СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся в рамках реализации ФГОС и подготовки ЕГЭ

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обмен опытом педагогической деятельности по организации системы работы с текстом в рамках реализации ФГОС и подготовки к ЕГЭ; эффективные приемы работы по определению проблемы текста при подготовке к написанию сочинения ЕГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся в рамках реализации ФГОС и подготовки ЕГЭ»

Зональная сессия

Августовский общественно-педагогический форум

«Призвание – 2024»

«Система ОБРАЗования по Менделееву»








Занятие - практикум

по теме:


«Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся в рамках реализации ФГОС и подготовки ЕГЭ».









Автор: Волохина Елена Петровна,

учитель русского языка и литературы


Ощепковская СОШ, филиал

МАОУ Абатская СОШ № 1










г. Заводоуковск

20.08.2024 г.


Цель: обмен опытом педагогической деятельности по организации системы работы с текстом на уроках русского языка как со средством формирования коммуникативной компетенции учащихся в рамках реализации ФГОС; эффективные приемы работы по определению проблемы текста и запоминанию структуры комментария при подготовке к написанию сочинения ЕГЭ.

Задачи:

- продемонстрировать коллегам приемы работы с текстом;

- прокомментировать эффективность применения данных приемов;

- отработать приемы работы с текстом на деятельностной основе (работа в группах).

ОБОРУДОВАНИЕ:

- мультимедийное оборудование и электронная презентация практикума.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ:

1. Мотивация учения.

2. Постановка педагогической проблемы.

- Практическое упражнение 1.

3. Демонстрация и комментирование приемов работы с текстом для определения проблемы и составления комментария.

- Определение проблемы текста:

Приемы: «Подсказки», «Рецензия», «Вопросительное предложение», «Клоуз-тест», «Эксперт.

- Критерии оценивания коментария к проблеме:

Приемы: «Умная пятерка», «Эксперт»;

- Структура комментария к проблеме:

Приемы: «Восстановление деформированного текста», «Составление текста из фрагментов», «Деление текста на абзацы».

4. Практическая работа в группах. Рабочий лист. Задания 2-3. Создание Памятки для педагогов «Стратегии работы с текстом при подготовке к выполнению задания 27 ЕГЭ по русскому языку»

5. Подведение итогов практикума.

6. Рефлексия.

7. Приложение.

I. Мотивация учения.

- Уважаемые коллеги, разделимся на группы с помощью жетонов, которые вы выбрали при входе в эту аудиторию (каждый участник при входе в аудиторию вытянул жетон с номером):

1 группа: жетон с номером 1

2 группа: жетон с номером 2

3 группа: жетон с номером 3

4 группа: жетон с номером 4

- Здравствуйте, уважаемые коллеги.Я рада приветствовать вас доброй улыбкой и хорошим настроением. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки.

Улыбка длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Пусть улыбка поможет нам установить контакт и наладить общение.

II. Постановка педагогической проблемы

- Сегодня зачастую на вопрос «что?» мы слышим от детей незамысловатый ответ, который начинается словами «это когда…». В чем причина? В современном обществе устное общение отошло на второй план: дефицит общения в семье; языковая среда, в которой находится ребенок; общение в соцсетях, где используются зачастую символы – все это приводит к обеднению и так небогатого словарного запаса.

Что делать в этой ситуации? Уважаемые коллеги, сформулируем ответ на этот вопрос сегодня на занятии вместе.

Тема практикума звучит так: «Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся в рамках реализации ФГОС».

Коммуникативная компетенция – это владение разными видами речевой деятельности, умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.

Преподавание русского языка на уровне современных требований – это реализация когнитивно-коммуникативного аспекта – выдвижение текста в качестве центральной единицы обучения русскому языку.

Текст, для взрослых, служит инструментом, которым мы пользуемся постоянно, значит этому мы должны научить и детей.

Наша работа заключается в помощи детям преодолеть путь от читателя к автору произведения, от читательских впечатлений к созданию собственного текста. Где мы можем увидеть, что ребенок преодолел этот путь? По результатам Единого государственного экзамена.

А связаны ли задания ЕГЭ с теми требованиями, которые сформулированы в ФГОС?

