СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка конспекта урока по русскому языку по теме "Корень слова. Однокоренные слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: открытие новых знаний

Цели: формировать понятие «корень» слова; роль корня в слове; учить подбирать однокоренные слова; находить корень в однокоренных словах; познакомить с признаками однокоренных слов; учить работать по алгоритму; продолжать работу по формированию языковой грамотности; развивать орфографическую зоркость; внимание; умение доказывать; рассуждать; делать выводы; развивать навык работы в группах и в парах; воспитывать умение слышать и слушать; самостоятельность; самоконтроль; интерес к родному языку.

Просмотр содержимого документа
«русский язык 2 класс»

Учитель начальных классов

МБОУ «СШ № 10» г. Смоленска

Лапшина Е. В.



Проект урока русский язык во 2 классе по теме: Корень слова. Однокоренные слова.

(по курсу «Русский язык», автор В. П. Канакина)

Тип урока: открытие новых знаний

Цели: формировать понятие «корень» слова; роль корня в слове; учить подбирать однокоренные слова; находить корень в однокоренных словах; познакомить с признаками однокоренных слов; учить работать по алгоритму; продолжать работу по формированию языковой грамотности; развивать орфографическую зоркость; внимание; умение доказывать; рассуждать; делать выводы; развивать навык работы в группах и в парах; воспитывать умение слышать и слушать; самостоятельность; самоконтроль; интерес к родному языку.

Оборудование к уроку: учебник «Русский язык» 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1/ В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. - 3-е изд.-М.: Просвещение, 2013. - С. 61-62: ил.- (Школа России), карточки со словами девиза, карточки со словами для словарной работы, толковый словарь С.И.Ожегова, карточки со словами для работы в парах, распечатанный алгоритм, карточки со словами для работы в группах, магнитная доска.

Содержание урока:

  1. Организационный

момент.

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести.

Тихо девочки за парту сели,

Тихо мальчики за парту сели,

На меня все посмотрели.

- Ребята, у нас урок русского языка. Улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего настроения.

  1. Мотивация. Речевая разминка.

Посмотрите на экран, постарайтесь собрать из слов предложение:

нас, всё, у, сегодня, получится! (на доске карточки со словами)

Произнесём это предложение хором, «разбудим» наши голоса.

- У нас сегодня всё получится!

Молодцы, ребята, замечательно. Это предложение будет девизом нашего урока.

- В нашем языке тысячи слов. У многих из них интересная история. Изучая её, мы можем ответить на разные вопросы. Когда появились слова? Как произошло то или иное слово? Что обозначало раньше? И мы продолжаем знакомиться со словами, но сначала минутка чистописания.

  1. Чистописание. Словарная работа.

- Откройте тетради. – Что надо записать? (Дату)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше? (Классная работа)

– Напишите слова «Классная работа».

- Ребята, наша буква, которую мы будем повторять на минутке чистописания, спряталась в словах:

Хлеб, хлебница, хлебороб (на доске)

- Какая это буква? (Х)

- Х – это очень значимая буква. С нее начинается такое важное слово, как хлеб. Что вы знаете о хлебе? (вырастить из зерна, собрать, обмолотить, смолоть, выпечь)

- Правильно. Сколько письменных букв Х есть в нашей письменной речи? (Две: заглавная буква и строчная)

- Давайте пропишем сочетание заглавной и строчной буквы Х (Хх).

- Подчеркните карандашом самое красиво написанное сочетание букв. (самопроверка)

- Пропишите слова с буквой х.

- Внимательно посмотрите на слова, что они обозначают? (хлеб-это продукт питания, хлебница-место для хранения хлеба, хлебороб-человек, который занимается хлебом)

- Что общего в словах, которые вы написали? (это родственные слова, потому что у них одинаковый корень)

- Выделите в написанных словах общую часть. Назовите ее.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

«Лишнее слово»

А теперь давайте поиграем. Я вам буду называть слова, если услышите родственные слова – хлопните, если нет – топните.

Лиса, лисица, лист

Сыр, сырость, сырок.

Лес, лесник, лестница, лесной.

  1. Актуализация знаний.

