СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с ожиданием родителей детей с нарушением интеллекта.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Работа с ожиданием родителей детей с нарушением интеллекта.»

Щенникова Юлия Владимировна

ГБПОУ КГТиТ №41

директор

Зыбарева Наталья Николаевна

ГБПОУ КГТиТ №41

подразделение «Давыдково»

учитель

Работа с ожиданием родителей детей с нарушением интеллекта.

В настоящее время в современном российском образовании повсеместно активно идут процессы по включению детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в среду так называемых нормально развивающихся учащихся. Для этого в России на основе ФГОС разработана и эффективно функционирует развитая система адаптированных программ общего образования (АООП), в которых учитываются все особенности обучения и воспитания детей с различными патологиями развития. Также многие родители считают, что, если их ребенок будет обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками или со сверстниками, имеющими способности к обучению значительно большие по сравнению с их ребенком, его успехи в усвоении программы и приобретении навыков общения и социализации будут значительно выше, нежели в среде ему подобных. По их мнению, ему будет за кем «тянуться» К сожалению, современная средняя школа не всегда готова принять детей с ОВЗ. И если с чисто физической стороны все обстоит более или менее положительно: есть пандусы, зрительные метки, оборудованы дополнительным освещением рабочие места для слабовидящих детей, штат укомплектован дополнительными психологами, дефектологами, социальными работниками, морально-этическая сторона приятия данной категории детей школьной общественностью вызывает большое количество вопросов. Особенно если это ребенок с нарушением интеллекта или с расстройством аутистического спектра.

Для таких детей необходимо формирование индивидуального образовательного пути обучающегося с особыми образовательными потребностями, так называемой специальной индивидуальной программы развития (СИПР), которая разрабатывается на основе имеющейся АООП. В условиях включения детей с ОВЗ в образовательную среду необходим посредник между ребенком с ОВЗ, его семьей и окружающей, очень часто враждебной, средой.

Опрос, проведенный среди родителей детей с ОВЗ, показал, что они считают необходимым присутствие в школе рядом с их детьми человека, который будет помогать адаптироваться в школе их детям. Таким образом, тьютор - это человек, который будет одновременно с участием в разработке СИПРа находиться с ребенком все время его пребывания в школе и будет оказывать ему физическую помощь.

Функции тьютора в современной школе - это участие в формировании индивидуального образовательного пути ребенка с ОВЗ с учетом его психофизических возможностей и эмоциональных потребностей, создание комфортных условия существования как для ребенка с ОВЗ, так и для окружающих его детей, педагогов и специалистов образовательного учреждения. В данной ситуации функцию тьютора может исполнять родитель ребенка с ОВЗ. Однако при включении в учебный процесс непосредственно родителя ребенка с ОВЗ встает проблема работы с родительским ожиданием.

В настоящее время подходы к обучению и воспитанию особого ребенка меняются, контингент детей становится сложнее, состав классов разнообразнее. Особую сложность в работе представляют родители детей с нарушением интеллекта. Если в прошлом родители, отдав ребенка в коррекционную школу, полностью полагались на специалистов-дефектологов, то современные родители таких детей хотят не только знать, как и чему учится их особый ребенок, но и принимать активное участие в жизни класса, школы, и, самое главное, в учебном процессе.

Состояние многих детей с ОВЗ, обучающихся в современной школе, требует постоянного сопровождения в условиях школы родителями или лицами их замещающими. Родители зачастую осознанно отказываются от надомной формы обучения в пользу классно-урочной, они готовы сопровождать ребенка на протяжении всего процесса обучения в школе, оказывать ему всяческую поддержку. Это очень хорошо. Родители, находящиеся в школе на самом деле очень помогают и детям, причем не только своим, и учителям, но в этой ситуации есть и определенные риски, которые надо учитывать педагогам в своей работе. Основной риск заключается в гиперопеке своего ребенка, в желании все сделать за него, а полярным этому риском является излишне строгое отношение к ребенку, завышенные требования, которым мальчик или девочка не могут соответствовать в силу своих психофизических особенностей. Родителям особых детей требуется поддержка и сопровождение. Сложность сопровождения этой категории родителей состоит в том, что их ожидания, как правило, значительно превышают возможности ребенка. В этой ситуации недостаточно просто общаться с родителями на собраниях и до и после уроков. Требуется особый подход, система работы с ожиданием, чтобы сформировать индивидуальный родительский запрос на создание индивидуального образовательного маршрута ребенка.

В этот момент, во время появления в школе родителя с ожиданием, очень важно вовремя грамотно сопроводить родителя. К работе с родителями можно приступить на любом этапе нахождения их в стенах школы, но чем раньше это произойдет, тем эффективнее и продуктивнее станет это общение. На основании бесед, наблюдений, использования различных технологий строится ресурсная карта образовательного пути ребенка на основании запроса родителей с учетом психофизических возможностей ребенка.

Присутствие в учреждении специалиста, владеющего знаниями о психофизических особенностях ребенка с ОВЗ и обладающего тьюторскими компетенциями, позволит наиболее безболезненно и эффективно включиться ребенку с ОВЗ в учебный процесс и жизнь школы, детского сада, оказать значительную помощь в совместном продвижении родителей особого ребенка и самого ребенка на тернистом пути коррекционного образования.