Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Каякентская средняя общеобразовательная школа № 1»
Конспект внеклассного мероприятия
Класс: 8
Предмет: русский язык
Тема: «Лингвистический турнир»
Учитель: Рамазанова Умухат Джалавовна
Тема : «Лингвистический турнир»
Цели:
- пропаганда нормативного русского языка среди учащихся школы;
- вовлечение учащихся во внеклассную работу по русскому языку ;
- развитие у школьников интереса к самостоятельному изучению различных разделов русского языка;
- развитие творческих способностей, познавательных интересов;
- развитие общей эрудиции участников.
-организация игровой деятельность учащихся по проверке знаний, полученных при изучении курса русского языка.
Задачи:
- способствовать формированию у школьников мотивации к учению,
- содействовать развитию навыков самостоятельной коллективной работы,
- содействовать развитию умения творческого применения знаний в новых ситуациях.
Описание мероприятия. В игре участвуют две команды по 6 человек. Они должны приготовить приветствия и выбрать капитанов. Проводится 3 тура-раунда. В каждом раунде будет разыгрываться 8 вопросов, каждый правильный ответ – 1 балл. Время на обсуждение вопроса – 30 секунд. Победительницей будет признана команда, набравшая большее количество баллов во всех 3 турах.
Оформление доски. Брейн-ринг (интеллектуальная игра). Эпиграф.
«Молчат гробницы, мумии и кости, —
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена»
И.Бунин
Ход мероприятия:
Ведущий. Добрый день, дорогие друзья! Мы рады вас приветствовать на нашей интеллектуальной игре «Лингвистический турнир». Сегодня собрались самые умные, интеллектуально развитые ребята, которые хотят блеснуть своим остроумием и эрудицией
Ребята, вы, наверное, слышали поговорку «Язык мой — враг мой!». В каких случаях так говорят? (Ответы детей.) Но есть и вторая часть этой поговорки: «Язык мой — друг мой». Вот и сегодня участникам предстоит постараться, чтобы язык каждого был не врагом, а другом своему хозяину. И ещё есть правила речи, которые надо стараться соблюдать. Необходимо говорить громко, чётко, выразительно.
Правила игры: каждый правильный ответ команда получает определенное количество звездочек. Побеждает та команда, которая набирает наибольшее их количество. Если команда не знает ответ, то ход переходит другой команде, если и она не знает, то зрителям. С места выкрикивать нельзя, иначе ход переходит к соперникам, а если он и верный, то не засчитывается.
Прежде чем начать игру, давайте познакомимся с нашими командами. (Команда 7 класса и 8 класса) .Каждая из команд проговаривает свое название и девиз (если есть).
А сейчас познакомимся с жюри, которое будет оценивать не только правильность, но и оригинальность ответов, смекалку, находчивость и фантазию. (Представление жюри.), 2 ассистента, которые разносят звездочки для команд.
РАЗМИНКА
1 задание . Игра « Эрудит»: Угадай слово по его лексическому значению. (2 минуты)
Сосуд, особого устройства, предохраняющий помещенный в него продукт от остывания и нагревания. ( Термос)
Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой. (Акваланг)
Тот, кто любит свою Родину, предан Отечеству. (Патриот)
Круглая площадка в цирке, на которой дается представление. (арена)
Группа специалистов, решающих вопрос о присуждении премии или награды на конкурсах, выставках, соревнованиях. (Жюри)
2 задание. « Фонетический разбор» . Командам дается одно слово для фонетического разбора.
Задание: сделать фонетический разбор слов. (3 минуты)
1 команда: подъем
2 команда: съемка
Оценивает работу жюри.
Пока команды справляются с заданием, для зрителей викторина и возможность заработать звездочки.
Какую часть слова можно в земле найти? (корень)
Сколько существует степеней сравнения? (две)
Называем слова, в которых несколько одинаковых гласных букв. Например, 3 буквы о. (долото, молоко, хорошо, золото)
[ж] звонкий или глухой? (звонкий)
В начале слова буква ё обозначает? (два звука)
Гласных букв 10, а гласных звуков (6)
Назовите первую букву алфавита (а)
Чем кончается день и ночь? (ь)
Проверка фонетического разбора слов.