Предлагаю выполнить небольшое практическое задание 1, которое вы найдете в Рабочем листе. (Рабочий лист) (1 мин).


Упражнение «Верно / Неверно»


Проверяемые умения

Верно/Неверно

1

Задания ЕГЭ проверяют сформированность знаний о признаках текста, его структуре, видах информации в тексте.


2

Задания ЕГЭ не проверяют владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации.


3

Задания ЕГЭ проверяют умение переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности.


4

Задания ЕГЭ не проверяют способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях.


5

Задания ЕГЭ отражают проверяемые требования к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования по РУССКОМУ ЯЗЫКУ.



Фронтальная проверка по ключу.

Ключ: 1 – верно; 2 – неверно; 3 – верно; 4 - неверно; 5 - верно.

Я думаю вы без труда справились с этим заданием.

Вы знаете, что задания ЕГЭ отражают проверяемые требования к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования по РУССКОМУ ЯЗЫКУ. Коммуникативная компетентность относится к основным концептуальным подходам в построении экзаменационной модели ЕГЭ по русскому языку.

Одним из сложных заданий ЕГЭ является сочинение-рассуждение. Требования к написанию сочинения на основе предложенного текста изменились. (Приложение 1) Сейчас важно научить детей анализировать текст, вести «диалог» с автором, найти важные для понимания проблемы участки текста и правильно их связать между собой, пояснить и найти смысловую связь между ними.

Какие вопросы необходимо решить учителю, который готовит детей к написанию сочинения Единого государственного экзамена?

  1. Как помочь ребятам, сориентироваться на критерии оценки сочинения, являющегося заданием повышенного уровня сложности?

  2. С помощью каких методов и приемов сформировать правильное понимание структуры сочинения?

  3. Как выработать устойчивый навык лингвистического анализа текста?


III.Алгоритм работы над сочинением заключен в формулировке задания 27. Я не буду повторять формулировку, вы её видите на слайде и в Приложении 2.

«Напишите сочинение по прочитанному тексту» (это гораздо легче, чем написать обычное сочинение).

«1. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

2.Прокомментируйте сформулированную проблему.

2.1.Включите в комментарий пояснения к двум примерам-иллюстрациям из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

2.2.Проанализируйте указанную смысловую связь между примерами-иллюстрациями.

3.Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

4.Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опирающийся на жизненный, читательский или историко-культурный опыт».


- Также сформулированы и требования к сочинению:

«Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно и разборчиво».


Опыт работы показывает, что многие выпускники не умеют анализировать, не видят проблему. Самая же распространённая ошибка - уход от собственной мысли во время её доказательства, потеря логичности рассуждения. Я думаю, одним из важных этапов работы над сочинением-рассуждением является выявление проблемы. Проблем может быть несколько, тогда нужно выявить главную, а научиться этому можно в процессе комплексного анализа. Я представляю вашему вниманию общую схему анализа текста, которую вы найдете в Приложении 3.


Общая схема анализа текста:

1. О чем этот текст? (тема)

2. Какие вопросы рассматривает автор? (проблема)

3. Над каким вопросом автор рассуждает больше всего? (основная проблема)

4. Зачем автор написал текст? (позиция автора)

5. Как автору удалось помочь тебе определить цель? (примеры-иллюстрации)

6. Почему были использованы именно эти языковые средства? (Определение роли языковых средств).

7. Как автор отвечает на поставленные вопросы (проблемы)?


Чтобы написать сочинение, нужно правильно понять исходный текст. Понимание текста - сложный процесс. Хочу вспомнить замечательное высказывание Марины Ивановны Цветаевой: «А что есть чтение – как не разгадывание, извлечение тайного, оставшегося за строками, за пределами слов… Чтение – прежде всего сотворчество». У детей должны быть сформированы навыки смыслового чтения. Но в реальной жизни мы сталкиваемся с тем, что не все выпускники могут прочитать текст и понять о чем идет речь. Успех такого ребенка зависит от учителя, от его умения построить работу так, чтобы каждый выпускник улыбнулся, когда увидит результат экзамена. На помощь приходят разные формы работы, методы и приемы.

