СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с математически одаренными детьми в основной школе в условиях перехода на ФГОС ООО

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Согласно национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности

Просмотр содержимого документа
«Работа с математически одаренными детьми в основной школе в условиях перехода на ФГОС ООО»




Тема: «Работа с математически одаренными детьми в основной школе в условиях перехода на ФГОС ООО»


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЯ « ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК»

1.1. Сущность понятия термина «одаренность» 3

1.2. Характеристика основных видов « одаренности». 4

1.3. Общая характеристика учащихся с математическими способностями 4

1.4. Роль учителя и родителей в работе с одаренными детьми 5

II. РАБОТА С МАТЕМАТИЧЕСКИ ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС ООО»

2.1. Работа с математически одаренными детьми в 5-6 классах в условиях перехода на ФГОС ООО 5-6

2.2. Работа с математически одаренными детьми 7-8 и 9-11 классов в условиях перехода на ФГОС ООО 11-12

III. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13

ЛИТЕРАТУРА 14

ПРИЛОЖЕНИЯ. 14 -15




1.1Сущность понятия термина « одаренность»

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одарённость занимает одно из ведущих мест.  Интерес к ней во все времена и, конечно, в настоящее время очень высок, что объясняется общественными потребностями, прежде всего, потребностью общества в неординарной, творческой личности. Согласно национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье.   Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Что мы понимаем под термином «одаренность»? В обыденной жизни одаренность - синоним талантливости. Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Божья», но чтобы из этой искры разгорелось пламя, нужно приложить немалые усилия. Одарённые дети – это дети, которые делают всё немного раньше, немного быстрее и часто немного не так, как это делают другие. Следовательно, познавательные потребности и стиль их учения отличается от потребностей и стиля учения их одноклассников. Очень важно, чтобы усилия педагогов, их учителей, носили систематический и целенаправленный характер. Для удовлетворения индивидуальных потребностей одарённых детей нужны специально подготовленные учителя. Это одна из главных проблем в деле организации работы с одарёнными детьми. Постоянная и кропотливая работа не только с учащимися, но и над собой не может не приносить плоды. Каждый учитель должен иметь индивидуальный план работы с одаренным учащимся, куда входят работа на уроке, дифференцированные домашние задания, индивидуальные занятия во внеурочное время, вовлечение учащихся во внеклассную работу.

1.2Виды « одаренности».

1.Общее интеллектуальное развитие;
2.Специфически-академические;
3.Творческое или продуктивное мышление;
4.Лидерские способности;
5.Художественно-графические;
6.Исполнительское искусство (пение, танцы).

Одаренные дети характеризуются:

1) познавательной потребностью;

2)интеллектом;
3)креативностью.
Обычно в школе часто приходится сталкиваться с тремя категориями детей:
1)с ранним подъемом интеллекта;
2) с ярким проявлением способностей к отдельным школьным наукам и видам деятельности (в том числе внешкольной);
3) с потенциальными признаками одаренности.
Для учащихся с ранним подъемом общих способностей характерен быстрый темп обучения в школе. Некоторые из них (интеллектуальные вундеркинды) стремительно развиваются в умственном отношении и далеко опережают своих сверстников. Особенности их ума настолько удивительны, что не заметить их невозможно.
Дети с ярким проявлением специальных способностей чаще всего характеризуются обычным общим уровнем развития интеллекта и особой склонностью к какой-либо области искусства, науки, техники. Специальные способности раньше проявляются в тех видах деятельности, где требуются особые специальные задатки или формальные качества ума. Позже они обнаруживают себя там, где нужен определенный жизненный опыт.
Способные дети, которых можно отнести к третьей категории, не опережают сверстников по общему развитию, но их отличает особое своеобразие умственной работы, указывающее на незаурядные способности. В чем заключается это своеобразие? В особой оригинальности и самостоятельности суждений, в неординарности точки зрения по разным вопросам и пр. Возможно, эти особенности ребенка указывают на высокие способности к тем видам деятельности, для развития которых в школе нет условий.
Так в школах чаще всего преобладает вторая категория, чуть меньше третья и редко первая категория.
Проблема обучения детей с ярко выраженными склонностями и способностями к определенным видам деятельности решается путем их дифференциации в старших профильных классах и организации элективных курсов.

