СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Заповедная Брянщина"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

даёт полную характеристику Брянской области

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Заповедная Брянщина"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Вадьковская средняя общеобразовательная школа





Рассмотрено Принято Согласовано Утверждено

на заседании МО педагогическим Заместитель Директор

Руководитель МО советом директора МБОУ

_______ /А.Н.Ковгунова/ Протокол №__ от по УВР МБОУ Вадьковская СОШ

Протокол №____ от «__»___ 2022г. Вадьковская СОШ _______/ И.Ю.Цыганкова/

«__»___ 2022г. _______/ Н.В.Живанкова/ Приказ №___от

«__»____ 2022г. «___»____2022г.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Заповедная Брянщина»

(социальное направление)

для обучающихся 7 класса


количество часов в неделю – 1час

количество часов в год - 35часов)





Составитель:

учитель биологии

Ковгунова А.Н.

высшей квалификационной

категории








п. Вадьковка

2022-2023 учебный год


1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА


В целом, главными ожидаемыми результатами изучения программы модуля «Заповедная Брянщина» являются: сформированность у учащихся системных представлений об охраняемых природных территориях, их позитивное отношение к природному биоразнообрази, формирование практических умений и навыков поведения в окружающей среде, а также проявление высоких нравственных качеств личности в общении с людьми и поступках подростков.

В контексте требований к знаниям, умениям и навыкам обучающийся, успешно освоивший данную образовательную программу


должен знать:

- Более глубоко и подробно природу Брянского края, его заповедные и особо охраняемые природные территории (ООПТ), их видовое разнообразие.

- Природные достопримечательности своего района и Брянского края в целом.

- Роль заповедников и других охраняемых природных территорий в природопользовании, в осуществлении концепции устойчивого развития. Классификацию Российских ООПТ.

- Историю возникновения и направления работы Государственного природного биосферного заповедника «Брянский лес». Грибы, растения и животные Государственного природного биосферного заповедника «Брянский лес».

- Государственные природные заказники Брянской области. Примеры памятников природы областного значения с учетом их профиля и природоохранного статуса. Памятники природы областного значения своего района.

- Экологические проблемы и их влияние на ООПТ, региональные экологические проблемы и роль системы охраняемых природных территорий в их решении.

- Красные книги растений и животных России и Брянской области – их назначение, смысловое содержание, природоохранный статус включенных в них отдельных видов организмов.

должен уметь:

- Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обоснования правил поведения в окружающей среде, а также для демонстрации всем своим образом жизни и личным примером форм неистощительного природопользования.

- Пользоваться учебной и информационно-справочной литературой с целью определения природоохранного статуса и профиля охраняемых природных территорий России и Брянской области.

- Пользоваться Красными книгами России и Брянской области с целью определения природоохранного статуса внесенных в них охраняемых видов.

- Пользоваться гербариями, коллекциями, атласами, определителями отдельных групп организмов, с целью уточнения их видового состава.

- Пользоваться понятийным аппаратом природоохранной деятельности.

- Владеть навыками выполнения несложных исследований окружающей среды, вести фенологические наблюдения, заполнять дневник наблюдений, владеть методикой учета животных и птиц, поступать по отношению к природе согласно  принципам экологической этики.

- Владеть элементарными навыками сбора материала (в т.ч. в природе) при осуществлении исследовательских работ учащихся экологической и природоохранной тематики.

- Пользоваться учебной и информационно-справочной литературой с целью оформления результатов индивидуальных (групповых) исследовательских работ учащихся экологической и природоохранной тематики.

должен понимать:

– принципы взаимодействия человека и биосферы;

– принципы и методы гармонизации отношений в системе "общество – природа";

– роль территориальных ограничений в природопользовании.


6. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

Целевое предназначение программы предопределило форму подведения итогов ее освоения – выполнение обучающимися учебно-тренировочной проектной (исследовательской) работы (или ее раздела), выступление на итоговой научно-практической конференции учащихся «Заповеданная нам Брянщина», участие в экологическом десанте «После нас лучше, чем до нас!!», в экологических мини-экспедициях и т.д.


































2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

УРОК 1. Введение. Что мы узнаем на уроках модуля «Заповедная Брянщина».

Знакомство с программой и учебным пособием «Заповедная Брянщина», памяткой ученика. Лексическое значение слова «ЗАПОВЕДНЫЙ». Роль и ценность заповедных, особо охраняемых природных территорий, их значение. Влияние деятельности человека на природу. Понятия резерват, биоиндикатор, особо охраняемая природная территория. Конституция РФ о праве граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и об их обязанностях по сохранению природы и окружающей среды, бережному отношению к природным богатствам (статьи 42, 58). Памятные даты охраны природы и заповедного дела в мире и Российской Федерации: Всемирный день окружающей среды, Всемирный день охраны мест обитаний, Всемирный день океанов, Международный день охраны озонового слоя, Всемирный день защиты животных, День эколога, Всероссийский день заповедников и национальных парков. Природоохранные взгляды Н.И. Вавилова и других отечественных и зарубежных ученых, писателей и поэтов. Ведение дневников наблюдений за природными явлениями, обучение навыкам ведения дневника. Просмотр видеофильма «Островки жизни».


УРОК 2. Классификация Российских ООПТ.

Система особо охраняемых природных территорий (ООПТ) в Российской Федерации. Основные категории указанных территорий с учетом особенностей охранного режима и значения. Государственные природные заповедники как природоохранные, научно-исследовательские и эколого-просветительские учреждения. Национальные и природные парки, их задачи. Дендрологические парки и ботанические сады. Лечебно-оздоровительные местности и курорты. Государственные природные заказники - территории, имеющие особое значение для сохранения природных комплексов или отдельных видов. Профили ООПТ: комплексный (ландшафтный), биологический (ботанический и зоологический), палеонтологический, гидрологический, геологический. Памятники природы как уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, или объекты.


