СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая учебная программа по курсу "Родной русский язык" . УМК "Гармония"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по родному русскому языку составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и обеспечена ООП НОО и УМК "Гармония" для 1-4 классов "Русский язык", авторы М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко

Просмотр содержимого документа
«Рабочая учебная программа по курсу "Родной русский язык" . УМК "Гармония"»

Муниципальное автономное образовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №4



УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

____________Нехай Е.А.

«____»__________2018 г.



Рабочая учебная программа


Учителей Баженовой Л.М., Юдиной Н.В.

родной русский язык

предмет


Начальное общее образование,4класс




СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УВР

_______Юдина Н.В.

«___»_________2018 г.




РАССМОТРЕНО

Руководитель МО

________Баженова Л.М.

«___»_________2018 г.









г/о Верхний Тагил

2018/19 учебный год


Рабочая программа по родному русскому языку

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и обеспечена ООП НОО и УМК «Гармония» для 1-4 классов «Русский язык» (авторы: Соловейчик М.С. ,Кузьменко Н.С.)


Планируемые предметные результаты освоения программы 4-го класса

В результате изучения курса русского языка обучающиеся при получении начального общего образования научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнет формироваться позитивное эмоционально­ценностное отношение к русскому и родному языкам, стремление к их грамотному использованию, русский язык и родной язык станут для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.

В процессе изучения обучающиеся получат возможность реализовать в устном и письменном общении (в том числе с использованием средств ИКТ) потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.

У выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Они получат начальные представления о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов. У них будут сформированы коммуникативные учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию партнера, учет различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы.

Требования к результатам освоения ООП НОО (ФГОС НОО):

1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средств для успешного решения коммуникативных задач;

5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

В результате изучения курса у выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка и родного языка на следующем уровне образования.

Содержательная линия «Система языка»

Раздел «Лексика»

Выпускник научится:

выявлять слова, значение которых требует уточнения;

определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря

подбирать синонимы для устранения повторов в тексте.

Выпускник получит возможность научиться:

подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);

оценивать уместность использования слов в тексте;

выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи..

Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

Выпускник научится:

применять правила правописания (в объеме содержания курса);

определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;

безошибочно списывать текст объемом 80—90 слов;

писать под диктовку тексты объемом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;

проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Выпускник получит возможность научиться:

осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

подбирать примеры с определенной орфограммой;

при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;

при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить ее в последующих письменных работах.

Содержательная линия «Развитие речи»

Выпускник научится:

оценивать правильность (уместность) выбора языковых
и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе,
в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);

выражать собственное мнение и аргументировать его;

самостоятельно озаглавливать текст;

составлять план текста;

сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.

Выпускник получит возможность научиться:

создавать тексты по предложенному заголовку;

подробно или выборочно пересказывать текст;

пересказывать текст от другого лица;

составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;

анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;

корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;

анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);

соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms­сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).






Основное содержание учебного предмета

Родной русский язык

Виды речевой деятельности

Слушание. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение)*. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста*.

Письмо. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.)*.

Графика. Использование на письме разделительных ъ и ь.

Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика1. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.

Состав слова (морфемика). Различение изменяемых и неизменяемых слов. Морфология.

Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам.

Морфологический разбор имен прилагательных .

Местоимение. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3‑го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.

Глагол. Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.

Наречие. Значение и употребление в речи.

Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица не, ее значение.

Синтаксис. Установление связи между словами в словосочетании и предложении.(3-4)

Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

Различение простых и сложных предложений.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на ‑мя, ‑ий, ‑ья, ‑ье, ‑ия, ‑ов, ‑ин) (4);

безударные окончания имен прилагательных;

раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

не с глаголами;

мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2‑го лица единственного числа (пишешь, учишь);

мягкий знак в глаголах в сочетании ‑ться;

безударные личные окончания глаголов;

знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.

Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам*.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложения подробные и выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения‑повествования, сочинения‑описания, сочинения‑рассуждения.


