СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разговоры о важном. Сценарий занятия/Методические рекомендации ДЕНЬ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ. 1-2 классы. "Традиции моей семьи" 26 сентября 2022 г.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разговоры о важном. Сценарий занятия/Методические рекомендации ДЕНЬ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ. 1-2 классы. "Традиции моей семьи" 26 сентября 2022 г.

Просмотр содержимого документа
«Разговоры о важном. Сценарий занятия/Методические рекомендации ДЕНЬ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ. 1-2 классы. "Традиции моей семьи" 26 сентября 2022 г.»

Разговоры о важном

Сценарий занятия

ДЕНЬ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ

1-2 классы. Традиции моей семьи

26 сентября 2022 г.



ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 1-2 классов по теме:

«ТРАДИЦИИ МОЕЙ СЕМЬИ»

Цель занятия: воспитывать у обучающихся первых-вторых классов уважение к семейным ценностям, принятие идеи о необходимости выстраивать взаимоотношения с представителями старшего поколения на основе любви, доверия, уважения и взаимопомощи друг другу.

Формирующиеся ценности: традиционные семейные ценности, дружба, историческая память и преемственность поколений на уровне семьи.

Планируемые результаты:

Личностные: расширить первоначальные представления о семье и ее ценностях, укрепляя связи между поколениями, пробудить интерес к творческой активности и желание использовать самостоятельное чтение для своего развития и самообразования.

Предметные: проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, понимать необходимость проявления внимания и взаимопомощи в семье, расширить представление о том, что доброе слово способно воспитывать и помогать в любых ситуациях.

Метапредметные: воспринимать символику, понимать ее смысл и назначение; анализировать текстовую и видео информацию в соответствии с учебной задачей; формулировать суждения, выражать эмоции; аргументированно высказывать свое мнение; проявлять готовность решать учебные задачи творческого и поискового характера в процессе обсуждения, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; участвовать в коллективной формулировке вывода по результатам обсуждения.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: эвристическая беседа. Занятие предполагает также использование видеофрагментов, мультимедийной презентации, включает в себя анализ информации, групповую работу с текстом, игру.

Комплект материалов:

  • сценарий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/olderpersonday-12-script.pdf

  • методические рекомендации

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/olderpersonday-12-method_rec

  • видеоролик

https://razgovor.edsoo.ru/video/385/

  • комплекты фотографий «Сервизы», «Обложки книг» (прилагаются),

  • комплект интерактивных заданий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/olderpersonday-12-1/index.html?back_url=/topic/7/grade/12/#/

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/olderpersonday-12-2/index.html?back_url=/topic/7/grade/12/#/

  • презентация

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/olderpersonday-12-presentation.pdf

  • плакат

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/plakat/denposhilyh_plakat.png

  • дополнительные материалы

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/olderpersonday-12-dop.pdf

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/olderpersonday-12-dop1.pdf


Содержательные блоки занятия

Часть 1. Мотивационная

Вступление. Учитель говорит о традициях семьи, уважении к старшему поколению. Рассказ о празднике - Международном дне пожилых людей. Показ видеоролика.

Часть 2. Основное содержание

Беседы, работа с интерактивными заданиями.

Часть 3. Заключение

Рефлексия по поводу материала занятия. Выводы о том, почему нужно уважать старших, в чем проявляется наше уважение.

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ



Часть 1. Мотивационная: (до 3 минут)

Учитель начинает занятие, поясняя его тему: «Традиции моей семьи». В свободной форме проводится краткая беседа с детьми о том, что такое семейные традиции.

Демонстрация видео (дикторский текст)

1 октября отмечается известный во всём мире Международный день пожилых людей.

Г лавная цель этого праздника - обратить наше внимание на проблемы и трудности, с которыми сталкиваются люди пожилого возраста.

Для наших бабушек и дедушек очень важно, чтобы молодое поколение с уважением относилось к этому празднику. Именно добрые и мудрые советы пожилых людей, наших бабушек и дедушек мы будем помнить всю жизнь.

Наравне с другими праздниками, у Международного дня пожилых людей в нашей стране есть свой символ. Он представляет собой раскрытую ладонь - символ доброты, уважения и помощи, а сердце человека на протянутой ладони - олицетворяет доверие, готовность прийти на помощь и уважение к старшему поколению.