- Поиграли, отдохнули. А теперь отгадайте загадку и подумайте, что мы будем изучать на сегодняшнем уроке:

Я у дуба,

Я у зуба,

Я у слов

И у цветов.

Я упрятан в темноту.

Я не вверх, а вниз расту.

(корень)

- О каких значениях корня говорится в тексте загадки? (что корень есть у зуба, у деревьев, у слов)

- Сколько значений у слова корень? (много)

- Какой вывод можно сделать? (слово корень – многозначное)

- Давайте обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова, какое значение может иметь слово «корень»: 1) подземная часть растения;

2) часть волоса, зуба, ногтя;

3) часть слова.

- Как вы думаете, какое значение имеет для растения, для зуба корень? (очень важное, без корня ничего бы не выросло)

  1. Формулировка проблемы, планирование деятельности.

-Ребята, а какое значение корня будет интересовать нас на уроках русского языка? (корень слова)

-Что бы вы хотели узнать на этом уроке? (что такое корень слова, зачем он нужен, где его найти в слове, как обозначить)

- Правильно. На уроке мы узнаем: (на доске написан план)

  • Что такое корень?

  • Роль корня в слове.

  • Как выделить в слове корень?

  • Однокоренные слова.

  • Признаки однокоренных слов.

  1. Работа над новым материалом.

  1. Что такое корень? Как выделить корень в слове?

- А теперь ответим на первый вопрос: Что такое корень слова? Прослушайте сказку и выделите главное в ней:

Давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него появлялись слова-веточки, и назвали их однокоренными. А так как они были дети одного папы, то их еще назвали родственными. Общую часть родственных слов так и зовут с тех пор корнем. Из глубокого уважения к родителю однокоренные родственные слова соорудили корню домик, вот такой уютный и округлый. (учитель показывает условное обозначение корня)

- О чем нам рассказывает сказка? (о корне, он рос, у него появилось много родственников)

- Молодцы! Кто-нибудь из вас может сказать, что же такое корень?

- Сейчас вы поработаете в парах. Кто мне напомнит, какие правила мы должны соблюдать, работая в паре? (Будь вежливым. Не перебивай товарища. Говори так, чтобы тебя слышал твой сосед. Поблагодари товарища за совместную работу.)

- На каждой парте лежат карточки со словами, ваша задача: прочитать слова, распределить их по группам. Записать группы. Обсудить в «паре» сколько групп у вас получилось. Обменяться с другой парой, провести проверку. Если согласны поставить «+», если нет, то “-“.

(рыба, кормить, травка, рыбак, травяной, прикорм, рыбачить, корм, трава, травушка, рыболов, кормушка)

- Сколько групп получилось? Почему? (три группы, потому что три одинаковых корня)

- Как мы называем такие слова? (родственные)

- Почему? (в них есть общая часть, они близкие по значению)

- А как мы можем назвать общую часть родственных слов? (корнем)

2. Однокоренные слова.

- Как мы можем еще назвать родственные слова, зная о том, что у них один корень? (однокоренные)

- Итак, сформулируйте вывод о том, какие слова называются однокоренными. (Родственные слова называются однокоренными, у которых одинаковый корень.)

3. Роль корня в слове.

- Молодцы! Давайте дальше продолжим работу со словами на карточке. Теперь я вам предлагаю в каждой группе слов выделить корень. Каким значком мы должны его выделить? Кто покажет на доске? (ученик выходит к доске и показывает)

- Хорошо. Работать продолжаем в парах.

- Назовите корень в словах 1 группы, 2 группы, 3 группы. (-рыб-, -корм-, -трав-)

- А как вы думаете, если убрать корень из слова кормушка (карточка на доске), что у нас получится? (набор букв)

- А можно эту часть назвать словом? (нет)

- Почему? (нет лексического значения)

- Какой вывод можно сделать? (корень слова очень важная часть, он «хранит» общее значение всех однокоренных слов)

- Давайте сравним правило, сформулированное вами, с правилом в учебнике на с. 61 (читают вслух)

-Правильно вы сформулировали правило? (да)

- Давайте сделаем вывод о том, что такое корень? (Общая часть родственных слов, самая главная часть в слове, в котором заключено общее лексическое значение)

- А теперь мы сделаем отдых для наших глазок. Сядьте поудобнее. Повторяйте за мной.