1.3 Общая характеристика учащихся с математическими способностями.

Рассмотрим отдельно понятие трактовки математических способностей. Ясно, что математические способности есть целый комплекс качеств личности.

1-я характеристика – способность к формализованному восприятию математического материала, к схватыванию формальной структуры задачи.

2-я характеристика – способность к логическому мышлению в сфере количественной и пространственной информации, числовой и знаковой символики.

3-я характеристика – способность к свёртыванию процесса математических рассуждений.

4-я характеристика – способность к обобщению(быстрому и широкому) математических объектов и отношений.

5-я характеристика – гибкость ума(мыслительных процессов математической деятельности).

6-я характеристика – стремление к ясности, простоте и рациональности решения.

7-я характеристика – способность к свободной и быстрой перестройке мыслительного процесса с прямого на обратный ход размышления.

8-я характеристика – математическая память(обобщенная память на математические отношения, типовые характеристики, схемы рассуждений и доказательств, методы решения задач и принципы подхода к ним).

Отметим, что в структуру математических способностей не входят:

  1. Вычислительные способности;

  2. Память на числа , формулы, цифры;

  3. Способность к пространственному представлению (есть математики, которые сделали открытия в алгебре, но не сделали того же в геометрии, заметим, что гармонический склад ума – наличие аналитических и геометрических способностей);

  4. Способность к наглядному представлению абстрактных математических отношений и зависимостей(эта способность, видимо, характеризует методическое мастерство учителя).

  5. Быстрота мыслительных процессов как временная характеристика;


1.4. Роль учителя и родителей в работе с одаренными детьми.

Ни для кого не секрет, чтобы развивать творческие способности у детей, учителю нужно самому быть творцом. Заинтересовать – выявить - научить - развить . И снова - заинтересовать – выявить - научить – развить! Вот нехитрая формула, которой необходимо пользоваться в своей работе.

Так как познавательные потребности и стиль их учения отличается от потребностей и стиля учения их одноклассников. Очень важно, чтобы усилия педагогов, их учителей, носили систематический и целенаправленный характер. Для удовлетворения индивидуальных потребностей одарённых детей нужны специально подготовленные учителя. Это одна из главных проблем в деле организации работы с одарёнными детьми. Постоянная и кропотливая работа не только с учащимися, но и над собой не может не приносить плоды. Каждый учитель должен иметь индивидуальный план работы с одаренным учащимся, куда входят работа на уроке, дифференцированные домашние задания, индивидуальные занятия во внеурочное время, вовлечение учащихся во внеклассную работу. Одаренного ребенка никогда не следует выставлять напоказ, возвеличивать, делать его предметом радости или гордости родителей и школы. Не следует и приходить в отчаяние, что он не похож на других, принуждать его «быть как все».
Единственное, что следует поощрять в ребенке, – это желание работать ради работы, а не стремление обогнать школьных товарищей. Уверена, что успешность профессиональной деятельности учителя в значительной степени определяется его умением управлять ученическим общением, заранее моделировать, предвидеть результаты. Это особенно важно в работе с одаренными детьми, поскольку творчески одаренные дети нередко испытывают трудности общения со сверстниками, непонимание, а порой и неприязнь с их стороны. Большую роль в данной работе играют и родители. Ведь благодаря их поддержки , заинтересованности и пониманию талант ребенка не пропадет. Поэтому родители должны являться постоянными гостями , участниками и членами жюри математических турниров, олимпиад, конкурсов.

2.1. Работа с математически одаренными детьми в 5-6 классах в условиях перехода на ФГОС ООО

Стандарты второго поколения - это средство, обеспечения стабильности заданного уровня качества образования и его постоянного воспроизводства и развития. Будучи стабильными, в течение определенного диапазона времени, они в то же время динамичны и открыты для изменений, отражающих меняющиеся общественные потребности и возможности системы образования по их удовлетворению.

Выявление одаренных детей начинается с первого посещения психолога при поступлении в 1 класс и в дальнейшем в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными в разных областях и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов деятельности школы. Условно можно выделить три категории одаренных детей:

1.Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).

2.Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки, искусства, спорта и др. видах деятельности (подростковый образ).

