Разговоры о важном
Сценарий занятия
ДЕНЬ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ
1-2 классы. Традиции моей семьи
26 сентября 2022 г.
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 1-2 классов по теме:
«ТРАДИЦИИ МОЕЙ СЕМЬИ»
Цель занятия: воспитывать у обучающихся первых-вторых классов уважение к семейным ценностям, принятие идеи о необходимости выстраивать взаимоотношения с представителями старшего поколения на основе любви, доверия, уважения и взаимопомощи друг другу.
Формирующиеся ценности: традиционные семейные ценности, дружба, историческая память и преемственность поколений на уровне семьи.
Планируемые результаты:
Личностные: расширить первоначальные представления о семье и ее ценностях, укрепляя связи между поколениями, пробудить интерес к творческой активности и желание использовать самостоятельное чтение для своего развития и самообразования.
Предметные: проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, понимать необходимость проявления внимания и взаимопомощи в семье, расширить представление о том, что доброе слово способно воспитывать и помогать в любых ситуациях.
Метапредметные: воспринимать символику, понимать ее смысл и назначение; анализировать текстовую и видео информацию в соответствии с учебной задачей; формулировать суждения, выражать эмоции; аргументированно высказывать свое мнение; проявлять готовность решать учебные задачи творческого и поискового характера в процессе обсуждения, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; участвовать в коллективной формулировке вывода по результатам обсуждения.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: эвристическая беседа. Занятие предполагает также использование видеофрагментов, мультимедийной презентации, включает в себя анализ информации, групповую работу с текстом, игру.
Комплект материалов:
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/olderpersonday-12-script.pdf
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/olderpersonday-12-method_rec
https://razgovor.edsoo.ru/video/385/
комплекты фотографий «Сервизы», «Обложки книг» (прилагаются),
комплект интерактивных заданий
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/olderpersonday-12-1/index.html?back_url=/topic/7/grade/12/#/
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/olderpersonday-12-2/index.html?back_url=/topic/7/grade/12/#/
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/olderpersonday-12-presentation.pdf
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/plakat/denposhilyh_plakat.png
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/olderpersonday-12-dop.pdf
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/olderpersonday-12-dop1.pdf
Содержательные блоки занятия
Часть 1. Мотивационная
Вступление. Учитель говорит о традициях семьи, уважении к старшему поколению. Рассказ о празднике - Международном дне пожилых людей. Показ видеоролика.
Часть 2. Основное содержание
Беседы, работа с интерактивными заданиями.
Часть 3. Заключение
Рефлексия по поводу материала занятия. Выводы о том, почему нужно уважать старших, в чем проявляется наше уважение.
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная: (до 3 минут)
Учитель начинает занятие, поясняя его тему: «Традиции моей семьи». В свободной форме проводится краткая беседа с детьми о том, что такое семейные традиции.
Демонстрация видео (дикторский текст)
1 октября отмечается известный во всём мире Международный день пожилых людей.
Г лавная цель этого праздника - обратить наше внимание на проблемы и трудности, с которыми сталкиваются люди пожилого возраста.
Для наших бабушек и дедушек очень важно, чтобы молодое поколение с уважением относилось к этому празднику. Именно добрые и мудрые советы пожилых людей, наших бабушек и дедушек мы будем помнить всю жизнь.
Наравне с другими праздниками, у Международного дня пожилых людей в нашей стране есть свой символ. Он представляет собой раскрытую ладонь - символ доброты, уважения и помощи, а сердце человека на протянутой ладони - олицетворяет доверие, готовность прийти на помощь и уважение к старшему поколению.
В нашей стране существуют славные традиции празднования семейных праздников - День матери, День отца, День братьев и сестер, и среди них есть особый праздник - День бабушек и дедушек, его отмечают 28 октября.
Выбрана эта дата не случайно: в конце октября у древних славян отмечались «Осенние ДЕДЫ» — праздник, призванный укрепить связь с предками и объединить все поколения.
Традиционно в этот день принято дарить кашпо с живыми цветами.
Дарите бабушкам и дедушкам свою любовь каждый день!
