Генерализировать материал естественнонаучных дисциплин вокруг одной цели, совмещения тем повторения и закрепления знаний, умений и навыков по физике, химии, математике на уроке.
1.Образовательная- способствовать формированию целостности знаний, их взаимосвязи при решении конкретных проблем в окружающем мире;
2.Воспитательная - прививать культуру умственного труда, умения работать коллективно, в группе, самостоятельно находить правильное решение поставленной цели и умение аргументированно отстаивать свою точку зрения;
3.Развивающая - расширять представления о единстве материального мира, развивать логическое мышление и находить творческий подход в решении поставленных задач
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Скриншоты используемых на уроке ресурсов |
Организационный момент. | Положительный настрой на урок. На фоне музыки Фредерика Шопена «Вальс дождя» | Приветствие Учитель химии Все в мире цепью связано нетленной, Все включено в один водоворот: Сорвешь цветок, А где- то во Вселенной В тот миг звезда взорвется и умрет… | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Слушают, анализируют, настраиваются на работу. О чем строки этого стиха? В чем его смысл? | Фредерика Шопена «Вальс дождя» |
Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия материала | Определение темы, цели и задач урока. | Мотивация к учебной деятельности. Учитель физики Внимание! «Черный ящик» У нее нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха; ее невозможно описать, ею наслаждаются, не ведая, что она необходима для жизни! Она и есть сама жизнь! Она наполняет вас радостью, которую не объяснишь вашими пятью чувствами. С ней возвращаются к вам силы, с которыми вы уже простились, в вас снова начинают бурлить высохшие родники вашего сердца. Она самое большое богатство на свете. Это … | Как вы думаете: что в черном ящике? О чем будет идти речь сегодня на уроке? О воде! А почему сегодня на уроке два учителя разного профиля? Формулируют тему урока, цель, задачи и план своей деятельности. | Целостное восприятие объекта! |
Актуализация ранее изученного материала | Повторение и актуализация опорных знаний. Организация самостоятельной деятельности учащихся по обобщению и повторению учебной информации на уровне «знание» | Активизирует работу - учитель физики - учитель химии Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок. Этот урок интегрированный, он помогает объединить знания по математике, химии, физике, биологии, географии для создания целостного представления об изучаемом объекте. Мы сегодня будем говорить о самом необычном веществе планеты, обладающем особыми свойствами и, безусловно, важнейшем для всего живого, – о воде. Учитель химии: Цель сегодняшнего урока синтезировать наши знания, которые вы получили на уроках физики, химии, математике. Систематизировать знания о физических и химических свойствах воды, с применением математического аппарата, и какую роль играет вода в нашей жизни. Учитель физики: О роли воды в природе ярко и точно сказал академик И.В.Петряев: «Разве вода – это только жидкость, что налита в стакан? Океан, покрывающий почти всю планету, всю нашу чудесную Землю, в которой миллионы лет назад зародилась жизнь, – это вода». Ваша задача сегодня на уроке показать, что для того описать это удивительное вещество – необходимо хорошо знать и физику, и химию, и математику, и биологию, и географию. | Учащиеся слушают, проверяют, что у них на столе для работы есть. | |
Организация и самоорганизация учащихся в ходе выполнения задания по обобщению и повторению материала по изученным курсам. Работа в группах | Работа в 2-х группах. Задание одинаковое | Предлагаем объединиться в удобные для вас группы. Если желаете. Задание: «Найти все, что можно». Оборудование: Сосуд с водой и лист ватмана для отчета, фломастеры. Кратко проговаривают, как на уроке характеризуется тело, его свойства, величины, связь между величинами, и что они должны сегодня показать на уроке - Целостное восприятие объекта! Учащиеся должны записать, измерить и вычислить с точки зрения математики, химии, физики ряд свойств о воде См (Приложение) | Учащиеся принимают предложение учителей, распределяются роли в группе, задания. | Результат работы оформляется на символических пазлах. Применяя фломастеры. Оформление четкое, правильное, грамотное. Защита работы по окончанию. Кто лучше справиться с работой – соответственно – оценка мах |
