РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
к учебнику Н.В. Загладина, Л.С. Белоусова, Л.А. Пименовой
под редакцией С.П. Карпова
«Всеобщая история. История Нового времени.
XVIII век»
для 8 класса общеобразовательных учреждений
Методической основой изучения курса истории в основной школе является системно-деятельностный подход, обеспечи- вающий достижение личностных, метапредметных и предмет- ных образовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности школьников.
Методологическая основа преподавания курса истории в школе зиждется на следующих образовательных и воспита- тельных приоритетах:
принцип научности, определяющий соответствие учеб- ных единиц основным результатам научных исследований;
многоуровневое представление истории в единстве ло- кальной, региональной, отечественной и мировой истории, рассмотрение исторического процесса как совокупности уси- лий многих поколений, народов и государств;
многофакторный подход к освещению истории всех сто- рон жизни государства и общества;
исторический подход как основа формирования содержа-ния курса и межпредметных связей, прежде всего, с учебными предметами социально-гуманитарного цикла;
антропологический подход, формирующий личностное эмоционально окрашенное восприятие прошлого;
историко-культурологический подход, формирующий способности к межкультурному диалогу, восприятию и береж- ному отношению к культурному наследию.
Личностными результатами освоения обучающимися курса всеобщей истории в 8 классе являются:
формирование представлений о видах идентичности, ак- туальных для становления и самореализации человека в обще- стве, для жизни в современном поликультурном мире;
приобщение к российскому и всемирному культурно-ис- торическому наследию изучаемого периода, интерес к его поз- нанию за рамками учебного курса;
освоение гуманистических традиций и ценностей россий- ского общества, уважение к личности, правам и свободам чело- века, культурам разных народов;
опыт эмоционально-ценностного и творческого отноше- ния к фактам прошлого, историческим источникам и памят- никам, способам их изучения и охраны.
Метапредметными результатами освоения обучающимися курса являются:
способность планировать и организовывать свою учеб- ную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, определять последовательность действий и планировать ре- зультаты работы;
способность осуществлять контроль и коррекцию своих действий в случае расхождения результата с заданным этало- ном, оценивать результаты своей работы;
умение работать с разными источниками информации (текст учебника, научно-популярная литература, словари, справочники, Интернет), анализировать и оценивать информа- цию, преобразовывать её из одной формы в другую;
овладение навыками исследовательской и проектной деятельности: умения видеть проблему, ставить вопросы, структурировать материал, выдвигать гипотезы, давать опре- деления понятиям, классифицировать, делать выводы и за- ключения, объяснять, доказывать и защищать свои идеи;
готовность к сотрудничеству со сверстниками и взрослы- ми; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллек- тивном обсуждении проблем, организовывать и планировать эффективное сотрудничество, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; следо- вание морально-этическим и психологическим принципам об- щения и сотрудничества;
способность решать творческие задачи, представлять ре-
зультаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация и др.) .
На предметном уровне в результате освоения курса «Всеоб- щая история. История Нового времени. XVIII век»
обучающиеся научатся:
локализовать во времени хронологические рамки и ру- бежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;
использовать историческую карту как источник инфор- мации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений — походов, завоеваний, колонизации и др.;
анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
составлять описание положения и образа жизни основ- ных социальных групп в России и других странах в Новое вре- мя, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечест- венной и всеобщей истории Нового времени;
систематизировать исторический материал, содержа- щийся в учебной и дополнительной литературе по отечествен- ной и всеобщей истории Нового времени;
раскрывать характерные, существенные черты: а) эко- номического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая по- нятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения; г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Но- вого времени;объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового време- ни (социальных движений, реформ и революций, взаимодейс- твий между народами и др.);
сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;
давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА (26 ч) Вводный урок (1 ч)
Место XVIII в. в мировой истории. Источники по истории XVIII в. Роль России в мировой истории XVIII в.
Эпоха Просвещения (3 ч)
Век Просвещения: развитие естественных наук, француз- ские просветители XVIII в.: истоки Просвещения, Просвеще- ние в Европе и Америке, «просвещённый абсолютизм».
Европейские монархии XVIII столетия: общее и особенное (1 ч)
Абсолютизм: «старый порядок» и новые веяния. Наследс- твенные и выборные монархии, республики в Европе.
