Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Нижегородский государственный педагогический университет
имени Козьмы Минина»
Факультет гуманитарных наук
Кафедра «Русского языка и культуры речи
Практическая работа
по курсу «Методика обучения и воспитания (русский язык)»
на тему «Конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему:
«Морфемика и словообразование»
Выполнил: студент 3 курса, очной
формы обучения, группы РЛ-17-3
Башмакова Анастасия Павловна
Проверила: кфн, доцент
Можнова Жанна Игоревна
Н. Новгород
2019
УМК: Ладыженская Т.А. и другие. Русский язык. 7 класс. – М.: Просвещение, 2013.
Тема урока: Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –О и –Е
Тип урока – объяснение нового материала
Вид урока – комбинированный
Оборудование: интерактивная доска
Место урока в системе уроков по теме –один урок по этой теме
Внутрипредметные связи: данная тема изучается после изучения Морфологического разбора наречия, а после данной темы – Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий
Межпредметные связи: литература
Методы: словесные, наглядные, практические
Приёмы: устная беседа, выполнение упражнений, фронтальный опрос, работа в группах
Технологии: вопросы для увеличения интереса к новому материалу, работа с раздаточным материалом.
Используемая литература:
Ладыженская Т.А. и другие. Русский язык. 7 класс. – М.: Просвещение, 2013.
https://infourok.ru/konspekt-uroka-na-temu-slitnoe-i-razdelnoe-napisanie-ne-s-narechiyami-na-o-e-klass-1964242.html
https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2014/12/15/tema-slitnoe-i-razdelnoe-napisanie-ne-s-narechiyami-na-o-i-e
Ожидаемые результаты:
Предметные: обучающийся научится использовать правило и применять его в практической деятельности.
Метапредметные (компоненты культурно - компетентностного опыта/приобретённая компетентность: способность осознавать цели учебной деятельности и пояснить их; умение ставить цель и организовать её достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка.
Личностные: осознание эстетической: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенсивованию.
1.Организационный момент (2 минуты)
-Здравствуйте, ребята! Садитесь! Я рада видеть каждого из вас
- А с каким настроением, ребята, вы пришли сегодня на урок?
(С хорошим)
Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня дружно поработаем.
Желаю вам успехов!
Постановка целей и задач.
Цели урока:
Обучающая цель урока - формирование умения использовать орфограмму в письменной речи, определять слитное/раздельное написание наречий; умение их использовать в процессе выполнения практических заданий.
Развивающая цель урока – развитие психических и психофизических свойств (внимания, сенсорно-перцептивных свойств, мнемических и мыслительных свойств, психомоторных свойств, профессиональных задатков и способностей).
Воспитательная цель урока – воспитание патриотических, эстетических качеств.
Задачи:
Обучающие: повторить полученные знания о наречии; научить пользоваться орфограммой о слитном и раздельном написании НЕ с наречиями на –о, -е.
Развивающие: развить логику мыслительных операций (анализ, обобщение и др.). Развить готовность к речевому взаимодействию и взаимопониманию. Развить творческие способности учащихся в письменной речи на основе комплексного восприятия (изображение, музыка, опорные слова).
Воспитательные: сформировать одну из важнейших ценностных ориентаций – отношение к родному языку, осознание его значимости в жизни народа.
Мотивация и актуализация знаний и мотивация учебной деятельности (5 мин.).
1) проверка д/з.
2) фронтальный опрос:
Проверим ваши знания, полученные в предыдущих уроках:
- что такое наречие?
- какие морфологические признаки у наречий?
- чем является наречие в предложении?
- на какие 2 разряда делятся наречия по значению? Приведите примеры.
- какие наречия имеют степени сравнения? Какова особенность образования степеней сравнения?
Первичное усвоение новых знаний (14 мин.).
(Не)аккуратный человек; отнюдь (не)ясный ответ; далеко (не)верно; (не)ряха; (не)пришел; (не)уклюжий; (не)былица; (не)правда, а ложь; (не)грамотно; (не) законченная художником картина; (не)лепо.
