СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с псевдотекстом на уроках русского языка в 5-9 классах

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЗАДАНИЯ НАПРАВЛЕНЫ  НА ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Просмотр содержимого документа
«Работа с псевдотекстом на уроках русского языка в 5-9 классах»

Работа с псевдотекстом –способ формирования читательской грамотности

Работа с псевдотекстом является одним из средств формирования читательской грамотности учащихся.

Цель работы для учащихся:

овладеть умениями практически выделять стилистически единые отрывки произведений.
Цель работы для учителя:

способствовать формированию навыков учащихся находить текстообразующие компоненты каждого отрывка, составляющего псевдотекст.


Пример псевдотекста для работы с обучающимися 5-х классов


Перед нами глиняная книга. Такие клинописные таблички появились до нашей эры. Писали на мягкой глине специальными палочками в форме клина – вдавливали изображение. Рядом книга, изготовленная из “растения реки” - папируса. Вот книга-веер из пальмовых листьев, книга на пробке, доске, шелке, различных сортах бумаги, пергаменте.А на Руси книга появилась вместе с христианством. В тишине монастырей работали книжники – летописцы, которые от руки вписывали историю в книгу. Книга- окно в мир.Откроешь страницу, другую- раздвинутся стены комнаты, станет далеко- далеко видно; услышишь голоса тех, кто жил давным-давно, кто от тебя за тридевять земель. Обо всем на свете рассказывает книга. Ты можешь побывать, не выходя из комнаты, в жарких и холодных странах, в морских глубинах, подняться к звёздам, прогуляться по горам на Луне.Книга радуется и печалится вместе с тобой. Она надёжный друг, верный товарищ.


Задания

  1. Найди 2 текста, «спрятанных» в псевдотексте. Границы текстов обозначь круглыми (1 текст) и квадратными (2 текст) скобками.

  2. Определитему и основную мысль каждого текста.

  3. Раздели каждый текст на абзацы. Выпиши ключевые слова.

  4. Определи способы связей предложений в каждом из тестов. Укажи средства связи предложений.

  5. Что тебе известно о происхождении книги из учебников истории и литературы?

  6. Назови несколько элементов книги.

  7. Как ты думаешь, может ли Интернет вытеснить со временем книгу?




Пример псевдотекста для работы с обучающимися 6-х классов


Ежегодно 31 октября во всех странах черноморского побережья отмечается международный день Черного моря.Чёрное море – внутреннее море бассейна Атлантического океана. По поверхности Чёрного моря проходит граница между Европой и Азией.Много столетий назад море называлось Скифским. И действительно, археологи на берегах Чёрного моря находят до сих пор сокровища из культуры древних скифов, особенно много — в Крыму.Море сказок и загадок море Чёрное хранит! Аромат легенд так сладок, волшебство легенд – магнит!Море истин, откровений, море выдумок и тайн,море тысяч поколений, море сотен тысяч стран! Были турки, персы, греки, и татарская орда совершала здесь набеги на посты и города.За миллионы лет Чёрное море неоднократно меняло свой облик: становилось то озером, то морем.Последнее изменение моря произошло примерно 8 тысяч лет назад и носило катастрофический характер. Сильнейшее землетрясение раскололо сушу.Огромные массы солёной средиземноморской воды устремились в котловину Чёрного моря, вызывая гибель огромного количества пресноводных обитателей. Так возникли современные проливы Босфор и Дарданеллы.



Задания.

  1. Найди2 текста, «спрятанных» в псевдотексте. Границы текстов обозначь круглыми(1 текст) и квадратными (2 текст) скобками.

  2. Определи тему и основную мысль каждого текста.

  3. Раздели1 текст на абзацы, определимикротемы.

  4. Определи способы связи предложений в текстах. Укажи средства связи предложений.

  5. Определи стиль речи каждого текста. Обоснуй свою точку зрения.

  6. Выпиши из текста термины (если есть) и средства выразительности (если есть).

  7. О каких морях России ты узнал на уроках географии? Назови их.

  8. Как ты думаешь, чем привлекает туристов черноморское побережье?


Пример псевдотекста для работы с обучающимися7-х классов


Архитектура — это строительное искусство, умение проектировать и создавать города, жилые дома, площади, улицы, сады и парки. Во многих городах нашей страны вы встретите древние кремли и церкви, дворцы и особняки, современные здания, перед которыми захочется остановиться и повнимательнее их рассмотреть. Также вы стояли бы перед интересной картиной или скульптурой. Это потому, что дома и улицы, площади и парки тоже могут волновать воображение и чувства человека, как и другие произведения искусства. Шедевры архитектуры запоминаются как символы народов и стран.Покровский собор возвели на Красной площади в 1555–1561 годах по приказу Ивана Грозного в честь победы русских воинов над Казанским ханством. Сперва царь приказал ставить вокруг Троицкой церкви деревянные храмы, а затем решил соединить их в один каменный собор. Так появился храм Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, который затем приобрел более известное название — собор Василия Блаженного. Возведение кирпичного храма велось исключительно в теплое время года. Фундамент, цоколь и элементы декора выполнили из белого камня. Вокруг центральной девятой церкви зодчие поставили восемь приделов, затем перекрыли их сводами и увенчали куполами. Роспись появилась в 1670-е годы. Сегодня в убранстве Покровского собора — фрески XVI века, темперная роспись XVII века, монументальная масляная живопись XVIII–XIX веков и редкие экземпляры русской иконописи.


Задания

  1. Найди 2 текста, «спрятанных» в псевдотексте. Границы текстов обозначь круглыми (1 текст) и квадратными (2 текст) скобками.

  2. Определи тему и основную мысль каждого текста.

