Садим группами
Методическая разработка разговора с обучающимися:
«Секрет изменений в том, чтобы сосредоточить всю свою энергию не на борьбе со старым, а на создании нового» (Сократ).
Разработку подготовила учитель математики МКОУ «ООШ №28» г. Миасса Фостова К.Е.
Форма проведения: проблемно – диалогическая беседа с учащимися.
Ход беседы:
I. Вступительная часть.
Здравствуйте ребята. Меня зовут Кристина Евгеньевна Фостова, я учитель математики в школе №28 города Миасса. Так как я вас не знаю, хотелось бы поближе с вами познакомиться. Надеюсь, наш разговор будет полезным и интересным для вас.
Игра «Ветер дует на того, кто…»
- родился осенью,
- у кого карие глаза,
- кто родился летом,
- кто любит кошек,
- кто родился весной,
- кто любит сладкое,
- кто проснулся с хорошим настроением,
- кто родился зимой,
- кто любит цветы,
- кто сегодня с радостью шел на нашу встречу,
- у кого в имени есть буква а,
- кто ждет каникул.
Вот мы и немного познакомились.
Из предложенных тем вы выбрали…..
«Секрет изменений в том, чтобы сосредоточить всю свою энергию не на борьбе со старым, а на создании нового» (Сократ).
-Как вы понимаете слова древнегреческого философа? (высказывания детей). Давайте разберёмся.
- Сегодня мы поговорим о секрете наших изменений, а именно: как мы сами можем сделать свою жизнь хорошей и интересной, если будем воспитывать в себе хорошие, добрые качества.
Практически каждый человек рано или поздно приходит к мысли о необходимости перемен в жизни. Это нормально, это часть нашей жизни, которая порой требует от нас волевых решений. Однако, зачастую мы не знаем с чего начать. В результате, после нескольких попыток, мы бросаем эту затею и забываем про нее. Еще печальнее, когда, начав делать первые шаги в этом направлении, мы останавливаемся после первых неудач.
Например:
- Пытаясь убрать привычный беспорядок в доме, мы, вроде, что-то делаем и даже устаем. Но все изменится не от этих уборок, а после того, как будет выкинут лишний хлам, а для вещей мы купим удобные ящики и определим места. То есть, когда мы обойдемся с нашим укладом по-новому.
Слайд 3
В каждом «по-новому» есть три этапа, на которые нужно особое внимание:
- заметить, что старый способ не помогает сделать порядок,
- найти, в чём сбой (например, вещей слишком много, и они вываливаются из шкафа через час после того, как их упихали внутрь),
- придумать несколько решений и воплотить.
В истории со шкафом бывает достаточно вставить на широкие полки, где вещи путаются и стопки разваливаются, разделители или ящики.
- Что для вас значит быть успешным в школе? Всё ли удаётся? Хотели бы вы что-то изменить в учёбе?
Когда человек учится, то он обязательно развивается. Обучаясь в школе не первый год, вы уже поняли, что учение – это тяжелый труд, который требует терпения, силы воли, усидчивости, времени. Те учащиеся, которые не обладают этими качествами не могут преодолеть жизненных трудностей, имеют плохие отметки в школе, теряют веру в себя. Но чувствовать себя слабым и беспомощным неприятно.
Но не стоит думать, что труд – это тяжелая обязанность. Нужно подходить ко всему творчески и тогда труд, обучение принесут вам радость и удовлетворение, особенно, когда вы увидите и ощутите результат работы.
Вам в вашем возрасте приходится запоминать всё больше информации.
Слайд 4
Память — это психический процесс, который помогает запоминать, хранить нужную информацию и забывать ненужную. Память используют практически все люди на планете. Хорошая память поможет получить хорошую оценку, спасти жизнь, стать счастливым, здоровым, богатым.
Проблема ухудшения памяти у людей очень актуальна в наше время. Многие пользуются недостаточно эффективными методами запоминания. Знание закономерностей работы аппарата памяти может способствовать повышению качества учебной деятельности.
В школьном возрасте чаще пользуются образной памятью
Образная память. Направлена на то, чтобы сохранять яркие картины, запахи, вкусы и звуки, которые встречаются нам в жизни.
• Зрительная.
• Вкусовая.
• Осязательная.
• Слуховая.
• Обонятельная.
П редлагаю проверить вашу зрительную память. Тест заключается в следующем: в течение 20 секунд предлагается посмотреть на таблицу из 12 случайных чисел (Слайд 3), затем записать числа, которые запомнились. Оценка кратковременной зрительной памяти производится по количеству правильно воспроизведенных чисел. Норма у взрослого человека - 7 и выше.
Слайд 5
Давайте обсудим результаты. Вы запомнили 1-3 числа – у вас слабая зрительная память, 4-5 чисел – средний уровень, 6-7 и более – хорошая память.