- на какую орфограмму даны слова? (Правописание НЕ с разными частями речи)
- какие слова вы не выписали? Почему? (наречия, т.к. мы еще не изучали правописание с частицей НЕ)
- как вы думаете, какова тема урока? (Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями)
Откройте ваши тетради, запишите число, классная работа и тему урока «Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –О и –Е».
- давайте вспомним, как пишутся НЕ с прилагательными?
Слитно:
Не употребляются без НЕ: ненастный ненавидимый;
если можно подобрать синонимы: нелживый (правдивый)
Раздельно:
Если есть противопоставление с союзом А: Не большой, а маленький.
2. Еслк прилагательным относятся слова: ДАЛЕКО НЕ, ВОВСЕ НЕ, ОТНЮДЬ НЕ, НИЧУТЬ НЕ, НИСКОЛЬКО НЕ:
Нисколько не интересная книга.
- НЕ с существительными?
(Слитно:
1. если слово не употребляется без НЕ: неряха;
2. если существительное с НЕ может быть заменено синонимом без НЕ или близким по значению выражением: неправда = ложь.
Раздельно: если в предложении есть противопоставление с союзом А: не правда, а ложь.)
-НЕ с глаголами, причастиями и деепричастиями? (НЕ с глаголами всегда пишется раздельно, кроме тех случаев, когда без НЕ не употребляется.
С причастиями раздельно: с краткими причастиями (не закончено); с полными причастиями, если есть зависимые слова или противопоставление с союзом А (Не закончившаяся вовремя работа)
С причастиями слитно пишется в том случае, если причастие без НЕ не употребляется (недоумевающий взгляд); если при них нет зависимых слов и нет противопоставлений с союзом А (незакончившаяся работа)
- какую общую закономерность вы заметили при правописании НЕ с прилагательными, существительными и глаголами? (слитно пишется всегда, если не употребляется без НЕ; раздельно, если есть простивопоставление с союзом А)
-Хорошо, молодцы!
Какую закономерность вы заметили?
Правописание НЕ с наречиями похоже на правописание НЕ с прилагательными:
Слитно пишется, если наречие с НЕ можно заменить синонимом, а также если слово без НЕ не употребляется.
Раздельно пишется, если к наречию относятся такие слова, как: далеко не, вовсе не, совсем не, ничуть не, нисколько не, никогда не; если есть противопоставление с союзом А.
Первичная проверка понимания (5 мин.). Тест: I Вариант. 1,Идти по незнакомой дороге было отнюдь (не)страшно. 2,Солнце грело (не)жарко, а ласково. 3,Пришлось (не)ожиданно познакомиться с ней. 4,(Не)обыкновенно суровы зимы в Якутии. 5,Ученик выглядел (не)хуже всех. II Вариант. 1,Жадно и (не)торопливо, желая охватить и сжать в своих объятиях все видимое, девушка посмотрела на ясное небо. 2,Справа от нас, (не)далеко, а где-то близко, журчал ручеек. 3,День выдался (не)по-зимнему теплый. 4,Калитку отворив чуть-чуть, выходит девушка (не)смело. 5,Новые знакомства в лесу происходят (не)редко. Физкультминутка (1 мин.). Потрудились – отдохнем. Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать, Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили. Первичное закрепление (выполнение упражнений- 10 мин.). Задание 1: Запись предложений с объяснением слитного и раздельного написания не с наречиями. 1) Комбайны работали непрерывно. 2) Не оживленно, а вяло и тихо разговаривали уставшие путники. 3) Он рассказывал об этом вовсе не интересно. 4) Прокричала испуганно птица, и стало невыносимо жутко в наступившей тишине. (Н. Дубов.) 5) Однажды, возвращаясь домой, я нечаянно забрел в незнакомую усадьбу. (А. Чехов.) 