3.Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте

Школьным методическим объединением разработан « План работы с одаренными детьми». Реализация, которого ведется по следующим направлениям: организация учебного процесса; внеурочная деятельность; школьные, муниципальные, региональные и всероссийские олимпиады и конкурсы.

Особое внимание одаренным детям уделяем в 5-6 классах, так как именно в этом возрасте важно создать условия для самоопределения и самовыражения, реализации интеллектуальных возможностей, проявления творческих способностей. В этом возрасте дети особенно активны, для них всё интересно, они хотят созидать и видеть результаты своей деятельности.

Анализ учебников математики для 5-6 классов показывает, что не один из учебников не содержит необходимого набора задач, направленных на развитие одаренных учащихся, т.е. задач на развитие различных познавательных процессов, обеспечивающих достижение целей развития способных детей (О. Б. Епишева). Современные образовательные стандарты, программы математического образования для общеобразовательной школы лишь отмечают развивающие возможности математики, но не уделяют внимания их использованию для развития одаренных детей в процессе обучения

Поэтому главной целью работы с одаренными детьми является изучение особенностей развития одарённых детей в процессе обучения математике в 5-6 классах и подготовить на этой основе конкретные методические разработки.

На каждый урок разрабатывается индивидуальный план работы с одаренным учащимся, куда входят работа на уроке, дифференцированные домашние задания, индивидуальные занятия во внеурочное время, вовлечение учащихся во внеклассную работу. Необходимо выстраивать учебный процесс таким образом, чтобы на уроке создавался благоприятный и рабочий микроклимат для способных детей. Разработана система развивающих заданий - минуток, которые предлагаются учащимся в качестве разминки в начале урока. На решение таких задач отводится не более 1 минуты. В случае затруднения даётся подсказка или решение остается на дом. Для некоторых тем сильными учащимися разработаны наглядные схемы-рисунки, которые помогают и слабым ученикам зрительно запомнить теорему, правило, а сильным – придумать к ней объяснения. На уроках предлагаю различные задания, выявляющие степень одарённости ребёнка. К примеру, логические задачки: 1) Сколько будет, если полтину разделить на половину? Сколько треугольников можно найти на изображении пятиконечной звезды? Большая работа с одаренными детьми проводиться во внеурочное время. Так, например на спецкурсе « Юный математик» учащиеся выполняют нестандартные задания, задания повышенной сложности, узнают новое, готовятся к олимпиадам и математическим турнирам.

ПРИЛОЖЕНИЕ№1

2.2. Работа с математически одаренными детьми в 7-8 классах в условиях перехода на ФГОС ООО

В 7-8 класса большую часть работу с одаренными детьми организую на уроках, работая на УМК под редакцией А.Г. Мордкович, в котором хорошо прослеживаются задания творческого и более сложного характера. На уроках сейчас основное внимание уделяю развитию видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных, исследовательских работ. Важно не просто передать знания школьнику, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности. Одним из таких современных видов деятельности является создание презентаций к урокам. Одаренные дети моих классов подготовили мультимедийные презентации к темам: « Решение текстовых задач», « Решение рациональных уравнений « Графическое решение уравнений».

Внеурочные консультации и занятия в спецкурсе «Мир неравенств – мир алгебры», которые проводятся один раз в неделю, имеют огромное значение для развития одаренных детей этого возраста.  Полученные знания помогают им в предметных олимпиадах школьного, муниципального и регионального уровня, краевой олимпиаде « Интеллект», Международном математическом конкурсе «Кенгуру», Всероссийском предметном чемпионате,   занимаются исследовательской деятельностью. И добиваются хороших результатов.( см приложение№1 и №2)

2.3. Работа с математически одаренными детьми в 9-11 классах в условиях перехода на ФГОС ООО.

Большое значение в деле развития творческих способностей учащихся 9-11 классов и в их дальнейшем самоопределении имеет внеурочная деятельность. Внеурочная деятельность в старших классах является неотъемлемой частью работы с одарёнными детьми.  Цель работы - активизация познавательной деятельности учащихся и развитие их математических способностей, реализовать эти цели помогает спецкурс по математике для учащихся 10 – 11 классов « Уравнения и неравенства с параметрами».

