СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Раздумья поэта о судьбе детей"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку внеклассного чтения по лирике Н.А.Некрасова.

Просмотр содержимого документа
«"Раздумья поэта о судьбе детей"»

Раздумья поэта о судьбе детей Р АБОТА УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА  И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ «В ЕСЕЛОВСКАЯ СОШ»  Р ОДИНОЙ Т.К.

Раздумья поэта о судьбе детей

Р АБОТА

УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

И ЛИТЕРАТУРЫ

МБОУ «В ЕСЕЛОВСКАЯ СОШ»

Р ОДИНОЙ Т.К.

А сгибнуть ничто не мешает ему    Н.А.Некрасов Сегодня мы познакомимся с жизнью детей дореволюционной Р оссии. Вы узнаете о произведениях поэта Н.А.Некрасова и художников, которые показали безнадежность, трагизм ребячьей судьбы и веру в их счастливое будущее.

А сгибнуть ничто не мешает ему Н.А.Некрасов

  • Сегодня мы познакомимся с жизнью детей дореволюционной Р оссии.
  • Вы узнаете о произведениях поэта Н.А.Некрасова и художников, которые показали безнадежность, трагизм ребячьей судьбы и веру в их счастливое будущее.
Сердечная теплота и любовь О крестьянских детях особенно трепетно, с сердечной теплотой и нежностью пишет Н.А.Некрасов. Чу! Шепот какой-то... а вот вереница Вдоль щели внимательных глаз! Все серые, карие, синие глазки — - Смешались, как в поле цветы. В них столько покоя, свободы и ласки, В них столько святой доброты! Я детского глаза люблю выраженье, Его я узнаю всегда.

Сердечная теплота и любовь

О крестьянских детях особенно

трепетно, с сердечной теплотой

и нежностью пишет Н.А.Некрасов.

Чу! Шепот какой-то... а вот вереница

Вдоль щели внимательных глаз!

Все серые, карие, синие глазки — -

Смешались, как в поле цветы.

В них столько покоя, свободы и ласки,

В них столько святой доброты!

Я детского глаза люблю выраженье,

Его я узнаю всегда.

Н.А.Некрасов «Крестьянские дети»  Поэт любил ребятишек за любознательность, находчивость, трудолюбие. Он знал их с детства, они были товарищами его игр. Я делывал с ними грибные набеги: Раскапывал листья, обшаривал пни, Старался приметить грибное местечко, А утром не мог ни за что отыскать. «Взгляни-ка, Савося, какое колечко!» Мы оба нагнулись, да разом и хвать Змею! Я подпрыгнул: ужалила больно! Савося хохочет: «Попался спроста!»

Н.А.Некрасов «Крестьянские дети»

Поэт любил ребятишек за любознательность, находчивость, трудолюбие. Он знал их с детства, они были товарищами его игр.

Я делывал с ними грибные набеги:

Раскапывал листья, обшаривал пни,

Старался приметить грибное местечко,

А утром не мог ни за что отыскать.

«Взгляни-ка, Савося, какое колечко!»

Мы оба нагнулись, да разом и хвать

Змею! Я подпрыгнул: ужалила больно!

Савося хохочет: «Попался спроста!»

Мир крестьянских детей  В произведениях Некрасова дети предстают безгрешными душами, вынужденными страдать и мучиться. Но если их наблюдать в естественной обстановке — это озорные, веселые, светлые души. И поэт откровенно любуется ими. Ему близок немудреный мир крестьянских детей. О, милые плуты! Кто часто их видел, Тот, верю я, любит крестьянских детей… Я все-таки должен сознаться открыто, Что часто завидую им… Счастливый народ! Ни науки, ни неги Не ведают в детстве они.

Мир крестьянских детей

В произведениях Некрасова дети предстают безгрешными душами, вынужденными страдать и мучиться. Но если их наблюдать в естественной обстановке — это озорные, веселые, светлые души. И поэт откровенно любуется ими. Ему близок немудреный мир крестьянских детей.

