СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разговоры о важном. Сценарий занятия/Методические рекомендации ДЕНЬ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ. 8-9 классы. "Обычаи и традиции моего народа: как прошлое соединяется с настоящим?" 26 сентября 2022 г.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Разговоры о важном. Сценарий занятия/Методические рекомендации ДЕНЬ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ. 8-9 классы. "Обычаи и традиции моего народа: как прошлое соединяется с настоящим?" 26 сентября 2022 г.

Просмотр содержимого документа
«Разговоры о важном. Сценарий занятия/Методические рекомендации ДЕНЬ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ. 8-9 классы. "Обычаи и традиции моего народа: как прошлое соединяется с настоящим?" 26 сентября 2022 г.»

Разговоры о важном

Сценарий занятия

ДЕНЬ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ

8-9 классы. Обычаи и традиции моего народа:

как прошлое соединяется с настоящим?

26 сентября 2022 г.



ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 8-9 классов по теме

«Обычаи и традиции моего народа:

как прошлое соединяется с настоящим?»


Цель занятия: формировать традиционные семейные ценности и уважительное отношение к людям старшего поколения; воспитывать нравственные качества личности (доброту, милосердие, сострадание, благородство, готовность прийти на помощь), способствовать развитию преемственности поколений в семье, осознанию обучающимися достоинств жизненного опыта.

Формирующиеся ценности: развитие, самореализация, историческая память и преемственность поколений.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: беседа. Занятие предполагает использование видеоролика, интерактивных заданий, включает в себя анализ информации, групповую работу с текстом.

Комплект материалов:

 сценарий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/olderpersonday-89-script.pdf

 методические рекомендации

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/olderpersonday-89-method_rec

 видеоролик

https://razgovor.edsoo.ru/video/391/

 карточки для групповой работы (при подготовке к занятию учителю необходимо выбрать и распечатать те, которые, по его мнению, будут наиболее интересны и понятны его ученикам),

 комплект интерактивных заданий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/olderpersonday-89-2/index.html?back_url=/topic/7/grade/89/#choose

 презентация

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/olderpersonday-89-presentation.pdf

 плакат

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/plakat/denposhilyh_plakat.png

 дополнительные материалы

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/olderpersonday-89-dop.pdf

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/qr_code/olderpersonday_qr-code_59.pdf

 инструкция

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/olderpersonday-89-instruction.pdf



Содержательные блоки занятия

Часть 1. Мотивационная Вступительное слово учителя, беседа по предварительным вопросам, просмотр видеопрезентации.

Часть 2. Основная.

Организация деятельности обучающихся Работа в группах. Общее обсуждение. Выполнение интерактивных заданий.

Часть 3. Заключение

Подведение итогов занятия, рефлексия.

СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная (5 минут)

Вступительное слово учителя

1 октября отмечается Международный день пожилых людей. И сегодняшнее занятие мы посвящаем именно этому замечательному празднику. Мы побеседуем о людях преклонного возраста, о важности семейных традиций, преемственности поколений, заботы о наших бабушках и дедушках.

Беседа по предварительным вопросам.

Беседа. Учитель организует в классе разговор по предварительным вопросам, например:

 Как вы думаете, что символизирует День пожилых людей?

 Как в вашей семье отмечают этот праздник?

 За что мы можем сказать слова благодарности нашим бабушкам и дедушкам?

Учитель благодарит учеников за ответы и рассуждения, подводит итог краткой беседе и переходит к теме «День пожилых людей». А теперь давайте посмотрим видеоролик, в котором рассказывается об этом важном дне, о его истории, символах и традициях.

Демонстрация видео (дикторский текст)

Золотая осень – прекрасное время года. И в этот период – 1 октября - мы отмечаем праздник – День пожилых людей, который был официально провозглашен в России в 1992 году.

У праздника есть свой особый логотип. В нашей стране его символом является изображение открытой ладони, которая означает помощь и поддержку, и сердце в руке, которое олицетворяет любовь и добро.

Почитание старших, оказание уважения и заботы пожилым людям – главная добродетель человека и неотъемлемая часть традиций России. В нашей стране уделяется особое внимание социальной поддержке людей почтенного возраста, улучшению условий их жизни, укреплению их здоровья.

В День пожилых людей мы поздравляем наших бабушек и дедушек и говорим им слова искренней благодарности и любви.

Именно они дарят нам тепло общения и радость открытий, учат нас с уважением относиться к чужому мнению и твердо отстаивать собственную позицию, с ответственностью относиться к делу и свято верить в силу добра и справедливости.

Они трудились всю свою жизнь и по настоящий день являются душой каждой семьи, являясь хранителями семейных традиций и нравственных ценностей.

Жизненный опыт и зрелая мудрость, которыми бабушки и дедушки щедро делятся со своими детьми и внуками, бесценны для каждого из нас.