УРОК 3. Заповедные объекты Брянщины.

Группы ресурсов природно-ресурсного потенциала Брянщины: земельные; минерально-сырьевые; водные; лесные ресурсы; флора и фауна. Роль ООПТ в сохранении разнообразия видов живых организмов и экосистем на территории Брянской области. Распределение ООПТ Брянской области по категориям. Существующие и проектируемые заповедные объекты Брянщины: государственные природные заказники и заповедник «Брянский лес», памятники природы, дендрологические и ботанические сады Основные принципы охраны природы. Общие представления об административной, уголовной, гражданско-правовой и иной ответственности за нарушение правового режима особо охраняемых природных территорий и возмещении вреда, причиненного природным объектам и комплексам в границах особо охраняемых природных территорий. Видовое разнообразие животных, растений и грибов как следствие разнообразия ландшафтно-географических зон Брянщины: участков таежных, смешанных и широколиственных лесов, участков лесостепного ландшафта и культурной степи.


УРОК 4. Красные книги: история и современность.

Международные усилия по сохранению биоразнообразия. Международный союз охраны природы и (МСОП) - международная неправительственная организация при ЮНЕСКО. Красная книга Международного Союза Охраны Природы (первое издание – 1963 г, последнее (четвертое) издание – 1978-1980 гг.). Первая Красная книга СССР 1978 г., ее значение в охране редких видов, второе издание (1984 г.) и его особенности. Красные книги стран СНГ. Идея о неделимости живой природы и факты  ухудшения состояния редких видов животных на пространствах бывшего СССР. Красные книги РСФСР: животные (1983, 1985 гг.), растения (1988 г.) и Российской Федерации: животные (2001) и растения и грибы (2008), как официальные документы, содержащие свод сведений о редких и исчезающих видах животных и растений, а также необходимых мерах по их охране и восстановлению.


УРОК 5. Красные книги растений и животных Брянской области.

Региональные Красные книги в России, их значение по составлению рекомендаций по мерам сохранения вида, по совершенствованию карт ареалов и как основы для национальной Красной книги. Первое издание Красной книги Брянской области 2004 года. Первый том. Животные. Второй том. Растения. Грибы. Комментарий к списку редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов Брянской области. Категории статуса видов, внесенных в Красную книгу Брянской области. Закон Брянской области от 17.12.2002 N 96-З «О Красной книге Брянской области». Практическая работа: «Виды «краснокнижников» Брянской области, которые я знаю»: работа с Красными книгами области по наиболее известным или уязвимым видам организмов: иллюстрации, карта распространения, определение статуса и категории редкости, изучение кратких описаний, сведений о численности и необходимых мерах охраны.

УРОК 6. Экологические проблемы и их влияние на ООПТ.

Исторические аспекты развития природоохранных территорий: переход от локального характера воздействия на природу к глобальному. Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях», 1995 г. Основные проблемы в области организации и функционирования ООПТ: противодействие изъятию ценных природных территорий из хозяйственной эксплуатации; недостаточность финансирования и государственного контроля за соблюдением режимов ООПТ; нарушение закона, ведущее к усилению антропогенного давления на ООПТ; недостаточность научно-методической работы по различным вопросам, связанным с выделением и деятельностью ООПТ. Отношение к проблеме сохранения редких животных и растений как отражение государственной деятельности в области сохранения биоразнообразия. Роль ООПТ Брянщины в организации рациональной, научно-обоснованной хозяйственной деятельности по не истощительному использованию природных ресурсов и обеспечению устойчивости естественных для нашего региона ландшафтов (на примере 1-2 ООПТ, своего муниципального образования или наиболее известных учащимся).


УРОК 7. Экологический познавательный туризм.

Понятие о рекреационных ресурсах и туризме, понятие «экологический познавательный туризм», влияние туризма на природу. Закон Российской Федерации «О туризме» об экологическом познавательном туризме. Экотуризм как ответственное путешествие в природные территории (в места с относительно нетронутой природой), активная форма рекреации, основанная на рациональном использовании природных благ, содействующая охране природы. Роль экологического познавательного туризма в предотвращении негативного воздействия на природу и изменении системы ценностей: созерцание природы, духовное обогащение от общения с ней, сопричастность к охране природного наследия и поддержке традиционной местной культуры. Основные принципы экотуризма: путешествия в природу с целью знакомства с живой природой, с местными обычаями и культурой; сведение к минимуму негативных последствий от вторжения в природную среду; содействие охране природы; экологическое образование и просвещение; участие местных жителей в туристической деятельности, вклад в устойчивое развитие посещаемых регионов. Зарубежный опыт развития экологического познавательного туризма.

Становление экотуризма на Брянщине. География экотуризма на Брянщине сегодня и завтра. Связь экологического и этнического туризма на Брянщине как отражение ее геополитического расположения на границе трех славянских государств: России, Беларуси и Украины. Особенности экотуризма Брянщины в связи с ее уникальным местонахождением на границе таежной и широколиственно-лесной зон (подтаежные елово-широколиственные леса на севере, большие массивы сосновых и сосново-дубовых лесов, по левобережью Десны, типичные южнорусские дубравы на крайнем юго-востоке, широколиственные леса с грабом, характерным для Центральной Европы - в западной части области). Вклад экологического туризма в формирование экологической культуры. Агротуризм на Брянщине – альтернативный путь развития сельских территорий. Экологические лагеря. Примеры маршрутов экологического познавательного туризма на Брянщине: микро-туристский кластер «Вокруг Партизанского дуба» в Навлинском районе, Государственный природный биосферный заповедник «Брянский лес», Палеолитическая стоянка Хотылево и другие (включая территории ООПТ своего муниципального образования).


