Разговоры о важном
Сценарий занятия
ДЕНЬ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ
8-9 классы. Обычаи и традиции моего народа:
как прошлое соединяется с настоящим?
26 сентября 2022 г.
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 8-9 классов по теме
«Обычаи и традиции моего народа:
как прошлое соединяется с настоящим?»
Цель занятия: формировать традиционные семейные ценности и уважительное отношение к людям старшего поколения; воспитывать нравственные качества личности (доброту, милосердие, сострадание, благородство, готовность прийти на помощь), способствовать развитию преемственности поколений в семье, осознанию обучающимися достоинств жизненного опыта.
Формирующиеся ценности: развитие, самореализация, историческая память и преемственность поколений.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: беседа. Занятие предполагает использование видеоролика, интерактивных заданий, включает в себя анализ информации, групповую работу с текстом.
Комплект материалов:
сценарий
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/olderpersonday-89-script.pdf
методические рекомендации
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/olderpersonday-89-method_rec
видеоролик
https://razgovor.edsoo.ru/video/391/
карточки для групповой работы (при подготовке к занятию учителю необходимо выбрать и распечатать те, которые, по его мнению, будут наиболее интересны и понятны его ученикам),
комплект интерактивных заданий
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/olderpersonday-89-2/index.html?back_url=/topic/7/grade/89/#choose
презентация
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/olderpersonday-89-presentation.pdf
плакат
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/plakat/denposhilyh_plakat.png
дополнительные материалы
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/olderpersonday-89-dop.pdf
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/qr_code/olderpersonday_qr-code_59.pdf
инструкция
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/olderpersonday-89-instruction.pdf
Содержательные блоки занятия
Часть 1. Мотивационная Вступительное слово учителя, беседа по предварительным вопросам, просмотр видеопрезентации.
Часть 2. Основная.
Организация деятельности обучающихся Работа в группах. Общее обсуждение. Выполнение интерактивных заданий.
Часть 3. Заключение
Подведение итогов занятия, рефлексия.
СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная (5 минут)
Вступительное слово учителя
1 октября отмечается Международный день пожилых людей. И сегодняшнее занятие мы посвящаем именно этому замечательному празднику. Мы побеседуем о людях преклонного возраста, о важности семейных традиций, преемственности поколений, заботы о наших бабушках и дедушках.
Беседа по предварительным вопросам.
Беседа. Учитель организует в классе разговор по предварительным вопросам, например:
Как вы думаете, что символизирует День пожилых людей?
Как в вашей семье отмечают этот праздник?
За что мы можем сказать слова благодарности нашим бабушкам и дедушкам?
Учитель благодарит учеников за ответы и рассуждения, подводит итог краткой беседе и переходит к теме «День пожилых людей». А теперь давайте посмотрим видеоролик, в котором рассказывается об этом важном дне, о его истории, символах и традициях.
Демонстрация видео (дикторский текст)
Золотая осень – прекрасное время года. И в этот период – 1 октября - мы отмечаем праздник – День пожилых людей, который был официально провозглашен в России в 1992 году.
У праздника есть свой особый логотип. В нашей стране его символом является изображение открытой ладони, которая означает помощь и поддержку, и сердце в руке, которое олицетворяет любовь и добро.
Почитание старших, оказание уважения и заботы пожилым людям – главная добродетель человека и неотъемлемая часть традиций России. В нашей стране уделяется особое внимание социальной поддержке людей почтенного возраста, улучшению условий их жизни, укреплению их здоровья.
В День пожилых людей мы поздравляем наших бабушек и дедушек и говорим им слова искренней благодарности и любви.
Именно они дарят нам тепло общения и радость открытий, учат нас с уважением относиться к чужому мнению и твердо отстаивать собственную позицию, с ответственностью относиться к делу и свято верить в силу добра и справедливости.
Они трудились всю свою жизнь и по настоящий день являются душой каждой семьи, являясь хранителями семейных традиций и нравственных ценностей.
Жизненный опыт и зрелая мудрость, которыми бабушки и дедушки щедро делятся со своими детьми и внуками, бесценны для каждого из нас.
И задача молодого поколения - беречь, уважать старших и делать все возможное, чтобы их жизнь была счастливой, интересной и достойной.
Часть 2. Основная.
Организация деятельности обучающихся (20 минут)
Учитель. Уважение к старшим является одной из многовековых традиций и незыблемых ценностей российского общества. В нашей стране уделяется большое внимание социальной поддержке людей почтенного возраста, повышению качества их жизни, развитию духовного потенциала и укреплению их здоровья. В зрелом возрасте многие люди открывают в себе новые возможности и таланты, совершают открытия и создают уникальные произведения искусства и культуры.
