СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Работа с учебным текстом на уроках русского языка как средство развития читательской грамотности обучающихся»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Работа с учебным текстом на уроках русского языка как средство развития читательской грамотности обучающихся»»



«Работа с учебным текстом на уроках русского языка как средство развития читательской грамотности обучающихся»


Лымарева Н. П.,
учитель русского языка и литературы
МАОУ Слобода-Бешкильская СОШ

Любой учитель скажет, что успеваемость и успешность ученика напрямую зависят от сформированности у него навыков чтения. Чем хуже читает и понимает прочитанное ребенок, тем хуже он учится. При этом неважно, о каком школьном предмете идет речь: о литературе или алгебре. Изучение всех наук прежде всего основано на чтении. Даже простое задание к математическому примеру – это текст, и от умения его понять зависит, насколько верно ученик справится с этим заданием.

Читательская грамотность является одним из компонентов функциональной грамотности, определяется как способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Еще совсем недавно ценность книги и чтения была неопровержима. Но на сегодняшний день ситуация выглядит по-другому. Читательские пристрастия и привычки, картины массового чтения изменились.

Недостаток чтения обуславливают и недостатки интеллектуального развития, что вполне объяснимо. В старших классах резко увеличивается объем информации, и нужно не только много читать и запоминать, но, главным образом, анализировать, обобщать, делать выводы. При неразвитом навыке чтения это оказывается невозможным. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературы, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей.

Так как же создать атмосферу творчества на уроке, заинтересовать детей учебным материалом, пробудить интерес к чтению литературы. Одним из путей достижения этой цели является развитие читательской грамотности учащихся.

Читательская грамотность учащегося основной общеобразовательной школы связана с его способностью к чтению и пониманию учебных текстов, с умением извлекать информацию из текста, интерпретировать и использовать её при решении учебных и учебно-практических задач, а также в повседневной жизни.

Умение наблюдать, классифицировать, анализировать и синтезировать- основополагающие методы работы с любым текстом, лексическим материалом. Решая практические задачи, ученик применяет знакомые ему формулы решения, отсеивает ненужную информацию, формулирует умение логически выстраивать свой ответ, соотносит известное с неизвестным или со своим жизненным опытом, учится высказывать и доказывать своё мнение.

Современная методическая литература предлагает различные варианты работы по формированию ЧГ. Так, например, формирование ЧГ может происходить через систему упражнений (по Г. А. Цукерман), направленных как на работу с текстом, так и внетекстовое знание.

1. Найти и извлечь информацию.

2. Интегрировать и интерпретировать сообщения текста.

3. Осмыслить и оценить или содержание текста, или форму.


Таким образом, задания упражнений можно разделить на 3 группы:

1. Задания на поиск и извлечение информации.

2. Задания на интерпретацию и преобразование.

3. Задания на оценку и критическое осмысление информации.

Работа с текстом

Внетекстовое знание


В процессе работы формируются умения поиска и извлечения информации, интерпретации и преобразования материала, оценки и критического осмысления прочитанного.

Данные задания легко выстраиваются в систему работу с определенным текстом.

При составлении заданий на формирование ЧГ следует учитывать, что тексты бывают разных видов:

Сплошные тексты (без визуальных изображений) обычно состоят из предложений, которые соединены в абзацы. Абзацы в свою очередь могут быть соединены в параграфы, главы и т.д. Абзацы и более крупные единицы текста организованы иерархически и обозначены заголовками и подзаголовками.

ПРИМЕР: художественные и научные тексты, статьи журналов (только текст), газет и интернет-страниц.

Несплошные тексты (включающие визуальные ряды, необходимые для понимания текста, с большей или меньшей степенью слияния с текстом). В таких текстах практически отсутствуют словесные пояснения, развернутые предложения.

ПРИМЕР: таблицы, графики, диаграммы, объявления, расписания, каталоги, формы.

Смешанные тексты – содержащие элементы сплошных и несплошных текстов.

ПРИМЕР: веб-страницы, инфографика, объявления и другие

К каждому тексту составляется, как правило, по 5-6 заданий разного вида:

Два задания на проверку умения находить информацию (одно трудное и одно легкое)

Два задания на проверку умения интерпретировать текст (одно трудное и одно легкое)

Два задания на проверку умения осмыслять и оценивать информацию (одно трудное и одно легкое).

Задания представлены следующими форматами:

• Закрытый тип – выбор одного или нескольких ответов.

• Открытый тип – в ответе необходимо вписать одно слово, последовательность букв или число.

• Сопоставление.

• Восстановление последовательности.

• Установление истинности.

Система заданий по формированию читательской грамотности обучающихся 5-9-х классов с

использованием открытого банка заданий на цифровой платформе представлена на http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost

Активные приёмы, используемые при изучении текстов, дают возможность не только поднять интерес у учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.



 

Сегодня я хотела бы представить вашему вниманию некоторый опыт по теме «Работа с учебным текстом на уроках русского языка как средство развития читательской грамотности обучающихся»

Методические приёмы, которые я использую на уроке , это :

  • Чтение учебной статьи по литературе или параграфа по русскому языку.

