«Работа с учебным текстом на уроках русского языка как средство развития читательской грамотности обучающихся»
Лымарева Н. П.,
учитель русского языка и литературы
МАОУ Слобода-Бешкильская СОШ
Любой учитель скажет, что успеваемость и успешность ученика напрямую зависят от сформированности у него навыков чтения. Чем хуже читает и понимает прочитанное ребенок, тем хуже он учится. При этом неважно, о каком школьном предмете идет речь: о литературе или алгебре. Изучение всех наук прежде всего основано на чтении. Даже простое задание к математическому примеру – это текст, и от умения его понять зависит, насколько верно ученик справится с этим заданием.
Читательская грамотность является одним из компонентов функциональной грамотности, определяется как способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Еще совсем недавно ценность книги и чтения была неопровержима. Но на сегодняшний день ситуация выглядит по-другому. Читательские пристрастия и привычки, картины массового чтения изменились.
Недостаток чтения обуславливают и недостатки интеллектуального развития, что вполне объяснимо. В старших классах резко увеличивается объем информации, и нужно не только много читать и запоминать, но, главным образом, анализировать, обобщать, делать выводы. При неразвитом навыке чтения это оказывается невозможным. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературы, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей.
Так как же создать атмосферу творчества на уроке, заинтересовать детей учебным материалом, пробудить интерес к чтению литературы. Одним из путей достижения этой цели является развитие читательской грамотности учащихся.
Читательская грамотность учащегося основной общеобразовательной школы связана с его способностью к чтению и пониманию учебных текстов, с умением извлекать информацию из текста, интерпретировать и использовать её при решении учебных и учебно-практических задач, а также в повседневной жизни.
Умение наблюдать, классифицировать, анализировать и синтезировать- основополагающие методы работы с любым текстом, лексическим материалом. Решая практические задачи, ученик применяет знакомые ему формулы решения, отсеивает ненужную информацию, формулирует умение логически выстраивать свой ответ, соотносит известное с неизвестным или со своим жизненным опытом, учится высказывать и доказывать своё мнение.
Современная методическая литература предлагает различные варианты работы по формированию ЧГ. Так, например, формирование ЧГ может происходить через систему упражнений (по Г. А. Цукерман), направленных как на работу с текстом, так и внетекстовое знание.
1. Найти и извлечь информацию.
2. Интегрировать и интерпретировать сообщения текста.
3. Осмыслить и оценить или содержание текста, или форму.
Таким образом, задания упражнений можно разделить на 3 группы:
1. Задания на поиск и извлечение информации. | 2. Задания на интерпретацию и преобразование. | 3. Задания на оценку и критическое осмысление информации. |
Работа с текстом | Внетекстовое знание |
В процессе работы формируются умения поиска и извлечения информации, интерпретации и преобразования материала, оценки и критического осмысления прочитанного.
Данные задания легко выстраиваются в систему работу с определенным текстом.
При составлении заданий на формирование ЧГ следует учитывать, что тексты бывают разных видов:
Сплошные тексты (без визуальных изображений) обычно состоят из предложений, которые соединены в абзацы. Абзацы в свою очередь могут быть соединены в параграфы, главы и т.д. Абзацы и более крупные единицы текста организованы иерархически и обозначены заголовками и подзаголовками.
ПРИМЕР: художественные и научные тексты, статьи журналов (только текст), газет и интернет-страниц.
Несплошные тексты (включающие визуальные ряды, необходимые для понимания текста, с большей или меньшей степенью слияния с текстом). В таких текстах практически отсутствуют словесные пояснения, развернутые предложения.
ПРИМЕР: таблицы, графики, диаграммы, объявления, расписания, каталоги, формы.
Смешанные тексты – содержащие элементы сплошных и несплошных текстов.
ПРИМЕР: веб-страницы, инфографика, объявления и другие
К каждому тексту составляется, как правило, по 5-6 заданий разного вида:
Два задания на проверку умения находить информацию (одно трудное и одно легкое)
Два задания на проверку умения интерпретировать текст (одно трудное и одно легкое)
Два задания на проверку умения осмыслять и оценивать информацию (одно трудное и одно легкое).
Задания представлены следующими форматами:
• Закрытый тип – выбор одного или нескольких ответов.
• Открытый тип – в ответе необходимо вписать одно слово, последовательность букв или число.
• Сопоставление.
• Восстановление последовательности.
• Установление истинности.
Система заданий по формированию читательской грамотности обучающихся 5-9-х классов с
использованием открытого банка заданий на цифровой платформе представлена на http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost
Активные приёмы, используемые при изучении текстов, дают возможность не только поднять интерес у учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.
Сегодня я хотела бы представить вашему вниманию некоторый опыт по теме «Работа с учебным текстом на уроках русского языка как средство развития читательской грамотности обучающихся»
Методические приёмы, которые я использую на уроке , это :
Чтение учебной статьи по литературе или параграфа по русскому языку.
Составление различного вида планов.
Преобразование текстовой информации в схему или в таблицу .
Преобразование табличной или схематичной информации в текстовую.
