Просмотр содержимого документа
««Разработка и внедрение ФГОС СОО в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования с учетом требований ФГОС СПО и получаемой профессии/специальности»»
Елина Елена Валентиновна, преподаватель русского языка и литературы высшей квалификационной категории ([email protected])
Хасанова Зульфия Габдулхаевна, преподаватель физики высшей квалификационной категории ([email protected])
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Краевой многопрофильный техникум»
«Разработка и внедрение ФГОС СОО в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования с учетом требований ФГОС СПО и получаемой профессии/специальности»
Ключевые слова: требования ФГОС, системно-деятельностный подход, УУД, проектная деятельность, индивидуальный проект.
Название проекта: Особенности организации проектной деятельности в условиях внедрения ФГОС СОО в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования с учетом требований ФГОС СПО и получаемой профессии/специальности
Разработчики проекта | Елина Е.В., преподаватель русского языка и литературы высшей квалификационной категории; Хасанова З. Г., преподаватель физики высшей квалификационной категории |
Научный консультант | Торбеева А. П., руководитель ИМЦ ГБПОУ «КМТ», кандидат педагогических наук. |
Куратор проекта | Шибалкина О. В., заместитель директора по УТР ГБПОУ «КМТ» |
Тема проекта | «Организация проектной деятельности обучающихся в условиях внедрения ФГОС СОО» |
Тип проекта: |
-по результатам деятельности | Системно-деятельностный, исследовательский |
-по количеству участников | Групповой |
-по продолжительности | Долгосрочный (2015 - 2018уч.г.) |
Заказчики проекта | Информационно-методический центр ГБПОУ «КМТ» |
Объект исследования | Процесс внедрения индивидуального образовательного проекта (ИОП) в образовательном учреждении с позиции системно–деятельностного подхода в обучении. |
Предмет исследования | Особенности реализации ИОП на основе системно-деятельностного подхода, способствующие формированию УУД. |
Цель исследования | Инновационное моделирование процесса внедрения ФГОС СОО, обеспечивающее формирование УУД обучающихся в рамках реализации ИОП. |
Гипотеза исследования | Внедрение в практическую деятельность инновационной модели ИОП в рамках системно – деятельностного подхода в обучении поможет создать условия для повышения образовательного потенциала обучающихся, что обеспечит формирование УУД и создаст благоприятные условия для их личностного развития. |
Задачи проекта | 1. Проанализировать современное состояние и тенденции использования системно-деятельностного подхода в преподавании дисциплины «Основы проектной деятельности». 2. Проанализировать возможности, условия реализации проекта и результативность его внедрения. 3. Осуществить отбор педагогических технологий по формированию УУД с учётом специфики дисциплины «Основы проектной деятельности» и выполнения ИОП. 4. Разработать критерии мониторинга качества реализации проекта. 5.Мониторинг реализации проекта, в случае положительного результата наметить мероприятия по распространению опыта работы через семинары и публикации. |
Продолжительность проекта | Срок реализации – 2015 – 2018 уч.г Этапы реализации проекта: Подготовительный этап -2015-2016 уч.г.: Обоснование диагностического инструментария и проведение цикла методических семинаров, раскрывающих ключевые понятия ФГОС СОО. Основной (деятельностный) этап - 2016-2017 уч, г.: Внедрение педагогических технологий по формированию УУД с учётом специфики дисциплины «Основы проектной деятельности» и выполнения ИОП. Заключительный этап - 2017-2018 у.г.: Мониторинг реализации проекта. |
Теоретико-методологическая основа проекта | Системно-деятельностный подход, разработанный в трудах отечественных психологов А.Г. Асмолова, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Л. Гальперина, Д.Б. Эльконина, О.Е Лебедева, А.В Хуторского. |
Форма инновационного продукта | Написание статьи по теме исследования с последующей презентацией на методическом семинаре «Мастерская педагогического успеха», публикация в журнале «Поиск» Обобщение опыта работы на открытых педагогических площадках. |
Область применения | Обновление и совершенствование качества преподавания общеобразовательных дисциплин в рамках внедрения ФГОС СОО. |
База реализации | ГБПОУ «КМТ» |
Ресурсное обеспечение проекта | Материально-технические: кабинет с мультимедийным оборудованием, постоянный выход в Интернет. Информационные: Положение и методические рекомендации по реализации ИОП. |
Предполагаемые трудности в реализации проекта | Несогласованность сроков перехода на новые ФГОС школьного и профессионального образования; Отсутствие преемственности между ООО и СОО; Недостаточное финансирование реализации проекта. |
Ожидаемые результаты для обучающихся: | повышение мотивации обучающихся к образованию за счет выполнения ИОП; повышение качества знаний обучающихся, а также метапредметных результатов; формирование умения использовать тактически грамотные приемы организации своей деятельности; формирование умения выстраивать содержательные коммуникации с преподавателем, сверстниками, представителями общественных структур и т.д. |
Ожидаемые результаты для преподавателя: | повышение качества профессиональных компетенций; изменения в профессиональном мышлении педагога, появление потребности в иной инновационной работе; возможность распространения своего опыта в районе и городе через систему открытых педагогических площадок. |
Аннотация проекта:
Актуальность предложенной темы представляется высокой. Проект разработан в соответствии с рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259) и в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413, что является обязательным для исполнения в образовательных организациях СПО.