  3. Раздели тексты на абзацы и запиши ключевые слова2 текста.

  4. Определи тип и стиль речи каждого текста.

  5. Выпиши из 2 текста 3-4 термина, объясни их.

  6. Какие архитектурные памятники России известны? Назови их.

  7. Как ты думаешь, почему количество туристов, посещающих архитектурные памятники, не уменьшается, несмотря на онлайн- экскурсии?

Пример псевдотекста для работы с обучающимися8-х классов

Среди различных видов искусства – музыки, живописи, графики, скульптуры, архитектуры и других – особое место занимает искусство слова, или словесность. Словесность – это творчество, выражающееся в устном и письменном слове. Существует два вида словесности: устная словесность, то есть совокупность устных словесных произведений, созданных народом (носит название фольклор), и письменная словесность – рукописные и печатные произведения, накопленные человечеством за всю историю своего существования – это литература. Летописи – это средоточие истории Древней Руси, ее идеологии, понимания ее места в мировой истории – являются одним из важнейших памятников и письменности, и литературы, и истории, и культуры в целом. За составление летописей, т.е. погодных изложений событий, брались лишь люди самые грамотные, знающие, мудрые, способные не просто изложить разные дела год за годом, но и дать им соответствующее объяснение, оставить потомству видение эпохи так, как ее понимали летописцы. Летопись была делом государственным, делом княжеским. Поэтому поручение составить летопись давалось не просто самому грамотному и толковому человеку, но и тому, кто сумел бы провести идеи, близкие той или иной княжеской ветви, тому или иному княжескому дому. Тем самым объективность и честность летописца вступали в противоречие с тем, что мы называем «социальным заказом». Если летописец не удовлетворял вкусам своего заказчика, с ним расставались и передавали составление летописи другому, более надежному, более послушному автору. Увы, работа на потребу власти зарождалась уже на заре письменности и не только на Руси, но и в других странах.

Задания

1. Найдите 2 текста, «спрятанных» в псевдотексте. Границы текстов обозначь круглыми (1 текст) и квадратными (2 текст) скобками.

2. Определите стиль и тип речи каждого текста. Обоснуйте свою точку зрения.

3. Определите тему и основную мысль каждого текста.

4. Разделите тексты на абзацы и запишитемикротемы.

5. Составьте схему по материалу 1 текста.

6. Что вам известно о летописцах и летописях Руси?

7. Как вы понимаете выражение «социальный заказ»? Приведите примеры этого явления.



Пример псевдотекста для работы с обучающимися9-х классов

Возникновение письменности у славянских народов тесно связано с историческими условиями жизни славян в IX веке, в частности с их борьбой за независимость. В это время западные славяне были вынуждены противостоять стремлению немецких феодалов захватить их земли и утвердить христианство по католическому обряду. Моравский князь Ростислав хорошо понимал, какое значение имеет для независимости его княжества распространение просвещения на доступном для населения языке. Поэтому он обратился к византийскому правительству с просьбой прислать в Моравию епископа и учителей, которые могли бы распространять христианское вероучение на славянском языке. В результате в Моравию была направлена миссия, во главе которой стояли братья Константин (Кирилл) и Мефодий. Этим и было положено начало славянской письменности, славянской книжности и литературы.  Для закрепления своей религии в моравийских землях греки намеревались донести до народа мировоззрение не только устно, но и в  виде письменности и книг. В этой целью с учётом греческих букв было создано две азбуки: на кириллице и на глаголице. В самом начале своего создания обе эти азбуки были практически одинаковыми, а отличались лишь начертанием нескольких букв. Вот эти азбуки и повлияли на возникновение славянской письменности. Что значило для народной жизни слово как таковое? Подобный вопрос даже жутковато задавать, не только отвечать на него. Дело в том, что слово приравнивалось нашими предками к самой жизни. Слово порождало и объясняло жизнь, было для крестьянина хранителем памяти и залогом бесконечности будущего. Вместе с этим слово утешало, помогало, двигало на подвиг, заступалось, лечило, вдохновляло. И все это происходило само собой, естественно, как течение речной воды или как череда дней и смена времен года. Умение хорошо, то есть умно и тактично, образно, говорить в какой- то степени было мерилом даже социально-общественного положения, причиной уважения и почтительности.


Задания

1. Найдите 2 текста, «спрятанных» в псевдотексте. Границы текстов обозначьте круглыми (1 текст) и квадратными (2 текст) скобками.

2. Определите стиль и тип речи каждого текста. Обоснуйте свою точку зрения.

3. Определите тему и основную мысль каждого текста.

4. Разделите тексты на абзацы и запишитемикротемы каждого текста.

5. Что вам известно о возникновении письменности и создании славянской азбуки?

6. Как вы понимаете фразу из текста «слово приравнивалось нашими предками к самой жизни»?

Список источников

  1. Русский язык, 7 кл.: учебник для общеобразоват.учреждений/ М.М.Разумовская, С.И.Львов, В.И.Капинос и др.; под ред.М.М.Разумовской, П.А.Леканта – 13-е изд., стереотип. - М., Дрофа, 2009.- 316с.

  2. Русский язык.Сборник заданий. 8-9 классы: пособие для школ и классов с углубл.изучением русского языка к учебнику В.В.Бабайцевой«Русский язык. Теория 5-9 классы»/В.В.бабайцева, Л.Д.Беднарская.-5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005 – 271с.

  3. http://dagpravda.ru/kultura/vozniknovenie-slavyanskoj-pismennosti/

  4. https://history.wikireading.ru/341207

  5. http://moscow.org/moscow_encyclopedia/14_pokrovskiy_cathedral.htm


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!