Я хочу остановиться на самых сложных, по мнению выпускников, этапах работы с текстом – это определение проблемы и запоминание структуры комментария.

Напоминаю Алгоритмы работы по выявлению проблемы.

Общий алгоритм определения проблемы (Приложение 4).

Включает в себя следующие этапы работы: это знакомство с информацией об авторе, чтение текста свыделением ключевых слов, определение основной мысли, записи её в виде законченного предложения, формулировке вопроса, на который отвечает это предложение и записи этого вопроса, который и будет проблемой текста.

Не забывайте: проблема – это сложный вопрос, требующий решения. И если проблема – это вопрос, то позиция автора – это ответ.

Алгоритм определения проблемы в публицистическом тексте (Приложение 5)

1. Найдите и выделите ключевые слова в тексте.

2. Подумайте и решите, как характеризует автор описываемые явления или события.

3. Сформулируйте проблему, используя выделенные ключевые слова.

Алгоритм выявления проблемы в художественном тексте (Приложение 5)

1. Проанализируйте поведение и речь героев.

2. Посмотрите, какие существительные использует автор, называя человеческие

качества, присущие героям текста (доброта, милосердие, долг, совесть, жестокость, зазнайство, трусость и т. д.).

3. Обратите внимание, какие прилагательные определяют данные качества (положительные или отрицательные).

4. Сформулируйте проблему, используя полученную информацию.



На экзамене часто приходится работать с достаточно сложным текстом, и могут возникнуть затруднения с нахождением проблемы. В этом случае могут помочь следующие приемы (Приложение 6):

- Прием «Ключевое слово». Выделение нужных слов и словосочетаний в экзаменационных материалах.

- «Подсказки». Использование тестовых заданий, связанных с анализом текста.

- «Рецензия». Использование рецензии для нахождения проблемы.

- «Вопросительное предложение». Проверка наличия в тексте вопросительных предложений.

Проблему можно сформулировать двумя способами: в форме существительного в Р.п. или в форме вопросительного предложения.

В приложении 7 вы можете их увидеть.

Слова-помощники для формулировки проблемы:

Если формулируете в Р.п., то вам помогут слова:

Если формулируете в виде вопроса, то вам помогут следующие конструкции:

- отношение

- взаимоотношение

- воздействие

- взаимодействие

- влияние

- роль

- восприятие

- проявления

- ценности

Как нужно относиться...?

Как следует относиться...?

Почему важно +глагол...?

Почему нужно +глагол...?

Что такое +существительное...?

Для чего нужно...+глагол?

Для чего нужен (на, ны) ...+существительное?

В чем причина...?

Какова роль... в жизни человека?

Что такое...?

Что важнее: _ или _?

Что необходимо...?

В чем различие между _ и _?

Что такое истинная (ое, ый)...?

Что значит ...?



Для определения проблемы меня заинтересовал еще один эффективный прием - Клоуз-тест (cloze-test) (Приложение 6). Клоуз - тест – это текст с пропущенными компонентами (отдельными словами, но не только), так принято называть в лингвистике и методике преподавания русского языка. Задача выполняющего клоуз-тест - вставить эти компоненты, создать новый текст. Клоуз-тест был разработан и предложен американским ученым В. Тейлором.

Подобное задание есть в КИМе ЕГЭ - это задание 26, в олимпиадных заданиях Всероссийской олимпиады школьников. Мы с вами проходим дистанционные курсы Академии Минпросвещения в промежуточной аттестации и в итоговой аттестации также выполняем подобные задания. При подготовке к написанию сочинения этот прием помогает мне формировать умение находить проблему текста на этапе научения и при написании пояснений в комментарии.

- Определенные трудности вызывает составление комментария к проблеме. Это следующий этап.