УРОК 8. Биосферный резерват «Неруссо-Деснянское Полесье» (§3)

Биосферные заповедники и биосферные резерваты. Функции биосферных резерватов. Всемирная сеть биосферных резерватов. Биосферный резерват «Неруссо-Деснянское географическая характеристика Неруссо-Деснянского полесья. Зонирование биосферного резервата «Неруссо-Деснянское Полесье». Заповедник «Брянский лес» как ядро биосферного резервата «Неруссо-Деснянское Полесье». Режим территории и значение биосферного полигона (заказника) «Скрипкинский». Буферная и переходная зоны биосферного резервата: состав и значение. Ландшафты Неруссо-Деснянского полесья: пойменный, террасный, моренно-зандровый и предполесский, их флора и фауна. Анализ истории природопользования на территории Неруссо-Деснянского полесьея. Заповедная река Нерусса.


УРОК 9. Государственный природный заказник федерального значения «Клетнянский» (§3)

История создания и становления ООПТ: от республиканского охотничьего комплексного заказника до государственного природного заказника федерального значения «Клетнянский». Краткая физико-географическая характеристика заказника. Природные особенности и наличие редких видов животных и растений. Ценные природные сообщества и экосистем с лесной, луговой и болотной растительностью. Коренная популяция бурого медведя, выхухоль и другие редкие виды заказника, включенные Красную книгу РФ и в Красную книгу Брянской области. Территория заказника как часть ключевой орнитологической территории России. Наблюдение за явлениями и процессами в природных комплексах федерального заказника Клетнянский как новое направление научно-исследовательской работы.


УРОК 10. История заповедного дела в России.

История создания первых заповедников. Образование заповедников в России. Движение по охране природы в России в 1905-1906 гг. Различные подходы к организации ООПТ: научный, прагматический, эстетический. Инициативы московского общества испытателей природы. Русское географическое общество, охрана и изучение природы России в начале 20 века. План В.П. Семенова-Тян-Шанского по созданию заповедников в России. Роль В.В. Докучаева в изучении заповедных территорий. Декрет «Об охране памятников природы, садов и парков» (1921 г.). Первые заповедники в России. Баргузинский заповедник – Первый заповедник на территории России (29 декабря 1916 г.). Формирование системы заповедников с начала 20 века по сегодняшнее время. Современные научные принципы организации заповедного дела в России. Игра «По заповедникам России».


УРОК 11. Государственный природный биосферный заповедник «Брянский лес»: история создания и направления работы.

История создания заповедника «Брянский лес»: научное обоснование, полемика в прессе, постановление правительства РФ. Основные направления работы. Паспортизация особо охраняемых природных территорий Брянской области. Научная деятельность, темы, связанные с разработкой мер по сохранению редких и исчезающих видов растений и животных. Летопись природы – основной документ заповедного дела. Экологическое просвещение (отдел экологического просвещения) и природоохранная деятельность заповедника. Отдел охраны заповедника «Брянский лес». Акции заповедника. «Марш парков» — международная акция по оказанию общественной поддержки особо охраняемым природным территориям. Международная акция - Всемирные Дни наблюдения птиц, Общероссийская эколого-культурная акция «Покормите птиц!». Проект «Остров медведей». Эколого-просветительская альманах «Заповедный край». Агитационные формы экологического просвещения. Мини-музей Даниила Андреева. Туризм на ООПТ. Экскурсии по заповеднику:, по экологической тропе, «Наш дом – Брянский лес», тематические: «Птицы Неруссо-Деснянского Полесья», «Эфемероиды Брянского леса», к зубрам - «Зверь из сказаний и легенд». Экологические маршруты (пешие, водные, автомобильные). Сайт заповедника, фото- и- видео-галереи.


УРОК 12. Грибы и растения Государственного природного биосферного заповедника «Брянский лес» (4)

Съедобные, несъедобные и ядовитые грибы заповедника «Брянский лес». Редкие виды грибов, виды, внесенные в Красную книгу РФ (грифола зонтичная, грифола курчавая, звездовник сводчатый и трутовик лакированный) и в Красную книгу Брянской области (гиропорус каштановый, гиропорус синеющий, гриб-зонтик девичий, паутинник фиолетовый, мутинус собачий). Характеристика представителя по выбору учителя.

Редкие лишайники заповедника (виды рода Пельтигера: горизонтальная, многопальчатая, полидактиловидная, рыжеватая, шероховатая, жилковатая, гипоги́мния трубчатая, цетрария заборная, пармелиопсис сомнительный, платизмация сизая, бриория переплетенная и бриория Надворника, гетеродермия прекрасная). Редкие мхи заповедника (некера перистая, герцогиэлла торфянистая, буксбаумия безлистная, дикранум зеленый, стереодон бледноватый) заповедника. Видовое богатство флоры плаунов (плаун сплюснутый, плаун топяной), хвощей (хвощ большой, хвощ ветвистый, хвощ камышовый) и папоротников (гроздовник многораздельный, гроздовник полулунный, страусник обыкновенный, ужовник обыкновенный) заповедника. Голосеменные растения заповедника «Брянский лес» (можжевельник обыкновенный). Природоохранный статус представленных во флоре растений. Характеристика представителя по выбору учителя.

