воздуха. Определение точки росы. | 1 | |
13 | Решение олимпиадных задач на тепловые явления | 1 | |
| Электродинамика | | 10 |
14 | Электрические явления. | 1 | |
15 | Электрический ток в разных средах | 1 | |
16 | Расчёт сопротивления человеческого тела. | 1 | |
17 | Расчет сопротивления электрической цепи при разных видах соединений проводников. | 1 | |
18 | Решение олимпиадных задач на законы постоянного тока | 1 | |
19 | Наблюдение зависимости сопротивления проводника от температуры. | 1 | |
20 | Определение стоимости израсходованной электроэнергии по мощности потребителя и по счётчику. | 1 | |
21 | Решение олимпиадных задач на тепловое действие тока | 1 | |
22 | Измерение КПД кипятильника | 1 | |
23 | Конденсаторы. Определение ёмкости конденсатора. | 1 | |
| Электромагнитные явления | | 4 |
24 | Электромагнитные явления. Электроизмерительные приборы. | 1 | |
25 | Определение КПД электродвигателя | 1 | |
26 | Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея | 1 | |
27 | Опыты по электромагнетизму. | 1 | |
| Практикум по решению задач | | 5 |
28 | Решение задач на определение характеристик электрических цепей. | 1 | |
29 | Решение комбинированных задач. | 1 | |
31 | Решение экспериментальных задач. | 1 | |
32 | Урок-презентация. Мини-презентации учащихся по комбинированных решению задач | 1 | |
33 | Итоговое занятие. Мини-презентации учащихся по решению экспериментальных задач | 1 | |
№ | Дата | Тема | Виды деятельности | Методы и формы обучения | Планируемый результат | Формы контроля |
1 | | Вводное занятие. Цели и задачи курса. Техника безопасности | Решение задач по различным разделам физики | Частично-поисковый. Работа в парах. | Самоанализ знаний, умений и навыков учащихся | Анкетирование |
2 | | Роль эксперимента в познании. Фундаментальные эксперименты по физике, их роль в науке и место в процессе естественно-научного познания. | Составление памятки по математике и алгоритма решения задач по физике. | Сочетание беседы и дискуссии. Работа в парах. | Закрепление обшеучебных умений учащихся | Фронтальный опрос |
3 | | Измерение температуры. Виды термометров. Градуирование термометра | Эксперимент | Проблемное изложение нового. Закрепление в парах. | Умение работать с приборами и делать выводы | Тестирова- ние |
4 | | Решение олимпиадных задач на уравнение теплового баланса | Эксперимент | Самостоятельная работа над проблемой. Групповая работа. | Умение работать с приборами и делать выводы | Решение .качественных задач. |
5 | | Измерение удельной теплоёмкости различных веществ. | Исследование теплопроводностиразличных веществ. | Самостоятельная работа с учебником. Индивидуаль- ная работа. | Умение решать задачи по общему алгоритму | Тестирование. |
6 | | «Тёплый дом», работа над исследовательскими проектами. | Исследование удельной теплопроводностиразличных веществ | Проблемный. Взаимоконтроль. | Усвоение учащимися алгоритма решения экспериментальных задач | Тесты ОГА. |
7 | | Решение олимпиадных задач на расчёт тепловых процессов | «Тёплый дом», работа над исследовательскими проектами, | Частично-поисковый. Индивидуаль- но. | Умение планировать экспериментальную деятельность.. | Работа в онлайн. |
8 | | Аморфные тела. Плавление аморфных тел. | «Тёплый дом», работа над исследовательскими проектами | Частично-поисковый. Индивидуаль- но. | Умение строить графики в различных координатах, умение находить различные величины по графикам | Защита проектов. |
9 | | Лаборатория кристаллографии. | Повторение ранее изученного. | Частично-поисковый Демонстрация видео. | Умение строить графики в различных координатах, умение находить различные величины по графикам | Тесты ОГА. |
10 | | Решение олимпиадных задач на закон сохранения энергии. | Лабораторное исследование. | Проблемный. В парах. | Умение находить по алгоритму различные величины в случае нагревания тела . | Индивидуальные проекты по разделу Иллюстрация. |
11 | | Состав атмосферы, наблюдение перехода ненасыщенных паров в насыщенные. | Применение алгоритма по проведению эксперимента.. | Лекция. Демонстрация видео. Работа с .конспектом. В парах. | Умение находить по алгоритму различные величины в случае нагревания тела . | Индивидуальные проекты по разделу |
12 | | Влажность воздуха. Определение точки росы. | Вычисление изменения внутренней энергии при совершении работы. | Иллюстрационный. Частично-поисковый. Фронтально. | Умение оценивать наблюдаемое и решать задачи по алгоритму. | Тестирование |
13 | | Решение олимпиадных задач на тепловые явления. | Образование тумана при понижении температуры. | Лекция. Демонстрация видео Работа в группах | Умение оценивать наблюдаемое и делать точные выводы. | Задачи ГИА |
14 | | Электрические явления. | Построение и анализ общего алгоритма на термодинамику. Решение задач с использованием алгоритма .. | Частично-поисковый. Индивидуально. | Воспроизведение алгоритма решения задач на термодинамику, | Задачи О ГА |