Часть 2. Основная: (до 23-25 минут)
Учитель: В эти осенние праздники мы постараемся поздравить наших пожилых родственников, наших бабушек и дедушек, и не важно, каким будет наш подарок. Это может быть букет из цветов или добрые стихи, композиция из листьев или рисунок, может быть, кто-то вместе с мамой испечет любимое печенье или пирог, главное - быть рядом с нашими родными и близкими.
Интерактивное задание №1 (установление соответствия)
На экран выводятся слова «семья», «дедушка», «бабушка» и стихи. Нужно установить правильное соответствие.
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная
Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша
Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед —
Мой родной, любимый
Беседа: Как же это здорово, когда в семье есть мудрые, добрые, всегда готовые нам помочь бабушки и дедушки. Почти в каждой семье есть свои особенные семейные традиции. Некоторые из них передаются из поколения в поколение, есть те, которые появились недавно. Кто из вас сегодня узнал о
международном дне пожилых людей впервые?
Ответы учащихся … А кто из вас знал, что есть праздник «День бабушек и дедушек»? Ответы учащихся ...
Давайте вспомним, когда празднуются эти даты?
Примерные ответы: «В октябре», «1 октября», «28 октября»
Учитель: Давайте запомним эти даты: 1 октября - Международный день пожилых людей;
28 октября - День бабушек и дедушек. Пусть эти праздники станут доброй традицией в ваших семьях. И тогда счастье от общения с самыми близкими наполнит сердца всех поколений. А когда вы станете взрослыми, вы поймете, что они всегда хотели, чтобы вы не делали ошибок в жизни, чтобы вы были счастливы. Вот послушайте некоторые высказывания о бабушках:
«Мне все равно, что вы обо мне думаете, зато моя бабушка говорит, что я солнышко».
«Мы слишком поздно понимаем те слова, которые нам говорили бабушки!»
«В сердце бабушки цветет сад любви».
Не случайно в пословицах и поговорках, пришедших к нам из прошлого, раскрывается глубокий смысл жизненных ценностей, они рассказывают о доброте семейных отношений, об уважении между всеми членами семьи, и о большом жизненном опыте наших бабушек и дедушек, полном житейской мудрости.
Интерактивное задание №2
Задание: нужно разделить пословицы на три группы: 1) о бабушках,
2) о дедушках, 3) о пожилых людях.
На экране появляются пословицы, а ученики с помощью учителя распределяют их по трем группам
Дедушка - есть отец, учитель и друг.
Молодость плечами крепка, а старость - головою.
Без старых не проживешь.
У кого есть дед, у того и обед.
Нет милее дружка, чем родная бабушка.
При солнышке тепло, а при бабушке добро.
Дед - это человек с серебром в волосах и золотом в сердце.
Учитель: Многому можно научиться у нашего старшего поколения, о многом можно узнать. Сядьте поудобнее и послушайте рассказ Василия Александровича Сухомлинского «Для чего говорят спасибо?».
Дремучим лесом шли двое путников. Дедушка и мальчик. Было жарко, хотелось пить. Наконец - то они пришли к роднику. Тихо журчала холодная вода. Путешественники наклонились, напились.
Дедушка сказал:
Мальчик усмехнулся.
Чего ты смеешься, мальчик? - спросил дедушка.
-Зачем вы, дедушка, сказали роднику спасибо? Он же не живой: не узнает о вашей благодарности, не услышит ваших слов.
Это так. Если бы воды напился волк, он бы мог и не благодарить. Мы же не волки, а люди. Понимаешь, зачем человек говорит спасибо? А знаешь, кого это слово восхваляет, возносит, возвеличивает?
Мальчик задумался. Он еще никогда не думал над этой мудрой истиной. Сейчас настало то время подумать: дорога через лес еще долгая.
Беседа: Давайте подумаем, почему дедушка сказал мальчику: «Если бы воды напился волк, он бы мог и не благодарить».
Должен ли человек быть благодарным всему, что его окружает?
Должен ли человек благодарить природу за ее щедрые дары?
Может быть, слова благодарности мы должны произносить всегда и для себя, а не затем, чтобы нас кто-то услышал?