Перечень используемых форм организации учебных занятий

Фронтальная форма обучения

Существуют такие виды деятельности учащихся на уроках, когда весь класс одновременно выполняет общую, поставленную перед всеми детьми работу. При этом ученики сравнивают, обсуждают и обобщают ее результаты. Этот вид деятельности школьников называется фронтальным. Его основным достоинством является то, что учитель со всем классом работает одновременно. Это приводит к установлению доверительных отношений между педагогом и детьми, а также внутри класса. В детях воспитывается чувство коллективизма. Они учатся рассуждать, а также находить ошибки в высказываниях своих товарищей. В этом случае происходит формирование устойчивых познавательных интересов и активизируется деятельность школьников.

Однако фронтальные виды деятельности учащихся на уроках имеют и свои недостатки. В связи с различной работоспособностью и подготовленностью дети не выдерживают единого темпа. Тот, кто обладает низким уровнем учебных возможностей, усваивает материал хуже и требует большего внимания учителя. Сильным же школьникам важны более сложные задания, только в таком случае работа на уроке приведет их к повышению уровня знаний. В связи с этим для большей эффективности учебного процесса необходимо использовать и другие виды учебной деятельности учащихся на уроке.

Групповая работа

Такая форма организации учебного процесса входит в основные виды деятельности учащихся. При этом учитель делит класс на группы, призванные решать конкретные учебные задачи. Ответы на поставленные вопросы даются с участием каждого из учеников. При правильной организации активность проявляют все члены группы. При этом слабые ученики не прячутся в тень более сильных, а те, в свою очередь, не подавляют самостоятельность и инициативу менее способных школьников.

Групповую работу, без сомнения, можно отнести к коллективному виду деятельности учащихся. Ее успех во многом будет зависеть от четкого распределения обязанностей внутри данного звена, а также от оперативной помощи и поддержки учителя.


Правила ведения групповой деятельности требуют постоянной смены состава учащихся, половина из которых должна состоять из тех, кто способен на самостоятельную работу. При этом в значительной мере возрастает индивидуальная помощь школьников друг другу. Результаты подобной деятельности весьма ощутимы. Учащиеся приучаются к коллективной работе с одновременным формированием у них положительных нравственных качеств.

Данная деятельность школьников на уроках практически идеальна. Однако ее все же нельзя противопоставлять другим методам организации учебного процесса. Характеристика основных видов деятельности учащихся позволяет делать вывод о том, что все они решают свои специфические задачи и прекрасно дополняют друг друга.

Индивидуальная работа

Наиболее доступным и проверенным многолетней практикой методом повышения эффективности познавательного процесса школьников является организация их самостоятельной работы. На современном уроке эта деятельность занимает исключительное место. Дело в том, что именно благодаря индивидуальной работе ученик способен освоить большой объем знаний.

Самостоятельный вид деятельности школьников включает в себя выполнение детьми поставленной педагогом дидактической цели, прийти к которой нужно за определенное время. Это стимулирует ученика на поиск новых знаний, а также их дальнейшее закрепление и осмысление. При этом у ребенка формируются и развиваются необходимые умения и навыки, а учебный материал обобщается и систематизируется.

Работа в группах

Формирование учебной деятельности в школе требует групповой формы обучения. Это предусматривает организацию маленьких по составу групп в классе. Выделяют следующие формы группового сотрудничества:

  1. Парная форма - это обозначает, что два ученика осуществляют некоторую долю работы вместе. Такая форма учебной деятельности применяется для достижения любой назидательной цели - это может быть изучение и закрепление материалов урока, а также проверка знаний друг у друга. Также работа в парах дает возможность ученикам поразмышлять над установленной задачей, обменяться мыслями с напарником и уже затем озвучить итоги своей деятельности перед всем классом. Она содействует формированию навыков высказывать свое мнение, общаться, способности убеждать и участвовать в дискуссии.

  2. Кооперативно-групповая - это форма организации обучения в небольших группах учащихся, связанных одной совместной учебной целью. Подобная организация учебной деятельности дает возможность учителю руководить работой любого ученика косвенно, через поставленные задачи. Группа в этом случае осуществляет часть совместной для всего класса цели, а также она знакомит и отстаивает выполненное задание в процессе коллективного обсуждения. Основные выводы при таком обсуждении становятся основополагающими для всего класса и записываются в тетради всеми присутствующими.