15 | | Электрический ток в разных средах | Построение и анализ общего алгоритма на термодинамику. | Частично- Поисковый Практикум | Воспроизведение алгоритма решения задач на термодинамике | решение графических задач |
16 | | Расчёт сопротивления человеческого тела. | Построение и анализ общего алгоритма на электродинамику | Частично- Поисковый Работа в группах | Воспроизведение алгоритма решения задач по термо- динамике | Презентация. Решение графических задач |
17 | | Расчет сопротивления электрической цепи при разных видах соединений проводников. | Построение и анализ общего алгоритма на электродинамику | Частично- Поисковый Работа в группах | Воспроизведение алгоритма решения задач по электродинамике. | Тестирование Итоговая самостоятельная работа |
18 | | Решение олимпиадных задач на законы постоянного тока | Лабораторный практикум. | Лекция. Демонстрация. Л.Р. « Измерение сопротивления . Работа в парах. | Умение решать практические задачи на расчет электрических цепей. | Решение практических задач. |
19 | | Наблюдение зависимости сопротивления проводника от температуры. | Решение задач на определение характеристик в электрических цепях | Частично- Поисковый Работа в парах. | Умение решать практические задачи на расчет электрических цепей. | Тестирование Итоговая самостоятельная работа |
20 | | Определение стоимости израсходованной электроэнергии по мощности потребителя и по счётчику. | Решение задач на определение характеристик в электрических цепях. | Лекция. Индивидуаль ная работа. | Составление обобщающей таблицы “Расчет электрических цепей постоянного тока | Решение практических задач |
21 | | Решение олимпиадных задач на тепловое действие тока | Решение задач на определение характеристик в электрических цепях. | Видеоурок. Работа в парах. | Умение приводить примеры выполнения техники безопасности при работе с электрическими цепями. | Собеседование |
22 | | Измерение КПД кипятильника | оформление результатов в виде схем и таблиц. | Проблемное изложение. Работа в парах | применение законов сохранения к решению задач | Задачи ОГА |
23 | | Конденсаторы. Определение ёмкости конденсатора. | Выяснение физического смысла электрической энергии и способов ее определения и сохранения. | Проблемное изложение Работа в парах | Умение определять вид энергии и способа ее определения | Мини проекты Задачи ОГА |
24 | | Электромагнитные явления. Электроизмерительные приборы. | Выяснение условий сохранения электрической энергии в бытовых условиях. | Частично- Поисковый Работа в парах | Умение находить энергетические величины и связь между ними в общем случае. | Тестирование Защита проектов. |
25 | | Определение КПД электродвигателя | Выяснение условий сохранения электрической энергии и построение алгоритма на закон сохранения энергии в общем случае .. | Частично- Поисковый Работа в парах | Умение находить энергетические величины и связь между ними в общем случае. | Тестирование |
26 | | Электромагнитная индукция .Опыты Фарадея | закон сохранения энергии в общем случае и в электродинамике | Словесный и наглядный методы. Работа в парах | Умение воспроизводить алгоритм на закон сохранения энергии и применять к решению задач. | Задачи ОГА |
27 | | Опыты по электромагнетизму. | закон сохранения энергии в общем случае и в электродинамике. | Частично- Поисковый работа в парах | Умение воспроизводить алгоритм | Задачи ОГА Тестирование |
28 | | Решение задач на определение характеристик электрическихцепей. | закон сохранения энергии в общем случае и в электродинамике. | Частично- Поисковый Индивидуальная | Умение определять характер волны и ее характеристики. | Тестирование |
29 | | Решение комбиниро- ванных задач. | Уравнения и законы электродинамики. | Частично- Поисковый Индивидуальная | Умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях. | Тестирование |
30 | | Решение комбиниро- ванных задач | Уравнения и законы электродинамики. | Частично- Поисковый Индивидуальная | Умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях | Тестированиэксперименте Защита решений задач. |
31 | | Решение экспериментальных задач. | Описание эксперимента математическими уравнениями. | Частично- Поисковый Индивидуальная | Умение применять полученные теоретические знания при постановке и описании результатов экспериментов | Тестирование эксперимент Защита решений задач |
32 | | Урок-презентация. Мини-презентации учащихся по решению задач | Создание и использование презентаций при решении задач. | Частично- Поисковый Индивидуальная | Умение применять полученные теоретические знания при создании презентаций | Защита проектов. Защита решений задач |
33 | | Итоговое занятие Мини-презентации учащихся по решению задач | Создание и использование презентаций при решении задач | Частично- Поисковый Индивидуальная | Умение применять полученные теоретические знания при создании презентаций | Защита проектов |