Цветковые растения территории заповедника «Брянский лес», внесенные в Красную книгу РФ, находящиеся под угрозой исчезновения (башмачок настоящий, пальчатокоренник балтийский). Растения, территории заповедника «Брянский лес», внесенные в Красную книгу Брянской области, сокращающиеся в численности (ветреница лесная, кувшинка белая, лук медвежий, мирт болотный, росянка круглолистная, шпажник черепитчатый). Характеристика представителя по выбору учителя.

Редкие виды растений, территории заповедника «Брянский лес», внесенные в Красную книгу Брянской области (астра ромашковая, барбарис обыкновенный, ветреница дубравная, волчеягодник обыкновенный, гвоздика пышная, гнездовка обыкновенная, гудайера ползучая, девясил высокий, дремлик болотный, дрок германский, кувшинка чистобелая, лилия саранка, линнея северная, любка двулистная, пальчатокоренник мясокрасный, пальчатокоренник пятнистый). Характеристика представителя по выбору учителя.

Видовое разнообразие организмов, как следствие сочетания элементов различных географических зон: таежных и широколиственных лесов, лесостепи.


УРОК 13. Насекомые Государственного природного биосферного заповедника «Брянский лес»

Сокращающиеся в численности жуки территории заповедника «Брянский лес» (жук-олень, пахучий красотел): их биологические особенности и природоохранный статус. Редкие виды жуков территории заповедника «Брянский лес» (обыкновенный отшельник, большой дубовый усач): их биологические особенности и природоохранный статус. Характеристика представителя по выбору учителя.

Сокращающиеся в численности перепончатокрылые территории заповедника «Брянский лес» (пчела-плотник): их биологические особенности и природоохранный статус. Редкие виды перепончатокрылых территории заповедника «Брянский лес» (шмели: моховой и Шренка): их биологические особенности и природоохранный статус. Характеристика представителя по выбору учителя.

Сокращающиеся в численности бабочки территории заповедника «Брянский лес» (мнемозина, аполлон и махаон обыкновенные, лента орденская голубая): их биологические особенности и природоохранный статус. Редкие виды бабочек территории заповедника «Брянский лес» (лента орденская малиновая, медведица госпожа, бражники - мертвая голова и прозерпина): их биологические особенности и природоохранный статус. Характеристика представителя по выбору учителя.


УРОК 14. Рыбы, земноводные и пресмыкающиеся Государственного природного биосферного заповедника «Брянский лес» (§5).

Рыбы, находящиеся под угрозой исчезновения (стерлядь, днепровский усач) и сокращающиеся в численности рыбы территории заповедника «Брянский лес» (русская быстрянка, подуст, язь, синец): их биологические особенности и природоохранный статус. Редкие виды рыб территории заповедника «Брянский лес» (чехонь): их биологические особенности и природоохранный статус. Характеристика представителя по выбору учителя.

Обыкновенная квакша - земноводное, находящееся под угрозой исчезновения: биологические особенности и природоохранный статус земноводного. Редкие виды земноводных территории заповедника «Брянский лес» (гребенчатый тритон, краснобрюхая жерлянка, обыкновенная чесночница, зеленая жаба): их биологические особенности и природоохранный статус. Характеристика представителя по выбору учителя.

Обыкновенная медянка - пресмыкающееся, сокращающееся в численности на территории заповедника «Брянский лес»: биологические особенности и природоохранный статус земноводного. Редкие виды пресмыкающихся территории заповедника «Брянский лес» (веретеница ломкая): их биологические особенности и природоохранный статус. Характеристика представителя по выбору учителя.


УРОК 15. Птицы Государственного природного биосферного заповедника «Брянский лес» (§5)

Птицы заповедника «Брянский лес» внесенные в Красный список МСОП (2014): уязвимые (большой подорлик), исчезающие (балобан), находящиеся в состоянии, близком к угрожаемому (сизоворонка). Бологические особенности и природоохранный статус.

Птицы заповедника, внесенные в Красную книгу России: сокращающиеся в численности (змееяд, большой подорлик, балобан, сапсан, филин, средний дятел); редкие (черный аист, скопа, малый подорлик, беркут, орлан-белохвост, серый сорокопут). Биологические особенности и природоохранный статус. Характеристика представителя по выбору учителя.

Птицы заповедника, внесенные в Красную книгу Брянской области: вероятно исчезнувшие (сапсан), находящиеся по угрозой исчезновения (скопа, беркут, орлан-белохвост, балобан, филин), сокращающиеся в численности (глухарь, серый журавля, сизоворонка, лесной жаворонок) Биологические особенности и природоохранный статус. Характеристика представителя по выбору учителя.

Редкие птицы заповедника, внесенные в Красную книгу Брянской области (большая белая цапля, черный аист, обыкновенный осоед, змееяд, орел-карлик, большой подорлик, обыкновенная пустельга, пастушок, мохноногий сыч, домовой сыч, воробьиный сыч, длиннохвостая неясыть, зеленый дятел, средний дятел, серый сорокопут). Биологические особенности и природоохранный статус. Характеристика представителя по выбору учителя.

Охраняемые виды птиц заповедника «Брянский лес», внесенные в Красную книгу Брянской области, неопределенные по статусу (малый подорлик, сплюшка). Биологические особенности и природоохранный статус.

УРОК 16. Млекопитающие Государственного природного биосферного заповедника «Брянский лес» (§5)

Охраняемые виды млекопитающих территории заповедника «Брянский лес», внесенные в Красную книгу России (выхухоль, европейский зубр, вечерница гигантская): их биологические особенности и природоохранный статус. Характеристика представителя по выбору учителя.

