СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка исследовательского проекта Троицкой Таисии, ученицы 7 класса, учителя музыки МБОУ Гимназии 3, Троицкой С.В.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа

Разработка к презентации Троицкой Таисии, ученицы 7 "А" класса

Тема "Явления физики в изучении музыки"

Просмотр содержимого документа
«Разработка исследовательского проекта Троицкой Таисии, ученицы 7 класса, учителя музыки МБОУ Гимназии 3, Троицкой С.В.»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №3 г. Дубны Московской области»

Исследовательская работа по теме:

"Явления физики в изучении музыки

в разделе звуков извлечения ".



Троицкая Таисия

Ученица 7 класса «А» гимназии 3

Научный руководитель:

Учитель музыки -С.В. Троицкая

Учитель физики -О.А. Байшева



















Дубна 2019 г.





Слайд №2 -3

Актуальность работы заключается в том, что в этом учебном году мы начали изучать физику, я имею аттестат об окончании ДМШ. Собирая научный материал, экспериментируя, у меня пробудился интерес к познанию. Живем мы в городе Дубна- он много лет славится учеными, которые сделали много открытий для всего человечества. И как сказано в одной хорошей песне Георгия Струве:

«Над Волгой стоит в подмосковном лесу Город физиков, город ученых, он славит свою молодую красу В сосновых пушистых колоннах. Дубна, Дубна –золотая сосна Дубна, Дубна –голубая волна» (В. Викторов)

Цель исследования: выяснить, как законы физики влияют на звуко-извлечение?

Задачи:

  • Провести социологический опрос для выявления уровня знаний .

  • Изучить научную информацию, выявить какие закономерности физики влияют на подачу звука.

  • П родемонстрировать эксперименты.

  • Убедиться наглядно в закономерностях и сделать выводы.

М етоды исследования:

  • Изучение и анализ научной литературы и систематизация информации;

  • Социологический опрос;

  • Эксперименты и опыты;

  • Обработка результатов.

Гипотеза:

Правда ли, что изменения музыкального звука, при воздействии на него, можно объяснить при помощи физики?

План исследования (оглавление)

1.Провести социологический опрос……………………..………....3 стр.

2.Найти и проанализировать научную информацию…… ……....4 стр.

3.Продемонстрировать эксперименты……………………… …….7 стр.

4.Найти ответ на вопрос: «Влияют ли закономерности физики на музыкальный звук?» и сделать вывод ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,.,,,.,,,,,,,,,,,,8 стр. 5.Перечень использованных ресурсов………………………………8 стр.


С
лайд №4

Социологический опрос

Для начала мы решили узнать мнение класса в этой области, поэтому провели небольшое тестирование.

Ребята ответили на вопросы, которые вы видите на экране.

В результате социологического опроса одноклассников мы выяснили, что на 1 вопрос, из 25 учеников ответили «положительно» только 2 человека, остальные удивились вопросу и ответили «отрицательно». На 2-ой вопрос «положительно» ответила только 1 девочка, так как она обучается игре на фортепиано.

По результатам тестирования можно сделать вывод о том, что тема для данной аудитории весьма актуальна.











Слайд №5



2. Научная информация о физике, воздействие на звук.

П

 Наглядно показываем на любом струнном инструменте колебания струны

ри знакомстве с научной информацией мы узнали, что

Любой звук — это вибрация, колебания.

  • (Вибрация (лат. Vibratio — колебание, дрожание) — механические колебания. )

Д

 демонстрируем умение каждого определить на слух и с лёгкостью отличить: что звучит

остаточно посмотреть на поведение струны любого музыкального инструмента, которая начинает колебаться от прикосновения пальца. Постоянно двигаясь вверх и вниз, струна создает колебания, которые мы слышим. Чем чаще движения струны, тем громче звук. Частота вибрации струны зависит от силы натяжения, материала струн и даже ее длины. Длина особенно важна, так как изменение длины струны меняет звуки, которые называются обертонами.

