СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Работа с одаренными детьми, как залог повышения качества образования»

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Сегодня  актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом. Одарённые, талантливые дети – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа с одарёнными детьми является крайне необходимой.

Просмотр содержимого документа
««Работа с одаренными детьми, как залог повышения качества образования»»

Муниципальные Педагогические чтения учителей начальных классов образовательных организаций Энгельсского муниципального района

«Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации»



(Слайд 1)

«Работа с одаренными детьми, как залог повышения качества образования»


(Слайд 2)

Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом. Одарённые, талантливые дети – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа с одарёнными детьми является крайне необходимой.

(Слайд 3)

В настоящее время существуют две точки зрения:

«все дети являются одаренными» — «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность — уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей.

(Слайд 14)

Какими же должны быть основания, чтобы ребенок считался одаренным?

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одарённые дети - это дети, которые признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста.

(Слайд 5)Выделяют следующие виды одарённости:

● одарённость в практической деятельности;

● одарённость в познавательной деятельности;

● одарённость в художественно-эстетической деятельности;

● одарённость в коммуникативной деятельности;

● одарённость в духовно-ценностной деятельности.

(Слайд 6)

В начальную школу приходят дети, которых можно отнести к категории одарённых. Они имеют более высокие, по сравнению с большинством, интеллектуальные способности, творческие возможности и проявления; доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность; испытывают радость от умственного труда. Отличаются умением чётко излагать свои мысли, демонстрируют способности к практическому применению знаний. Для них характерна острота восприятия окружающего мира, способность сосредоточиться сразу на нескольких видах деятельности, высокий порог восприятия, продолжительный период концентрации внимания.

Исходя из этого, выявление одарённых детей, развитие степени их одарённости должно начинаться уже в начальный период обучения.

Работа с одарёнными детьми является одним из приоритетных направлений деятельности школы. В школе складывается система работы с одарёнными детьми, состоящая как из урочной, так и из внеклассной деятельности.

(Слайд 7)

Выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы и образовательной практики в условиях модернизации российской системы образования. Поэтому выявление одарённых детей необходимо проводить уже в начальной школе на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и общения с родителями.

Младший школьный возраст - период впитывания, накопления и усвоения знаний, а значит, важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости. Перед учителем начальных классов стоит основная задача - способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие.

У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию. Проектная деятельность школьников существенно изменяет межличностные отношения между сверстниками и между взрослым и ребенком. Все участники проектной деятельности приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности. Используя в своей работе с учащимися инновационные технологии, в том числе и технологию проектного обучения, мы реализуем личностно-ориентированный, компетентностный и развивающий подходы к обучению и воспитанию.

Наши ученики участвовали в конкурсах проектов, и, как правило, это были индивидуальные проекты.

Но мы решили изменить форму работы, организуя деятельность в разных возрастных группах.

(Слайд 8)

Цель нашей работы:

раскрыть и развивать творческие способности и задатки, заложенные в ребенке через совместное творчество разных возрастных групп.

(Слайд 9)

В 2014-2015 уч. г. мы попробовали создать проектную лабораторию из числа учащихся, желающих заниматься исследовательской деятельностью. Это были ученики 3 г и 4 а классов.

Объединив ребят разных возрастов в нашей лаборатории, мы отметили следующие преимущества:

  • В проектной группе формируются навыки сотрудничества;

  • Проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне

  • На каждом этапе работы, как правило, есть свой лидер; каждый, в зависимости от своих сильных сторон, включается в работу на определённом этапе.

(Слайд 10)

Появились проекты:

Творческие: «Овощной марафон», «Ель – красавица наших лесов». После воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника.

Исследовательские: «Загадочный мир плесени», «Зелёная аптека», «Батарейка из овощей и фруктов». Дети проводят опыты, наблюдения, результаты которых оформляются в виде таблиц, схем, буклетов, презентаций и сообщений.

Игровые: «Любимые игрушки», «История появления куклы». Это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи.

Информационные: «Путешествие в мир микробов», «Назвался груздем - полезай в кузовок». Ребята собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление выставки, отдельных уголков и пр.)

В этом учебном году состав учащихся в проектной лаборатории изменился. Теперь – это ученики 1 и 2 классов.

Первоклассники - это особый народ.

(Слайд 11)

Можно процитировать слова Конфуция:

Расскажи – и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму.

(Слайд 12)

И четвероклассники взяли шефство над малышами, проводя заседания в нашей лаборатории и обучая своих подшефных. Девизом нашей работы стали слова:Увлечь, зажечь,

душевно разбудить…

И к успехам в учении мы продвигаемся через «классное» общение.

Классное не только в том, что сотрудничают два разных класса. Ребятам интересно, увлекательно, познавательно, в полном смысле «классно» общаться друг с другом, создавая совместные творческие проекты.

Использование проектной деятельности решает сразу несколько задач в сфере обучения и воспитания:

(Слайд 13)

  • Каждый ученик может проявить себя как творческая личность.

  • Каждый ученик включен в деятельность, которая ему «по душе».

  • Школьники учатся самовыражению, самоопределению, самореализации, воспитывают целеустремленность, инициативность.

