Урок мира и мужества в 5 классе
Толерантность – путь к миру!
Добро потеряешь — немного потеряешь, честь потеряешь —
много потеряешь, мужествопотеряешь — все потеряешь.
Гёте И.
Цели:
сформировать у учащихся представление о толерантности (возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества);
формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей;
воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;
развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;
способствовать повышению уровня творческой активности учащихся.
Учитель
- Сегодня у нас необычный урок – Урок Мужества.
- О ком говорят, что «они мужественные, доблестные, смелые, отважные…»?
( О героических людях, о защитниках Родины, о воинах.)
- Как вы думаете, о каких праздничных датах можно говорить на Уроке Мужества?
(23 февраля – День защитника Отечества , 9 мая – День Победы.)
– Более 90 лет как отмечается этот праздник, правда, ранее праздник назывался «День Советской Армии и Военно-Морского Флота» и 67 лет празднуем Великую Победу.
Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той войны
Нам нужно,
Чтобы наши дети.
Об этом помнили,
Как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забыла та Война.
Ведь эта память - наша совесть.
Она, как сила нам нужна…
Герои войны, герои труда – это люди, которые особо отличились на фронте и в тылу, приближая победу Советского союза над фашисткой Германией. А как вы понимаете "Город – герой" ? (отвечают ребята)
Да,действительно …
Звание го́род-геро́й — высшая степень отличия СССР.Высшая степень отличия — звание «город-герой» присваивается городам Советского Союза, трудящиеся которых проявили массовый героизм и мужество в защите Родины в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг
Присвоено 12 городам в СССР после Великой Отечественной войны 1941—1945 г ( Слайд №3)
Впервые городами-героями были названы города Ленинград (Санкт-Петербург), Сталинград (Волгоград),Севастополь и Одесса в Приказе Верховного Главнокомандующего от 1 мая 1945 года.
Ленинград (ныне Санкт-Петербург) — с 1 мая 1945 года , Одесса — с 1 мая 1945 года Севастополь — с 1 мая 1945 года , Сталинград (ныне Волгоград) — с 1 мая 1945 года Киев — с 8 мая 1965 года , Брестская крепость (Крепость-герой) — с 8 мая 1965 года, Москва — с 8 мая 1965 года , Керчь — с 14 сентября 1973 года, Новороссийск — с 14 сентября 1973 года , Минск — с 26 июня 1974 года, Тула — с 7 декабря 1976 года , Мурманск — с 6 мая 1985 года, Смоленск — с 6 мая 1985 года)
Таня Савичева известна всему миру, благодаря своему дневнику, в котором она записывала даты смерти своих родных, умерших от голода и холода в осажденном Ленинграде 1941-1942гг. Страницы дневника:
28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12 часов утра.
Бабушка умерла 25 января 1942-го, в 3 часа дня.
Лёка умер 17 марта в 5 часов утра.
Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи.
Дядя Лёша 10 мая в 4 часа дня.
Мама — 13 мая в 730 утра 1942 года.
Савичевы умерли.
Умерли все.
Когда Таня осталась одна, её оформили её в детский дом № 48. Он готовился тогда к эвакуации вШатковский район Горьковской области, что был в 1300 километрах от Ленинграда. Эшелон, в котором находилась Таня, неоднократно попадал под бомбёжки. Только в августе 1942 года прибыл, наконец, впосёлок Шатки. Одна из создателей Шатковского музея, посвящённого Тане Савичевой, преподаватель истории Ирина Николаева позже вспоминала:
| Встречать этот эшелон к станции вышло очень много народа. Раненых в Шатки, привозили постоянно, но на этот раз людей предупредили, что в одном из вагонов будут находиться дети из блокадного Ленинграда. Поезд остановился, однако из открывшейся двери большого вагона так никто и не вышел. Большая часть ребятишек попросту не могли встать с кроватей. Те, кто решился заглянуть внутрь, долго не могли прийти в себя. Вид детей был страшен - кости, кожа и дикая тоска в огромных глазах. Женщины подняли невероятный крик. «Они же живые ещё!» — успокаивали их сотрудники НКВД, сопровождавшие поезд. Практически сразу люди стали нести к тому вагону продукты, отдавали последнее. В результате в помещение, подготовленное для детского дома, детей отправили под конвоем. Человеческая доброта и самый маленький кусок хлеба с голодухи запросто могли убить их. | |
Детский дом № 48 в составе 125 детей (в том числе и Тани) был отправлен в посёлок Красный Бор. Там их разместили в одном из зданий средней школы, где они должны были пройти 2-х-недельный карантин. Несмотря на нехватку продуктов, и медикаментов, горьковчане смогли выходить ленинградских детей. Все 125 детей были физически истощены, но инфекционно больных насчитывалось лишь пятеро. Один малыш страдал от стоматита, трое болели чесоткой, ещё один — туберкулёзом. Случилось так, что этим единственным туберкулёзным больным и оказалась Таня Савичева.
Прогрессирующие дистрофия, цинга, нервное потрясение, да ещё костный туберкулёз, которым Таня переболела в раннем детстве, сделали своё дело. Из всех прибывших тогда детей детского дома № 48 не удалось спасти только Таню Савичеву. Её часто мучили головные боли, а незадолго до смерти она ослепла. Таня Савичева умерла 1 июля 1944 в возрасте 14-ти с половиной лет от туберкулёза кишечника.
Так закончилась жизнь этой ленинградской девочки.
Её дневник был одним из вещественных документов, обличающий фашизм на Нюрнбергском процессе. 9 страничек дневника в копии хранятся на Пискаревском кладбище и в школе № 35 , где училась Таня на Васильевском острове в г. Санкт-Петербурге и на Поклонной горе в Москве.
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки.
Петровский районный отдел образования
Донецкая общеобразовательная школа I-III № 105
Разработка классного часа в 5 классе на тему:
«Урок мира и мужества»
Разработала Ефременко Я.А.
Донецк – 2014