В нашей стране существуют славные традиции празднования семейных праздников - День матери, День отца, День братьев и сестер, и среди них есть особый праздник - День бабушек и дедушек, его отмечают 28 октября.

Выбрана эта дата не случайно: в конце октября у древних славян отмечались «Осенние ДЕДЫ» — праздник, призванный укрепить связь с предками и объединить все поколения.

Традиционно в этот день принято дарить кашпо с живыми цветами.

Дарите бабушкам и дедушкам свою любовь каждый день!

Часть 2. Основная: (до 23-25 минут)

Учитель: В эти осенние праздники мы постараемся поздравить наших пожилых родственников, наших бабушек и дедушек, и не важно, каким будет наш подарок. Это может быть букет из цветов или добрые стихи, композиция из листьев или рисунок, может быть, кто-то вместе с мамой испечет любимое печенье или пирог, главное - быть рядом с нашими родными и близкими.

Интерактивное задание №1 (установление соответствия)

На экран выводятся слова «семья», «дедушка», «бабушка» и стихи. Нужно установить правильное соответствие.

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная

Кто любить не устает,

Пироги для нас печет,

Вкусные оладушки?

Это наша

Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед —

Мой родной, любимый


Беседа: Как же это здорово, когда в семье есть мудрые, добрые, всегда готовые нам помочь бабушки и дедушки. Почти в каждой семье есть свои особенные семейные традиции. Некоторые из них передаются из поколения в поколение, есть те, которые появились недавно. Кто из вас сегодня узнал о

международном дне пожилых людей впервые?

Ответы учащихся … А кто из вас знал, что есть праздник «День бабушек и дедушек»? Ответы учащихся ...

Давайте вспомним, когда празднуются эти даты?

Примерные ответы: «В октябре», «1 октября», «28 октября»

Учитель: Давайте запомним эти даты: 1 октября - Международный день пожилых людей;

28 октября - День бабушек и дедушек. Пусть эти праздники станут доброй традицией в ваших семьях. И тогда счастье от общения с самыми близкими наполнит сердца всех поколений. А когда вы станете взрослыми, вы поймете, что они всегда хотели, чтобы вы не делали ошибок в жизни, чтобы вы были счастливы. Вот послушайте некоторые высказывания о бабушках:

«Мне все равно, что вы обо мне думаете, зато моя бабушка говорит, что я солнышко».

«Мы слишком поздно понимаем те слова, которые нам говорили бабушки!»

«В сердце бабушки цветет сад любви».

Не случайно в пословицах и поговорках, пришедших к нам из прошлого, раскрывается глубокий смысл жизненных ценностей, они рассказывают о доброте семейных отношений, об уважении между всеми членами семьи, и о большом жизненном опыте наших бабушек и дедушек, полном житейской мудрости.

Интерактивное задание №2

Задание: нужно разделить пословицы на три группы: 1) о бабушках,

2) о дедушках, 3) о пожилых людях.

На экране появляются пословицы, а ученики с помощью учителя распределяют их по трем группам

Дедушка - есть отец, учитель и друг.

Молодость плечами крепка, а старость - головою.

Без старых не проживешь.

У кого есть дед, у того и обед.

Нет милее дружка, чем родная бабушка.

При солнышке тепло, а при бабушке добро.

Дед - это человек с серебром в волосах и золотом в сердце.


Учитель: Многому можно научиться у нашего старшего поколения, о многом можно узнать. Сядьте поудобнее и послушайте рассказ Василия Александровича Сухомлинского «Для чего говорят спасибо?».

Дремучим лесом шли двое путников. Дедушка и мальчик. Было жарко, хотелось пить. Наконец - то они пришли к роднику. Тихо журчала холодная вода. Путешественники наклонились, напились.

Дедушка сказал:

  • Спасибо тебе, родничок.

Мальчик усмехнулся.

  • Чего ты смеешься, мальчик? - спросил дедушка.

-Зачем вы, дедушка, сказали роднику спасибо? Он же не живой: не узнает о вашей благодарности, не услышит ваших слов.

  • Это так. Если бы воды напился волк, он бы мог и не благодарить. Мы же не волки, а люди. Понимаешь, зачем человек говорит спасибо? А знаешь, кого это слово восхваляет, возносит, возвеличивает?

Мальчик задумался. Он еще никогда не думал над этой мудрой истиной. Сейчас настало то время подумать: дорога через лес еще долгая.