И задача молодого поколения - беречь, уважать старших и делать все возможное, чтобы их жизнь была счастливой, интересной и достойной.

Часть 2. Основная.

Организация деятельности обучающихся (20 минут)

Учитель. Уважение к старшим является одной из многовековых традиций и незыблемых ценностей российского общества. В нашей стране уделяется большое внимание социальной поддержке людей почтенного возраста, повышению качества их жизни, развитию духовного потенциала и укреплению их здоровья. В зрелом возрасте многие люди открывают в себе новые возможности и таланты, совершают открытия и создают уникальные произведения искусства и культуры.

Выйдя на заслуженный отдых, наши дедушки и бабушки могут продолжить обучение, получить новые знания и умения, найти новое хобби. Могут заняться спортом и стать чемпионом, как например Евгения Степанова, инженер из Санкт-Петербурга, которая после выхода на пенсию в 60 лет решила стать профессиональной спортсменкой по прыжкам в воду с вышки. И благодаря поддержке внучки она добилась своей цели. На сегодняшний день она является многократной чемпионкой мира и Европы по прыжкам в воду.

Для активных представителей старшего поколения действуют различные региональные проекты, в том числе программы по поддержанию здоровья.

Пожилые люди могут посещать музеи, смотреть спектакли – часто для пенсионеров организуют бесплатное посещение.

Учитель организует беседу-обсуждение по вопросам:

Но, ребята, нужно помнить, что ваши бабушки и дедушки – поколение, прошедшее Великую Отечественную войну. Это была одна из самых жестоких войн XX века – нападение немецких фашистов на нашу Родину. Кто-то отважно сражался на фронте, кто-то трудился в тылу, а кто-то был еще совсем ребенком.

После войны ваши дедушки и бабушки восстанавливали страну, растили детей. Они всегда мечтали о мире, равноправном и свободном мире для всех людей, где перед всеми народами будут открыты равные возможности для развития и процветания. Мы гордимся народом-победителем, ратным и трудовым подвигом нашего старшего поколения. Народ нашей страны всегда вставал на защиту своих соотечественников.

И сегодня военные - наши отцы, братья в непростое для нашей страны время отстаивают на земле Донбасса свободу своих соотечественников, своих сограждан. Мы гордимся их подвигом и поддерживаем их.

А как в вашей семье поддерживают бабушек и дедушек?

Как вы выражаете им свою любовь?

Какие в вашей семье есть традиции, которые объединяют разные поколения?

Какую реальную помощь мы можем оказывать пожилым людям?

Что мы с вами можем сделать, чтобы жизнь людей преклонного возраста была счастливой и достойной?

Как вы думаете, чем занимаются волонтеры, оказывающие поддержку пожилым людям?

Какие организации по поддержке людей преклонного возраста имеются в нашем регионе?

Что вы можете рассказать об их деятельности?

Какие мероприятия проводятся в нашем регионе в честь Дня пожилого человека?

Интерактивное задание. Филворд «Внутренний мир людей старшего возраста»

Сегодня мы многое узнали о людях пожилого возраста, о наших бабушках и дедушках. Они хранители семейных традиций и нравственных ценностей. Мы уважаем их, любим, бережем.

Давайте посмотрим, какие качества отражают их внутренний мир:

(СЛОВА ФИЛВОРДА)

мудрость, опыт, знания, зрелость, великодушие, добросердечность, искренность, мягкость, отзывчивость, бескорыстие, достоинство, доброта.

Дискуссия на тему «Жизнь замечательных людей»

Известны ли вам люди старшего поколения, жизнь и сила духа которых вызывает у вас особое уважение и восхищение? Расскажите о них своим одноклассникам.

Творческая мастерская «Кодекс уважения и поддержки пожилых людей»

Оказание уважения пожилым людям и проявление заботы о них – неотъемлемая часть традиций народов многонациональной России. В разных регионах нашей Родины существуют особые обычаи почитания старших.

Например, в Чеченской Республике молодые люди всегда проявляют корректность и уважение по отношению к старшим. Не вставать при появлении старшего или сесть без его настойчивого приглашения считается недостатком воспитания и нарушением обычая. Дети не могут ослушаться дедушку, бабушку, других старших родственников или соседей и разговаривать со старшими повышенным тоном.

Давайте составим золотой фонд правил почитания пожилых людей – собственный «Кодекс уважения и поддержки пожилых людей». Помните, что большое благородное дело начинается с маленьких шагов. Если каждый из нас будет соблюдать эти правила и малыми делами выражать свою любовь к людям преклонного возраста, то жизнь наших бабушек и дедушек станет светлее и счастливее.

