СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка классного часа "Прощать, значит любить"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка классного часа для школьников "Прощать, значит любить"

Просмотр содержимого документа
«разработка классного часа "Прощать, значит любить"»

Муниципальное Общеобразовательное Учреждение « Средняя общеобразовательная школа № 11 »

Городской семинар на тему: «Аналитическая деятельность учителя, использующего на уроке элементы гуманной

педагогики »

Открытый классный час на тему: « Прощать — значит любить »

Провели: Закирова Э. Р.

Нефтекамск 2007


Тема: прощать - значит любить

Цель: подготовить старшеклассников к ситуациям, когда нужно простить человека, проявить сочувствие, сострадание, понять и принять другого.

Задачи:

  1. Воспитание толерантной личности.

  2. Развивать умения осмысленно воспринимать информацию, развивать рефлексию и эмпатию.

  3. Способствовать формирования установки на конструктивное поведение в оощении с окружающими и разрешение жизненных проблем через принятие себя и другого.

  4. Воспитывать выдержку, терпимость в ситуациях межличностных конфликтов.

  5. Помочь учащимся осознать необходимость прощения, почувствовать радость прощения.

Методы: «разогрев» участников, направленная беседа. Групповая дискуссия, ролевая игра, терапевтическая метафора, элементы арттерапии (сказотерапия, музыкотерапия), «заякоренный знак».

Форма проведения: дискуссионный клуб старшеклассников.

Возраст: 14-16 лет

Содержание:

  1. Вступительные слова классного руководителя

  2. Чтение стихотворения

  3. Дискуссия на этические, моральные темы

  4. Знакомство с картиной

  5. Инсценирование притчи

  6. Игра

  7. Исполнение песни

  8. Итоговое слово учителя и подростков

Результаты:

положительные результаты проведения данного классного часа очевидны:

-более гуманные, душевные отношения в классном коллективе,

-в личностных отношениях заметны проявления сочувствия, сострадания, понимания и принятие мнений и поступков другого человека.

Материалы: стихотворение Э. Асадова «Трусиха», репродукция картины Реморандш «Возвращение блудного сына», Библия, магнитофон.

На доске эпиграфы:

  1. Любить - это значит прощать,

Прощать - это значит понять,

Понять - это значит знать,

Знать - это приблизиться к порогу мудрости.

Н.К.Рерих

  1. Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не бесчинствует, не гордится, не ищет своего. Не раздражается, не мыслит, всему верит, всему надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает...

Евангелие от Павла

  1. Ты не забывай: ты навсегда в ответе за тех, кого приручил. Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.

Антуан де Сент-Экзюпери


Ход классного часа

Ученики садятся в круг, берутся за руки, чтобы почувствовать атмосферу тепла, добра, единения.

  1. Вступительное слово учителя.

Учитель. Ребята, сегодня у нас очень важная тема занятий, интересная и актуальная для каждого из нас.

Я предлагаю вам послушать стихотворение Эдуарда Асадова, которое мы и ваши родители - читали и даже учили наизусть, когда были в вашем возрасте (см. Приложение 1)

Зачитывается стихотворение «Трусиха». ^

Учитель. Ребята, как вы думаете, встретятся ли вновь парень с девушкой или нет. Почему?

ответы участников (все отвечают по кругу):

  • Парень струсил. Скорее всего девушка не захочет с ним встречаться, гак как

ей стыдно за него.

  • Парню стыдно за своё поведение, и они могут встретиться, но через некоторое время.

  • Они могут продолжать встречаться, но отношения оудут уже не те.

Учитель. Что же чувствует девушка после произошедшего инцидента?

Участники: Обиду, разочарование, пренебрежение, жалость к парню...

Учитель. А что чувствует юноша?

Участники: Вину, стыд за себя, гордость за девушку...

Соведущий дискуссии. А я считаю, что он не струсил, а побеспокоился о безопасности девушки. Его можно назвать «защитником» девушки.

Участники. ' Она - девушка с обостренным чувством справедливости, «защитница» всех и вся...Он же реально оценил силу противника и принял, возможно, самое

верное решение.

Соведущий дискуссии. Я считаю, что девушка - «бесшабашная натура» которая подставляет и себя, и молодого человека. Ведь она своими фразами провоцирует по отношению к себе и молодому человеку агрессивное и, вполне возможно, преступные действия. Вдруг это показное проявление превосходства? И все таки, как же, по вашему мнению, будут развиваться

отношения между юношей и девушкой?