Международные отношения в XVIII в. (2 ч)
Международные отношения середины XVIII в.: основные тенденции и направления. Европейские конфликты и дипло- матия. Семилетняя война. Разделы Речи Посполитой. Колони- альные захваты европейских держав.
Государства Европы в XVIII в. (4 ч)
Политическое, экономическое и социальное развитие стран Европы в XVII — ХVIII вв.: начало промышленного перево- рота, развитие мануфактурного производства, положение со- словий. Реализация политики «просвещённого абсолютизма» в странах Европы. Колониальные империи Европы.
Война за независимость США (2 ч)
Британские колонии в Северной Америке. Война североаме- риканских колоний за независимость. Образование Соединён- ных Штатов Америки; «отцы-основатели».
Революция во Франции (4 ч)
Французская революция XVIII в.: предпосылки, причины,участники. Начало и основные этапы революции. Политичес- кие течения и деятели революции.
Программные и государственные документы. Революцион- ные войны. Итоги и значение революции.
Страны Азии в XVIII в. (4 ч)
Османская империя: от могущества к упадку. Персия в XVIII в. Индия в XVIII в.: распад державы Великих Моголов, британские завоевания. Империя Цин в Китае: политическое, экономическое, культурное развитие. Начало самоизоляции Китая. Сёгунат Токугава в Японии в XVIII в.
Европейская культура и искусство в XVIII в. (4 ч)
Европейская культура XVIII в.: основные черты развития. Развитие науки: завершение переворота в естествознании, воз- никновение новой картины мира; выдающиеся учёные и изоб- ретатели. Роль изобретений XVIII в. в промышленной рево- люции. Стили художественной культуры XVII — XVIII вв. (барокко, рококо, неоклассицизм). Литература, живопись, музыка, театральное искусство XVIII в. Повседневная жизнь в XVIII в.
Итоговое занятие (1 ч)
22
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ И ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (26 ч)
№ уро- ка | Тема урока (ма- териалы учеб- ника) | Тип урока | Цели урока | Основные виды де- ятельности обучаю- щихся | Дата прове- дения (план/ факт) |
Вводный урок (1 ч) |
1 | Вводный урок. | Урок-объ- | Сформировать у обу- | Обращение к ранее | |
| Место XVIII века | яснение | чающихся пред- | полученным знаниям |
| в мировой исто- | | ставление о месте | обучающихся. Объяс- |
| рии | | XVIII в. в мировой | нение понятия «исто- |
| | | истории, выявить его | рический источник», |
| | | особенности и харак- | обсуждение видов |
| | | терные черты | исторических источ- |
| | | | ников, которые могут |
| | | | быть полезными для |
| | | | истории изучаемого |
| | | | периода |
Эпоха Просвещения (3 ч) |
2 | Истоки Просве- | Комбини- | Выявить причины | Анализ, обобщение, | |
| щения | рованный | формирования куль- | высказывание и объяс- |
| | урок | туры Просвещения, | нение своей точки зре- |
| | | сформировать у уча- | ния на события и фак- |
| | | щихся понятие | ты. Составление |
23
| | | «Просвещение», представление об особенностях эпохи, о творчестве Т. Гоб- бса и Дж. Локка | исторических портре- тов деятелей Просве- щения | |
3 | Просвещение в Европе и Аме- рике | Комбини- рованный урок | Выявить основные идеи французских, германских и амери- канских просветите- лей, определить их роль в истории обще- ства; дать характерис- тику философам-эн- циклопедистам; спо- собствовать форми- рованию у учащихся уважения к людям, создавшим основы для формирования современной научной картины мира. | Воспроизведение сравнительных харак- теристик философов Просвещения. Само- стоятельная работа с текстом учебника и фрагментами исто- рических источников | |
4 | Просвещённый | Комбини- | Раскрыть сущность | Самостоятельная рабо- | |
| абсолютизм | рованный | понятия «просве- | та с текстом учебника |
| | урок | щённый абсолю- | и фрагментами исто- |
| | | тизм», выделить | рических источников |
| | | общее и особенное | |
24
№ уро- ка | Тема урока (ма- териалы учеб- ника) | Тип урока | Цели урока | Основные виды де- ятельности обучаю- щихся | Дата прове- дения (план/ факт) |