  • Составление различного вида планов.

  • Преобразование текстовой информации в схему или в таблицу .

  • Преобразование табличной или схематичной информации в текстовую.

Чтение с остановками.

Как можно работать над преобразование информации, давайте посмотрим на примере работы с учебной статьей из учебника Русский язык 7 класс авторы М. Т. Баранов, Т. А Ладыженская и другие. Москва, «Просвещение» 2014 год

Примерный ответ, который должен получиться у семиклассников:

Или другой пример на преобразование информации. Фрагмент урока в 6 классе по теме «Обобщение изученного об имени прилагательном»

Работа с опорной схемой.

Задание: используя опорную схему, составьте устное сообщение по теме «Имя прилагательное как часть речи»



При осмыслении информации по этой теме я использовала такие тексты.

Любишь ли ты родное село? Село Слобода-Бешкиль распол…жилось на берегу полно(водной) реки, которая называется Исетью. Летом посиди на ее песча(н,нн)ом2 берегу, вслушайся в ш…пот (не)спокойной волны ш…рох речных ив. Может быть, они расскажут тебе уд…вительную историю возникновения села.

Село Слобода-Бешкиль основано в д…лёком 1668 году. В центре села возвышается каме(н,нн)ая церковь , построенная в 1850 году в честь Рождества Христова.

По соседству со стари(н,нн)ым(3) храмом, которому в 2022 году исполнится 172 года, распол…гается средняя общеобразовательная школа.

И зимой Слобода-Бешкиль красива! Посмотри на ее окрестности. Милее картины (не) найдёш(?)

Люби свою малую родину, интересуйся её историей!

Работа с текстом

Задание: Прочитайте и озаглавьте текст.

  1. Какова тема и основная мысль текста. Прочитайте предложение, в котором идея выражена наиболее четко.

  2. Выполните синтаксический разбор выделенного предложения.

  3. Выпишите слова со скобками, объясните написание прилагательных, обозначьте орфограммы.

  4. Выполните грамматические разборы, указанные в тесте.

 И работа на осмысление учебного текста.

Задание: внимательно прочитайте текст и выполните задания к нему.

Учимся читать лингвистический текст.

Имя прилагательное.

Прилагательные делятся на качественные, относительные и притяжательные.

С помощью прилагательных предмет можно охарактеризовать с самых разных точек зрения.

Есть прилагательные, которые обозначают качество предмета, то есть такой признак, который может быть у предмета в большей или меньшей степени: сильный – сильнее – более сильный. Такие прилагательные называются качественными. С помощью качественных прилагательных можно дать общую оценку предмету ( красивое лицо, безобразное поведение), охарактеризовать предмет по величине (большое яблоко), по весу (тяжёлая сумка), по запаху ( душистый ландыш), по температуре (тёплое молоко), по действию (пугливый заяц) и т.п.

Качественные прилагательные помогают дать характеристику человеку или другому живому существу: его внешним качествам (худой, загорелый, румяный, юркий) и внутренним свойствам (добрый, мудрый, гордый и т.д.)

Есть в русском языке прилагательные, которые обозначают признак предмета по отношению к другому предмету. Например: серебряный сосуд – сосуд из серебра, детские игрушки – игрушки для детей. Такие прилагательные называются относительными. Относительные прилагательные могут обозначать признак по отношению к материалу, из которого изготовлен предмет (меховое пальто – пальто из меха), по назначению предмета (спортивный костюм – костюм для спорта), по отношению предмета ко времени ( утренний поезд – поезд, который отправляется утром), к месту (московские улицы – улицы Москвы), к количеству (пятиэтажный дом) и т. п.

Имеется в русском языке также группа прилагательных, которые обозначают признак по принадлежности предмета к какому-то лицу или животному ( мамино платье, Серёжина книга, волчьи следы) Такие прилагательные называются притяжательными

(& 85 учебник 5 класса под. ред. М. М. Разумовской)



Задание1. Из какого источника взята информация об имени прилагательном?

Задание 2. На основе текста продолжите фразу, выделив только основную информацию (определение):

Качественными именами прилагательными называются ________________

_________________________________________________________________Задание 3. На основе текста продолжите фразу, выделив только основную информацию (определение):

Относительными именами прилагательными называются ________________

Задание 4. На основе текста продолжите фразу, выделив только основную информацию (определение):

Притяжательными именами прилагательными называются ________________

________________________________________________________

Задание 5. Соотнести разряд прилагательного и обозначаемый им признак (ответ запишите соотношением цифры и буквы), заполните пустые клетки необходимой информацией:



  1. Качественные

прилагательные

А. Признак по отношению к материалу


2. 

Б. Признак по запаху


3. 

В. Волчьи следы

Г. Признак по действию


Напишите, увидели ли вы логическое нарушение в колонке А, Б, В, Г. Ответ обоснуйте.

Ещё один пример работы с учебным текстом на уроке русского языка при изучении темы «Односоставные предложения»



  • Задание. . Прочитайте текст учебника (параграф 75, стр 24 – 27) и заполни пропуски в схеме.

Односоставные предложения



Прочитайте текст № 2 и выполните задание после текста.

