СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Расширение лингвистического кругозора школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Процессы глобализации общественной жизни приводят к тому, что иностранный язык становится средством для установления и развития межнациональной и межкультурной коммуникации. Предмет «иностранный язык» выходит на новый уровень значимости в сфере общего образования. Современному учителю важно видеть свою задачу – научить английскому языку так, что дальше на своем пути саморазвития, самообразования и самосовершенствования ученик мог использовать знания языка для расширения кругозора и приобретения необходимых сведений в любой области знания.

Просмотр содержимого документа
«Расширение лингвистического кругозора школьников»

Лингвистический кругозор и факторы его развития.

Очень часто в научных статьях, рабочих программах по иностранному языку встречается фраза «расширение лингвистического кругозора», хотя современные учёные и методисты предпочитают заменять слово «кругозор» на более современное «компетенция». Попробуем разобраться что же такое лингвистический кругозор или лингвистическая компетенция:

Лингвистический кругозор подразумевает знания о языке как общественном явле­нии и знаковой системе, об устройстве языка и его функционировании. Он представляет собой результат осмысления речевого опыта обучающимися, включает в себя знание основ науки о русском языке, предполагает усвоение комплекса лингвистических понятий. Также подразумевает под собой формирование представлений о том, как устроен иностранный язык, что и как в нем изменяется, какие аспекты являются наиболее острыми, усвоение тех сведений о роли языка в жизни общества и человека, на которых воспитывается постоянный устойчивый интерес к предмету..

Лингвистическая компетенция (или лингвистический кругозор) предполагает и формирование учебно-языковых умений и навыков. К ним относят прежде всего опознавательные умения: опознавать звуки, буквы, части слова, морфемы, части речи и т.д., отличать одно явление от другого. Вторая группа умений - классификационные: умения делить языковые явления на группы. Наконец, последняя группа - аналитические умения: производить фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический разбор,

Усвоение знаний о языке ни в коей мере не является самоцелью. Известно, одна из задач развития личности - "учить мыслить". "Многие науки, - писал К. Д. Ушинский, - обогащают только сознание дитяти, давая ему новые и новые факты: грамматика начинает развивать самосознание человека!" Она "является началом самонаблюдения человека над своей душевной жизнью... Внутренняя цель изучения грамматики отечественного языка вытекает из того ее значения, которое мы признали за грамматикой как началом самонаблюдений человека над собственным мышлением и выражением его в словах"

Лингвистическая компетенция обеспечивает познавательную культуру личности обучающегося, развитие логического мышления, памяти, воображения учащихся, овладение навыками самоанализа, самооценки, а также формирование лингвистической рефлексии как процесса осознания школьником своей речевой деятельности.

Выделяют три пути формирования лингвистической компетенции: 

-информационный;

-дискуссионный;

-творческий.

Информационный путь позволяет учителю передать новую информацию с помощью чтения учебно-познавательных материалов о языковедах и научных открытиях, пересказа прочитанного, сообщений, свободных диктантов, бесед, лекций.

Дискуссионный путь способствует формированию личной позиции, собственной точки зрения по обсуждаемому, спорному вопросу.

Творческий путь позволяет осмыслить вклад лингвистов в науку, оценить труды и открытия языковедов через сочинение-рассуждение, очерк, вымышленное интервью.

Любой из названных путей включает различные этапы работы с новой информацией:

  1. этап ознакомления (здесь сообщаются сведения по истории лингвистической науки и о научном вкладе русистов),

  2. этап усвоения, который позволяет запомнить, осмыслить, осознать новую научно-популярную информацию,

  3. этап интерпретации полученных сведений (основан на творческой переработке и самостоятельной оценке обучающимися спорных вопросов истории лингвистики).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!