Что такое комментарий? КОММЕНТАРИЙ – это пояснительные замечания по поводу сформулированной проблемы текста. Успешное написание комментария гарантирует получение 3 баллов. По структуре очень похож на сочинение 13.2, отчасти 13.3. ОГЭ. Это делает его понятнее учащимся. Обязательно нужно показать детям разницу между комментарием и простым пересказом, который в сочинении недопустим. Учу детей использовать слова-подсказки (Приложение 8) и речевые клише. Очень важно соблюдать логику комментирования, потому что комментарий связывает проблему, которую учащийся сформулировал ранее, с авторской позицией, о которой будет говорить позже: показать ход мысли автора, как именно он раскрывает сформулированную проблему, подводя читателей к определённому выводу.

В формулировке задания 27 четко указано, что должно быть в комментарии:два примера-иллюстрации с пояснениями и проанализированная смысловая связь между ними.

- Обращаю внимание детей на содержание критерия К2:

Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.

1.Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы исходного текста.

2.Дано пояснение к каждому из примеров - иллюстраций.

3.Проанализирована указанная смысловая связь между примерами-иллюстрациями

3 балла



Выдаю детям Памятку «План комментария» (Слайд).

- И таблицу-подсказку «Структура комментария» (Приложение 9)

5 элементов Комментария

Речевые клише

1

Довод-утверждение + пример-иллюстрация

(исходный текст)

«Автор раскрывает проблему на примере…», «Проблема раскрывается автором на примере…», «Автор обращает

внимание читателя на …», «Не случайно автор изображает (кого, что?) …», «Поступок героя

свидетельствует о том, что…», «В качестве примера автор рассматривает…»

2

Пояснение

(мысли самого ученика по поводу примера-иллюстрации)

«Этот пример показывает …»

3

Довод-утверждение + второй пример-иллюстрация

(исходный текст)

«Далее автор показывает…»

«Чтобы показать проблему более значимой, автор …»

4

Пояснение

(мысли самого ученика по поводу примера-иллюстрации)

«Этот пример убедительно доказывает, что…», «Писатель убеждает читателя в том, что… Этот пример показывает, что…», «Этот пример убедительно доказывает, что…», «Эти слова содержат глубокий смысл, который можно обозначить так …», «Автор неслучайно обращает внимание на …», «Эти события

(факты, примеры) помогают понять …», «Автор отмечает, описывает, подчеркивает, останавливается на …, опирается на мнение…, сопоставляет, подтверждает свои мысли…»

5

Смысловая связь

(между примерами-иллюстрациями, анализ)

«Оба примеры дополняя друг друга, позволяют автору показать…», «Размышляя над проблемой, автор противопоставляет…», «Для сравнения автор обращается к …», «Оба примера, дополняя друг друга, дают ясно понять…», «Это рассуждение приводит автора к выводу о том, что…», «Несмотря на очевидную правоту героя, автор думает иначе …», «Объясняя причину поступка героя, автор приводит …»

- Знакомимся с разными Способами выражения смысловой связи между примерами-иллюстрациями (Приложение 10).

Связь между примерами- иллюстрациями

Вопросы

Способ выражения

в сочинении

1

Детализация

Можно ли привести

подробности?

Какие?

… так, например,…

… укажем детали…

2

Указание на следствие

Как это может сказаться

на…?

Из чего это следует?

Что с этим связано?

… вот почему…

3

Подтверждение

Как это подтверждается

автором?

… в подтверждение этих

мыслей автора…

4

Объяснение

Почему?

Чем это можно объяснить?

… автор объясняет это тем,

что…

… объясняется это тем, что…

5

Определение

Что обозначает это слово?

… это слово автор понимает

по- своему…

… значение этого слова

определяет…

6

Аналогия

На что это похоже?

… как и.., здесь

прослеживается

(обнаруживается)…

7

Выделение

Что здесь главное?

Что автор (рассказчик)

отмечает в первую очередь?

… автор текста фиксирует

внимание…


Сопоставление и

противопоставление

С чем это сравнивается?

Чему это

противопоставлено?

… сравним…

… автор противопоставляет…

… автор сравнивает…









- Таблицу с баллами (Приложение 11).