Во время дискуссии нужно подвести старшеклассников к мысли о том, что следует учиться ставить себя наместо другого человека, принимать его аргументы, даже если они не всегОа

совпадают с собственными уоеждениями.

Учитель. Есть ли среди нас тот, кто был обижен кем - либо когда - нибудь

Поднимите руки(обычно все поднимают руки). Каждый из нас в ооиде не одинок. Давай те назовем чувства, которые мы испытываем, когда обижаемся.

Участники. - Гнев, раздражение, обида, боль, ярость, желание мстить.

  • Человек борется с обидчиком даже в мыслях, тратя на это физическую и

интеллектуальную энергию.

  • Возникают сомнения в существовании справедливости.

  • Жизнь кажется хуже...

Учитель. А есть среди нас тот, кто сам никогда никого не обижал? ... Да, каждому случалось обидеть кого-то и быть обиженным кем-то. Какие чувства испытывает человек, обидевший другого?

Участники: - Гнев, агрессию, боль, чувство вины.

  • Жажду примирения.


  • Он переоценивает восстановленную справедливость или себя самого. Учитель: А как же быть в тех случаях, когда после конфликта, сопровождавшегося

обидой, агрессией, желанием отомстить, тебе предстоит жить рядом обидчиком, учиться с ним в одном классе? А если тебе этот человек орат

или сестра, отец или мама?

Участники- Предстоит налаживать отношения.

Учитель: Знаете ли вы, что в книгу рекордов Гиннеса занесли одно;удивительное: словю и языка американских индейцев - «мамихпапинатапа». Удостоилось оно такой чести за то что выражает суть такого понятия: «смотреть друг на друга в надежде, что каждый первым сделает то, чего хотят оба, но не делают этого в

надежде, что это сделает другой».

Вспомните хотя бы одну такую ситуацию из собственной жизни и ответьте, «чего же хотят оба?»

Участники: - Примирения.

  • Извиниться за вольно или невольно нанесенные обиды, простить...

Учитель- А всегда ли любой человеческий поступок можно простить?

Участники: - Если мы видим, что человек раскаивается, мучается угрызениями совести, считает себя виновным, ему можно «отпустить вину», дать возможность почувствовать, что он прощен.

  • Если ситуация не ущемляет чувства собственного достоинства, то все -таки не стоит лелеять в себе обиду, взращивать злость и желание отомстить...

Учитель: Существуют вечные, непреходящие темы и сюжеты, к которым человечество обращается постоянно, на всем протяжении своей истории. Скорбь отца, потерявшего сына, и безмерная радость после его возвращения, сила ^ всепоглощающей любви - одна из таких тем. Ее-то и воплотил в своей картине «Возвращение блудного сына» голландский художник Харменс Ван Ренн

РеМб Нужно понять, какие чувства и мысли владели автором, когда он создавал свое полотно. В его основе лежит библейский сюжет - «Притча о блудном сыне». Вспомним притчу и подумаем о добре и зле, мести и прощении, ненависти и всепоглощающей любви (см. Приложение 2).^

Ученики пересказывают в лицах с элементами инсценирования библейской притчи. Учитель: Как вы думаете, какой фрагмент в этой притче самый волнующий, самый драматичный?

Участники: Встреча отца и сына.

Учитель: Именно этот фрагмент и стал сюжетом картины. Внимательно рассмотрим картину (демонстрирует репродукцию).

  • Чьи фигуры изображены в центре картины?

  • Видно ли лицо сына?

  • Какие детали показывают, что жизнь блудного сына была не из легких.

  • Что говорит о его раскаянии?

После беседы учитель расставляет на четырех столах таблички: «отец», «блудный сын», «старший сын», «близкие друзья семьи».

Учитель: Предлагаю вам пересесть за любой стол. Слушая рассказ и музыку, постарайтесь представить себя одним из действующих лиц.

На экране слайд -репродукция картины Рембрандта, на фоне «Токкаты и фогире

минор» И. С. Баха звучит рассказ.

В год смерти, в 1669 году, как бы подводя итог всем творческим исканиям,

Рембрандт написал всемирно известную картину «Возвращение блудного

сына». Сюжет ее взят из евангельской притчи, в которой художник увидел

трагедию и духовное величие человека.