Слово жюри, общий счет.
3 задание: исправь пословицу (2 минуты)
1.Одна голова хорошо, а две некрасиво. (лучше)
2.Чтение – лучшее мучение. (учение)
3.Одна нога здесь, а другая в гипсе. (там)
4.Друзья познаются на контрольной. (в беде)
5.Мал ноутбук, да дорог. (золотник)
6.Трудно в учении – легко на каникулах. (в бою)
7. После драки шапками не машут. (кулаками)
4 задание . «Черный ящик»
Ему все рады: и стар и млад. В древние времена его доставляли в устной форме. Сегодня его заменяют СМС. Из него мы можем узнать, как поживают дальние родственники, друзья. (Письмо)
Вот и мы получили письмо. Но, боже мой, сколько в нем ошибок. Ребята, давайте отредактируем его, т. е исправим ошибки. ( 3 минуты)
Дарагой друк здраствуй!
Пишыт тибе Серьеза. Как ты жывеш? Я жыву весила, многа гуляйу и нилюблю делать уроки.
Зато часта бывайу взаапарке фкино наречьки. Вот и фсе новасьти. Напишы и ты мне писмо.
Дасвиданьи.
Серьеза
Слово жюри, общий счет
5.задание. «Скороговорочный»
Задача участника команды: правильно и быстро произнести скороговорку. На подготовку дается 1 минута.
1 команда: Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон - как в капюшоне он смешон.
2 команда :Променяла Прасковья карасят на три пары чистокровных поросят. Пробежались поросята по росе, простудились поросята, да не все.
Слово жюри, общий счет
6 задание. «Исторический»
В этом конкурсе вы должны определить значение старорусских слов:
десница- правая рука;
очи-глаза;
чело-лоб;
уста-губы,
ланиты-щеки.
ЗАДАНИЕ «КОНКУРС КАПИТАНОВ»
Ведущий: Ко мне подойдут капитаны команд. Вам будут предлагаться вопросы - кто быстро и правильно на них отвечает, тот и получает призовой балл. Вопросы для капитана 1 КОМАНДЫ:
№ П/П | ВОПРОС | ОТВЕТ |
1. | Раздел науки о языке, изучающий словосочетания и предложения… | Синтаксис |
2 | Антоним к слову временный | Постоянный |
3 | Как погиб Колобок? | Съела Лиса |
4 | Откуда Айболиту пришла телеграмма? | Из Африки |
5 | Где происходит действие «Медного всадника»? | Петербург |
6 | Подруга дней моих суровых. О ком это? | Няне Пушкина |
7 | Фразеологический оборот со словом глаза. | Выколи глаз, вырви глаз, глазам не верить, плюнуть в глаза и др. |
8 | Объясните значение: Хоть кровь из носу. | Обязательно |
9 | Словарь, в котором можно узнать о произношении слов. | Орфоэпический |
10 | Великий русский баснописец. | Крылов |
Вопросы для капитана 1 КОМАНДЫ:
№ П/П | ВОПРОС | ОТВЕТ |
| Раздел науки о языке, изучающий звуки речи. | Фонетика |
2 | Синоним к слову антитеза. | Противопоставление |
3 | Кто спас муху-цокотуху? | Комар |
4 | Каталог или каталог? | КаталОг |
5 | Мой первый друг, мой друг бесценный… О ком это? | О Пущине |
6 | Фразеологический оборот со словом голова | Ломать голову, сломя голову, оторвать лову… |
7 | Объясните значение: подложить свинью. | Напакостить |
8 | Автор 4-томного Словаря живого великорусского языка. | В.Даль |
9 | Жалюзи или жалюзИ? | ЖалюзИ |
10 | Сколько раз надо отмерить, чтобы верно отрезать? | 7 |
Подведение итогов. Слово жюри.