  • Обертоны определяют тембр звука

Мы легко отличаем звук рояля от звука скрипки, голос одного знакомого от другого. Отличие же этих звуков обусловлено обертонами

Самое простое колебание можно пронаблюдать у камертона. Говорят, что звук камертона является чистым тоном.

  • Чистым тоном называется звук источника, совершающего гармонические колебания одной частоты.

Звуки от различных музыкальных инструментов, голоса людей и многие другие) представляют собой много колебаний разных частот, то есть множество чистых тонов.

С лайд №6



















  • (

    

    Наглядно показываем сам камертон его звучание с резонатором и без него

    Камертон - металлический инструмент в форме вилки, который при ударе издаёт звук всегда одинаковой частоты (как правило это 440 герц - нота Ля первой октавы), которым пользуются как основным тоном при настраивании музыкальных инструментов.)



  • Камертон снабжённый резонатором, издаёт более громкий, но менее длительный звук (по закону сохранения энергии). В музыкальных инструментах роль резонаторов выполняют части их корпусов.

  • Резонатор

В

 Наглядно демонстрируем изменение силы звука камертона и струн на разных инструментах барабане, фортепиано, балалайке, гитаре.  на ксилофоне озвучиваем пластинки с резонатором и без него, обращаем внимание на длингу пластинок и их звуковысотность.



 гитаре, скрипке и других подобных им струнных инструментах резонаторами служат деки, которые усиливают издаваемые струнами звуки и придают звучанию инструмента характерную для него окраску — тембр

  • Тембр звука музыкального инструмента зависит не только от формы и размера резонатора, но и от того, из какого дерева он изготовлен, и даже от состава лака, покрывающего его. Тембр определяется также материалом, из которого сделана струна, и тем, гладкая она или витая.

Слайд №7





  • Резонаторы имеются и в голосовом аппарате человека.

Источники звука в голосовом аппарате — голосовые связки. Они приходят в колебание благодаря движению воздуха из лёгких и возбуждают звук. Этот звук богат обертонами. Звуковые волны попадают в полость рта.

Полости глотки, рта, носа являются как бы продолжением гортани и называются верхними (головными) резонаторами. А ниже гортани – в грудной клетке — трахея, бронхи — нижние резонаторы (грудные).

Экспериментальные опыты я демонстрировала в течение своего рассказа на уроке музыки, присутствовало 25 учеников из 7 «А» класса гимназии №3.

  1. Наблюдение колебания струны.

  2. Демонстрация Вибрации голоса.

  3. Звук камертона с резонатором и без него (изменяется громкость-сила звука).

  4. Звуко-извлечение с резонатором и без него, молоточком по деревянным брусочкам разной длины (изменение высоты звука).

Теперь мы можем ответить на поставленный вопрос «Влияют ли закономерности физики на музыкальный звук?»

  • (По итогам моей исследовательской работы можно сделать вывод о том, что любой звук – это явление физики, его изменения закономерны.)

С лайд №9













Я благодарю своих педагогов за оказанную помощь в работе

Учителя музыки - Светлану Вячеславовну Троицкую

Учителя физики –Ольгу Алексеевну Байшеву.





Слайд №10












Использованы ресурсы


Я-класс. Физика 9 класс «Звуковой резонанс. Теория»


https://www.yaklass.ru/p/fizika/9-klass/mekhanicheskie-kolebaniia-i-volny-zvuk-18755/vysota-tembr-i-gromkost-zvuka-zvukovoi-rezonans-284891/re-4a7d3ee2-eb1c-4414-8ed0-c6aa7320cc9d


https://www.yaklass.ru/p/fizika/9-klass/mekhanicheskie-kolebaniia-i-volny-zvuk-18755/vysota-tembr-i-gromkost-zvuka-zvukovoi-rezonans-284891/re-23efb699-64cb-4fab-bfc1-9f8586b505ef


Музыкальная теория для чайников: обертона и гармоники

https://samesound.ru/c/musictheory/91252-harmonics-overtones-explained






8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!