Процесс внедрения проекта включает в себя многие изменения, в том числе изменения учебных планов в соответствии с новым ФГОС СОО, введение системы мониторинга качества образования, организацию проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся в соответствии с ФГОС СОО.
На базе ГБПОУ «КМТ» созданы инновации:
Модель поэтапной реализации требований ФГОС СОО в области организации образовательного процесса;
Модель учебно-методического комплекса по выполнению индивидуального образовательного проекта, включающая в себя положение и методические рекомендации по выполнению ИОП.
Современное образовательное пространство стремительно трансформируется в условиях динамично развивающегося общества и под влиянием объективно изменяющихся требований времени, предъявляемых к образованию. Основными документами выступают рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259) и требования Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413, что является обязательным для исполнения в образовательных организациях СПО. На данный момент в российском образовании нет однозначных сценариев перехода на учебный план, соответствующий требованиям ФГОС СОО в среднем профессиональном образовании.
Результатами выполнения проекта должны стать:
повышение качества преподавания общеобразовательных дисциплин, что можно будет диагностировать на основе данных АЦУКО техникума и системы контроля качества образования, представленной результатами итоговой аттестации;
рост удовлетворенности обучающихся и их родителей качеством образовательных услуг.
Необходимость проведения мониторинга качества образования зафиксирована на уровне законодательных документов. В новом Законе «Об образовании в РФ» статья 28, пункт 2, подпункт, 13 сказано, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится … «обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования в образовательной организации».
Системно-деятельностный подход, выступающий в качестве методологической основы ФГОС СОО, призван обеспечить «…активную учебно-познавательную деятельность обучающихся». Выпускник, в соответствии с «портретом нового Стандарта» – это человек, «владеющий основами научных методов познания окружающего мира; мотивированный на творчество и инновационную деятельность; готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность». Стандарт устанавливает требования к метапредметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы, включающим «самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности».
В течение двух последних лет в техникуме ведется работа по внедрению ФГОС СОО. Был разработан план мероприятий по реализации инновационного проекта апробации и внедрения ФГОС СОО в пределах освоения образовательных программ СПО с учетом требований ФГОС СПО и получаемой профессии /специальности. Основным пунктом плана было проведение семинара в конце 2015 года, отражающего основные требования ФГОС СОО.
Начиная с 2016 года, обязательной формой внеаудиторной деятельности для обучающихся техникума является работа над индивидуальным проектом под руководством преподавателя. ЦПК общеобразовательных дисциплин было разработано положение об ИОП и методические рекомендации. В Положении об ИОП и методических рекомендациях представлен комплекс требований, предъявляемых к проекту; разработан и успешно внедрен в учебный план на протяжении последних четырех лет (с 2013 года) теоретический курс «Основы проектной деятельности»; предложена и реализуется двухступенчатая система работы: индивидуальный образовательный проект (уровень 1-го курса) и представление проекта (уровень НПК); сформирован перечень рекомендаций к созданию электронных презентаций. Наиболее убедительным подтверждением эффективности применяемой технологии могут служить ежегодные успешные выступления обучающихся техникума на различных городских, краевых и всероссийских конференциях.
Проектная деятельность обучающихся техникума с 2016 года выступает в качестве обязательного элемента образовательного процесса в рамках внедрения ФГОС СОО. Социальная, экономическая и культурная значимость внедрения предложенных инноваций крайне велика, так как предполагает эффективный переход к Стандартам оптимизацию деятельности ОУ в рамках нового закона «Об образовании в РФ».
2