О, милые плуты! Кто часто их видел,

Тот, верю я, любит крестьянских детей…

Я все-таки должен сознаться открыто,

Что часто завидую им…

Счастливый народ! Ни науки, ни неги

Не ведают в детстве они.

ТРУД КРЕСТЬЯНСКИХ ДЕТЕЙ Поэт говорит об играх и забавах детей, о том, что труд поначалу им в радость. - Довольно, Ванюша, гулял ты немало, Пора за работу, родной!- Но даже и труд обернется сначала К Ванюше нарядной своей стороной.  И вырастет он, если богу угодно, А сгибнуть ничто не мешает ему. Положим, он знает лесные дорожки, Гарцует верхом, не боится воды, Зато беспощадно едят его мошки, Зато ему рано знакомы труды.

ТРУД КРЕСТЬЯНСКИХ ДЕТЕЙ

  • Поэт говорит об играх и забавах детей, о том, что труд поначалу им в радость.

- Довольно, Ванюша, гулял ты немало,

Пора за работу, родной!-

Но даже и труд обернется сначала

К Ванюше нарядной своей стороной.

И вырастет он, если богу угодно,

А сгибнуть ничто не мешает ему.

Положим, он знает лесные дорожки,

Гарцует верхом, не боится воды,

Зато беспощадно едят его мошки,

Зато ему рано знакомы труды.

Однажды, в студеную зимнюю пору, Я из лесу вышел; был сильный мороз.  Гляжу, поднимается медленно в гору Лошадка, везущая хворосту воз. И, шествуя важно, в спокойствии чинном, Лошадку ведет под уздцы мужичок В больших сапогах, в полушубке овчинном,  В больших рукавицах…а сам с ноготок ! Некрасов рано входит в нашу жизнь. Едва осилив букварь, мы встречаемся с некрасовским «мужичком с ноготок».

Однажды, в студеную зимнюю пору,

Я из лесу вышел; был сильный мороз.

Гляжу, поднимается медленно в гору

Лошадка, везущая хворосту воз.

И, шествуя важно, в спокойствии чинном,

Лошадку ведет под уздцы мужичок

В больших сапогах, в полушубке овчинном,

В больших рукавицах…а сам с ноготок !

Некрасов рано входит в нашу жизнь. Едва осилив букварь, мы встречаемся с некрасовским «мужичком с ноготок».

Читая строки стихотворения, задумайтесь, как же тяжел его труд и как ответственен он за порученное дело… — Здорово, парнище! — «Ступай себе мимо!» — Уж больно ты грозен, как я погляжу! Откуда дровишки? — «Из лесу вестимо; Отец, слышишь, рубит, а я отвожу».
  • Читая строки стихотворения, задумайтесь, как же тяжел его труд и как ответственен он за порученное дело…

— Здорово, парнище!

— «Ступай себе мимо!»

— Уж больно ты грозен, как я погляжу!

Откуда дровишки?

— «Из лесу вестимо;

Отец, слышишь, рубит, а я отвожу».

Играйте же, дети! Растите на воле!  На то вам и красное детство дано,  Чтоб вечно любить это скудное поле,  Чтоб вечно вам милым казалось оно Владимир Егорович Маковский «Крестьянские дети»

Играйте же, дети! Растите на воле! На то вам и красное детство дано, Чтоб вечно любить это скудное поле, Чтоб вечно вам милым казалось оно

Владимир Егорович Маковский «Крестьянские дети»

Безысходность, трагизм… Особенно тяжелой была участь крестьянских детей, отданных родителями в большие города на фабрики, «в ученье» мастеровым художникам, портным, сапожникам. Город «проглатывал» свои маленькие жертвы, высасывая из них силы, отнимал детство.

Безысходность, трагизм…

Особенно тяжелой была участь крестьянских детей, отданных родителями в большие города на фабрики,

«в ученье» мастеровым художникам, портным, сапожникам.

Город «проглатывал» свои маленькие жертвы, высасывая из них силы, отнимал детство.

Стихотворение Н.А.Некрасова «Плач детей»  Равнодушно слушая проклятья  В битве с жизнью гибнущих людей,  Из-за них вы слышите ли, братья,  Тихий плач и жалобы детей?