Беседа: Давайте подумаем, почему дедушка сказал мальчику: «Если бы воды напился волк, он бы мог и не благодарить».

Должен ли человек быть благодарным всему, что его окружает?

Должен ли человек благодарить природу за ее щедрые дары?

Может быть, слова благодарности мы должны произносить всегда и для себя, а не затем, чтобы нас кто-то услышал?

Рассуждения и ответы на вопросы должны подвести учащихся к осознанию того, что мы порой забываем говорить «спасибо» за самые простые вещи, что человек должен быть благодарен не только другим людям, но и окружающей природе, потому что без природы и человека не будет. Не случайно народная мудрость гласит: «Одно спасибо спасет от тысячи бед».

Слова дедушки заставили мальчика надолго задуматься, над, казалось бы, простой истиной.

А порой стоит только вспомнить советы или рассказы бабушки, чтобы справиться с той или иной задачей.


Задание для учащихся.

Учитель читает историю о девочке Миле и ее бабушке, а на экране появляются картинки трех сервизов (столовый, чайный и кофейный)

(прилагаются).

Задание: Помогите Миле найти чайный сервиз. Отметив его знаком У. Обоснуйте свой выбор.

Вечером в субботу бабушка попросила Милу помочь ей накрыть стол к

чаю.

  • Мила, сегодня у нас будут гости. Принеси, пожалуйста, из серванта чайный сервиз, - попросила она. Мила подошла к серванту и задумалась - там стояло много красивой посуды.

Какой же из сервизов чайный? - подумала девочка и вспомнила недавний разговор с бабушкой. - В кофейном сервизе чашки должны быть маленькими, а в столовом есть супница и глубокие тарелки. И Мила смело достала чайный сервиз.


Часть 3. Заключение (3-4 минуты)

Беседа: О каких праздниках октября мы сегодня узнали?

Ответы учащихся: «Международный день пожилых людей», «День бабушек и дедушек».

Почему эти праздники важны для нас?

Ответы учащихся: «Это семейные праздники», «Это праздники наших родных и близких»

Какую мудрую истину узнал мальчик от дедушки из рассказа В.А. Сухомлинского «Для чего говорят спасибо?»

Ответы учащихся: «Спасибо говорят всем», «Благодарность нужна всем и даже ручью», «Спасибо может беду отвести».

Какие подарки можно приготовить к празднику «День бабушек и дедушек»?

Ответы учащихся: «Цветы», «Стихи», «Испечь печенье или пирог»

Творческое задание: Расскажите дома своим родителям об осенних праздниках, подумайте вместе, какие подарки можно приготовить бабушкам и дедушкам. Попросите бабушку или дедушку показать старый альбом с фотографиями. Помогите бабушке накрыть стол к праздничному чаепитию, а вечером всей семьей можно почитать хорошую книгу: рассказ Валентины Осеевой «Волшебное слово», стихи из книги Алексея Шевченко «Любимый дедушка», книгу Алексей Шевченко «Сказки бабушки Ксении», стихи Агнии Барто «Было у бабушки сорок внучат», рассказ Михаила Пришвина «Дедушкин валенок», ну и конечно книгу Николая Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». НО самое важно - подарите своим бабушкам и дедушкам внимание и свою любовь.




























Разговоры о важном

Методические рекомендации

ДЕНЬ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ

1-2 классы. Традиции моей семьи

26 сентября 2022 г.



ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 1-2 классов по теме:

«ТРАДИЦИИ МОЕЙ СЕМЬИ»

Цель занятия: воспитывать у обучающихся первых-вторых классов уважение к семейным ценностям, понимание необходимости выстраивать взаимоотношения с представителями старшего поколения на основе любви, доверия, уважения друг к другу и взаимопомощи.

Формирующиеся ценности: традиционные семейные ценности, дружба, историческая память и преемственность поколений на уровне семьи (см. Стратегию национальной безопасности Российской Федерации, п. 25, http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107030001?index=9&rangeSize=1).

Планируемые результаты:

Личностные: расширить первоначальные представления о семье и ее ценностях, укрепляя связи между поколениями; стимулировать творческую активность; пробудить желание использовать самостоятельное чтение для развития и самообразования.

Предметные: проявлять уважение к семейным ценностям и традициям; понимать необходимость уделять внимание всем членам семьи и оказывать взаимопомощь; расширять представления о том, что доброе слово способно воспитывать и помогать в любых ситуациях.