  • Грамматическая основа предложения может состоять из двух главных членов, а может и из одного: или только сказуемого, или только подлежащего: 1) Лениво и тяжко плывут облака… 2) Забудь заботы и печали… 3) Туман сырого сада… (А.Блок). Как видно из примеров, в первом предложении для понимания его смысла необходимы обо главных члена: и подлежащее, и сказуемое. Для передачи и понимания смысла второго и третьего предложений достаточно какого-то одного главного члена.

  • Предложения, в которых имеются два главных члена (и подлежащее, и сказуемое), являются двусоставными. Если же в предложении есть только один главный член (подлежащее или сказуемое),то такое предложение является односоставным.

  • Односоставные предложения с главным членом сказуемым называются глагольными. По значению и по форме выражения главного члена эти предложения делятся на следующие группы:

  • Определенно-личные: Спешу домой.

  • Неопределенно-личные: По вечерам нам читали сказки.

  • Обобщенно-личные: На деньги ума не купишь. (Пословица)

  • Безличные: Смеркается. Мне страшно.



Выскажите своё согласие/несогласие с данными утверждениями:

Утверждение

Да

Нет

1.

Односоставные предложения – это предложения с неполной грамматической основой



2.

Определённо-личные предложения придают экспрессию речи



3.

Определённо-личные предложения не используются в научном стиле



4.

Поэты обычно не любят определённо-личные предложения



5.

В определённо-личных предложениях сказуемое выражается глаголом в форме 1 или 2 лица единственного числа



6.

Определённо-личные предложения распространены в разговорном стиле



7.

Глагол-сказуемое в определённо-личных предложениях не может быть употреблён в повелительном наклонении



8.

Сказуемое в определённо-личном предложении может употребляться только в единственном числе



9.

Определённо-личным предложениям свойственны лаконизм, динамичность, экспрессия



10.

Определённо-личным предложениям синонимичны двусоставные с подлежащим - местоимением



11.

Определённо-личные предложения могут быть распространёнными



12.

В определённо-личных предложениях часто используются обращения









Задание к тексту 1 и 2. Используя информацию об односоставных предложениях из текста параграфа 75 и текста № 2, подпиши, на какие виды односоставных предложений указывают подсказки.






Текст 3

По строению грамматической основы простые предложения делятся на двусоставные и односоставные. Предложения, грамматическая основа которых состоит из подлежащего и сказуемого, называются двусоставными. Предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена, называются односоставными. В истории русского языкознания вопрос о сущности односоставного предложения решался по-разному.

Так, ученые-лингвисты Буслаев Федор Иванович и Востоков Александр Христофорович рассматривали односоставные предложения как неполные, поскольку считали, что предложение как синтаксическая единица должно быть только двучленным, т.е. с двумя главными членами.

Некоторые ученые, например, Александр Афанасьевич Потебня, считали немыслимым предложение без сказуемого, поэтому назывные предложения относили к неполным.

Огромный вклад в изучение синтаксиса, в частности односоставных предложений, внес великий русский лингвист Алексей Александрович Шахматов. В его книге «Синтаксис русского языка», по словам В.Виноградова, «Впервые собран колоссальный материал, характеризующий поразительное разнообразие синтаксических конструкций современного русского языка»

А.А.Шахматов первым в истории нашей науки выделил типы односоставных предложений и описал особенности их строения. Многие синтаксические идеи Шахматова до сих пор не потеряли своей актуальности.

В настоящее время выделение односоставных предложений в отдельный структурный тип простого предложения не вызывает сомнения. Однако в вопросе деления их на группы, а также ограничения их видов еще не достигнуто единства во взглядах.

Задание: Используя информацию из текстов 2 и 3, проведи соответствие между утверждением и его автором.

1.Первым в истории нашей науки выделил типы односоставных предложений и описал особенности их строения.

2. Рассматривал односоставные предложения как неполные.

3. Сказал об определённо-личных предложениях: «Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к украшению и важности служит».

4. Считал немыслимым предложение без сказуемого, поэтому назывные предложения относили к неполным.

5. Сказал об А.А.Шахматове: «Впервые собран колоссальный материал, характеризующий поразительное разнообразие синтаксических конструкций современного русского языка»

6. Отмечал преимущество определенно-личных односоставных предложений перед синонимичными двусоставными: указание лица в последних придает речи лишь более спокойный тон, делает ее «более вялой, разжиженной»

 

 

А. Буслаев Ф. И.

Б. Востоков А. Х.

В. Потебня А. А.

Г. Виноградов В. В.

Д. Шахматов А. А.

Е. Ломоносов М. В.

Ж. А.М. Пешковский





Итак, надеюсь, что применения описанных приемов работы с текстом на уроках дадут положительные результаты.

Текст для учеников - источник новой информации, и которую они должны уметь разделять на главную и второстепенную, преобразовывать в различные графические модели, таблицы, схемы, рисунки, план, тезисы.

Учащиеся на таких приёмах овладевают навыками аналитического чтения: анализа, сравнения, обобщения, систематизации, интерпретации информации, содержащейся в текстах.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!