Виды млекопитающих территории заповедника «Брянский лес», внесенные в Красную книгу Брянской области, находящиеся под угрозой исчезновения (бурый медведь, рысь, соня-полчок): их биологические особенности и природоохранный статус. Характеристика представителя по выбору учителя.

Виды млекопитающих территории заповедника «Брянский лес», внесенные в Красную книгу Брянской области, сокращающиеся в численности (прудовая ночница, барсук): их биологические особенности и природоохранный статус. Характеристика представителя по выбору учителя.

Редкие виды млекопитающих территории заповедника «Брянский лес», внесенные в Красную книгу Брянской области (ночница Наттерера, нетопырь-карлик, речная выдра, соня лесная): их биологические особенности и природоохранный статус. Характеристика представителя по выбору учителя.

Вероятно исчезнувшие млекопитающие Брянской области – земляной заяц, крапчатый суслик и белка-летяга.


УРОК 17. Государственные природные заказники регионального значения

Государственные природные заказники основной зоны биосферного резервата «Неруссо-Деснянское Полесье»: местонахождение, природно-ландшафные особенности, цели создания, биологическое разнообразие и охраняемые виды.

Заказник Скрипкинский - мало нарушенный природный лесо-болотный комплекс, служащий для сохранения мест произрастания редких видов грибов, растений, и животных, внесенных в Красные книги России и Брянской области.

Заказник Будимирская пойма - место сохранения мало нарушенных водно-болотных угодий поймы р. Десна, имеющих международное значение для гнездования и остановок на весеннем пролете разных групп птиц.

Заказник Деснянско-Жеренский - место сохранения уникальных природных комплексов поймы и боровой террасы р. Десны, комплекса озер карстового происхождения (Большой и Малый Жерен), мест обитания охраняемых видов, внесенных в Красные книги РФ и Брянской области, а также ООПТ, имеющая историко-культурное значение (археологические стоянки разных эпох и партизанская землянка бригады им. Чапаева).

Заказник Партизанские топи - место сохранения заболоченного лесного водораздела, места истока малых рек, впадающих в рр. Ветьма и Болва, мест обитания охраняемых видов, внесенных в Красные книги РФ и Брянской области, а также для поддержания биологического разнообразия и воспроизводства ценных видов охотничьих животных в северной части брянского лесного массива и сохранения в неизмененном состоянии мест партизанского движения во время Великой Отечественной войны.

Заказник Клинцовский - место сохранения биологического разнообразия и воспроизводство ценных видов охотничьих животных на северо-западе области, мест охраны видов, внесенных в Красную книгу Брянской области, сохранения участков среднего течения р. Унеча и нижнего течения р. Ельня; некрупных верховых и низовых болот.

Характеристика наиболее значимых ООПТ.


УРОК 18. ООПТ буферной зоны в составе биосферного резервата «Неруссо-Деснянское Полесье» (§7)

ООПТ буферной зоны в составе биосферного резервата «Неруссо-Деснянское Полесье»: местонахождение, природно-ланшафные особенности, цели создания, биологическое разнообразие и охраняемые виды.

Памятник природы областного значения «Княжна» - место сохранения уникального природного комплекса: долины малой реки, с выходами напорных родников и редкими сообществами ключевых болот.

Памятник природы областного значения «Колодезь» - место сохранения уникального пойменного комплекса: участка пойменных дубрав рек Нерусса и Колодезь, мест обитания охраняемых видов, внесенных в Красные книги РФ и Брянской области

Памятник природы областного значения «Горемля» - место сохранения уникальных березово-травяно-гипновых и кустарниково-травяно-гипновых низинных болот, с редкими видами растений и животных, внесенных в Красную книги РФ и Брянской области.

Памятник природы областного значения «Будимля» - место сохранения уникального природного объекта: верховья малой реки с редкими растительными сообществами гипновых болот и выходами многочисленных родников, с редкими видами растений и животных, внесенных в Красную книги РФ и Брянской области.

Памятник природы областного значения «Максимовский» - место сохранения ценных дубовых и дубово-сосновых лесов, поддерживающих гидрологический режим р. Сев, с редкими видами растений и животных, внесенных в Красную книги РФ и Брянской области.

Памятник природы областного значения «Озерки» - место сохранения уникального гидрологического объекта: болотного урочища озерного происхождения с реликтовыми растительными сообществами, редкими видами растений.

Характеристика наиболее значимых ООПТ.

УРОК 19. Памятники природы областного значения и их профили.

Состояние сети памятников природы Брянской области. Значение памятников природы для сохранения живой природы и культурно-исторического наследия. Профили памятников природы областного значения. Паспорта особо охраняемых природных территорий регионального значения. Памятники природы и поддержание биоразнообразия в различных районах Брянской области.

Памятники природы областного значения ботанического профиля (места произрастания редких растений - кварталы 39, 49, 107, дендрарий Красный Рог, Алтуховский бор).

Памятники природы областного значения зоологического профиля (Верховье реки Калахва, Пойма реки Крапивна, Рассухские журавли).

Памятники природы областного значения лесного профиля (Орловские дворики, Памятный лес, Грабовая роща)

Памятники природы областного значения историко-природного профиля (Рессета, Клетнянский партизанский лес).

Заказники областного значения биологического профиля (Злынковский, Карачевский, Чуровичский, Клинцовский, Рамасухский, Колпины, Будимирская пойма).

Характеристика наиболее значимых ООПТ.


УРОК 20. ООПТ комплексного и гидрологического природоохранного значения (§8)

Памятники природы областного значения комплексного профиля (Роща Соловьи, Старинный парк в Ляличах, Хотылево, Трубчевский партизанский лес, Медвежьи печи, Родник Удельные Уты, Кукуевские глухариные тока, Симонова хатка, Марковские горы).