(Слайд 14)

Наши достижения - это участие в муниципальном конкурсе проектов «Хочу все знать!», в муниципальном конкурсе исследовательских работ «Созвездие талантов», в фестивале научного творчества Саратовской области «Думай! Действуй! Создавай!», в региональном конкурсе проектов «Я – исследователь», где ребята стали победителями и призерами этих конкурсов.

Такая форма работы актуальна и эффективна. Она помогает связать обучение и воспитание с жизнью, даёт ребёнку возможность экспериментировать, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

(Слайд 15)

У учащихся формируются:

поисковые (исследовательские) умения,

умения и навыки работы в сотрудничестве,

менеджерские умения и навыки,

коммуникативные умения.

Проектная деятельность даёт хорошие результаты воспитания и обучения детей, является условием развития индивидуальных способностей учащихся, формирует у них навыки «всегда быть успешными»,  развивает ключевые компетентности, подготовку их к реальным условиям жизнедеятельности.

Эта работа объединяет учеников и классного руководителя, подталкивает к совместной

деятельности, интересной, познавательной, значимой и является неотъемлемой частью в работе классного руководителя.

В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Вот почему методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи. Для этой категории детей предпочтительны методы работы.

Формы работы:

- классно - урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания;

- консультирование по возникшей проблеме;

- дискуссия;

- игры.

(Слайд 16)

Очень важны:

-предметные олимпиады;

-интеллектуальные марафоны;

-различные конкурсы и викторины;

-словесные игры и забавы;

-проекты по различной тематике;

-ролевые игры;

-индивидуальные творческие задания.

(Слайд 17-18)

Система работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:

● выявление одаренных детей;

● развитие творческих способностей на уроках;

● развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, индивидуальная работа);

● создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

● работа с родителями одаренных детей.

(Слайд 19)

Работу с одарёнными учащимися учитель начинает с диагностики одарённости, используя специальные тесты и методики. Наблюдение за школьниками проводится во время урочной и внеурочной деятельности. Оно позволяет выявить наклонности, способности и интересы учащихся. Следует отметить, что важным в работе с одаренными детьми является не только своевременная диагностика и отбор, но и обеспечение их дальнейшего развития. От того, как организована работа с данной категорией учащихся, во многом зависит успешность работы с ними.

(Слайд 20-22)

Для создания мотивации используются следующие приёмы:

  • рейтинг учащихся;

  • «почётное место» в классе, в классном уголке;

  • классные часы по самоопределению;

  • создание портфолио с последующей презентацией.

На этом этапе урочная и внеурочная работа строится таким образом, чтобы ребёнок мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности, и направлена на развитие творческих и познавательных способностей учащихся. Н6аша задача – так построить весь учебно-воспитательный процесс и его психологическое обеспечение, чтобы учесть любые индивидуальные особенности детей, поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

(Слайд 23)

«Каждое дитя до известной степени гений», - писал Шопенгауэр. Учитель должен помнить, что нет одинаковых детей: у каждого есть что-то свое, что-то, что выделяет его из общей массы и делает уникальным. У одного это способность быстро и без ошибок решать математические задачи, у другого - способность к рисованию, у третьего – золотые руки, у четвертого предрасположенность к спортивным успехам, у пятого – организаторские способности. Одним словом, наше внимание к одаренным детям должно органически вписываться в образ мира любого ребенка и быть для него совершенно естественным.

При воспитании одаренного ребенка необходимо, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям - «любознательность», а последняя - в устойчивую «познавательную потребность». Поэтому в этой работе мы придерживаемся следующих принципов:

(Слайд 24)

  • принцип индивидуализации обучения;

  • принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг;

  • принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей;

  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности при снижении в определенном смысле и в определенной мере учебных требований;

  • принцип особого внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися;

  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя.

(Слайд 25-26)

Учитывая психологические особенности одаренных детей, мы считаем немаловажным в работе, создание индивидуального образовательного маршрута одаренного ребенка.

Данная работа позволяет организовать активную деятельность учащегося, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей.

(Слайд 27-32)

Одна из форм работы с одарёнными детьми – их участие в викторинах, предметных олимпиадах. Конкурсы и конференции различного уровня для наших учащихся являются «стартом в науку, в жизнь», и подготовку к этому самому старту нужно мы начинаем именно в начальной школе.

Принципиально значимым в организации учебно-воспитательного процесса с одарёнными учащимися является использование информационно-коммуникативных технологий на всех этапах процесса обучения: при изучении нового материала, закреплении, повторении, контроле. Эти технологии получили распространение в начальных классах, успешно используются на все учебных предметах.

Безусловно, работа с одаренными детьми трудна, но богата развивающими идеями — не только для обучающихся, но и для нас, педагогов.

Самым главным критерием успеха своей работы мы считаем доверие и любовь своих подопечных, их желание вместе с коллективом активно творить, развиваться, совершенствоваться.

(Слайд 33)

Каждый ребенок талантлив! Но талантлив по-своему. Педагогу нужно только помочь ему раскрыть себя, показать все свои возможности.

(Слайд 34)


7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!