_________________________________________________________________________
1. Для справки:
Кла́стер (англ. cluster — скопление, кисть, рой) — объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами.
При́тча — короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость)
2. Заполните схему и составьте монологическое высказывание на тему: «СПП (сложноподчиненное предложение)»
СПП
С придаточным определительным
?
?
Вопросы косвенных падежей
1
2
3
4
5
6
7
8
9
3. 1) Расставить знаки препинания;
2) Определить грамматическую основу предложений;
3) Указать виды придаточных предложений, составление схемы СПП;
а) Счастье имеет смысл толко тогда когда есть с кем его разделить.___________________________________________________________________________
б) Счастье только там где любят нас где верят нам.________________________________________________________________________________
4. Выполните задание, следуя алгоритму:
1.Найдите грамматические основы.
2.Найдите главную часть, придаточные и союзы.
3.Задайте вопросы от главной к придаточным.
4.Посмотрите, как расположены придаточные по отношению к главной.
5. Начертите схему.
6.Сделайте вывод.
а) Счастье только там, где любят нас, где верят нам.
б) Я счастлив, потому что мне некогда подумать о том, что я несчастлив.
в) Если вы хотите найти счастье, перестаньте думать о благодарности и неблагодарности и предавайтесь внутренней радости, которую приносит сама самоотдача.
5. Графический диктант: составьте только схемы предложений, укажите тип подчинения.
а) Я увидел, как звезды стали туманиться и терять свою лучистость, как легким вздохом пронеслась по земле прохлада.
б) Долго было слышно, как он шагал туда, где светится огонек.
в) Когда наша лодка направилась к берегу, мы увидели, что из деревни бросились женщины и дети.
6. Уровневые задания.
Выберите только один уровень задания и выполните его.
Уровень 1. Спишите, расставьте знаки препинания.
Благороден не тот кто бьёт себя в грудь а тот кто скромно без позы не теряя времени изо дня в день выполняет свой трудовой долг.
Уровень 2. Расставьте знаки препинания, составьте схемы предложения.
а) Учитель объявил что концерт состоится когда закончатся уроки.
б) Если мы внимательно выслушаем лекцию узнаем как важно знать правила движения как надо вести себя на улице.
Уровень 3. Составьте предложения по следующим схемам, определите способ связи простых предложений в составе сложного.
1. [- =], (потому что -=), (что …).
2. (когда – =), [-=], (которых =-).
7. Самостоятельная работа. *Поставьте нужную цифру (номер подчинения) рядом с номером предложения.
1. последовательное подчинение
2. однородное подчинение
3. параллельное подчинение
1. Сажая деревцо, и тем я веселюсь, что если от него сам тени не дождусь, то внук мой некогда той тенью насладится.
2. Когда поезд проходил мимо Бреста, шел такой пушистый снег, что ничего нельзя было разобрать за окнами.
3.Я чувствовал, что в душе моего приятеля есть что-то, что он хранит про себя.
4. Охотники в один голос все говорят, что перед рассветом всегда бывает особенно темно, что в полночь в лесу бывает самое темное время.
5. Ему показалось, что никогда он еще не слышал, чтобы ветер свистел и выл так злобно.
8. Составить синквейн «Типы СПП с несколькими придаточными»
* Структура синквейна:
1 строка – заголовок, в который выносится тема синквейна, ключевое слово или понятие, выраженное именем существительным;
2 строка – два имени прилагательных;
3 строка – три глагола;
4 строка – фраза, несущая смысловую нагрузку; предложение;
5 строка – вывод, выраженный одним именем существительным