Памятники природы областного значения гидрологического профиля (Озеро Солька, Озеро Святое, Бечино, Озеро Бездонное, Озеро Ореховое, Кожановское озеро, Галое болото, Колыханское болото, Петровское болото, Монахова криница).

Характеристика наиболее значимых ООПТ.


УРОК 21. ООПТ ландшафтного и геологического природоохранного значения (§9)

Памятники природы областного значения ландшафтного профиля (Овраги Верхний и Нижний Судки, Партизанский дуб, Добруньские склоны, Болото Рыжуха, Ревна, Никольская дача, Хинельский лес, Гагаринские дубы, Деснянские Жигули). Характеристика наиболее значимых ООПТ.

Памятники природы областного значения геологического профиля (Дюнные всхолмления).


УРОК 22. Дендрологические и ботанические сады (§10)

Ботанический сад им. Б.В. Гроздова - место сохранения и приумножения уникальной коллекции видов и форм древесных, кустарниковых и травянистых растений; проведения научных, образовательных и экскурсионно-познавательных мероприятий.

Дендрарий им. Б.В. Гроздова - место сохранения уникального дендрария, заложенного профессором Б.В. Гроздовым; сохранения коллекции различных видов и форм декоративных, ценных, редких и экзотических древесных и кустарниковых растений.

Дендрарий в честь 200-летия лесного Департамента России (1998 г.) - место сохранения дендрария, коллекции видов-интродуцентов и аборигенных растений.

Памятник природы областного значения дендрарий «Тютьков Сад» - место сохранения уникального лесного дендрария и произрастания уникальных экзотов: сумаха (уксусное дерево), пихт, кленов, дуба красного, элеутерококка колючего, шелковицы белой, каштана посевного.

Дендрарий «Красный Рог» - место сохранение уникального лесного дендрария с коллекцией различных видов и форм декоративных, ценных, редких и экзотических древесных и кустарниковых растений.

Дендрарий им. И.Е. Васильева - место сохранения уникального дендрария, заложенного в 1971 году учащимися Комаричской школы-интернат под руководством заслуженного учителя РСФСР И.Е. Васильева; сохранения коллекции местной и экзотической древесно-кустарниковой растительности.

Характеристика наиболее значимых ООПТ.


УРОК 23. Памятники природы областного значения своего района: местонахождение, природные особенности и значение.

Памятники природы областного значения нашего района:

Состояние сети памятников природы Брянской области в районе нахождения школы: местонахождение, природно-ландшафтные особенности, цели создания.

Значение памятников природы нашего района для сохранения живой природы и культурно-исторического наследия.

Заочное (виртуальное) путешествие в отдельно взятые ООПТ: (урочище « »)


УРОК 24. Памятники природы областного значения своего района:

растения и грибы

Памятники природы областного значения нашего района:

Памятники природы Брянской области в районе нахождения школы: биологическое разнообразие и охраняемые виды растений и грибов. Характеристика представителя по выбору учителя. Заочное (виртуальное) путешествие в отдельно взятые ООПТ: (урочище «Соловьи »)


УРОК 25. Памятники природы областного значения своего района:

животный мир

Памятники природы областного значения нашего района:

Памятники природы Брянской области в районе нахождения школы: биологическое разнообразие и охраняемые виды животных. Характеристика представителя по выбору учителя. Заочное (виртуальное) путешествие в отдельно взятые ООПТ: (урочище « »)



УРОК 26. Влияние человека на памятники природы

Рекреационные ресурсы и туризм на ООПТ своего района. Влияние туризма на природу, следование основным принципам экотуризма у нас в районе. География экотуризма. Негативные факторы влияния человека на памятники природы областного значения своего района. Природоохранные рекомендации по сохранению и поддержанию природоохранного статуса отдельных памятников природы областного значения своего района.

Примеры маршрутов экологического туризма на территории нашего района. Заочное (виртуальное) путешествие в отдельно взятые ООПТ: (урочище « Замковая Гора»).



УРОК 27. Час занимательной ботаники

Викторина. Самые, самые, самые… (Растения – рекордсмены: Самое крохотное цветковое растение; Растение с самыми крупными цветками; Самое высокое дерево; Водное растение с самыми широкими листьями; Растение с самыми длинными листьями; Самый сладкий злак; Самые неприхотливые организмы, поселяющиеся на голых местах первыми; Самый быстрорастущий злак; Самый крупный орех; Самое толстое дерево). Яркие представители цветковых растений. Самый большой на свете цветок. Ряска - самое маленькое цветковое растение. Растения, поедающие насекомых. Растения - паразиты. Редкие растения мира. Растения - долгожители. «Двуличные» растения. Растения - бомбардиры. «Зеленые животные» - реальность или фантазия? Потомки вымерших деревьев. Конкурс. Книга рекордов природы. Как быстро растут растения. Сон растений. Обладают ли растения эмоциями? «Слышат» ли растения. Деревья «худеют» и «поправляются». «Волшебная» роса. «Поющие» и «рыдающие» растения. Биологические часы. Практическая работа «Гербаризация растений».

Решение тематических кроссвордов, чайнвордов, филвордов, анограмм, криптограмм, сканокатов и головоломок.

Обсуждение результатов фенологических наблюдений за растениями.

Формы работы: решение кроссвордов, биологических задач (устно или письменно); коллективное заполнение таблицы или схемы на доске; устный и письменный ответ; индивидуальные сообщения учащихся (доклад, реферат, результаты опыта, презентация и т. д.); письменный программированный опрос; письменный биологический диктант по терминам;


УРОК 28. Час занимательной зоологии

(Путешествие в страну зоологию).