Часть 3. Заключение. Рефлексия (5 минут)

В завершении занятия учитель предлагает школьникам подвести итог разговора с использованием выражений типа: «Из услышанных / прочитанных сегодня историй наибольшее впечатление на меня произвела...»; «Я думаю, что для счастливой жизни наших бабушек и дедушек важно…»; «Наше занятие вдохновило меня на то, чтобы…»

Творческое задание. Вариант 1

Расскажите одноклассникам о ваших бабушках и дедушках и том, как вы вместе проводите время.

Творческое задание. Вариант 2

Известны ли вам люди старшего поколения, жизнь и сила духа которых вызывает у вас особое уважение? Расскажите о них своим одноклассникам.

























Разговоры о важном

Методические рекомендации

ДЕНЬ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ

8-9 классы. Обычаи и традиции моего народа:

как прошлое соединяется с настоящим?

26 сентября 2022 г.



ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 8-9 классов по теме

«Обычаи и традиции моего народа:

как прошлое соединяется с настоящим?»


Цель занятия: формировать традиционные семейные ценности и уважительное отношение к людям старшего поколения; воспитывать нравственные качества личности (доброту, милосердие, сострадание, благородство, готовность прийти на помощь), способствовать развитию преемственности поколений в семье, осознанию обучающимися достоинств жизненного опыта.

Формирующиеся ценности: развитие, самореализация, историческая память и преемственность поколений (см. Стратегию национальной безопасности Российской Федерации, п. 25,

http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107030001?index=9&rangeSize=1).

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: беседа. Занятие предполагает использование видеоролика, интерактивных заданий, включает в себя анализ информации, групповую работу с текстом.

Комплект материалов:

 сценарий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/olderpersonday-89-script.pdf

 методические рекомендации

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/olderpersonday-89-method_rec

 видеоролик

https://razgovor.edsoo.ru/video/391/

 карточки для групповой работы (при подготовке к занятию учителю необходимо выбрать и распечатать те, которые, по его мнению, будут наиболее интересны и понятны его ученикам),

 комплект интерактивных заданий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/olderpersonday-89-2/index.html?back_url=/topic/7/grade/89/#choose

 презентация

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/olderpersonday-89-presentation.pdf

 плакат

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/plakat/denposhilyh_plakat.png

 дополнительные материалы

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/olderpersonday-89-dop.pdf

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/qr_code/olderpersonday_qr-code_59.pdf

 инструкция

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/olderpersonday-89-instruction.pdf



Содержательные блоки занятия

1. Общие рекомендации. Это занятие посвящено людям преклонного возраста, которым очень важны поддержка и понимание, любовь и забота, уважение и признательность.

При отборе материала учтена возможность использования (включения) регионального компонента: рассказ о традициях празднования Дня пожилых людей в разных регионах нашей страны.

Занятие ориентировано на подростковые классы, поэтому предполагает не только возможность ознакомления школьников с воспитывающей информацией (посредством видеопрезентации или рассказа учителя), но и организацию интерактивных форм работы с этой информацией.

Учитель напоминает учащимся о героическом прошлом наших ветеранов, нашего старшего поколения, защитивших страну в Великой Отечественной войне. Рассказывает о подвиге отцов, воинов, защищающих, русский мир, русскую культуру от уничтожения.

2. Рекомендации по выполнению интерактивного задания.

Задание «Филворд» («Внутренний мир людей старшего поколения») предполагает поиск спрятанных на смарт-доске слов, которые раскрывают внутренний мир пожилого человека. После завершения интерактивного задания учитель может организовать беседу о том, чему важному и ценному можно научиться у людей преклонного возраста.

3. Рекомендации по выполнению творческого задания.

Творческое задание – это творческая мастерская «Кодекс уважения и поддержки пожилых людей». Оно имеет практическую направленность и предполагает создание золотого фонда правил почитания пожилых людей.

4. Заключение. Рефлексия

Далее рекомендуется закрепление выводов, полученных при обсуждениях на занятии, с помощью «незаконченных предложений»: «Из услышанных / прочитанных сегодня историй наибольшее впечатление на меня произвела...»; «Я думаю, что для счастливой жизни наших бабушек и дедушек важно…»; «Наше занятие вдохновило меня на то, чтобы…»

Результаты занятия: понимание учащимися того, что преемственность поколений является гарантией развития современного государства, залогом сохранения исторической памяти и духовно-нравственных ценностей, поддержки младшим поколением старшего, а старшим поколением младшего.

При наличии возможности рекомендуется предусмотреть ведение обучающимися «дневника внеурочных занятий «Разговоры о важном».

В таком «дневнике» могут отмечаться:

 тема занятия;

 ценности, обсуждаемые в ходе занятия;

 основные выводы обучающегося, сделанные по итогам занятия,

 ссылки на полезные медиаресурсы и образовательные проекты по тематике занятия;

 творческие задания и темы для обсуждения с родственниками и друзьями;

 любая другая информация по теме занятия.

Структура такого «дневника» и организация его ведения определяются образовательной организацией самостоятельно.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!