Чтение с остановками.
Как можно работать над преобразование информации, давайте посмотрим на примере работы с учебной статьей из учебника Русский язык 7 класс авторы М. Т. Баранов, Т. А Ладыженская и другие. Москва, «Просвещение» 2014 год
Примерный ответ, который должен получиться у семиклассников:
Или другой пример на преобразование информации. Фрагмент урока в 6 классе по теме «Обобщение изученного об имени прилагательном»
Работа с опорной схемой.
Задание: используя опорную схему, составьте устное сообщение по теме «Имя прилагательное как часть речи»
При осмыслении информации по этой теме я использовала такие тексты.
Любишь ли ты родное село? Село Слобода-Бешкиль распол…жилось на берегу полно(водной) реки, которая называется Исетью. Летом посиди на ее песча(н,нн)ом2 берегу, вслушайся в ш…пот (не)спокойной волны ш…рох речных ив. Может быть, они расскажут тебе уд…вительную историю возникновения села.
Село Слобода-Бешкиль основано в д…лёком 1668 году. В центре села возвышается каме(н,нн)ая церковь , построенная в 1850 году в честь Рождества Христова.
По соседству со стари(н,нн)ым(3) храмом, которому в 2022 году исполнится 172 года, распол…гается средняя общеобразовательная школа.
И зимой Слобода-Бешкиль красива! Посмотри на ее окрестности. Милее картины (не) найдёш(?)
Люби свою малую родину, интересуйся её историей!
Работа с текстом
Задание: Прочитайте и озаглавьте текст.
Какова тема и основная мысль текста. Прочитайте предложение, в котором идея выражена наиболее четко.
Выполните синтаксический разбор выделенного предложения.
Выпишите слова со скобками, объясните написание прилагательных, обозначьте орфограммы.
Выполните грамматические разборы, указанные в тесте.
И работа на осмысление учебного текста.
Задание: внимательно прочитайте текст и выполните задания к нему.
Учимся читать лингвистический текст.
Имя прилагательное.
Прилагательные делятся на качественные, относительные и притяжательные.
С помощью прилагательных предмет можно охарактеризовать с самых разных точек зрения.
Есть прилагательные, которые обозначают качество предмета, то есть такой признак, который может быть у предмета в большей или меньшей степени: сильный – сильнее – более сильный. Такие прилагательные называются качественными. С помощью качественных прилагательных можно дать общую оценку предмету ( красивое лицо, безобразное поведение), охарактеризовать предмет по величине (большое яблоко), по весу (тяжёлая сумка), по запаху ( душистый ландыш), по температуре (тёплое молоко), по действию (пугливый заяц) и т.п.
Качественные прилагательные помогают дать характеристику человеку или другому живому существу: его внешним качествам (худой, загорелый, румяный, юркий) и внутренним свойствам (добрый, мудрый, гордый и т.д.)
Есть в русском языке прилагательные, которые обозначают признак предмета по отношению к другому предмету. Например: серебряный сосуд – сосуд из серебра, детские игрушки – игрушки для детей. Такие прилагательные называются относительными. Относительные прилагательные могут обозначать признак по отношению к материалу, из которого изготовлен предмет (меховое пальто – пальто из меха), по назначению предмета (спортивный костюм – костюм для спорта), по отношению предмета ко времени ( утренний поезд – поезд, который отправляется утром), к месту (московские улицы – улицы Москвы), к количеству (пятиэтажный дом) и т. п.
Имеется в русском языке также группа прилагательных, которые обозначают признак по принадлежности предмета к какому-то лицу или животному ( мамино платье, Серёжина книга, волчьи следы) Такие прилагательные называются притяжательными
(& 85 учебник 5 класса под. ред. М. М. Разумовской)
Задание1. Из какого источника взята информация об имени прилагательном?
Задание 2. На основе текста продолжите фразу, выделив только основную информацию (определение):
Качественными именами прилагательными называются ________________
_________________________________________________________________Задание 3. На основе текста продолжите фразу, выделив только основную информацию (определение):
Относительными именами прилагательными называются ________________
Задание 4. На основе текста продолжите фразу, выделив только основную информацию (определение):
Притяжательными именами прилагательными называются ________________
________________________________________________________
Задание 5. Соотнести разряд прилагательного и обозначаемый им признак (ответ запишите соотношением цифры и буквы), заполните пустые клетки необходимой информацией:
Качественные прилагательные | А. Признак по отношению к материалу | |
2. | Б. Признак по запаху | |
3. | В. Волчьи следы Г. Признак по действию | |
Напишите, увидели ли вы логическое нарушение в колонке А, Б, В, Г. Ответ обоснуйте.
Ещё один пример работы с учебным текстом на уроке русского языка при изучении темы «Односоставные предложения»
Задание. . Прочитайте текст учебника (параграф 75, стр 24 – 27) и заполни пропуски в схеме.
Односоставные предложения
Прочитайте текст № 2 и выполните задание после текста.
