СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Раздел "Орфография"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Раздел "Орфография"»

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Нижегородский государственный педагогический университет
имени Козьмы Минина»



Факультет гуманитарных наук
Кафедра «Русского языка и культуры речи





Практическая работа

по курсу «Методика обучения и воспитания (русский язык)»

на тему «Конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему:

«Морфемика и словообразование»









Выполнил: студент 3 курса, очной
формы обучения, группы РЛ-17-3
Башмакова Анастасия Павловна


Проверила: кфн, доцент
Можнова Жанна Игоревна










Н. Новгород
2019


УМК: Ладыженская Т.А. и другие. Русский язык. 7 класс. – М.: Просвещение, 2013.

Тема урока: Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –О и –Е

Тип урока объяснение нового материала

Вид урока комбинированный

Оборудование: интерактивная доска

Место урока в системе уроков по теме –один урок по этой теме

Внутрипредметные связи: данная тема изучается после изучения Морфологического разбора наречия, а после данной темы – Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий

Межпредметные связи: литература

Методы: словесные, наглядные, практические

Приёмы: устная беседа, выполнение упражнений, фронтальный опрос, работа в группах

Технологии: вопросы для увеличения интереса к новому материалу, работа с раздаточным материалом.

Используемая литература:

  1. Ладыженская Т.А. и другие. Русский язык. 7 класс. – М.: Просвещение, 2013.

  2. https://infourok.ru/konspekt-uroka-na-temu-slitnoe-i-razdelnoe-napisanie-ne-s-narechiyami-na-o-e-klass-1964242.html

  3. https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2014/12/15/tema-slitnoe-i-razdelnoe-napisanie-ne-s-narechiyami-na-o-i-e








Ожидаемые результаты:

Предметные: обучающийся научится использовать правило и применять его в практической деятельности.

Метапредметные (компоненты культурно - компетентностного опыта/приобретённая компетентность: способность осознавать цели учебной деятельности и пояснить их; умение ставить цель и организовать её достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка.

Личностные: осознание эстетической: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенсивованию.

















1.Организационный момент (2 минуты)

-Здравствуйте, ребята! Садитесь! Я рада видеть каждого из вас

- А с каким настроением, ребята, вы пришли сегодня на урок?

(С хорошим)

Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня дружно поработаем.

Желаю вам успехов!

  1. Постановка целей и задач.

Цели урока:

Обучающая цель урока - формирование умения использовать орфограмму в письменной речи, определять слитное/раздельное написание наречий; умение их использовать в процессе выполнения практических заданий.

Развивающая цель урока – развитие психических и психофизических свойств (внимания, сенсорно-перцептивных свойств, мнемических и мыслительных свойств, психомоторных свойств, профессиональных задатков и способностей).

Воспитательная цель урока – воспитание патриотических, эстетических качеств.

Задачи:

Обучающие: повторить полученные знания о наречии; научить пользоваться орфограммой о слитном и раздельном написании НЕ с наречиями на –о, -е.

Развивающие: развить логику мыслительных операций (анализ, обобщение и др.). Развить готовность к речевому взаимодействию и взаимопониманию. Развить творческие способности учащихся в письменной речи на основе комплексного восприятия (изображение, музыка, опорные слова).

Воспитательные: сформировать одну из важнейших ценностных ориентаций – отношение к родному языку, осознание его значимости в жизни народа.

  1. Мотивация и актуализация знаний и мотивация учебной деятельности (5 мин.).

1) проверка д/з.

2) фронтальный опрос:

Проверим ваши знания, полученные в предыдущих уроках:

- что такое наречие?

- какие морфологические признаки у наречий?

- чем является наречие в предложении?

- на какие 2 разряда делятся наречия по значению? Приведите примеры.

- какие наречия имеют степени сравнения? Какова особенность образования степеней сравнения?

  1. Первичное усвоение новых знаний (14 мин.).

(Не)аккуратный человек; отнюдь (не)ясный ответ; далеко (не)верно; (не)ряха; (не)пришел; (не)уклюжий; (не)былица; (не)правда, а ложь; (не)грамотно; (не) законченная художником картина; (не)лепо.