6) Белая чайка на неподвижно раскрытых крыльях бесшумно скользила над самой шаландой. (В. Катаев.) Задание 2: Невесело-весело; невежливо-вежливо; Необдуманно-обдуманно; немного-много; невдалеке-далеко; неустойчиво-устойчиво; недружелюбно-дружелюбно; неясно-ясно; несерьезно-серьезно; неискренне – искренне; неравнодушно-равнодушно; несправедливо – справедливо; небрежно, немало-мало; неграмотно-грамотно; некрасиво-красиво (эти наречия образованы при помощи приставки НЕ. «Не» с наречиями на –о, -е пишется слитно, т.к. ко всем наречиям можно подобрать синоним без НЕ или близкие по значению выражения. Слово «небрежно» пишется слитно, т.к. без НЕ не употребляется) Задание 3: (Работа по группам: 1 группа выписывает слова, где НЕ-часть корня; 2 – НЕ-приставка; 3 – НЕ – частицы (пишется раздельно). 1. Небрежно, сделать неопрятно, выполнить небрежно, поступить нелепо, высказаться негодующе. 2. сделать неаккуратно, неумело; пришить пуговицу некрепко, посмотреть недоверчиво, недружелюбно, излагать мысли непоследовательно, несвязно, взлететь невысоко, нешироко приоткрыть глаза. 3.совсем не высоко; пришить не крепко, а слабо; взглянуть не доверчиво, а с подозрением; говорить нисколько не весело; совсем не громко; далеко не ласково; произнести не громко, а тихо; взлететь не высоко, а низко; взлететь совсем не высоко; вырыть вовсе не глубоко; ничуть не радостно. Задание 4: 1. Погода вскоре неуловимо (=малозаметно) изменилась. 2. Несколько (непр.местоим) увесистых камней, сорвавшись с крутизны, покатились вниз. 3. Недавно (=только что) одна из вылазок, с отлучкой от логова на целый день и ночь, чуть было не кончилась (не с глаголами) для волков неожиданной (=внезапной) бедой. 4. Неугомонные (=беспокойные) волчата е столько отдыхали, сколько бегали вокруг, принюхиваясь и присматриваясь ко всему, что привлекало их любопытство. 5. Неподалеку (=вблизи) от волков с волчатами, немного (=чуть-чуть) в стороне, в тамарисковых рощах, паслись сайгаки. Их было немало (=много). Информация о домашнем задании (инструктаж - 2 мин.). Упр. 245, 247. Выполнить все задания, предложенные в упражнениях. Подведение итогов занятия и рефлексия (2 мин.). - Когда пишутся наречия с НЕ слитно? - А когда раздельно? - Чтобы проверить насколько вы усвоили тему, проведем тестирование 1. укажите вариант, в котором НЕ с наречием пишется раздельно: А) встретить (не)дружелюбно Б)работа выполнена (не)плохо В)произнести (не)громко, а тихо Г) нет ответа 2. Укажите наречие, которое не употребляется без НЕ: А)(не)известно Б)(не)справедливл В)(не)аккуратно Г)(не)брежно 3. Если наречие можно заменить синонимом без НЕ или близким по значению выражением, то оно пишется : А) слитно Б)раздельно 4. В каком варианте ответа НЕ с наречием пишется слитно? А) (не)далеко Б) (не)ихо, а громко В) отнюдь (не)быстро Г) нисколько (не)убедительно 5. В каком варианте ответа НЕ с наречием пишется раздельно? А) (не)взрачно Б)(не)вежливо В) вовсе (не)мало Г)(не)уклюже 6. В каком варианте ответа НЕ с наречием пишется слитно? А) (не)удачно Б) (не)богато, а бедно В) нисколько (не)убедительно Г) далеко (не)интересно -молодцы! А теперь откройте дневники и запишите домашнее задание. Молодцы! Сейчас я раздам вам листочки, если вам было интересно, увлекательно и не возникло трудностей – закрасьте листик зелёным цветом, если были интересно, понятно, но возникли некоторые трудности – закрасьте жёлтым цветом, ну а если выполнять задания на уроке вам было трудно – красным цветом. |