Кол-во баллов

Количество примеров

Пояснение

Смысловая связь

указана

Смысловая связь

проанализирована

Фактические ошибки

3

2

2

+

+

нет

2

2

2

+

-

нет

2

2

2

-

+

нет

1

1

1

-

-

нет

0

1

-

-

-

нет

0



+

-


0

2




+

0

0

-

-

-

-


Очень важно, чтобы дети хорошо знали критерии оценивания комментария. В этом помогают следующие практические приемы. (Приложение 10)

Прием «Умная пятёрка». Расставьте цифры, обозначающие пять элементов комментария:

1) пример-иллюстрация;

2) пояснение;

3) пример-иллюстрация;

4) пояснение;

5) смысловая связь.

Прием «Эксперт». Оцените указанный комментарий сочинения по прочитанному тексту.

- А чтобы запомнили структуру, предлагаю работу с использованием таких приемов как (Приложение 12):

1.«Деление текста на абзацы»;

2.«Восстановление деформированного текста»:

3.«Собирание текста из фрагментов».

Время у нас ограниченно, поэтому я на этом остановлюсь и перейдем к практической части нашего занятия.

IV. Практическая работа.

- Вам необходимо выполнить оставшиеся задания в рабочих листах. Сначала вспомним общий алгоритм работы по определению проблемы текста. Выполните задание 2.

Посмотрите на ответ, который должен был у вас получиться. (Фронтальная проверка).


- А сейчас продолжите работу над заданиямипотексту Василия ИвановичаБелова из Демонстрационного варианта ЕГЭ 2024 г. Вам нужно определить проблему и составить Памятку для педагога. В помощь предлагаю использовать справочный материал в Приложении. Задания распределите между членами группы, определите, кто будет презентовать работу. Работаем 5 минут.



V. Подведение итогов практической работы.

- А сейчас я приглашаю представителей …

1 группа: Участники 1 группы представят результат работы надпрактическим заданием 3 с использованием приема «Подсказки».

2 группа: прокомментирует выполнение задание 3, применяя прием «Рецензия».

3 группа: комментирует выполнение практического задания 3, работая с приемами «Эксперт» и «Клоуз – тест».

4 группа: представят результат работы над Памяткой «Работа педагога с детьми по определению проблемы текста».


По итогам ЕГЭ 2023 года мои выпускники получили неплохие результаты за сочинение. Самый минимальный балл – 11, максимальный – 24. Баллы по критериям 1-6, 11-12 получили все 100% ребят, по уровню своих возможностей.

В 2024 году мои дети сдавали ОГЭ. С изложением справились все ребята. Получили 5-6 баллов, только один выпускник – 3 балла. Писали сочинение 13.3., справились 94 % ребят. Получили от 5 до 7 баллов (8 чел – 7 баллов).

В работы ЕГЭ и ОГЭ 2024 года были внесены значительные изменения, чтобы правильно построить подготовку нужно было изучать рекомендации по подготовке к ЕГЭ Цыбулько Ирины Петровны,пособие Натальи Аркадьевны Сениной, Андрея Георгиевича Нарушевича «Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки», слушать вебинары по данной теме.

Таким образом, работа по плану с использованием Алгоритмов, разных приемов при подготовке к написанию сочинения ЕГЭ помогает ребятам запомнить логику сочинения-рассуждения, правильно делить текст на абзацы. Использование речевых клише вначале подготовки снимает напряжение и помогает мотивировать детей к написанию сочинения. Конечно, текст звучит шаблонно, но для некоторых ребят это просто необходимо. Мотивированные дети отходят от шаблонной речи, у них появляется свой стиль, язык, что подчеркивает индивидуальность сочинений. Постоянная и разнообразная работа по подготовке к выпускному экзамену по русскому языку помогает и учителю, и ученику преодолеть психологический дискомфорт во время итогового контроля знаний и получить положительный результат.


VI. Рефлексия. Прием «Все в твоих руках»

Прием «Все в твоих руках»

Уважаемые педагоги, на листе с таблицей, поставьте галочки напротив тех позиций, которые соответствуют вашему внутреннему ощущению.


Критерий оценки

Оценка

1

Для меня было многое важным и интересным


2

Использованные приемы на практикуме буду применять в своей деятельности.


3

Для меня было недостаточно данной информации.


4

Для меня было недостаточно данной информации.


5

Данные приёмы мне известны, но я их не применяю.


 

VII . Спасибо за внимание.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!