Существует множество причин, по которым человек не может запомнить информацию. Основные причины, следующие:
недостаточная концентрация внимания,
не соблюдение условий, влияющих на запоминание,
слабо развитая природная память,
сложность самой информации для запоминания.
Какие пути решения можно предложить?
Слайд 6
С опорой на план:
1. Старый способ не помогает.
2. Найти в чём сбой.
3. Придумать несколько решений и воплотить их. (предположения детей)
(Найти способы улучшить память)
И вот здесь на помощь может прийти мнемотехника или мнемоника.
Слайд 7
Мнемоника – это совокупность методов, техник, приёмов для запоминания сложной информации. Если информация имеет связь с нашими эмоциями, чувствами, она хранится намного дольше и эффективнее.
Слайд 8
Многим людям сложно запоминать цифры (коды, пароли). Если вместо цифр использовать связанные с ними образы, то процесс запоминания существенно упрощается. Цифры легко ассоциировать с образами: 0 – баранка, 8 – матрешка, 4 – стул и т.д. Чтобы запомнить необходимую числовую информацию, например число 802457, нужно придумать историю с персонажами – ассоциациями, чем нелепее, тем лучше. Например, «Матрёшка нацепила на себя бублик и пошла кормить утку, сидевшую на стуле, яблоками, растущими на кочерге» Слайд 4
А теперь предлагаю проверить вашу слуховую память.
Нужно прослушать 10 слов (читать чётко, громко), а потом назвать их в любой последовательности.
Лес, хлеб, стул, брат, конь, гриб, мед, дом, мяч, куст.
Средний уровень слуховой памяти – 5-6 слов. Если ваш результат ниже, то для улучшения слуховой памяти может помочь метод мнемотехники «Метод Цицерона» (метод мест). Суть его состоит в том, что «единицы информации» то есть «слова-предметы», которые необходимо запомнить, мысленно расставляются в хорошо знакомой комнате в строго определенном порядке (например, по часовой стрелке). Затем достаточно вспомнить эту комнату, чтобы воспроизвести необходимую информацию.
Многие виды памяти у человека можно улучшить, если выполнять правильные действия. К ним относятся такие, как:
• специальные упражнения, использование методов мнемоники;
• соблюдение режима сна, регулярный отдых;
• стабилизация рациона, прием витаминных комплексов по совету врача;
• занятия спортом, физическая активность, регулярные прогулки.
Предлагаю поработать в группах. Ваша задача соединить начало и конец фразы. Эти фразы являются специальными упражнениями для развития памяти.
«Заучивание наизусть стихотворений, цитат» | Начать следует с небольших стихов, постепенно увеличивать размер текста. |
Упражнение на внимание «Закрытые глаза». | Не включая вечером свет в квартире, ходить по комнатам по памяти. |
Упражнение «Смена рабочей руки» | Левой рукой (правшам), чистить зубы, есть, набирать на клавиатуре текст, двигать «мышкой». |
Упражнение «Часы» | Пару раз в день, а потом можно чаще посмотрите на часы и вспомните, что вчера, именно в это время, вы делали, где были и т.д. |
Упражнение «Обратный отсчет» | Чтобы заставить наш мозг проснуться, попробуйте считать в обратном порядке. Например, отнимать от 100 число 7. |
Упражнение «Ассоциации» | Хороший метод - зарисовывать главные элементы изучаемого материала. Зарисовки не должны быть сложными и легко ассоциироваться с нужным словом |
Упражнение «Визуализация» Для запоминания коротких чисел вполне достаточно создать их зрительный образ. | Представьте себе, что число, которое вам необходимо запомнить, написано крупным красным шрифтом на белой стене или горит неоновыми цифрами на фоне черного неба. |
Упражнение «Эффект края» мы быстрее запоминаем и наиболее точно воспроизводим информацию, расположенную в начале и в конце текста. | Прочтите текст, который Вам необходимо выучить. Выделите наиболее сложные части и начинайте заучивать их первыми либо последними. Большое значение для запоминания имеют наши чувства и эмоции. |
Зачитайте фразы, которые у вас получились.
Вывод: не каждому человеку от природы дана совершенная память, способная освоить необходимую ему информацию. Однако в современном мире человеку необходимо большое количество данных хранить в собственной памяти. И не просто хранить, а иметь возможность её эффективно использовать.
Поэтому так важна тренировка памяти, её развитие, развитие способностей по анализу огромного потока поступающей информации.
Согласны ли вы с высказыванием Сократа «Секрет изменений в том, чтобы сосредоточить всю свою энергию не на борьбе со старым, а на создании нового»?
Не нужно тратить энергию на борьбе со старым, но использовать новые методы запоминания - в этом весь секрет.
Рефлексия
Думаю, что все вы узнали для себя много нового и уйдете с урока с желанием как можно больше открывать, изучать и делать правильные выводы.