Зоология в цифрах. Гиганты и пигмеи животного мира. Продолжительность жизни. Как летают насекомые. Как насекомые различают цвета и ощущают запах и вкус. Чьи это следы? Пение птиц. Пение «краснокнижных» птиц. Гнёзда птиц. Гнёзда «краснокнижных» птиц. Полёт и перелёты птиц. Защитная окраска у птиц.

Решение тематических кроссвордов, чайнвордов, филвордов, анограмм, криптограмм, сканокатов и головоломок.

Обсуждение результатов фенологических наблюдений за растениями.

Формы работы: решение кроссвордов, биологических задач (устно или письменно); коллективное заполнение таблицы или схемы на доске; устный и письменный ответ; индивидуальные сообщения учащихся (доклад, реферат, результаты опыта, презентация и т. д.); письменный программированный опрос; письменный биологический диктант по терминам;


УРОК 29. Час занимательного краеведения

Решение тематических кроссвордов, чайнвордов, филвордов, анограмм, криптограмм, сканокатов и головоломок.

Обсуждение результатов фенологических наблюдений за растениями.

Формы работы: решение кроссвордов, биологических задач (устно или письменно); коллективное заполнение таблицы или схемы на доске; устный и письменный ответ; индивидуальные сообщения учащихся (доклад, реферат, результаты опыта, презентация и т. д.); письменный программированный опрос; письменный биологический диктант по терминам;


УРОК 30. Проектно-исследовательская деятельность при изучении биоразнообразия

Отличие реферата от исследовательской работы учащихся. Формулировка темы исследовательской и проектной работы (ИиПР), доказательность ее актуальности (Все ли темы требуют исследования?). Составление индивидуального плана исследовательской и проектной работы. Цель, задачи и гипотеза исследования. Типичные ошибки при выборе темы, постановке цели и формулировании задач исследования. Выделение объекта и предмета, определение цели и задач ИиПР. Выбор и применение на практике методов исследовательской деятельности адекватных задачам исследования. Наблюдение за биологическими, экологическими и социальными явлениями. Проведение опытно-экспериментальной работы, измерений с помощью различных приборов, в соответствии с задачами, умение замечать и объяснять результаты. Описание результатов наблюдений, обсуждение полученных фактов. Оформление результатов исследования с помощью описания фактов, составления простых таблиц, графиков. Работа с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотное их цитирование, оформление библиографических ссылок, составление библиографического списка по проблеме ИиПР. Формулирование выводов теоретических и экспериментальных результатов ИиПР. Оценка и самооценка полноты выполненной работы, соответствие выводов формулировке темы, ее цели и поставленным задачам. Рецензирование чужих работ.


УРОК 31. Экологический практикум – «Я б в ученые пошел, пусть меня научат!»

Можно ли научить человека быть ученым? Формирование у учащихся умений в области научных исследований. Отработка навыков выбора темы, в соответствии с актуальными экологическими проблемами своего района (региона). Отработка навыка постановки цели и формулировки задач исследования в соответствии с выбранной темой, а также навыкам подбора методики исследования в соответствии с его целью и задачами и планирования эксперимента в соответствии с выбранной методикой. Методика закладки полевого опыта. Отработка навыка работы с определителями, атласами – определителями, коллекциями и гербариями, дополнительной литературой, Красной книгой РФ и Брянской области, интернет – ресурсами. Построение индивидуальной образовательной траектории «Мой первый шаг в науку». Сотрудничество с различными организациями при написании работы. Практическая работа «Планирование проекта». Сбор и систематизация материалов (фактов, результатов), подбор иллюстраций.


УРОК 32. Экологический практикум – оформляем результаты исследований

Обработка результатов и объяснение их, умение делать выводы по полученным результатам исследования и по работе в целом. Формулируем пути решения выявленных экологических проблем. Доработка проекта с учетом замечаний и предложений. Подведение итогов, анализ выполненной работы. Практические работы: «Работа над введением научного исследования», «Работа над основной частью исследования», «Создание компьютерной презентации». Подготовка доклада по результатам исследования. Особенности публичной защиты проекта. Подготовка к публичной защите проекта. Как знаменитые люди готовились к выступлениям. Предпосылки успеха публичного выступления. Как сделать ясным смысл вашего выступления. Как заканчивать выступление.


УРОК 33-34. Научно-практическая конференция учащихся «Заповеданная нам Брянщина»

Неделя науки «Первые шаги в науку». Вариант 2: Экскурсия в краеведческий музей или экскурсия в заповедник «Брянский лес» (либо - выездной день заповедника в школе). Вариант 3: Экологический десант «После нас лучше, чем до нас!!» на родник (в урочище, рощу, парк и т.д.) или мини-экспедиция в ближайший район (малозатронутый или антропогенно нарушенный) с целью изучения или сбора материала для будущих экологических проектов.


УРОК 35. Что мы узнали на уроках «Заповедной Брянщины»?

Заповедная природа – всенародное достояние. Интерактивное путешествие по заповедным уголкам природы Брянщины: как мы более глубоко и подробно изучили природу Брянского края, его заповедные и особо охраняемые природные территории (ООПТ), их видовое разнообразие, познакомились с природными достопримечательностями своего района и Брянского края в целом. Дни, когда чествуются охраняемые территории и специалисты заповедного дела.