Метапредметные: воспринимать символику, понимать ее смысл и назначение; анализировать текстовую и видеоинформацию в соответствии с учебной задачей; формулировать суждения, выражать эмоции; аргументированно высказывать свое мнение; проявлять в процессе обсуждения готовность решать учебные задачи творческого и поискового характера, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; участвовать в коллективном формулировании вывода по результатам обсуждения.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: эвристическая беседа. Занятие предполагает использование видеофрагмента, мультимедийной презентации; включает в себя анализ информации, групповую работу с текстом, игру.



Комплект материалов:

  • сценарий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/olderpersonday-12-script.pdf

  • методические рекомендации

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/olderpersonday-12-method_rec

  • видеоролик

https://razgovor.edsoo.ru/video/385/

  • комплекты фотографий «Сервизы», «Обложки книг» (прилагаются),

  • комплект интерактивных заданий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/olderpersonday-12-1/index.html?back_url=/topic/7/grade/12/#/

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/olderpersonday-12-2/index.html?back_url=/topic/7/grade/12/#/

  • презентация

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/olderpersonday-12-presentation.pdf

  • плакат

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/plakat/denposhilyh_plakat.png

  • дополнительные материалы

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/olderpersonday-12-dop.pdf

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/olderpersonday-12-dop1.pdf



Содержательные блоки занятия


Часть 1. Мотивационная: введение в тему

Занятие начинается с видеоролика о празднование международного дня пожилых людей и истории возникновения семейного праздника «День бабушки и дедушки». Просмотр видеоматериала поможет ввести в тему, которая будет обсуждаться на занятии. Новую для детей информацию можно закрепить в последующей беседе. Коллективный разговор и подсказки учителя приведут к желаемому результату.


Часть 2. Основная: беседа о бабушках и дедушках

Беседа о бабушках и дедушках, об их роли в семье, рассказы о семейных традициях помогут учащимся осознать важность проявления заботы, милосердия, доброты, отзывчивости и уважения к людям старшего поколения. В то же время дети получат заряд положительных эмоций, радость и хорошее настроение от рассказов своих сверстников. Загадки и пословицы будут способствовать пониманию особой и очень важной роли бабушки и дедушки в жизни каждого человека. Рассказ В.А. Сухомлинского «Для чего говорят спасибо?» должен прочитать учитель, т.к. учащиеся 1-2 класса находятся на этапе освоения грамоты и формирования смыслового чтения. Учитель может расширить и углубить информацию в зависимости от уровня подготовки детей данного класса. Например, можно более детально познакомить со значением слова «спасибо».

Художественное произведение выдающегося педагога-писателя побуждает детей к размышлениям, морально-этическому анализу поступков героев рассказа и собственного поведения. Предлагаемые вопросы помогут организовать диалог. В процессе беседы учитель может подвести учащихся к правильному ответу с помощью дополнительных вопросов, формируя тем самым самостоятельное мышление младших школьников.

Выполнение интерактивных заданий служит развитию навыков чтения, помогает воспринимать символику, понимать ее смысл и назначение; способствует формированию умений анализировать текстовую и видеоинформацию в соответствии с учебной задачей; формулировать суждения. Рекомендуем визуальное сопровождение: 1) Обложки книг




Часть 3. Заключение

В конце занятия необходимо подвести итоги, сосредоточив внимание учащихся на важности сохранения семейных традиций, заботы о старшем поколении. Кроме того, заключительный этап урока направлен на организацию диалога детей с родителями о семейных ценностях, об истории семьи; на поддержание или формирование доброй традиции семейного чтения.


Результаты занятия: осознание учащимися того, что преемственность поколений является гарантией развития современного государства, залогом сохранения исторической памяти и духовно-нравственных ценностей, поддержки младшим поколением старшего, а старшим поколением младшего. При наличии возможности рекомендуется предусмотреть ведение обучающимися «дневника внеурочных занятий «Разговоры о важном».

В таком «дневнике» могут отмечаться:

 тема занятия;

 ценности, обсуждаемые в ходе занятия;

 основные выводы обучающегося, сделанные по итогам занятия,

 ссылки на полезные медиаресурсы и образовательные проекты по тематике занятия;

 творческие задания и темы для обсуждения с родственниками и друзьями;

 любая другая информация по теме занятия.

Структура такого «дневника» и организация его ведения определяются образовательной организацией самостоятельно.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!