Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №3 г. Дубны Московской области»
Исследовательская работа по теме:
"Явления физики в изучении музыки
в разделе звуков извлечения ".
Троицкая Таисия
Ученица 7 класса «А» гимназии 3
Научный руководитель:
Учитель музыки -С.В. Троицкая
Учитель физики -О.А. Байшева
Дубна 2019 г.
Слайд №2 -3
Актуальность работы заключается в том, что в этом учебном году мы начали изучать физику, я имею аттестат об окончании ДМШ. Собирая научный материал, экспериментируя, у меня пробудился интерес к познанию. Живем мы в городе Дубна- он много лет славится учеными, которые сделали много открытий для всего человечества. И как сказано в одной хорошей песне Георгия Струве:
«Над Волгой стоит в подмосковном лесу Город физиков, город ученых, он славит свою молодую красу В сосновых пушистых колоннах. Дубна, Дубна –золотая сосна Дубна, Дубна –голубая волна» (В. Викторов)
Цель исследования: выяснить, как законы физики влияют на звуко-извлечение?
Задачи:
Провести социологический опрос для выявления уровня знаний .
Изучить научную информацию, выявить какие закономерности физики влияют на подачу звука.
П родемонстрировать эксперименты.
Убедиться наглядно в закономерностях и сделать выводы.
М етоды исследования:
Гипотеза:
Правда ли, что изменения музыкального звука, при воздействии на него, можно объяснить при помощи физики?
План исследования (оглавление)
1.Провести социологический опрос……………………..………....3 стр.
2.Найти и проанализировать научную информацию…… ……....4 стр.
3.Продемонстрировать эксперименты……………………… …….7 стр.
4.Найти ответ на вопрос: «Влияют ли закономерности физики на музыкальный звук?» и сделать вывод ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,.,,,.,,,,,,,,,,,,8 стр. 5.Перечень использованных ресурсов………………………………8 стр.
С
лайд №4
Социологический опрос
Для начала мы решили узнать мнение класса в этой области, поэтому провели небольшое тестирование.
Ребята ответили на вопросы, которые вы видите на экране.
В результате социологического опроса одноклассников мы выяснили, что на 1 вопрос, из 25 учеников ответили «положительно» только 2 человека, остальные удивились вопросу и ответили «отрицательно». На 2-ой вопрос «положительно» ответила только 1 девочка, так как она обучается игре на фортепиано.
По результатам тестирования можно сделать вывод о том, что тема для данной аудитории весьма актуальна.
Слайд №5
2. Научная информация о физике, воздействие на звук.
П
Наглядно показываем на любом струнном инструменте колебания струны
ри знакомстве с научной информацией мы узнали, что
Любой звук — это вибрация, колебания.
(Вибрация (лат. Vibratio — колебание, дрожание) — механические колебания. )
Д
демонстрируем умение каждого определить на слух и с лёгкостью отличить: что звучит
остаточно посмотреть на поведение струны любого музыкального инструмента, которая начинает колебаться от прикосновения пальца. Постоянно двигаясь вверх и вниз, струна создает колебания, которые мы слышим. Чем чаще движения струны, тем громче звук. Частота вибрации струны зависит от силы натяжения, материала струн и даже ее длины. Длина особенно важна, так как изменение длины струны меняет звуки, которые называются обертонами.
Мы легко отличаем звук рояля от звука скрипки, голос одного знакомого от другого. Отличие же этих звуков обусловлено обертонами
Самое простое колебание можно пронаблюдать у камертона. Говорят, что звук камертона является чистым тоном.
Чистым тоном называется звук источника, совершающего гармонические колебания одной частоты.
Звуки от различных музыкальных инструментов, голоса людей и многие другие) представляют собой много колебаний разных частот, то есть множество чистых тонов.
С лайд №6
Камертон снабжённый резонатором, издаёт более громкий, но менее длительный звук (по закону сохранения энергии). В музыкальных инструментах роль резонаторов выполняют части их корпусов.
Резонатор
В
Наглядно демонстрируем изменение силы звука камертона и струн на разных инструментах барабане, фортепиано, балалайке, гитаре. на ксилофоне озвучиваем пластинки с резонатором и без него, обращаем внимание на длингу пластинок и их звуковысотность.
гитаре, скрипке и других подобных им струнных инструментах резонаторами служат деки, которые усиливают издаваемые струнами звуки и придают звучанию инструмента характерную для него окраску —
тембр Тембр звука музыкального инструмента зависит не только от формы и размера резонатора, но и от того, из какого дерева он изготовлен, и даже от состава лака, покрывающего его. Тембр определяется также материалом, из которого сделана струна, и тем, гладкая она или витая.
Слайд №7
Источники звука в голосовом аппарате — голосовые связки. Они приходят в колебание благодаря движению воздуха из лёгких и возбуждают звук. Этот звук богат обертонами. Звуковые волны попадают в полость рта.
Полости глотки, рта, носа являются как бы продолжением гортани и называются верхними (головными) резонаторами. А ниже гортани – в грудной клетке — трахея, бронхи — нижние резонаторы (грудные).
Экспериментальные опыты я демонстрировала в течение своего рассказа на уроке музыки, присутствовало 25 учеников из 7 «А» класса гимназии №3.
Наблюдение колебания струны.
Демонстрация Вибрации голоса.
Звук камертона с резонатором и без него (изменяется громкость-сила звука).
Звуко-извлечение с резонатором и без него, молоточком по деревянным брусочкам разной длины (изменение высоты звука).
Теперь мы можем ответить на поставленный вопрос «Влияют ли закономерности физики на музыкальный звук?»
(По итогам моей исследовательской работы можно сделать вывод о том, что любой звук – это явление физики, его изменения закономерны.)
С лайд №9
Я благодарю своих педагогов за оказанную помощь в работе
Учителя музыки - Светлану Вячеславовну Троицкую
Учителя физики –Ольгу Алексеевну Байшеву.
Слайд №10
Использованы ресурсы
Я-класс. Физика 9 класс «Звуковой резонанс. Теория»
https://www.yaklass.ru/p/fizika/9-klass/mekhanicheskie-kolebaniia-i-volny-zvuk-18755/vysota-tembr-i-gromkost-zvuka-zvukovoi-rezonans-284891/re-4a7d3ee2-eb1c-4414-8ed0-c6aa7320cc9d
https://www.yaklass.ru/p/fizika/9-klass/mekhanicheskie-kolebaniia-i-volny-zvuk-18755/vysota-tembr-i-gromkost-zvuka-zvukovoi-rezonans-284891/re-23efb699-64cb-4fab-bfc1-9f8586b505ef
Музыкальная теория для чайников: обертона и гармоники
https://samesound.ru/c/musictheory/91252-harmonics-overtones-explained
8