Стихотворение Н.А.Некрасова «Плач детей»

Равнодушно слушая проклятья В битве с жизнью гибнущих людей, Из-за них вы слышите ли, братья, Тихий плач и жалобы детей?

Это страстный голос в защиту маленьких тружеников, отданных голодом и нуждой в капиталистическое рабство «В золотую пору малолетства  Всё живое — счастливо живет,  Не трудясь, с ликующего детства  Дань забав и радости берет.  Только нам гулять не довелося  По полям, по нивам золотым:  Целый день на фабриках колеса  Мы вертим — вертим — вертим! Рисунок О. Шухвостова

Это страстный голос в защиту маленьких тружеников, отданных голодом и нуждой в капиталистическое рабство

«В золотую пору малолетства Всё живое — счастливо живет, Не трудясь, с ликующего детства Дань забав и радости берет. Только нам гулять не довелося По полям, по нивам золотым: Целый день на фабриках колеса Мы вертим — вертим — вертим!

Рисунок О. Шухвостова

Поэт говорит о мечте детей Где уж нам, измученным в неволе, Ликовать, резвиться и скакать! Если б нас теперь пустили в поле, Мы в траву попадали бы – спать .

Поэт говорит о мечте детей

Где уж нам, измученным в неволе,

Ликовать, резвиться и скакать!

Если б нас теперь пустили в поле,

Мы в траву попадали бы – спать .

Нам домой скорей бы воротиться,- Но зачем идём мы и туда?.. Сладко нам и дома не забыться: Встретит нас забота и нужда! Там, припав усталой головою  К груди бледной матери своей, Зарыдав над ней и над собою, Разорвём на части сердце ей…

Нам домой скорей бы воротиться,-

Но зачем идём мы и туда?..

Сладко нам и дома не забыться:

Встретит нас забота и нужда!

Там, припав усталой головою

К груди бледной матери своей,

Зарыдав над ней и над собою,

Разорвём на части сердце ей…

Н.А.Н ЕКРАСОВ « Н А УЛИЦЕ» Некрасов показывает, как голодная и нищая жизнь толкает детей на преступление. Торгаш кричал: «Держите вора!» И вор был окружен и остановлен скоро. Закушенный калач дрожал в его руке; Он был без сапогов, в дырявом сюртуке; Лицо являло след недавнего недуга, Стыда, отчаянья моленья и испуга…

Н.А.Н ЕКРАСОВ « Н А УЛИЦЕ»

  • Некрасов показывает, как голодная и нищая жизнь толкает детей на преступление.

Торгаш кричал: «Держите вора!»

И вор был окружен и остановлен скоро.

Закушенный калач дрожал в его руке;

Он был без сапогов, в дырявом сюртуке;

Лицо являло след недавнего недуга,

Стыда, отчаянья моленья и испуга…

Прогрессивные люди  о судьбах детей Н.А.Некрасов был не одинок в своих тревогах о судьбе детей. Многих писателей, поэтов, художников волновала участь ребятишек.

Прогрессивные люди о судьбах детей

  • Н.А.Некрасов был не одинок в своих тревогах о судьбе детей.
  • Многих писателей, поэтов, художников волновала участь ребятишек.
Подневольный труд Невыносимо тяжелыми был для детей годы «ученья» с пинками и подзатыльниками. Долгие часы труда в мастерской и сверх того непосильная работа по дому изматывала их.

Подневольный труд

  • Невыносимо тяжелыми был для детей годы «ученья» с пинками и подзатыльниками.
  • Долгие часы труда в мастерской и сверх того непосильная работа по дому изматывала их.
Картина В.Г.Перова «Тройка» О маленьких обездоленных тружениках написал картину В.Г. Перов. Художник показывает своих героев не за работой в мастерской, а в момент их высшего напряжения. Мы видим не просто тяжелый труд детей, а бесчеловечное отношение к ним.