  3. Индивидуально-групповая форма предусматривает разделение учебной задачи между членами группы, когда каждый из ее членов осуществляет свою часть. Результаты выполнения вначале обговариваются и оцениваются в группе, а потом выносятся на разбор всего класса и педагога

Самостоятельная работа

Самостоятельная является эффективным средством повышения познавательного уровня учащегося. Ведь, с одной стороны, она является учебным заданием, то есть объектом деятельности школьника. С другой стороны, индивидуальная деятельность – это форма проявления мышления, памяти и творческого воображения, что расширяет и углубляет объем уже полученных знаний. Однако стоит иметь в виду, что при этом важно осуществление контроля со стороны учителя и его своевременная помощь при возникших затруднениях.

Примерный перечень основных видов учебной деятельности

Виды деятельности со словесной (знаковой) основой:

  1. Слушание объяснений учителя.

  2. Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

  3. Самостоятельная работа с учебником.

  4. Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.

  5. Написание сообщений, докладов.

  6. Решение текстовых задач.

  7. Выполнение заданий по разграничению понятий.

  8. Систематизация учебного материала.

  9. Работа со схемами, диаграммами и др.

Виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:

  1. Наблюдение за демонстрациями учителя.

  2. Просмотр учебных фильмов.

  3. Анализ данных таблиц, схем.

  4. Объяснение наблюдаемых явлений.

  5. Анализ проблемных ситуаций и др.

Виды деятельности с практической (опытной) основой:

  1. Работа с раздаточным материалом.

  2. Построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных.

  3. Проведение исследовательской деятельности.

Иные виды деятельности

2. Работа с учебником

3.Беседа

4.Сообщения учеников

5. Выразительное чтение

7.Практическая работа

8. Анализ письменных работ

11.Индивидивидуальные сообщения

12.Словарная работа

14.Пересказ текста

15.Анализ текста

16. Работа по карточкам

19.Составление таблицы

21.Составление кластеров

22.Выступление учащихся

23.Анализ эпизода художественного произведения и др.

















Календарно-тематическое планирование по родному русскому языку

4 класс

№п/п

№ ур.

Тема учебного занятия

Коррекция*

2-я четверть – 7 часов

1.

Первичный инструктаж по ОТ. Учимся передавать рассказы других и говорить о себе. Изложение. Передача текста от третьего лица. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

1-я неделя

2.

Работа над ошибками. Работа с текстами разных видов. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение)*. Овладение нормами речевого этикета

2-я неделя

3.

Учимся правильной речи. Обучение правильному построению словосочетаний. Сочинение по картине

3-я неделя

4.

Пишем объявления. Специфика написания, редактирование объявлений. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста

4-я неделя

5.

Творческая работа по составлению объявлений. Повторение языковых и речевых вопросов.

5-я неделя

6.

Изложение повествовательного текста. Работа над отрывком из рассказа В. Пескова «Как приходит зима».

6-я неделя

7.

Изложение повествовательного текста по коллективно составленному плану.

7-я неделя

3-я четверть – 10ч.

1.

Размышляем, фантазируем, рисуем… Изложение повествовательного текста с творческим заданием.

1-я неделя

2.

Составление словесной зарисовки по картине. Зимний этюд. Контрольное сочинение.

2-я неделя

3.

Письменный пересказ делового текста. Изложение.

3-я неделя

4.

Два способа рассуждений: рассуждение – объяснение и рассуждение – размышление.

4-я неделя

5.

Построение рассуждений. Жанр – объяснительная записка. Обучение написанию объяснительной записки

5-я неделя

6.

Написание выборочного изложения с рассуждением. Обсуждение темы различия языка людей и животных. Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация.

6-я неделя

7.

Могут ли приходить в язык новые слова? А могут ли слова уходить из употребления? Работа с толковым словарем.

7-я неделя

8.

Слова русского языка новые и устаревшие. Происхождение слов.

8-я неделя

9.

Составляем собрание сочинений. Составление и запись сказки о цветах.

9-я неделя

10.

Обобщение и систематизация изученного материала. Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).Тренировка в написании текстов разных жанров.

10-я неделя

* Числа проставить на весь учебный год невозможно, в связи с тем, что расписание изменяется каждую четверть, следовательно, дни проведения урока не статично.


















1 Изучается во всех разделах курса.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!