И на уроках, и во внеурочной деятельности, которая является неотъемлемой частью работы с одарёнными детьми. 

Пристальное внимание  сохранению преемственности в обучении не только на уроках, но и во время проведения внеклассной работы по предмету. Учащиеся старших классов помогают в разработке и проведении совместных математических мероприятий с учащимися начальной школы: викторины, совместные математические эстафеты, конкурсы ребусов, кроссвордов. Широкое привлечение одаренных детей старшеклассников к организации и проведению математических мероприятий повышает их значимость в глазах малышей, имеет большое обоюдное воспитательное значение. Такой подход позволяет не только развить творческие способности учащихся, но и способствуют развитию толерантности, уважительного отношения старших и младших школьников, а также влияет на выбор будущей профессии выпускников школы.

Большое внимание в работе с одаренными детьми уделяется проектной деятельности. Ежегодно учащиеся принимают участия в школьном конкурсе творческих и исследовательских работ, становятся победителями. Лучшие работы учащихся были представлены на районной научной конференции и занимали призовые места .

3.Результативность работы с одаренными детьми.

Результатами работы с одаренными детьми стали следующие показатели: 32 человека приняли участие в I этапе Всероссийской олимпиады

школьников по математике и информатике.

Учащаяся 9 класса, стала победительницей 2-го этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике и заняла 5 место в

3-м (региональном) этапе. Результаты второго и третьего этапов были проанализированы и намечен план ликвидации пробелов в работе по подготовке к олимпиадам.

13 учащихся 9-11-х классов и 12 учащихся 5-8 классов приняли участие в многопредметной дистанционной олимпиаде школьников «Интеллект» по математике и информатике.

Педагоги ШМО и я активно используем Интернет-ресурсы, вместе с обучающимися и индивидуально принимаем участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах.

20 учащихся приняли участие в отборочных турах олимпиады по математике и информатике.

20 учащихся 3-10-х классов приняли участие в международном математическом конкурсе-игре «Кенгуру». За высокие результаты среди учащихся 6,7-х классов награждены дипломами.

19 человек приняло участие в предметных чемпионатах по математике и информатике.

Учащиеся приняли активное участие в подготовке к учебно-исследовательской конференции учащихся. Очень интересно прошел в школе отборочный тур.






Заключение:

Современные образовательные стандарты, программы математического образования для общеобразовательной школы лишь отмечают развивающие возможности математики, но не уделяют внимания их использованию для развития одаренных детей в процессе обучения.

Таким образом, несмотря на достигнутые успехи в теории и практике работы с одаренными детьми, существуют нерешенные вопросы, связанные с обучением таких детей в средней общеобразовательной школе. Поэтому проблема выявления ,возможных направлений путей совершенствования методики обучения математики, направленной на развитие одаренных детей является актуальной.



Литература.

1.Федотова Н.К. Из опыта работы с одаренными детьми Вестник НГУ

2. Иванов Б.Н. Современная математика в школе: Методическое пособие. – м БИНОМ, 2002

3. Севрюков П.Ф. Школа решения задач с параметрами: учебно – методическое пособие/ П.Ф. Севрюков, А.Н. Смоляков. – изд. 2-е. Народное образование,2011г

4. Еленьский Щ. По следам Пифагора. Занимательная математика. – М.Государственное Издательство детской литературы Министерства Просвещения .

5. Федин С.Н. Логические задачи для юного сыщика. – М. Айрис – пресс.2007.

6.Балк М.Б., Балк Г. Д. Математика после уроков. - М.: Просвещение, 1971.

7.Гарднер М. Математические головоломки и развлечения.- М.: Мир,1971.

8.Гарданер М. Математические досуги.- М.: Мир,1972.