Классификация Российских ООПТ. Красные книги растений и животных России и Брянской области. Экологические проблемы и их влияние на ООПТ. Экологический туризм. Биосферный резерват «Неруссо-Деснянское Полесье». Государственный природный биосферный заповедник «Брянский лес»: история возникновения и направления работы. Экологическое просвещение и природоохранная деятельность Государственного природного биосферного заповедника «Брянский лес». Туризм на ООПТ. Грибы, растения и животные Государственного природного биосферного заповедника «Брянский лес». Государственные природные заказники Брянской области. Памятники природы областного значения своего района. Дендрологические и ботанические сады. Экологический практикум по организации и оформлению результатов исследований. Часы занимательной ботаники, зоологии, краеведения.








п/п

Тема урока

Количество часов

1

Введение. Что мы узнаем на уроках модуля «Заповедная Брянщина».

1

2

Классификация Российских ООПТ

1

3

Заповедные объекты Брянщины

1

4

Красные книги: история и современность.

1

5

Красные книги растений и животных Брянской области

1

6

Экологические проблемы и их влияние на ООПТ

1

7

Экологический познавательный туризм.

1

8

Биосферный резерват «Неруссо-Деснянское Полесье»

1

9

Государственный природный заказник федерального значения «Клетнянский»

1

10

История заповедного дела в России.

1

11

Государственный природный биосферный заповедник «Брянский лес»: история создания и направления работы.

1

12

Грибы и растения Государственного природного биосферного заповедника «Брянский лес».

1

13

Насекомые Государственного природного биосферного заповедника «Брянский лес».

1

14

Рыбы, земноводные и пресмыкающиеся Государственного природного биосферного заповедника «Брянский лес».

1

15

Птицы Государственного природного биосферного заповедника «Брянский лес»

1

16

Млекопитающие Государственного природного биосферного заповедника «Брянский лес»

1

17

Государственные природные заказники регионального значения.

1

18

ООПТ буферной зоны в составе биосферного резервата «Неруссо-Деснянское Полесье».

1

19

Памятники природы областного значения и их профили.

1

20

ООПТ комплексного и гидрологического природоохранного значения.

1

21

ООПТ ландшафтного и геологического природоохранного значения

1

22

Дендрологические и ботанические сады.

1

23

Памятники природы областного значения своего района: местонахождение, природные особенности и значение.

1

24

Памятники природы областного значения своего района: растения и грибы.

1

25

Памятники природы областного значения своего района: животный мир.

1

26

Влияние человека на памятники природы областного значения своего района. Экологический познавательный туризм на ООПТ своего района.

1

27

Час занимательной ботаники.

1

28

Час занимательной зоологии (Путешествие в страну зоологию).

1

29

Час занимательного краеведения.

1

30

Проектно-исследовательская деятельность при изучении биоразнообразия.

1

31

Экологический практикум – «Я б в ученые пошел, пусть меня научат!».

1

32

Экологический практикум – оформляем результаты исследований.

1

33-34

Научно-практическая конференция учащихся «Заповеданная нам Брянщина»

1

35

Что мы узнали на уроках «Заповедной Брянщины»?

1

















3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ,

в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Тематическое планирование по внеурочной деятельности «Заповедная Брянщина» географии для 7 класса составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся ООО

создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений:

  1. к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;

  2. к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;

  3. к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;

  4. к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;


п/п

Тема урока

Количество часов

Дата

план

факт

1

Введение. Что мы узнаем на уроках модуля «Заповедная Брянщина».

1



2

Классификация Российских ООПТ

1



3

Заповедные объекты Брянщины

1



4

Красные книги: история и современность.

1



5

Красные книги растений и животных Брянской области

1



6

Экологические проблемы и их влияние на ООПТ

1



7

Экологический познавательный туризм.

1



8

Биосферный резерват «Неруссо-Деснянское Полесье»

1



9

Государственный природный заказник федерального значения «Клетнянский»

1



10

История заповедного дела в России.

1



11

Государственный природный биосферный заповедник «Брянский лес»: история создания и направления работы.

1



12

Грибы и растения Государственного природного биосферного заповедника «Брянский лес».

1



13

Насекомые Государственного природного биосферного заповедника «Брянский лес».

1



14

Рыбы, земноводные и пресмыкающиеся Государственного природного биосферного заповедника «Брянский лес».

1



15

Птицы Государственного природного биосферного заповедника «Брянский лес»

1



16

Млекопитающие Государственного природного биосферного заповедника «Брянский лес»

1



17

Государственные природные заказники регионального значения.

1



18

ООПТ буферной зоны в составе биосферного резервата «Неруссо-Деснянское Полесье».

1



19

Памятники природы областного значения и их профили.

1



20

ООПТ комплексного и гидрологического природоохранного значения.

1



21

ООПТ ландшафтного и геологического природоохранного значения

1



22

Дендрологические и ботанические сады.

1



23

Памятники природы областного значения своего района: местонахождение, природные особенности и значение.

1



24

Памятники природы областного значения своего района: растения и грибы.

1



25

Памятники природы областного значения своего района: животный мир.

1



26

Влияние человека на памятники природы областного значения своего района. Экологический познавательный туризм на ООПТ своего района.

1



27

Час занимательной ботаники.

1



28

Час занимательной зоологии (Путешествие в страну зоологию).

1



29

Час занимательного краеведения.

1



30

Проектно-исследовательская деятельность при изучении биоразнообразия.

1



31

Экологический практикум – «Я б в ученые пошел, пусть меня научат!».

1



32

Экологический практикум – оформляем результаты исследований.

1



33-34

Научно-практическая конференция учащихся «Заповеданная нам Брянщина»

1



35

Что мы узнали на уроках «Заповедной Брянщины»?

1




23



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!