Отец прижимает к себе сына, вернувшегося в покинутый им из-за Г0РД“™ дом. Лицо сына почти не видно, но детали правдиво рассказывают, что жизнь была не из легких. Одежда превратилась в лохмотья, стоптались башмаки, загрубели ступни ног. В образе упавшего на колени перед отцом усталого, раскаявшегося человека выражен трагический путь познания жизни, а в образе отца, простившего блудного сына, воплощено высшее доступное человеку счастье, предел чувств, наполняющих сердце.

Бесконечная нежность и доброта выражены в жесте рук и в выражении лица старика, вновь обретшего сына. Он прильнул к отцу, впервые за много лет ощущая тепло и ласку родительских рук. Главные герои словно озарены внутренним светом. Другие персонажи отодвинуты на второй план, в полутень, и их сострадание и задумчивость лишь еще сильнее выделяют, словно светящиеся теплым сиянием, отцовскую любовь и всепрощение, которое оставил людям как завет великий голландский художник.

Учитель просит ребят порассуждать о позиции художника - согласиться или поспорить с ним. Им предлагается ролевая игра: учитель - корреспондент, берущий интервью, ученики - персонажи картины.

  1. Игра

Учитель: «Отец», скажите, пожалуйста, что вы чувствовали, когда младший сын ушел из

дому, взяв полагающееся ему наследство?

  • Что вы ощутили, когда увидели возвращающегося сына домой.

  • Что заставило вас с почестями принять опозорившего вас сына?

  • «Блудный сын», что вы почувствовали, увидев отца, встречающего вас с

радостью?

  • О чем вы подумали, когда пришли в себя?

  • Как изменится впоследствии ваше поведение?

  • «Старший брат», какие чувства вызвала у вас радость отца при встрече с

младшим сыном?

  • Каково ваше отношение к брату?

  • «Друзья семьи», чего, на ваш взгляд, заслуживал блудный сын.

  • Что вы думаете о реакции отца на возвращение сына?

  • Кто, по вашему мнению, достоин восхищения в этой ситуации?

Спасибо. А теперь вопросы ко всему классу. Как вы думаете, почему отец простил

Ученики: Им руководило чувство всепрощающей любви, она оказалась выше ненависти, обиды, мести.

Учитель: Да, отец умел любить, простить ошибку сына и забыть оо оскорблении. ^

Взгляните на доску, вы видите цитату из Библии, это концепция христианской любви. (Зачитывает.) Как вы понимаете слова отца, сказанные о младшем сыне: « ...был как бы мертв и ожил?»

Ученики- Ожил, то есть в нем возродилась способность к любви.

Учитель: Кто, по-вашему, в «Притче о блудном сыне» не следовал библейскому совету: «Возлюби ближнего своего, как самого себя»?

Ученики: Старший сын.

Учитель: Притча - это , как известно, небольшой рассказ, в иносказательном виде

заключающий религиозное или моральное поучение. Чему же учат эта притча и

картина Рембрандта?

Ученики: Милосердию, прощению.


Учитель: Возможно, кто-то из вас, ребята, не определился, принять ли идею притчи и картины о всепрощающей любви или отвергнуть ее. Может быть, пристать к тому или другому берегу помогут вам родители. - Как вы думаете, можно ли, зная, что любящие вас простят и помогут, сознательно приносить им ооль и несчастье?

Ученики: Нет, любовь обязывает ко многому: к порядочности, благородству мыслей и

поступков.

Учитель- Всепрощающая любовь существует не только на страницах Библии и на картине художника, но и в жизни. Об этом же сказал французский писатель Антуан Экзюпери... (Читает эпиграф.) Чтобы к вам были добры, будьте добры и милосердны сами.

Звучит песня.

Песня, которая сейчас прозвучала, - мое пожелание вам: любите и учитесь прощаiь, ^ взращивайте в себе семена добра, укрепляйте их. Будет ваша жизнь жестокой

или прекрасной — зависит от вас!

  1. Подведение итогов.

Учитель просит всех взяться за руки, почувствовать тепло исходящее от каждого. Учитель: Я хочу каждому из присутствующих здесь подарить ангела как символ чисготы и святости Это не просто игрушка, а знак, который будет напоминать вам слова Норта: «Прощение - не отрицание собственной правоты в суждениях, а попытка взглянуть на обидчика с состраданием, милосердием, любовью, в то время, когда он, казалось, должен

быть лишен права на них».

Спасибо вам, за активное участие. До свидания!