ПРИЛОЖЕНИЕ.1

сентябрь

1.Подготовка в 1 этапу Всероссийской олимпиады школьников

октябрь

1.1 этап Всероссийской олимпиады школьников (5-11кл)

2.Краевая олимпиада « Интеллект» ( 9-11 кл)

ноябрь

1.2этап Всероссийской олимпиады школьников( 7-11кл)

2.Всероссийский предметный чемпионат.(5-11кл)

декабрь

1.Молодежный предметный чемпионат (5-11кл)

2.Конкурс творческих и исследовательских работ.(5-11кл)

Январь - февраль

1.Краевая олимпиада « Интеллект» (5-8кл)

2. Краевая дистанционная олимпиада ( СКФУ)

Март - апрель

1.Международный математический конкурс игр « Кенгуру» (5-11кл)








ПРИЛОЖЕНИЕ2

План внеурочной деятельности по математике для 5-6 классов

Месяц

Мероприятия

Вид деятельности

Сентябрь

1. Конкурс деловых игр на уроках математики.

2.Совершенные и дружественные числа.

( грани математики)

Конкурс математических игр


Конкурс знатоков



Октябрь

1.Ключ к решению задач - формула

Готовимся и участвуем в олимпиадам


 

 

Индивидуальные консультации.

ОРЭ. Математика олимпиада и олимпиадные задачи.

Ноябрь

1.Математическая олимпиада.

( школьный и муниципальный этап)

2.История возникновения тайнописи

Олимпиада



Работа с ИКТ.

Декабрь

1.Занимательная страничка математики. Одним росчерком.

2.Использование графов при решении логических задач.

3.Участие в олимпиадах

( краевой и Всероссийский этап)

« Интеллект» ,« Кенгуру», т.д.

Внеклассное чтение. Выгодная сделка (рассказ).


олимпиада

Январь

1.Школьный конкурс творческих и исследовательских работ

2..Математическая неделя.

( по плану)

Школьная конференция учащихся


Участия в общешкольных мероприятиях

Февраль



Март

1.Да здравствует текстовая задача

2.Математическая игра.

« Что? Где? Когда?

Урок познаний


Математический вечер

Апрель

По страницам старинных изделий:

«Геометрические задачи с куском бумаги».

Творческое занятие

Май

Геометрия на каждом шагу (жемчужины

геометрии)

Весёлый счет. Необычные вычисления.

Математический калейдоскоп.

Путешествие по страницам художественной литературы



ПРИЛОЖЕНИЕ.

План

работы с одаренными детьми МБУ «Классическая гимназия № 39»


Мероприятие

Сроки

Исполнители

1

Активное использование проблемно-исследовательских, проектных методов обучения в учебном процессе в целях формирования и развития у учащихся творческого и исследовательского мышления.


В течение учебного года

Учителя математики.

2

Развитие творческих способностей учащихся начальной школы. Выявление одаренных детей.

В течение учебного года

Учителя математики, психологическая служба.

3

Пополнение нормативной и учебно-методической базы для совершенствования педагогического мастерства.


В течение учебного года


Учителя математики.

4

Организация проектно-исследовательской работы по математике. Планирование участия обучающихся в НПК различного уровня.


Сентябрь

Учителя математики.

5

Организация участия обучающихся в научно-практических конференциях

февраль

Учителя математики.

6

Привлечение успешных обучающихся к организации и проведению Недели математики.


декабрь

Учителя математики.

7

Организация участия школьников во Всероссийском конкурсе-игре «Кенгуру».


Март

Учителя математики.

8

Организация участия школьников в разных этапах Всероссийской математической олимпиады.


В течение учебного года(осень, зима)


Учителя математики.

9

Организация участия учашихся в различных дистанционных олимпиадах

В течение учебного года

Учителя математики.

10

Организация участия олимпиаде « Интеллект»


В течение учебного года(осень, весна)

Учителя математики.

13

Организация психолого-педагогического просвещения родителей талантливых и одарённых школьников

В течение учебного года

Психологическая служба школы, Учителя математики.

14

Организация участия школьников во Всероссийском молодежном чемпионате

В течение учебного года


15

Подготовка психолого-педагогических характеристик на каждого одарённого школьника, для разработки индивидуальной программы обучения

  • выявление учащихся в 1-4, 5-9,10-11 кл., составление диагностической карты;

  • разработка программ и планов индивидуальной работы с детьми;

  • проведения занятий с детьми;

  • отработка форм, методов, приёмов работы;

  • создание мониторинга результативности работы с одарёнными детьми

Сентябрь текущего учебного года

Психологическая служба школы и учителя – предметники



16

Подведение итогов работы с одарёнными детьми.

Май

Учителя математики.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!