Защита работ | Собрать пазл на доске | Коррекция, на доске, если необходима делается учителем | Учащиеся оформляют доску, и защищают свою работу. | |
Домашнее задание. | Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | Учитель физики «Найди все, что можно» Можно взять: кусок туалетного мыла; парафиновая свеча; масло подсолнечное…. Оформить на формате А4 Но. Свяжите свою работу и с другими предметами: история, география, биология Комментирует домашнее задание, отвечает на вопросы учащихся. | Получают домашнее задание, задают вопросы учителю. | |
Подведение итогов. Рефлексия. | Проведение анализа (самоанализа) и оценка качества деятельности учащихся на уроке. | Учитель химии Организовывает подведение итогов. Для сдачи ЕГЭ- это необходимое повторение материала. Учащимся предлагается выпить минеральной воды один глоток, и высказаться по поводу проведенного урока, делая вывод о том, что «нельзя- выпить глоток воды, и вдоволь напиться»! Так и рассматривать, изучать окружающий тебя мир нельзя однобоко! | Учащиеся пьют воду, и делятся мнением о работе, проведенную сегодня на уроке. Самооценка в группах | «нельзя- выпить глоток воды, и вдоволь напиться»! |
Дополнительная информация |
Каким образом данный урок/ занятие будет содействовать реализации новых ФГОС: | На уроке реализуются все виды УУД. Благодаря межпредметной интеграции, учащиеся осознанно переносят знания с одного предмета на другой, в результате чего получают целостностную картину мира. Повышается познавательный интерес, развивается логика мышления, формируется умение сравнивать, обобщать классифицировать, анализировать, синтезировать. На уроке учитель: 1. Мотивирует учащихся. 2. Формирует УУД, основываясь на опыт учащихся. 3. Формирует выполнение УУД включением в практику, организует самоконтроль деятельности учащихся на каждом этапе урока. На уроке ученики: 1. Самостоятельно озвучивают тему, цель и задачи урока. 2. Создает алгоритм действий на уроке. 3. Выбирает необходимые ресурсы. 4. Соотносит полученный и запланированный результат, планирует свою дальнейшую деятельность. На данном уроке прослеживается связь с математикой, физикой, химией, географией, биологией. |
Ресурсы, оборудование и материалы | Smart-доска Лист ватмана для защиты работы учащихся в группе Измерительный стакан с водой Минеральная вода, одноразовые стаканы фломастеры |
Список учебной и дополнительной литературы | Справочники по физике и химии |
Ссылки на использованные интернет- ресурсы | Фото из интернета для презентации к уроку. «Вальс дождя», автор Фредерик Шопен Стихотворение Льва Куклина |
Используемые педагогические технологии, методы и приемы | Проблемное обучение Исследование в форме эксперимента, владение изучаемым материалом, применение УУД. Организация фронтальной, индивидуальной работы; работы в парах, группах. Практичность теории осуществляется через практические задачи, полезность которых очевидна. Обсуждение домашнего задания. |
Физика | Химии | Биология | География |
-Агрегатные состояния воды; | -химическая связь; | Значение воды для живых организмов: | -Части гидросферы: Мировой океан, воды суши, водяной пар в атмосфере; |
-температуру кипения и кристаллизации; | -кристаллическая решетка; | -растворитель; | -мировой круговорот воды, его значение в связи всех оболочек Земли; |
-физические свойства (форма, объем, сжимаемость, как ведет себя при нагревании, охлаждении) | -степени окисления элементов; | - терморегулятор; | -свойства вод Мирового океана. |
-измерить: объем; зная плотность – рассчитать массу воды | -взаимодействие с металлами, неметаллами, сложными веществами. | -транспорт вещества; | |
-количество вещества; | | -поддерживает структуру клеток; | |
-число молекул в стакане; | | -фотосинтез; | |
-давление водного столба; | | -фотолиз; | |
-силу тяжести; | | -обменные процессы; | |
-вес воды; | | -участие в химических реакциях | |
-заряд всех электронов в стакане. | | -гидролиз органических веществ | |