Выйдя на заслуженный отдых, наши дедушки и бабушки могут продолжить обучение, получить новые знания и умения, найти новое хобби. Могут заняться спортом и стать чемпионом, как например Евгения Степанова, инженер из Санкт-Петербурга, которая после выхода на пенсию в 60 лет решила стать профессиональной спортсменкой по прыжкам в воду с вышки. И благодаря поддержке внучки она добилась своей цели. На сегодняшний день она является многократной чемпионкой мира и Европы по прыжкам в воду.
Для активных представителей старшего поколения действуют различные региональные проекты, в том числе программы по поддержанию здоровья.
Пожилые люди могут посещать музеи, смотреть спектакли – часто для пенсионеров организуют бесплатное посещение.
Учитель организует беседу-обсуждение по вопросам:
Но, ребята, нужно помнить, что ваши бабушки и дедушки – поколение, прошедшее Великую Отечественную войну. Это была одна из самых жестоких войн XX века – нападение немецких фашистов на нашу Родину. Кто-то отважно сражался на фронте, кто-то трудился в тылу, а кто-то был еще совсем ребенком.
После войны ваши дедушки и бабушки восстанавливали страну, растили детей. Они всегда мечтали о мире, равноправном и свободном мире для всех людей, где перед всеми народами будут открыты равные возможности для развития и процветания. Мы гордимся народом-победителем, ратным и трудовым подвигом нашего старшего поколения. Народ нашей страны всегда вставал на защиту своих соотечественников.
И сегодня военные - наши отцы, братья в непростое для нашей страны время отстаивают на земле Донбасса свободу своих соотечественников, своих сограждан. Мы гордимся их подвигом и поддерживаем их.
А как в вашей семье поддерживают бабушек и дедушек?
Как вы выражаете им свою любовь?
Какие в вашей семье есть традиции, которые объединяют разные поколения?
Какую реальную помощь мы можем оказывать пожилым людям?
Что мы с вами можем сделать, чтобы жизнь людей преклонного возраста была счастливой и достойной?
Как вы думаете, чем занимаются волонтеры, оказывающие поддержку пожилым людям?
Какие организации по поддержке людей преклонного возраста имеются в нашем регионе?
Что вы можете рассказать об их деятельности?
Какие мероприятия проводятся в нашем регионе в честь Дня пожилого человека?
Интерактивное задание. Филворд «Внутренний мир людей старшего возраста»
Сегодня мы многое узнали о людях пожилого возраста, о наших бабушках и дедушках. Они хранители семейных традиций и нравственных ценностей. Мы уважаем их, любим, бережем.
Давайте посмотрим, какие качества отражают их внутренний мир:
(СЛОВА ФИЛВОРДА)
мудрость, опыт, знания, зрелость, великодушие, добросердечность, искренность, мягкость, отзывчивость, бескорыстие, достоинство, доброта.
Дискуссия на тему «Жизнь замечательных людей»
Известны ли вам люди старшего поколения, жизнь и сила духа которых вызывает у вас особое уважение и восхищение? Расскажите о них своим одноклассникам.
Творческая мастерская «Кодекс уважения и поддержки пожилых людей»
Оказание уважения пожилым людям и проявление заботы о них – неотъемлемая часть традиций народов многонациональной России. В разных регионах нашей Родины существуют особые обычаи почитания старших.
Например, в Чеченской Республике молодые люди всегда проявляют корректность и уважение по отношению к старшим. Не вставать при появлении старшего или сесть без его настойчивого приглашения считается недостатком воспитания и нарушением обычая. Дети не могут ослушаться дедушку, бабушку, других старших родственников или соседей и разговаривать со старшими повышенным тоном.
Давайте составим золотой фонд правил почитания пожилых людей – собственный «Кодекс уважения и поддержки пожилых людей». Помните, что большое благородное дело начинается с маленьких шагов. Если каждый из нас будет соблюдать эти правила и малыми делами выражать свою любовь к людям преклонного возраста, то жизнь наших бабушек и дедушек станет светлее и счастливее.
Часть 3. Заключение. Рефлексия (5 минут)
В завершении занятия учитель предлагает школьникам подвести итог разговора с использованием выражений типа: «Из услышанных / прочитанных сегодня историй наибольшее впечатление на меня произвела...»; «Я думаю, что для счастливой жизни наших бабушек и дедушек важно…»; «Наше занятие вдохновило меня на то, чтобы…»
Творческое задание. Вариант 1
Расскажите одноклассникам о ваших бабушках и дедушках и том, как вы вместе проводите время.