- на какую орфограмму даны слова? (Правописание НЕ с разными частями речи)

- какие слова вы не выписали? Почему? (наречия, т.к. мы еще не изучали правописание с частицей НЕ)

- как вы думаете, какова тема урока? (Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями)

Откройте ваши тетради, запишите число, классная работа и тему урока «Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –О и –Е».

- давайте вспомним, как пишутся НЕ с прилагательными?

Слитно:

  1. Не употребляются без НЕ: ненастный ненавидимый;

  2. если можно подобрать синонимы: нелживый (правдивый)

Раздельно:

  1. Если есть противопоставление с союзом А: Не большой, а маленький.

2. Еслк прилагательным относятся слова: ДАЛЕКО НЕ, ВОВСЕ НЕ, ОТНЮДЬ НЕ, НИЧУТЬ НЕ, НИСКОЛЬКО НЕ:

Нисколько не интересная книга.

- НЕ с существительными?

(Слитно:

1. если слово не употребляется без НЕ: неряха;

2. если существительное с НЕ может быть заменено синонимом без НЕ или близким по значению выражением: неправда = ложь.

Раздельно: если в предложении есть противопоставление с союзом А: не правда, а ложь.)

-НЕ с глаголами, причастиями и деепричастиями? (НЕ с глаголами всегда пишется раздельно, кроме тех случаев, когда без НЕ не употребляется.

С причастиями раздельно: с краткими причастиями (не закончено); с полными причастиями, если есть зависимые слова или противопоставление с союзом А (Не закончившаяся вовремя работа)

С причастиями слитно пишется в том случае, если причастие без НЕ не употребляется (недоумевающий взгляд); если при них нет зависимых слов и нет противопоставлений с союзом А (незакончившаяся работа)

- какую общую закономерность вы заметили при правописании НЕ с прилагательными, существительными и глаголами? (слитно пишется всегда, если не употребляется без НЕ; раздельно, если есть простивопоставление с союзом А)

-Хорошо, молодцы!


Какую закономерность вы заметили?

Правописание НЕ с наречиями похоже на правописание НЕ с прилагательными:

Слитно пишется, если наречие с НЕ можно заменить синонимом, а также если слово без НЕ не употребляется.

Раздельно пишется, если к наречию относятся такие слова, как: далеко не, вовсе не, совсем не, ничуть не, нисколько не, никогда не; если есть противопоставление с союзом А.



  1. Первичная проверка понимания (5 мин.).

Тест:

I Вариант.

1,Идти по незнакомой дороге было отнюдь (не)страшно.

2,Солнце грело (не)жарко, а ласково.

3,Пришлось (не)ожиданно познакомиться с ней.

4,(Не)обыкновенно суровы зимы в Якутии.

5,Ученик выглядел (не)хуже всех.                                                                                

II Вариант.

1,Жадно и (не)торопливо, желая охватить и сжать в своих объятиях все видимое, девушка посмотрела на ясное небо.

2,Справа от нас, (не)далеко, а где-то близко, журчал ручеек.

3,День выдался (не)по-зимнему теплый.

4,Калитку отворив чуть-чуть, выходит девушка (не)смело.

5,Новые знакомства в лесу происходят (не)редко.



Физкультминутка (1 мин.).

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.



  1. Первичное закрепление (выполнение упражнений- 10 мин.).

Задание 1:

Запись предложений с объяснением слитного и раздельного написания не с наречиями.

1) Комбайны работали непрерывно. 2) Не оживленно, а вяло и тихо разговаривали уставшие путники. 3) Он рассказывал об этом вовсе не интересно. 4) Прокричала испуганно птица, и стало невыносимо жутко в наступившей тишине. (Н. Дубов.) 5) Однажды, возвращаясь домой, я нечаянно забрел в незнакомую усадьбу. (А. Чехов.) 6) Белая чайка на неподвижно раскрытых крыльях бесшумно скользила над самой шаландой. (В. Катаев.)

