СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с текстом и выразительными средствами языка при подготовке к ОГЭ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тематика по спецификации: «Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная цельность текста. Анализ текста»

Просмотр содержимого документа
«Работа с текстом и выразительными средствами языка при подготовке к ОГЭ»

Материалы по подготовке к ОГЭ

Задание

Тематика по спецификации: «Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная цельность текста. Анализ текста»

Задание: Выбрать предложение, которое содержит информацию, необходимую при ответе на указанный в задании вопрос.

В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Анна Федотовна не хотела отдавать ребятам документы?»

1) Это были копии, а не настоящие документы.

2) Поведение детей обидело Анну Федотовну.

3) Документы были дороги Анне Федотовне как единственная память о сыне.

4) Анна Федотовна боялась, что документы подменят.

НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ

Текст – это группа предложений, связанных по смыслу и грамматически.

Текст имеет следующие признаки:

1. Текст состоит из нескольких предложений. Одно предложение текстом не является.
    2. Смысловая цельность текста. Во-первых, текст — это высказывание на определенную тему; во-вторых, автор реализует свой замысел, передающий его отношение к тому, о чем он сообщает, его оценку изображаемого (основная мысль текста). В-третьих, текст имеет относительную законченность, в нем есть начало и конец.
    3. Связность текста. Она проявляется в том, что каждое последующее предложение строится на базе предыдущего.

АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ

  1. Сожмите содержание текста в одно-два предложения. 

  2. Ответьте на указанный вопрос.

  3. Найдите, в каком из вариантов говорится приблизительно о том  же

Задание

  1. Тематика по спецификации: «Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности»

  2. Задание: Опознать указанное в формулировке средство выразительности.

  3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

  4. 1) – Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка.

  5. 2) Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…

  6. 3) Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии.

  7. 4) Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел.

  8. НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ

  9. Анафора – одинаковое начало предложений, стихотворных строк.

  10. Антитеза – противопоставление понятий, мыслей, образов.

  11. Антонимы – слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.

  12. Архаизмы – устаревшие слова, замененные современными вариантами.

  13. Гипербола – преувеличение.

  14. Градация – расположение частей высказывания в порядке возрастания или убывания

  15. Инверсия – обратный порядок слов.

  16. Историзмы – устаревшие слова, которые называют понятия, вышедшие из употребления.

  17. Литота – преуменьшение.

  18. Метафора – употребление слова в переносном значении, перенос на основе сходства.

  19. Метонимия - употребление слова в переносном значении, перенос на основе смежности.

  20. Многосоюзие – использование большого количества союзов.

  21. Оксюморон - соединение двух понятий, противоречащих друг другу.

  22. Олицетворение - наделение неживых предметов человеческими чувствами, мыслями, поступками.

  23. Сравнение - образное выражение, в котором один предмет сравнивается с другим.

  24. Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову

  25. Эпитет - художественное, образное определение.

АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ:

1. Вспомнить, что означает указанный в задании лингвистический термин.

2. Внимательно прочитать каждое предложение, содержащееся в выборке ответов

3. Определить, в каком из них использовано названное в задании средство языковой выра­зительности.

4. Выбрать правильный ответ.



Задание 6

Тематика по спецификации: «Лексика и фразеология. Синонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению»

Задание: Замените разговорное слово «пошушукались» из предложения №* стилистически нейтральным синонимом.

Лексика русского языка с точки зрения употребления

Общеупотребительная

Ограниченная в употреблении

Слова, употребление которых ничем не ограничено

Диалектизмы – слова, употребляемые жителями определенной местности.

Профессионализмы – слова, употребляемые людьми определенной профессии.

Жаргонизмы – слова, употребляемые людьми определенной социальной группы.

Просторечия –слова нелитературного языка с грубоватой окраской.

Лексика русского языка с точки зрения стилистической окраски

Нейтральная

Книжная

Разговорная

Неограниченна в употреблении

Употребляется в книжных стилях речи

Употребляется в разговорном стиле речи

Лексика русского языка с точки зрения активного и пассивного запаса

Лексика активного запаса

Лексика пассивного запаса

Употребляется часто

Устаревшие слова

Новые слова (неологизмы)

Архаизмы - слово ушло из активного словарного запаса, заменившись синонимом

Историзмы - слово ушло из активного словарного запаса вместе с понятием, им называемым

Синонимы – слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!