| | | в политике «просве- щённых монархов» Европы, определить значение этого явле- ния в истории | | |
Европейские монархии XVIII столетия: общее и особенное (1 ч) |
5 | Европейские монархии XVIII столетия общее и особен- ное | Комбини- рованный урок | Выявить основные тенденции в разви- тии европейских го- сударств изучаемого периода, охаракте- ризовать основные формы правления, существующие в то время | Восприятие и анализ учащимися инфор- мации о социальных корнях абсолютизма, процессе утверждения абсолютных монар- хий в Европе. Анализ, сопоставление и обоб- щение исторических фактов. | |
Международные отношения в XVIII в. (2 ч) |
6 | Международные отношения | Урок-объ- яснение | Выявить основные направления | Восприятие и анализ информации, сообщае | |
25
| в XVIII в. | | международных от- ношений XVIII в., раскрыть сущность крупнейших воен- ных конфликтов изу- чаемого периода | мой учителем, и текста учебника по развитию международных отно- шений в XVIII в. | |
7 | Международ- ные отношения в XVIII в. | Комбини- рованный урок | Выявить основ- ные направления международных отношений XVIII в., раскрыть сущность крупнейших воен- ных конфликтов изу- чаемого периода | Выполнение заданий, направленных на диа- гностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Заполнение таблицы о военных действиях в Европе XVIII в. Высказывание оце- ночных суждений об особенностях разви- тия международных отношений в Евро- пе XVIII в. | |
Государства Европы в XVIII в. (4 ч) |
8 | «Последний век Старого поряд- ка» во Франции | Комбини- рованный урок | Выявить основные направления внут- ренней политики Франции XVIII в. | Анализ информации о развитии Франции в XVIII в. Составление характе | |
26
№ уро- ка | Тема урока (ма- териалы учеб- ника) | Тип урока | Цели урока | Основные виды де- ятельности обучаю- щихся | Дата прове- дения (план/ факт) |
| | | | ристики личности Лю- довика XIV | |
9 | Англия в XVIII в. Нача- ло промышлен- ного переворота | Комбини- рованный урок | Сформировать пред- ставление о соци- ально-политическом развитии Великоб- ритании в XVIII в. Изучить сущность промышленного пе- реворота в Англии. | Выявление специфики английского общества XVIII века. Объяснение значения понятия «промышлен- ный переворот». Организация работы с историческими доку- ментами. | |
10 | Монархия Габс- бургов, герман- ские и италь- янские земли в XVIII в. | Комбини- рованный урок | Определить причины политической раз- дробленности Герма- нии и Италии, осо- бенности развития Австрии в XVIII в. | Анализ информации, сообщаемой учителем по теме урока. Актуа- лизация знаний о раз- витии Италии и Ис- пании в средние века. Работа с картой. | |
11 | Государства Пи- ренейского | Комбиниро- ванный | Выявить особенности развития Испании | Работа с картой. Со- ставление разверну | |
27
| полуострова и их колониаль- ные владения в XVIII в. | урок | и ее колоний в XVIII в. | того плана параграфа учебника. | |
Война за независимость США (2 ч) |
12 | Британские ко- лонии в Север- ной Америке | Комбини- рованный урок | Изучить начальный этап процесса образо- вания Соединенных Штатов Америки | Объяснение значения основных понятий темы урока. Выявление причин борьбы за независи- мость США. Анализ видеофраг- мента. | |
13 | Война за незави- | Комбини- | Выявить особенности | Выполнение заданий, | |
| симость и обра- | рованный | войны за независи- | направленных на диа- |
| зование США | урок | мость США | гностику и контроль |
| | | | знаний, полученных |
| | | | на предыдущем уроке. |
| | | | Анализ текста истори- |
| | | | ческого источника по |
| | | | поставленным вопро- |
| | | | сам. |
| | | | Анализ видеофраг- |
| | | | мента. |
28
№ уро- ка | Тема урока (ма- териалы учеб- ника) | Тип урока | Цели урока | Основные виды де- ятельности обучаю- щихся | Дата прове- дения (план/ факт) |
Революция во Франции (4 ч) |