ФИЗКУЛЬТМИИНУТКА

Рисуй глазами треугольник

Рисуй глазами треугольник.

Теперь его переверни

Вершиной вниз.

И вновь глазами

ты по периметру веди.

Рисуй восьмерку вертикально.

Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно

Ты вдоль по линиям води.

И на бочок ее клади.

Теперь следи горизонтально,

И в центре ты остановись.

Зажмурься крепко, не ленись.

Глаза открываем мы, наконец.

Зарядка окончилась.

Ты – молодец!

- Глазки наши отдохнули, и мы готовы дальше работать.

  1. Закрепление изученного материала.

Составление алгоритма.

- Итак, мы узнали, что такое корень слова, как он выделяется, какую роль он играет в словах и что такое однокоренные слова.

4. Признаки однокоренных слов.

- Сейчас откройте учебники на с. 62, выполните упр. 87. (один из учащихся зачитывает задание, идет самостоятельная работа, проверка)

- Давайте подумаем, по каким признакам вы назвали слова еж, ежихой, ежонком однокоренными? (у слов одинаковая часть и они имеют общее лексическое значение)

- Правильно! Давайте составим алгоритм для работы с однокоренными словами, первое что будем делать:

определять корень по одинаковому написанию.

Второе:

проверять, одинаковое ли значение имеет корень в словах. (алгоритм вывешивается на магнитную доску)

- Ребята, сейчас вас ожидает работа в группах. Группы у нас уже образованы. Используя выведенный алгоритм, вы должны образовать как можно больше однокоренных слов от слов, которые получат командиры, и записать их на листе бумаги. Работать вы должны дружно, быстро и тихо. Ссориться в группах нельзя, надо договариваться. Слова в группе каждый называет по очереди, затем идет обсуждение, подходит ли оно вам, командир записывает их на листе. На работу вам отводится 3 минуты. Представитель от группы у доски доказывает и обосновывает выбор слов. (1-ая группа-Лес; 2-ая группа-Гриб; 3-я группа-Дом; 4-ая группа-Сад; каждая группа получает карточку со словом, лист А3, фломастер, записывает слова, помещает на доску и доказывает свой выбор этих слов)

Проверка

- Как называется группа слов, которую вы составили? (однокоренные)

- Докажите свою точку зрения. (в словах одинаковый корень -лес- , все слова имеют одинаковое лексическое значение)

- Ваша группа справилась с заданием? (да)

- Вы работали сами, или вам была необходима помощь?

- Дружно ли работала ваша группа? (так проводится проверка во всех группах)

  1. Итог урока.

- Кто помнит, какой девиз нашего урока? (У нас сегодня все получится!)

- Как вы думаете у нас все получилось? (да)

- Какая цель была на уроке? Достигли ли мы её? (узнать о корне слова, да)

- Что такое корень слова? (общая часть родственных слов)

- Как правильно определить корень в слове? (подобрать однокоренные слова, схожие по смыслу)

- Какие слова называются однокоренными? (имеют общую часть слова-корень)

- Каковы признаки однокоренных слов? (имеют общую часть, одинаковое лексическое значение)

- Где нам могут пригодиться знания об однокоренных словах? (на уроках русского языка, для проверки слова)

  1. Рефлексия.

- Давайте поиграем в игру «Закончи предложение»:

Я узнал ...

Я открыл для себя ...

Теперь я могу сам...

Я легко справился...

Мне было трудно...

Мне было интересно...

Мне понравилось...

  1. Домашнее задание.

- Сегодня на уроке активно работали, и показали хорошие результаты...

- Получили отметки...

- Спасибо за работу. Урок окончен.

- Домашнее задание.

- Выучить правило на с. 61

- На выбор:

1. Придумайте свою сказку, героями которой будут

однокоренные слова. Выпишите эти слова в тетрадь. Выделите в них

корень.

2. Выполните упражнение № 88 на с. 62.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!