Картина В.Г.Перова «Тройка»

  • О маленьких обездоленных тружениках написал картину В.Г. Перов.
  • Художник показывает своих героев не за работой в мастерской, а в момент их высшего напряжения.
  • Мы видим не просто тяжелый труд детей, а бесчеловечное отношение к ним.
Сумрачный зимний вечер  Художник изобразил обычный вечер детей мастеровых.  На фоне темной монастырской стены трое детей, изнемогая, тащат в гору огромную бочку с водой.  Суровые краски зимнего пейзажа усиливают впечатление безрадостной жизни маленьких тружеников.

Сумрачный зимний вечер

Художник изобразил обычный вечер детей мастеровых.

На фоне темной монастырской стены трое детей, изнемогая, тащат в гору огромную бочку с водой.

Суровые краски зимнего пейзажа усиливают впечатление безрадостной жизни маленьких тружеников.

Художник изобразил исхудалые, измученные лица. Наклоненные бледные, без кровинки, фигуры передают огромное напряжение. Рванная одежда не защищает от холода.  старший мальчик с приоткрытым ртом, в умных глазах – страдание, виден выбитый зуб. Весь облик, одежда говорят о тяжелой жизни, он весь поддался  вперед. . Лицо девочки грустное, ей очень тяжело. Тяжелее всех младшему мальчику, он настолько обессилен, что едва держится на ногах.
  • Художник изобразил исхудалые, измученные лица. Наклоненные бледные, без кровинки, фигуры передают огромное напряжение. Рванная одежда не защищает от холода.
  • старший мальчик с приоткрытым ртом, в умных глазах – страдание, виден выбитый зуб. Весь облик, одежда говорят о тяжелой жизни, он весь поддался

вперед.

  • . Лицо девочки грустное, ей очень тяжело.
  • Тяжелее всех младшему мальчику, он настолько обессилен, что едва держится на ногах.
 Вера в будущее народа Передовые люди России глубоко верили в будущее народа.

Вера в будущее народа

  • Передовые люди России глубоко верили в будущее народа.
Путь к знаниям В стихотворении «Школьник» поэту приятно, что крестьянским детям открыт путь к учению, появились «первые ласточки», понимающие пользу науки, это радостно сознавать поэту. Ноги босы, грязно тело И едва прикрыта грудь... Не стыдися! Что за дело? Это многих славных путь. Сколько добрых, благородных, Сильных любящей душой Посреди тупых, холодных И напыщенных собой! Н.П. Богданов-Бельский «У дверей школы»

Путь к знаниям

  • В стихотворении «Школьник» поэту приятно, что крестьянским детям открыт путь к учению, появились «первые ласточки», понимающие пользу науки, это радостно сознавать поэту.

Ноги босы, грязно тело

И едва прикрыта грудь...

Не стыдися! Что за дело?

Это многих славных путь.

Сколько добрых, благородных,

Сильных любящей душой

Посреди тупых, холодных

И напыщенных собой!

Н.П. Богданов-Бельский «У дверей школы»

- Ну, пошел же, ради бога!  Небо, ельник и песок -  Невеселая дорога...  Эй! садись ко мне, дружок!   Ноги босы, грязно тело,  И едва прикрыта грудь...  Не стыдится! что за дело?  Это многих славный путь.   Прянишников Илларион Михайлович «Порожняки»

- Ну, пошел же, ради бога! Небо, ельник и песок - Невеселая дорога... Эй! садись ко мне, дружок!

Ноги босы, грязно тело, И едва прикрыта грудь... Не стыдится! что за дело? Это многих славный путь.

Прянишников Илларион Михайлович «Порожняки»

Н.А.Некрасов «Школьник» В стихотворении Н.А.Некрасова «Школьник» выражена горячая вера поэта в талантливость русского народа. Скоро сам узнаешь в школе, Как архангельский мужик По своей и божьей воле Стал разумен и велик… Будешь в университете – Сон свершится наяву!

Н.А.Некрасов «Школьник»

  • В стихотворении Н.А.Некрасова «Школьник» выражена горячая вера поэта в талантливость русского народа.

Скоро сам узнаешь в школе,

Как архангельский мужик

По своей и божьей воле

Стал разумен и велик…

Будешь в университете –

Сон свершится наяву!

литература Н.А.Некрасов

литература

  • Н.А.Некрасов


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!