14 | Начало Фран- цузской револю- ции | Комбини- рованный урок | Выявить основные причины Французс- кой революции | Выполнение заданий, направленных на диа- гностику и контроль знаний, полученных на предыдущих уроках. Анализ текста истори- ческого источника. Составление хроноло- гической таблицы. | |
15 | Франция: от мо- нархии к респуб- лике | Комбини- рованный урок | Выявить причины углубления развития Французской рево- люции | Анализ текста истори- ческого источника по поставленным вопро- сам. Восприятие и анализ информации, сообщае- мой учителем. | |
16 | От диктатуры якобинцев к Ди- ректории | Комбини- рованный урок | Изучить причины и процесс возник- новения и гибели | Объяснение значения понятия «революцион- ный террор». | |
29
| | | якобинской дикта- туры | Восприятие и анализ информации, получен- ной в процессе изуче- ния учебника. | |
17 | Итоги Французс- кой революции | Урок-обоб- щение | Подвести итоги изу- чения Французской революции | Организация дискус- сии на основе выска- зывания оценочных суждений учащихся об оправданности Фран- цузской революции и ее влияния на совре- менность. | |
Страны Азии в XVIII в. (4 ч) |
18 | Османская им- перия и Персия в XVIII в. | Комбини- рованный урок | Изучить процесс мо- дернизации в стра- нах Ближнего Вос- тока | Актуализация знаний о Турции и Персии и их связей с Россией. Работа с картой. Работа с учебником. Составление таблицы «Внешняя политика Турции». | |
19 | Индия в XVIII в. | Комбини- рованный урок | Изучение процесса модернизации Ин- дии в XVIII веке | Актуализация знаний об истории и культуре Индии. Составление | |
30
№ уро- ка | Тема урока (ма- териалы учеб- ника) | Тип урока | Цели урока | Основные виды де- ятельности обучаю- щихся | Дата прове- дения (план/ факт) |
| | | | таблицы на основе ана- лиза текста учебника. | |
20 | Китай в XVIII в. | Комбини- рованный урок | Выявить причины ослабления цинского Китая | Актуализация знаний об истории и культуре Китая. Восприятие и анализ текста учебника. | |
21 | Япония в XVIII в. | Урок-кон- ференция | Раскрыть особеннос- ти социального строя и культуры традици- онной Японии | Презентация текстов докладов, самостоя- тельно подготовлен- ных учащимися, с опо- рой на поставленные учителем вопросы. | |
Европейская культура и искусство в XVIII в. (4 ч) |
22 | Наука в XVIII в. | Комбини- рованный урок | Выявить основные направления разви- тия науки и техники в XVIII в. | Актуализация знаний учащихся о гумани- тарных направлениях науки эпохи Просве- щения. | |
31
| | | | Составление характе- ристики выдающихся представителей науки на основании докладов учащихся | |
23 | Европейское искусство в XVIII в. | Комбини- рованный урок | Выявить основные направления и стили искусства XVIII в. | Составление таблицы на основе материала, предложенного учите- лем | |
24 | Европейское искусство в XVIII в. | Урок-кон- ференция | Охарактеризовать особенности твор- чества выдающихся писателей, компози- торов и художников Европы XVIII в. | Презентация текстов докладов, самостоя- тельно подготовлен- ных учащимися, с опо- рой на поставленные учителем вопросы | |
25 | Повседневная жизнь в XVIII в. | Урок-объ- яснение | Охарактеризовать повседневную жизнь европейца XVIII в. | Формирование пред- ставления об истории повседневности на основании анализа видеофрагментов и до- кладов учащихся. Составление «распо- рядка» дня горожани- на/горожанки и крес- тьянина/крестьянки | |
32
№ уро- ка | Тема урока (ма- териалы учеб- ника) | Тип урока | Цели урока | Основные виды де- ятельности обучаю- щихся | Дата прове- дения (план/ факт) |
| | | | в XVIII в., с исполь- зованием текста и ил- люстраций учебника. Составление описания жилища, предметов обихода и одежды XVIII в. | |
Итоговое занятие (1 ч) |
26 | Обобщающий урок по курсу (1 ч) | Обобщаю- щий урок | Подвести итоги изу- чения XVIII века в рамках Новой ис- тории. | Организация интел- лектуальной игры по итогам освоения кур- са. Формулирование об- щих выводов. | |
3