Задание 2:

Невесело-весело; невежливо-вежливо; Необдуманно-обдуманно; немного-много; невдалеке-далеко; неустойчиво-устойчиво; недружелюбно-дружелюбно; неясно-ясно; несерьезно-серьезно; неискренне – искренне; неравнодушно-равнодушно; несправедливо – справедливо; небрежно, немало-мало; неграмотно-грамотно; некрасиво-красиво

(эти наречия образованы при помощи приставки НЕ. «Не» с наречиями на –о, -е пишется слитно, т.к. ко всем наречиям можно подобрать синоним без НЕ или близкие по значению выражения. Слово «небрежно» пишется слитно, т.к. без НЕ не употребляется)

Задание 3:


(Работа по группам: 1 группа выписывает слова, где НЕ-часть корня;

2 – НЕ-приставка; 3 – НЕ – частицы (пишется раздельно). 

1. Небрежно, сделать неопрятно, выполнить небрежно, поступить нелепо,

высказаться негодующе.

2. сделать неаккуратно, неумело; пришить пуговицу некрепко, посмотреть недоверчиво, недружелюбно, излагать мысли непоследовательно, несвязно, взлететь невысоко, нешироко приоткрыть глаза.

3.совсем не высоко; пришить не крепко, а слабо; взглянуть не доверчиво, а с подозрением; говорить нисколько не весело; совсем не громко; далеко не ласково; произнести не громко, а тихо; взлететь не высоко, а низко; взлететь совсем не высоко; вырыть вовсе не глубоко; ничуть не радостно.

Задание 4:

1. Погода вскоре неуловимо (=малозаметно) изменилась. 2. Несколько (непр.местоим) увесистых камней, сорвавшись с крутизны, покатились вниз.

3. Недавно (=только что) одна из вылазок, с отлучкой от логова на целый день и ночь, чуть было не кончилась (не с глаголами) для волков неожиданной (=внезапной) бедой. 4. Неугомонные (=беспокойные) волчата е столько отдыхали, сколько бегали вокруг, принюхиваясь и присматриваясь ко всему, что привлекало их любопытство. 5. Неподалеку (=вблизи) от волков с волчатами, немного (=чуть-чуть) в стороне, в тамарисковых рощах, паслись сайгаки. Их было немало (=много).

  1. Информация о домашнем задании (инструктаж - 2 мин.).

Упр. 245, 247.

Выполнить все задания, предложенные в упражнениях.

  1. Подведение итогов занятия и рефлексия (2 мин.).

- Когда пишутся наречия с НЕ слитно?

- А когда раздельно?

- Чтобы проверить насколько вы усвоили тему, проведем тестирование


1. укажите вариант, в котором НЕ с наречием пишется раздельно:

А) встретить (не)дружелюбно

Б)работа выполнена (не)плохо

В)произнести (не)громко, а тихо

Г) нет ответа

2. Укажите наречие, которое не употребляется без НЕ:

А)(не)известно

Б)(не)справедливл

В)(не)аккуратно

Г)(не)брежно

3. Если наречие можно заменить синонимом без НЕ или близким по значению выражением, то оно пишется :

А) слитно

Б)раздельно

4. В каком варианте ответа НЕ с наречием пишется слитно?

А) (не)далеко

Б) (не)ихо, а громко

В) отнюдь (не)быстро

Г) нисколько (не)убедительно

5. В каком варианте ответа НЕ с наречием пишется раздельно?

А) (не)взрачно

Б)(не)вежливо

В) вовсе (не)мало

Г)(не)уклюже

6. В каком варианте ответа НЕ с наречием пишется слитно?

А) (не)удачно

Б) (не)богато, а бедно

В) нисколько (не)убедительно

Г) далеко (не)интересно

-молодцы! А теперь откройте дневники и запишите домашнее задание.

Молодцы! Сейчас я раздам вам листочки, если вам было интересно, увлекательно и не возникло трудностей – закрасьте листик зелёным цветом, если были интересно, понятно, но возникли некоторые трудности – закрасьте жёлтым цветом, ну а если выполнять задания на уроке вам было трудно – красным цветом.





















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!