Рассуждения и ответы на вопросы должны подвести учащихся к осознанию того, что мы порой забываем говорить «спасибо» за самые простые вещи, что человек должен быть благодарен не только другим людям, но и окружающей природе, потому что без природы и человека не будет. Не случайно народная мудрость гласит: «Одно спасибо спасет от тысячи бед».
Слова дедушки заставили мальчика надолго задуматься, над, казалось бы, простой истиной.
А порой стоит только вспомнить советы или рассказы бабушки, чтобы справиться с той или иной задачей.
Задание для учащихся.
Учитель читает историю о девочке Миле и ее бабушке, а на экране появляются картинки трех сервизов (столовый, чайный и кофейный)
(прилагаются).
Задание: Помогите Миле найти чайный сервиз. Отметив его знаком У. Обоснуйте свой выбор.
Вечером в субботу бабушка попросила Милу помочь ей накрыть стол к
чаю.
Мила, сегодня у нас будут гости. Принеси, пожалуйста, из серванта чайный сервиз, - попросила она. Мила подошла к серванту и задумалась - там стояло много красивой посуды.
Какой же из сервизов чайный? - подумала девочка и вспомнила недавний разговор с бабушкой. - В кофейном сервизе чашки должны быть маленькими, а в столовом есть супница и глубокие тарелки. И Мила смело достала чайный сервиз.
Часть 3. Заключение (3-4 минуты)
Беседа: О каких праздниках октября мы сегодня узнали?
Ответы учащихся: «Международный день пожилых людей», «День бабушек и дедушек».
Почему эти праздники важны для нас?
Ответы учащихся: «Это семейные праздники», «Это праздники наших родных и близких»
Какую мудрую истину узнал мальчик от дедушки из рассказа В.А. Сухомлинского «Для чего говорят спасибо?»
Ответы учащихся: «Спасибо говорят всем», «Благодарность нужна всем и даже ручью», «Спасибо может беду отвести».
Какие подарки можно приготовить к празднику «День бабушек и дедушек»?
Ответы учащихся: «Цветы», «Стихи», «Испечь печенье или пирог»
Творческое задание: Расскажите дома своим родителям об осенних праздниках, подумайте вместе, какие подарки можно приготовить бабушкам и дедушкам. Попросите бабушку или дедушку показать старый альбом с фотографиями. Помогите бабушке накрыть стол к праздничному чаепитию, а вечером всей семьей можно почитать хорошую книгу: рассказ Валентины Осеевой «Волшебное слово», стихи из книги Алексея Шевченко «Любимый дедушка», книгу Алексей Шевченко «Сказки бабушки Ксении», стихи Агнии Барто «Было у бабушки сорок внучат», рассказ Михаила Пришвина «Дедушкин валенок», ну и конечно книгу Николая Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». НО самое важно - подарите своим бабушкам и дедушкам внимание и свою любовь.
Разговоры о важном
Методические рекомендации
ДЕНЬ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ
1-2 классы. Традиции моей семьи
26 сентября 2022 г.
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 1-2 классов по теме:
«ТРАДИЦИИ МОЕЙ СЕМЬИ»
Цель занятия: воспитывать у обучающихся первых-вторых классов уважение к семейным ценностям, понимание необходимости выстраивать взаимоотношения с представителями старшего поколения на основе любви, доверия, уважения друг к другу и взаимопомощи.
Формирующиеся ценности: традиционные семейные ценности, дружба, историческая память и преемственность поколений на уровне семьи (см. Стратегию национальной безопасности Российской Федерации, п. 25, http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107030001?index=9&rangeSize=1).
Планируемые результаты:
Личностные: расширить первоначальные представления о семье и ее ценностях, укрепляя связи между поколениями; стимулировать творческую активность; пробудить желание использовать самостоятельное чтение для развития и самообразования.
Предметные: проявлять уважение к семейным ценностям и традициям; понимать необходимость уделять внимание всем членам семьи и оказывать взаимопомощь; расширять представления о том, что доброе слово способно воспитывать и помогать в любых ситуациях.