Творческое задание. Вариант 2
Известны ли вам люди старшего поколения, жизнь и сила духа которых вызывает у вас особое уважение? Расскажите о них своим одноклассникам.
Разговоры о важном
Методические рекомендации
ДЕНЬ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ
8-9 классы. Обычаи и традиции моего народа:
как прошлое соединяется с настоящим?
26 сентября 2022 г.
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 8-9 классов по теме
«Обычаи и традиции моего народа:
как прошлое соединяется с настоящим?»
Цель занятия: формировать традиционные семейные ценности и уважительное отношение к людям старшего поколения; воспитывать нравственные качества личности (доброту, милосердие, сострадание, благородство, готовность прийти на помощь), способствовать развитию преемственности поколений в семье, осознанию обучающимися достоинств жизненного опыта.
Формирующиеся ценности: развитие, самореализация, историческая память и преемственность поколений (см. Стратегию национальной безопасности Российской Федерации, п. 25,
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107030001?index=9&rangeSize=1).
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: беседа. Занятие предполагает использование видеоролика, интерактивных заданий, включает в себя анализ информации, групповую работу с текстом.
Комплект материалов:
сценарий
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/olderpersonday-89-script.pdf
методические рекомендации
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/olderpersonday-89-method_rec
видеоролик
https://razgovor.edsoo.ru/video/391/
карточки для групповой работы (при подготовке к занятию учителю необходимо выбрать и распечатать те, которые, по его мнению, будут наиболее интересны и понятны его ученикам),
комплект интерактивных заданий
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/olderpersonday-89-2/index.html?back_url=/topic/7/grade/89/#choose
презентация
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/olderpersonday-89-presentation.pdf
плакат
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/plakat/denposhilyh_plakat.png
дополнительные материалы
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/olderpersonday-89-dop.pdf
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/qr_code/olderpersonday_qr-code_59.pdf
инструкция
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/olderpersonday-89-instruction.pdf
Содержательные блоки занятия
1. Общие рекомендации. Это занятие посвящено людям преклонного возраста, которым очень важны поддержка и понимание, любовь и забота, уважение и признательность.
При отборе материала учтена возможность использования (включения) регионального компонента: рассказ о традициях празднования Дня пожилых людей в разных регионах нашей страны.
Занятие ориентировано на подростковые классы, поэтому предполагает не только возможность ознакомления школьников с воспитывающей информацией (посредством видеопрезентации или рассказа учителя), но и организацию интерактивных форм работы с этой информацией.
Учитель напоминает учащимся о героическом прошлом наших ветеранов, нашего старшего поколения, защитивших страну в Великой Отечественной войне. Рассказывает о подвиге отцов, воинов, защищающих, русский мир, русскую культуру от уничтожения.
2. Рекомендации по выполнению интерактивного задания.
Задание «Филворд» («Внутренний мир людей старшего поколения») предполагает поиск спрятанных на смарт-доске слов, которые раскрывают внутренний мир пожилого человека. После завершения интерактивного задания учитель может организовать беседу о том, чему важному и ценному можно научиться у людей преклонного возраста.
3. Рекомендации по выполнению творческого задания.
Творческое задание – это творческая мастерская «Кодекс уважения и поддержки пожилых людей». Оно имеет практическую направленность и предполагает создание золотого фонда правил почитания пожилых людей.
4. Заключение. Рефлексия
Далее рекомендуется закрепление выводов, полученных при обсуждениях на занятии, с помощью «незаконченных предложений»: «Из услышанных / прочитанных сегодня историй наибольшее впечатление на меня произвела...»; «Я думаю, что для счастливой жизни наших бабушек и дедушек важно…»; «Наше занятие вдохновило меня на то, чтобы…»
Результаты занятия: понимание учащимися того, что преемственность поколений является гарантией развития современного государства, залогом сохранения исторической памяти и духовно-нравственных ценностей, поддержки младшим поколением старшего, а старшим поколением младшего.
При наличии возможности рекомендуется предусмотреть ведение обучающимися «дневника внеурочных занятий «Разговоры о важном».
В таком «дневнике» могут отмечаться:
тема занятия;
ценности, обсуждаемые в ходе занятия;
основные выводы обучающегося, сделанные по итогам занятия,
ссылки на полезные медиаресурсы и образовательные проекты по тематике занятия;
творческие задания и темы для обсуждения с родственниками и друзьями;
любая другая информация по теме занятия.
Структура такого «дневника» и организация его ведения определяются образовательной организацией самостоятельно.