Грамматическая основа предложения может состоять из двух главных членов, а может и из одного: или только сказуемого, или только подлежащего: 1) Лениво и тяжко плывут облака… 2) Забудь заботы и печали… 3) Туман сырого сада… (А.Блок). Как видно из примеров, в первом предложении для понимания его смысла необходимы обо главных члена: и подлежащее, и сказуемое. Для передачи и понимания смысла второго и третьего предложений достаточно какого-то одного главного члена.
Предложения, в которых имеются два главных члена (и подлежащее, и сказуемое), являются двусоставными. Если же в предложении есть только один главный член (подлежащее или сказуемое),то такое предложение является односоставным.
Односоставные предложения с главным членом сказуемым называются глагольными. По значению и по форме выражения главного члена эти предложения делятся на следующие группы:
Определенно-личные: Спешу домой.
Неопределенно-личные: По вечерам нам читали сказки.
Обобщенно-личные: На деньги ума не купишь. (Пословица)
Безличные: Смеркается. Мне страшно.
Выскажите своё согласие/несогласие с данными утверждениями:
№ | Утверждение | Да | Нет |
1. | Односоставные предложения – это предложения с неполной грамматической основой | | |
2. | Определённо-личные предложения придают экспрессию речи | | |
3. | Определённо-личные предложения не используются в научном стиле | | |
4. | Поэты обычно не любят определённо-личные предложения | | |
5. | В определённо-личных предложениях сказуемое выражается глаголом в форме 1 или 2 лица единственного числа | | |
6. | Определённо-личные предложения распространены в разговорном стиле | | |
7. | Глагол-сказуемое в определённо-личных предложениях не может быть употреблён в повелительном наклонении | | |
8. | Сказуемое в определённо-личном предложении может употребляться только в единственном числе | | |
9. | Определённо-личным предложениям свойственны лаконизм, динамичность, экспрессия | | |
10. | Определённо-личным предложениям синонимичны двусоставные с подлежащим - местоимением | | |
11. | Определённо-личные предложения могут быть распространёнными | | |
12. | В определённо-личных предложениях часто используются обращения | | |
Задание к тексту 1 и 2. Используя информацию об односоставных предложениях из текста параграфа 75 и текста № 2, подпиши, на какие виды односоставных предложений указывают подсказки.
Текст 3
По строению грамматической основы простые предложения делятся на двусоставные и односоставные. Предложения, грамматическая основа которых состоит из подлежащего и сказуемого, называются двусоставными. Предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена, называются односоставными. В истории русского языкознания вопрос о сущности односоставного предложения решался по-разному.
Так, ученые-лингвисты Буслаев Федор Иванович и Востоков Александр Христофорович рассматривали односоставные предложения как неполные, поскольку считали, что предложение как синтаксическая единица должно быть только двучленным, т.е. с двумя главными членами.
Некоторые ученые, например, Александр Афанасьевич Потебня, считали немыслимым предложение без сказуемого, поэтому назывные предложения относили к неполным.
Огромный вклад в изучение синтаксиса, в частности односоставных предложений, внес великий русский лингвист Алексей Александрович Шахматов. В его книге «Синтаксис русского языка», по словам В.Виноградова, «Впервые собран колоссальный материал, характеризующий поразительное разнообразие синтаксических конструкций современного русского языка»
А.А.Шахматов первым в истории нашей науки выделил типы односоставных предложений и описал особенности их строения. Многие синтаксические идеи Шахматова до сих пор не потеряли своей актуальности.
В настоящее время выделение односоставных предложений в отдельный структурный тип простого предложения не вызывает сомнения. Однако в вопросе деления их на группы, а также ограничения их видов еще не достигнуто единства во взглядах.
Задание: Используя информацию из текстов 2 и 3, проведи соответствие между утверждением и его автором.
1.Первым в истории нашей науки выделил типы односоставных предложений и описал особенности их строения. 2. Рассматривал односоставные предложения как неполные. 3. Сказал об определённо-личных предложениях: «Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к украшению и важности служит». 4. Считал немыслимым предложение без сказуемого, поэтому назывные предложения относили к неполным. 5. Сказал об А.А.Шахматове: «Впервые собран колоссальный материал, характеризующий поразительное разнообразие синтаксических конструкций современного русского языка» 6. Отмечал преимущество определенно-личных односоставных предложений перед синонимичными двусоставными: указание лица в последних придает речи лишь более спокойный тон, делает ее «более вялой, разжиженной» | А. Буслаев Ф. И. Б. Востоков А. Х. В. Потебня А. А. Г. Виноградов В. В. Д. Шахматов А. А. Е. Ломоносов М. В. Ж. А.М. Пешковский |
Итак, надеюсь, что применения описанных приемов работы с текстом на уроках дадут положительные результаты.
Текст для учеников - источник новой информации, и которую они должны уметь разделять на главную и второстепенную, преобразовывать в различные графические модели, таблицы, схемы, рисунки, план, тезисы.
Учащиеся на таких приёмах овладевают навыками аналитического чтения: анализа, сравнения, обобщения, систематизации, интерпретации информации, содержащейся в текстах.