Метапредметные: воспринимать символику, понимать ее смысл и назначение; анализировать текстовую и видеоинформацию в соответствии с учебной задачей; формулировать суждения, выражать эмоции; аргументированно высказывать свое мнение; проявлять в процессе обсуждения готовность решать учебные задачи творческого и поискового характера, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; участвовать в коллективном формулировании вывода по результатам обсуждения.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: эвристическая беседа. Занятие предполагает использование видеофрагмента, мультимедийной презентации; включает в себя анализ информации, групповую работу с текстом, игру.
Комплект материалов:
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/olderpersonday-12-script.pdf
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/olderpersonday-12-method_rec
https://razgovor.edsoo.ru/video/385/
комплекты фотографий «Сервизы», «Обложки книг» (прилагаются),
комплект интерактивных заданий
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/olderpersonday-12-1/index.html?back_url=/topic/7/grade/12/#/
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/olderpersonday-12-2/index.html?back_url=/topic/7/grade/12/#/
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/olderpersonday-12-presentation.pdf
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/plakat/denposhilyh_plakat.png
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/olderpersonday-12-dop.pdf
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/olderpersonday-12-dop1.pdf
Содержательные блоки занятия
Часть 1. Мотивационная: введение в тему
Занятие начинается с видеоролика о празднование международного дня пожилых людей и истории возникновения семейного праздника «День бабушки и дедушки». Просмотр видеоматериала поможет ввести в тему, которая будет обсуждаться на занятии. Новую для детей информацию можно закрепить в последующей беседе. Коллективный разговор и подсказки учителя приведут к желаемому результату.
Часть 2. Основная: беседа о бабушках и дедушках
Беседа о бабушках и дедушках, об их роли в семье, рассказы о семейных традициях помогут учащимся осознать важность проявления заботы, милосердия, доброты, отзывчивости и уважения к людям старшего поколения. В то же время дети получат заряд положительных эмоций, радость и хорошее настроение от рассказов своих сверстников. Загадки и пословицы будут способствовать пониманию особой и очень важной роли бабушки и дедушки в жизни каждого человека. Рассказ В.А. Сухомлинского «Для чего говорят спасибо?» должен прочитать учитель, т.к. учащиеся 1-2 класса находятся на этапе освоения грамоты и формирования смыслового чтения. Учитель может расширить и углубить информацию в зависимости от уровня подготовки детей данного класса. Например, можно более детально познакомить со значением слова «спасибо».
Художественное произведение выдающегося педагога-писателя побуждает детей к размышлениям, морально-этическому анализу поступков героев рассказа и собственного поведения. Предлагаемые вопросы помогут организовать диалог. В процессе беседы учитель может подвести учащихся к правильному ответу с помощью дополнительных вопросов, формируя тем самым самостоятельное мышление младших школьников.
Выполнение интерактивных заданий служит развитию навыков чтения, помогает воспринимать символику, понимать ее смысл и назначение; способствует формированию умений анализировать текстовую и видеоинформацию в соответствии с учебной задачей; формулировать суждения. Рекомендуем визуальное сопровождение: 1) Обложки книг
Часть 3. Заключение
В конце занятия необходимо подвести итоги, сосредоточив внимание учащихся на важности сохранения семейных традиций, заботы о старшем поколении. Кроме того, заключительный этап урока направлен на организацию диалога детей с родителями о семейных ценностях, об истории семьи; на поддержание или формирование доброй традиции семейного чтения.
Результаты занятия: осознание учащимися того, что преемственность поколений является гарантией развития современного государства, залогом сохранения исторической памяти и духовно-нравственных ценностей, поддержки младшим поколением старшего, а старшим поколением младшего. При наличии возможности рекомендуется предусмотреть ведение обучающимися «дневника внеурочных занятий «Разговоры о важном».
В таком «дневнике» могут отмечаться:
тема занятия;
ценности, обсуждаемые в ходе занятия;
основные выводы обучающегося, сделанные по итогам занятия,
ссылки на полезные медиаресурсы и образовательные проекты по тематике занятия;
творческие задания и темы для обсуждения с родственниками и друзьями;
любая другая информация по теме занятия.
Структура такого «дневника» и организация его ведения определяются образовательной организацией самостоятельно.