Приложения

Приложение 1

Трусиха

Шар луны под звёздным абажуром Озарял уснувший городок.

Шли, смеясь, по набережной хмурой Парень со спортивною фигурой И девчонка - хрупкий стебелёк.

Видно, распаляясь от разговора,

Парень, между прочим, рассказал,

Как однажды в бурю ради спора Он морской залив переплывал.

Как боролся с дьявольским теченьем,

Как швыряла молнии гроза.

И она смотрела с восхищеньем В смелые горячие глаза...

А потом, вздохнув, сказала тихо:

- Я бы там от страха умерла.

Знаешь, я ужасная трусиха,

Ни за что б в грозу не поплыла!

Парень улыбнулся снисходительно, Притянул девчонку, не спеша И сказал: - Ты просто восхитительна,

Ах ты, воробьиная душа!

Подбородок пальцем ей приподнял И поцеловал. Качался мост,

Ветер пел... И для неё сегодня Мир был сплошь из музыки и звёзд!

Так в ночи по набережной хмурой Шли вдвоём сквозь спящий городок Парень со спортивною фигурой И девчонка - хрупкий стебелёк.

А когда, пройдя полоску света,

В тень акаций дремлющих вошли.

Два плечистых тёмных силуэта Выросли вдруг как из-под земли.

Первый хрипло буркнул: - Стоп, цыплёнки! Путь закрыт, и никаких гвоздей!

Кольца, серьги, часики, деньжонки - Всё, что есть, — на бочку, и живей!


А второй, пуская дым в усы,

Наблюдал, как, от волненья бурый, Парень со спортивною фигурой Стал, спеша отстёгивать часы.

И, довольный, видимо, успехом, Рыжеусый хмыкнул: - Эй, коза!

Что надулась?! - И берёт со смехом Натянул девчонке на глаза.

Дальше было всё, как взрыв гранаты: Девушка беретик сорвала И словами: - Мразь! Фашист проклятый! Как огнём детину обожгла.

  • Комсомол пугаешь? Врёшь, подонок! Ты же враг! Ты жизнь людскую пьешь! - Голос рвется, яростен и звонок:

  • Нож в кармане? Мне плевать на нож!

За убийство — стенка ожидает.

Ну, а коль от раны упаду,

Ты запомни: выживу, узнаю!

Где б ты ни был, все равно найду!

И глаза в глаза взглянула твёрдо.

Тот смешался: — Ладно... тише, гром... - А второй промямлил: - Ну, их к чёрту! - И фигуры скрылись за углом.

Лунный диск, на млечную дорогу Выбравшись, шагал наискосок И смотрел задумчиво и строго Сверху вниз на спящий городок.

Где без слов по набережной хмурой Шли, чуть слышно гравием шурша, Парень со спортивною фигурой И девчонка - слабая натура.

«Трус» и «воробьиная душа».


Приложение 2

ПРИТЧА О БЛУДНОМ СЫНЕ

У некоторого человека было два сына; и сказала младший из них отцу: «Отче! Дай мне следующую часть имения». И отец разделил им имение.

По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошёл в дальнюю сторону и там расточил имение своё, живя распутно.

Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться. И пошёл, пристал к одному из жителей страны той; а тот послал его на поля свои пасти свиней. И он рад был наполнить чрево свое рожками,

которые ели свиньи, но никто не давал ему.

Придя же в себя, сказал: «Сколько наёмников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода! Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: «Отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин, называться сыном твоим; прими меня в число наёмников твоих».

Встал и пошёл к отцу своему.

И когда он был ещё далеко, увидел его отец и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: «Отче! Я согрешил против тебя неба и пред тобою и уже недостоин, называться сыном твоим».

А отец сказал рабам своим: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги. И приведите откормленного телёнка, и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сын мои был мертв и ожил; пропадал и нашёлся». И начали веселиться.

Старший же сын его был на поле; и, возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование. И, призвав одного из слуг, спросил: «Что такое?». Он сказал ему: «Брат твой пришёл, и отец твой заколол откормленного телёнка, потому что принял его здоровым».

Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: «Вот, я столько лет служу тебе, и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселится с друзьями моими. А когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришёл, ты заколол для него откормленного телёнка».

Он же сказал ему: «Сын мой! Ты всегда со мною, и все моё твое. А о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мёртв, и ожил; пропадал и нашёлся».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!